Учебно-методический научно-исследовательский комплекс - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины иркутск 2008 Учебно методический... 1 112.42kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно-методический... 1 182.54kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины иркутск 2008 Учебно методический... 1 91.83kb.
Владимиром Красное Солнышко о Крещении Руси (урок православной культуры... 1 61.13kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 1 421.91kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине 5 571.05kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 4 555.17kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 4 550.21kb.
Учебно-методический комплекс Специальности: 080301 Коммерция 13 1298.96kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине История новейшего времени... 1 208.09kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины проблемы теории государства... 4 444.92kb.
Нет Назовите основной прием классического массажа при хроническом... 1 222.28kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Учебно-методический научно-исследовательский комплекс - страница №1/1

Учебно-методический научно-исследовательский комплекс «УМНИК»

И.А. Данилин, В.И. Бусыгин

ГОУ СОШ № 789
Изучение проблем, связанных с окружающей средой, не достаточно полно отражено в содержании предметных дисциплин (курсов). Отсутствие реальной деятельности учащихся приводит к безразличию восприятия экологических проблем города, района, дома. Действие – это главное, что отсутствует в обычной урочной педагогической технологии. В лучшем случае со школьниками проводят экскурсии или уроки под открытым небом. Обычно экологию изучают по учебникам в отрыве от реальной экологической обстановки. Тем не менее, сбор экологической информации по широкому кругу показателей состояния окружающей среды, анализ результатов наблюдений за продолжительный период и прогноз экологической ситуации составляет сущность экологического мониторинга. При этом образовательное поле увеличивается от классной доски до реальных объектов окружающей среды, у учащихся увеличивается мотивация к приобретению знаний, значимость приобретенных знаний в будущей профессиональной деятельности.

Как заинтересовать школьников экологией и природоохранной деятельностью, сделать досуг интересным и расширить кругозор, помочь в выборе профессии? Это является целью нашей работы, для достижения которой был разработан учебно-методический научно-исследовательский комплекс «УМНИК» для проведения лабораторных исследований, реализации проектных работ и формирования системного подхода к приобретению знаний у учащихся.



Основных концептуальных положений два:


  1. Ориентация на фасилитацию образовательного процесса, чему способствует интегративность и системность экологического мониторинга;

  2. Приобщение учащихся к безопасному и здоровому образу жизни в городской среде, к решению повседневных задач экологизации образовательной среды школы, пришкольной территории, а также тематических задач экологического профиля.

Приборная база подобрана комплекса подобрана таким образом, что бы учащиеся могли проводить исследования воздушной среды, водной и почвы. Темы примерных проектно-исследовательских работ которые учащиеся могут выполнить используя учебно-методический научно исследовательский комплекс «УМНИК»:
Почва:

    • Определение антропогенных нарушений почвы.

    • Определение фитотоксичности почвы.

    • Определение пористости почвы.

    • Оценка состояния почвы по кислотности солевой вытяжки.

    • Определение рН. Измерение кислотности почвы.

    • Измерение естественного радиационного фона Земли

    • Биоиндикация. Фитотоксичность почвы.



Вода:

    • Определение запаха воды.

    • Определение цветности, мутности воды.

    • Оценка экологического состояния водных объектов.

    • Температурный режим водоема.

    • Изучение загрязнения окружающей среды (методом биоиндикации)


Воздух:

    • Экспресс-анализ воздушной смеси.

    • Определение загрязнения воздуха с использованием лихеноиндикации

    • Изучение вентиляционного режима помещения.

    • Измерение температуры, влажности воздуха.

    • Исследование изменения атмосферного давления


Список оборудования входящего в комплекс «УМНИК»:


  1. Люксметр

  2. РН-тестр

  3. Индикатор радиоактивности

  4. Аспиратор сильфонный с индикаторными трубками

  5. Термометр

  6. Гигрометр/барометр

  7. Планшет для лихеноиндикации

  8. Компас

  9. Транспортир

  10. Лабораторный журнал/карандаш

  11. Чашки Петри

  12. Весы технические.

  13. Чемодан

  14. Методические рекомендации по использованию приборов (руководство для учителя)

  15. Лабораторные работы с применение приборов из комплекта «УМНИК».

Дополнительно комплекс «УМНИК» можно использовать для работы в полевых условиях выполнять следующие работы:




    • Работа с компасом на местности по карте.

    • Определение высоты объекта (дерева).

    • Определение скорости течения реки

Комплекс «УМНИК» пригодиться и на уроках ОБЖ при изучении нормируемых показателей света, влажности, температуры:



    • Определение освещенности поверхности рабочего стола.

    • Определение влажности воздуха в помещении

    • Определение температуры воздуха рабочей зоны.


Методические рекомендации для учителя по использованию приборов «УМНИК» в учебном процессе и проектно-исследовательской образовтельной технологии

«УМНИК» разработан и апробирован как комплекс лабораторного оборудования для практической реализации творческих и исследовательских проектов школьников по экологии. Комплекс рассчитан на учащихся общеобразовательных школ II-III ступени для применения в школе и в рамках проектно-исследовательской деятельности.

Цель практического курса: С помощью лабораторного практикума сформировать системное представление о взаимодействии окружающей природной среды и социально- экономической сфер жизни человека, проблемах этого взаимодействия и способах разрешения.

Задачи курса:



    1. выработать у школьников аналитических навыков в рассмотрении проблем взаимодействия окружающей природной среды, социальной и экономической сфер.

    2. выработать у школьников системное представление взаимосвязей экономики, экологии, общества и политики. Системное представление взаимосвязей экономики, экологии, общества и политики несет задачу экологического воспитания, должно способствовать формированию гражданского самосознания, активной гражданской позиции.

    3. помочь школьникам апробировать и закрепить полученные знания по математике, физике, химии и др. дисциплинам на конкретных, жизненноважных примерах.

Данное оборудование может быть использовано на уроках по экологии, биологии, ОБЖ, и др. дисциплинах в качестве практического дополнения и интеграции полученных знаний. При работе учителю рекомендуется создать из числа учащихся рабочие группы. Выделив группы можно дать задание учащимся из списка лабораторных работ, которые прилагаются к комплексу.

Самостоятельная подготовка к лабораторным работам включает анализ текстов, субъективные выводы по заданной проблеме умение выявлять причинно-следственные и подследственные связи.

Содержание практических работ выстраивается таким образом, что:

- теоретический материал не только расширяет знания ученика, но и является фундаментом для создания новых умозаключений.

- практические задания направлены не только на отработку умений применять те или иные методы познания, но также демонстрируют связь с предыдущими практическими занятиями, что способствует развитию логического мышления, проявлению критичности и гибкости мышления, а также стимулирует актуализацию нужных знаний,

- теоретический материал содержит элементы занимательного материала. Которые не только способствуют развитию познавательного интереса, но в то же время активизируют развитие всех остальных элементов творческого мышления.


Выполнение каждой практической работы начинается с краткого обсуждения следующих вопросов:
- какова цель выполнения данной работы;

- какие, по мнению учащихся, методы познания будут использованы при выполнении работы;

- какие, по мнению учащихся, будут определены характеристики объектов изучения;

- с какими из изученных в предыдущих работах характеристиками объектов связаны определяемые в данной работе параметры.


Ответы на поставленные вопросы позволят решить несколько дидактических задач:

- разъяснить учащимся не только цель лабораторной работы, но и место данного практического занятия, как во всем практикуме, так и в системе целого учебного курса, а также в системе знаний естественно- математического цикла;

- помочь учащимся установить связь как с выполненными ранее работами, так и с изученным ранее материалом;

- обучить учащихся формулировать учебно - познавательные гипотезы и проверять их истинность;

- мобилизовать знания и имеющийся у учащихся практический опыт для выполнения работы.

В отличие от существующих курсов по экологии и экологическому мониторингу предлагаемые лабораторные работы достаточно просты и информативны, выполнение их возможно в течение урока и не требуют от учителя дополнительной подготовки.



Лабораторные работы дают возможность развитию у старшеклассников творческих способностей, а вместе с ними самостоятельности и коммуникативным умениям, которые способствуют систематизации полученных знании и первоначальной профессиональной ориентации.

Выполнение практических лабораторных работ предоставляет возможность старшеклассникам специализированных и обычных школ, независимо от их интереса к тем или иным дисциплинам, ознакомиться с экологическими проблемами.