Учебное пособие Челябинск 2015 - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Теория доказывания в юридическом процессе 5 2539.17kb.
Управление качеством продукции: Учебное пособие. М: Изд-во мгап "Мир... 3 850.37kb.
Учебное пособие Москва 2004 г. Составители: д т. н., проф. Е. 1 184.36kb.
Учебное пособие Москва 2005 г. Ббк 65. 9(2)-80 (075. 8) Хомутова Е. 3 492.36kb.
Учебное пособие по курсу «основы теории цепей» 1 728.5kb.
Учебное пособие под редакцией Е. Б. Моргунова 86 7412.31kb.
Учебное пособие Для подготовки частных охранников 3 691.89kb.
Учебное пособие под ред докт экон наук, проф. Моисеевой Н. К. 8 1338.5kb.
М. В. Ломоносова Кафедра стандартизации и сертификации Федорина Л. 4 496.71kb.
А. Г. Воржецов основы социального прогнозирования учебное пособие 6 1451.15kb.
Учебное пособие Печатается по решению редакционно издательского совета... 2 503.46kb.
Вряд ли нужно доказывать, что любовь к малой Родине, к месту, где... 1 29.3kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Учебное пособие Челябинск 2015 - страница №1/11



ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Экономической теории и мировой экономики

Данилова И.В., Моцаренко Н.В.


ОБЩАЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Учебное пособие




Челябинск

2015

Данилова Ирина Валентиновна, Моцаренко Наталья Васильевна. Общая экономическая теория: Учебное пособие. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2015. – 44 стр.
Учебное пособие составлено на основе программы курса «Общая экономическая теория», разработанной авторами. К каждой теме приводятся проблемные вопросы, задания, задачи.

Предлагаемый курс "Общей экономической теории" является начальной ступенью в экономической подготовке выпускников высшей школы. Он предназначен для студентов всех специальностей и нацелен на овладение основами экономического анализа, формирование современного экономического мышления. Курс построен с учетом мировой экономической мысли. Особое внимание уделяется изучению структуры и механизма функционирования рыночного хозяйства на микро- и макроуровнях, анализу экономической роли государства в смешанной экономике, целей и инструментов экономической политики. Завершается курс изучением проблем развития мирового хозяйства, влияния международных экономических отношений на состояние и тенденции развития национальной экономики.

Ил. 9, табл. 25, список лит. – 13 назв.
Одобрено советом факультета Экономики и управления
Содержание


Тема 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ 3

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА 3

Тема 3. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 6

Тема 4. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И РЫНОЧНЫЙ СПРОС 10

Тема 5. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ 13

Тема 6. КОНКУРЕНЦИИ И ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР 15

Тема 7. РЫНОК ТРУДА 20

Тема 8. РЫНКИ КАПИТАЛА И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ 22

Тема 9. ГОСУДАРСТВО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 24

Тема 10. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОКАЗАТЕЛИ 26

Тема 11. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА 29

Тема 12. ФИСКАЛЬНАЯ (НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ) ПОЛИТИКА 32

Тема 13. ДЕНЬГИ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 35

Тема 14. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА. 37

Тема 15. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ.
БЕЗРАБОТИЦА. ИНФЛЯЦИЯ. 39


Тема 16. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЦИКЛИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ 41

Тема 17. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 41

ISBN 5-696-00814-3  Кафедра ЭТиМЭ ЮУрГУ, 2015.



Южно-Уральский государственный университет

Кафедра “Экономической теории и мировой экономики”

Формат 60*84 1/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 2,75.

Кафедра ЭТиМЭ. 454080, Челябинск, пр. Ленина 76, ауд. 506, 508, 514, 516 (гл. корпус).

Тема 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ


  1. Зарождение и этапы развития экономической теории. Основные направления современной экономической мысли.

  2. Предмет экономической теории, ее функции и связь с другими науками. Экономическая теория и экономическая политика. Экономическое мышление: обыденное и научное.

Методология экономической науки. Принципы экономического анализа и экономические модели.

Вопросы и учебные задания


  1. Объясните, каковы взаимосвязи между экономическими фактами, экономической теорией и экономической политикой.

  2. Какие трудности и ловушки встречаются на пути людей, которые пытаются истолковывать экономические проблемы с позиции обыденного сознания? Приведите примеры.

  3. Объясните следующее положение: “Экономическая теория исчезнет лишь в мире, который станет настолько богатым, что никакие потребности не останутся неудовлетворенными из-за нехватки ресурсов. Такой мир не представляется делом обозримого будущего и вообще может оказаться невозможным, ибо время всегда ограничено”.

  4. “Всем экономическим проблемам присуще одно и то же коренное свойство, а именно то, что мы не располагаем абсолютным их решением”. Прокомментируйте данное выражение.

  5. Определите, какое из следующих утверждений относится к позитивным, а какое к нормативным:

а) в 1991 г. почти 30% жителей России имели доходы на уровне прожиточного минимума;

б) в текущем году рост цен существенно снизил уровень жизни, поэтому правительственная политика должна быть направлена на значительное сокращение темпов инфляции;

в) дефицит государственного бюджета является фактором, способствующим усилению инфляции, поэтому правительство России должно стремиться к достижению бездефицитного бюджета;

г) чрезмерно высокие ставки налогов ведут к сокращению доходов государственного бюджета и способствуют увеличению его дефицитности.


Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА


  1. Производственные возможности общества:

а) факторы производства. Проблемы распределения экономических ресурсов;

кривая производственных возможностей;

б) альтернативные издержки и закономерности их изменения.

2. Основные вопросы экономики и модели экономических систем (традиционная, рыночная, смешанная и административная).




Вопросы и задачи для самостоятельной работы


  1. Дана таблица производственных возможностей:

Вид продукта

Производственные альтернативы

А

В

С

Д

Е

X

0

6

12

18

24

Y

60

54

42

24

0

Постройте кривую производственных возможностей. Определите альтернативные издержки производства дополнительной единицы товара Y и товара X на каждом из отрезков данной кривой.

  1. Дана КПВ, характеризующая максимально возможные объемы производства мяса и рыбы в условной экономике:


Рис. 1


Ответьте на следующие вопросы:

а) какое максимальное количество мяса можно произвести за год?

б) какова величина альтернативных издержек производства одной тонны рыбы в точке А?

в) каковы альтернативные издержки производства 1т мяса и 1 т рыбы в точке Е?

г) каковы альтернативные издержки производства 1т рыбы при переходе из точки С в точку G?


  1. У человека, который имеет возможность получить работу с оплатой от 100 до 150 рублей в час, альтернативные издержки 1 часа досуга равны (в руб./ч.)?

а) 100; б) 125; в) 150; г) 180

  1. Допустим в экономике действуют три хозяйственных агента и производятся блага А и В. Производственные возможности хозяйственных агентов различны. Первый в течение дня может произвести 8А или 4В или любую комбинацию между ними. Второй - 3А или 3В, либо также любую комбинацию между этими величинами. Третий, соответственно, 1А или 2В. Определите, кто самый эффективный производитель товара А в этой упрощённой экономике? Кому следует поручить производство товара А, если для удовлетворения потребностей общества требуется одна единица этого товара и максимально возможное количество товара В? (При решении задачи используйте метод альтернативных издержек).

  2. Назовите все возможные причины, по которым могли произошли изменения, указанные на рис. 2, иллюстрирующем производственные возможности условной экономики.

Рис. 2


  1. Может ли страна с меньшим экономическим потенциалом иметь более высокий уровень потребления, чем страна более богатая экономическими ресурсами? Дайте ответ и проиллюстрируйте его, используя модель кривой производственных возможностей.

Дополнительные задания


  1. Дана таблица производственных возможностей:

Вид продукта


Производственные альтернативы

1

2

3

4

5

А

0

2

4

6

8

В

30

27

21

12

0

Экономика находится в точке 2. Определите альтернативные издержки производства дополнительных единиц товаров А и В в данной точке.

  1. При производстве 1 кг алюминия было недополучено 10 керамических ваз. Какой из таблиц производственных возможностей это соответствует?

    Продукт

    а

    б

    в

    г

    алюминий (кг.)

    5

    7

    6

    5

    3

    4

    1

    2

    керамика (вазы)

    10

    20

    20

    30

    10

    20

    30

    10

  2. Альтернативные возможности выпуска товаров на предприятиях, входящих в объединение, представлены в таблице:

Вид товара

Предприятие

1

2

3

4

5

Телевизоры

4

5

6

10

12

Видеомагнитофоны

14

12

9

7

8

Требуется произвести 24 тыс. шт. телевизоров. Как распределить заказ между предприятиями, чтобы добиться при этом максимального выпуска видеомагнитофонов?

  1. Адвокат N - самый популярный юрист в стране. Кроме того, он феноменально печатает на машинке - 120 слов в минуту. Стоит ли адвокату самому печатать свои работы, если самый хороший секретарь, которого он может нанять, печатает только 60 слов в минуту?

  2. Выбор положения на кривой производственных возможностей служит важнейшим фактором экономического развития. Объясните, почему это так.

  3. Почему кривая производственных возможностей является вогнутой относительно начала координат? Что означала бы прямая линия производственных возможностей?

  4. Допустим, задана кривая производственных возможностей для товаров А и В. Покажите на графике, как изменится данная кривая в следующих случаях:

а) в производстве товара А использована новая технология;

б) в производстве товара В применены технические новшества;

в) технический прогресс наблюдается в производстве обоих товаров.


  1. В какой из указанных на рисунке точек альтернативные издержки производства дополнительной единицы товара А будут выше? Дайте экономическое обоснование ответа и проиллюстрируйте его графически.

Рис. 3


  1. Российская угольная промышленность бездействовала из-за забастовки. Как это могло повлиять:

а) на положение кривой производственных возможностей страны;

б) на место точки, отражающей реальное функционирование экономики.




следующая страница >>