Урок – конференция «Атомная энергетика: за и Против.» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок-конференция. 11-й класс. Базовый курс Чудеса науки современной... 1 118.19kb.
Понятие, система и юридическая характеристика преступлений против... 1 108.77kb.
Урок-конференция «Эндокринология. Прошлое. Настоящее. Будущее» 1 137.94kb.
Достижения педагогических работников моу сош №67 1 55.79kb.
945-1восстание против угнет власти. 945-957 Ольга 1 447.42kb.
Урок конференция к 65 летию Великой Победы. Для учащихся 9 11 классов... 1 106.46kb.
По «делу Троцкого» в журнале «Против течения» 1 93.05kb.
«Я познаю мир. Мой первый шаг в науку» Атомная энергия в медицине... 1 109.97kb.
Урок-конференция по теме «Глобальный экологический кризис» 1 102.22kb.
Петров М. А. Четвертая Международная конференция Иерархия и власть... 1 38.71kb.
Ядерная энергетика. Термоядерный синтез 1 19.59kb.
Э. В. Гирусов, С. Н. Бобылев, А. Л. Новоселов, Н. В. Чепурных экология... 56 7580.92kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Урок – конференция «Атомная энергетика: за и Против.» - страница №1/1

Урок – конференция

«Атомная энергетика: ЗА и Против.»


Учебные цели.

  1. Закрепление материала учебного плана по всему курсу «Экономическая и социальная география России».

  2. Инициирование интереса к «малой родине».

  3. Привитие навыка коллективного поиска взаимоприемлемых вариантов при сохранении принципиальной позиции.

  4. Контроль знания фактического материала.

  5. План

  1. Вступление (О весне, Чернобыль), стих и презентация. Минута молчания.

  2. Понятие Экологической катастрофы.

  3. Рост экономики и стремление ч-ка к комфорту, удобствам, приводит ещё к одной проблеме: проблеме энергоресурсов.

  4. Проблема нехватки энергоресурсов и пути решения. Актуализация: Где вырабатывается э-нергия? Слайд.

Посмотрите на эту диаграмму, мы видим, что в последнее время идет увеличение и потребления э-нергии. слайд

В последнее время АЭС это наиболее перспективная и приоритетное направление в экономике и элек-ке.



  1. В.В. Путин о росте АЭС в России. Тема Атомная энергетика, за и против.

  2. Наша задача рассмотреть все пол-е и отриц-е стороны атом. Энергетики, а также занять правильную, принципиальную позицию в решении вопроса о строительстве АЭС.

  3. Представление круглого стола, экспертов

Группа экспертов, представляющая конкретные научные организации:

- институт географии,

- институт экономики,

- представители санэпиднадзора,

- представитель Минатома,

- институт биологии,

- институт экологии.

Итак, давайте рассмотрим доводы наших экспертов. Слушаем институт географии:



  1. Какова география атомной промышленности? – ( Ильфат). Слайд

Мы видим, что Россия по количеству АЭС отстаёт от развитых стран мира. Находится на 20 месте.

  1. Слушаем представителя Минатома. (Марат)

  2. Представитель экономики. (Юля)

  3. Послушаем доводы против. Экологи (Марина), (Регина). Т.е. Концентрация радионуклидов в организмах животных в десятки раз больше, чем в воде.

  4. Санэпиднадзор (Зульфия).

  5. Биологи (Алсу, Лида, Алёна). Слайд

Давайте ещё раз рассмотрим все доводы За и против увеличения строительства АЭС. Слайд
Мы рассмотрели данный вопрос, пусть каждый из вас примет свою позицию За и против и проголосует за увеличение или против увеличения строительства АЭС.

Итак, мы видим, что наши голоса разделились. И как бы мы не хотели строительство АЭС неизбежно.

Поэтому давайте выделим принципы наиболее безопасного существования АЭС:


  1. Строительство в областях дефицита электроэнергии.

  2. захоронение отходов – опаснейшее для человека производство, утилизация ядерного топлива.

  3. Использование нетрадиционные источники энергии.

  4. Вдали от нас. пунктов.

  5. Придерживаться принципов охраны природы и здоровья.

  6. Исключить халатное отношение при создании и эксплуатации

  7. Должны работать профессиональные и ответственные люди.

Вывод Современную жизнь нельзя представить себе без атомной электроэнергии. На наш взгляд, она заполнила практически всю нашу жизнь, несмотря на то, что ее использование, а уж тем более производство необычайно опасно. Даже вспомнив трагедию, которая произошла на Чернобыльской АЭС 20 лет назад, становится жутко! Но мы должны суметь перебороть свой страх, и более серьезно и ответственно подходить к проблеме атомной энергии, поскольку время берет свое, и человечество в дальнейшем не сможет существовать без нее.

Исходная обстановка.

  1. Характеристика проблемы в общих терминах.

  2. Условия комплексности проекта:

А) учет максимального числа значимых связей, в том числе и лежащих за рамками собственно географической проблематики;

Б) многовариантность возможных решений;

В) возможности попутного решения других проблем;

Г) определение начального и конечного состояния, общих контуров траектории достижения этого состояния по проекту;

Д) характеристика социально – экономического потенциала региона, его природно-ресурсного потенциала, как условие региональной компетентности экспертов.

Социально-экономическая ситуация.

В проекте следует неявное упущение по некоторым важным параметрам, чтобы раскрыть возможность участникам выявить их и высказаться на данную тему. Наиболее целесообразным представляется придание некоторой механистичности проекту, изъяв из него определенности как природного, так и антропогенного характера.

Существенно оживляет сценарий одновариантность проекта, которая вынуждает участников предлагать инициативно-альтернативные варианты решений.

Система стимулирования.

Она включает предварительный отбор экспертов путем проверки их региональной компетентности применительно к тому району, по которому разработан переданный на экспертизу проект. Оценки выставляются экспертам по пятибалльной шкале за активность (число выступлений), не тривиальность мышления (степень оригинальности предложений), за краткость, за умение найти взаимоприемлемый вариант.



Состав участников и их роли.

Предполагается наличие группы (не более трех человек) авторов проекта.

Желательно, чтобы в нее вошли наиболее сильные ученики.

Группа экспертов представляющая отрасли:

- минэнерго,

- минатомэнерго (Главатом).


1

Группа экспертов, представляющая территориальные органы управления:

- глава администрации,

- представители отдела социально-экономического развития,

- санэпидемстанция,

- депутаты.

Представители общественности:

- от партии «зеленых»,

- жители,

- общественные организации и объединения граждан,

-пресса.

На первом этапе участники выбирают роли. Руководитель излагает для всех условия игры и дает информацию по теме и задания на дом. Обычно после этого следует сделать перерыв на несколько дней, чтобы участники вошли в роли и подготовились их играть. Важно предусмотреть, чтобы позиции участников экспертизы были достаточно разными. Это можно сделать как путем определения границ возможных позиций по каждой роли, так и общей рекомендацией ее придерживаться. Например, по сценарию проекта АЭС, представители министерств, авторы проекта, часть депутатов, представители прессы, должны придерживаться позиции в целом поддержки проекта. Представители «зеленых», администрация в целом обязаны придерживаться позиции, отвергающей строительство станции. Остальные в праве свободно определиться.

Основная часть игры начинается пятиминутным докладом представителей проекта. Затем следуют вопросы, которые фиксируются ведущим, он же председатель экспертной комиссии. Затем дается слово одному из представителей министерства, институтов, советам, представителям общественности. Пресса права выступать не имеет, но может каждому участнику задать один вопрос. После первого тура выступлений – повторное выступление представителей проекта. Если остаются вопросы, могут выступить в том же порядке остальные участники игры.

На вопрос дается 30 секунд, на ответ до 1 минуты. Возможным вариантом могут стать выборы согласительной комиссии, из числа участников, которой поручается подготовить такой проект и представить для обсуждения.



Доводы за проект.

  1. АЭС является экологически чистой, с точки зрения выбросов в атмосферу углекислого газа и азота.

  2. Отсутствие выбросов углекислого газа исключает парниковый эффект.

  3. Составами ежедневно подводят мазут к ТЭЦ – 2, а здесь нужно будет всего 1 кг. урана, чтобы АЭС работала целый год.

  4. АЭС – мощностью несколько тысяч мегаватт даст возможность разместить на территории области в дальнейшем энергоемкие производства. Так, необходимый алюминий для производства самолетов, будет производиться на местном алюминиевом заводе. Предприятия пищевой промышленности получат новый упаковочный материал: банки для напитков, баллончики для аэрозолей, алюминиевую фольгу.

Создание алюминиевого завода будет решать задачу утилизации отходов, охраны окружающей среды, за счет использования вторичного сырья.

  1. Ввод нового предприятия обеспечит занятость населения, предоставит работу нескольким сотням специалистов.

  2. Будет построен город атомщиков. Из федерального бюджета потекут деньги в областной бюджет.

Доводы против проекта.

  1. АЭС – одно из опаснейших производств. Строительство АЭС существенно повышает радиационный фон, влияние которого может проявиться на человеке через несколько поколений в виде мутаций, а также в виде онкозаболеваний.

  2. Через нашу зону проходит зона повышенных амплитуд новейших тектонических движений с юга – запада на северо-восток, эта зона живет активной жизнью.

2


  1. Подтверждает это землятресения 5 – 6 баллов, зарегистрированные в г. Набережные Челны, в г. Волжском и др. За период с 1982 – 1989 территорию Татарстана «трясло» почти 70 раз.

  2. Через АЭС проходит огромное количество воды. Свойства отработанной воды не изучены. Исследования реки Колумбии (США, штат Вашингтон), где расположен ядерный реактор одной из АЭС, показали, что радиоактивность воды не значительна, но концентрация изотопов в планктоне в две тысячи раз выше, чем в речной воде, в организме рыбы и водоплавающей птицы, питающихся планктоном, соответственно в 15 тыс. и 40 тыс. раз выше, в организме птенцов ласточки, которые живут у реки в 500 тыс. раз выше, в желтке яиц водоплавающей птицы в миллион раз выше, чем в реке Колумбии. Хочется спросить представителей НИИАРа: проводились ли в районе расположения наших реакторов подобные радиологические исследования? И как мы будем контролировать эту ситуацию в районе новой АЭС?

  3. Присутствует эффект теплового загрязнения. Температура водоемов вокруг АЭС повышается на 5 – 6 градусов, что приводит к нарушению экологического равновесия целого региона.

Например, Березовский залив – это рыбное нерестилище, превратится в незамерзающий водоем. Ущерб, который будет причинен одному только рыбному хозяйству области, огромен! Этот залив расположен в низовьях реки Утка. Большое количество водных растений создает исключительно благоприятные условия для размножения рыб, особенно фитофильных. Как и все мелководья, хорошо защищены от воздействия ветровой волны. Березовский залив чрезвычайно богат кормовыми организмами для рыб – бентофагов. В пределах залива имеются обширные площади, где без особых затрат можно выращивать товарную рыбу, в частности двухлеток амурских рыб (толстолобика и белого амура ). И этого всего мы можем лишиться!

  1. Добыча урана, его транспортировка, обработкаНет гарантии абсолютной безопасности АЭС. По средним оценкам каждые 2 года на одном из существующих реакторов возможна крупная авария. Даже в Японии, (а японцев, согласитесь трудно обвинить в техническом браке при конструировании, а тем более – в нарушении правил эксплуатации АЭС ). Только за 1999год произошло 10 остановок реакторов из–за аварий. Напрашивается вывод о недостаточной безопасности конструкций современных АЭС.

  2. Старомайнский район является основной рекреационной зоной Ульяновска. Каждое лето сотни ульяновцев отдыхают на берегах Старомайнского и Юрманского заливов, отправляются туда на рыбалку, а в леса за грибами и ягодами. А теперь представьте, что все эти прекрасные места будут в непосредственной близости от АЭС.

  3. Часто приходится слышать, что альтернативы атомной энергетике нет. Все больше стран мира делают ставку на энергоснабжение, освоение возобновляемых источников энергии (солнце, ветер, приливы). А в нашей – то области, где скорость ветра достигает 4 –6 м/сек., возможно строительство, ветроэнергетических станций мощностью до 5 тыс. киловатт.

О том, что энергия, вырабатываемая на АЭС, не самая дешевая. Здесь бы "авторам" мифа нужно было просчитать перспективу. Ибо. Преимущество АЭС заключается именно в низком уровне тарифа для потребителей относительно традиционной энергетики на органическом топливе.

Невысокий тариф обеспечивается взаимодействием двух факторов - стабилизацией затрат на безопасную эксплуатацию и обеспечение закупок топлива, а также ростом инвестиционной составляющей на ближайшие 10 лет (с 300 до 2300 миллионов долларов!)

При одинаковых условиях это обеспечивает более низкий уровень тарифов по сравнению с ТЭЦ - в 1,5 раза. Учитывая, что за этот же период стоимость газа, угля, мазута вырастает в 4 раза.

Сегодня причина приблизительного равенства стоимости энергии, произведенной АЭС, и на станциях традиционной энергетики заключена в несовершенстве действующего механизма ценообразования. Сегодня в тарифах АЭС присутствует не только эксплуатационная составляющая, но и инвестиционная, а в традиционной энергетике этот фактор отсутствует. В России будет создан настоящий конкурентный рынок электроэнергии, который

Среди тридцати стран, имеющих АЭС, Россия занимает лишь 20 место. Наибольшее количество эксплуатируемых реакторов имеют



  • США -104,

  • Франция -59,

  • Япония - 53,

  • Англия - 35,

  • Россия -30,

  • Германия - 20.

За последние 10 лет во Франции, благодаря развитию атомной энергетики, тарифы на отпускаемую электроэнергию уменьшились на 25%.

Радиация - это явление, происходящее в радиоактивных элементах, ядерных реакторах, при ядерных взрывах, сопровождающееся испусканием частиц и различными излучениями, в результате чего возникают вредные и опасные факторы, воздействующие на людей.
Ионизирующее излучение - это любое излучение, вызывающее ионизацию среды, т.е. протекание электрических токов в этой среде, в том числе и в организме человека, что часто приводит к разрушению клеток, изменению состава крови, ожогам и другим тяжелым последствиям.

Любой вид ионизирующих излучений вызывает биологические изменения в организме как при внешнем (источник находится вне организма), так и при внутреннем облучении (радиоактивные вещества, т.е. частицы, попадают внутрь организма с пищей, через органы дыхания).

Радиация по самой своей природе вредна для жизни. Малые дозы облучения могут “запустить” не до конца еще установленную цепь событий, приводящую к раку или к генетическим повреждениям. При больших дозах радиация может разрушать клетки, повреждать ткани органов и явиться причиной скорой гибели организма.

Дети крайне чувствительны к действию радиации. Относительно небольшие дозы при облучении хрящевой ткани могут замедлить или вовсе остановить у них рост костей, что приводит к аномалиям развития скелета. Чем меньше возраст ребенка, тем сильнее подавляется рост костей. Суммарной дозы порядка 10 Гр, полученной в течение нескольких недель при ежедневном облучении, бывает достаточно, чтобы вызвать некоторые аномалии развития скелета.

В самом деле, обширные обследования, охватившие около 100000 человек, переживших атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в 1945 году, показали, что пока рак является единственной причиной повышенной смертности в этой группе населения.
Также, даже при небольших дозах облучения, радиационные лучи негативно влияют на наши органы зрения – глаза. Наиболее уязвимой для радиации частью глаза является хрусталик. Погибшие клетки становятся непрозрачными, а разрастание помутневших участков приводит сначала к катаракте, а затем и к полной слепоте .


Существуют также генетические последствия облучения. Около 10% всех живых новорожденных имеют те или иные генетические дефекты, начиная от необременительных физических недостатков типа дальтонизма и кончая такими тяжелыми состояниями, как синдром Дауна и различные пороки развития.


Выяснено, что около 170 из 1000 эмбрионов и плодов погибают до рождения, из них около 40% - вследствие влияния хромосомных нарушений. Тем не менее, значительная часть мутантов (носителей хромосомной аномалии) минует действие внутриутробного отбора .

Но некоторые из них погибают в раннем детстве. Больные с аномалиями половых хромосом из - за нарушений полового развития , как правило, не оставляют потомства. Отсюда следует - все аномалии можно отнести к мутациям. Показано ,что в общем случае хромосомные мутации почти полностью исчезают из популяции через 15 - 17 поколений .

Как говорилось выше, различного рода излучения оказывают непосредственное влияние на генетический материал. Эти излучения являются ключевыми для возникновения мутаций.



Мутации – это внезапные скачкообразные стойкие изменения в структуре генотипа.

Чаще всего мутации очень вредны для человека и практически несовместимы с жизнью. Если же организм-мутант остался жить, то при этом у него возникают тяжелые болезни. Например, болезнь Дауна (трисомия 21) , синдромы: Тернера (трисомия 18), Клайнфелтера, Патау (трисомия 13), Эдвардса, синдром "Кошачьего крика" (плачь ребенка напоминает мяуканье кошки) и др.


Чернобыльской станции, было эвакуировано лишь через три дня после аварии. Свои дома вынуждены были оставить около 135 тыс. жителей 30-километровой зоны вокруг реактора.

Сломано огромное количество судеб. 5 тыс. ликвидаторов погибло и 50 тыс. остались инвалидами. Почти 300 тыс. человек умерли от лучевой болезни. По расчетам экспертов, суммарный выход радиоактивных материалов составил 50 миллионов кюри, что равнозначно последствиям взрывов 500 атомных бомб, сброшенных в 1945 году на Хиросиму. Спустя 20 лет после аварии повышенный уровень радиационного загрязнения наблюдается на территории в 70 тыс. кв. км.

Ученые утверждают, что уровень заболеваний, связанных с чернобыльской катастрофой, будет расти еще около 200 лет, а генетические последствия скажутся через полтысячелетия. По словам ученых, мутации человека могут спровоцировать рост инфекционных заболеваний, болезни крови и иммунодефицит, а генетические изменения сделают их невосприимчивыми к стандартным медикаментам.

МИНАТОМ