Урок биологии-9 класс. Тема «Многообразие живого мира. Основные свойства» живых организмов». Учитель Ечина Л. Н - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Примерный вариант экзаменационной работы по биологии в 10 классе 1 59.05kb.
Экология в современном мире 1 236.81kb.
Урок тема: «Глобальные проблемы современности» Обществознание, 11... 1 27.92kb.
Учитель биологии: Губриенко М. Н. Тема: "Понятие об эволюции растительного... 1 99.22kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Биология с основами экологии» 1 70.09kb.
Внеклассное мероприятие по биологии 6 класса 1 217.83kb.
Моу матвеево-Курганская сош №3 открытый урок по биологии 11 класс... 1 127.8kb.
Урок для 10 классов Тема "Фотосинтез" Учитель биологии Кукморской... 1 82.71kb.
Урок биологии в 11 классе «Центры происхождения культурных растений... 1 148.83kb.
Харламова Светлана Петровна, учитель биологии и химии моу гимназии... 1 93.81kb.
Урок по курсу «История древнего мира», 5 класс Тема: «Города-государства. 1 34.33kb.
Школьной программы по химии в значительной степени способствует запоминанию... 1 136.74kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Урок биологии-9 класс. Тема «Многообразие живого мира. Основные свойства» живых организмов». - страница №1/1

МОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа», село Покровка, урок биологии-9 класс. Тема «Многообразие живого мира. Основные свойства» живых организмов». Учитель Ечина Л. Н.

Тема урока: Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

Цели урока: 1) показать многообразие живого мира, выявить основные свойства живых организмов, уровни организации живых систем.

2) повторить тему: «Система органического мира. Царства бактерий и грибов. Вирусы».



Задачи: 1) образовательная: показать многообразие живого мира, сформировать целостное (научное) определение жизни, выявить свойства живых систем, уровни организации живого;

2) развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализировать, сопоставлять, делать выводы;

3) воспитательная: эстетическое воспитание – показать гармоничность всего живого и его целесообразность.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: проблемная беседа, самостоятельная работа.

Межпредметные связи: экология, история, цитология.

Обеспечение занятия: 1) наглядные пособия; таблица «Уровни организации жизни»;

2) раздаточный материал;

3) оборудование: дополнительная литература.

Ход урока.


  1. Организационный момент: приветствие, подготовка аудитории к работе, наличие учащихся.

  2. Проверка знаний учащихся. Метод: фронтальный опрос. Вопросы: работа по карточкам. Дополнительные вопросы.

  3. Подготовка к ЕГЭ, повторение темы. «Система органического мира. Царство бактерий и грибов. Вирусы».

  4. Изложение нового материала. Тема: «Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов». План: 1) Определение понятия «жизнь». 2) Системность и организованность жизни. 3) Основные свойства живых систем.

  5. Сообщение домашнего задания: 1) глава 1, стр. 8-11, вопросы 1-10 стр. 11; 2) повторить 7 класс стр. 8-27; стр. 242-243.

  6. Закрепление изученного материала. Обсуждение результатов заполнения таблицы.

  7. Подведение итогов занятий: 1) оценить степень реализации поставленных на уроке целей; 2) оценить работу учеников во время урока.

Фронтальный опрос учащихся по вопросам:

  1. Что изучает общая биология? Докажите, что биология – это наука.

  2. Перечислите известные вам методы общей биологии.

  3. Почему при изучении эволюционных процессов недостаточно использовать какой-либо один метод?

  4. Охарактеризуйте место общей биологии в системе биологических наук. Каково значение общей биологии?

Индивидуальная работа учащихся по карточкам:

Карточка 1.

Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки:

- палеонтологический;

- сравнительно-аналитический;

- сравнительно-эмбриологический:

Карточка 2.

Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки:

- биогеографический;

- популяционный;

- моделирование.

Карточка 3.

Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки:

- иммунологический;

- паразитологический;

- генетический.

Карточка 4.

Дайте определение: гомология, аналогия, рудиментарный орган, атавизм. Приведите примеры.

Подготовка к ЕГЭ, повторение темы. Система органического мира. Царства бактерий и грибов. Вирусы.

Вопросы для повторения:


    1. Давайте вспомним систему живой природы. Царство – «Растения». Царство - «Животные».

    2. Что вы помните о бактериях. (Строение, питание, размножение).

    3. Дайте общую характеристику группы «Грибы» на примере отдела «Настоящие грибы».

    4. Что вы можете рассказать о вирусах?

Рассказ учителя с элементами беседы по плану:

  1. Определение понятия «жизнь». Что такое жизнь? Что отличает живое от неживого? По какому признаку считать объект живым? (Рассказ о вирусах) Задание: найти определение понятия «жизнь», выписать его в тетрадь.

  2. Системность и организованность жизни (беседа - повторить царства, типы, классы, отряды, семейства, роды, виды, популяции и индивидуумы). Вспомнить уровни организации живого! Как взаимодействуют между собой все эти уровни?

  3. Основные свойства живых систем: а) какое специфическое свойство жизни обеспечивает воспроизведение себе подобных?; б) какое свойство обеспечивает изменение самовоспроизводящихся структур?

Рассмотрим остальные свойства живых систем (работа с таблицей, используя учебник и дополнительную литературу):

Основные свойства живых систем.




Свойство

Проявление свойства

Единство химического состава

Все живые организмы состоят из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы, но соотношение элементов в неживом и живом неодинаково. В живых организмах 98% химического состава приходится на четыре элемента: углерод, кислород, азот и водород

Обмен веществ и энергии

Все живые системы поглощают необходимые им вещества из внешней среды и выделяют в неё продукты жизнедеятельности; через них проходят потоки веществ и энергии. Обмен веществ обеспечивает относительное постоянство химического состава организмов

Самовоспроизведение или размножение

Самовоспроизведение обеспечивает поддержание жизни любого вида и жизни вообще; в его основе лежит образование новых молекул и структур, обусловленное информацией, заложенной в ДНК

Наследственность

Проявляется в способности организмов обеспечивать передачу признаков, свойств, особенностей развития из поколения в поколение

Изменчивость

Способность организмов приобретать новые признаки и свойства

Рост и развитие

Рост выражается в увеличении размеров и массы с сохранением общих черт строения и сопровождается развитием, возникновением нового качественного образования

Раздражимость

Проявляется в реакциях живых организмов на внешние воздействия; организмы избирательно реагируют на условия окружающей среды

Дискретность

Любая биологическая система (клетка, организм, популяция и пр.) состоит из отдельных, но взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство

Саморегуляция

Выражается в способности живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов

Закрепление

Обсуждение результатов заполнения таблицы.

Домашнее задание:



      1. гл. 1 стр. 8-11, вопросы 1-10 стр. 11, устно.

      2. Повторить 7 кл. стр. 8-27; стр. 242-243.