Управление образования администрация Шебекинского района Информационно-методический центр Методическая рекомендация Основные аспекты - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Г. Рассказово Тамбовской области на 2006 2008 гг 1 111.21kb.
Моу мук г. Аксая за 2009-2010 учебный год в 2009-2010 уч году информационно-методический... 1 253.58kb.
Правила внутреннего трудового распорядка для работников муниципального... 1 192.36kb.
Программа государственной молодежной политики 1 70.6kb.
Учебно-методическое пособие. Серпухов.: Моудпо «Учебно-методический... 7 880.76kb.
Материальное обеспечение и оснащение образовательного процесса муниципального... 2 771.21kb.
Управление образования администрации Каслинского муниципального района 5 680.87kb.
Республика карелия администрация муниципального образования «суоярвский... 1 55.9kb.
Организационно- методический информационный центр 1 240.35kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 9 3011.52kb.
Управление образования Сморгонского райисполкома Учебно-методическое... 1 192.99kb.
К объективным факторам, сдерживающим управленческие инновации в государственных... 1 119.21kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Управление образования администрация Шебекинского района Информационно-методический - страница №1/1



Управление образования администрация Шебекинского района

Информационно-методический центр

Методическая рекомендация

Основные аспекты инновационной деятельности

образовательного учреждения

Составитель: Белоножко Л.В., заведующая ИМЦ

Шебекино, 2011

Инновации - сегодня, традиции - завтра!


Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание.

Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое – это и есть инновация.

Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.

Инновационная деятельность

Педагогическая  инноватика -  особая сфера научного знания, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования.

Инновация – ( от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение,  обновление) деятельность по созданию, освоению,  использованию и распространению нового , с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое.( Современный словарь иностранных языков)

Инновационный процесс  - это процесс развития, объект управления развитием образовательного учреждения, процесс разработки и освоения новшеств.

Инновация – это не просто создание…. Распространение новшеств, это изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. (А.И.Пригожин)

Инновационные технологии – это производство ( изобретение) нового для системы образования компонента.

Инновационная деятельность – это особая деятельность по согласованию возникающих в результате инноваций дезорганизаций в процессах  обучения  и воспитания.

Нововведение  - это процесс введения «новшеств» -  таких компонентов  или связей, которых раньше не было в образовательной системы школы.

Различаются следующие новшества:

- по предмету изменений (цели, условия, формы организации образовательного и управленческого процессов в школе);



- по глубине преобразований (модифицирующие - обеспечивающие усовершенствование, частичное изменение; комбинированные – новое сочетание традиционных элементов;  радикальные – принципиально новые);

- по масштабности ( локальные - частичные изменения в технологии; модульные – целостные изменения в какой-либо из подсистем школы; системные – перестройка всей школы на основе новой идеи);

- по ресурсоемкости ( объем материальных, временных, интеллектуальных и иных затрат, необходимых для внедрения);

- по уровню разработанности (полностью  подготовленные – прошедшие апробации  и недостаточно подготовленные новшества) (В.С. Лазарев)

Инновации – радикальные новшества как специфическая форма передового педагогического опыта.

Нововведение – процесс перехода системы из одного качественного состояния в другое на основе внедрения инноваций.

Инновация – это принципиально иной подход на основе новой идеи, существенно меняющий сложившиеся образовательные технологии, обусловливающий новый тип школьной организации.

Специфичность инноваций в образовании проявляется в следующем ( Т.И. Шамова, Г.М.Тюлю):

-инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;

-использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся;

-внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы  школы .



К инновационным школам могут быть отнесены лишь те школы, которые сами полностью разрабатывают и реализуют комплексные инновационные программы « от замысла до воплощения», а не просто внедряют готовые разработки. Школа в этом случае одновременно выполняет функции и научной лаборатории, и экспериментальной площадки, и является пространством жизнедеятельности детей и взрослых.

(А.Н. Тубельский )



В качестве инновационной может рассматриваться школа, которая:

- разрабатывает  или  реализует отличную от общепринятой в большинстве  школ  модель организации жизнедеятельности учащихся;

-разрабатывает принципиально отличное от традиционного содержание образования;

-разрабатывает новое содержание и способы деятельности педагога.



Важнейшие составляющие педагогической инновации ( П.Г.Щедровицкий):

-наличие соответствующего исследовательского компонента;

-наличие соответствующего проектного компонента;

-наличие соответствующего управленческого компонента.



Феномен «псевдоновизны» заключается в стремлении к оригинальности любой ценой; прожектерстве; стремлении сделать не столько лучше, сколько иначе.

Псевдоновизна  в процессе модернизации образования проявляется в следующих явлениях:

-в подстраивании  нововведений под прежние отжившие нормы  («приручение новшеств»);

-в формальной смене названий и вывесок;

-в конъюнктурном воссоздании исторических форм учебных заведений;

-в формальном привлечении в школу титулованных научных руководителей ( «заигрывании с научными структурами»);

-в массовом создании различных «интеллектуализированных» служб ( методологических, социологических) и формальных экспертных советов.



Критериальный комплекс, характеризующий инновационный процесс:

-изменения проводятся на общешкольном уровне, т.е. «единицей» изменений является вся школьная организация, а не отдельные ее элементы. Преобразовывается не только собственно образовательная составляющая, но и организационно-управленческая структура школьной системы;

-изменения в школе предполагают новый вариант решения актуальной педагогической или организационно-педагогической проблемы;

-процесс изменений строится на основе соответствующей исследовательской и проектной деятельности;

-изменения происходят в контексте реализации разработанной школой модели организации жизнедеятельности учащихся, отличной от общепринятых в большинстве других школ;

-изменения касаются принципиальных отличий от традиционного содержания образования;

-изменения обусловливают новое содержание и способы деятельности педагога;

-изменения носят системный и целенаправленный характер, являются результатом постоянного обновления и саморазвития на основе периодического анализа образовательной деятельности в школе.



К инновационным школам – школам, направленным на обновление, творчество, саморазвитие могут быть отнесены:

-авангардные, пилотные школы, школы-лаборатории, т.е. школы с устойчивой и системной инновационной деятельностью;

-экспериментальные и опытно-экспериментальные школы, в той или иной степени сконструировавшие или воспринявшие и отрабатывающие новые модели ( проекты, системы) образовательной деятельности либо ведущие опытную деятельность в одном или нескольких направлениях;

-поисковые школы с выраженным инновационным  потенциалом, стремлением к обновлению, поиском путей «обретения собственного лица».



Инновации в области воспитания:

Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юнлшеской среде.

-Инновационные программы воспитания:



Федеральные «Мой выбор», «Школа против насилия», «Растим патриотов»;

Целевые программы: «Здоровье»,»Мое Отечество», «Моя семья», «Интеллект», «Культура».

-Концепции воспитания с учетом нормативных документов, достижений психолого-педагогической науки, инновационного опыта, местных условий и возможностей,

-Обновление содержания воспитания: экономическое образование, правовая культура, гражданское и патриотическое воспитание, предпрофильная подготовка, национальная культура, личная профессиональная карьера, проектирование образовательной  траектории.

-Инновационные технологии воспитания:

-национально-образовательные;

- создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы:

-телевизионные (ток-шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);

-информационные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиатека);

-нестандартные технологии ( импровизация, дни науки культуры, интеллектуальный марафон);

-различные варианты школы  полного дня;

-создание гувернерской службы внутри школы, создание детско-родительских объединений внутри школы;

-социальное проектирование.



ВИДЫ  ИННОВАЦИЙ

ИННОВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ

ИННОВАЦИИ  В ОБУЧЕНИИ

ИННОВАЦИИ В ПОГОТОВКЕ И ПЕРЕПОДГОТОВКЕ КАДРОВ

-Это новшества, направленные на привлечение представителей общества к управлению образовательными учреждениями:

·    Маркетинговые исследования в практике школ;

·  создание системы автоматизации школьного управления;

· создание проблемных групп и кафедр внутри школы;

· создание попечительских и управляющих советов с реальными функциями;

· создание сетевого взаимодействия и структуры взаимодействия школ (как правило, на селе);

·  введение ваучеров  в системе повышения квалификации.

Создание новой управляющей системы., гибкой структуры управления, определение новых структурных взаимосвязей, полномочий ,должностных обязанностей(зам. по  дополнительному образованию, маркетингу, диагностике , менеджер центра платных дополнительных услуг, руководители временных творческих  групп)

Переход на проектное управление (проектирование системных изменений в ОУ)

Внедрение интегрированных моделей образования, реализующие программы различных уровней    образования. с учетом потребностей обучающихся

Государственно -общественное управление  Создание Управляющего Совета

Формирование новой организационной культуры школы

Информационно - коммуникационное обеспечение деятельности руководителей ОУ    Создание единой информационной  системы управления,, электронной форма ведения школьной документации(дневники) , веб-страницы ОУ

Подготовка и переподготовка управленческого персонала ОУ (Организационно--деятельностные игры  управленческих   кадров

Разработка системы локальных актов, регламентирующих деятельность ОУ

Мониторинг деятельности ОУ

Разработка механизмов управления качеством образования (квалиметрия ,  статистика ,социологические исследования, измерения психического  и физического развития)

Сетевое взаимодействие  ОУ

 

 

 



-Это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, интеграционные межпредметные программы, методы оценивания образовательного результата:

Обновление  содержания —введение государственного образовательного стандарта стандартов и БУПа(2009) .Участие в эксперименте по введению федерального государственного образовательного стандарта

Разработка образовательной программы школы

Введение новых формы организации (регламентации) учебного процесса

Внедрение современных педагогических технологий

Гуманиэация оценочной деятельности  дополнительное образование


Формирование ключевых компетентностей
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс
Работа с одаренными  детьми и детьми, испытывающие затруднения в обучении

Оснащение ОУ учебным и компьютерным оборудованием

 


то новые методики преподавания , новые способы организации занятий, новые программы переподготовки кадров, ориентированные на изменения требований к качеству образования:

-дистанционное обучение;

-создание сетевых структур;

-тьюторство;

-создание интегрированных межпредметных курсов по обучению новых профессиональных групп(менеджеров образования, экспертов, учителей профильной школы):

Профессиональное развитие педагогических кадров

Развитие профессиональной компетентности администрации (менеджеров)

Формирование профессиональной компетенции учителей

Диагностика потребностей учителей в повышении квалификации, оценка профессиональных затруднений учителей

Планирование профессиональной карьеры учителей

Обучение учителей основам компьютерной грамотности

Создание проблемных  творческих семинаров, стратегических команд

Подготовка учителей к участию в экспериментальной и инновационной деятельности

Организация системы наставничества

Повышение психологической компетентности педагогов, проведение тренингов, направленных на усиление коммуникативных возможностей педагогов(актерское мастерство, психодрама.,игровая деятельность

Разработка тематического портфолио педагога

Привлечение преподавателей вузов для работы с одарёнными детьми

Создание компьютерной базы данных об АПО

Совершенствование форм  материального и морального поощрения, стимулирования педагогов, разработка критериев оценки их деятельности

 

 



ИННОВАЦИИ

Технологические

Методические

Организационные

Экономические

Социальные

Юридические

Новшества касаются различных технических средств и оборудования, используемого в обучении ( компьютерные технологии, сеть Интернет )

Новшества в сфере образования, охватывающие процесс преподавания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин от дошкольного воспитания до высшего образования, подготовки и переподготовки кадров

Освоение новых форм и методов организации педагогического труда, предполагающие изменения соотношения сфер влияния структурных подразделений, социальных групп ил отдельных лиц ( вопросы комплектования различных классов, групп, способов работы в классах, школьных и внешкольных коллективах)

Инновации охватывают положительные изменения в финансовой, платежной, бухгалтерской областях, а также в планировании , мотивации и оплате труда и оценке результатов деятельности в образовании

Формы активизации человеческого фактора путем разработки и внедрения системы усовершенствования кадровой политики, системы  профессиональной подготовки повышения квалификации работников, системы вознаграждения и оценки результатов труда, улучшение социально-бытовых условий жизни работников, условий безопасности и гигиены труда, культурная деятельность, организация свободного времени; повышение уровня образования, культуры молодежи, рационализации умственного и физического труда, достижение высокого уровня воспитанности, нравственности

Новые и измененные законы и нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности образовательных учреждений

ИННОВАЦИИ

Внутрипредметные

Общеметодические

Административные

Идеологические

Инновации, реализующие внутри предмета, что  обусловлено спецификой его преподавания 

( переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий)



Внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе

(разработка творческих заданий учащихся, проектная деятельность)



 

Решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности

Инновации вызваны обновлением сознания, веяниями времени, являются первоосновой всех остальных инноваций