Управление образования Сморгонского райисполкома Учебно-методическое учреждение - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическое пособие Допущено Учебно-методическим объединением... 8 1649.05kb.
Учебно-методическое пособие. Серпухов.: Моудпо «Учебно-методический... 7 880.76kb.
Учебно-методическое пособие великий новгород 2002 Печатается по решению... 19 1238.03kb.
Управление персоналом учебно-методическое пособие 8 1228.05kb.
1. Введение в «Управление инновациями» 7 26 2236.9kb.
1. Современная концепция управления человеческими ресурсами 9 1188.03kb.
Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей... 1 85.14kb.
Центральное управление военных сообщений 28 3250.68kb.
Урок биологии в 11 классе «Центры происхождения культурных растений... 1 148.83kb.
Администрация города тынды муниципальное учреждение управление образования 1 254.63kb.
Управление образования Администрации города Екатеринбурга 3 467.09kb.
Законные способы приобретения оружия 1 189.07kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Управление образования Сморгонского райисполкома Учебно-методическое учреждение - страница №1/1

Управление образования Сморгонского райисполкома

Учебно-методическое учреждение

«Сморгонский районный учебно-методический кабинет»

Организация работы

с одаренными учащимися

по предмету


Из опыта работы

Сморгонь 2012

Составитель: Чендырина И.Н., методист учебно-методического учреждения «Сморгонский районный учебно - методический кабинет».


Предназначена для организации системы работы с одаренными детьми в учреждении образования; работы с одаренными учащимися по учебному предмету.

Чендырина И.Н.,

учебно – методическое издание

Организация работы с одаренными

учащимися по предмету

Из опыта работы

Составление 2012 – 06– 29

Учебно – методическое учреждение «Сморгонский районный учебно – методический кабинет».



Содержание
Введение 4

ГЛАВА 1.Организация работы с одаренными учащимися

по предмету 5

Диагностика способностей учащихся на уроке 6

Требования к организации работы с одаренными детьми

и содержанию индивидуальной программы 8

Методы и формы работы с одаренными учащимися 9

Заключение 10

Литература 11

Приложение 1. Фрагмент занятия мастер-класса

учителя географии ГУО “СШ № 5” Чендыриной И.Н.

”Формы и методы работы с одаренными

учащимися”: “Теоретическая подготовка к олимпиаде.

Формы подачи теоретического материала” 12

Приложение 2.Урок географии в 7 классе по теме “Электроэнергетика” в рамках мастер-класса

Чендыриной И.Н. “Формы и методы работы с одаренными учащимися. Тема занятия: “Разнообразие форм

контроля знаний как средство привития

интереса к географии” 14

Приложение 3. Урок географии в 10 классе по географии Беларуси в рамках мастер-класса Чендыриной И.Н.

“ Формы и методы работы с одаренными детьми”.

Тема занятия: “Развитие исследовательских

умений и навыков как важнейшее условие эффективной

работы с одаренными учащимися” 17




Введение
В наше время возрастает потребность в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Именно новизной, оригинальностью подхода отличаются результаты деятельности талантливого, одаренного человека. Поэтому сегодня актуальна проблема выявления и развития одаренности у детей, а также создания условий для их развития.

Заметить одаренного ребёнка, распознать его индивидуальность, помочь ему развиваться и совершенствоваться, а также создать систему работы с такими детьми – задача школы и каждого учителя в отдельности.

При организации системы работы с одаренными детьми в учреждении образования необходимо поставить конкретные цели. Ими могут быть:


  • создание условий для выявления, развития и поддержки высокомотивированных и одаренных детей;

  • развитие общих способностей ребенка как основы всех специальных способностей;

  • достижение максимального уровня развития способностей и др.

Работа с одаренными детьми в школе может включать:

  1. Мероприятия по выявлению одаренных детей, создание банка данных о таких детях.

  2. Помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности: факультативы, школа олимпиадного движения, исследовательская деятельность, участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, НОУ.

  3. Контроль за развитием познавательной деятельности одаренных и талантливых учащихся на уроках.

  4. Мероприятия с родителями: просветительская деятельность, совместная практическая деятельность.

  5. Мероприятия по работе с педколлективом: психолого-педагогические семинары, консультации, мастер-классы, повышение профмастерства через целевые курсы, самообразование, использование ресурсов библиотеки и Интернета и др.

Для каждого ребёнка разрабатывается индивидуальная программа его сопровождения, которая предполагает несколько этапов:

  1. Диагностический (педагогическая диагностика, психологическая диагностика, мониторинг динамики развития ребёнка).

  2. Информационный (создание информационного банка данных, просветительская работа со всеми участниками процесса).

  3. Полготовительный (составление индивидуальной программы для каждого ученика, рекомендации всем заинтересованным сторонам по взаимодействию с одаренным ребёнком).

  4. Развивающий (организация и проведение занятий, организация мероприятий по созданию развивающей среды для одаренного ребёнка).


Глава 1. Организация работы с одаренными учащимися по предмету

Работа учителя-предметника с одаренным учеником тоже должна представлять собой систему: результаты диагностики – работа на уроке – отбор содержания – внеурочная работа – анализ результатов участия в олимпиадах, конкурсах.

Успешная подготовка школьников к олимпиадам – важное звено в оценке работы учителя.Причины успеха работы педагога можно сформулировать следующим образом:


  • осознание важности работы самим педагогом;

  • развитие компетенций учителя, его стремление к интеллектуальному совершенствованию; проявление поисковой активности, любознательности;

  • знание педагогами психологических особенностей одаренных детей ;

  • грамотно проведенная диагностика;

  • заинтересованность учащихся;

  • правильный отбор материала;

  • планомерная, кропотливая система работы с использованием эффективных форм и методов.

При привлечении учащихся учитель-предметник должен взаимодействовать с психологом (ведущий тип памяти, мышление, внимание, профессиональная направленность, соревновательность, уверенность в своих силах); классным руководителем (успеваемость, круг интересов, индивидуальные особенности ученика,самостоятельность в принятии решений).

Как можно учителю продиагностировать интеллектуальные и познавательные способности учащегося на уроке; какие формы и методы работы с одаренными детьми можно использовать при подготовке к олимпиадам; как составить план работы, подать теоретический материал? Ответы на некотоые вопросы можно найти в данной брошюре.



Диагностика способностей учащегося на уроке
Применительно к устным предметам можно предложить следующие формы дигностики способностей и интереса учащихся к предмету:

  • наблюдение;

  • дежурная группа;

  • “пятиминутка”и “минута говорения”;

  • ранжирование;

  • анкетирование.

Наблюдение за мыслительной деятельностью: развитие речи, умение излагать свои мысли,сравнивать, анализировать, делать выводы, давать оценку ит.д.Например, предложить алгоритм выполнения домашнего задания, где необходимо не только пересказать, но и оценить события, поработать с источниками информации, высказать свою точку зрения.При выполнении практической работы по географии у учащегося, который увлечён предметом, всегда есть желание выполнить задание творческого уровня.

Дежурная группа состоит из 2-3 учащихся, которым определяется домашнее задание подготовить пересказ близко к тексту. Через выступление в дежурной группе проходят все учащиеся.У одаренных детей рассказ отличается: развита речь, последовательность изложения с использованием типовых планов,дополнительных источников информации, умение делать выводы и защищать собственную позицию. После того, как весь класс прошёл через дежурную группу, можно выявить одарённых детей и в дальнейшем поручать им сложные темы в дежурной группе.

Пятиминутка” и “минута говорения” диагностирует умения выбирать главное, кратко илагать свои мысли.Учащемуся предлагается письменно изложить всё, что он знает по данному вопросу за 5 минут или устно изложить главное за 1 минуту. Одаренный ребенок успевает за короткий промежуток временине только полностью дать ответ, но и дать собственную оценку явлению или факту.



Ранжирование предполагает регистрацию активности учащихся на уроках, качество выполнения домашних заданий, дополнение к ответам, интересные вопросы отвечающим ит.д. Повысить оценку в рейтинге можно участием в конкурсах, конференциях, олимпиадах. Таким образом, ранжирование показывает интеллектуальный уровень учащегося на данном этапе обучения и заинтересовывает его в дальнейшем овладении знаниями по данному предмету.

Анкетирование проводится с целью выяснения интересов и способностей учащихся. Например, отвечая на вопрос: “Какие задания вы любите выполнять?”, одаренные учащиеся обязательно отвечают, что им нравятся творческие задания, поисковые задания, задания на рассуждение.

Требования к форме организации работы с одаренными детьми и содержанию индивидуальной программы
Существуют определенные требования к организации работы с одаренными учащимися:

  • гибкий и мобильный учебный план, конструирование его на основе интересов учащихся;

  • независимое продвижение при изучении отдельных предметов;

  • планирование и принятие решений самими учащимися;

  • маневренные блоки изучения предметов.

Перед составлением индивидуальной программы для учащегося необходимо проводить анкетирование:



Основные темы учебной программы по предмету, номенклатура, задачи

Знаю и умею

Испытываю затруднения

Хотел бы узнать












На основаниианализа анкет пересматривается содержание программы и распределяется учебный материал.

Таким образом,индивидуальная программа для работы с одаренными учащимися должна:


  • выходить за рамки общепринятой программы;

  • учитывать специфику интересов ученика;

  • соответствовать стилю усвоения знаний учеником;

  • прививать стремление к приобретению знаний.

Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, поэтому требования к учебным программам для одаренных детей можно сформулировать так:

  • содержание учебной программы должно содействовать успешному усвоению материала;

  • программа должна предусматривать применение навыков продуктивного мышления, насыщена творческими заданиями;

  • программа должна давать возможность исследовать постоянно изменяющийся поток информации;

  • программа должна предусматривать возможность дифференциации обучения;

  • содержание программы должно максимально учитывать межпредметные связи.


Методы и формы работы с одаренными учащимися
Содержание, методы и формы работы с одаренными учащимися на уроке должны сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися класса и в то же время отличаться определенным своеобразием. Формы и приёмы в рамках отдельного урока должны быть разнообразны и направлены на дифференциацию и индивидуализацию работы.Формы индивидуальной работы с одаренными учащимися на уроке могут быть: составление опорных конспектов, интеллект-карт, выполнение творческих заданий, написание рефератов, участие в конкурсах шпаргалок, кроссвордов, презентации портфолио по теме урока или портфолио своих достижений по предмету.

Большую роль играет групповая работа на уроке, когда в группу входят учащиеся с разным уровнем обученности. При решении учебной задачи одаренный ученик выполняет роль консультанта.

В числе эффективных педагогических технологий для работы с одаренными детьми рассматриваются исследовательская и проектная деятельность, технология проблемного обучения, технология многомерных дидактических инструментов, игровые технологии, технология “Портфель ученика”, технология критического мышления.

Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся ведущими являются методы творческого характера: проблемный, поисковый, проектный, исследовательский в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Заключение
Представленный материал может быть использован для организации системы работы с одаренными учащимися в учебном заведении, а также организации работы с одаренными учащимися по предмету.

Сделать учебную деятельность необходимой и радостной для каждого учащегося можно, став на позицию педагогики сотрудничества, при которой ученик и учитель работают ради того,чтобы достигнуть одной цели.



Литература


  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.:Питер Ком, 1999.

  2. Вишнякова Н. Ф. Психологические особенности креативной одаренности// Одарен. pe6eнок.-2002.-N 1.- С. 18.

  3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПБ.: Издательство
    Питер, 1999.

  4. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М., 2004.

  5. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. – М., 2001.

  6. Туник Е.Е. Модифицированные тесты креативности Вильямса. – М.: Речь, 2003.

  7. Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Щербо Н.П. Исследование творчес­кой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школь­ников при специальном обучении // Вопросы психологии -1991. - №1.

  8. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы методы, результаты исследований и практики. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003.

9.Статьи в журналах:

«Педагогическая техника», №5, 2005

«Адукацыя і выхаванне», № 2, 2003

“Завуч”, №7, 2006.



Приложение 1.
Фрагмент занятия мастер-класса учителя географии ГУО “Средняя школа № 5” Чендыриной И.Н. по теме: “Теоретическая подготовка учащихся к олимпиаде. Формы подачи теоретического материала”.
Анализ олимпиадных заданий разных лет доказывает лишний раз, что учащиеся при выполнении олимпиадных заданий должны отлично владеть теоретическим материалом. Только превосходное знание теории позволяет успешно выполнит задания как теоретического, так и практического туров олимпиад разного уровня.

В основе подачи теоретического материала лежит принцип развивающего обучения: через материал для наблюдений – к выводам, обобщению, закреплению.

Способы подачи теоретического материала могут быть различны: в младших классах – игры, видеопрезентации, в старших – лекция, работа с таблицами, схемами, блиц-вопросы, интеллект-карты и т.д.

Для того, чтобы сделать это эффективно, можно протестировать учащихся по подвопросам темы, выделить слабое звено, составить план работы по теме. Например, тема “Климаты Земли” разбивается следующим образом:

1) термины, приборы;

2) климатообразующие факторы;

3) элементы, характеризующие климат;

4) климатические пояса, типы климата;

5) анализ тематических карт;

6) изменение климата во времени;

7) занимательно о климате, климатические рекорды.

При подготовке важно учить внимательно читать вопрос, используя метод морфологического анализа, использовать образцы рассуждений, планы разборов, а также алгоритм оценки данного задания.

Все теоретические вопросы по географии можно разбить на группы:


  1. Глобальные вопросы, изучение которых требует , в первую очередь, применения репродуктивного метода. Например, “Земная кора и её типы”, “ Воды суши”. При подготовке к ответу на такие вопросы необходимо учащемуся давать план ответа.

  2. Усложненные задания на установление взаимосвязей, при выполнении которых учащиеся устанавливают причинно-следственные связи, заполняют таблицы. Например: установите взаимосвязи между рельефом,геологическим строением и полезными ископаемыми Африки, объясните размещение полезных ископаемых.

  3. Физико- и экономико- географическая характеристика стран и территорий, составление визитной карточки стран. Выполнение такого задания требует знания типовых планов характеристики объектов, которых необходимо придерживаться.

  4. Задания на развитие умения прогнозировать. Например: “Оценить возможные экологические последствия освоения природных богатств Антарктиды” или “Проблемы энергетической безопасности Беларуси”.

  5. Теоретические вопросы узконаправленные: назвать, конкретизировать,проранжировать, рекорды, география путешествий и открытий, работа с цифрами, понятия. Например: расставить горы Европы по мере убывания их абсолютной высоты: Говерла, Народная, Олимп, Этна.

  6. Задания на установление соответствий: регион – тип климата – природная зона – почва – специализация сельского хозяйства.


Приложение 2.
Урок географии в 7 классе по теме “Электроэнергетика” в рамках мастер-класса Чендыриной И.Н. “Работа с одаренными детьми”, тема занятия “Разнообразие форм контроля знаний как средство для привития интереса к географии”.
Тема: Электроэнергетика.

Цель:1) предполагается, что к концу урока у учащихся будет сформировано представление о типах электростанций, их особенностях, энергетике мира; предполагается, что в конце урока учащиеся выполнят тест.

2) содействовать развитию умений учащихся отвечать по плану; выбирать главное, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать; развитию логики и культуры речи.

3) создать условия для воспитания трудолюбия, ответственности; для экологического воспитания учащихся.

Оборудование: атласы, карта “Энергетика мира”, презентация “Нетрадиционные источники энергии”, выставка самодельных макетов “Дом будущего”.

Ход урока



  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания

На доске записаны термины: хозяйство, отрасль хозяйства, природные ресурсы, полезные ископаемые, бассейн, месторождения.

Работа в парах (устно) 1. Взаимопроверка терминов. Зарабатываются баллы за урок.

Индивидуальная работа ( письменно) 2.Работа по карточкам. В карточке предлагаются разноуровневые задания.

Олимпиадное задание (устно). Работа в паре. 3. Опережающее задание олимпиаднику «Составить интеллект-карту «Энергетика» и показать, как разворачивается информация посредством её». Оценивается 10б.

Индивидуальная работа (устно) 4. Дать характеристику нефтяной промышленности по плану. Правильность ответа оценивается 8б. Рецензирование ответа одним из учащихся.

Индивидуальная работа 5. Заполнить схему «Виды энергоресурсов». Правильность ответа оценивается 6б.

Каждый учащийся имеет возможность повысить балл за урок.

III. Работа над новым материалом



  1. Актуализация знаний:

- какую отрасль промышленности изучаем?

- из каких отраслей состоит энергетика?

- какую отрасль предстоит изучить сегодня?


  1. Метод «Минута говорения»: электроэнергетика, электростанция, энергосбережение. Кто хочет высказаться?

После высказываний учащихся предложить записать на листочках и прикрепить к доске «Что ты хотел бы узнать на уроке?».

  1. Работа с текстом учебника. Фронтальный опрос: Что включает понятие «Электроэнергетика»? Какие страны лидируют по производству электроэнергии, покажите их на карте. Какое значение имеет эта отрасль? Какие существуют способы экономии электроэнергии? Назовите типы электростанций.

  2. Характеристика типов электростанций по плану: тип электростанций, доля в производстве электроэнергии в мире, используемые энергоресурсы, принцип работы (какую энергию в кауую преобразовывает), принцип размещения, преимущества, недостатки данного типа электростанций. Работа в группах. Презентация работы групп.

  3. Презентация «Нетрадиционные источники энергии»

  4. Дискуссия. Выскажите свой взгляд на перспективы развития электроэнергетики в Беларуси.

  5. Опережающее проектное задание. Участники проекта демонстрируют модель «Тёплый дом».

IV. Домашнее задание: текст учебника пересказать по плану, задания конкурса знатоков.

V. Рефлексия.Посмотрите свои листочки: что вы хотели узнать на уроке? Получили ли вы необходимую информацию?

Метод «Зарядка»: выразите своё отношение к уроку: присесть – низкая и обычная поза – удовлетворительно; поднять руки вверх, хлопнуть – высшая оценка.

Какой результат?



Приложение 3.

Урок географии в 10 классе по теме «Динамика численности населения Республики Беларусь. Естественное и механическое движение населения» в рамках мастер-класса

Чендыриной И.Н. «Формы и методы работы с одаренными детьми». Тема занятия: «Развитие исследовательских умений и навыков как важнейшее условие эффективной работы с одаренными детьми»
Тема урока: Динамика численности населения Республики Беларусь. Естественное и механическое движение населения.
Цель: 1. Содействовать формированию знаний учащихся о современной демографической ситуации в Республике Беларусь на основе выполнения исследовательской работы по теме «Демографическая ситуация в Сморгонском районе» с выходом на презентацию своего ответа каждой группой учащихся.

2. Способствовать развитию умений анализировать таблицы, картосхемы, статистические данные; работать с различными источниками географической информации; делать выводы, составлять прогнозы.

3. Создать условия для воспитания здорового образа жизни.
Оборудование: карта «Республика Беларусь», презентация, на доске – термины по теме «Население»:
население

демография

демографическая ситуация

естественный прирост

воспроизводство

миграция, сальдо миграции

депопуляция

Ход урока:
I Актуализация знаний

1.Анализ содержания учебника: почему такая последовательность изучения тем? Определите место темы «Население». (Если затрудняются ответить, то на стр. 199 – о роли населения).

2.Как узнают о численности населения в стране? (По переписи).

А в межпереписной период?

Когда в нашей стране будет перепись населения?

3.Какие понятия будем использовать на уроке? (Записаны на доске).

Неизвестные понятия найдите в словаре.
Учитель: вырезка из «Светлого шляха»: на 1 января 2012 года количество населения в 9 млн. 473 тыс. Согласно прогнозу национального института экономических исследований население Республики Беларусь к 2020г. составит 9 млн. 132 тыс. человек.

Определяем цель урока: исследовать особенность демографической ситуации в нашей стране.


Опережающие задания – исследования:

  1. «Демографическая ситуация в нашем роду». (Все учащиеся)

  2. Исследовательская работа «Демографическая ситуация в Сморгонском районе».



II Работа над новым материалом

Мотивация: учащиеся представляют результаты исследования «Демографическая ситуация в нашем роду».

1. План работы

  1. Динамика численности населения

  2. Факторы, влияющие на изменение численности населения

Задание на партах на отдельных листах. Работа с текстом по заданиям.



2.Выступление учащихся по заданиям.

  1. Динамика численности населения. Данные из учебника подтверждаются выступлением учащихся с исследовательской работой «Демографическая ситуация в Сморгонском районе».

  2. Факторы, влияющие на изменение численности населения. Подтверждение (приложение).




  1. Вывод:

а) оценка демографической ситуации;

б) какие могут быть последствия?

в) какие меры предпринимает государство для решения проблемы?

Итог: (по материалам печати)

У Республики Беларусь три пути выхода из критической демографической ситуации:

1. Повышение рождаемости

2. Снижение смертности

3. Привлечение иммигрантов для восполнения убыли населения
III Рефлексия. Эмоциональная: «Мишень». Оценка своей работы на уроке.

Д/з : § 33, 34.

Учебно-методическое издание

Организация работы

с одаренными учащимися

по предмету

Из опыта работы

Ответственный за выпуск И.Н.Чендырина

Компьютерный набор Е.Ч.Сержан

Вёрстка Е.Ч.Сержан