Учет и контроль потребления топливно-энергетических ресурсов - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Это исследование поведения людей в процессе производства, распределения... 1 12.82kb.
Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. N 28-фз 1 112.03kb.
1. Какие операции требуются для перемещения товаров из пункта пр-ва... 1 185.09kb.
Организация бюджетного учета. Первичные документы и регистры бюджетного... 1 72.01kb.
Аналитическая деятельность вожатого 1 65.28kb.
«Аналитический и синтетический учет в кредитных организациях» 2 626.98kb.
Эксплуатация судовых энергетических установок 1 172.7kb.
Контроль качества муки; Контроль соблюдения технологических параметров... 1 53.74kb.
Вопросы к экзамену по предмету «Бухгалтерский учет» 1 13.11kb.
Методические указания для самостоятельной работы студентов по курсу... 1 154.88kb.
Как создать отдел внутреннего аудита в страховой компании 1 185.61kb.
Методические рекомендации по теме «Планирование работы школы» 1 115.96kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Учет и контроль потребления топливно-энергетических ресурсов - страница №1/1

РЕАЛИЗАЦИЯ И ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ "УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ"

МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
Балыхин Г.А., Шленов Ю.В., Сергеев С.К., Фролов Ю.Н., Аметистов Е.В.,

Клименко А.В., Вакулко А.Г., Бобряков А.В., Воробьев А.С.
Россия, Москва, Министерство образования РФ,

Московский энергетический институт (технический университет)
Рассматриваются архитектура, структура, опыт создания и эксплуатации информационно-аналитической системы "Учет и контроль потребления ТЭР", предназначенной для автоматизации учета и контроля фактического потребления ТЭР, финансовых показателей по оплате, расчетов нормативного потребления энергоресурсов образовательными учреждениями, а также информационной поддержки руководства Министерства при решении текущих задач управления энергопотреблением в отрасли и формировании лимитов.
Architecture, structure, development and usage experience of the information – analytical system “Account and monitoring of power-generating fuel and resources demand (PGF&R)” are considered. The system is destined for automatic account and monitoring of PGF&R real demand, consideration of financial pay indexes, calculations of standard power resources demand of education institutions. Information support of the management of the Ministry of Education, Russia, is also made with the system for determining and managing present-day problems of power demand at the branch and limiting too.
Целью комплекса работ, проводимых Министерством образования России в области информатизации, является создание распределенной отраслевой информационной системы (ОИС), состоящей из взаимосвязанных функциональных блоков, одним из которых является информационно-аналитический блок (система) «Учет и контроль потребления топливно-энергетических ресурсов».

Информационно-аналитическая система (ИАС) "Учет и контроль потребления ТЭР" предназначена для автоматизации учета и контроля фактического потребления ТЭР, финансовых показателей по оплате энергоресурсов образовательными учреждениями, расчетов нормативного потребления (на уровне Министерства в целом, уровне регионов и отдельных потребителей), а также информационной поддержки руководства Министерства при решении текущих задач управления энергопотреблением в отрасли и формировании лимитов.

Необходимым условием обеспечения эффективной работы системы является автоматизация процесса сбора данных о потреблении и оплате энергии в подведомственных образовательных учреждениях.

Информация, накапливаемая в базах данных системы, может эффективно применяться для решения аналитических задач и поддержки принятия решений по управлению отраслью.

Московским энергетическим институтом (техническим университетом) была разработана информационно-аналитическая система (ИАС), предназначенная для оперативного сбора, обработки и анализа сведений по оплате за используемые ТЭР. Опытно-промышленная эксплуатация системы началась в апреле 2001 г.

Основной целью создания и внедрения ИАС является автоматизация задач учета и контроля потребления ТЭР, лимитирования ТЭР, энергосбережения и экономии материальных средств в отрасли.

Общую концепцию системы отражает рис. 1.



Рис. 1. Общая концепция ИАС


Стратегия создания и применения ИАС

Стратегия применения ИАС заключается в выделении основных видов деятельности Минобразования в области энергетики и энергосбережения (Лимитирование ТЭР, энергосберегающая деятельность), создания формализованных моделей деятельности, обеспечения информационного ресурса автоматизации деятельности, разработке автоматизированных средств поддержки деятельности, применение которых обеспечивает существенный экономический эффект на уровне отрасли.

Большинство видов деятельности в области энергетики и энергосбережения имеет общие черты, как в плане использования общих разделов информации, так и в плане применения единых универсальных расчетно-аналитических программных модулей, единых коммуникационных средств и т.д. Это было учтено при проектировании архитектуры ИАС для оптимизации базового состава модулей системы и обеспечения гибкости применения ИАС, возможностей модификации моделей деятельности без переработки базового программного обеспечения.

Модели деятельности "Лимитирование ТЭР", "Учет и контроль потребления ТЭР"

Упрощенная (и объединенная) диаграмма данных видов деятельности представлена на рис. 2.

Для получения рабочей модели деятельности необходимо специфицировать входную и выходную информацию блоков диаграммы, алгоритм блока, условия переходов - в формате любой типовой модели, применяемой в задачах проектирования данного класса.

Р
ис. 2. Общая диаграмма деятельностей по лимитированию, учету и контролю потребления ТЭР


Выполнение общей стратегии применения ИАС обеспечивает следующий базовый перечень задач или функций системы.

Основными (предметными) задачами ИАС являются:

  1. Сбор первичной информации от организаций Минобразования о фактическом потреблении всех видов ТЭР

  2. Сбор первичной информации от организаций Минобразования об оплате ТЭР и поставщиках ТЭР

  3. Расчет баланса потребления/оплаты ТЭР организациями Минобразования

  4. Сбор первичной информации от организаций о параметрах и текущем состоянии объектов (зданий)

  5. Ведение (хранение, актуализация информации) баз данных для хранения фактов (показателей) по потреблению, оплате ТЭР и прочим тематическим разделам статистической информации

  6. Расчет нормативных показателей потребления ТЭР объектами организаций Минобразования с использованием СНИП и специальных экспресс-методов.

  7. Расчет энергосберегающих мероприятий и получение оценок их экономической эффективности

  8. Прогнозирование плановых показателей потребления ТЭР с учетом расчетных значений нормативных показателей и прогнозируемых значений внешних влияющих факторов (климат)

  9. Поддержка принятия решений по назначению лимитов для организаций, оптимизация распределения лимитов

  10. Расчет баланса по выполнению плановых показателей потребления ТЭР

  11. Интеграция (получение сводной) информации по всем видам показателей, статистический анализ с целью выявления зависимостей, закономерностей, тенденций и т.д. (Data Mining: кластерный анализ, тренды временных рядов, и т.д.).

  12. Создание и развитие моделей, предназначенных для параметрического представления совокупности организаций как объекта управления. Применение моделей для задачи - п.7, а также прочих связанных по тематике задач принятия решения в управлении отраслью.

  13. Проверка достоверности предоставляемой организациями первичной информации (показателей потребления ТЭР ) по информации внешних источников ( региональные и территориальные управления Госэнергонадзора, Центргосэнергонадзор).

  14. Выделение (на основе расчетных методик, оперирующих статистическими данными ИАС) "кандидатур" организаций для первоочередного проведения полного энергоаудита.

  15. Выполнение комплекса типовых и произвольных задач выборки и представления информации ИАС в подразделениях Минобразования, в т.ч. представление информации в виде таблиц, графиков, диаграмм, подготовка отчетной информации в типовой форме, проектирование новых отчетных форм. Документирование результатов всех видов деятельности над информацией ИАС.

  16. Связь с внешними информационными системами, интеграция в единую автоматизированную систему Минобразования.

  17. Хранение и предоставление нормативной документации

  18. Публикация и контроль выполнения предписаний руководящих органов Минобразования

В результате обобщения перечисленных задач на основе характерных признаков каждого вида деятельности, можно получить следующий список "технологических" задач ИАС или основных автоматизируемых функций:

Региональный уровень

  1. Сбор первичной информации от организаций Минобразования

  2. Временное хранение первичной информации

  3. Контроль выполнения организациями предписаний по предоставлению информации

  4. Передача информации на Федеральный уровень ИАС

Федеральный уровень

  1. Прием первичной информации с регионального уровня ИАС

  2. Контроль выполнения задачи сбора первичной информации на региональном уровне

  3. Интеграция всей первичной информации

  4. Хранение интегрированной информации

  5. Анализ интегрированной информации

  6. Предоставление первичной информации и результатов ее аналитической обработки подразделениям Минобразования

  7. Контроль деятельности организаций (энергетический аспект: в первую очередь, потребление и оплата ТЭР)

  8. Поддержка принятия решений в подразделениях Минобразования

  9. Подготовка и электронная публикация нормативной документации и документов предписывающего характера

ИАС должна обеспечивать информационные потребности подразделений министерства, повышать эффективность управленческой деятельности. Таким образом, возможности ИАС не должны ограничиваться сбором первичных данных и предоставлением пользователю. Для поддержки принятия решений были реализованы:

  • мощные средства анализа первичных данных (Data Mining)

  • средства сравнения, сопоставления данных, полученных из разных источников

  • средства расчета нормативных показателей

  • средства прогнозирования показателей

При решении этих задач применяется информация следующих классов:

  • первичная (от организаций)

  • интегрированная или сводная (в сущности, это форма хранения первичной информации)

  • расчетно-нормативная (по СНИП и типовым методикам)

  • прогнозируемая по модели

  • внешняя (прогноз внешних влияющих факторов - от внешних систем, данные аудита и инспекционных обследований)

В концепции ИАС можно выделить две сущности:

  • сбор данных

  • комплексная аналитическая обработка данных, требования к которым противоречивы.

Сбор данных осуществляется в некоторой среде с полностью не уточненными характеристиками, при проектировании используются нижние пороговые значения требований к аппаратно-программной и коммуникационной среде, используются готовые решения и системы (документооборот, электронная почта), универсальные форматы хранения и передачи информации. Даже незначительное повышение требований, например, к аппаратной платформе организаций, может иметь следствием общие затраты по отрасли в десятки миллионов рублей.

Аналитическая обработка данных, напротив, не может быть эффективно реализована без оптимизации по производительности и составу функций всех элементов платформы. Алгоритмы Data Mining, методики расчета нормативных показателей, прогнозирования показателей, расчеты энергосберегающих мероприятий предъявляют высокие требования к вычислительной мощности системы и скорости доступа к хранящимся в системе данным (алгоритмы предполагают интенсивное использование данных). Необходимо применение высокопроизводительного централизованного узла обработки (сервера), а также высокопроизводительной системы управления базами данных (СУБД), выбор которой был осуществлен на основе оценки характеристик алгоритмов и результатов независимого тестирования (TPC).



АРХИТЕКТУРА ИАС. ИАС является распределенной системой с архитектурой "клиент-сервер".

Архитектурные решения ИАС оптимизированы, исходя из требования сбалансированного распределения задач и функций между уровнями системы и подсистемами, а также по ряду дополнительных типовых критериев, применяемых при проектировании систем данного класса.



Распределение задач ИАС по функциональным подсистемам

  1. Подсистема сбора первичной информации:

  • Сбор первичной информации от организаций Минобразования на региональном уровне

  • Передача информации на Федеральный уровень ИАС

  • Прием на Федеральном уровне первичной информации, поступающей с регионального уровня ИАС

  1. Подсистема хранения информации

  • Временное хранение первичной информации

  • Интеграция всей первичной информации

  • Хранение интегрированной информации

  1. Подсистема аналитической обработки информации

  • Анализ интегрированной информации

  • Формирование отчетной информации

  • Поддержка принятия решений в подразделениях Минобразования

  1. Подсистема представления данных

  • Предоставление первичной информации и результатов ее аналитической обработки подразделениям Минобразования

  1. Подсистема электронной публикации

  • Подготовка и электронная публикация нормативной документации и документов предписывающего характера

  1. Подсистема контроля

  • Контроль выполнения организациями предписаний по предоставлению информации

  • Контроль выполнения задачи сбора первичной информации на региональном уровне

  • Контроль деятельности организаций (энергетический аспект: в первую очередь, потребление и оплата ТЭР)

Подсистемы ИАС 1,2,5,6 являются распределенными, подсистемы 3,4 - сосредоточенными или централизованными относительно уровней архитектуры ИАС. В рамках архитектуры "клиент-сервер" все подсистемы можно считать распределенными.

Ограниченная пропускная способность и надежность коммуникаций общего пользования, применяемых в организациях и подразделениях Минобразования регионального уровня, выдвигает требование минимизации межуровневых связей ИАС:



  • по объему передаваемой информации

  • по числу управляющих и контролирующих связей

Выполнение данного требования было обеспечено за счет объединения всех элементов подсистем регионального уровня ИАС в комплекс - "региональную сеть сбора первичной информации".

Архитектура региональной сети приведена на рис. 3.





Рис. 3. Региональная сеть сбора первичной информации об организациях Минобразования


Вся совокупность задач регионального уровня ИАС относится к задачам документооборота и не включает существенных задач аналитической обработки фактографических данных.

Объединение элементов в комплекс базируется на имеющейся программно-технической платформе в настоящее время системы документооборота общего назначения (Lotus Domino/Notes, развернутый в сети информационных региональных центрах Минобразования).

При этом первичные документы опроса организаций и их типовые шаблоны создаются средствами MS Office, имеющегося в составе программного обеспечения (ПО) практически каждой организации.

Все элементы подсистемы Федерального уровня ИАС образуют комплекс - "ИАС Федерального уровня". Выбор средств реализации архитектуры "клиент-сервер" обусловлен, в первую очередь, требованием эффективной обработки фактографических данных для большого числа клиентских рабочих мест в подразделениях министерства. В состав платформы ИАС Федерального уровня входит СУБД, ориентированная на хранение фактов, и обеспечивающая параллельный многопользовательский режим обслуживания информационных запросов. Применение систем документооборота, работающих со структурированными документами, содержащими факты, и базами документов, в отличие от регионального уровня, не представляется целесообразным. Таким образом, в проекте ИАС выбор средств реализации для каждого уровня системы выполнялся отдельно и по собственным критериям.

Общая архитектура серверной части ИАС приведена на рис. 4.
В
состав архитектуры ИАС Федерального уровня входит:


  • сервер Федерального уровня

  • клиентские рабочие места в подразделениях Минобразования

  • удаленные клиентские рабочие места

В состав сервера входит:

  • серверная часть ИАС (комплекс приложений-серверов)

  • реляционная база данных (РБД) для хранения фактов

  • витрины данных (OLAP)

  • РСУБД (MS SQL Server 7/2000)

  • WEB - сервер (MS IIS)

  • база данных нормативной документации (БДНД)

РСУБД обеспечивает все функции управления РБД фактов, в т.ч. хранение, контроль, резервирование, обслуживание очереди запросов, выполнение запросов и т.д.

WEB-сервер обеспечивает клиентам взаимодействие с серверными приложениями (серверной частью ИАС) и доступ к БД НД.

Витрины данных служат для оперативного представления зависимостей показателей от влияющих факторов и ускорения других аналогичных операций с данными. Витрины строятся на основе фактографической информации, хранящейся в РБД.

БД нормативной документации представляет собой электронные справочники (документы HTML), размещаемые на сервере ИАС и доступные клиентам через WEB-сервер.

Серверная часть ИАС - это набор приложений (ActiveServerPages, VB-script), выполняемых на сервере при обращении клиентов через WEB-сервер.

Состав блока "серверная часть ИАС" архитектуры ИАС Федерального уровня

В состав серверной части ИАС входят приложения - серверы, обеспечивающие:



  • Диалог с клиентами для формирования информационных запросов

  • доступ к данным РБД и витрин: передачу клиентских запросов на обслуживание РСУБД, получение результатов выполнения запросов

  • представление данных в требуемом виде и отправку клиентам

  • решение информационно-аналитических задач

  • выполнение функций контроля за ходом процесса сбора данных региональной сетью (контроль выполнения предписаний)

  • решение задач импорта-экспорта данных

  • выполнение прочих служебных функций системы

В состав клиентских рабочих мест, или АРМ подразделений Минобразования входят специализированные клиентские приложения, состоящие из:

  • интегрирующего интерфейса (для выбора функций АРМ)

  • функциональных приложений, выполняемых на клиентской стороне (если необходимо)




  • WEB-браузера, обеспечивающего диалог с серверными приложениями (серверной частью ИАС)

В состав удаленных клиентских мест входит только WEB-браузер, обеспечивающий диалог с серверными приложениями (серверной частью ИАС). Интерфейс для вызова функций загружается с сервера в окно браузера после установки соединения.

Связь региональной сети сбора первичной информации и ИАС Федерального уровня осуществляется по каналам связи общего пользования (телефонная сеть) через специальных клиентов импорта данных ИАС Федерального уровня (рис. 5).



Для обмена данными Региональной сети и ИАС Федерального уровня служит общий контейнер документов. Сервер центрального узла региональной сети обеспечивает наполнение контейнера документов. Применяется некоторый универсальный текстовый формат файлов для хранения табличной фактографической информации (*.csv), или в перспективе - формат структурированного документа XML.

Специализированный клиент импорта данных ИАС Федерального уровня обеспечивает выбор документов из контейнера и ввод данных из документа в РБД через обращение к соответствующему приложению серверной части ИАС (которое непосредственно осуществляет операцию импорта). Интерфейс клиента также обеспечивает вызов функции контроля региональной сети (наблюдение за ходом поставки документов в соответствии с установленным в предписании порядком). Предписания публикуются на WEB-сервере ИАС Федерального уровня, и, при необходимости, дублируются (подтверждаются) электронной почтой. Для повышения эффективности межуровневого взаимодействия в системе реализован асинхронный протокол передачи/подтверждения через контейнер.

С
труктура аналитической подсистемы
ИАС представлена на рис. 6.

Рис.6. Структура аналитической подсистемы ИАС



Функции аналитической подсистемы:

  1. Доступ к данным фактографической БД ИАС. Обеспечение выборки данных по заданному пользователем (или автоматически) критерию, формирование на основе информационной выборки первичных данных для анализа - временных рядов показателей.

  2. Оперативное формирование оптимальных структур данных (витрин данных). При анализе показателей структура обычной РСУБД не является оптимальной, применяется только для накопления первичной информации и ее компактного хранения. Динамические витрины данных (многомерные структуры данных, гиперкуб) обеспечивают увеличение скорости доступа программных средств анализа информации к показателям, оптимальный состав операций доступа к данным и преобразования данных, эффективное формирование временных рядов, зависимостей показателей от влияющих факторов и т.д.

  3. Первичная обработка временных рядов. Выделение регулярных составляющих рядов (трендов, сезонных составляющих).

  4. Корреляция временных рядов, выделение зависимостей. Выполняется с целью формирования модели предметной области, определения основных факторов, влияющих на анализируемые показатели. Применяются данные фактографической БД ИАС, информация из внешних систем (климат, прогноз климатический условий).

  5. Кластерный анализ. Выделение классов (кластеров) исследуемых объектов (организаций) по заданным критериям для последующего группового исследования, выделения типовых представителей и т.д.

  6. Прогнозирование показателей. Выполнение расчетов для оценки (прогноза) показателей на плановый период. Реализуется набор методов прогноза, выбор предпочтительных методик прогноза, сравнение результатов прогноза различными методами, настройка условий прогноза и параметров методов прогноза.

  7. Расчет показателей по формальным методикам (детерминированные методы оценки показателей). Обеспечивается возможность расчета основных показателей энергопотребления организаций на основе сведений о характеристиках зданий и помещений, режимах работы организаций, сведений о климатических условиях. Расчет показателей выполняется для оценки соответствия фактических затрат ТЭР нормативным или для расчета планового значения показателя по известным характеристикам здания и прогнозу климатических факторов.

  8. Оценка качества прогноза. Оценивается точность (риск) прогноза, повторяемость прогнозируемого значения при использовании различных методов прогноза.

  9. Представление данных, формирование выходной отчетной документации. Данные отображаются в виде таблиц фактов, диаграмм, графиков, типовых и произвольных отчетных форм.

  10. Принятие решений, формирование плановых показателей. Интеллектуальные средства принятия решений обеспечивают широкий набор возможностей по формированию плана потребления ТЭР, выделения организаций, для которых необходимо проведение энергоаудита, внедрение энергосберегающих мероприятий, помогают планировать энергосберегающие мероприятия, устанавливать обоснованные лимиты потребления ТЭР и т.д.

Все программные средства аналитической подсистемы выполнены в виде отдельных универсальных настраиваемых приложений, которые могут интегрироваться в единый интерфейс и образовывать специализированные автоматизированные рабочие места (АРМы).

Программные средства функционируют как на рабочих местах в локальной сети, так и для удаленных рабочих мест в Интернет (поддерживается модель клиент-сервер).



Архитектура информационной компоненты ИАС приведена на рис. 7.


Рис. 7. Архитектура информационной компоненты ИАС

В состав информационной компоненты входят:


  • фактографическая база данных (БД)

  • документоориентированная БД

  • контейнер сбора первичных данных

Документоориентированная БД предназначена для хранения нормативной документации и включает документы следующих видов: законодательные акты и положения; нормативно-методическая и нормативно-техническая документация энергетической тематики.

К документоориенированным БД также относится контейнер файлов первичной информации, заполняемый в результате работы подсистемы сбора информации об организациях (региональной сети).



Фактографическая БД содержит информацию о значениях показателей (факты), отражающую состояние и историю наблюдаемых (контролируемых) организаций, определяет рабочую модель, предназначенную для решения задач управления организациями. Все виды расчетов, анализа информации и представления данных пользователям выполняются на основе фактографической БД.

Модель определяется следующими основными параметрами:



  • атрибуты организаций

  • параметры объектов организаций (площадь, конструкция зданий и т.д.)

  • множество планируемых значений показателей

  • множество фактических значений показателей (потребление, оплата и т.д.)

  • множество расчетных значений показателей

  • множество контрольных (измеренных, подтвержденных инспекцией или аудитом) значений показателей

  • зависимости между показателями и внешними факторами

  • классификационные отношения и группировка объектов

  • географическая привязка объектов

  • время

Модель является универсальной и позволяет накапливать и хранить информацию, которой оперируют алгоритмы автоматизации видов деятельности, в т.ч. обеспечивает решение расчетно-аналитических задач, подведение основных видов баланса и т.д.

Основными типами показателей, применяемых для подведения баланса и контроля организаций являются плановые/фактические значения потребления и оплаты ТЭР за интервал времени. Эти показатели требуют регулярной актуализации и сбора в полном объеме от всех контролируемых организаций. Расчетные и полученные в результате инспекции или аудита значения показателей являются вторичными, уточняющими "фактические значения", могут быть получены для некоторого "критического" подмножества контролируемых организаций, выделенного в результате расчета баланса или методами кластерного анализа.

Фактографическая БД реализуется в форме реляционной БД (РБД) и управляется соответствующей РСУБД.

При этом ряд задач, оперирующих значениями показателей в заданном факторном пространстве, более эффективно решаются с использованием другой информационной модели - "витрин данных".

В результате функционирования ИАС были собраны и обработаны представленные в электронном виде данные свыше 1000 учебных заведений – получателей средств федерального бюджета. Это позволило получить полные и достоверные данные по задолженности учебных заведений для различных уровней структуры образования (отдельно по учреждениям начального, среднего и высшего профессионального образования), а также в разрезах субъектов Российской Федерации и всех предприятий-поставщиков коммунальных услуг. Дополнительно данные по указанной задолженности были уточнены на суммы, оплаченные учебными заведениями за счет внебюджетных средств.

На основании собранных данных сделан прогноз реального потребления ТЭР подведомственными учреждениями образования до конца 2001 года с учетом динамики уже имевшего место роста тарифов на энергоносители и определен размер дефицита средств федерального бюджета во 2-м полугодии 2001 года. В ходе анализа были определены главные причины потенциального роста кредиторской задолженности, особенно для системы учреждений начального профессионального образования, в связи с ее ограниченным уровнем внебюджетных средств.

Результатом этой работы стало научно обоснованное распределение дополнительных средств федерального бюджета, направленных учебным заведениям Минобразованием России в августе–сентябре 2001 года в соответствии со статьей 120 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год» в объеме свыше 1400,0 млн. рублей. При его подготовке в ходе анализа была также учтена потенциальная возможность образовательного учреждения произвести расчеты по остаткам задолженности за счет получаемых внебюджетных средств.

Опыт организации сбора и анализа отчетности подведомственных образовательных учреждений, накопленный в результате эксплуатации ИАС в 2001 году, позволяет в текущем году расширить состав анализируемых данных для более полного отражения реальной картины потребления и оплаты учреждениями образования топливно-энергетических ресурсов и других видов коммунальных услуг, а также в значительной степени упростить процесс принятия Министерством решений, касающихся круга вопросов, связанных с оплатой коммунальных платежей учреждениями образования.



К другим целям использования и дальнейшего развития информационно-аналитической системы в 2002 году можно также отнести:

  • Информационная поддержка принятия решений при рассмотрении вопросов планирования расходов Минобразования России по оплате коммунальных услуг, взаимодействия Министерства с заинтересованными органами исполнительной власти (Минфином России, Минэнерго России), РАО «ЕЭС России”, ООО “Межрегионгаз” и другими предприятиями-поставщиками коммунальных услуг по актуальным проблемам надежного обеспечения тепло- и энергоснабжения подведомственных учреждений образования;

  • помощь в поиске индикаторов состояния системы образования по оплате коммунальных услуг и надежному обеспечению зданий и сооружений учебных заведений топливно-энергетическими и прочими видами услуг;

  • информационное обеспечение работы по разработке типовых ведомственных методик осуществления федеральными представителями Комиссии по коммунальным платежам проверки достоверности представляемых в Министерство учебными заведениями сведений (финансовых и натуральных показателей) по потреблению и оплате ими коммунальных услуг, а также ожидаемого потребления и оценке объема возможного дефицита средств на осуществление указанных расходов в течение финансового года;

  • обеспечение аналитическими материалами проверок учебных заведений с целью установления достоверности представляемых сведений и заявок ожидаемого потребления данного вида услуг в последующем финансовом году и выявления случаев неэффективного и неэкономного использования средств федерального бюджета, предусмотренных на оплату коммунальных платежей, а также оценке экономического эффекта от проводимых ими мероприятий по сокращению и эффективному использованию ТЭР и услуг водоснабжения.

В результате этой работы и на основании анализа результатов проверок (в том числе комплексной оценки эффективности произведенных за счет ведомственной программы по энергосбережению финансовых вложений) будут подготавливаться предложения по перераспределению текущего финансирования с учебных заведений в случае нерационального использования ими топливно-энергетических ресурсов, а также приостановления (прекращения) их дальнейшего финансирования в рамках ведомственной программы по энергосбережению или, наоборот, будут даваться предложения по оказанию им финансовой помощи;

  • информационное обеспечение координации взаимодействия центров энергоэффективности, созданных в рамках ведомственной программы по энергосбережению, и федеральных представителей Комиссии по коммунальным платежам и погашению задолженности. Итогом этой работой может стать разработка предложений по объединению указанных систем в единую систему Минобразования России по обеспечению подведомственных учреждений образования необходимыми средствами федерального бюджета, мониторингу платежей предприятиям коммунального хозяйства и проведению единой политики по энергоресурсосбережению, целью создания которой является и повышение ответственности руководителей (отработка и установление финансовых стимулов) учреждений образования за эффективное и рациональное использование выделяемых на эти цели средств, стимулирование их инициативной работы по осуществлению мероприятий по экономии энергоресурсов и воды за счет внебюджетных средств;

  • помощь в разработке и проведению единой политики Минобразования России, направленной на обеспечение учебными заведениями 100% оплаты коммунальных платежей как за счет бюджетных, так и внебюджетных источников (привлечение внебюджетных средств);

  • подготовка методики (научно-практической) по расчету и оценке необходимого объема средств по оплате в предстоящем финансовом году коммунальных услуг и его распределению между уровнями образования и конкретными учреждениями - бюджетополучателями;

  • обеспечение сведениями для подготовки Министерством бюджетных проектировок на предстоящий финансовый год (определение необходимого объема средств федерального бюджета по Министерству в целом и отдельно по уровням образования).

  • сбор дополнительных сведений (по занимаемым площадям, их видам, по площадям, сдаваемых в аренду) необходимых для уточнения сумм потребности учебных заведений в средствах на оплату коммунальных платежей. Осуществление координации указанных мероприятий с информационным массивом сети центров, ответственных за ведение ведомственного кадастра (с целью уточнения представляемых учебными заведениями сведения об используемых площадях);

  • помощь Министерству в координации действий подведомственных учреждений образования с заинтересованными министерствами и ведомствами по реализации Федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика» (мониторинг реализации проектов);

  • подготовка аналитических материалов для разработки и утверждения концепции энергоснабжения учреждений и организаций Минобразования России в условиях принятой Правительством Российской Федерации Программы по реформированию электроэнергетики в Российской Федерации;

- подготовка предложений по созданию в перспективе оператора коммерческого учета потребляемой электроэнергии и мощности Минобразования России с рассмотрением возможности приобретения учебными заведениями электроэнергии и мощностей на федеральном оптовом рынке электроэнергии и мощностей (ФОРЕМ).

Балыхин Григорий Артемович, к.т.н., первый заместитель Министра образования Российской федерации.

Адрес: г. Москва, ул. Люсиновская, 51.

Контактный телефон: (095) 273-67-24.


Шленов Юрий Викторович, заместитель Министра образования Российской федерации.

Адрес: г. Москва, ул. Люсиновская, 51.

Контактный телефон (095) 237-27-53.
Фролов Юрий Николаевич, д.э.н., проф. начальник Управления Экономики Минобразования России.

Адрес: г. Москва, ул. Люсиновская, 51.

Контактный телефон: (095) 237-42-44.
Сергеев Сергей Константинович, д.т.н., начальник Управления Материально-технического развития и социальной сферы Минобразования России.

Адрес: г. Москва, ул. Люсиновская, 51.

Контактный телефон: (095) 237-98-91.
Аметистов Евгений Викторович, чл-корр. РАН, профессор, ректор Московского энергетического института.

Адрес: г. Москва, ул. Красноказарменная, 14.,

E-mail: AmetistovYV@mpei.ru Контактный телефон: (095) 362-72-01
Клименко Александр Викторович, чл-корр. РАН, профессор, проректор Московского энергетического института.

Адрес: г. Москва, ул. Красноказарменная, 14.

E-mail: KlimenkoAV@mpei.ru. Контактный телефон: (095) 362-56-33.
Вакулко Анатолий Георгиевич, к.т.н., доцент, директор Научно-технического инновационного центра энергосберегающих технологий и техники Московского энергетического института.

Адрес: г. Москва, ул. Красноказарменная, 14.

E-mail: admin@stic-eett.ru Контактный телефон: (095) 273-50-71.
Бобряков Александр Владимирович, к.т.н., доцент, зав. лабораторией Научно-технического инновационного центра энергосберегающих технологий и техники Московского энергетического института.

Адрес: г. Москва, ул. Красноказарменная, 14.

E-mail: info@stic-eett.ru Контактный телефон: (095) 362-78-56.
Воробьев Андрей Сергеевич, Зам.начальника отдела анализа экономиче5ской деятельности и экономических новаций Управления Экономики Минобразования России.

Адрес: г. Москва, ул. Люсиновская, 51.



E-mail: Vorobyov@ministry.ru. Контактный телефон: (095)237-34-94.