Урок литературы в 3-м классе Л. Н. Толстой. Рассказ-быль "Лев и собачка" Тасенко Ирина Викторовна - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок литературы в 3-м классе Л. Н. Толстой. Рассказ-быль "Лев и собачка" Тасенко - страница №1/1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29 VII ВИДА»

ул. Коминтерна, 9, г. Анжеро – Судженск, Кемеровской области ,652472

тел: 5-48-88, 5-48-95, Е-mail: school29an@mail.ru

Урок литературы в 3-м классе

Л.Н. Толстой.

Рассказ-быль "Лев и собачка"


Тасенко Ирина Викторовна

учитель начальных классов

I квалификационной категории
Цели урока:

  • Углубить знания о творчестве Л.Н.Толстого; расширить представления о жизни животных.

  • Коррекционно-развивающие: коррегировать и развивать мыслительную деятельность через выявление главной мысли произведения.

  • Воспитывать доброе отношение к животным, учить понимать чужую боль.

Оборудование:

– презентация Microsoft Power Point


– компьютер, проектор, экран;
-сердца с надписью “Самому доброму и чуткому”

Ход урока

I. Организационный момент (слайд 1)

Учитель: Прозвенел звонок на наш открытый урок. Добрый день, дети! Добрый день, гости! Мне приятно вас видеть. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Ребята, вы готовы начать урок? Тогда вместе скажем наше стихотворение:

Мы сюда пришли учиться

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.



II. Разминка

Учитель: Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните и выполните следующие упражнения:

  • Артикулляционная гимнастика.

«Лошадка» 10 раз

«Часики»


  • Фонетическая зарядка (слайд 2)

Са-са-са- это хитрая лиса

Су-су-су- и живёт она в лесу.

Сы-сы-сы- много дела у лисы.

Со-со-со- прокатили колесо.

Се-се-се- прокатились в колесе.

III. Проверка домашнего задания

Пересказ текста по плану.



IV. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н.Толстого, потому я вновь говорю “Здравствуй , замечательный русский писатель Л.Н.Толстой”. (слайд 3)

Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)

- Как он относится к людям?

Нашим помощником будет эпиграф . Прочитайте его про себя.

"Чуткому сердцу откроются тайны". (слайд 4)

- Что помогают понять эти слова?

(Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться)

Отгадайте загадки и вы узнаете о ком мы сегодня будем читать на уроке (слайд 5)

1. С царственной гривой, с гордой походкой


Осмотрит свои он владения зорко.
Даже не думай встать на пути
С царской особой ты не шути. (Лев)

2.Летит – молчит,


Подойдёшь – заворчит.
Кто к хозяину идёт
Она знать даёт. (Собака)

– Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?

– О чём нам может рассказать заголовок? (о хищном льве и маленькой собачке).

V. Знакомство с новым произведением стр.160-161

– Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?

– История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно, в далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что эта черта – сострадание, то есть умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нём до конца жизни.

– А видел кто – нибудь, как кормят зверей в зоопарке?

Так вот, раньше хищников кормили нередко бездомными животными. Послушайте, что произошло в одном из таких зоопарков.

2. Чтение рассказа учителем.

Физминутка



Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали

(Выпрямиться)

И на месте зашагали.

(Ходьба на месте.)

На носочках потянулись.


(Прогнуться назад, руки положить за голову.)

Как пружинки мы присели

(Присесть.)

И тихонько разом сели.

(Выпрямиться и сесть.)

3. Беседа после первичного прослушивания

1) Какие чувства у вас возникли при чтении этого рассказа?


    – Грустный рассказ, собачку жаль, льва тоже жалко

2) В какие моменты они возникли?


    – Когда собачка попала в клетку, когда умерла

3) Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится?


    – Когда животные подружились и лев не хотел никому отдавать собачку

4) Как выглядят животные?


    – Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.

5) А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?


    – Дружба животных. Нам вместе очень весело.

6) Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?

7) Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста.

8) Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки?


    – Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки.

9) Как вы думаете, почему лев не тронул собачку?


    – Ему стало её жалко, она ему понравилась.

10) В чём проявилась забота льва по отношению к собачке?


    – Оставлял ей еду. Спал рядом с собачкой. Никого к ней не подпускал. Играл с ней.

11) Как вёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.

12) Отчего лев умер?
    – Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.

13) Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?


    – Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них.

Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

VI. Организация художественного анализа текста

1) Чтение первой части (начало)

- Какие чувства вызвал поступок этого человека?



Выслушиваются ответы детей.

- Что собачка чувствует в этот момент? (Тревогу, она маленькая, беззащитная.)



На доске - слово "тревога".(слайд 6)

2) Чтение второй части

- Какое это животное? (Хищник, царь зверей.)

- Как ведет себя лев? Прочитайте.

- Какими словами автор показал, что он хищник? (Поделимся. Лев оторвал кусок.)

- Какое это чувство? (Забота.)

На доске - слово "забота".

Автор показал благородство льва. Так произошла их встреча.



3) Чтение третьей части

- Какие чувства испытывает собачка? (Вечером ... и сложила свою голову.)

- Как одним словом можно сказать, когда кто-то полагается на друга? (Доверие.)

На доске - слово "доверие".

- Найдите слова, показывающие, что чувства льва и собачки переросли в дружбу.



4) Чтение четвертой части

- Какие чувства испытывает лев после смерти собачки? (Тоска.)



На доске - слово "тоска".

- Найдите слова, с помощью которых автор передает эту тоску?

- Что лев не может понять?

Прочитайте до конца. Выделите слова, которые показывают, как ведет себя лев, когда собачка умерла.

Даже животные испытывают глубокие, сильные чувства, но проявляются они у них по-разному. Лев - хищник. Он в ярости разрывает другую собаку.

Прочитайте два последних предложения.

- Что вы почувствовали, читая эти строки? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясенный гибелью собачки, он пережил ее несколько дней.)

- Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? (У Льва Николаевича Толстого чуткое сердце.)

Давайте еще раз обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете его смысл? (слайд 7,8) (Чуткое сердце - отзывчивое, благородное, трепетное. Холодное сердце - ледяное, спящее.)

А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы можете заметить боль, радость, печаль других людей?

Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами!

VII. Работа с пословицами (слайд 9)

– Какая пословица подходит к этому рассказу? Почему?

1. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
2. Храброму смерть не страшна.
3. Один за всех и все за одного.
4. Сила сломит всё, а ум силу.

IX. Итог урока

Я часто думаю: писатели пишут произведения с печальным концом, режиссеры снимают грустные фильмы, художники создают печальные картины, а композиторы - печальную музыку. Зачем? (Чем больше это произведение всколыхнет чувств, чем больше заденет чужая боль, тем лучше произведение, так как оно заставляет нас страдать во имя счастья в жизни.)

Печаль не вечна. Время лечит. В жизни бывает и печаль, и радость.

– Так с каким же рассказом мы сегодня познакомились? Чтобы вы хотели сказать автору этого рассказа? (слайд 10)

– Спасибо, Лев Николаевич, за ваши добрые рассказы, за то, что Вы нас учите делать добро. Учите состраданию.

– А у нас в классе есть такие ребята, которые умеют жалеть наших младших бессловесных друзей, проявляют чуткость к обиженному, могли бы защитить их в трудный момент?

– Значит у вас ребята большое и доброе сердце. Запомните, ребята (слайд 11)

“Всё доброе на Земле – от солнца, всё хорошее – от человека”

– Разрешите мне подарить вам на память сердца с надписью “Самому доброму и чуткому”

Х. Домашнее задание (слайд 12)

Нарисовать плакат, посвященный защите животных.

Попробуйте придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной, и запишите её.




САМОМУ ДОБРОМУ И ЧУТКОМУ



САМОМУ ДОБРОМУ И ЧУТКОМУ




САМОМУ ДОБРОМУ И ЧУТКОМУ




САМОМУ ДОБРОМУ И ЧУТКОМУ




САМОМУ ДОБРОМУ И ЧУТКОМУ




САМОМУ ДОБРОМУ И ЧУТКОМУ