Учебного занятия: «Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Учебного занятия: «Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира» - страница №1/1

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)
Село: Тюбук

МОУ «Тюбукская СОШ № 3»

Учитель: Глазырина Г.М.

Класс: 7


Тема учебного занятия: «Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира»

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Цели: Раскрыть понятие о наследственности, изменчивости, борьбе за существование и естественном отборе как факторах эволюции

животного мира. Проконтролировать и откорректировать знания учащихся.

Развивать речевую деятельность учащихся; творческую деятельность. Развивать умения работать с текстом учебника.

Воспитание рефлексивных качеств личности. Формирование эволюционного мышления.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация «Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира».

Дидактические материалы к учебному занятию: тесты, критерии оценивания тестов.

Ход учебного занятия:


I этап: организационный


Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

II этап


Актуализация и проверка знаний

5 мин


Обозначить тему урока силами учащихся; проверить и уточнить знания

Доказательства эволюции



Узнавать на рис. палеонтологические, эмбриональные доказательства; доказывать развитие органического мира

Методы стимулирования и мотивации учения

Индивидуальная, фронтальная и парная работа.

Тестовый и устный контроль



Презентация слайды 2 - 6

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- «Дайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?»

- «Для того чтобы вспомнить и проверить как вы усвоили материал, ответим на вопросы. (имена) будут работать письменно. Напоминаю, что выполняете только одну, выбранную вами часть. Выполнив, сдаете на проверку (имена). А остальные работают все вместе устно».

-1 «На основании, каких результатов исследований можно судить об эволюции животного мира? Что такое эволюция?»

- 2 (слайд 2) Посмотрите на экран. Что здесь изображено и какая наука изучает это?


Какие ископаемые останки позвоночных позволили выяснить происхождение птиц?


- 3 (Слайд 3) Какие доказательства эволюции здесь изображены? Какая наука изучает эти доказательства?

- 4 (слайд 4) Что изучает сравнительная анатомия? Какой сравнительно – анатомический материал свидетельствует о родстве различных представителей позвоночных животных?

- 5 Какие органы называют гомологичными? Приведите примеры. Давайте проверим (слайд5)
- 6 Что такое рудименты и атавизмы? Приведите примеры.

- 7 (слайд 6)Почему крылья птицы и ласты дельфина считают гомологичными органами, а крыло бабочки и крыло птицы аналогичными органами?

Ну что, справились отлично (хорошо)…


- «Об эволюции, доказательствах эволюции»

Письменно выполняют тестовые задания, устно отвечают на вопросы. Выполненные тесты сдаются одноклассникам, которые по критериям выставляют оценку.


- «На основании палеонтологических данных можно судить об эволюции животного мира. Эволюция – историческое развитие органического мира».
Отпечатки. Окаменелости. Палеонтология – наука о вымерших животных
Археоптерикс; и предки птиц, которые имели скелет близкий по строению с современными птицами
Сравнение зародышей позвоночных. Эмбриология – наука, изучающая зародышевое развитие.

- сравнительную характеристику строения. Например, скелет позвоночных имеет сходное строение, это говорит о единстве происхождения.

-органы, имеющие одинаковое строение и происхождение, но выполняющие разные функции: крыло птицы и рука обезьяны и др.

-органы, утратившие свои функции

- признаки предков
Т.к. крыло птицы и бабочки имеют разное строение и происхождение.





Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

III этап


Изучение нового материала

35 мин


Знакомство с жизнедеятельностью Ч.Дарвина; с причинами эволюции

Причины эволюции

Работать с дополнительными источниками информации, делать краткие сообщения

Объяснительно-иллюстративный

Самостоятельная работа.



Фронтальная и групповая работа, самостоятельная работа

Презентация слайды

7 - 17


Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 Введение в тему (1 мин)

Мы с вами уже знакомы с доказательствами эволюции, ранее изучили, как эволюционировали, т.е. изменялись системы органов у животных. Что еще мы можем изучать, рассматривая эволюцию животного мира?

Совершено верно (или можно сказать и так…). Сегодня мы поговорим о причинах эволюции. Тема урока (слайд7). Запишите.

Отталкиваясь от темы, попробуйте сформулировать основные цели урока». Учитель на доске кратко записывает на доске: (1. Ч.Дарвин. 2. Причины эволюции).


2. Вступительное слово учителя (4 мин)

« - Каковы причины многообразия животного мира?

- Всегда ли животный мир был такой как сейчас?

Много лет господствовало религиозное учение о сотворении всего живого на Земле Богом, о неизменности и постоянстве видов животных. Объяснить многообразие животного мира пытались многие ученые и философы (слайд 8) - Эмпедокл, Аристотель, Карл Линней, Жан Батист Ламарк. Античные философы – Эмпедокл, Аристотель – высказывали идеи об изменяемости окружающего мира и об исторических преобразованиях организмов. К. Линней придерживался религиозных взглядов. Первоначально он считал, что каждый вид оставался неизменным со дня сотворения, но позднее он заметил, что могут возникать новые виды.

Ж.Б.Ламарк – является создателем первой эволюционной теории, в которой были неточности. Глубокое научное объяснение изменениям и развитию животного мира дал английский ученый Ч. Дарвин. Сейчас мы послушаем сообщения о жизни и деятельности Ч.Дарвина». (слайды 9 – 11).
3. Основные положения эволюционного учения 2 мин)

«В результате своей многолетней работы Ч.Дарвин сформулировал положения эволюционной теории. (слайд 12)

Он отметил. Что свойствами всех живых организмов являются наследственность и изменчивость. Так, например, у кошки рождаются котята, а у медведя – медвежата, т.е. видовые признаки передаются по наследству. Но в то же время котята могут быть разными по окраске, размерам, длине шерсти – это и есть изменчивость.

Дарвин говорил о том, что все виды животных стремятся воспроизвести многочисленное потомство, но большая часть его не выживает по тем или иным причинам. Здесь большую роль играет борьба за существование. В ходе борьбы за пищу, свет, тепло выживают те особи, которые наиболее приспособлены к условиям. Таким образом, борьба за выживание приводит к естественному отбору. В конечном итоге могут сформироваться новые виды. Что не понятно на данном этапе? Отметьте положения в тетради.


Так что же такое наследственность? (слайд13 частьI)

(слайд 13 частьII) запишите определение в печатной тетради № 1 на стр. 128.
4. Самостоятельная работа с учебником(28 мин: 18+ 10)

Чтобы подробнее узнать о других причинах эволюции поработаем по учебнику (слайд 14). Работаем по вариантам. Внимательно читайте задания.

Закончили. Давайте посмотрим, что же такое изменчивость (Слайд 15 часть I) и какая она бывает.

(слайд 15 частьII) определение запишите в тетрадь.

(слайд 15 часть III) Изменчивость бывает наследственная и ненаследственная или неопределенная и определенная.

Определенная – т.е. можно определить причины изменений, они как правило, внешние (например, изменение температуры или количество корма) и признаки эти не передаются по наследству. Мы говорим, ненаследственная изменчивость.

Неопределенная изменчивость – ее причины определить сложно и новые признаки передаются по наследству – наследственная изменчивость.

Чтобы запомнить, можно провести аналогию (написать на доске:

наследственная и. ненаследственная и.

неопределенная и. определенная и.). Вам необходимо знать, что изменчивость бывает наследственная и ненаследственная и что это означает.

Всем понятен материал? Тогда поговорим о БЗС (слайд 16 частьI)

(слайд 16 часть II) запишите определение.

Что такое естественный отбор? (слайд 17 частьI)

(слайд 17 частьII). Запишите».


Учащиеся пытаются предположить, что будет на уроке.


Записывают тему в тетрадь.

- познакомиться с Ч.Дарвином и его жизнедеятельностью

- выяснить причины эволюции животного мира

Сообщения учащихся

Записывают в тетрадь

Учащиеся отвечают

Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Рассказ учащихся
Записывают (№ 2 стр.128)

Рассказ учащихся

Записывают

Рассказ


записывают




Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

IV этап


Закрепление

1 мин

Закрепить и уточнить новые знания

Причины эволюции по Дарвину

Перенос знаний в незнакомую ситуацию

Беседа

Фронтальная работа

Презентация - слайд 18

Деятельность учителя

Деятельность ученика

«Мы сейчас проговорили причины эволюции по Дарвину. (слайд 18 частьI)

Давайте проверим. Все ли причины назвали.(открываю по одному).


Учащиеся называют





Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

V этап


Выводы

1 мин


Проверить насколько учащиеся умеют делать выводы

Естественный отбор – основная движущая сила эволюции

Обобщать знания

Частично - поисковый

Индивидуальная, фронтальная.

Презентация слайд 19

Деятельность учителя

Деятельность ученика

«Мы выяснили, что же является причинами эволюции». (слайд 19 часть I чуть позже II) учитель читает. IIIчасть

Возможно – естественный отбор, т.к. именно естественный отбор оставляет лучших и в результате могут появиться новые виды.



Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

VI этап


Рефлексия и итоги урока

2 мин


Переосмысление опыта учащимися




Оценивать свой опыт

Методы

стимулирования



Индивидуальная работа

Презентация слайд 20

Деятельность учителя

Деятельность ученика

«Ну что ж, молодцы. Вспомните цели нашего урока и скажите, смогли мы их решить или нет.

А сейчас прошу вас ответить на вопросы (слайд 20)


За работу на уроке получили отлично----------

хорошо ----------

а за тесты оценки скажут (имена)

Откройте дневники, поставьте оценки и запишите д/з».



Идет рефлексия

Записывают в дневники





Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

VII


Домашнее задание

1 мин


Повторение изученного материала

Движущие силы эволюции

Давать определения понятиям; работать в power Point

Методы

организации учебно-познавательной деятельности



Индивидуальная

Презентация слайд 21

Деятельность учителя

Деятельность ученика

(слайд 21) Комментарий.

Записывают в дневники

Если останется время – решение биологических задач



Слайд 22
Список литературы и цифровых носителей, использованных при подготовке к уроку.

  1. диск «Биология 1С репетитор»

  2. диск «БЭНП Биология 6 – 9»

  3. диск «Открытая биология»

  4. Захарова Н.Ю. Тесты по биологии к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные 7 класс». – М.: Экзамен, - 2006. – 126.

  5. Ишкина И.Ф. Поурочные планы по учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина. – Волгоград: Учитель – АСТ, - 2002. – с.124.

  6. Латюшин В.В. Рабочая тетрадь Биология 7.- М.: Дрофа, - 2006. – с. 141.

  7. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные 7 класс.- М.: Дрофа, - 2002. – с. 304.

  8. Парфилова Л.Д. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс. – М.: Экзамен, - 2006. – с.158.

  9. Пепеляева О.П., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии к учебникам А.И. Никишова, В.М. Константинова, В.В. Латюшина. – М.: Вако, - 2006. – с.432.