Урок-игра: «Необыкновенное приключение хролофилла» Цель - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Урок-игра: «Необыкновенное приключение хролофилла» Цель - страница №1/1

Урок-игра: «Необыкновенное приключение хролофилла»
Цель: обобщение и закрепление знаний о процессах фотосинтеза и дыхания.

Задачи:

- образовательная: закрепление знаний о механизмах фотосинтеза и тесно связанного с ним процесса дыхания;

- воспитательная: показать значение зеленых растений в жизни планеты, необходимость их охраны;

- развивающая: развивать логическое мышление, творческие способности.



Оборудование: таблицы «Схема обмена веществ в растении», «Фотосинтез»;

костюмы, карточки, кроссворды, магнитофон.



Ход урока

Учитель: Фотосинтез — это важнейший процесс, благодаря которому возможна жизнь на земле. Только за один год растения выделяют в атмосферу 400 млрд. тонн кислорода. Поглощают 600 млрд. тонн углекислого газа и образую! в листьях 450 млрд. тонн органических веществ. А осуществляется этот процесс благодаря хлорофиллу. Где он находится, какую роль он играет в жизни растений - вы узнаете из спектакля, который подготовили ваши одноклассники, - «Необыкновенное приключение хлорофилла».

Действующие лица и исполнители: Автор, Судья, Прокурор. Адвокат, Хлорофилл.



Действие происходит на лесной поляне.

Автор: Однажды, лет 200 тому назад, на небольшой, но солнечной поляне произошли странные события. Они могли привести к гибели всего живого на земле, Но к счастью, этого не произошло. В те времена тоже жили добрые и умные люди, которые думали о будущем.

Появляется Хлорофилл.

Хлорофилл: «Здравствуйте! Я хлорофилл. Почему у меня такое странное имя? Да потому, что я зеленый! Я, хлорофилл,

всегда зеленый.

Пускай прохлада или зной,

Но я тружусь, как заведенный,

И каждый раз иду, как в бой.

Лишь только солнышко проглянет,

Лишь только солнышко проглянет,

Я первый луч его ловлю.

И сразу воздух чистым станет,

И сразу всех я накормлю.

Автор: Что он такое говорит? Как он может всех накормить? Как он может очистить воздух?

Хлорофилл: О, это очень сложный и таинственный процесс.

Появляются Судья, Прокурор и Адвокат.



Судья: Кто здесь произнес слово процесс? Какой процесс может происходить без

нас?


Прокурор (разгневанно): Какой-то ФОТОСИНТЕЗ. Слово непонятное, да и

процесс вредный.



Судья: кто его главный виновник?

Прокурор: Его главный виновник он, хлорофилл!

Судья: Странное юля.

Адвокат: Его имя в переводе означает «зеленый».

Судья: А отчество у него есть?

Прокурор: Да его отчество еще более странно - Хлоропластович.

Судья: хлорофилл Хлоропластович? Интересно. А место жительства?

Адвокат: В хлоропластах листьев, зеленых стеблей и зеленых плодов.

Судья: Род занятий?

Прокурор: Род занятий странный. Ничего у него нет, а питательные вещества рекой текут. Колдун, наверное. Может его на костре сжечь?

Судья: Нет, надо расследовать дело. Из чего ты готовишь пищу? Хлорофилл: О, господин судья! Мне для работы всего-то и нужно, что углекислый газ и ...

Судья: Откуда ты его берешь?

Хлорофилл: Из воздуха, господин судья.

Прокурор: А по какому праву ты расхищаешь природное добро?

Адвокат: Но господин судья, углекислый газ вреден для живых существ. Я могу это доказать.

Судья: Каким образом?

Адвокат: А вот каким. Я накрою Вас и прокурора стеклянными колпаками. Только рядом с Вами поставлю зеленое растение, и вы сможет нормально дышать. А прокурор останется под колпаком один.

Накрывает судью и прокурора колпаками. Сидят под колпаками Судья и прокурор, А мы, ребята, с вами Продолжим этот спор.

Прокурор: А-а-а-а-, я не хочу быть под колпаком. Это Штирлиц был под колпаком. Я не Штирлиц, я прокурор. Мне дышать нужно.

Судья: Всем дышать нужно.

Хлорофилл: господин судья, теперь Вы поняли, для чего мне нужен углекислый газ. Химики говорят о нем проще - С02.

Судья: Конечно, ведь я смог дышать даже под колпаком. Значит, растение помогло мне выжить... Суд принимает ваши доводы относительно углекислого газа. А что вам еще нужно для работы?

Хлорофилл: Еще мне нужна вода ... чистая.

Прокурор: Вот. Вот, я же говорил. Ворует нашу воду! Разбазаривает наше богатство, в тюрьму его!

Ворует нашу воду.

И углекислый газ,

Ну как же быть народу

Хочу спросить я вас.

Нет, я не понимаю

И в толк я не возьму.

Сейчас тебя поймаю

И посажу в тюрьму.

Хлорофилла но я беру совсем немного воды.

Адвокат; Но зато, используя воду, углекислый газ и энергию солнца, он дарит

всему живому пищу и кислород, а значит … ЖИЗНЬ.,



Прокурор: Как это. как это, не понимаю!

Хлорофилле Но это же так просто.

Вода, по стеблям поднимаясь

Идет к зеленому листу

И с С02 соединяясь

Дает нам сахар на свету.

Вот так творение природы –

Волшебный, добрый хлорофилл

Способен прокормить народы

Хотя уж к вечеру без сил.

Судья: Как это? Ты, такой маленький, зелененький, из углекислого газа и воды, на солнышке? Ты что маг?

Хлорофилла Не маг, но могу.

Адвокат: Это еще не все. Он и кислород из воды добывает. Вот почему вы под колпаком остались живы, а прокурор орал, как резанный.

Судья; Ну и как же это все называется?

Адвокат: Да фотосинтезом это все называется, фотосинтезом. Ведь что происходит-то? Новые вещества образуются: сахар, крахмал, кислород. Образуются, значит, синтезируются.

Все Исполняют песню на мотив «Я играю на гармошке...»

Фотосинтез идет

На свету круглый год

Из простых минеральных веществ

Солнце свет твой прольет,

Луч на лист упадет,

Чтобы всем подарить кислород.

И никак не поймет

Наш упрямый народ

Что он дышит, ест и живет,

Потому что с утра,

Лишь приходит пора,

Сладкий сок производит листва.



Прокурор: Наконец-то я понял. Ты хороший. Я не буду тебя обвинять.

Хлорофилл Многоуважаемый суд! То, что я создаю, разрушает другой процесс.

Судья: Какой еще процесс? Какое право он имеет что-то разрушать? Почему я в нем не участвую?

Адвокат; Участвуете, еще как участвуете. Все мы соучастники.

Хлорофилл: Этот процесс - дыхание. Все вы дышите, а значит, разрушаете органические вещества, которые я создаю.

Судья: Что-то я ничего не понимаю. Без фотосинтеза жить нельзя, это ясно. Он созидатель. Но ведь не дышать тоже нельзя. Так и помереть можно. Почему же дыхание - разрушитель?

Хлорофилла Вам двигаться нужно?

Судья: Необходимо.

Хлорофилл: Разговаривать вы должны?

Судья: Конечно. Я разговорами на хлеб зарабатываю.

Хлорофилл; А энергию на движение, размышления и разговоры где берете?

Судья: Не знаю. Сама как-то берется.

Хлорофилл: Сама, сама. Ничего не сама. Кислород, которым вы дышите, разрушает вещества, которые я создаю. А при этом выделяется энергия. Вот откуда вы ее берете. Из пищи. Только вы за пищей и энергией в магазин ходите. А я ее из солнца беру.

Все Исполняют песню

И в зной и в непогоду

И вечером и днем

Нельзя без кислорода

Иначе мы помрем

Мы дышим, дышим, дышим

И он, и ты, и я

Энергию из пищи

Берем себе друзья.

Чтоб бегать, прыгать, плавать,

Смеяться и гулять,

И очень важно, право

Учиться размышлять.

Адвокат: Господа, я надеюсь, теперь вы поняли, что кислород, которым вы дышите, поступает в ваши клетки. Там он разрушает органические вещества пищи до углекислого газа и воды. При этом выделяется энергия. Энергия нужна вам для хорошей жизни. А лишняя вода и углекислый газ удаляются в окружающую среду.

Судья: Следовательно, при дыхании выделяются углекислый газ и вода, а это то, что нужно для фотосинтеза.

Прокурор: Правильно, господин судья. Фотосинтез и дыхание -противоположные процессы. Колесо жизни. Замкнутый круг. А запускает его Солнце.

Хлорофилл: Я без дыхания никак не могу, да и оно без меня не обойдётся. Мы вместе делаем одно общее дело.

Судья: Значит, так. Фотосинтез происходит на свету, в листьях и других зелёных частях растений. Дышим мы каждой клеточкой своего тела. Фотосинтез обеспечивает нас и всё живое пищей, а дыхание - энергией. И всё это благодаря Солнцу и тебе, хлорофилл. Прекрасно. Ты оправдан, и это решение окончательное и обжалованию не подлежит.
Все Исполняют песню Фотосинтез- дружочек

Вот твоё домик-листочек

Там творишь ты свои чудеса.

Очень нужен ты людям,

Мы тебя не забудем,

И запомним тебя навсегда.

Пусть нам солнышко светит,

Чтобы взрослым и детям

Было радостно, ясно, светло,

Чтобы каждый цветочек,

Даже малый листочек,

Нам давал и еду и тепло.

Мы играли понарошку,

У народа на виду,

К сожаленью, мы играем

Только раз в году.

К сожаленью, мы играем

Только раз в году.



Ведущий: А теперь мы немножко поиграем.

Класс делится на две команды.

1 конкурс: Нарисуйте схему взаимосвязи процессов фотосинтеза и дыхания.

2 конкурс: <<:Угадай-ка»

Один участник из команды выходит к доске. Учитель показывает ему карточку со словом. Остальные должны догадаться, что это за слово, с помощью вопросов. Школьник у доски отвечает только - «да или нет». И так по очереди.



Слова: лист, кислород, дыхание, хлорофилл.

3 конкурс: Разгадайте кроссворд.











Ф










0












Т












0
















с




















и




















н














т












Е










3


Ответы: вода, лист, кислород, вещества, хлорофилл, дыхание, клетка, энергия. 4 конкурс: Как можно больше составьте слов, используя буквы слова

хлоропласт.

Например: хлор, рост, роса, пласт, пар и т. д.

Подведение итогов урока


Литература

1. Агеева И. Д. Веселая биология на уроках и праздниках. - М.: ТЦ Сфера, 2005

352с.

2. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы. / М..М. Боднарук, Н.В. Ковылина. Волгоград: Учитель, 2002. -



174с.

3. Калинина АА. Поурочные разработки по биологии. 6(7) класс. - М.: Вако, 2005. - 352с.



4. Лернер Г.И. Урок-спектакль.// Биология в школе. - №1 - 2002. - С. 36-38