Урок имеет значительную смысловую и мотивационную нагрузку для учащихся в плане формирования их политической культуры - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Компонент предметной изобразительности, выразительная подробность... 1 27.45kb.
Урок по теме: «Особенности русской политической культуры» 1 187.99kb.
Формирование ключевых компетенций на уроках физической культуры у... 1 64.52kb.
Урок разработан в соответствии с учебными программами по физике и... 1 129.58kb.
Учитель истории Моисеев А. В 1 108.75kb.
«Вторая мировая и Великая Отечественная война Советского Союза» 2 409.15kb.
Литература XIX века в кратком изложении немецкая литература новалис... 4 1236.98kb.
Проектная деятельность на уроках географии по теме: "Коренное население... 1 68.51kb.
Развитие речевых способностей, воспитание языковой культуры учащихся... 1 52.45kb.
Интегрированный урок немецкого языка, литературы и музыки 1 86.39kb.
Мбоу дод «сюн» «Современная концепция формирования и развития экологической... 1 72.5kb.
Приложение. Продолжение статьи Возместим часть расходов уплаченных... 1 72.12kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Урок имеет значительную смысловую и мотивационную нагрузку для учащихся в плане формирования - страница №1/1

Пояснительная записка.

Урок «Демократия» проводиться в рамках изучения главы «Политическая жизнь современного общества» в курсе обществознания в 11-м классе.

Этот урок продолжает и углубляет тему «Политические режимы и типы политических систем». Урок имеет значительную смысловую и мотивационную нагрузку для учащихся в плане формирования их политической культуры.

С учетом выбора форм и методов организации работы учащихся, урок является интерактивным, с использованием элементов: технология «обучение в сотрудничестве», информационно-компьютерные технологии, технология использования игровых методов.



Цели урока:

  1. формирование многоаспектного понимания учащимися понятия «демократия» как типа политического режима, основанного на признании источником, носителем и творцом власти народа;

  2. содействие становлению осознанного выбора учащихся в пользу ценностей демократии.

Задачи урока:

  1. проинформировать учащихся о признаках, формах, условиях существованиях демократического режима;

  2. проанализировать достоинства и недостатки демократии;

  3. формировать умения и навыки работы в команде;

  4. стимулировать интерес учащихся к изучению явлений общественной жизни.

Ожидаемые результаты урока:

Учащиеся должны продемонстрировать знания:



  • многоаспектность понятия «демократия»

* как формы государства, государственного управления, политического режима;

* принципа организации общественно - политической жизни;

* уровня обеспечения прав, обязанностей и свобод граждан;

* политического мировоззрения.



  • признаков демократии.

  • принципов демократии.

  • форм демократии.

  • условий существования демократии.

Умения:

  • поиска социальной информации из различных источников;

  • описания основных социальных объектов изучения в рамках темы урока;

  • анализа достоинств и недостатков демократии;

  • оценивания поведения людей, в том числе и собственного, с точки зрения соответствия нормам демократической политической культуры;

  • подготовки компьютерных презентаций.

Убеждения:

  • в том, что демократия отвечает стремление личности к самореализации, обеспечивает свободу творчества, во всех сферах человеческой жизни;

  • что демократия является наиболее привлекательным выбором для будущего России, ее стабильности и процветания.

Этапы урока:

  1. Организационный момент:

  • рассаживание учащихся;

  • знакомство с целями и задачами урока

  • информирование учителем о целях и задачах урока.

  1. Мотивационный момент урока:

    • прослушивание и анализ притчи «Об экономии воды»;

    • выяснение ее взаимосвязи с темой урока.

  2. Игровой момент урока. Упражнение - ассоциация «Демократия - это».

  3. Мини - лекция: «Демократия».

  4. Групповая работа учащихся согласно полученной инструкции (см. Приложение № 1).

  5. Компьютерная презентация учащимися результатов работы в группах.

  6. Закрепление материала темы урока путем выполнения творческого задания «Синквейн».

  7. Рефлексия познавательной деятельности учащихся.

Материалы и оборудование.

  1. Интерактивная доска «SMART»;

  2. 4 ноутбука;

  3. стакеры;

  4. листы - заготовки для синквейнов;

  5. раздаточные материалы для работы групп (4 комплекта)

    • рабочий лист № 1 Инструкция для работы в группах.

    • рабочий лист № 2 «Признаки демократии».

    • рабочий лист № 3 «Условия, необходимые для существования демократии».

    • рабочий лист № 4 «Формы демократии».

    • Рабочий лист № 5«Достоинства и недостатки демократии».

Ход урока:

  1. Учащиеся занимают поставленные полусферой учебные места, а учитель - место внутри полукруга, что сближает его с учениками.

  2. Учитель приветствует учащихся и обращает внимание на тему урока.

  3. Учитель предлагает учащимся сформировать ответ на вопрос: Ребята, что нам предстоит выяснить при изучении новой темы? Корректируя ответы учащихся, учитель формулирует цели и задачи урока.

  4. Учитель предлагает прослушать притчу «Об экономии воды» и определить, в чем ее смыслы и какое отношение она имеет к теме урока.

«Притча об экономии воды»

Обсуждая притчу, подвести учащихся к выводу, что демократия - такой политический режим, при котором власть избирается свободными гражданами и решает основные вопросы, согласно непосредственно выраженной их воле и предполагает консолидированную и личную ответственность.



  1. Затем учащиеся выполняют упражнение-ассоциацию «Демократия».

    • Объясните, что значит «ассоциация», чем она отличается от
      определения.

    • Сделайте акцент, что ассоциация - это чувства и мысли,
      которые возникают спонтанно.

    • Раздайте учащимся по 5 листиков, стикеров и предложите продолжить фразу «Демократия - это...». Сделайте это 5 раз.

    • Предложите прикрепить стикеры к доске и выбрать одно высказывание, которое более всего заинтересовало, показалось необычным.

    • Когда учащиеся возвратятся на место, предложите им прокомментировать свой выбор.

    • Подводя итог выступлениям учащимся, обратите их внимание на многоаспектное понимание ими демократии.

    • Поблагодарите за выполненное задание.



  1. Предложите послушать мини - лекцию на тему «Демократия» в виде компьютерной презентации.

  2. Затем произведите деление учащихся на группы в соответствии с основными признаками демократии «выборность», «народовластие», «гласность», «плюрализм».

  3. Группы учащихся начинают подготовку компьютерных презентаций на основе полученных инструкций (см. Приложение №1). Время работы 15-20 минут.

  4. После завершения работы группы представляют результаты своей
    работы в виде компьютерной презентации по следующим позициям:

      • Выводят формулу демократии (на основе полученных знаний о признаках, принципах и условиях демократии);

      • Определяют, какие возможности дает демократия для собственного личного роста;

      • Предлагают модель школьного ученического самоуправления, на началах демократии.

  5. Закрепляя материал темы урока, предложите учащимся написать синквейн «Демократия», раздав заранее заготовленные образцы.

  6. Используя методику «Неоконченные предложения», предложите учащимся завершить следующие предложения: изучив тему «Демократия»

Я понял ………………… ;

Я узнал…………………. ;



Я научился……………. ;

  1. Поблагодарите учащихся за работу на уроке и предложите использовать полученные на уроке знания в пользу ответственного выбора ценности демократии в своей жизни.


Приложение № 1

Инструкция по организации работы в группе.

    1. Распределите роли в группе:

  • Ведущий - развивающий и поощряющий дискуссию;

  • Докладчик - обобщающий результаты дискуссии:

  • Хронометрист - следящий за временем:

  • Лаборант - отвечающий за оформление работы;

  • Оппонент - внутренний критик.

    1. Ведущий напоминает правила работы в группе:

  • Активность каждого.

  • Учиться друг у друга.

  • Говорит один.

  • Мнение каждого - ценность.

  • Я - высказывание.

  • Участники разделят ответственность.

  • Говорить кратко и по существу.

    1. Ознакомьтесь с материалами рабочих листов:

  • Рабочий лист №1 «Признаки демократии»;

  • Рабочий лист №2 «Условия, необхрдимые для осуществления демократии»;

  • Рабочий лист №3 «Формы демократии»;

  • Рабочий лист №4 «Достоинства и недостатки демократии».

    1. Подготовьте компьютерную презентацию, отразив в ней следующие позиции:

  • Выведите формулу демократии (на основе полученных знаний о
    признаках, принципах и условиях демократии);

  • Определите, какие возможности дает демократия для собственного
    личного роста;

  • Предложите модель школьного ученического самоуправления, на
    началах демократии, (см. образец)

    1. Группа оценивает каждого.

Ф.И.О. учащегося

Критерий

Хорошо

Удовлетво-рительно

Плохо




Заинтересованность













Инициатива













Способность работать самостоятельно













Отношения к другим учащимся













Ответственность













Достижение цели













Качество выполненной работы













Выступление










Рабочий лист №1

Признаки демократии.

  1. Признание народа сувереном в государстве и источником власти.

  2. Выборность основных органов государства и ответственность назначаемых должностных лиц перед выборными учреждениями.

  3. Равноправие граждан, равная возможность участвовать в политической жизни.

  4. Существование плюрализма в обществе (многообразие общественных явлений).

  5. Подчинение меньшинства большинству при принятии решений (Принцип большинства).

  6. Право меньшинства на позицию.

  7. Наличие фундаментальных демократических прав и свобод личности, их признание, гарантированность и защита со стороны государства.

  8. Гласность (доступность для общества любой информации о жизни и намерения государства).

  9. Построение государственного устройства по принципу разделения властей.

  10. Либеральная идеология, основанная на идее автономности, независимости личности по отношению к государству, невмешательство государства в частную жизнь граждан.


Рабочий лист №2

Условия, необходимые для осуществления демократии.

  1. Высокий уровень социально-экономического развития, позволяющее поддерживать согласие и стабильность в обществе.

  2. Гарантии прав частной собственности, которые обеспечивают пусть относительную, но независимость человека от государства.

  3. Соответствующий уровень развития политической культуры, формирующий у сограждан социальную активность, интерес к политической деятельности, компетентность суждений.

  4. Современная рыночная экономика.

  5. Правовое государство.

  6. Развитая система, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.


Рабочий лист № 3

Формы демократии.

  • Форма демократии - это ее внешнее выражение.

  • Выделяют две формы демократии в соответствии со способом осуществления народом своей власти:

Прямая (непосредственная) демократия, согласно которой принятие политических решений осуществляется всеми без исключения гражданами;

Косвенная (представительная) демократия, согласно которой принятие политических решений осуществляется не лично гражданами, а через их уполномоченных представителей, т.е. через депутатов.

  • Институты непосредственной демократии, имеющие окончательное, общеобязательное значение -

    • выборы

    • референдумы, имеющие консультативное значение

    • плебисцит (народное обсуждение важнейших вопросов),

    • собрания,

    • митинги,

    • шествия,

    • демонстрации;

  • Классическая форма представительной демократии - парламентаризм (власть парламента в системе развития властей). Он строится на принципах:

    • народного представительства,

    • выборности,

    • сменяемости,

    • двойной ответственности парламентария,

    • широкой гласности.


Рабочий лист № 4

Достоинства и недостатки демократии.

  • Власть исходит от народа и служит ему;

  • Соблюдение основных прав и свобод личности;

  • Свобода личности в рамках закона;

  • Самоопределение (человек самостоятельно определяет свою жизнь);

  • Возможность развития личности (нет препятствий для собственного самосовершенствования);

  • Защита основополагающих интересов личности;

  • Политическое равенство;

  • Стремление к миру;

  • Процветание (демократия связана с высоким уровнем экономического развития);

  • Низкий уровень насилия в обществе;

  • Права наряду с ответственностью.





  • Принцип большинства (с точки зрения возможности неучета или игнорирования мнения меньшинства);

  • Принцип представительства (в смысле реальной опасности искажения воли народа);

  • Принцип свободного мандата депутатов (возможность бесконтрольности деятельности депутатов и их отрыва от интересов народа).


Литература для подготовки урока:

    1. Учебник «Человек и общество» Обществознание часть II под редакцией Л.Н. Богомолова и др. «Просвещение», М.2006;

    2. Б.И. Каверин, П.П.Чижик «Обществознание». «юнити», М.2007;

    3. И.Т. Пархоменко «Обществознание. Вопрос и ответ». «Учитель», Ростов - на - Дону, 2003;

    4. «Мой выбор» Энциклопедия материалов, М.2002;

    5. «Мой выбор» Рабочая тетрадь для старшеклассников.

    6. Ю.Г. Сумбатян «Демократия, как тип политического режима», «Обществознание в школе», №6, 1999. М.2002.


Приложение № 1

Притча об экономии воды.

В одной восточной стране случилась сильная засуха. Заботясь о благополучии своих подданных и опасаясь голода, владыка издал приказ «Об экономии воды». Приказ ограничивал полив личных участков двумя днями в неделю и грозил суровым наказанием за ослушание. На городскую площадь вышли глашатаи и зачитали приказ.

В тот же день с наступлением сумерек напуганные горожане вышли поливать свои участки. Они так старались, что наутро воды в озере стало совсем мало.

Владыка сильно разгневался и приказал тайной полиции организовать слежку за нарушителями приказа, арестовать и казнить их. В течение следующей ночи несколько человек были арестованы, а утром при большом стечении народа обезглавлены на городской площади.

Ночью горожане вышли на поливку, выставив дозоры. Ситуация с водой вышла из-под контроля.

В другой восточной стране также случилась сильная засуха. Заботясь о благополучии своих подданных и опасаясь голода, владыка приказал горожанам собраться на площади. Горожанам сообщили об истощении запасов воды в озере и предложили вместе искать пути выхода из создавшегося положения. После многочасовых споров, крика и легкой потасовки горожане пришли к соглашению о необходимости экономии воды, для чего постановили ограничить полив личных участков двумя днями в неделю.

Общее решение, давшееся с таким трудом, принесло желанные плоды: люди ограничили полив так, как договорились. А через некоторое время кризис с водой миновал.

Приложение № 2

«ПЯТЬ СТРОЧЕК ПО ПРАВИЛАМ (СИНКВЕИН)»

Слово «синквеин» произошло от французского числительного «пять». Это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по правилам.



1-я строчка — это называние темы одним словом. Чаще это существительное, но может быть и местоимение.

2-я строчка — это определение темы в двух прилагательных или причастиях.

3-я строчка — это три глагола, показывающие действия в рамках темы.

4-я строчка — фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к этой теме.

5-я строчка — завершение темы. Как правило, это синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Пример

1-я строчка

Школа

2-я строчка

Красивая, большая

3-я строчка

Советует, учит, радует

4-я строчка

Здесь много моих друзей

5-я строчка

Дом

Синквейн «УЧИТЕЛЬ»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________