Урок 15. Х. К. Андерсен «Штопальная игла» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«урок основная форма организации обучения в современной школе» 1 367.23kb.
Урок №32 Подготовка проектов уч-ся. Урок №33 Защита проектов обучающимися. 1 300.88kb.
Урок-дискуссия «А любовь остаётся жить» 1 80.25kb.
Изучить экологические законы природопользования 1 150.8kb.
Урок по жизненному и творческому пути Л. Н. Толстого 1 98.39kb.
Интегрированный урок с использованием компьютерных технологий по... 1 52.69kb.
Разработка урока: «Понятие наводнения и его поражающие факторы» 1 72.73kb.
Урок имеет значительную смысловую и мотивационную нагрузку для учащихся... 1 126.23kb.
Интегрированный урок немецкого языка, литературы и музыки 1 86.39kb.
Урок русского языка в 4 классе стр. 37 Урок математики в 3 классе... 3 570.82kb.
I. Урок как целостная система 1 298.06kb.
Штопальщик Глава первая 1 174.15kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Урок 15. Х. К. Андерсен «Штопальная игла» - страница №1/2

Уроки 15 - 21

Задание на дом. Прочитать сказку Х.К.Андерсена «Штопальная игла» в переводе А.Ганзен.
Урок 15. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»


ТЕКСТ К УРОКУ

Х.К.Андерсен «Штопальная игла». Перевод с датского А.Ганзен.





Аккцентное вычитывание эпического текста

Секрет комического
Я слишком тонка, я не создана для этого мира!

сказала она лежа в уличной канаве.



Г.Х.Андерсен
Вопросы для письменной проверки домашнего чтения:
1. Кто автор?

2. Кто рассказчик?

3. Какой фразой закончилась сказка? («ну и пусть себе лежит»)

4. Каковы свойства ума и черты характера иглы?



5. Какое чувство хотел вызвать автор у читателей?
У. К какому виду сказок принадлежит сказка Ханса Кристиана Андерсена?

Д. Волшебная - есть волшебство.

У. Только одно допущение - вещи разговаривают.

Маня. Похожа на бытовую, только там люди, а здесь - вещи.

У. А в народной волшебной сказке какое чувство хочет вызвать у нас автор? Вспомните Ивана-царевича? Бой с чудом-юдом?

Д. (наперебой). Переживаешь. Торжественное. Таинственное.

У. Волшебное. А в бытовой?

Д. Смех.

У. А что делает Андерсен в своей сказке?

Дима. Высмеивает иглу.

У. То есть авторская сказка свободно обращается с тем, что наследует от народных сказок. А чего больше у Андресена - традиции или собственного, нового?

Д. Нового.

У. Когда вы читали сказку о мертвой царевне Александра Пушкина, вам казалось, что у Пушкина больше традиции - он и сюжет взял волшебной сказки, и настроение волшебное сохраняет, и герои пришли из волшебных стран. А какие же внутренние качества у иглы? Какая она, эта иголка?

Д. Штопальная.

У. Вот именно, штопальная! А все время говорит, что она «слишком»... какая?

Д. Тонкая.

У. Сравните иглу швейную и штопальную (показывает). Штопальная игла на самом деле какая?

Д. Толстая.

У. А хочет казаться тоненькой. И не только! Какой она себя считает? Найдите это место в тексте.

Д. «Я слишком тонка, слишком деликатна, но я горжусь этим, и это благородная гордость!». «Я не штука, а барышня».

У. Игла гордится тем, что она благородная, барышня - это уже качество не иглы, а человека. А тогда скажите, имеет ли слово «тонкая» кроме прямого смысла еще и смысл переносный, переназывание, как в загадке?

Д. «Тонкий» еще говорят про толстого человека для смеха.

У. А вы слышали такое выражение «тонкий человек»? Что это значит?

Д. Он благородный.

У. Отзывчивый, тонко чувствует, понимает другого, чуткий, деликатный. Можно назвать иглу такой?

Д. Нет.

У. Но она на это претендует. И тем самым какое чувство вызывает у читателя?

Д. Смех.

У. Природа смешного, или, как говорят, комического, - очень сложный вопрос. И часто бывает трудно понять, как автор достигает этого. В чем секрет комического в этой сказке Андерсена? Как он этого достигает?

Аня. Игла хвалится: «Не выдержу!», а сама выдержала.

У. Ты правильно вычитываешь, но давайте все-таки разберемся: почему это смешно?

Открытие секрета комического.
1. Жила-была штопальная игла; она считала себя такой тонкой, что воображала, будто она швейная иголка.

- Смотрите, смотрите, что вы держите! – сказала она пальцам, когда они вынимали ее. – Не уроните меня! Упаду на пол – чего доброго, затеряюсь: я слишком тонка!

- Будто уж! – ответили пальцы и крепко обхватили ее за талию.

- Вот видите, я иду с целой свитой! – сказала штопальная игла и потянула за собой длинную нитку, только без узелка.

Пальцы ткнули иглу прямо в кухаркину туфлю, - кожа на туфле лопнула. И надо было зашить дыру.

- Фу, какая черная работа! – сказала штопальная игра. – Я не выдержу! Я сломаюсь!

И вправду сломалась.
У. Начнем сначала: «Жила-была штопальная игла; она считала себя такой тонкой, что воображала, будто она швейная иголка». Симпатична ли рассказчику иголка?

Д. Нет, иначе бы он не сказал, что она воображала.

У. Далее иголка говорит: «Я иду с целой свитой». И затем идут слова рассказчика: «и потянула за собой длинную нитку, только без узелка». Почему «без узелка»?

Д. ...

У. Узелок зачем делают? Если его нет, то что будет со свитой (вытягивает на глазах детей нитку из игольного ушка)?

Д. Она свиту потеряет.

У. И дальше рассказчик говорит: «пальцы ткнули иглу прямо в кухаркину туфлю». Она важничает, а на самом-то деле?

Д. Имеет дело со старым башмаком.

У. Вот и получается, что игла говорит одно, претендует на одно, а рассказчик показывает, что же она представляет собой на самом деле, рисует подлинную жизнь штопальной иглы. Вот на этом контрасте претензий иглы и ее реальной жизни и строит Андерсен свою сказку, добиваясь комического эффекта.
2. - Ну вот, я же говорила, - сказала она. – Я слишком тонка!

«Теперь она никуда не годится», - подумали пальцы, но им все-таки пришлось крепко держать ее: кухарка накапала на сломанный конец иглы сургуч и потом заколола ею косынку.

- Вот теперь я – брошка! - сказала штопальная игла. – Я знала, что буду в чести: в ком есть толк, из того всегда выйдет что-нибудь путное.

И она засмеялась про себя, - ведь никто не видал, чтобы штопальные иглы смеялись громко, - она сидела в косынке, словно в карете, и поглядывала по сторонам.

- Позвольте спросить, вы из золота? – обратилась она к соседке-булавке. – Вы очень милы, и у вас собственная головка... Только маленькая! Постарайтесь ее отрастить – не всякому ведь достается сургучная головка!

При этом штопальная игла так гордо выпрямилась, что вылетела из платка прямо в раковину, куда кухарка как раз выливала помои.

- Отправляюсь в плаванье! – сказала штопальная игла. – Только бы мне не затеряться!

Но она затерялась.

- Я слишком тонка, я не создана для этого мира! – сказала она, лежа в уличной канаве. – Но я знаю себе цену, а это всегда приятно.

И штопальная игла тянулась в струнку, не теряя хорошего расположения духа.

Над ней проплывала всякая всячина: щепки, соломинки, клочки газетной бумаги...

- Ишь, как плывут! – говорила штопальная игла. – они и понятия не имеют о том, кто скрывается тут под ними. – Это я тут скрываюсь! Я тут сижу! Вон плывет щепка: у нее только и мыслей, что о щепках. Ну, щепкой она век и останется! Вот соломинка несется... Вертится-то, вертится-то как! Не задирай носа! Смотри, как бы не наткнуться на камень! А вон газетный обрывок плывет. Давно уж забыть успели, что на нем напечатано, а он, гляди, как развернулся!.. Я лежу тихо, смирно. Я знаю себе цену, и этого у меня не отнимут!



У. Вот иголка «и вправду сломалась». И что же?

Д. «...кухарка накапала на сломанный конец иглы сургуч и потом заколола ею косынку». И тут иголка стала хвалиться: «Я – брошка». А рассказчик говорит, что она «вылетела из платка». И дальше - лежит в канаве и всех ругает.

У. А может быть, она очень скромная? Говорит: «Я лежу тихо, смирно».

Д. Нет. Она говорит о всех свысока, презирает всех: «Ну, щепкой она век и останется». И еще: «Ишь, как плывут! Они и понятия не имеют о том, кто скрывается тут под ними. Это я тут скрываюсь! Я тут сижу!» Она говорит «я» - хвастается.
3.

Раз возле нее что-то заблестело, и штопальная игла вообразила, что это бриллиант. Это был бутылочный осколок, но он блестел, и штопальная игла заговорила с ним. Она назвала себя брошкой и спросила его:

- Вы, должно быть, бриллиант?

- Да, нечто в этом роде.

И оба думали друг про друга и про самих себя, что они настоящие драгоценности, и говорили между собой о невежественности и надменности света.

- Да, я жила в коробке у одной девицы, -рассказывала штопальная игла. – Девица эта была кухаркой. У нее на каждой руке было по пяти пальцев, и вы представить себе не можете, до чего доходило их чванство! А ведь занятие у них было только одно - вынимать меня и класть обратно в коробку!

- А они блестели? спросил бутылочный осколок.

- Блестели? – отвечала штопальная игла. – Нет, блеску в них не было, зато сколько высокомерия!.. Их было пять братьев, все – урожденные «пальцы»; они всегда стояли в ряд, хоть и были различной величины. Крайний – Толстяк, - впрочем, отстоял от других, он был толстый коротышка, и спина у него гнулась только в одном месте, так что он мог кланяться только раз; зато он говорил, что если его отрубят, то человек не годится больше для военной службы. Второй – Лакомка – тыкал свой нос всюду: и в сладкое и в кислое, тыкал и в солнце и в луну; он же нажимал перо, когда надо было писать. Следующий – Долговязый – смотрел на всех свысока. Четвертый – Златоперст – носил вокруг пояса золотое кольцо и, наконец, самый маленький – Пер-музыкант – ничего не делал и очень этим гордился. Да, они только и знали, что хвастаться, и вот – я бросилась в раковину.

- А теперь мы сидим и блестим! – сказал бутылочный осколок.

В это время воды в канаве прибыло, так что она захлынула через край и унесла с собой осколок.

- Он продвинулся! – вздохнула штопальная игла. – А я осталась лежать! Я слишком тонка, слишком деликатна, но я горжусь этим, и это благородная гордость!
У. Интересен эпизод с осколком. Как игла и осколок думают и говорят о себе и как это их характеризует?

Д. Иголка думает про осколок, что это – бриллиант, и осколок не возражает. А рассказчик говорит – «бутылочный осколок». Они «оба думали друг про друга и про самих себя, что они настоящие драгоценности, и говорили между собой о невежественности и надменности света». Они задаваки, много о себе понимают, ставят себя выше других.

У. Это чьи слова?

Д. Рассказчика.

У. А чья точка зрения?

Оля. Здесь «плавающая точка зрения».

Алеша. Нет, это рассказчик рассказывает, что они так считали.

У. Здесь рассказчик своими словами передает их мысли: они «думали, что...», они «говорили...». Это косвенная речь героев. Тут нельзя говорить о «переплывании» точки зрения от рассказчика к герою. Не слышно в этой фразе «двуголосости» – одновременности голоса рассказчика и героя. Нет «чужого» слова в речи рассказчика.

Обратите внимание на то, как характеризует иголка пальцы. В чем она видит их предназначение?



Аня. «Да, они только и знали, что хвастаться, и вот – я бросилась в раковину». А на самом деле пальцы – трудяги, а в раковину она упала нечаянно, потому что слишком «гордо выпрямилась».
4. И она лежала, вытянувшись в струнку, и передумала много дум.

- Я просто готова думать, что родилась от солнечного луча, - так я тонка! Право, кажется, будто солнце ищет меня под водой! Ах, я так тонка, что даже отец мой солнце не может меня найти! Не лопни тогда мой глазок1, я бы, кажется, заплакала! Впрочем, нет, плакать неприлично!

Однажды пришли уличные мальчишки и стали копаться в канавке, выискивая старые гвозди, монетки и прочие сокровища. Перепачкались они страшно, но это-то и доставляло им удовольствие!

- Ай! – закричал вдруг один из них; он укололся о штопальную иглу. – Смотри, какая штука!

- Я не штука, а барышня! – заявила штопальная игла, но ее никто не расслышал. Сургуч с нее сошел, и она вся почернела, но в черном всегда выглядишь стройнее. И игла воображала, что стала еще тоньше прежнего.

- Вон плывет яичная скорлупа! – закричали мальчишки, взяли штопальную иглу и воткнули в скорлупу.

- Черное на белом фоне очень красиво! – сказала штопальная игла. – Теперь меня хорошо видно! Только бы не поддаться морской болезни, этого я не выдержу; я такая хрупкая!

Но она не поддалась морской болезни – выдержала.

- Против морской болезни хорошо иметь стальной желудок, и всегда надо помнить, что ты не то что простые смертные! Теперь я совсем оправилась. Чем ты благороднее, тем больше можешь перенести!

- Крак! – сказала яичная скорлупа: ее переехала ломовая телега.

- Ух, как давит! – завопила штопальная игла. – Сейчас меня стошнит! Не выдержу! Сломаюсь!

Но она выдержала, хотя ее и переехала ломовая телега; она лежала на мостовой вытянувшись во всю длину, - ну и пусть себе лежит!


У. Но вот «сургуч с нее сошел, и она вся почернела». И что же?

Дина. Она стала себе еще больше нравится – «в черном всегда выглядишь стройнее», «стала тоньше прежнего». Опять контраст между тем, что думает о себе игла, и тем, как она выглядит с точки зрения рассказчика.

Миша. А тут точно «плавающая точка зрения», ведь слова «в черном всегда выглядишь стройнее», говорит рассказчик, а думает так иголка.

У. И в конце «Не выдержу!» - восклицает иголка, по которой проезжает тяжелая телега. А на самом деле?

Д. «Но она выдержала»

У. И последняя оценка рассказчика...

Д. «Ну и пусть себе лежит!».

У. Вот вы и открыли «секрет», с помощью которого Андерсен в этой сказке добивается смеха читателей: контраст претензий иглы на тонкие чувства, благородство с ее истинной сущностью - хвастовством, зазнайством. И все это на фоне помойной канавы.
Задание на дом. Прочитать русскую народную сказку «Морозко».
Урок 16. Сказка литературная и народная


Тексты к уроку.

«Морозко». Русская народная сказка. Запись А.Афанасьева.

Ш. Перро «Золушка, или Хрустальная туфелька». Перевод с французского Т.Габбе.

Братья Гримм: Якоб и Вильгельм «Госпожа Метелица».. Пересказ с немецкого А.Введенский.

В. Одоевский «Мороз Иванович».

МОРОЗКО


Запись А.Афанасьева
У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за все ее гладят по головке да приговаривают: «Умница!» А падчерица как ни угождает — ничем не угодит, все не так, все худо; а надо правду сказать, девочка была золото, в хороших руках она бы как сыр в масле купалась, а у мачехи кажный день слезами умывалась. Что делать? Ветер хоть пошумит да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймется, все будет придумывать да зубы чесать. И придумала мачеха падчерицу со двора согнать:

- Вези, вези, старик, ее куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали, чтобы мои уши об ней не слыхали; да не вози к родным в теплую хату, а во чисто поле на трескун-мороз!

Старик затужил, заплакал; однако посадил дочку на сани, хотел прикрыть попонкой — и то побоялся; повез бездомную во чисто поле, свалил на сугроб, перекрестил, а сам поскорее домой, чтоб глаза не видали дочерниной смерти.

Осталась бедненькая, трясется и тихонько молитву творит. Приходит Мороз, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает:

- Девушка, девушка, я Мороз красный нос!

— Добро пожаловать, Мороз; знать, Бог тебя принес ло мою душу грешную.

Мороз хотел ее тукнуть и заморозить; но полюбились ему ее умные речи, жаль стало! Бросил он ей шубу. Оделась она в шубу, подожмала ножки, сидит.

Опять пришел Мороз красный нос, попрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает:

- Девушка, девушка, я Мороз красный нос!

— Добро пожаловать, Мороз; знать, бог тебя принес по мою душу грешную

. Мороз пришел совсем не по душу, он принес красной девушке сундук высокий да тяжелый, полный всякого приданого. Уселась она в шубочке на сундучке, такая веселенькая, такая хорошенькая! Опять пришел Мороз красный нос, попрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает. Она его приветила, а он ей подарил платье, шитое и серебром и золотом. Надела она и стала какая красавица, какая нарядница! Сидит и песенки попевает.

А мачеха по ней поминки справляет; напекла блинов.

- Ступай, муж, вези хоронить свою дочь.

Старик поехал. А собачка под столом:

- Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!

— Молчи, дура! На блин, скажи: старухину дочь женихи возьмут, а стариковой одни косточки привезут!

Собачка съела блин да опять:

- Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!

Старуха и блины давала и била ее, а собачка все свое:

Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не возьмут!

Скрипнули ворота, растворилися двери, несут сундук высокий, тяжелый, идет падчерица — панья паньей сияет! Мачеха глянула — и руки врозь!

- Старик, старик, запрягай других лошадей, вези мою дочь поскорей! Посади на то же поле, на то же место.

Повез старик на то же поле, посадил на то же место. Пришел и Мороз красный нос, поглядел на свою гостью, попрыгал-поскакал, а хороших речей не дождал; рассердился, хватил ее и убил.

- Старик, ступай, мою дочь привези, лихих коней запряги, да саней не повали, да сундук не оброни!

А собачка под столом:

- Тяв, тяв! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной в мешке косточки везут!

— Не ври! На пирог, скажи: старухину в злате, в серебре везут!

Растворились ворота, старуха выбежала встреть дочь, да вместо ее обняла холодное тело. Заплакала, заголосила, да поздно!


У. Вы прочитали разные сказки: авторские (литературные) и народные. Чем отличается литературная сказка, автора которой мы знаем, от народной сказки, сочиненной неизвестными авторами?

Ира. В народной сказке жанры соблюдаются, а в литературной автор может смешивать несколько жанров: волшебную и бытовую сказки.

Маня. В литературной сказке автор придумывает своих героев - не таких, как в народных.

Данила. Не обязательно. Вот Пушкин в «Мертвой царевне» взял героев народной сказки.

У. Но бывают и такие сказочники, о которых Маня говорит. Например, кто чаще всего придумывает своих героев?

Д. Андерсен.

Лена. Литературная сказка записана, в ней нельзя ничего менять, а народные сказки разные люди могут рассказывать по-разному.

У. Так появляются варианты одной и той же сказки.

1. Сравнение сказки народной («Морозко») и авторской (Ш.Перро)

А сейчас прочитайте отрывок из сказки, помещенный в тетради по литературе № 2 (задание 31).


Задание 31.

Сравните отрывок из сказки, помещенный ниже, с русской народной сказкой «Морозко».


Жил-был один почтенный и знатный человек. Первая жена его умерла, и он женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой свет еще не видывал.

У нее были две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером.

У мужа тоже была дочка, добрая, приветливая, милая - вся в покойную мать. А мать ее была женщина самая красивая и добрая.

И вот новая хозяйка вошла в дом. Все было ей не по вкусу, но больше всего невзлюбила она свою падчерицу. Девушка была так хороша, что мачехины дочки рядом с нею казались еще хуже.

Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжелую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты мачехи и обеих барышень - своих сестриц.

Спала она на чердаке, под самой крышей, на колючей соломенной подстилке. А у обеих сестриц были комнаты с паркетными полами цветного дерева, с кроватями, разубранными по последней моде, и с большими зеркалами, в которых можно увидеть себя с головы до ног.

Бедная девушка молча сносила все обиды и не решалась пожаловаться даже отцу. Мачеха так прибрала его к рукам, что он теперь на все смотрел ее глазами, и, наверное, побранил бы дочку за неблагодарность и непослушание.
У. Сравните отрывок из сказки с русской народной сказкой «Морозко». Попробуйте определить: эта сказка авторская или народная? Запишите свой вывод и его обоснование.

Дети выполняют задание, затем обсуждают свои ответы.



Итог обсуждения. Сюжет сказки похож на сюжет русской народной сказки «Морозко». Но в сказке «Морозко» ситуация описана более обобщенно, без конкретных примет места, времени, нет тонкой проработки отношений и характеров героев.

У. Прочитанный отрывок взят из сказки Шарля Перро (1628-1703) «Золушка, или Хрустальная туфелька» в переводе с французского Т.Габбе. Там также описаны взаимоотношения между мачехой и падчерицей, ситуация сходная, но сказка «обросла» подробностями. Вот, например, описывается - какая была комната, какие в ней зеркала, - это уже конкретный дом. И характеры проработаны глубже: например, отец «на все смотрел глазами мачехи». Перро хоть и использовал сюжет народной сказки, но текст написал по-своему.

2.Сравнение сказки бр.Гримм и Одоевского.

Прочитайте два отрывка из разных сказок в тетради по литературе (задание 32).


Задание 32.

Прочитай два отрывка из разных сказок.

1

И вот наконец пришла она к избушке. В окно избушки выглянула старуха. Изо рта у нее торчали огромные белые зубы. Увидела девушка старуху, испугалась и хотела бежать, но старуха крикнула ей:



- Чего испугалась, милая? Оставайся-ка лучше у меня. Будешь хорошо работать, и тебе будет хорошо. Ты мне только постель стели получше да перину и подушки взбивай посильнее, чтобы перья во все стороны летели. Когда от моей перины перья летят, на земле снег идет. Знаешь кто я? Я - сама госпожа Метелица.

- Что же, - сказала девушка, - я согласна поступить к вам на службу.

Вот и осталась она работать у старухи. Девушка она была хорошая, примерная и делала все, что ей старуха приказывала.

Перину и подушки она так сильно взбивала, что перья, словно хлопья снега, летели во все стороны...


2

Рукодельница идет дальше. Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой - от волос иней сыплется, духом дохнет - валит густой пар.

- А! - сказал он, - здорово, Рукодельница! Спасибо, что ты мне пирожок принесла; давным-давно уж я ничего горяченького не ел.

Тут он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили.

- Знаю я, зачем ты пришла, говорит Мороз Иванович, - ты ведерко в мой студенец2 опустила; отдать тебе ведерко отдам, только ты мне за то три дня послужи; будешь умна, тебе же лучше; будешь ленива, тебе же хуже. А теперь, - прибавил Мороз Иванович, - мне старику, и отдохнуть пора; поди-ка - приготовь мне постель, да смотри, взбей хорошенько перину.

Рукодельница послушалась… Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сделан был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звездочками, солнышко на них сияло, и все в доме блестело, как бриллианты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего.

Рукодельница принялась взбивать снег, чтоб старику было мягче спать, а меж тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби белье полощут: и холодно, и ветер в лицо, и белье замерзает, колом стоит, а делать нечего - работают бедные люди.

- Ничего, - сказал Мороз Иванович, - только снегом пальцы потри, так и отойдут, не отзнобишь3. Я ведь старик добрый; посмотри-ка, что у меня за диковинки.

Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидела, что под периною пробивается зеленая травка.

- Вот ты говоришь, - сказала она, - что ты старик добрый, а зачем ты зеленую травку под снежной периной держишь, на свет Божий не выпускаешь?

- Не выпускаю потому, что еще не время: еще трава в силу не вошла. Осенью крестьяне ее посеяли, она и взошла, и кабы вытянулась уже, то зима бы ее захватила и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежною периной, да еще сам прилег на нее, чтобы снег ветром не разнесло, а вот придет весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, смотришь, выглянет и зерно, а зерно крестьянин соберет да на мельницу отвезет; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, хлеб, испечешь.
У. Определите, какая сказка авторская, а какая народная. Обоснуйте свое мнение.

Дети выполняют задание, затем обсуждают результаты его выполнения.



У. Обе сказки – литературные, авторские. Первая сказка называется «Госпожа Метелица». Ее авторы - братья Гримм: Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1786-1859). Они создали ее на основе народной сказки. А пересказал ее с немецкого А.Введенский. Вторая сказка – «Мороз Иванович». Ее автор - Владимир Федорович Одоевский (1804-1869). Обе сказки объясняют, почему появляется снег, но как они это делают?

Д. Одна по-сказочному, другая - как-то по-научному.

У. А какая ближе к настоящей сказке?

Д. У братьев Гримм.

У. А почему Одоевский идет другим путем? Почему у него похоже на научное объяснение?

Д. ...

У. Видимо, он хотел с помощью сказки дать ребенку некоторые знания. Он же писал для особых читателей- детей состоятельных родителей, которые даже не знают, что бедные люди мерзнут, когда полощут белье в проруби.

Выводы. Итак, сказочник – это тот, кто сочиняет. Разные сказочники в разной мере используют сюжеты народных сказок. А иногда придумывают и свои собственные, как это делает Андерсен.

Есть два типа сказочников.



Одни сказочники - это те, чьи имена нам известны; они писали литературные, авторские сказки, в той или иной мере используя богатства народного творчества. Сказки литературные авторы записывали сами, и мы их можем прочитать.

Другие сказочники из народа - они придумали сказки так давно, что и имен их не сохранилось, тем более что сказка передавалась из уст в уста - устно. Эти сказки сказывали сказители. Сказитель - тот, кто сказывает то, что слышал от других, хотя и со своими вариантами, особенностями.

Сказителей сейчас мало, и их становится все меньше и меньше. Их ценят, издают сборники записанных от них сказок. Вот, например, от Анны Николаевны Корольковой собиратели записали около 100 сказок разных жанров. Прожила она долгую и нелегкую жизнь.

А что же это такое? (показывает книгу «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева (1826-1871). Как это понимать? Народные это сказки или литературные? Кто такой Александр Николаевич Афанасьев?

Кроме сказочников и сказителей существуют еще и собиратели сказок. Например, Владимир Даль собирал сказки и пословицы, а Александр Афанасьев собрал много русских сказок. Именно с него и начинается серьезное отношение к народной сказке - бережное и уважительное: строгая запись текста самой сказки с обязательным указанием, где, когда она записана, от какого сказителя.


Задание на дом. Сочинить инсценировку завязки сказки «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» (первые 4 абзаца).
ИВАН – КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО

Русская народная сказка

Обработка М.А.Булатова
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они – не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали.

Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села огнем спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А старшие сыновья утешают их:

- Не горюйте, батюшка и матушка! Пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть! А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка останется: он еще молод, чтоб на бой идти.

- Нет, - говорит Иванушка, - не хочу я дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!


Урок 30. Инсценировки сказки «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»

Обсуждение инсценировок
У. Сегодня вам предстоит обсудить ваши инсценировки начала сказки «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Вот послушайте, например, такой вариант инсценировки.
В царстве-государстве спокойно. Вдруг разнеслась весть, что чудо-юдо собирается царство-государство спалить и всех людей истребить. Старик и старуха тужат. Сыновья утешают:

С ы н о в ь я. Не горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть...


У.Что же сделал исценировщик с текстом сказки?

Д. Слова рассказчика он поместил в ремарку.

У. А как же можно это представить на сцене? Как изобразить на сцене, что «в царстве-государстве все спокойно»? Как показать, что «вдруг разнеслась весть»? А сыновья? Они хором, что ли, говорят?

Д. ...

У. Можно ли считать, что инсценировка сказки состоялась?

Д. Нет, нельзя.

У. Оцените еще одно начало.
С ы н о в ь я. Батюшка, матушка, не тужите без нас, а с вами Иван останется.

И в а н. Нет, братцы, и я пойду с вами (берут мечи, уходят).


Д. Здесь есть диалог героев. Но совершенно нельзя понять, что, собственно, случилось. Почему сыновья уходят? Куда собрались?

У. А теперь послушайте три разных варианта, которые мы решили поместить в наш журнал. В каждом есть свои особенности, постарайтесь их заметить.
1

Действующие лица: старик, старуха, старший брат, средний брат, младший брат.

Декорация: изба крестьянская, в ней стоят три брата и разговаривают со старухой и стариком.

Б р а т ь я. Что вы, батюшка с матушкой, такие грустные?

С т а р и к. Да вот собрался на нашу землю чудо-юдо напасть.

Б р а т ь я (смело). Не горюйте, батюшка и матушка, вот пойдем мы и убьем чудо-юдо, а чтобы вам не скучать, останется с вами Иванушка.

И в а н у ш к а. Нет, не к лицу мне дома оставаться да вас дожидаться, пойду с вами.

2

Декорации: крестьянская изба, стол, три стула. На столе в котелке щи.

С т а р ш и й б р а т. Слышали ли вы, братцы, что чудо-юдо поганое собралось на нашу землю идти?

М л а д ш и й б р а т. Надо нам повоевать, счастья попытать, авось, и победим!

С р е д н и й б р а т (нехотя). Ну ладно, спроси у батюшки с матушкой, только уж сначала поедим.

Обед кончился.


С т а р ш и й б р а т. Позвольте нам, родители наши дорогие, пустите нас погубить проклятое чудо-юдо. А Иванушка пусть с вами останется...
3

Изба. Горница. За столом сидят братья и старик со старухой.

С т а р ш и й б р а т. Поведал мне мудрец весть страшную: собирается чудо-юдо поганое на нашу землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить.

С т а р у х а (причитая). Что же делать нам? Кто нашу землю защитит?

С т а р ш и й б р а т. Не горюйте, батюшка да матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть.

С р е д н и й б р а т. А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка останется. Молод он еще, чтобы на бой идти.

И в а н. Нет, не к лицу мне дома сидеть, вас дожидаться. Пойду и я с Чудом-юдом биться!
Итог обсуждения. В первой инсценировке сценический замысел автора породил свободное обращение с текстом.

Во второй исценировке автор с первых же реплик намечает характер героев. Превращает волшебную сказку в бытовую, заменяя волшебное, торжественное, героическое настроение юмористическим.

Автор третьей инсценировки передает настроение волшебной сказки - торжественность, героичность, волшебство.

У. Какая из этих попыток наиболее точно соответствует самой сказке? Какие выводы о работе инсценировщика вы можете сделать, в чем она заключается?

Д. ...

У. Остальные исценировки вы можете прочитать в журнале.
Задание на дом. Сочинить пьесу «Темные очки». Действующие лица - ученики 5-го класса. Могут быть и другие герои.
Урок 18. Пьесы «Темные очки»
Обсуждение детских пьес
Совершенно невероятное событие в двух действиях.

Н.Гоголь. Женитьба.
У. Сегодня вам предстоит обсудить пьесы, которые вы сочинили. В чем задача таких произведений?

Д. Раскрыть внутренние качества героев через их речь и поступки. Обойтись без рассказчика.

У. На сцене обязательно должно разворачиваться действие, происходить события, о чем и предупреждал Николай Васильевич Гоголь читателей своей пьесы «Женитьба». Давайте посмотрим, удалось ли вам сочинить сценические действия своих героев.
Сочинение 1

Вот какая история произошла с учениками четвертого класса. Ученики Вася и Толя были очень хорошими людьми, помогали старшим, заступались за младших, но и сами умели баловаться. У Васи был очень хороший сосед Виктор Петрович, он знал Толю и приглашал ребят на чаепитие, делился недостатками и рассказывал разные истории. Вот что рассказал ребятам однажды Виктор Петрович.

- Еду я в автобусе, рядом со мной сидит старушка с сумками, а перед ней два типа лет двенадцати. В одной из сумок у нее лежали очки от солнца. И ... понравились ребятам. Они схватили их, а тут остановка. Не успел я их задержать.

- Одно плохо, - говорит Вася, - то, что вы людям не сказали, ну, ничего, мы займемся этим делом, найдем этих типов и в милицию.

Сказал Виктор Петрович Васе и Толе, как ребята были одеты, и на следующий день ребята начали поиски. Целую неделю они длились. Трудно было ребятам, и все-таки они нашли их и доложили в милицию, а очки отдали бабушке, когда были в ГАИ. И милиционер сказал им: "Вы, ребята, сделали хорошее дело".
Д. Это не пьеса, а рассказ.

У. Поэтому и обсуждать нам нечего. А вот следующее сочинение - действительно пьеса. Оцените ее.
Сочинение 2

Действие происходит в комнате. В комнате диван, посредине - стол, слева книжный шкаф, справа кресло. На диване сидят два пятиклассника – В и т я и С е р е ж а.

В и т я. Я вчера видел на витрине темные очки в железной оправе.

С е р е ж а. Вот бы нам такие!

В и т я. А что бы ты с ними сделал?

С е р е ж а. Ну, я, разумеется, поехал бы на север. Пошел бы я по белой равнине, а снег так и блестит, смотреть на него больно. Но у меня очки! Поэтому мне смотреть не больно.

В и т я. А если медведя увидишь?

С е р е ж а. Я на него очки одену, он ничего не увидит. А по нему - из винтовки. Потом шкуру сниму, ковер будет.


Вбегает Т а н ь к а, сестра Витьки.
Т а н ь к а (кричит). Мама мне деньги дала, теперь мы очки купим.

Ви т ь к а и С е р е ж а (вместе) Ура-а-а!


Итог обсуждения. Автор пытается раскрыть характеры героев через диалог, но нет испытаний душевных качеств героев через их поступки. Где же действия? Где завязываются события? Вершина? Развязка? В драме должно быть какое-то столкновение, развитие сюжета, и уже в действиях должны раскрываться характеры, а не просто - посидели, поговорили. В рассказе можно позволить себе длинные описания, разговоры, а в драме зритель от этого может заскучать.

Послушайте еще одну пьесу.


Сочинение 3.

С е р г е й, В и к т о р - одноклассники.

О т е ц В и к т о р а С е м е н И в а н о в и ч - сосед Сергея.

Т а н я - сестра Виктора.


Небольшая комната в старом доме. Окно распахнуто. Перед окном - стол с лампой, у стены - кровать. Напротив 3 стула, тумбочка и шкаф. На стене - таблица Менделеева, полка с книгами, карты. На кровати лежит С е р г е й.

Звонок. Входит В и к т о р.


С е р г е й. Ты чего?

В и к т о р. Ох, Серый, ничего ты не знаешь!

С е р г е й (настораживается). А что?

В и к т о р. Знаешь, вхожу я сегодня к себе и вижу лежат на столе чьи-то темные очки...

С е р г е й. Ну?

Входит С е м е н И в а н о в и ч.


С е р г е й и В и к т о р. Здравствуйте, Семен Иванович!

С е м е н И в а н о в и ч. Здрасте! Ну, друзья-пираты, о чем беседуем?

В и к т о р. Да так...

С е м е н И в а н о в и ч. Знаешь, Сергей, сегодня я где-то очки потерял!!!

Се р г е й. Ну, я их не видал.
С е м е н И в а н о в и ч уходит.
Ви к т о р. Вот.
Тут Т а н я входит и спрашивает.
Т а н я.Кто у нас был?

С е р г е й. Странно.

В и к т о р. Ну!

С е р г е й. Ой! Слушай! А если...

В и к т о р. Что "если"?

С е р г е й. Если...

В и к т о р. Ну что "если"-то? Слушай, а знаешь, я вчера ложился спать, погасил свет... Вдруг что-то как сверкнет!!!

С е р г е й. Жу-у-ть!


Входит С е м е н И в а н о в и ч.
С е м е н И в а н о в и ч. Эх, братцы, нашел я свои очки!

В и к т о р и С е р г е й (вместе). Где??

С е м е н И в а н о в и ч. Да, Витька, у тебя на столе.

В и к т о р. Как?

Занавес.
Выходят В и к т о р и С е р г е й.
В и к т о р. А мы-то боялись!

С е р г е й. Дрожали.

Уходят.
Итог обсуждения. В этой работе намечены характеры и ситуация, но многое остается неясным, нераскрытым, нет выраженного сюжета. Хотя очень хорошо передан язык мальчишек, особенности их разговора и обращения к ним взрослого.

Попробуйте оценить еще одну попытку автора- «драматурга».


Сочинение 4.

Д и м а - ученик 5-го класса, Т а н я - его сестра, ученица 6 класса,

Б е т т е р - ученик 5 класса, мальчик в черных очках.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Школьный двор. Только что закончились уроки. По двору проходит мальчик в черных очках.
Д и м а. Послушай, Беттер, я давно хотел спросить, зачем ты носишь эти очки?

Б е т т е р. А, очки? Да, это у меня плохо со зрением. Такие очки - новинка медицины.

Д и м а. Слушай, дай посмотреть!

Б е т т е р (пауза). М... понимаешь, эти очки специальные. Доктор не велел их снимать. Ну, пока, я тороплюсь, у меня сегодня секция (уходит).

Д и м а (недоверчиво). Н-да, как же он умывается и спит? В очках?
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Воскресенье. Вечереет. В парке по аллее идут Д и м а и Т а н я.
Ди м а. Тань, знаешь, у нас в классе новенький есть. Беттер.

Т а н я. О, какое имя необычное!

Д и м а. Ну вот, вообще-то он тихий, хороший. В математике отлично соображает, поможет, если надо. Рисует здорово.

Т а н я. Ну и что?

Д и м а. А вот что. Сейчас какое время года?

Т а н я (удивленно). Осень!

Д и м а. Кто-нибудь носит сейчас черные очки?

Т а н я (с большим удивлением). А зачем они нужны?

Д и м а. А вот он носит не снимая.

Т а н я. Норма-ально!

Д и м а. О, легок на помине. Смотри, вон на той скамейке он сидит (показывает в глубь аллеи).

Т а н я Вот тот, который читает?

Д и м а. Вот именно! Ты понимаешь, вечером читает в черных очках!
На дальней скамейке Б е т т е р поднимает голову

и замечает Д и м у и Т а н ю. Б р а т и с е с т р а уходят.


ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
В классе после уроков. Б е т т е р и Д и м а дежурят.

Д и м а Беттер, интересно, а твоя болезнь излечима?

Б е т т е р. Какая? Я, вроде, здоров.

Д и м а. А как же очки?

Б е т т е р. Ах да. Я чувствую - тебя это очень волнует.

Д и м а. А ты как думаешь?

Б е т т е р (задумывается, пауза, трогает очки). Ты как-то просил меня посмотреть. Хочешь?

Д и м а. Да, но ведь доктор...

Б е т т е р. Теперь можно (снимает очки, протягивает Диме).

Д и м а (с удивлением вглядывается в глаза Беттера). Совершенно прозрачные, как морская вода! (осторожно берет очки, одевает). Вот это здорово! Парты - синие, доска - красная, цветы, как стекло - прозрачные.

Б е т т е р (с улыбкой). А я, наверное, голубой.

Д и м а. Точно! (снимает очки, в недоумении крутит их)

Б е т т е р. Там, на моей планете Бетта все по-другому. А эти очки помогали мне видеть ваш мир.

Д и м а (потрясенный). Так ты с другой планеты!

Б е т т е р. Да, и завтра, к сожалению, улетаю.

Д и м а. Ты еще прилетишь?

Б е т т е р. Прилечу! А сейчас пошли погуляем (смотрит в окно). Там ребята в казаки-разбойники играют. Побежали!

Убегают.


Итог обсуждения. В этой пьесе удачный сюжет для сценического действия.

В драме должно быть стремительное развитие действия. Очень важен, но недостаточен чистый диалог. В работах наблюдаются две крайности: либо автор увлекается сложным сюжетом и у него не остается сил на характер, либо, наоборот, рисует характер, но вне сюжета. Ни в том, ни в другом случае не получается сценического действия. Нужны п о с т у п к и героев - поступки-слова и поступки-действия, в которых и проявляются черты их характеров.

Но в драме, как, впрочем, и в любом другом произведении, есть и еще самый главный вопрос - об авторе, его позиции, его отношении.

А сейчас попробуйте понять автора следующей пьесы.


Сочинение 5

следующая страница >>