Урок литературы в 6 классе по стихотворению Н. А. Некрасова «Железная дорога» исказу Н. С. Лескова «Левша» Учитель русского языка и - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок литературы в 6 классе по стихотворению Н. А. Некрасова «Железная дорога» исказу - страница №1/1

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35

с углубленным изучением отдельных предметов»

Калининского района г. Чебоксары

Сильна страна народом

(урок литературы в 6 классе по стихотворению Н.А.Некрасова «Железная дорога»

и сказу Н.С.Лескова «Левша»)


Учитель русского языка и

литературы СОШ №35

Старшова Наталья Вадимовна

Чебоксары 2005

Цели:

1.Выяснить отличительные черты образа русского народа в литературе на примере героев древнерусских «Сказания о Кожемяке» и «Сказания о белгородском киселе», стихотворений «Железная дорога» и «Школьник» Н.А.Некрасова, сказа Н.С.Лескова «Левша».



2.Вызвать у детей чувство гордости за страну и русский народ, приобщения к великой державе, подтолкнуть их к размышлениям о своем отношении к ней.

3.Работать над формированием навыков сравнительного анализа произведений, работы с текстом, формулирования вывода.


Оборудование: музыкальное сопровождение, кластер со словообразовательным гнездом слова «род», раздаточный материал (таблица «Сравнительный анализ произведений» и текст стихотворения Н.А.Некрасова «Школьник»), альбом с портретами и иллюстрациями «Россия в лицах».

Ход урока


Без хозяина земля круглая сирота.

Русская народная пословица

Быть бессмертным не в силе,

Но надежда моя:

если будет Россия,

значит, буду и я.

Е.Евтушенко



  1. Организационный момент

  2. Вступление, определение целей и задач урока.

Звучит музыка, учитель читает стихотворение:
Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.


У реки – береза-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.


В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.


Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.


О чем это стихотворение?

(О Родине.)



А что такое Родина?

(Родина – понятие емкое: это и природа, и города, и предприятия.)



Без кого любая страна не сможет существовать?

(Без людей, без народа.)



Для нас Родина – это какая страна?

Сегодня мы с вами будем говорить о том, кем сильна Россия. Тема нашего урока: «Сильна страна народом». Мы выясним, как же изображается русский народ в нашей литературе. Произведен сравнительный анализ двух произведений: стихотворения Николая Алексеевича Некрасова «Железная дорога» и сказа Николая Семеновича Лескова «Левша». А в конце урока сделаем вывод: кто такой народ? Запишите тему урока в тетрадь.




  1. Изучение темы.

1) Как вы думаете, от какого слова произошло слово «народ»?

(От слова «род».)



Какие еще слова произошли от слова «род»?

Работа с кластером.


Как много хороших слов произошло от слова «род». Нас прежде всего интересует слова «народ» и «Родина». Оказывается, они имеют один источник. Может быть, потому что эти два понятия неразрывно связаны. И в литературе тема Родины неотделима от темы народа. Поэтому рассматривать их нужно вместе. Даже в мудрых народных пословицах закреплена эта мысль.

Как вы понимаете русскую пословицу, взятую в качестве эпиграфа «Без хозяина земля круглая сирота»?

(Без хозяина, без народа не может быть страны, а земля будет запущенной.)

Тема Родины и народа возникла еще в период древнерусской литературы, где она была центральной темой.

Какие произведения древнерусской литературы мы читали в этом году? («Сказание о Кожемяке», «Сказание о белгородском киселе»)

О чем повествует «Сказание о Кожемяке»?

Кто такой Кожемяка?

(Юноша мирного труда, обрабатывает кожу.)



Как вы думаете, любит его отец, «старый муж», сказавший о нем князю?

Почему же он отдает сына князю, зная, что тот может погибнуть?

Почему юноша соглашается выйти на бой? Ради чего?

(Оба готовы пожертвовать жизнью ради своей Родины, ради победы над врагом. Они преданны своей стране.)



Как называется такое качество?

(Патриотизм)



Так о чем это «Сказание…»?

(О патриотизме русских людей, о готовности отдать жизнь за Русь)



А как победили врагов жители Белгорода в «Сказании о белгородском киселе»? (Хитростью, смекалкой, умом.)

Что это была за хитрость? Пересказ произведения.

Как вы понимаете слова «Ибо мы имеем пищу от земли»?

(Жители Белгорода показали врагам, что сама земля питает их медом и киселем.)



А мы с вами свою пищу получаем от чего?

(От земли.)

Второй смысл это фразы: люди питаются тем, что дает им земля.

Почему в наше время людям, которые уехали за границу и имеют там дом, хорошую работу, чего-то не хватает, они скучают?

(Они далеки от Родины, скучают по ней.)

Есть еще один смысл этой фразы: Люди получают от родной земли духовную, моральную пищу. Родина питает их, дает силы жить. Вспомните один из подвигов Геракла «Яблоки Гесперид». По пути за яблоками герой встречает великана Антея.

Откуда черпал Антей силы для битвы с Гераклом? Как Гераклу удалось победить его?

(Антей черпал силы у своей матери земли. Геракл поднял его высоко от нее, держал так, пока тот на ослабел, потом задушил.)


2) Обратимся к литературе XIX века. Каждый русский писатель или поэт поднимал в своем творчестве тему русского народа. Мы с вами сравним два произведения.

В ходе работы с текстами и беседы заполняем таблицу.




Н.А.Некрасов

«Железная дорога»




Н.С.Лесков

«Левша»


1.Жанр. Рассказчик.







2. Главные герои:


отношение к труду
отношение к Родине
др. качества
недостатки.






3. Люди, обладающие властью.








4. Финал произведения. Кто виноват?








Заполним вторую графу таблицы.



Каков жанр произведения «Железная дорога»?

(Лиро-эпический жанр.)



Кем является рассказчик?

(Пассажир поезда, который рассказывает Ване правду о строителях железной дороги.)



А кто главные герои произведения?

О ком ведут разговор попутчики?

(«Массы народные», мужики.)



Что это за люди?

Что для них труд?

Как они относятся к работе?

(Строки: «Эту привычку к труду благородную…»)



Какие еще качества, кроме трудолюбия, выделяет Некрасов в образе мужиков?

(Строки: «Да не робей за отчизну…» Поэт выделяет терпение и выносливость.)



А о каких недостатках народа говорит автор?

( IV глава – безропотность, безответственность, невежество.)



В этой же главе описывается купец. Какими качествами наделяет Некрасов этого представителя людей, обладающих властью?

Как он относится к народу?

(Поэт выделяет в его образе самодовольство, безразличие к людям.)



Чем же заканчивается строительство железной дороги?

Получили что-нибудь за свою работу строители?

(Для многих людей строительство закончилось смертью или болезнями. За работу строители ничего не получили.)



Кто виноват в этом?

(Купцы, которые обдирали мужиков.)



Давайте прочитаем последние три строфы II главы. Какую мысль утверждает автор?

(Мысль о силе, величии народа.)



Как он относится к «массам народным»?

(Гордится русскими людьми, верит в их лучшую жизнь.)


3) Теперь заполним оставшуюся часть таблицы.

Каков жанр произведения «Левша»?

(Сказ.)


Что такое сказ?

(Сказ – повествование от лица участника событий.)



Обратите внимание на речь сказителя. К какому сословию принадлежит рассказчик?

(Речь сказителя приближена к народной.)



Что произошло в сказе и что за стальная блоха есть в произведении?

Кто является главным героем сказа?

(Левша -- мастеровой, оружейник.)



Почему он и его товарищи согласились на предложение Платова?

(Гл. V: мастера хотят поддержать не только Платова, а всю Россию.)



Как называется такое качество?

(Это патриотизм.)



Как оружейники отнеслись к этому делу?

(Гл. VII: это не просто трудолюбие и добросовестность, это увлеченность делом.)



Какими еще качествами обладает левша?

(Талантливость, мастерство, гениальность.)


За что мастера обиделись на Платова, когда он приехал принимать работу?

(Гл. X: он оскорбил их своим неверием, у левши и его товарищей есть чувство собственного достоинства.)



Какие недостатки выделяет в главном герое Н.С.Лесков?

(Гл. XV: невежество)



А как к левше относятся люди, обладающие властью: Платов, граф Чернышев, доктор Мартын-Сольский?

(Гл. XVIII: им безразлична судьба простого оружейника, они боятся за себя, ни талант, ни секрет левши им не нужны.)



Чем заканчивается произведение?

(Смертью левши.)



Кто виноват в его смерти?

Кто главный виновник?

(В смерти левши виноваты высшие чины, не доложившие о нем царю, боявшиеся за себя; главный виновник – Платов, который увез его без документа.)



О чем думает, переживает левше перед смертью?

(Гл. XIX: его последние мысли о Родине, он хочет донести до царя секрет, который узнал в Англии.)



Сам Лесков говорил: «…там, где стоит «левша», надо читать «русский народ». Почему у левши нет имени?

(Имя не важно, потому что это не единичный случай, не конкретный человек. Это собирательный образ русского народа.)

Значит, качества, которые Лесков выделяет в левше, присущи, с точки зрения автора, всему русскому народу.

Подведем итоги нашего сопоставления.



Какие качества выделяют оба автора в образе народа?

(Трудолюбие, терпение, патриотизм, добросовестность, гениальность, чувство собственного достоинства.)



Что губит его?

(Невежество и безропотность, безответность.)



Кто виноват в его бедах?

(Люди, обладающие властью. Им безразлична судьба народа, они думают только о себе и пользуются его невежеством.)



Тем не менее автор «Железной дороги» придает своему стихотворению оптимистический настрой. В каких строках это выражено?

(Гл. II: «Да на робей за отчизну любезную…»)



Почему он верит в лучшую жизнь для народа?

Что, с точки зрения автора поможет ему?

(Его терпение и силы помогут народу жизнь «грудью проложить себе»)


4) Мысль о величии народа-творца появляется во многих произведениях Н.А.Некрасова. Одно из них – стихотворение «Школьник».

Чтение стихотворения под музыку.

К кому обращен монолог автора?

Кого он встречает по пути?

(К мальчику, идущему на учебу.)

Из какого он сословия?

Богат он или беден?

(По его описанию видно, что он беден, из крестьянской семьи.)



Кто помог ему собраться в дорогу?

(Отец «последний грош» отдал, «старая дьячиха» помогла. Как говорится, с миру по нитке.)



Кого имеет в виду поэт в 6 строфе?

(Михаила Васильевича Ломоносова – крестьянина, который своим умом, упорством, собственными силами стал светилом российской науки, «нашим первым университетом».)



Как вы думаете, зачем Некрасов упоминает в своем стихотворении Ломоносова?

(Это придает стихотворению оптимистический настрой. Ломоносов проложил путь для тех, кто стремится к знаниям.)



Как вам кажется, выучится этот мальчик?

Легко ему будет?

Кто поможет ему?

(Добрые люди.)



В каких строках заключена основная мысль стихотворения?

Что это за мысль?

(Строфы 8,9,10. В этих строках выражается мысль о таланте и способностях народа, о любви автора к Родине, дающей миру таких сильных, благородных людей.)


5) Итак, главная мысль стихотворения «Школьник», которая появляется во многих произведениях русской литературы,-- мысль о величии русского народа, его силе и таланте.

Так кем же сильна любая страна?

(Народом.)




  1. Заключение.

Прежде чем ответить на вопрос, кто же такой народ, пролистаем страницы альбома «Россия в лицах». Кого-то мы узнаем, кто-то будет нам незнаком.

Перелистывание альбома и беседа по вопросам.

Почему мы начали альбом с портрета А.С.Пушкина?

Картина Н.П.Богданова-Бельского «У дверей школы» -- это готовая иллюстрация к какому произведению?

К какому сословию принадлежат герои картина «Устный счет»?

Кто изображен на картине В.Е.Маковского «Свидание»?

В какое время могли произойти события, изображенные на картине «Мать партизана»?

Во время войны народ становится сплоченнее, показывает чудеса силы и мужественности. Но герои были не только на фронте. Кто еще во время войны своим доблестью и самопожертвованием приближали день окончания войны?

Какую дату мы будем праздновать этой весной?

Кто победил в этой войне?

Имеем ли мы право забыть тех людей, которые боролись, отдавая жизни за свободу России?

Кто является героями картин В.Е.Маковского «Игра в бабки» и С.А.Григорьева «Вратарь»?

А мы с вами можем оказаться в этом альбоме?

Почему?

Кто же такой народ?

Итак, народ – это население государства, жители страны. Именно народом сильна любая страна. Писатели и поэты в своем творчестве постоянно подтверждают эту мысль.



Какой народ должен жить в великой стране?

(Великий)



А наша страна великая?

Какими мы должны быть, чтобы быть достойными этой великой страны?

Мы должны помнить, что эта связь «Страна – народ» двусторонняя: Россия не будет существовать без своего народа, потому что «сильна страна народом», но и мы с вами не сможем жить без своей Родины.

Вспомним слова Е.Евтушенко:

Быть бессмертным не в силе,

но надежда моя:

если будет Россия,

значит, буду и я.
Дома вы продолжите размышления на тему Родины и народа. Итогом ваших размышлений будет сочинение «Россия и я»

Домашнее задание: сочинение-размышление «Россия и я».