Учителя информатики СивцаВ. Н - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Из опыта работы учителя немецкого языка моу «сош с углубленным изучением... 2 395.44kb.
1. Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. 1 45.74kb.
2001 Утверждено кафедрой прикладной информатики Рецензен т и о. 3 388.21kb.
Лекция Предмет методики преподавания информатики с. 1-2 Лекция Информатика... 1 281.99kb.
Опыт применения приемов педагогической техники Анатолия Гина представляет... 1 156.85kb.
Здорово! Слушай, надоело уже: уроки, задачи, день знаний, день отличника... 1 138.55kb.
Указатель публикаций (по материалам выставки к Году учителя) 1 160.63kb.
Реферат по курсу информатики: «Законодательство о государственной... 1 92.8kb.
Интегрированный урок физики и информатики в 11 классе 1 73.07kb.
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. 1 41.27kb.
Состав государственной комиссии по испытаниям изделия 11К25 9 1164.81kb.
Интересно, откуда взялся поцелуй, такая привычная и любимая всеми... 2 450.53kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Учителя информатики СивцаВ. Н - страница №1/1

Государственное учреждение образования

«Околовская средняя общеобразовательная школа

Логойского района»

Информационные технологии:

проблемы и особенности реализации принципа здоровьесбережения учащихся

Выступление на РМО учителей информатики

Учителя информатики СивцаВ.Н.

Околово, 2010

2

Содержание


  1. Введение 3

  2. Информационные технологии. Роль в образовании 3

  3. Здоровьесбережение: задача-минимум и задача-оптимум..5

  4. Негативное воздействие компьютера на здоровье 6

Компьютер и физическое здоровье 6

Компьютер и психическое здоровье 7



  1. Реализация принципа здоровьесбережения 7

  2. Выводы 9

  3. Источники информации 10

3

ВВЕДЕНИЕ

Основное свойство личности на данном этапе развития общества -способность совершенствовать свою информационную культуру, т.е. способствовать своему самообразованию. При этом информационные технологии, выступают в качестве инструмента саморазвития, воспитания и обучения.

Однако, не следует забывать, что в последнее время участились случаи нарушения физического и психического здоровья детей, прямо или косвенно связанные с компьютером.

Актуальность темы, вынесенной на обсуждение, состоит в том, что в условиях современной школы существенно возрастает роль информационных технологий и, как следствие, вопрос о здоровьесбережениии школьников становится ещё более злободневным.

Информационные технологии. Роль в образовании

Основная привлекательность информационного

(компьютеризированного) образования состоит в возможности интеллектуального саморазвития человека. Индивид получает свободный и автономный доступ к базам знаний (конечно, при условии наличия компьютера), используя при этом информационные технологии. Теперь, помимо стандартизированного образования, которое человек может получить в учебном заведении, .существует альтернативные виды обучения. Имеются в виду всевозможные курсы повышения квалификации, профильные курсы, дистанционные курсы и т.д. Благодаря информационным технологиям человек может получить необходимое образование в достаточно сжатые сроки, практически не выходя из дома. Это могут быть знания по профессии, информация из области культуры и т.д.

Использование технологии мультимедиа дает возможность распространить интерактивное обучение посредством сети мультимедиа классов либо с помощью CD, Интернет. Пользователи могут проходить учебную программу у себя на местах в удобное для них время.

В настоящее время значительная часть образовательных, развлекательных и информационно-справочных программ на потребительском рынке функционируют на основе мультимедиа технологий. Рост возможностей современных компьютеров и увеличение числа мультимедийных программ, видимо, навсегда изменят тот путь, которым люди получают информацию. Энциклопедии, альманахи, интерактивные игры, образовательные программы, кинофильмы делают мультимедиа, пожалуй, самой захватывающей и творческой областью компьютерного мира.



4

Знание компьютера, мультимедийные компьютерные программы, Интернет - открывают огромные просторы для самообразования, самореализации, и индивидуализации процесса обучения. Роль учителя отходит на задний план. На первое место выходит интерпретатор знаний -компьютер.



Основная задача в этом процессе - избежать изолированности человека от окружающего мира, атрофии мышления и зависимости от компьютера. Доказано, что влияние информационных технологий носит не только положительный характер: в отдельных случаях появляется зависимость человека от компьютера, наблюдается снижение значимости межличностного общения, на психику давит информационный пресс, кроме того негативное влияние может сказываться и на физическом здоровье не только ребенка, но и взрослого.

Стремительность развития общества и информационных технологий требует появления новых специалистов, владеющих не только своим предметом и методикой его преподавания, но и информационными технологиями. Поэтому необходимость повышения качества учебного процесса, а также расширения его возможностей стоит сейчас на первом месте (в том числе и подготовка самих преподавателей.

Успех информатизации и компьютеризации учебного процесса во многом зависит от информационно-компьютерной компетентности специалистов в области образования. Учителей, способных качественно обучать детей предметам школьной программы, применяя новые информационные технологии, формировать их информационно-компьютерную культуру, необходимо специально готовить.

Такие педагоги должны владеть следующими знаниями и навыками:

знать возможности использования компьютера для обучения и развития;

владеть методами использования компьютера в организации обучения различным дисциплинам;

уметь использовать компьютер для организации контроля и самоконтроля освоения школьниками пройденного материала;

уметь оптимально сочетать компьютерные и традиционные технологии обучения;

использовать новые информационные технологии для организации творческой деятельности учащихся;

реализовывать принцип здоровьесбережения при. использовании информационных технологий и т.д.



5

Здоровьесбережение: задача-минимум и задача-оптимум



Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном про­цессе может рассматриваться в двух вариантах: Задача-минимум

отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: « No


nocere!» («He навреди! ») и заключается в обеспечении таких условий
обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного
воздействия на здоровье учащихся. Эта задача аналогична концепции
охраны труда школьника. В традиционном понимании, сложившемся в
нашей стране еще в советское время, охрана труда — это
предупреждение травматизма и других очевидно вредных воздействий
на здоровье производственника. «Производство» школьника — его
парта, класс, школа; деятельность — учеба, и задача руководителя
образовательного учреждения, каждого учителя — по возможности
защитить тело и психику ребенка во время его пребывания в школе от
воздействия очевидно травмирующих факторов. Эти факторы
(достаточно условно) можно разделить на три группы: 1) эколого-
гигиенические
(природно-средовые); 2) организационно-

педагогические; 3) психолого-педагогические.

Однако постановка и решение задачи-минимум не может быть признана правильной в наших учреждениях образования. Во-первых, пытаться только сохранить здоровье — очевидная методологическая ошибка. Его невозможно «законсервировать» на достигнутом уровне: или развивать, укреплять, совершенствовать, или медленно, но неуклонно утрачивать. Попыткой только защищать ребенка от негативных воздействий, ничего не предпринимая для укрепления его защитных сил, можно достичь лишь снижения вредного влияния образовательного процесса на здоровье школьника. Во-вторых, в распоряжении образовательной системы имеются мощные возможности для позитивного воздействия на здоровье путем повышения уровня грамотности, воспитания культуры здоровья, приобщения к ведению здорового образа жизни. Не использовать их — значит не решать главную задачу образования — подготовку ребенка к самостоятельной жизни («Здоровье — это не все, но без здоровья все — ничто!»).

В-третьих, недопустимо нацеливать все усилия лишь на заботу о здоровье учащихся. И не только потому, что «учителя — тоже люди». Учитель, не проявляющий грамотную заботу о своем здоровье, не предъявляющий ученикам позитивные результаты этой заботы, оказывается для них плохим примером. Вниманием к своему здоровью' учитель, вольно и невольно, помогает решать важнейшую задачу школы

6

— воспитательную. Все это отражает фундаментальный принцип педагогики: качество подготовки ученика к реальной жизни определяется в конечном счете профессионализмом учителя.



В соответствии с этим реализацию принципа здоровьесбережения следует понимать как задачу-оптимум, включающую не только охрану здоровья учащихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.

Негативное воздействие компьютера на здоровье

Одной из основных целей изучения предмета «Информатика» является подготовка учащихся к активной полноценной жизни в условиях современного общества, которое характеризуется внедрением компьютерной техники и информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека. Персональный компьютер стал доступен массовому потребителю и теперь присутствует не только на рабочем месте, но и дома.

Современный ребенок проводит за компьютером значительную часть учебного и свободного времени. Бесконтрольное длительное времяпрепровождение перед экраном компьютера не, проходит бесследно для растущего и формирующегося детского организма, провоцируя возникновение физических и психических отклонений.

Безусловно, школе и семье требуются результаты всестороннего изучения влияния компьютера на здоровье учащегося для использования в процессе обучения и воспитания. Важно ознакомить и самих учащихся и их родителей с основными факторами влияния компьютера на организм, мерами по предупреждению негативного воздействия этих факторов и правилами сохранения здоровья.

Компьютер и физическое здоровье

Воздействие различных устройств компьютера на организм и окружающую среду:



  • Электромагнитное излучение

  • Шум и вибрация

  • Воздействие на дыхательную систему человека

  • Воздействие на костно-мышечный аппарат и кровеносную систему: позвоночник, суставы, кисти рук, мышцы шеи и спины, процесс' кровообращения

7

  • Воздействие на зрение

  • Воздействие на органы слуха

  • Другие факторы: нарушения режима и условий работы, гиподинамия, неправильное питание, которые вызывают: ухудшение самочувствия, усталость, переутомление, головные боли, лишний вес, нарушения работы органов пищеварения

Компьютер и психическое здоровье

Влияние компьютера на эмоциональную сферу личности:



  • Стресс

  • Депрессия

  • Психоэмоциональное напряжение

  • Агрессивность

  • Неуравновешенность

  • Нарушение психических процессов: внимания, памяти, мышления. Проблема адекватного восприятия действительности

  • Проблемы общения: конфликтность, самоизоляция личности, утрата чувства реальности, пренебрежение друзьями, потеря привычных ценностей

  • Компьютерная и информационная зависимость.

  • Интернет-зависимость

Реализация принципа здоровьесбереженйя

Общеизвестно, что заболевание гораздо эффективнее не лечить, а предупредить. В соответствии с этим положением, важно выполнять следующие рекомендации:

При проведении занятий с использованием информационных технологий обязательно чередование теоретической и практической работы с персональным компьютером (далее - ПК) на протяжении урока. Продолжительность занятий с использованием ПК зависит от возраста учащихся, технических данных ПК, характера и сложности выполняемой работы.

В соответствии с последними рекомендациями длительность работы за компьютером не должна превышать:



  • на развивающих игровых занятиях: для детей 6 лет - 10 минут; для учащихся (II-IV классов) - 15 минут; для учащихся V-VII классов, имеющих навыки работы с ПК, - 20 минут;

  • на уроках информатики: у учащихся VIII-IX классов - 25 минут; у учащихся IX - X классов - 40 минут.

8

Для предупреждения развития переутомления при работе с ПК
необходимо осуществлять комплекс профилактических

мероприятий:

  • устраивать перерывы после каждого академического часа занятий, независимо от учебного процесса, длительностью не менее 10 минут;

  • проводить во время перерывов сквозное проветривание компьютерного класса с обязательным выходом учащихся из него;

  • подключать таймер к ПК или централизованно отключать свечение информации на экранах мониторов с целью обеспечения нормируемого времени работы на ПК;

  • проводить упражнения для глаз через каждые 20-25 минут работы с использованием ПК. При появлении зрительного дискомфорта, выражающегося в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькании точек перед глазами и т.п., упражнения для глаз проводятся индивидуально, самостоятельно и раньше указанного времени;

  • для снятия статического напряжения должны осуществляться физкультурные минутки в течение 1-2 минут целенаправленного назначения индивидуально или организованно при появлении начальных признаков утомления;

  • для снятия общего утомления, улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног следует проводить физкультпаузы во время перерывов в течение 3-4 минут.

Факультативные занятия с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю. Продолжительность непосредственной работы на ПК не должна превышать: у детей I-IV классов на игровых занятиях в заданном темпе - 10 минут, смешанных занятиях с отвлечениями от работы с компьютером, в свободном режиме - 30 минут; для детей, начиная с V класса на игровых занятиях в заданном темпе - 30 минут, смешанных занятиях - 60 минут. Обязательно соблюдение режима работы на ПК и проведение профилактических мероприятий.

Помещение для работы, качественные параметры воздуха в помещении (температура, влажность, насыщенность кислородом), размеры и положение мебели, посадка, положение рук при работе с мышью и клавиатурой, освещенность при работе за компьютером, формирование изображения на экране, контрастность и яркость изображения, должны соответствовать санитарным нормам

Существенным шагом на пути к сбережению здоровья школьников может и должна стать коррекция содержания обучения информатике и

9

другим предметам путем систематизации, интеграции и оптимизации учебного материала, а также методов обучения с целью устранения умственной, эмоциональной и физической перегрузки школьников. Интеграция предполагает усиление межпредметных связей, при снижении перегрузок учащихся, расширении сферы получаемой ими информации, подкреплении мотивации обучения.

Психическое и физиологическое состояние школьников в значительной мере зависит от структуры урока и характера организации деятельности учащихся. Гигиенически правильная организация урока дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность школьников на высоком уровне, поэтому психогигиеническая оптимизация школьного урока является основой профилактики утомления учащихся.

Принцип здоровьесбережения должен применяться не только на уроках и мероприятиях в школе, но также и дома, в семье. Поэтому можно порекомендовать занятия по повышению информационной и здоровьесберегающей культуры родителей учеников. В крайнем случае они должны знать хотя бы гигиенические нормы при работе с компьютером, заболевания, к которым может привести нарушение этих норм.

Выводы

Реализацию принципа здоровьесбережения следует понимать как


задачу, включающую не только охрану здоровья учащихся, но и
формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры
здоровья, и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем
здоровье. Только совместные, скоординированные усилия учителей,
учеников и их родителей, направленные на реализацию принципа
здоровьесбережения, способствует нивелированию либо

максимальному снижению негативного воздействия компьютера на организм детей при использовании информационных технологий.


10

Источники информации

1. Грачева А.П. Межпредметные связи информатики как фактор


развития здоровьесберегающей среды школы. // Вестник МГПУ. Серия
информатика и информатизация образования. / Самара: СФ МГПУ, М.:
МГПУ-2006, №1(6). С. 52-55.

  1. Преподавание информатики в 2007/2008 учебном году (инструктивно-методическое письмо Министерства образования) «Настаўніцкая газета», 12 июля 2007 года

  2. Преподавание информатики в 2009/2010 учебном году (инструктивно-методическое письмо Министерства образования) «Настаўніцкая газета», 11 июля 2009 года

4. Образовательный стандарт ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Информатика VI-X классы (базовый, повышенный и углубленный
уровни) Министерство образования Республики Беларусь, Минск -
2009

5. Гурьев А.И., Межпредметные связи в теории и практике


современного образования //Инновационные процессы в системе
современного образования. Материалы Всеросс. Научно-практ.
конференции - Горно-Алтайск, 1999 - 160 с.

6. Зверев И. Д. Взаимная связь учебных предметов. - М., 1977



7. Богомолова Е.В./ Подготовка, проведение и анализ уроков по
информатике/e-mail: bogomolovaev(a)yandex.rи

  1. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика- 1994. - №5. -С. 16.

  2. Учебники информатики 6-11 кл. (используемые в 2009/20010 уч.г.)

10. Использование электронных средств обучения в образовательном
процессе (инструктивно-методическое письмо Министерства
образования) «Настаўніцкая газета», 4 августа 2009 года