Учитель: Так что же такое: народное единство? Как вы понимаете это? - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Учитель: Так что же такое: народное единство? Как вы понимаете это? - страница №1/1

Классный час,

посвящённый Дню народного единства
Предлагаемая разработка предназначена для учащихся 9-11 классов.
Ученик 1: 4 ноября 2005 г. наша страна впервые отметила День народного единства.

Мы решили обратиться к учащимся нашей школы, чтобы узнать, что они знают об этом празднике. Опрос показал, что лишь 25% опрошенных старшеклассников кое-что знают об этом празднике, 45% слышали о нём, а 30% не имеют о нём ни малейшего представления.

Поэтому мы решили узнать, какова историческая подоплёка нового праздника, что стоит за новым «красным днём календаря» и почему он отмечается именно 4 ноября.

Учитель: В 2004 году депутаты Государственной Думы внесли изменения в Трудовой Кодекс о праздничных днях. 4 ноября был объявлен Днём народного единства. Этот праздник был установлен по инициативе межрелигиозного совета России.

Учитель: 1. Так что же такое: народное единство? Как вы понимаете это? (Работа в группах; На обсуждение даётся 3 минуты)

Заслушиваются ответы учащихся. Принимаются дополнения и поправки.

Позволю себе привести выдержки из книги «О России» Ивана Ильина:

«Нам дано было огромное обилие пространства и племён, несвязных, несопринадлежащих, тянущих врозь, посягающих и распадающихся; и трудные, суровые условия жизни и борьбы. Мы должны были создать в этих условиях, из этого обилия, в три-четыре века единое великое государство и единую ВЕЛИКУЮ духовную КУЛЬТУРУ.

Вспомним:



  • Соловьёв насчитывает с 1240 года по 1462 (за 222 года) – 200 войн и нашествий.

  • С XIV века по XX (за 525 лет) Сухотин насчитывает 329 лет войны.

  • Россия провоевала ДВЕ ТРЕТИ своей жизни!

  • Одно татарское иго длилось 250 лет, а в последний раз Москва была обложена татарами в самом конце XVI столетия…»

  • Статистика XX века продолжает этот список.

Учитель: 2. Возникает вопрос: Зачем России нужен этот праздник?

(Работа в группах; На обсуждение даётся 3 минуты)

Заслушиваются ответы учащихся. Принимаются дополнения и поправки

Учитель: 3. Обратимся к истории. Ребята, скажите, что такое Смута? Что вы знаете о Смутном времени?

(Работа в группах; На обсуждение даётся 3 минуты)

Заслушиваются ответы учащихся. Принимаются дополнения и поправки

Учитель: 4. Передаём слово нашей экспертной группе, которая работала с разными источниками и сможет подробнее рассказать о событиях тех лет.
Выступление экспертной группы

1) Смута – это первая в истории России гражданская война. Гражданская война всегда выносит на повестку дня сугубо политический вопрос – о власти, верховной власти в границах государства. Ведь гражданская война – это апогей политического кризиса, решаемого военной силой.

2) Смутное время стало сильнейшим потрясением для России. По подсчётам историков за годы Смуты в России объявилось ни много, ни мало 17 самозванцев: пять из них выдавали себя за погибшего царевича Дмитрия, другие 9 – за мнимого сына Фёдора Ивановича, а мутивший воду в Астрахани «царевич Иван-Август» уверял, что он сын Ивана Грозного. Двое из этой пёстрой толпы оказались особенно опасны: Лжедмитрий I сумел захватить власть и усидеть на троне 11 месяцев, а Лжедмитрий II, он же Тушинский вор, почти два года осаждал столицу государства.

3) Глубочайший кризис поразил все области жизни страны, но страшнее всего была «смута в умах», которая, по меткому замечанию известного русского историка С. Ф. Платонова, «скоро перешла в смуту на деле» и привела к разрушению государственного порядка.

4) Однако, при обращении к событиям Смуты сказка о деспотической, бесконечно отсталой и ни на что, кроме тирании, не способной России оказывается никуда не годной. О том, что случилось в самый сложный момент кризиса власти, хорошо написал знаменитый русский историк С.М. Соловьёв: «Когда ударили бури Смутного времени, то потрясли и свеяли много слоёв, находившихся на поверхности, но когда коснулись оснований общественных, то встретили и людей основных, о силу которых напор их должен был сокрушиться».

На защиту страны выступила «земля», «основные люди».

5) Когда иноземное войско обосновалось в Москве, настроение народа активно поддерживал патриарх Гермоген, призвавший к сопротивлению захватчикам и замученный за это голодом в неволе в феврале 1612 года.

6) После неудачной попытки Первого ополчения освободить Москву не было, казалось, человека, способного поднять на борьбу оставшихся верными своей родине людей. Но нашлись в измученном народе и силы, и люди, и желания избавиться от обрушившихся на Россию напастей. А пробудил эти силы, ободрил «последних людей» Кузьма Минин.

7) Историческая справка: Дата рождения его неизвестна. До 1611 года он был простой русский посадский человек, каких на Руси было тысячи. Но грянула суровая година и нависла над русской землёй страшная опасность. Избранный нижегородским старостой, Минин взял на себя инициативу сбора средств для формирования народного ополчения.

8) В октябре в Нижнем Новгороде собрался на площади народ. Слово держал Кузьма Минин: «Люди добрые! Коль вправду хотим спасти московское государство, не будем жалеть ничего: продадим дворы, заложим жён и детей, а наберём людей ратных, чтобы вступились за Русь».

Минин и пример показал: отдал все свои деньги на войско. Тут и другие нижегородцы понесли в казну «для святого дела» всё, что могли.

Воеводой по совету Минина выбрали князя Дмитрия Пожарского.

9) Историческая справка: Князь Дмитрий Михайлович Пожарский был представителем старинного, но захудалого княжеского рода. Детские и юношеские годы его прошли в Москве.

Он участвовал в нескольких сражениях с войсками Лжедмитрия I. В 1611 году Пожарский участвовал в создании Первого земского ополчения.

10) Был он воин искусный, человек надёжный и честный – только такой и мог сослужить отечеству великую службу. С радостью откликнулся князь на призыв Минина.

Новое ополчение начал собирать Пожарский в Ярославле. 4 месяца шли сборы, а затем двинул князь своих ратников на Москву.

Перед сражением сказал Пожарский короткую речь. Не обещал он лёгкой победы, ни добычи богатой, ни званий почётных. «Земля русская – молвил он – ждёт от нас правого дела. Будем же крепко стоять под Москвой и биться насмерть».

11) Второе ополчение Минина и Пожарского уверенно и достойно выполнило задачу очищения России: этой сознательной общественной силе не могли противостоять ни самозванцы, ни разгулявшиеся в смутные годы казаки, ни лучшие полководцы Речи Посполитой.

12) Второе земское ополчение не только освободило Москву от иноземных захватчиков, удержавшихся в русской столице больше двух лет, но и сделало решающий, символический шаг для прекращения Смуты, сотрясавшей Русское государство почти три десятилетия.

Эти дни по праву занимают почётное место среди самых важных дат русской истории и, несомненно, заслуживают быть отмеченными в календаре как государственный праздник, символизирующий единство нации и призванный формировать у миллионов людей важнейшее качество – гражданин своей страны.


13) В 1818 году в Москве на Красной площади был установлен памятник славным сынам русского народа. Надпись на нём такая: Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарных потомков.

Учитель: 5. Какие исторические события, на ваш взгляд, показали, что русский народ способен выстоять в нелёгкое время, способен противостоять врагу и способен защитить свою Родину от врагов?

(Работа в группах; На обсуждение даётся 3 минуты)

Заслушиваются ответы учащихся. Принимаются дополнения и поправки

  • Война 1812 г.

  • Бородинское сражение

  • Великая Отечественная Война

  • Полтавская битва (Пётр I)

  • Ледовое побоище (Александр Невский)

  • Куликовская битва

Учитель: 6. Историки долго спорили о том, какого числа следует отмечать праздник. Почему именно 4 ноября?

(Работа в группах; На обсуждение даётся 3 минуты)

Заслушиваются ответы учащихся. Принимаются дополнения и поправки
Этот праздник отдаёт дань событиям 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народным ополчением под предводительством Минина и Пожарского была освобождена Москва, и было положено начало выходу страны из глубокого политического, духовного и нравственного кризиса, известного как Смутное время.

Освобождение Москвы растянулось чуть не на неделю, по старому (тогдашнему) стилю капитуляция поляков пришлась как раз на 25 октября (4ноября по новому стилю). Но это детали.



4 ноября Русская православная церковь отмечает праздник Казанской иконы Божьей Матери, который был установлен в честь освобождения Москвы от захватчиков в 17 веке.

В этих событиях проявились в большей степени единение всех народов России: сословий, поколений, национальностей, сплочённость, согласие, всеобщая ответственность за общее дело, патриотизм, гражданственность, любовь к Родине.



Учитель: 7. Как вы думаете: Почему в то трудное время, в эпоху Смуты русский народ сумел выстоять, объединиться и укрепить своё государство?

(Работа в группах; На обсуждение даётся 3 минуты)

Заслушиваются ответы учащихся. Принимаются дополнения и поправки

  • Объединились разные нации и национальности;

  • Объединились разные классы и социальные группы;

  • Объединились люди разной веры и верований;

  • Объединились все от мала до велика, старики, женщины и дети.

  • Особый характер русского народа.

Замечательный историк Иван Ильин писал о русском народе:

Ни один народ в мире не имел такого бремени и такого задания, как русский народ. И ни один народ не вынес из таких испытаний и из таких мук – такой силы, такой самобытности, такой духовной глубины.

Извека в век наша забота была не о том, как лучше устроиться или как легче прожить, но лишь о том, чтобы вообще как-нибудь прожить, продержаться, выйти из очередной беды, одолеть очередную опасность; не как справедливость и счастье добыть, а как врага или несчастье избыть; и ещё: как бы в погоне за «облегчением» и «счастьем» не развязать всеобщую губительную смуту… Народы не выбирают себе своих жребиев; каждый приемлет своё бремя и своё задание свыше. Так получили и мы, русские, наше бремя и наше задание. И это бремя превратило нашу историю в живую трагедию жертвы, и вся жизнь нашего народа стала самоотверженным служением, непрерывным и часто непосильным… И как часто другие народы спасались нашими жертвами, и безмолвно, и безвозвратно принимали наше великое служение с тем, чтобы потом горделиво говорить о нас как о «некультурном народе» или «низшей расе».
Учитель: 8. С какими понятиями у вас ассоциируется теперь этот праздник?

Напишите эти понятия на отдельных листочках.

(Работа в группах; На обсуждение даётся 3 минуты)

Заслушиваются ответы учащихся. Принимаются дополнения и поправки Листочки вывешиваются на магнитную доску.

Учитель: 9. Создайте (придумайте) эскиз поздравительной открытки с Днём народного единства.

(Работа в творческих группах)

Литературно-музыкальная композиция: «Ода Отечеству»

Учащиеся читают стихотворения русских поэтов-классиков и современных российских поэтов.

Творческие группы представляют эскизы своих открыток и делают к ним комментарии.

Учитель: 10. Ребята, а кому вы можете подарить эти открытки?

(Заслушиваются индивидуальные ответы)
Учитель: Проникнутый идеями национального согласия и сплочения общества, упрочения российской государственности, День народного единства является также праздником добра, днём заботы о людях.

Сегодня среди нас живут нуждающиеся в опеке и помощи ветераны Великой отечественной войны, труженики тыла, семьи погибших и пострадавших в «горячих точках». Нашей поддержки и заботы ждут инвалиды, дети-сироты, жертвы стихийных бедствий, больные и одинокие люди.


Ученик 1: Призываем каждого независимо от веры и национальности, бескорыстно служить людям, как добрым словом, так и конкретным делом. Но чтобы любой человек, живущий в стране, чувствовал поддержку окружающих и сам был внимателен к ближним, мы должны не только помнить исторически присущие народам России традиции благодеяния и милосердия, но и последовательно возрождать их. На нас лежит общая историческая ответственность: сберечь бесценное наследие, завещанное нам предками, сохранить наше Отечество, приумножить его духовный и экономический потенциал. И сделать это можно начиная с малого – проявляя каждодневную заботу о ближнем.
Ученик 2: Пусть праздник 4 ноября станет Днём добрых дел. Пусть каждый подумает, не поселились ли холод и равнодушие в сердце, не помешало ли это откликнуться на чужую боль?

Любое, даже самое малое доброе дело в этот день станет для каждого первым шагом к исцелению души, а добрые дела миллионов добровольцев, вместе взятые, приведут нас к духовному оздоровлению всего общества.


Ученик 3: В этот день мы, люди, разных национальностей, верований и убеждений, принадлежащие к разным социальным группам, должны осознать себя единым народом с общей исторической судьбой и общим будущим.

В единстве – наша сила!

Классный руководитель 11 «А» класса

МОУ СОШ № 133 г. Самары

Воронкова Татьяна Евгеньевна


Карточка автора № (издательский) ______________

Я, Воронкова Татьяна Евгеньевна,

передаю в НОУ Центр «Педагогический поиск» редакции журнала «Классный руководитель» № ______ 2007 г. своё произведение.

Авторское название материала «Классный час, посвящённый Дню народного единства»_______________________________________



Редакционное название материала (заполняет зав. редакцией журнала)______

___________________________________________________________________

1. Даю согласие на публикацию и распространение в любом виде своего произведения в изданиях Центра «Педагогический поиск» с выплатой гонорара в соответствии со ставками, утверждёнными в издательстве. (По всем вопросам, связанным с начислением и выплатой гонорара, обращайтесь в Центр «Педагогический поиск»).

2. Я подтверждаю, что данная статья (отметить «v»):

н
Х


игде не публиковалась ; публиковалась .

3. Я подтверждаю, что авторство данной статьи принадлежит мне.

Я, Воронкова Татьяна Евгеньевна, сообщаю, что моё долевое участие в данной статье составляет 100%.

4. Я даю согласие на изменение названия и объёма предоставленного материала.

5. Данные автора:

Ф.И.О. автора Воронкова Татьяна Евгеньевна

Место работы: МОУ СОШ № 133 с углублённым изучением отдельных предметов г.о. Самара

Направление деятельности: классный руководитель

Должность, регалии: учитель немецкого языка, победитель областного конкурса «Учитель Самарской области – 2004», победитель национального проекта «Образование» - 2007, награждена грамотой Министерства Образования РФ.

Дата рождения: 11 число сентября месяц 1966 г. год

Паспорт: серия: 36 02 079636 Дата выдачи: «07» 03 2002 г.

Кем выдан: Промышленным РУВД г. Самары

Адрес прописки: индекс: 443022 Самара, проспект Кирова, дом 24, кв. 17

Адрес фактического проживания: индекс: 443022 Самара, проспект Кирова,



дом 24, кв. 17

Телефон: 8-462 домашний телефон: 997-83-85 рабочий телефон 978-30-18, 958-52-86

Ваш электронный адрес: voronkova66@inbox.ru; voronkova66@mail.ru;

ИНН: 631904192889 № страхового св-ва Пенсионного фонда: 012 – 190 – 191 – 95

5. Ксерокопии прилагаю (отметить «v»):


Х


Х

Страхового св-ва пенсионного фонда Свидетельства ИНН


Подпись автора: Воронкова