Урок литературы в 9 классе Тема И. А. Бунин. Рассказы о любви Цель урока: постепенное проникновение во внутренний мир И. Бунина Зада - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект урока литературы в 11 классе Учитель Бобова Елена Александровна... 1 51.2kb.
Методическая разработка урока в 9 классе: Тема 27: Перестройка 1 73.93kb.
И. А. Бунина (конкретно-текстуальный анализ художественного произведения) 1 112.79kb.
Я для мира – мир для меня урок 1 Тема: «Я и Мы» Цель урока: познакомить... 13 2015.87kb.
План-конспект Урок географии в 6-ом классе. Учитель гбоу цо №1481... 1 63.54kb.
Конспект урока по физической культуре для учащихся 10 класса Тема... 1 115.71kb.
Урок №8 Тема урока: Перспектива в изобразительном искусстве 1 27.2kb.
Тема урока: Наследственные болезни человека Цели урока: Учебная цель 1 164.74kb.
Урок "Почвенные ресурсы Белоруссии" Тип урока: комбинированный Цели... 1 72.27kb.
Урок по обж в 11 классе Тема урока: «Права и ответственность военнослужащих»... 1 62.84kb.
Урок математики в 6 классе. Тема : "Умножение обыкновенных дробей" 1 26.49kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Р. 01 Практикум по... 10 1433.38kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Урок литературы в 9 классе Тема И. А. Бунин. Рассказы о любви Цель урока: постепенное - страница №1/1

Урок литературы в 9 классе
Тема И.А.Бунин. Рассказы о любви

Цель урока: постепенное проникновение  во внутренний мир И.Бунина

Задачи урока:

  • Раскрыть духовный потенциал рассказов Бунина,

  • развивать ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся;

  • научить текстуальному анализу рассказов;

  • сформировать интерес к творчеству И.Бунина;

  • воспитывать у учащихся такие качества, как любовь, нежность, отзывчивость.

Оборудование: тексты рассказов, тетради, выставка книг,  индивидуальные карточки-схемы, видеокассета опера П.И.Чайковского «Евгений Онегин», медиапроектор.



Эпиграф:

Прекрасно все в любви - несет ли нам

Страдания она или бальзам.

Страданья ради истинной любви

Блаженством, о влюбленный, назови.

Саади
Ищу я в этом мире сочетанья

Прекрасного и вечного.



И.А.Бунин
ХОД УРОКА
I. ИНДУКТОР (Подготовка к восприятию темы)

- Ребята, сегодня мы поговорим с вами о любви, самом прекрасном чувстве на земле. А помогут нам в этом рассказы И.Бунина.

- А что такое любовь в вашем представлении, в вашем понятии?

ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ НА СХЕМУ НА ДОСКЕ




ЛЮБОВЬ






(взаимоотношения между мужчиной и женщиной, подарки, ожидание, радость, счастье, цветы, мама, папа, семья, дом, дети; от любви человек преображается, меняет свои взгляды на жизнь; ему хочется петь, торить, совершать только хорошие поступки)
- Действительно, это так. Любовь - счастье, радость, дети, семья, дом
Счастье Дети Семья Дом





ЛЮБОВЬ

- Ребята, назовите произведения о любви, которые мы уже с вами читали.


(«Капитанская дочка», «Ася», «Герой нашего времени», «Евгений Онегин», «Первая любовь»)
ПРОСМОТР КАДРОВ ИЗ КИНОФИЛЬМА

- Сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из оперы Чайковского. Постарайтесь узнать героев, понаблюдайте за их чувствами.

- Назовите произведение, по которому поставлен фильм? («Евгений Онегин»)

- Кто автор этого произведения?

- Назовите героев этого произведения, которые испытывают чувство любовь.

- Итак, любовь – это вечная тема, которая волновала человека, волнует и будет волновать всегда. Любовь – это и вечная тема искусства, литературы, живописи, музыки…


- Из отрывка видно, как герои страдают. Какую здесь любовь мы видим? Что она приносит героям? (Заставляет страдать, мучиться).

- А есть ли лекарство от любви?

- Как вы думаете, почему до сих пор не изобрели такого лекарства? Ведь ученые уже знают, как излечить человека от многих болезней, которые еще совсем недавно казались неизлечимыми. Представьте, как было бы хорошо, выпил микстуру и здоров! Если любовь взаимная – радуется человек, счастлив, а если неразделенная…. то страдай, переживай,
(Есть лекарство от сердца, от почек, головной боли. А любовь в душе. Душу мы не видим, она внутри нас и вылечить ее невозможно. Да и каждый человек по-своему воспринимает любовь, и одно лекарство не может помочь всем).

II. Слово учителя «Тема любви в рассказах И.Бунина»

- Продолжить разговор о любви нам помогут рассказы И.Бунина.

- Иван Алексеевич Бунин – замечательный русский писатель, поэт и прозаик, человек большой и сложной судьбы. Он много писал о любви, ее трагедиях и редких мгновениях настоящего счастья.

И.А.Бунин имеет очень своеобразный, отличающий его от многих других писателей того времени взгляд на любовные отношения.

В русской классической литературе того времени тема любви всегда занимала важное место, причем предпочтение отдавалось духовной, «платонической» любви перед чувствительностью, плотской, физической страстью, которая зачастую развенчивалась. Чистота тургеневских женщин стала нарицательной. Русская литература – это литература преимущественно «первой любви».

Героям бунинских рассказов присущи необычайная сила и искренность чувства. Любовь захватывает человека, все его помыслы и силы. Чтобы любовь не исчезла и не иссякла, нужно расстаться навсегда, что показано во всех рассказах Бунина. Его герои жаждут любви и, опаленные ею, гибнут. Любовь у писателя недолго живет, она как короткая, яркая и ослепительная вспышка, до глубины пронизывающая души влюбленных, в конце концов, приводит к трагедии – самоубийству, гибели, небытию. Всю жизнь человек пытается найти ответ на вопрос: \"Что такое любовь? Солнечный удар, томление духа или благодать?\" Мне кажется, что именно И.А. Бунин попытался разгадать самое необъяснимое, загадочное чувство.

Образ любви в творчестве Бунина – это особый синтез духа и плоти. Дух по Бунину невозможно постичь, не познав плоти. И.Бунин отстаивал в своих произведениях чистое отношение к плотскому и телесному. У него не было понятия женского греха, как в «Анне Карениной», «Войне и мире» Л.Толстого, не было настороженного, неприязненного отношения к женскому началу, свойственного Н.В.Гоголю, но не было и опошления любви. Его любовь – это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.

Истинная любовь для Бунина есть вечная красота природы, для него она прекрасна только тогда, когда чувство естественно, не ложно, не выдумано.

Теме любви посвящены такие рассказы, как «Грамматика любви», «Темные аллеи», «Натали», «Легкое дыхание», «Митина любовь», «Кавказ» и др.

III. Работа над рассказами И.Бунина

- А сейчас, ребята, я прошу вас поделиться своими впечатлениями о прочитанных рассказах И.Бунина.



(по ПЛАНУ)

  1. Название произведения, автор

  2. Кто главные герои

  3. Чувства влюбленных

  4. Поиски «любви» героями

  5. Какая любовь? (Я думаю, что в этом рассказе любовь ….)


«МИТИНА ЛЮБОВЬ» - Попова Арина
ВОЗВРАЩАЕМСЯ К СХЕМЕ
- Итак, какую же здесь изобразил любовь И.Бунин?

(Любовь в этом рассказе чистая, незамутненная, у Мити любовь настоящая, первая, поглощен любовью всецело)


-Да, любовь в рассказе «Митина любовь» ___________________________.

ВПИСЫВАЮ В СХЕМУ



«НАТАЛИ» - Тутаева Юля

ВОЗВРАЩАЕМСЯ К СХЕМЕ


- Итак, какую же здесь изобразил любовь И.Бунин?

(В рассказе «Натали» любовь растраченная попусту. Смерть. Страдание. Мучение)

-Да, любовь в рассказе «Натали» ___________________________.

ВПИСЫВАЮ В СХЕМУ



«ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ» -

ВОЗВРАЩАЕМСЯ К СХЕМЕ


- Итак, какую же здесь изобразил любовь И.Бунин?

(Неразделенная, неравная, сословные предрассудки. Для Н.А. это «история пошлая, обыкновенная», а для Надежды – не умирающие воспоминания, многолетняя преданность любви. Любовь – это Божий дар, дана не каждому).

-Да, любовь в рассказе «Темные аллеи» ___________________________.

ВПИСЫВАЮ В СХЕМУ



IV. Итог урока

- Ребята, посмотрите на нашу схему.

- Что теперь вы можете НОВОГО сказать о любви. Какая она?

(СТРАДАНИЯ, НЕЗБЫВШИЕСЯ МЕЧТЫ, РАСТРАЧЕННОЕ ПОПУСТУ ВРЕМЯ, РАЗОЧАРОВАНИЕ, СМЕРТЬ)



СЧАСТЬЕ СЕМЬЯ ДЕТИ ДОМ



ЛЮБОВЬ
ЧИСТАЯ ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ - ВЫСШИЙ

БЕЗОТВЕТНАЯ РАСТРАЧЕННАЯ СУДЬЯ, ДАР

ПОПУСТУ БОЖИЙ

- Настоящая любовь – великое счастье, даже если она завершается разлукой, гибелью, трагедией. Позже мы понимаем это, раскаиваемся. Но это позднее духовное воскрешение говорит о несовершенстве людей, не научившихся еще жить, распознавать и дорожить настоящими чувствами, и о несовершенстве самой жизни, социальных условий, окружающей среды, обстоятельств, которые нередко препятствуют истинно человеческим взаимоотношениям.

Любовь – таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне обыкновенных житейских историй, наполняющая особым смыслом его земное существование.

Бунин считал, что «прекрасна та любовь, которая естественная, не ложна, не выдумана».

Наш урок показал, что любовь – это не только радость, счастье, тепло, взаимопонимание, это и боль, страдания, разлука, мучения и даже смерть. Но «Всякая любовь – счастье, даже если она не разделена». И поэтому каждый человек должен пройти через это.

V. Домашнее задание

Прочитайте рассказ И.Бунина «Солнечный удар» и дополните схему.


«Митина любовь»

Главные герои – Катя, возлюбленная Мити («милое, хорошенькое личико, небольшая фигурка, свежесть, молодость, где женственность мешалась с детскостью»). Она учится в частной театральной школе, ходит в студию Художественного театра, живет с мамой «всегда курящей, всегда нарумяненной дамой с малиновыми волосами», давно уже оставившей мужа.

Катя никогда серьезно не воспринимала Митю, она не раз посмеивалась над ним, шутила над его мальчишеской неловкостью «как ты смешно, с какой-то милой мальчишеской неловкостью растягиваешь свой большой рот, когда смеешься…» она ни за что не промела бы свое увлечение на Митю «я все равно даже ради тебя не откажусь от искусства. Катя часто оскорбляла Митю и приписывала ему те слова, которые он никогда не смел произнести «может быть, я и гадкая, как ты часто говоришь, может я испорченная, но бери меня такую, какая есть».

Катя, в отличие от Мити, не поглощена любовью всецело. Она слишком погружена в театральную, фальшивую среду. Ее увлечению потакает директор школы «самодовольный актер с бесстрастными и печальными глазами», каждое лето отправляющийся на отдых с очередной совращенной им ученицей. Жизнь в театральной среде с каждым днем меняла Катю. Внутренняя невнимательность Кати к Мите все росла. Она уже совсем не видела, не замечала его, была вся чужая, вся публичная. Особенно сильно Катя меняется после экзамена, успех на котором много значил «она превращается в молоденькую светскую даму, нарядную и все время куда-то спешащую». Свидания с Митей все сокращаются, и последний всплеск чувств Кати совпадает с его отъездом в деревню. Катя обещает ему регулярно писать, но не сдерживает своего обещания: написала всего два письма, причем во втором письме признается, что изменила с директором.

Митя – (Митрий Палыч) студент, главный герой повести. Он находится в переходном возрасте: от детского к мужскому. Он нескладный «худой, нескладный» (девки в деревне прозвали его «борзым»), неловкий: у него большой рост, черные жесткие волосы, «он был из той породы людей с черными, как бы постоянно расширенными глазами, у которых почти не растут даже в зрелые годы ни усы, ни борода…»

Митя, приехав в Москву, знакомится с Катей. Митя влюбляется в девушку и неожиданно он оказывается в том сказочном мире любви, которого он в тайне ждал с детства, с отрочества. Январь, февраль закружили Митю в вихре непрерывного счастья.

Митя влюблен по настоящему, относится к этому чувству серьезно. Он во всем потакает девушке, идет на уступки: провожает до студии, когда Катя высказывала свое превосходство над Митей, он с болью воспринимал это, как признак ее какой-то тайной порядочности. Весной Митя стал замечать, что Катя стала менять свое отношение к нему. В душе Мити стала расти его мнительность и ревность, Митина любовь почти всецело выражалась только в ревности. Митя любил Катю все сильнее. Он любил ее, хотя чувствовал, что любовь его не только не уменьшается, но все время возрастает вместе с той ревнивой борьбой, которую он вел с кем, с чем-то из-за нее, из-за этой любви, из-за ее напрягающейся силы, все более возрастающей требовательности. «он не знал, за что любил, не мог точно сказать – чего хотел… Что он испытывает к ней? То, что называется страстью, или то, что называется любовью? Душа Кати или тело доводило его почти до обморока, до какого-то бессмертного состояния.

Совершенно измученный двойственностью и неопределенностью их отношений М. уезжает к себе в деревню – отдохнуть и разобраться в себе.

В деревне М. живет памятью о любви, в его душе первая настоящая любовь. Он пишет Кате пылкие письма, рассматривает ее фотографию. Пишет ей длинные и особенно сердечные письма, полные веры в их любовь, и опять возвратился к непрестанному ощущению ее любовного и светлого пребывания во всем, чем он жил и радовался. Митя с нетерпением ожидает писем, то сам, то старосту посылает ездить на почту за письмами. Мучения М. усиливаются: чем более прекрасен мир, тем он кажется ему более ненужным, бессмысленным. Но Катя пишет очень редко, да и письма очень короткие и скупые на слова. «Он томился и тревожился все сильнее». «письма все не было и не было, он теперь не жил, а только изо дня на день существовал в непрестанном ожидании, все более томясь этим ожиданием и невозможностью ни с кем поделиться тайной своей любви и муки…» Однажды М. решает: «если не будет письма – застрелюсь!»

Митя перестал спать, потерял покой, он мысленно произносил, как одержимый:-«Катя!» «Муки его уже стали достигать крайнего предела».

Именно в этот тяжелый для Мити период деревенский староста предлагает ему поразвлечься и заглушить свои страдания. В шалаше он назначает встречу с Аленкой (ее муж на шахтах, да она чем-то похожа на Катю). Он заплатил ей пятирублевку, и его охватывает «страшная сила телесного желания, не переходящая в … душевное». Когда происходит наконец то, чего он так хотел, М.»поднялся совершенно пораженный разочарованием» - чуда не произошло.

И наконец мы видим потерянного М., который в бессознательном состоянии бродит по саду под дождем и перечитывает прощальное письмо от Кати, курил. Гремит гром, сотрясается небо. Митю пронизывает невыносимая боль. Возврата к тому, что было «подобно раю», нет и не может быть. Митя достает из ящика револьвер, отрыл рот и «с наслаждением» выстрелил.



(ЗАЧИТАТЬ ПОСЛЕДНИЕ СТРОКИ РАССКАЗА)

«Темные аллеи»

Главнее герои этого рассказа – Надежда, хозяйка постоялой гостиницы, и Николай Алексеевич, старик-военный».

Надежда – темноволосая, чернобровая и еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на походку. В гостиницы у Надежды чистота и порядок «хозяйничать люблю и чистоту люблю, ведь при хозяевах выросла». Будучи молодой, Надежда выросла в господском доме «как не уметь себя прилично держать». Надежда влюбляется в молодого господина Николая. Она его любит страстно, искренне, ее любовь чиста. Но молодой господин бессердечно бросает ее. Надежда получает вольную. Получив свободу, она открывает гостиницу. Теперь она независимая, самостоятельная «с совестью дает в долг деньги под проценты», справедлива. Но Надежда всю жизнь остается верна своей первой любви. Она больше не смогла никого полюбить, поэтому и замуж не вышла «Почему? Да потому, что не могла этого сделать. Небось помните, как я вас любила». У Надежды любовь не прошла «Что кому Бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело». Надежда жила памятью о своем возлюбленном всю свою жизнь. Она жила им всю жизнь. Знала, что давно нет его прежнего, что для него словно бы ничего и не было, а все равно любила. Надежда страдала, мучалась от неоправданных надежд «сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды одной, уж не говоря обо всем прочем». Надежда не смогла простить Николая Алексеевича «Простить вас я никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было». Надежда осталась прежней – любящей и верящей. Для нее воспоминания молодости – единственное, что согревает душу.

Николай Алексеевич из богатой семьи, господ. Будучи молодым, он полюбил крепостную девушку «красавицей она была необыкновенной». Но слишком разное у них было воспитание, социальное положение, культурный уровень и добровольно отказывается от любви – этого великого дара. А такой отказ – наказуем. Жизнь наказала Николая Алексеевича. Он женился на женщине, достойной его положения. Но она изменила ему, «бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя», сын, которого любил и возлагал надежды «вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести…»



При встрече Николай Алексеевич как бы не испытывает раскаяния «А! Все проходит, все забывается», но мы видим обратное. Старая любовь сохранилась (Надежда точно, помнит сколько времени прошло с момента расставания «тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас 48, а вам под шестьдесят, думаю…», «и, вынув платок и прижав его к глазам, скороговоркой прибавил: «Лишь бы бог меня простил».) Когда генерал уезжает, он признается сам себе: «Разве неправда, что она дала мне лучшие моменты жизни?» Судьба мстит ему за измену первой любви. Счастья в семейной жизни Н.А. так и не обрел. Он понимает, что упустил свой данный ему когда-то шанс. Но и это было минутным прозрением. Покидая постоялый двор, он «со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда». И все-таки ему трудно представить Надежду в роли жены, хозяйки петербургского дома, матери его детей. Он придает слишком большое значение сословным предрассудкам, чтобы предпочесть им подлинное чувство. И он поплатился за это – он одинок.

Для Н.А. это «история пошлая, обыкновенная», а для Надежды – не умирающие воспоминания, многолетняя преданность любви.