Урок истории в 9 классе Учитель истории моу лицей №2 Усова Т. В. Ожидаемые учебные результаты - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок по литературе и истории в 11 классе тема урока «Судьбы людей... 1 127.14kb.
Урока в 7 классе по истории России Учитель Каблахова Эльмира Олеговна... 1 59.07kb.
Урок по истории 9 класс Тыл в годы Великой Отечественной войны Учитель... 1 98.58kb.
Классный час «Есть такая профессия Родину защищать!» 1 109.89kb.
Урок по литературе в 5 классе моу «Шильдинская сош» Учитель: Пинаева... 1 143.19kb.
Урок биологии в 11 классе «Центры происхождения культурных растений... 1 148.83kb.
Урок по истории россии в 9 классе тема урока: Февральская революция... 1 35.49kb.
Программа деятельности школьного летнего 1 311.63kb.
Тематическое планирование уроков всеобщей истории. Новейшей истории... 1 110.48kb.
Урок по информатике в 7 классе тема: Устройство компьютера Учитель... 1 82.59kb.
Моу средне-Муйская сош, Усть -удинский район, Иркутская область. 1 140.73kb.
Краткий очерк истории философии  Философская картина мира  Философия... 50 7615kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Урок истории в 9 классе Учитель истории моу лицей №2 Усова Т. В. Ожидаемые учебные - страница №1/1

Тема: Свержение монархии в России. Февральская революция.

Урок истории в 9 классе

Учитель истории МОУ – Лицей № 2 Усова Т.В.

Ожидаемые учебные результаты

Усвоив материал этого занятия, учащиеся смогут:



знания

  • определять причины революции;

  • назвать характер революции;

  • назвать хронологию революционных событий;

  • определять сущность двоевластия

умения и навыки

  • работать с источникам;

  • работать в группах;

  • формулировать собственную позицию по изучаемой проблеме.

отношения, ценности, внутренние установки

  • выразить свое отношение к влиянию Февральской революции на дальнейший ход развития России.


Основные понятия:

революция, двоевластие, Временное правительство, самодержавие.


Оборудование:

мультимедийный проектор;

экран;

DVD – проигрыватель;



диск «История России XX век» Т.С.Антонова, А.Л.Харитонов;

учебник «История России XX – начало XXI века» под редакцией А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной;

компьютерная презентация «Февральская революция в России.1917 год»; раздаточный материал (документы, воспоминания современников);

термины на доске;

карта « Первая мировая война».
Межпредметные связи: физика (кипение, температура кипения), литература (дневники, воспоминания очевидцев Февральской революции.
Основная деятельность на занятии: работа по группам с документами, источниками, учебником.

Опережающие домашние задания

Это первое занятие по теме «Великая российская революция». Предыдущее занятие было обобщающим по теме «Россия на рубеже XIX – XX веков», поэтому домашнего задания не было. Но так как обучающиеся уже знакомы с темой «Первая русская революция», им может быть дан для повторения § 5.



Ресурсы к занятию

  • Столы в классе могут быть организованы так, чтобы создать пять рабочих групп.

  • Учебники, распечатки документов


План урока:

  1. Причины революции.

  2. Задачи и характер революции.

  3. Хронология Февральских дней.

  4. Сущность двоевластия.

  5. Мероприятия новой власти.

  6. Падение монархии.


План занятия (45 мин.)

1.Объявление темы занятия, учебных результатов и хода занятия (2 мин.)

2. Мотивация (точка кипения) (3 мин.)

3. Интерактивная часть (27 мин.)

3.1.Работа в малых группах с источниками. Определение причин, задач и характера революции.

3.2.Работа в малых группах. Просмотр видеофильма. Составление хронологии событий революции.

3.3.Работа в группах с учебником. Определение сущности двоевластия.

3.4.Работа в малых группах с источниками. Ознакомление с мероприятиями новой власти, прогнозирование дальнейшего развития революции.

4. Подведение итогов занятия, домашнее задание (8 мин.)

4.1.Фронтальная работа с классом.

4.2.Дискуссия о возможности сохранения монархии в России и о дальнейшем пути развития России.

4.3. Домашнее задание.


ход занятия (45 мин.)

1.Объявление темы занятия, учебных результатов и хода занятия (2 мин.)
Эпиграф:

Настанет год, России черный год,


Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать…

1830 г. М.Ю. Лермонтов

Вопрос: - Какое предсказание сделал поэт?
«Свержение монархии»

- Это и есть тема сегодняшнего нашего урока. Вы можете записать её себе в тетради. Сегодня нам с вами предстоит вспомнить причины революции и крушения монархии, проследить хронологию событий, выяснить сущность двоевластия.

Но в начале, давайте с вами вспомним, что такое «революция» С этим понятием мы с вами уже встречались в этом году. Давайте откроем «словарики» в наших тетрадях и ещё раз вспомним, что такое «революция»
2. Мотивация (точка кипения) (3 мин.)


  1. Причины революции.

- Давайте мы с вами немного поговорим о физике. Вспомним, что такое кипение?

Демонстрируются слайды с текстом:


Кипение - это интенсивное парообразование, которое происходит при нагревании жидкости не только с поверхности, но и внутри неё.

Температу́ра кипе́ния, точка кипения — температура, при которой происходит кипение жидкости, находящейся под постоянным давлением.

Согласно уравнению Клапейрона — Клаузиуса с ростом давления температура кипения увеличивается.

- А для чего в крышке чайника делают дырочку?

Для выхода пара. Без дырочки в крышке пар может выплеснуть воду через носик чайника.



3. Интерактивная часть (25 мин.)
- А давайте попробуем сравнить наше общество с жидкостью. Почему в обществе может начаться кипение? А что произойдет, если оказывать всё большее давление на общество и эти проблемы не решать?
3.1.Работа в малых группах с источниками Определение причин, задач и характера революции. Разъяснение задания.(2мин.)
- Я бы хотела, чтобы вы вспомнили те проблемы, которые существовали в российском обществе к началу 1917 года. Работа сегодня на уроке будет проходить по группам. Каждая группа получает текст документа (исторический источник или отрывок из работы историка). Ваша задача определить: о какой проблеме идёт речь в документе? Таким образом, мы попытаемся выяснить причины февральской революции. Работая в группах, вы должны добиться того, чтобы каждый смог увидеть скрытую здесь проблему. Вы работаете каждый со своим документом, но затем обязательно вы обсуждаете прочитанное. Каждый должен суметь объяснить то, о чём идёт речь в документе.

Вопросы и задания при работе с документами:

- Итак, о каких проблемах российского общества идёт речь в тех документах, которые представлены у вас на столах.
Выполнение задания(5 мин.)

1 группа.



Вот, например, как описывает положение крестьян профессор Эмиль Джозеф Дилон, живший в России в 1877-1914 гг.: "Русский крестьянин ложится спать в шесть и даже в пять часов зимой, т.к. у него нет денег купить керосин для керосинки. У него нет мяса, нет яиц, нет масла, нет молока, часто нет капусты, и живет он в основном за счет черного хлеба и картошки. Живет? - Голодает от недостаточного количества всего этого".

2 группа.



Из работы Т.В. Беловой «Социальное самочувствие рабочих Верхнего Поволжья в годы первой мировой войны».

Рабочий день, который в русской промышленности до войны был самым продолжительным в мире, в годы первой мировой войны еще более увеличился. Ряд исследователей, в частности, К.А. Пажитнов, Л.С. Гапоненко пишут, что рабочий день в годы войны был удлинен в 1,5 раза и доходил до 18 часов в сутки[6].

На здоровье рабочих, особенно подростков и женщин, не могла не отразиться продолжительная работа на фабриках, которые и до войны отличались антисанитарным состоянием, и условия труда на которых в годы войны не изменились в лучшую сторону. Каменные полы, которые были на большинстве фабрик, являлись причиной ревматических заболеваний рабочих, вынужденных работать босиком или в легкой обуви. Значительной части рабочих даже днем приходилось работать при плохом освещении.

3 группа


Бобович И.М. Русско-финляндские экономические отношения накануне Великой Октябрьской социалистической революции. Л., 1968. С. 95;

В 1910 г. парламент Финляндии был распущен, а его председатель Пер Эвинд Свинхувуд сослан в Сибирь. Вновь были расширены права генерал-губернатора, русский язык оставался официальным языком административных учреждений. К 1914 г. автономия Финляндии была резко ограничена. Репрессии по отношению к финским националистам и углубляющаяся русификация страны вызывала рост антироссийских настроений и подъём движения за суверенизацию Финляндии, вплоть до провозглашения её независимости. После начала Первой мировой войны существенно ухудшилась экономическая ситуация в стране, в Финляндии были размещены значительные контингенты российской армии. Хотя созыв парламента был возобновлён, в ноябре 1914 г. в финской прессе были опубликованы секретные материалы российского правительства, свидетельствующие о наличии долгосрочной программы русификации страны.

4 группа


Лидер кадетов Милюков: « Из края в край расползаются темные слухи о предательстве и измене. Слухи эти забираются высоко и никого не щадят… Имя императрицы всё чаще повторяется вместе с именами окружающих её авантюристов.. .Что это – глупость или измена?»

Великий князь Александр Михайлович в письме к Николаю II: «…События показывают, что твои советчики продолжают вести Россию и тебя к верной гибели…»

Из дневника офицера Балтийского флота Ренгартена:

Мы дошли до предела... Говорят, что императрица - человек большой воли, и государь её слушается. Говорят об определённых симпатиях её к немцам... Мерзавцы! Мерзавцы, что они делают с моей родиной! Могу только сказать, что наша офицерская среда от­крыто возмущается всем происходящим и что это мракобесие рево­люционизирует страну повально.

5 группа


Письмо с Западного фронта в Орловскую губернию, задержанное военной цензурой:

Дорогие вы мои мамаша, лучше бы вы меня на свет не родили, лучше бы маленьким в воде утопили, так ваш сыночек мучается. До чего надоела эта войны, до чего опротивела, что даже свет Божий не мил стал.

Здесь как, на позиции? Стоим в окопах. Холод, грязь, паразиты кусают, кушать один раз в сутки дают в 10 часов вечера, и то чече­вица чёрная - свинья не будет есть, а хлеб такой, что об дорогу бей. Чем дальше живётся - тем хуже. Начальство наше душит нас, вы­жимает последнюю кровь, которой уже очень мало осталось. Офи­церы совсем как звери. Бьют прямо в лицо да приговаривают: «Сол­датское личико вроде как бубен: чем звонче бьёшь, тем сердцу весе­лей». Солдаты на это, ясное дело, злобой отвечают, а после боя та­ких извергов находят с пулей в спине, ясное дело, кто стрелял. И правда - проклята будь эта война!
- Эти проблемы и стали причинами надвигающейся революции.

По ходу обсуждения документов на экране высвечивается слайд с причинами революции.



Причины революции

1.Аграрный вопрос не был решен. Крестьянство страдало от нищеты и малоземелья.

2.Отсутствие рабочего законодательства обостряло отношения между рабочими и владельцами предприятий.

3.Кризис самодержавия.

4.Нацинальный вопрос.

Обучающиеся делают соответствующие записи в своих тетрадях.

- Эти причины возникла не в 1917 и не в 1916. Почему же именно в это время происходит революция. Что стало толчком? Обратимся к пятой группе.

По ходу выступления учеников пятой группы, учитель предлагает всем вспомнить события Первой мировой войны. Обращается внимание на карту «Первая мировая война». Учитель предлагает показать на карте положение русских войск на фронте к 1917 году и коротко охарактеризовать ситуацию в войсках.

После выступления учеников, высвечивается следующий слайд:

5. Экономическая разруха, обнищание и голод, как следствие войны.

- Помимо этих причин многие приводят и ещё одну, высказанную лидерами либералов Милюковым (кадеты) и Керенским (трудовики) о роли Германии в углублении политического кризиса в России.

Воюющая на два фронта, Германия была заинтересована в выходе из войны России, и поэтому финансово поддерживала те российские силы, которые выступали за выход России из войны, а точнее — большевиков.

В Германии также находились типографии большевиков, кроме того, именно германское командование помогло Ленину срочно в апреле 1917 года вернуться через оккупированную немцами Прибалтику в Петроград.

На основании этого впоследствии либеральное Временное правительство обвинило Ульянова (Ленина) в шпионаже в пользу Германии и издало приказ о его аресте.


  1. Задачи и характер революции

После того, как каждая группа определила, о какой причине революции говорилось в документах, попытайтесь выяснить задачи Февральской революции. Что необходимо было сделать и как?

После ответов детей показывается слайд с задачами революции. В ходе совместного обсуждения определяется характер революции.
Решение аграрного вопроса, наделение крестьян землей, ликвидация помещичьего землевладения.

Урегулирование отношений между буржуазией и пролетариатом, улучшение положения рабочих

Свержение самодержавия и установление республики.

Расширение прав и свобод национальностей, проживающих на территории Российской империи, предоставление прав на самоопределение вплоть до отделения.

Прекращение войны и заключение мира. Ликвидация экономической разрухи.
- О каком характере революции мы можем с вами говорить? (Опираясь на опыт изучения первой русской революции, обучающиеся делают вывод)
Буржуазно-демократический характер.
По характеру революции делается соответствующая запись в тетради.



  1. Хронология Февральских дней.

3.2.Работа в малых группах. Просмотр видеофильма. Составление хронологии событий революции. Разъяснение задания.(2мин.)

- Вы сейчас увидеть отрывки из учебного фильма о февральской революции. Каждая группа после просмотра попытается нам объяснить, что происходило в дни революции. По ходу просмотра фильма, вы можете делать записи в тетради. Напоминаю, что вы должны обсудить увиденное в группе. Я дам слово оному из каждой группы.


1 группа расскажет о событиях 18 февраля.

2 группа – 23 февраля.

3 группа – 25 февраля.

4 группа – 26 февраля.

5 группа - 27 февраля.
Выполнение задания(5 мин.)
После просмотра фильма заслушиваются выступления представителей групп о ходе Февральской революции. Всё сказанное фиксируется учениками в тетрадях.


  1. Сущность двоевластия.

Далее рассказ продолжает учитель:

- 26 февраля Николай II упускает последнюю возможность трансформировать начавшуюся революцию снизу в менее болезненную революцию сверху. Он издаёт указ о роспуске Государственной Думы, лишая либеральные силы всякой надежды перейти к конституционной монархии парламентским путём. Этим шагом он выталкивает либеральные силы в революцию.

А революция тем самым набирает обороты. Восставшие захватывают арсенал, вокзалы, важнейшие правительственные учреждения, двинулись к тюрьмам освобождать всех пострадавших от царского режима.

Вечером 27 февраля опьянённая свободой толпа собралась у Таврического дворца. Здесь её ожидал сюрприз в лице 2-х органов власти.

- Какой орган власти, кто возглавлял, кто входил?

3.3.Работа в группах с учебником. Определение сущности двоевластия. Разъяснение задания (2 мин.)

- Продолжаем работу в группах. Но теперь обратимся к учебнику, страница 75. Найдите в тексте ответы на вопросы:



  1. Какие два органа власти возникли в Петрограде?

  2. Представители, каких партий их создали?

  3. Какие слои общества поддерживали?

Выполнение задания (5 мин.)

В ходе работы групп на доске создаётся схема двоевластия, которую ученики переносят себе в тетрадь.



Ситуация, которая сложилась в структурах власти в феврале 1917, получила название двоевластие. Попытайтесь дать определение, что такое двоевластие?(Обучающиеся формулируют определение)

Давайте откроем наши «словарики» в тетрадях и запишем новое определение. (Высвечивается слайд, на котором написано определение «двоевластие»)




  1. Мероприятия новой власти.

3.4. Работа в малых группах с источниками. Ознакомление с мероприятиями новой власти, прогнозирование дальнейшего развития революции. Разъяснение задания (2 мин.)
Каждая группа получает документ.

- Это одни из первых постановлений, приказов и деклараций Временного правительства и Петроградского Совета. Познакомьтесь с этими документами.

Задание 1 группе: - Что впервые провозглашал Приказ № 1 в армии? Каковы могли быть последствия?

Группа№1 «Петроградский Совет»

Приказ № 1 Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов по гарнизону Петроградского военного округа

1 марта 1917 г.

По гарнизону Петроградского округа всем солдатам гвардии, армии, артил­лерии и флота для немедленного и точного исполнения, а рабочим Петрограда для сведения.

Совет рабочих и солдатских депутатов постановил:

1) Во всех ротах, батальонах, полках, парках, батареях, эскадронах и отдель­ных службах разного рода военных управлений и на судах военного флота немед­ленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов выше­
указанных воинских частей.


  1. Во всех воинских частях, которые еще не выбрали своих представителей в Совет рабочих депутатов, избрать по одному представителю от рот, которым и явиться с письменными удостоверениями в здание Государственной думы к 10 часам утра 2 сего марта.

  2. Во всех своих политических выступления воинская часть подчиняется совету рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам...

6) В строю и при отправлении служебных обязанностей солдаты должны соблюдать строжайшую воинскую дисциплину...

7) ...Грубое обращение с солдатами всяких воинских чинов и, в частности, обращение к ним на «ты» воспрещается...
Задание 2 группе: - Какие изменения внесла декларация в политический строй России? Какие задачи стояли перед Учредительным собранием?

Группа № 2 Из декларации Временного правительства

  1. Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным, в том числе: террористи­ческим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т. д.

  2. Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослу­жащих...

  3. Отмена всех сословных, вероисповедных и нацио­нальных ограничений.

  4. Немедленная подготовка к созыву на началах все­общего, равного, тайного и прямого голосования Учре­дительного собрания, которое установит форму правле­ния и конституцию страны...

6) Выборы в органы местного самоуправления на осно­ве всеобщего, прямого, равного и тайного голосования.

Задание 3 группе: - Что обещает Временное правительство союзникам России? Какими могут быть последствия?



Группа № 3 Обращение Временного правительства к гражданам России от 6 марта 1917 г.

Граждане Российского государства!

Свершилось великое. Могучим порывом русского народа низвергнут старый порядок. Родилась новая свободная Россия. Великий переворот завершает долгие годы борьбы.


…Правительство будет свято хранить связывающие нас с другими державами союзы и неуклонно исполнит заключенные союзниками соглашения.

Принимая меры к защите страны от врага внешнего, правительство в то же время почтет первейшей своей обязанностью открыть путь к выражению воли народной относительно образа правления и созовет в возможно кратчайший срок Учредительное собрание на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, обеспечив участие в выборах и доблестным защитникам родины, проливающим ныне кровь на полях сражений. Учредительное собрание издаст также основные законы, обеспечивающие стране незыблемые основы права, равенства и свободы.




Задание 4 группе: - Как изменилось положение Питерских рабочих в марте 1917? Почему это постановление не распространялось на всю Россию?

Группа № 4 О введении восьмичасового рабочего дня, организации фабрично-заводских комитетов и примирительных камер.

10 марта 1917г.
Между Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов и Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков состоялось соглашение о введении на фабриках и заводах восьмичасового рабочего дня, фабрично-заводских комитетов и примирительных камер,
1) Впредь до
издания закона о нормировке рабочего дня на всех фабриках и заводах вводиться восьмичасовой рабочий день (восемь часов действительного труда) во всех сменах.

2)Накануне воскресных дней работа производится в течение 7 часов.

3)Сокращение часов работы не должно влиять на размер заработка рабочих.

4)Сверхурочные работы допускаются с согласия фабрично-заводских коми­тетов.

II. Фабрично-заводские комитеты

1)На всех заводах и фабриках учреждаются фабрично-заводские комитеты (советы старост), избранные из числа рабочих данного предприятия на основе всеобщего, равного и т.д. избирательного права.

2)Задачей этих комитетов является:… б) формулировка мнений по вопросам общественно-экономической жизни рабочих данного предприятия; в) разреше­ние вопросов, касающихся внутренних взаимоотношений между самими рабо­чими предприятия.

Задание 5 группе: - почему решение аграрного вопроса откладывается?



Группа №5

Из постановления Временного правительства о создании земельных комитетов

21 апреля 1917 г.

Важнейший очередной вопрос для нашей страны - вопрос земельный может решить окончательно и правильно только Учредительное собрание, избранное всеобщим, равным, прямым и тайным народным голосованием.

Но для такого решения необходимо предварительно собрать повсеместно све­дения о земельных нуждах населения и подготовить к Учредительному собранию новый закон о земельном устройстве. С этой целью Временное правительство образовывает Главный земельный комитет, который исполнит эту работу при со­действии местных губернских, уездных и волостных земельных комитетов...
Выполнение задания(5 мин.)

- Выслушиваем представителей групп, которые рассказывают о том, что большинство вопросов не решалось Временным правительством. Обучающимся предлагается сделать вывод о том, к чему это может привести в дальнейшем.



  1. Падение монархии.

4.Подведение итогов занятия, домашнее задание (8 мин.)

4.1.Фронтальная работа с классом (2мин.)

- Что же в это время происходит с царём?

Идёт демонстрация слайдов с текстом из дневника Николая II. Ученики знакомятся с отрывком и определяют, что произошло с монархией.

Следующий слайд: отрывки из манифеста об отречении Николая II. Ученикам предлагается ответить на вопросы:

Почему отрёкся царь от престола? В пользу кого он отрёкся?

Третий слайд: текст об отречении Михаила.

Вопрос: почему отрекается Михаил? В пользу кого?

4.2.Дискуссия о возможности сохранения монархии в России и о дальнейшем пути развития России(3 мин.)

- Согласны ли вы с высказыванием Бердяева. Время на обдумывание каждой группе.

Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения. Нельзя даже сказать, что февральская революция свергла монархию в России, монархия в России пала сама, ее никто не защищал, она не имела сторонников”.



  • Можно ли было спасти монархию? (небольшая дискуссия о возможном развитии России)

  • Что несёт с собой революция? (зло и насилие, или очищение и перспективу нового развития)

4.3.Подведение итогов занятия, объявление домашнего задания(3 мин.)

 Это одна из наиболее сложных и спорных тем в истории XX века. Россия оказалась на перекрестке исторических дорог, и нужно было выбрать ту, которая вела не в тупик, а в “лучшее завтра”. Все мечтали о порядке, а волею судеб стали участниками грандиозных исторических катаклизмов. И первым испытанием для российского общества стала Февральская революция.

От русского общества история потребовала сделать выбор. Правильный ли выбор мы тогда сделали? Философский вопрос. Бывала ли Россия и далее в течении XX века на перепутье дорог? Годы перестройки. И опять необходимо сделать правильный выбор. А зависит ли этот выбор от нас с вами? Что для этого нужно? Каким должен быть человек нового века?

Давайте подведём итоги:

- что нового вы сегодня узнали?

- можете ли вы назвать причины февральской революции?

- почему на ваш взгляд власть Временного правительства вскоре пошатнулась?

- какие вопросы возникли у вас в ходе урока?

В заключение нашего урока я желаю вам умения делать правильный выбор в своей жизни. И чтобы это выбор был правильным и для вас, и для нашей страны.

Домашнее задание: § 10, задания 1 и 2 на стр.80

Творческое задание: по выбору воспоминания участников февральской революции.

– воспоминания крестьян.

– воспоминания рабочих.

– воспоминания буржуазии.

– воспоминания рабочих Саратова.

– воспоминания крестьян Саратовской губернии

Дополнительная литература и источники:

История Саратовского края с древнейших времён до наших дней.- Саратов,2008



Д.Рейли. Политические судьбы Российской губернии: 1917 в Саратове.- Саратов, 1995
Электронные источники:

www.hronos.ru