Урок №32 Подготовка проектов уч-ся. Урок №33 Защита проектов обучающимися. Урок №34 Праздник с участием родителей. 5 Класс - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок-праздник "Праздник чая" в 5-м классе по теме: "Горячие напитки" 1 81.23kb.
«урок основная форма организации обучения в современной школе» 1 367.23kb.
Тема урока: Ароматические соединения в природе и жизни человека 1 343.96kb.
Урок-конференция. 11-й класс. Базовый курс Чудеса науки современной... 1 118.19kb.
Урок-дискуссия «А любовь остаётся жить» 1 80.25kb.
Изучить экологические законы природопользования 1 150.8kb.
Урок по жизненному и творческому пути Л. Н. Толстого 1 98.39kb.
Урок Всадник. Психологическая подготовка или немного самоанализа 3 369.96kb.
Интегрированный урок с использованием компьютерных технологий по... 1 52.69kb.
Сравнительная оценка качесва инвестиционных проектов 1 149.3kb.
Разработка урока: «Понятие наводнения и его поражающие факторы» 1 72.73kb.
Ii. История Русской Православной Церкви 1 132.2kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Урок №32 Подготовка проектов уч-ся. Урок №33 Защита проектов обучающимися. Урок №34 - страница №1/1

КУРС ОРКСЭ.

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ». Содержание ( 5 класс, 1-ая четверть)

Урок №18. Как христианство пришло на Русь


Урок №19. Подвиг
Урок №20. Заповеди блаженства
Урок №21. Зачем творить добро?
Урок №22. Чудо в жизни христианина
Урок №23. Православие о Божием суде
Урок №24. Таинство Причастия
Урок №25. Монастырь
Урок №26. Отношение христианина к природе
Урок №27. Христианская семья
Урок №28. Защита Отечества
Урок №29. Христианин в труде
Урок №30. Любовь и уважение к Отечеству
Урок №31. Итоговый урок
Урок №32 Подготовка проектов уч-ся.
Урок №33 Защита проектов обучающимися.
Урок №34 Праздник с участием родителей.

5 КЛАСС



Урок 1 (18). Как христианство пришло на Русь.

Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для 5 класса


Ключевые понятия: Церковь, Крещение, Святая Русь, спасение души.

Цели урока: заложить представление о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры.

Ход урока

Выявление восприятия, мотивация

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ



    1. Что о православной культуре вы вынесли из курса, который прошли в прошлом году? Что нового летом узнали по нашей теме? С какими замечательными людьми познакомились? Какие храмы видели? Сумели ли вы начать осуществлять «эру милосердия», о которой рассуждали в прошлом учебном году? Поделитесь вашими впечатлениями и достижениями. Будет хорошо, если вы оформите это в виде связного ответа. (Вопросы заранее могут быть записаны на доске).

    2. В этом году мы продолжаем наш курс и начнем с истоков нашей православной культуры. Как вы думаете, Евангелие сразу разлетелось по всему миру или же христианство постепенно достигает все новых и новых народов?

Отвечая, учащиеся могут выяснить, что Крещение Руси, сменившее языческое многобожие, добровольно было принято населением Киевской Руси. Принятие новой веры происходило мягко, хотя не единовременно и заняло определенный исторический промежуток.

3. Где была первая столица Руси?


Исследовательская работа с текстом

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ

– Прочитав текст, попробуйте ответить на вопрос, почему на Руси было принято именно православие.



ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

ПОСЛЕТЕКСТОВАЯ РАБОТА

ВОПРОСЫ


1. Попробуйте ответить на вопрос, почему Русь крестилась в православие?

Можно поработать с фрагментом из «Повести временных лет», который традиционно называют «Выбор веры», когда старцы и князья обратились к своему князю Владимиру:



В год 6495 (987). И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все бывшее с ними». И обратился к послам: «говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме… И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той…

– Что для послов князя Владимира стало основанием выбора именно православия?

1. Церковь = храм – это синонимы. А какое новое значение этого слова вы узнали сегодня?

Как вы представляете церковь как сообщество людей? Не является ли это (сообщество единомышленников) главным основанием для храма-здания? Подумайте, почему говорят: «Храм не в бревнах (т. е. не в материальном здании), а в ребрах (т.е. в самом человеке, его душе).

2. Как произошло Крещение Руси? Рассмотрите икону, на которой изображено Крещение Руси.

2. Чем обогатилась жизнь киевлян после их крещения?

Как крещение затронуло богослужение, книгоиздательство, образование, быт людей?

Учитель может внести дополнительную информацию.

Событие Крещения Руси, произошедшее в 988 году, стало знаковым для нашего народа. Памятники письменности, например, встречались на Руси и до 10 века. Но широкое освоение письменности, рождение качественно новой культуры, произошло именно после Крещения Руси.

До Крещения племена и народы, населявшие Русь, были язычниками. Главной особенностью языческой религии является многобожие. Славяне-язычники обожествляли живую природу и поклонялись богам ветра, грома, молнии, домашнего очага и другим. Крестившись, наши предки стали православными христианами. А поскольку православие языческая Русь унаследовала из Византии, то вместе с христианством русичи унаследовали и высокоразвитую византийскую культуру. Главным в православии являлось обозначение ведущего смысла человеческой жизни. В чем смысл и назначение человеческой жизни? Наверное, разные люди ответили бы на этот вопрос по-разному, а вот недавно крестившиеся неграмотный крестьянин-смерд и высокородный князь ответили бы на этот вопрос одинаково: «Спасение». Для них было ясно, что целью кратковременной земной жизни является спасение души. Человек призван пройти нелегкий земной путь и спасти свою бессмертную душу.

Крестившийся русский мир скрепляли, обеспечивали духовную цельность Вера, Христос, Евангелие. Представим мысленно церкви, купола, увенчанные крестами. Вокруг церквей располагались различные постройки – это была окрестность, то есть то, что расположено около, вокруг креста. Церковь, как Христов корабль, была в центре жизни. Все главные события в жизни человека были связаны с церковью: человек крестился, становился прихожанином церкви, исповедовался, причащался, венчался, здесь его отпевали, провожая в вечную жизнь. Храм, молитва, церковные таинства стали основой жизни. Все мирские, земные дела были пронизаны чаянием спасения души. Наши предки спасались не только через храмовое, но и домашнее благочестие. И в домашнем укладе все было оцерковлено, освящено молитвой.

На Русь, в 10 веке принявшей христианство, вера пришла вместе с недавно возникшим церковнославянским языком, родственным древнерусскому. Этот язык был создан святыми братьями Кириллом и Мефодием специально для перевода Евангелия и богослужебных книг. Церковнославянский язык обогатил древнерусский язык такими словами, как истина, разум, пространство, вечность, вселенная, милосердие, благодать и другими. Литературный язык совершенствовался и приобрел славу одного из наиболее развитых языков средневековья

Одним из ярких достижений новой культуры была книга. Книга была окружена на Руси особым почитанием: книга говорила о деятельной любви к родине, к ближнему, воспитывала чувство ответственности каждого за всех. Описывая окружающий мир, древнерусские авторы не уставали удивляться красоте и мудрости мироустройства, призывали к творческому созиданию, устроению, благоукрашению данного Богом природного мира.

3. Подсчитай, сколько лет назад крестился князь Владимир. Из ответа ты поймешь, сколько лет русской православной культуре.

Прочитайте материал о крещении князя Владимира. Можно сказать, что в результате крещения он стал другим человеком?

4. Какое имя-прозвание и почему русский народ дал князю Владимиру?

Для учителей приведем высказывание церковного историка А.В. Карташова: «Сам князь Владимир, когда-то неистовый язычник, стал совершенно другим человеком и правителем. За 25 лет своего христианского правления он не только крестил русичей, но и сумел воплотить евангельское благовестие в общественную жизнь. Святого Владимира теперь именовали «ласковым князем» и «красным солнышком». Его любил бедный люд как справедливого судью и защитника. Князь завоевал сердца своих современников, особенно простого народа сказочной щедростью. Он устраивал пиры для бедных каждое воскресенье, щедро оделял милостыней нищих и убогих. Это была впервые осуществляемая на Руси социальная помощь. Владимир действовал как христианин и как князь-государственник, понимавший, что в его попечении нуждается простой люд. На примере святого равноапостольного князя Владимира мы убеждаемся в том, что под влиянием веры безжалостный эгоизм, жестокость уступили место любви и милосердию».

Важно подчеркнуть, что князь Владимир стал зачинателем осуществления программы социальной помощи, милосердия на Руси. А также мысль о том, что под влиянием христианской истины человеческий эгоизм может «свернуться» и отступить, замещаясь лучшими качествами человека.

В первой русской летописи – «Повести временных лет» – отмечено, что в 983 году киевляне решили: "Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам". Как вы думаете, после принятия христианства прекратились человеческие жертвоприношения языческим богам на Руси?

Подводим итоги

Поговорим по душам

Подведите итоги урока: какую роль сыграло Крещение Руси для нашего Отечества.


ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ

К следующему уроку узнайте сами значение слов «экология» и «экологический кризис»



Урок 1 (18). Как христианство пришло на Русь

Вариант урока 1

Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для 5 класса



Ключевые понятия: Церковь, Крещение, Святая Русь.

Цель урока: осмысление учащимися факта Крещения Руси как основы развития её культуры, факта, обусловившего особенности её быта, системы жизненных ценностей её граждан.

Оборудование урока: географическая карта, мультимедиа проектор

Ход урока

I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Вы узнаете».

II. Работа с текстом учебника.

1.Чтение статьи учебника про себя.

2.Перечитывание статьи учебника на основе выполнения заданий

2.1.Найдите в статье учебника ответы на следующие вопросы:

– Как распространялось христианство?

– Как возникала христианская церковь?

– Как христианство пришло на Русь?

– Кто принял христианство, какова причина принятия христианства?

– Что означает Крещение?

– Почему храм Софии в Константинополе был назван этим именем?

– Что изменилось с принятием христианства на Руси, как преобразило христианство Русь?

– В чём смысл обряда Крещения?

– Что означает выражение Святая Русь?

– Под каким прозвищем князь Владимир вошёл в народное сознание?


– Почему прозвище князя Владимира «Владимир Красное солнышко», как это связано с его решением принять христианство

2.2.Найдите, какие географические названия упоминает автор статьи учебника (Израиль, север Европы, Болгария, Греция, Константинополь (Стамбул), Киев, Днепр). Покажите их на карте. Вычертите в тетради схематично расположение названных географических объектов относительно друг друга. Подумайте над ответом на вопрос: как могло случиться, что Русь, страна, отдалённая от Израиля, страны, где проповедовал Христос, приняла его учение?

III. Работа с дополнительной информацией (врезкой).

Чтение и ответ на вопрос: Как вы понимаете смысл Крещения?

После Крещения человеку надевают крест. Как вы понимаете смысл ношения человеком креста?
После этой части урока учащимся могут быть показан иллюстративный ряд: храм Софии в Константинополе, памятник Владимиру в Киеве, икона Крещения Христа, картина Виктора Васнецова «Крещение Руси». Демонстрация иллюстраций может стать основой для пересказа учащимися статьи учебника.

IY. Подведение итогов урока. Ответы учащихся на вопросы учебника.

Y. Опережающее задание к следующему уроку: определение по словарю значений слова «экология» и выражения «экологический кризис».

Возможный вариант задания на дом принести изображение пейзажа или животного (рисунок, репродукцию или фотографию)



К уроку № 18. Тема урока: Как христианство пришло на Русь.
Цель урока: Познакомить учащихся с историческими событиями, связанными с Крещением Руси
Задачи урока:

Обучающая: узнать исторические обстоятельства, связанные с Крещением Руси.

Развивающая: понять, какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны

Воспитывающая: осознать, что представление о Святой Руси – это представление о России, стремящейся к святости


Ключевые понятия урока: Церковь, проповедь Евангельского учения, князь Владимир, Крещение, Святая Русь.

На доске выписаны слова:

После крещения князь Владимир:

открыл школы для детей

заботился о том, чтобы никто не голодал стал милосердным

начал строить храмы


Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме:

- Как вы думаете, что еще, кроме покаяния, может изменить человека?



  • Что вы слышали о князе Владимире, крестившем Русь?

  • Почему его называли «Владимир Красно Солнышко»?

  • Знаете ли вы, что до крещения он был очень жестоким?

Описание урока

Рассказ учителя об исторических обстоятельствах Крещения Руси (по учебнику). Подробно рассмотреть, в каких случаях Русь называют Святой.



Библиотека

-Роль искусства в крещении Руси

-Я. П. Полонский. День Крещения России
Роль искусства в крещении Руси
Крещение Руси, как свидетельствует древнейшая русская хроника – «Повесть временных лет» - состоялось в 988 г. по инициативе киевского князя Владимира. Новое искусство, пришедшее из Византии с крещением Руси, преображало сознание русского человека, становясь неотъемлемой частью его новой христианской жизни. Сила воздействия новой культуры была столь велика, что это нашло отражение в летописной повести о выборе киевским князем Владимиром новой веры. Красота богослужения и интерьера Софии Константинопольской буквально поражает воображение послов Владимира, приехавших в столицу Византии для ведения переговоров о крещении Руси. Послы в самых выспренних словах описывают богослужение в Софии, сравнивая свое присутствие на службе с нахождением на небе, и утверждая, что именно в греческой церкви Бог пребывает с людьми: «И ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали мы – на небе или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и службы их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем здесь уже жить». Кроме того, на самого князя Владимира производит сильнейшее впечатление изображение Страшного суда, показанное ему приехавшим в Киев греческим монахом-проповедником.1 Итак, две важнейшие составляющие византийской художественной традиции – красота искусства и его содержательная наполненность, а отчасти и назидательность, оказываются важнейшими факторами в выборе новой веры киевским князем и русским народом. Эти же качества – тяготение к умозрительной красоте и, в то же время, к конкретности изображения, а также предельная содержательная наполненность и повествовательность, а порой даже литературность, - станут определяющими факторами в развитии русского искусства последующих столетий.

(В.Д. Сарабьянов. История древнерусской живописи. М., 2007. С. 19-20)


Илл. 1. Собор святой Софии в Константинополе (современный Стамбул). VI в.

Илл. 2. Собор святой Софии в Константинополе. Интерьер.

Илл. 3. Страшный суд. Мозаика собора в Торчелло. XI-XII вв.
«…философ показал Владимиру завесу, на которой изображено было судилище Господне, указал ему на праведных справа, в веселии идущих в рай, а грешников слева, идущих на мучение. Владимир же, вздохнув, сказал: "Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева". Философ же сказал: "Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись". Владимиру же запало это в сердце…» (прим. составителя).


Я. П. Полонский

День Крещения России

Жизнь без Христа – случайный сон.


Блажен, кому дано два слуха, –
Кто и церковный слышит звон,
И слышит вещий голос Духа.

Тому лишь явны небеса,


Кто и в науке прозревает
Неведомые чудеса
И Бога в них подозревает...

Как высочайший идеал,


Как истинный залог спасенья, –
Любовь и самоотверженье
Христос народам завещал.

В тот день, когда мы облечемся


Душой в нетление Христа,
От черных дел мы содрогнемся
И, обновленные, очнемся, -

И ложь не свяжет нам уста.


Сегодня, в первый день крещенья, –
Быть может, в бедные селенья,
В обители труда и слез,

Не в нищем рубище Христос


Сойдет, а с веткою оливы,
И скажет: Будьте все счастливы!
Все, - пожелайте всем добра!..

Сегодня день, когда впервые


Владимир и Мои святые
Крестили Русь в волнах Днепра!..
Князь киевский, когда-то гневный,

В союзе с греческой царевной,


В златом венце и на своем
Великокняжеском престоле
Для пахаря в далеком поле,

Для гусляра на вольной воле


И для дружинника с копьем –
Для всех стал другом и отцом
И красным солнышком желанным...
Пришла Андреем Первозванным
Предвозвещенная пора:
Взыграли омуты Днепра,
Славян пугающие боги

Разбились об его пороги,


И дрогнули богатыри,
И разбежались дикари...
О, как от утренней зари

Бегут, шатаясь, тени ночи,


И солнце радует нам очи
И озаряет алтари,
Так в день великого Крещенья

Сияй нам, вера! Прочь сомненья!


Русь не была бы никогда
Такой великою Россией,
Когда б она была чужда

Любви, завещанной Мессией,


Пусть охлажденные умы
Все отрицать готовы, – мы
Еще не оскудели сердцем;

Еще мы рады помогать


Разрозненным единоверцам
И пленных братьями считать:
Без нас не встала бы Эллада,

Ей не помог бы Римский трон,


Не рухнул бы Наполеон
И грозных войск его громада.
Под тяжким игом мусульман

Без нас забыли бы славян, -


Мы жизнь несли на их могилы...
Расшатывая вражьи силы,
Мы не считали наших ран...

Мы за геройские деянья


Не ждали злата и сребра...
За дело славы и добра
Мы не просили воздаянья...

И если перст Господний вновь


Нам цель великую укажет, -
Что делать – сердце нам подскажет
И христианская любовь!..

Россия, веру призови!..


В сей день торжественный и славный,
Нас бережет Отец Державный
Для новых подвигов любви...
ЦИТАТА.

Русь — ученица и наследница древней Византии

Принятие веры Христовой вводит Русь в живую связь и взаимодействие с окружающим культурным миром. Русь становится ученицей и наследницей древней Византии и получает от нее великое и многоценное сокровище религиозной, православной культуры. Первые русские учителя — это пастыри и учители Церкви, первые школы — храмы и монастыри. Под влиянием евангельского учения медленно перерождается и складывается народный характер, и в русской душе слагается тот высокий и строгий нравственный идеал, который так ярко и так четко раскрывается и на столбцах первой русской летописи, и в наставлениях древнего русского князя Владимира Мономаха.

(Протоиерей Георгий Флоровский)

Урок 2 (19) Подвиг

Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для 5 класса


Ключевые понятия: подвиг, жертва, подвижник.

Цель урока: построить мотивацию, изучение нового материала и рефлексию таким образом, чтобы детям стала ясна жертвенная, бескорыстная сторона подвига; появилось желание быть внимательным к людям, преодолевая эгоизм.
Выявление восприятия, мотивация

К рубрике «ВЫ УЗНАЕТЕ» добавим:



1. Посмотрите на тему урока. Растолкуйте понятие – тему занятия.

2. Подвиг может быть ежедневной составляющей в жизни человека?

3. Решите для себя тест. Аргументируйте свое мнение:

ПОДВИГ – это:

– то, что требует напряжения воли;

– преодоление эгоизма и корысти;

– дар другому человеку или целому народу, человечеству;

– жертва человека во имя добра и справедливости.

Составьте связный рассказ, приведите примеры.

Продолжение мотивационной работы – беседа.

1. В Евангелии есть слова Христа: Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне». Это призыв – а) не делать добро напоказ и б) жить так, чтобы добро естественно исходило от вас, не требуя раздумий и решимости. Помните ли вы такие спонтанно-добрые, по-хорошему безрассудные поступки?

2. А если все же какая-то часть души сопротивляется призыву добра, начинает скулить о своих интересах и выгодах. Как можно отодвинуть этот скулящий комок и шагнуть туда, куда направляет совесть?

Исследовательская работа с текстом

Опережающее задание

Прочитайте текст и скажите, какие наши гипотетические суждения подтвердились, а какие дополнили наше исследование проблемы.

Чтение текста

Послетекстовая работа

1. Реализация опережающего задания.

Беседа с использованием вопросов учебника и дополнительных заданий:

1. Перечислите условия, при которых расставание с чем-либо становится жертвой?

2. Слово подвиг связано только с военным временем?

3. Объясните слово «подвижник».

3. Расскажите, а ради вас кто-то чем-то жертвует?

4. Объясните, почему жертвенно служение врача, учителя, мамы?

5. Что двигало действиями епископа Акакия и его паствы?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

ПОГОВОРИМ ПО ДУШАМ

Почему подвижников, людей, жертвующих собой в большом и малом, становится не больше, а меньше?

ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ

К следующему уроку приведи примеры из истории, из окружающей жизни из литературы примеры, когда человека преследуют за правду.




К уроку № 19. Тема урока: Подвиг
Цель урока: познакомить с православным пониманием подвига и жертвы.
Задачи урока:

Обучающая: узнать этимологию слова «подвиг», понять смысл и взаимосвязь слов подвиг, жертва, подвижник.

Развивающая: уяснить суть жертвенного отношения христиан к Богу, человеку, миру

Воспитывающая: понять, что подвижничество – составная часть любого служения (семейного, профессионального, военного, священнического)


Ключевые понятия урока: подвиг, жертва, подвижник.

На доске выписаны слова:

Подвиг:

Я хочу нужно другому


Вопросы для повторения:

  1. Как можно сочетать долг воина с заповедью о любви к врагам?

  2. Чем различаются справедливая и несправедливая война?

  3. Назовите имена русских воинов, ставших святыми. Что вы о них знаете?

Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме:

- Какие слова являются однокоренными слову подвиг?

- Всякое ли движение является подвигом?

Описание урока

Осмысление статьи учебника. Акцентуация внимания на том, что жертва присутствует там, где человек отдает, не рассчитывая на возврат.

ПРИЛОЖЕНИЕ,

Памятник героям
Творчество [русского] скульптора Ивана Петровича Мартоса [1754-35], воспитанника Академии художеств, заслужившего право на поездку в Рим, принадлежит в основном XIX столетию. <…>

Крупнейшая работа Мартоса — созданный в 1804—1818 гг. памятник земскому старосте из Нижнего Новгорода Кузьме Минину Минину и князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, возглавившим народное ополчение против нашествия поляков в 1611—1612 гг. и изгнавшим захватчиков из Москвы.

20 февраля 1818 г. памятник был установлен и открыт в том месте, которое выбрал для него автор, — в Москве, у здания Торговых рядов. Скульптор изначально задумал и разработал его обращенным к Кремлю и Красной площади, не рассчитывая на круговой обзор. Перед зрителем предстала выразительная и впечатляющая скульптурная композиция. Минин стоит, правой рукой энергично указывая на Кремль, а левой вручая меч князю Пожарскому. Лицо Минина сурово и сосредоточенно, в нём отразилась могучая воля героя. Лицо князя озабоченно и напряжённо — он ранен и не уверен в своих силах. Но правая его рука уже сжимает меч, а левая опирается на шит. Пожарский внимательно слушает Минина. (В конце XIX в. памятник был перенесён к Покровскому собору и отчасти утратил тот смысл, который вкладывал в его композицию Мартос.)

Гранитный постамент украшен двумя рельефами. Один из них посвящён сбору народных пожертвований по призыву Минина, другой изображает победоносное сражение ополчения под предводительством Пожарского.

Памятник Минину и Пожарскому принёс скульптору всенародное признание. Он же, оставаясь человеком скромным, не стремящимся к славе, подписал своё произведение как простой мастеровой: «Сочинил и изваял Иван Петрович Мартос родом из Ични».

(Наталия Толстая, Алла Аронова. Иван Мартос. Энциклопедия для детей. Том 7. Часть 2. М. 1999. С. 274)


Илл. Иван Мартос. Памятник Минину и Пожарскому. 1804—1818 гг.


Подвиг длиной в жизнь
Во второй половине XIV в. неизвестные мастера украсили фресками церковь Спаса Преображения на Ковалевом поле близ Новгорода. Храм этот простоял многие века, но во время Великой Отечественной Войны (1941-45 гг.) был взорван. Стены храма обрушились, погибли древние фрески. Обломки храма, смешанные с землей, образовали огромный курган, который постепенно зарос травой. Казалось, древний памятник христианской культуры был потерян навсегда. Но в 1963 г. решено было восстановить древние росписи. Реставратор Александр Петрович Греков (1909 —2000 гг.) вместе со своими помощниками разбирал вручную курган, выбирая среди камней и земли те осколки штукатурки, на которых сохранились древние фрески. Затем, собранные осколки фресок очищали от грязи. Когда вся эта работа была сделана, начали собирать из мелких фрагментов целые композиции, ориентируясь на сохранившиеся с довоенного времени фотографии и копии фресок. Эта работа продолжалась долгие годы.

Главной помощницей Александра Петровича стала его жена Валентина Борисовна Грекова (род. 1931 г.). Когда в 2000 г. умер Александр Петрович, Валентина Борисовна стала руководителем мастерской. Работа над восстановлением фресок стала для нее делом жизни. Она продолжается и до сих пор. Час за часом, день за днем, год за годом реставраторы трудятся в тесной мастерской для того, чтобы вернуть людям утраченное сокровище – их прошлое, их культуру, их память.

(Мария Медведева)
Илл. 1. Александр Петрович и Валентина Борисовна Грековы.

Илл. 2. Храм Спаса Преображения на Ковалевом поле близ Новгорода, построенный в 1970 г. по проекту Л.Е. Красноречьева, копирует формы разрушенного храма XIV в.

Илл. 3. Возрожденные фрески ковалевского храма. Преображение. XIV в.

Илл. 4. Возрожденные фрески ковалевского храма. Святой. XIV в.

Илл. 5. Возрожденные фрески ковалевского храма. Христос во гробе. XIV в.

Илл. 6. Возрожденные фрески ковалевского храма. Христос во гробе. Фрагмент. XIV в.

Илл. 7. Теперь по методу Грековых восстанавливаются фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода (XIV в., разрушены во время Великой отечественной войны). Реставрационная мастерская в Новгороде. Коробки с фрагментами фресок.

Илл. 8. Реставраторы по кальке довоенного времени собирают лик Ангела (фрески церкви Успения на Волотовом поле).


  1. Какие еще примера подвига длиной в жизнь вы можете привести?

  2. Зачем нужно восстанавливать древние фрески?

Подвиг есть и в сраженье,

Подвиг есть и в борьбе;

Высший подвиг – в терпенье,

Любви и мольбе.


Если сердце заныло

Перед злобой людской,

Иль насилье схватило

Тебя цепью стальной;


Если скорби земные

Жалом в душу впились, -

С верой бодрой и смелой

Ты за подвиг берись:


Есть у подвига крылья,

И взлетишь ты на них,

Без труда, без усилья,

Выше мраков земных, -


Выше крыши темницы,

Выше злобы слепой,

Выше воплей и криков

Гордой черни людской!

Алексей Хомяков, 1859
Иллюстрации

Волотово. Лик Ангела

Грековы

Ковалево. Преображение

Ковалево. Святой

Ковалево. Христос во гробе


Ковалево. Христос во гробе

Мастерская по востановлению Волотовских фресок. Коробки с фрагментами

Памятник Минину и Пожарскому

Памятник Минину и Пожарскому

Храм на Ковалевом поле


Урок 3 (20) Заповеди блаженств

Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для 5 класса


Ключевые слова: нищие духом, Царство Небесное, миротворец

Цели и задачи урока: познакомить детей со знаменитой Нагорной проповедью, заповедями блаженства; организовать обсуждение таким образом, чтобы раскрылась гуманная составляющая основ христианского сознания и этики.

Выявление восприятия, мотивация с использованием рубрики «ВЫ УЗНАЕТЕ»

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

1. Наш сегодняшний разговор о счастье. Скажите, при каких условиях может быть несчастлив даже миллионер?

(Учитель на доске фиксирует ответы учащихся)


  1. В одной песне говорится, что «важней всего погода в доме». Вы согласны? Можно ли отнести эти слова не только к семейному дому, но и к дому души?

Исследовательская работа с текстом

Опережающее задание

При чтении текста выделите условия счастья, которые в нем названы, даже если вы с этими условиями не согласны.



Чтение текста

Исследовательская работа с текстом

Послетекстовая работа

  1. Реализация опережающего задания.

  2. Первая заповедь

Блаженны нищие духом, ибо их есть (дано им будет) Царствие Небесное

Многие люди считают самой странной и парадоксальной

Давай подумаем, какими же должны быть люди, «нищие духом», если именно им уготовано Царствие Небесное, самая большая награда:

– люди, которые осознают свои грехи;

– люди, которые понимают, что без помощи Божией они ничего не смогут сделать в полноте;

– те, которые ничем не гордятся и не хвалятся;

– люди смиренные;

– люди, живущие поддержкой Бога, одним с Ним дыханием, восполняющие свою духовную немощь Духом Божиим;

– люди самоуверенные, надеющиеся только на себя, эгоистичные.

Обсудите ваш выбор, проговорите свои суждения в парах. Приготовьтесь выступить со своими тезисами, выражая согласие или сомнение.

Составьте связный ответ, используя выбранную аргументацию.

Вопросы учебника

Беседа с элементами полемики.

1. В день прекращения гладиаторских боев стало ли у Бога на одного сына больше?

2. В каких жизненных выборах проявляет себя «нищета духа»?

3. Прочитайте и перескажите легенду о юном князе Михаиле Муромском. Можно сказать, что он поступил как миротворец?

4. Сопоставьте две фразы:

«Я благодарю миротворца» и

«Я благодарю Миротворца».

В одном ли и том же значении употребляется слово «мир» в этих фразах?



Подведение итогов

ПОГОВОРИМ ПО ДУШАМ

Расскажите о своем восприятии заповедей. Почему их так сложно исполнить? Вы хотели бы, чтобы вокруг вас было больше людей, живущих по заповедям?


ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ

К следующему уроку приведи примеры из истории, из окружающей жизни из литературы примеры, когда человека преследуют за правду.




Урок 3 (20). Заповеди блаженств

Вариант урока 1.

Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для 5 класса

Ключевые понятия: кротость, милость, зависть, чистота сердца

Цели урока: познакомить детей со знаменитой Нагорной проповедью, заповедями блаженства, организовать обсуждение таким образом, чтобы раскрылась гуманная составляющая и привлекательность основ христианского сознания и этики.

Выявление восприятия, мотивация с использованием рубрики

СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ

1. Вам доводилось самим сердиться на себя? Всегда ли это голос совести? Иногда человек сердится на какой-то свой неумный или постыдный поступок. А, бывает, люди сердятся на себя, осуждая себя за проявленное снисхождение: мол, зачем я отдал даром? Мог бы и продать!

Вопрос: всегда ли самоосуждение – это хорошо?

2. Вам доводилось слышать выражение «чистосердечное признание»? Как вы полагаете – что такое «чистое сердце»?

Исследовательская работа с текстом

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ

Отследите в тексте толкование заповедей Господних. Выберите самую понравившуюся вам или, наоборот, самую сомнительную для воплощения вами заповедь. Прокомментируйте сказанное в тексте о заповедях и добавьте собственную аргументацию и примеры.



Чтение текста

Послетекстовая работа

Реализация опережающего задания



Подведем итоги

ПОГОВОРИМ ПО ДУШАМ

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть (дано им будет) Царствие Небесное

  1. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Подумай почему «плачущие» счастливы и блаженны. О чем они могут плакать?

(Разумеется, это не часто встречающийся плач от обиды на кого-нибудь из-за нашего эгоизма. Это внутренний плач от понимания своих недостатков, грехов. Понимание того, что помочь преодолеть эти грехи и простить их может Господь. Это состояние душевной трезвости, не потакание себе, а способности человека критически оценить себя.



Продолжи фразу:

По-христиански плачущие – это не плаксивые люди, а ______________________________________________



  1. Блаженны кроткие, ибо они наследуют (то есть получат во владение) землю.

Кротость – это что за качество? Ты воспринимаешь его как положительное или отрицательное?

Очень многие люди, мягко говоря, недолюбливают это качество характера. Может быть потому, что мало кто из нас умеет и хочет быть кротким. Ведь для этого нужно сдерживать себя, управлять собой. Кротость – это сила, а не слабость, как полагают некоторые. Интересно, что нежелающие быть кроткими предпочли бы видеть рядом с собой именно владеющих собою людей, способных спокойно, трезво оценить ситуацию, не впадающих в гнев и раздражение. Именно кроткие наследуют землю, это – символ Царства Небесного.



  1. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Алчущие и жаждущие правды – это люди, просящие у Бога, как голодные (алчущие) – хлеба и жаждущие – воды, познания истинного очищения от своих грехов. Верующие знают, что только такая правда может насытить и напоить. Причастность к этому делает человека спокойным и уверенным. В православном понимании, правда и истина – Сам Иисус Христос.

  1. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Случалось ли тебе оказывать милость, иначе говоря, словом или делом помогать другим людям? У милостивых людей доброе, сострадательное сердце. Именно такие люди достойны особой милости Божией. Мы ждем жалости, добросердечия от других людей. Будем же помнить, что для них мы – другие.

  1. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (увидят).

Почему именно «чистые сердцем», близкие к Богу, душой чувствуют Бога? Что значит «чистые сердцем»? Наверное, это те люди, которые сторонятся не только дурных дел, но которые и мысли свои и желания, а значит, и душу хранят чистой. Такой человек живет в Боге и чувствует Бога в себе, а значит, видит Его. Если же человек развращен, то и мир, и все вокруг он видит искаженным, его сердце не видит Бога.

  1. Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся.

Кто же такие миротворцы, которые истинно есть Божьи дети? Посмотрите на состав слова миротворцы. Два корня: «мир» и «твор». Миротворцы – те, что творят мир вокруг себя. Подумай, что для этого нужно. Такие люди особенно близки Богу. Так близки, как Его дети.

  1. Блаженны изгнанные правды ради, ибо их есть им принадлежит Царство Небесное.

Случалось ли тебе страдать или быть наказанным невинно, несправедливо? Может быть, в жизни была ситуация, когда ты был прав, но твою правду не признали. Восторжествовали те, кто был не прав. Обсудите содержание этой заповеди. В ней речь идет о следовании идеалу Христа. Этот идеал может не приниматься людьми. Тогда тот, кто не отказывается от высшей правды, от идеала, может быть гоним. Но тем самым он не перестает быть правым. Вспомните гонения на христиан в XX веке. Такие люди блаженны, ибо наследуют Царство Небесное.

  1. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

Господь говорит: если вас будут поносить (издеваться, бранить, обвинять, клеветать), и вы это будете терпеть за веру, то таких людей ожидает самая большая награда на небесах.

Внимательно перечитай все девять заповедей блаженства. Какие заповеди близки, понятны твоей душе? Какие заповеди вызывают вопросы, даже отторжение?

Если это действительно заповеди блаженства, то составляющими счастья являются:

нищета духа,

плач (скорбь) о своих грехах,

кротость,

искание Божией правды,

милостливость,

чистота сердца, позволяющая стать ближе к Богу,

миротворчество, то есть способность сохранять мир в себе и вокруг себя,

смиренное терпение поношений и гонений.
Кто способен так воспринимать счастье?

Ответ может быть только такой – тот, кто любит Бога; для кого Христос – идеал; кто способен понять смысл Его крестной жертвы.


Попробуем сопоставить известные нам заповеди Моисея (Моисеевы скрижали) с заповедями блаженства, которые высказал Христос.


Заповеди Моисея

Заповеди блаженства

Чти отца твоего и матерь твою, и блажен и долголетен будешь на земле.

Не убий!


Не укради!

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.



Блаженны нищие духом, ибо их есть (дано им будет) Царствие Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.



Выводы-обобщения:

Отношения между людьми оказываются теснейшим образом связаны с верой в Бога. И отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь высшим, непререкаемым законом.


Христос призывает исполнять заповеди, но считает, что одного исполнения мало. Только любовь единственный ответ Бога человеку. Главное в поведении человека: непричинение зла другому: сострадание, милосердие. Христос призывает к расширению любви. Здесь нет никаких новых догматов, нет приказа – но Любовь (терпение, кротость, милосердие…) Он ставит выше Закона.



Рассмотрим это, преобразовав:
Человек Бог Человек

(заповеди Бога, данные

через Моисея)

Человек Христос Человек

(заповеди блаженства-

Нагорная проповедь)

Зададим при выстраивании схемы вопросы:

– Как строятся отношения человека с Богом в Ветхом Завете? (Отношения на основаниях обязательности, приказа доброго Отца своим детям-людям. Но именно приказа. Вот почему еще Моисеевы заповеди называют Законом).

– Поищите слово, которое можно поставить рядом с именем Христа, чтобы стало понятно на каких основаниях строятся теперь отношения людей ( Любовь!).

Тогда нашу схему можно представить так:

Человек Бог Человек

Закон


(заповеди Бога, данные

через Моисея)

Человек Христос Человек

Любовь


(заповеди блаженства-

Нагорная проповедь)

Подумайте, насколько высказывание святителя Игнатия Брянчанинова соотносится с нашей темой: «По образцам порока портится человек, по образцам добродетели исправляется». (Предисловие к повести «Иосиф») Заповеди Господни могут служить возрастанию в добродетели?
ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ

К следующему уроку создай копилку доводов, с помощью которых можно убедить людей творить добро и жить по совести. Для этого можно заглянуть в учебник к одноклассникам, изучающим основы светской этики. Также можно подумать над словами немецкого поэта Эриха Фрида: «Кто думает, что любовь к врагам непрактична, тот не просчитал практические последствия ненависти к врагам».



К уроку № 20. Тема урока: Заповеди блаженств
Цель урока: Познакомить учащихся с содержанием Заповедей блаженств, со смыслом семи заповедей
Задачи урока:

Обучающая: познакомиться с текстом Заповедей блаженств;

понять, что означает «нищета духа»;

узнать, кого Библия называет миротворцем;

научиться понимать смысл евангельских выражений «алчущие и жаждущие правды», «плач о Боге», «изгнанные за правду», «наследовать землю», «чистые сердцем»; узнать значение слов «кротость», «милость».

Развивающая: осознать, что следование заповедям блаженств позволяет христианам чувствовать себя счастливыми в любых жизненных обстоятельствах; осознать, что призыв евангельских заповедей блаженств зачастую несовместим с привычными представлениями человека о счастье;

Воспитывающая: усвоить разницу в приобретении земных благ и духовных благ в христианской культуре; усвоить разницу в понимании счастья людьми как норму человеческих взаимоотношений

Ключевые понятия урока: нищие духом, Царство Небесное, миротворец; плач о Боге, алчущие и жаждущие правды, изгнанные за правду, кротость, милость, чистота сердца


На доске выписаны слова:

Удовольствие счастье

Приобретать земные богатства быть богатым духом

Побеждать врагов быть миротворцем
Вопросы для повторения:


  1. Объясните значение слова подвиг.

  2. Как связаны подвиг и подвижничество?

Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме:

- Бывают ли богатые несчастными, а бедные - счастливыми?

- От чего зависит ваше ощущение счастья?

- Может ли быть счастливым тот, кто плачет?


Описание урока

Осмысление статьи учебника. Акцентуация внимания на словах «Царство Божие – внутри вас». Различение внешних условий жизни человека и его внутреннего состояния. Разбор ситуаций, когда тяжелые внешние условия способствуют мирному, доброму и в конечном итоге счастливому внутреннему состоянию человека (преодоление в спорте, в болезни, в тяжелом труде). Обратить внимание на то, что сердце человека и его душа могут быть запятнаны грязью. Это зависть, желание зла людям, желание использовать другого человека для достижения своих целей. В отличие от этого, чистое сердце проявляет себя в том, что человек радуется жизни и людям. Чистое сердце не ведет учет – кто и сколько сказал обо мне добрых или плохих слов.




1 «…философ показал Владимиру завесу, на которой изображено было судилище Господне, указал ему на праведных справа, в веселии идущих в рай, а грешников слева, идущих на мучение. Владимир же, вздохнув, сказал: "Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева". Философ же сказал: "Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись". Владимиру же запало это в сердце…» (прим. составителя).