Учебно-методический комплекс по дисциплине управление конфликтами в коллективе для студентов 1 курса очной формы обучения - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология молодёжи основной... 2 226.74kb.
Российская федерация 1 319.74kb.
Методические указания для подготовки к тестированию по дисциплине... 2 387.38kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Трансатлантические отношения... 2 293.4kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины иркутск 2008 Учебно методический... 1 91.83kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 02 «Гендерология и... 1 243.37kb.
Учебно-методический комплекс для студентов специальностей 080503... 6 988.78kb.
Курс лекций для студентов заочной формы обучения Санкт-Петербург... 4 1491.17kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Р. 01 Практикум по... 10 1433.38kb.
Учебно-методический комплекс спецкурса 3 651.37kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно-методический... 1 182.54kb.
12. Конфликтность в менеджменте Работающие в организациях люди различны... 1 31.57kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине управление конфликтами в коллективе для - страница №1/1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ:

Декан исторического факультета

____________________

«___»____________ 2012г.

Учебно-методический комплекс



по дисциплине

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В КОЛЛЕКТИВЕ

для студентов 1 курса очной формы обучения

направление 030600.62 ИСТОРИЯ

Обсуждено на заседании кафедры

Составитель:

«___»____________2012 г.







Протокол № _____

к.и.н., ст. преп. Монахов И.А.

Зав.кафедрой_____________Белова А.В.













Тверь 2012

Пояснительная записка

Курс «Управление конфликтами в коллективе» проводится для студентов первого курса и изучается во 2 семестре. Курс направлен на развитие практических навыков анализа социальных конфликтов, а также организации и проведения переговоров с целью сотрудничества и продуктивного разрешения конфликтов. В задачи курса входит:



  • формирование представлений о видах конфликтов и их функциях;

  • овладение приемами описания и анализа конфликтных ситуаций;

  • выявление причин, источников и предпосылок возникновения конфликта в организации;

  • анализ последствий конфликта;

  • овладение основными навыками проведения переговоров.

Программа предусматривает как лекционные занятия, на которых рассматриваются основные материалы курса, так и семинарские занятия, предполагающие самостоятельную работу студентов.

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:



  • знать:

— основные понятия конфликтологии и используемый в данной науке категориальный аппарат;

— социально-психологические особенности внутриличностных и организационно-трудовых конфликтов.



  • уметь:

— диагностировать и анализировать внутриличностные и организационно-трудовые конфликты;

— видеть различные социально-психологические варианты разрешения конфликтных ситуаций и выбирать для конкретной ситуации наиболее подходящий;

— конструктивно взаимодействовать в конфликтных ситуациях,

— анализировать конкретные конфликтные ситуации;

— разрабатывать рекомендации по профилактике, урегулированию конфликтов, управлению конфликтными ситуациями;

— применять полученные знания при решении социально-психологических проблем в профессиональной деятельности.



  • владеть:

— основами организации переговорного процесса и основами посреднической деятельности в конфликте;

— навыками деловых коммуникаций,

— методами анализа и диагностики конфликтных ситуаций;

— технологиями разрешения, управления, предупреждения конфликтов;

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения курса: готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); способность находить организационно – управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК- 4); способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7); использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9).

Преподавание учебной дисциплины «Управление конфликтом в коллективе» строится на сочетании лекций, практических занятий и различных форм самостоятельной работы студентов. Предусмотрены аудиторные самостоятельные работы по основным темам курса.

В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: традиционные лекция и практическое занятие, проблемная лекция, метод малых групп, подготовка письменных аналитических работ, написание рефератов, творческие задания.

В соответствии с учебным планом бакалавра истории общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы и предполагает выполнение общего объема работы в размере 108 часов, в том числе:

лекции — 38 часов;

семинарские занятия — 19 часов;

самостоятельная работа студентов — 51 час.

Итоговой формой отчета является зачет.



Учебная программа

  1. Введение в конфликтологию.

Предмет и задачи курса. Обзор основной литературы по курсу. Предмет и объект конфликтологии. Место конфликтологии в системе научных знаний. Исследование конфликта в исторических науках. Становление конфликтологии как научно-прикладной отрасли знаний. История отечественной конфликтологии.

Эволюция научных воззрений на конфликт. Представления о конфликте в трудах Конфуция, Гераклита, Платона и Аристотеля. Развитие конфликтологических идей в Средние века и эпоху Возрождения: Фома Аквинский, Никколо Макиавелли, Эразм Роттердамский, Фрэнсис Бэкон. Конфликтологические взгляды мыслителей Нового времени и эпохи Просвещения: Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо, Адам Смит.

Развитие конфликтологии в XIX веке. Понятие конфликта в различных социологических школах и направлениях в Западной Европе. Представители социального дарвинизма и социологии о конфликте (О. Конт, К. Маркс и Г. Спенсер). Представители французской школы социологии о конфликте (Э. Дюркгейм). Представители немецкой школы социологии о конфликте (М. Вебер, Г. Зиммель). Представители психологии о конфликтах (З. Фрейд, К. Юнг).

Современные западные концепции конфликта. Т. Парсонс «Структурно-функциональная модель организации». Социологи Чикагской школы о конфликте. Теория позитивно-функционального конфликта Л. Козера. Р. Дарендорф «Концепция конфликтной модели общества».



  1. Конфликт: понятие, основные черты и виды.

Понятие конфликта в социологии. Структура конфликта.

Классификация конфликтов: конструктивные, деструктивные, вертикальные, горизонтальные, социальные конфликты: межгосударственные, национальные, этнические, межнациональные. Социально-психологические, психологические конфликты: межгрупповые, межличностные, внутриличностные, ролевые (внешние, внутренние).

Функции социального конфликта: позитивная, информационная, стимулирующая, созидательная, законодательная, диагностическая и др.

Типы конфликтных ситуаций. Динамика конфликта. Основные этапы конфликта. Основные фазы конфликта: предконфликтная стадия (начальная фаза и инцидент), конфликтная стадия (переход потенциального конфликта в реальный конфликт и фаза выбора путей дальнейшего взаимодействия оппонентов), постконфликтная стадия (ослабление противостояния и подведение итогов).




  1. Источники, предпосылки и причины возникновения конфликта.

Конфликтная ситуация: субъекты (участники) конфликта, предмет конфликта, объект конфликта, инициация конфликта, формула конфликта, конфликтные личности, позиции субъектов конфликта, скрытые нужды, мотив.

Причины возникновения конфликтов: социально-психологические, административно-управленческие, финансово-экономические, информативные и др.

Источники конфликтов в организации: персонал, совокупность социальных связей и организация в целом. Персонал как источник конфликтов: субъект, объект, индивид, личность, индивидуальность. Врожденные и приобретенные свойства человека. Психологическая структура личности: направленность, способности, характер. Взаимосвязь между конфликтностью, темпераментом и характером личности. Предпосылки возникновения внутриличностных и межличностных конфликтов в организации.

Социальные группы как источник конфликтов. Социальные группы как источник конфликтов. Психологическая атмосфера, нравственный климат и социально-психологический климат в группе. Причины возникновения межгрупповых конфликтов. Необходимость формирования социальных норм в группе.

Организация как источник конфликтов. Понятие организации и ее основные характеристики. Причины и предпосылки организационных конфликтов: объективные, организационно-управленческие, личностные, социально-психологические. Социально-трудовые конфликты: конфликт потребностей, интересов и ценностей.

Классификация причин конфликта. Объективные и субъективные причины возникновения конфликтных ситуаций в социальной сфере.




  1. Технологии управления конфликтами.

Понятие управления конфликтом. Содержание управления конфликтом и его динамика: прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности.

Методы исследования конфликтов: методы изучения и оценки личности, методы изучения и оценки социально-психологических явлений в группах, методы диагностики и анализа конфликтов, методы управления (структурные, картографии).

Методы управления конфликтами: внутриличностные, межличностные и структурные. Принципы управления конфликтами. Способы управления конфликтами: уход, подавление, управление.

Формы завершения конфликта: затухание, разрешение, урегулирование, устранение. Факторы разрешения конфликта. Факторы, оказывающие влияние на процесс завершения конфликта.

Роль руководителя в управлении конфликтами: субъект, посредник, арбитр. Классификация медиаторов. Личный пример руководителя в преодолении конфликта.

Социально-психологические методы урегулирования конфликта: уровень культуры общения, примирительные процедуры и переговоры. Основные функции переговоров: информационно-коммуникационная, регулирующая, контролирующая, интеграционная. Этапы ведения переговоров: подготовительный этап, переговорный процесс, соглашение. Техника и методы ведения переговоров. Основные принципы ведения переговоров.

Нормативное регулирование конфликтов. Виды норм, регулирующих конфликты: нравственные, религиозные, правовые, политические.


  1. Предупреждение и профилактика конфликтов.

Понятие «прогнозирование и профилактика конфликта». Основные направления профилактики конфликта: создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтной ситуации, оптимизация организационно-управленческих факторов, устранение социально-психологических причин, блокировка личностных причин возникновения конфликта.

Методы предупреждения и урегулирования конфликтов. Технология предупреждения конфликта. Способы воздействия на проблемную ситуацию: влияние на свое поведение и поведение оппонента. Методы психокоррекции конфликтного поведения: социально-психологический тренинг, индивидуальное психоконсультирование, аутогенная тренировка, посредническая деятельности психолога, самоанализ конфликтного поведения.




  1. Стратегия разрешения конфликта.

Стили поведения в конфликтной ситуации. Понятие «стиль» и его виды: уклонение, конфронтация, сотрудничество, компромисс, приспособление. Основные характеристики и преимущества стилей. Тактики поведения в конфликте: жесткая, нейтральная, мягкая.

Способы разрешения конфликта. Факторы разрешения конфликта. Факторы, оказывающие влияние на процесс завершения конфликта и его эффективность. Основные рекомендации относительно поведения в конфликтной ситуации.

Сотрудничество при преодолении конфликтов. Трудовой коллектив, сферы отношений. Типы конфликтных личностей в организации и их влияние на конфликтную ситуацию. Эффективное взаимодействие в трудовом коллективе. Социальное партнерство как форма сотрудничества в решении проблем социально-экономического развития и профилактике конфликтов в области трудовых отношений. Понятие, уровни и виды социального партнерства. Предметы социального партнерства.


  1. Конфликты и стрессы.

Понятие «стресс». Фазы развития стресса: реакция тревоги, сопротивление, истощение. Типы личностей по отношению к стрессу.

Взаимосвязь конфликтов и стрессовых состояний. Мотивация конфликтности. Причины и источники стресса: конфликты, организационные факторы, организационно-личностные, организационно-производственные и проблемы личной жизни человека.



Методы нейтрализации стресса: планирование, физические упражнения, диета, психотерапия, медитация и расслабление. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения. Концепция «поисковой активности». Профилактика стрессов в организации.
Рабочая учебная программа


Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные заня­тия (час.)

Само­стоя­тельная работа

В том числе

Лекции

Семи­нары

Введение в конфликтологию

8

2

2

4

Конфликт: понятие, основные черты и виды

18

8

2

8

Источники, предпосылки и причины возникновения конфликта

14

4

3

7

Технологии управления конфликтами

24

8

4

12

Предупреждение и профилактика конфликтов

14

6

2

6

Стратегия разрешения конфликта

18

6

4

8

Конфликты и стрессы

12

4

2

6

ИТОГО

108

38

19

51

Планы и методические указания
по подготовке к семинарским занятиям

Тема 1. Возникновение и развитие конфликтологии:


  1. теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии;

  2. проблема конфликта в науках и религиозных учениях;

  3. современные проблемы развития конфликтологии.


Литература:


  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: 3-е изд. Спб.: Питер, 2008.

  2. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. 2-е изд., перераб. СПб.: Питер, 2009.

  3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический проект, 2006.

  4. Конфликтология / А.Я. Кибанов и др.: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.


Перечень вопросов для подготовки к семинарскому занятию


  1. Когда возникла конфликтология как относительно самостоятельная теория?

  2. Дайте определение предмета конфликтологии.

  3. Перечислите основные этапы эволюции конфликтологических взглядов в истории философии.

  4. Назовите социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения конфликтологии.

  5. Как понимали роль конфликтов и гармонии мыслители Древнего мира (Лао-цзы, Гераклит и др.)?

  6. В чем особенности истолкования конфликта в средневековой философии?

  7. Охарактеризуйте две основные концепции конфликта, предложенные мыслителями Нового времени: пессимистическую (Т. Гоббс и др.) и оптимистическую (Ж.-Ж. Руссо и др.).

  8. Как разрешалась проблема конфликта в марксистской философии?

  9. Какой вклад в развитие конфликтологических знаний (в составе социологии) внесли М. Вебер и Г. Зиммель?

  10. Раскройте основное содержание теории конфликта Р. Дарендорфа. Объясните различия в понимании этой проблемы Дарендорфом и Марксом.

  11. Охарактеризуйте взгляды Л. Козера на природу и функции конфликта.

  12. Как объясняют роль конфликта теория социального согласия челове­ческих отношений, разработанная Т. Парсонсом?

  13. В чем заключается вклад 3. Фрейда и К. Юнга в исследование психологи­ческих аспектов конфликта?

  14. Какими науками, кроме конфликтологии, исследуется проблематика конфликта?

  15. В чем специфика исследования конфликта в правоведении?


Тема 2. Конфликт: понятие, основные черты и виды.
Задание 1

Определите наличие конфликта в управленческой ситуации.



Ситуация 1

Между двумя сотрудниками организации возник спор по поводу сроков внедрения новой технологии. Один из них мотивировал предлагаемые сроки внедрения интересами производства продукции, второй свою позицию обосновывал с позиции интересов персонала, которому предстоит осваивать новую технологию. Является описанная ситуация конфликтом? Каковы перспективы развития данной ситуации и механизмы управления ею?



Ситуация 2

В беседе руководителя с подчиненным, допустившим технологическую ошибку, которая привела к серьезному материальному ущербу фирме, руководитель предъявил претензии к подчиненному и наложил штраф в размере месячной заработной платы. Является ли описанная ситуация конфликтом? Ответ обоснуйте.



Ситуация 3

Принимая на работу сотрудника, руководитель фирмы пообещал через два месяца перевести его на вышестоящую должность. По истечении указанного срока обещание руководителя не выполнено. Можно ли описанную ситуацию идентифицировать как конфликтное взаимодействие? Если нет, то каковы перспективы развития описанной ситуации в конфликт.


Деловая игра «Жалоба»


Цель игры. Развитие у студентов умения анализировать конфликт на основе уяснения ими основных конфликтологических понятий; формирование навыков применения простейших методов изучения и оценки конфликтных ситуаций.

Игровая ситуация. Руководство фирмы получило жалобу от одного из сотрудников.

Генеральный директор фирмы назначает рабочую группу для изучения жалобы и выработки предложений для принятия решения. Состав рабочей группы: менеджер по кадрам — руководитель; специалист по связям с общественностью; юрист фирмы.

Порядок проведения игры

В ходе игры

1. Учебная группа разбивается на три команды.

Первая команда — руководство фирмы: генеральный директор, заместитель генерального директора по связям с общественностью, финансовый директор.

Вторая команда — рабочая группа по изучению жалобы (состав смотри в пункте «Игровая ситуация»).

Третья команда — эксперты (3–5 человек).

Время на распределение ролей — 5 минут.

Примечание. Состав команд может быть определен по желанию студентов.

2. Всем командам выдается жалоба в письменном виде и задание на игру. Первая команда готовится к заслушиванию предложений для принятия решения, выработанных рабочей группой (вторая команда). Вторая команда готовит предложения для принятия решения по жалобе. Третья команда готовится к оценке содержания работы первой и второй команд.

Время на подготовку — 15 минут.

3. Заслушивание предложений для выработки решения по жалобе, принятие решения и оценка содержания работы.



Игровой сценарий. «Генеральный директор» открывает служебное совещание, объявляя его тему, и предоставляет слово для доклада «старшему рабочей группы» по изучению жалобы и выработке предложений для принятия решения (регламент доклада может быть ограничен 10 минутами). После доклада руководящий состав задает вопросы членам рабочей группы (время на вопросы и ответы может быть установлено в пределах 15–20 минут). После ответов на вопросы выслушиваются мнения «заместителя генерального директора по связям с общественностью» и «финансового директора» (на выслушивание мнений может быть выделено 5 минут).

Решение на основе обсуждения принимает «генеральный директор».



Оценка содержания работы. После принятия решения члены экспертной группы выступают с оценкой работы первой и второй команд, а также исполнителей всех ролей. В ходе оценки возможны дискуссии (на оценку экспертов может быть отведено 15–20 минут).

4. Подведение преподавателем итогов игры


Литература:

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: 3-е изд. Спб.: Питер, 2008.

  2. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. 2-е изд., перераб. СПб.: Питер, 2009.

  3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический проект, 2006.

  4. Конфликтология / А.Я. Кибанов и др.: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.


Перечень вопросов для подготовки к семинарскому занятию


    1. Что такое конфликт? Назовите основные его признаки.

    2. Что является основой любого конфликта?

    3. Что такое объект конфликта?

    4. Назовите основные характеристики объекта конфликта.

    5. Сравните понятия: «объект конфликта» и «предмет конфликта».

    6. Что такое типология конфликтов?

    7. Перечислите основные черты, свойственные конфликту.

    8. Раскройте содержание функций конфликта.

    9. Назовите основные признаки, по которым классифицируются конфликты.

    10. Охарактеризуйте основные типы конфликтов.

    11. Чем отличаются объективные и личностные элементы конфликта?

    12. Назовите и охарактеризуйте объективные элементы конфликта.

    13. Дайте характеристику основным и неосновным участникам конфликта.

    14. Охарактеризуйте роль в конфликте группы поддержки, инициаторов, организаторов, пособников и посредников?

    15. Что такое «среда конфликта»? Какие бывают виды среды конфликта? В чем состоит различие микросреды конфликта от его макросреды?

    16. Какие черты характерны для функционально-позитивного конфликта в организации?

    17. Раскройте содержание элементов структуры конфликта.

    18. Охарактеризуйте основные фазы стадий развития конфликта.

    19. В чем заключается различие понятий «завершение» и «разрешение» конфликта?


Тема 3. Источники, предпосылки и причины возникновения конфликта.
Задание 1

Цель: выявить положительные последствия конфликтов в организации. Этапы групповой работы:

1. Определите причины сложившейся ситуации.

2. Выявите, насколько рационально действовали руководители организации.

3. Предложите свой вариант выхода из ситуации.



Ситуация. В отделе по разработке компьютерных программ компании «Логика» работает 30 сотрудников. Коллектив сложился сплоченный и дружный. Начальник отдела В.Л. Иванчук проявил себя умелым руководителем и пользуется заслуженным уважением у большинства сотрудников. В начале года правление компании принимает решение о переводе Иванчука на другую, более высокую должность в «Логике». В коллективе отдела есть неформальный лидер — И.И. Петрович, которого многие сотрудники, включая бывшего руководителя отдела, прочат на должность нового начальника. Кроме того, в отделе есть еще несколько высококвалифицированных специалистов, чей опыт и профессионализм позволяют им претендовать на руководящее место. Однако правление компании принимает совершенно неожиданное для коллектива отдела решение: новым руководителем назначается человек «со стороны», который никогда раньше не работал в компании.

Вначале сотрудники отдела были крайне удивлены, поскольку никто не ожидал такого поворота событий, и на этой должности уже видели одного «из своих». Постепенно удивление сменяется на возмущение, причем особенно сильно возмущаются те, кто предположительно мог занять это место. Новый начальник И.Е. Синицын — специалист высокого класса, но в связи с тем, что в данной организации он ранее не работал, некоторыми тонкостями в специфике работы отдела просто не владеет. С его появлением в коллективе назревает конфликт. Многие сотрудники недовольны его назначением, некоторые совсем не хотят ви-деть «варяга» своим руководителем.



На одном из совещаний в отделе между Синицыным и Петровичем возник спор о качестве выполняемой работы. Петрович настаивал на том, чтобы прислушались к его мнению, поскольку он давно работает в отделе и считает себя вполне компетентным в данном вопросе. На это Синицын ответил в том смысле, что вопрос, затрагивающий многих сотрудников, не может решаться одним человеком, даже если он очень опытный специалист. После такого совещания Петрович счел себя оскорбленным и обратился к руководству компании с просьбой о переводе его в другой отдел. Вслед за ним еще семь человек пишут подобные заявления руководству. В коллективе разгорается открытый конфликт. Дальнейшая нормальная работа отдела становится невозможной.
Перечень вопросов для подготовки к семинарскому занятию


  1. Каковы непосредственные причины возникновения организационных, эмоциональных и социально-трудовых конфликтов?

  2. Что общего и в чем различие между конфликтами потребностей, интересов и ценностей?

  3. Объясните, в чем суть причины конфликта?

  4. Сравните причину конфликта и повод.

  5. В чем заключается глубинная причина любого конфликта?

  6. Назовите основные виды противоречий, влияющих на возникновение конфликта.

  7. Сравните объективные противоречия и субъективные противоречия.

  8. Каковы главные объективные факторы возникновения конфликтов?

  9. Каковы главные личностные факторы возникновения конфликтов?

  10. Каким образом влияют на возникновение конфликта неадекватные оцен­ки и восприятия?

  11. Объясните термин «динамика конфликта».

  12. Каковы основные периоды и этапы динамики конфликта?

  13. Дайте общую характеристику предконфликтной ситуации.

  14. Какие последствия может иметь неадекватное осознание предконфликтной ситуации?

  15. Дайте общую характеристику открытому конфликту.

  16. Назовите этапы развертывания открытого конфликта.

  17. Охарактеризуйте инцидент как этап развития открытого конфликта. Ка­ковы его основные характеристики?

  18. Сравните повод конфликта и инцидент.

  19. Охарактеризуйте эскалацию как этап развития открытого конфликта.

  20. Какой стадии конфликта присущи демонстрация силы, угроза ее применения и применение насилия? Объясните эти элементы динамики конфликта.

  21. Охарактеризуйте завершение конфликта как последний этап развития открытого конфликта.

  22. Дайте характеристику послеконфликтного периода динамики конфликта.

  23. Что такое постконфликтный синдром?

  24. Контрольный опрос (тестирование) по темам «Введение в предмет конфликтологии», «Конфликт», «Источники, причины и предпосылки возникновения конфликтов».

Литература:

  1. Аминов И.И. Психология делового общения. М.: Омега-Л, 2005.

  2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2008.

  3. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом: практикум: учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ, 2009.

  4. Организационное поведение: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2010.


Тема 4. Управление конфликтами в организации.

Задание 1

Ситуация 1

Вы начальник отдела. Получили задание и едете в командировку. В аэропорту случайно встречаете свою подчиненную – молодую сотрудницу, которая уже две недели не работает. Вам сказали, что она болеет. А вы видите ее не только в полном здравии, но отдохнувшей и даже, как вам показалось, похорошевшей. Она кого-то с большим нетерпением встречает в аэропорту. Во вверенном вам отделе полный завал, не хватает сотрудников, срываются сроки выполнения работ.

Что вы скажете своей сотруднице? С чего начнете разговор? Чем должен завершиться этот инцидент?

Ситуация 2

Вы опытный, давно работающий, авторитетный начальник отдела. В канун праздника вы от своего отдела представили фамилии нескольких лучших сотрудников для поощрения. Среди тех, кому должны быть вручены грамота и денежная премия, Сидоров, которого вы лично предупредили о необходимости явиться на торжественное собрание, где ему будут вручены грамота и премия. Сидоров вместе со своей семьей явился на торжественное собрание, но грамоту и премию, по неизвестным для вас причинам, ему не вручили. На следующий день, не успев разобраться в причине недоразумения, вы случайно сталкиваетесь с Сидоровым в коридоре.

Каковы возможные варианты развития возникшей ситуации? Как бы вы повели себя в каждом из них?

Ситуация 3

Рабочие одного из цехов предприятия неоднократно заявляли о неудовлетворительных условиях труда, высказывали опасения за свое здоровье (в цеху не уделялось должного внимания обеспечению безопасности труда). Им уже более трех месяцев не выплачивали заработную плату. Два дня назад с одним из рабочих на производстве произошел несчастный случай. Это переполнило чашу терпения рабочих. Они отказались от работы и пригласили на собрание руководство предприятия.

Как бы вы повели себя в этой ситуации в качестве руководителя предприятия?

Деловая игра «Конфликт на промышленном предприятии»


Цель игры. Ознакомить студентов с конфликтными ситуациями, возникающими на промышленных предприятиях в период их реконструкции, научить распознавать причины и виды конфликтов, а также находить возможные варианты их решения.

Игровая ситуация. Акционерное предприятие, выпускающее продукцию химического профиля (например, моющие средства), оказалось на грани банкротства. Продукция предприятия из-за низкого качества и высокой себестоимости не выдерживает конкуренции на рынке сбыта. Для рентабельной работы предприятия необходимо принять следующие меры:

а) заменить устаревшее оборудование на новое;

б) сократить примерно в два раза число работников;

в) повысить квалификацию оставшихся работников;

г) найти (привлечь) дополнительное финансирование;

д) радикально перестроить всю структуру предприятия.

На предприятии работают 100–150 человек. Все работники подразделяются на следующие категории:

а) административно-управленческий аппарат;

б) работники предпенсионного возраста;

в) женщины, имеющие малолетних детей;

г) все остальные работники.

Все работники являются акционерами своего предприятия. В игре могут принимать участие от 10 до 30 человек. Участники игры:

1. Генеральный директор предприятия.

2. Технический директор.

3. Менеджер по финансам.

4. Управляющий персоналом.

5. Председатель профсоюзного комитета.

6. Представители всех категорий работников (а, б, в, г).

7. Группа экспертов.

В ходе игры. Проходит общее собрание работников предприятия, на котором разворачивается дискуссия о путях и методах реконструкции предприятия.

1. Генеральный директор открывает собрание и в общих чертах докладывает о сложившейся ситуации.

2. Технический директор говорит о необходимости внедрения прогрессивной технологии, предлагает свои варианты реконструкции предприятия.

3. Менеджер по финансам предлагает возможные варианты привлечения дополнительного финансирования, необходимого для проведения реконструкции предприятия и решения кадровых вопросов.

4. Управляющий персоналом высказывает свое мнение о путях решения кадровых проблем.

5. Председатель профкома отстаивает права работников предприятия и предлагает свои варианты решения проблемы.

6. Представители всех категорий работников стремятся защитить своих коллег и высказывают свою точку зрения по поводу реконструкции предприятия.

7. Генеральный директор подводит итоги прошедшей дискуссии.



Разбор проведенной игры. Высказывания экспертов по проблемам реформирования предприятия и о ходе прошедшей дискуссии. Общее обсуждение игры
Литература:

  1. Аминов И.И. Психология делового общения. М.: Омега-Л, 2005.

  2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2008.

  3. Основы теории коммуникации: учеб. для студентов вузов. / под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2006

  4. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом: практикум : учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ, 2009.


Перечень вопросов для подготовки к семинарскому занятию


  1. Какое место в системе управления персоналом занимает управление конфликтами?

  2. Что такое конфликт в организации? Каковы его структурные элементы?

  3. Назовите и сравните виды конфликтов в организации.

  4. Каковы характерные признаки конфликтных ситуаций?

  5. Какова роль внутриорганизационных конфликтов в организациях?

  6. Назовите типы производственных конфликтов.

  7. Каковы правила управления конфликтами для руководителя – субъекта конфликта?

  8. Назовите задачи и функции руководителя – посредника конфликта.

  9. Какие требования предъявляются к качествам руководителя при разрешении конфликтной ситуации?

  10. В чем заключается значимость личного примера руководителя при урегулировании социально-трудовых конфликтов?

  11. Что такое трудовой конфликт в организации? Какова его значимость сегодня?

  12. Назовите формы организованной борьбы работников в защиту своих законных прав.

  13. В чем заключается специфика инновационного конфликта?

  14. Назовите типы разрешения конфликта в организации.


Тема 5. Предупреждение и прогнозирование конфликтов.

Цель занятия. Развитие у студентов навыков анализа рабочих документов организации на предмет выявления возможных проблем, которые могут вызвать конфликты. Формирование умения вырабатывать конструктивные предложения по предотвращению конфликтов.

Порядок проведения занятия

В ходе занятия. Для анализа рабочих документов студентам даются образцы трудовых договоров, договоров между организациями, устав организации, конкретные приказы и распоряжения организации и другие документы.

Обсуждение результатов анализа рабочих документов организации.


Перечень вопросов для подготовки к семинарскому занятию


  1. В чем отличие профилактики конфликта от его предупреждения?

  2. Какие методы наиболее широко применяются в организациях для профилактики конфликтов?

  3. Охарактеризуйте сотрудничество как универсальный способ предупреждения конфликтов.

  4. Раскройте психологические методы поддержания сотрудничества.

  5. Дайте характеристику основных типов конфликтных личностей.

  6. Что понимается под стилем отношений в группе?

  7. Каковы признаки зрелости трудового коллектива?

  8. Охарактеризуйте нормы деловой этики и их значение для предупреждения конфликтов.

  9. Какова роль юмора в профилактике и разрешении конфликтов?

  10. С чем связаны особые трудности управления конфликтами?



Литература:

  1. Аминов И.И. Психология делового общения. М.: Омега-Л, 2005.

  2. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом: практикум : учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ, 2009


Тема 6. Стратегии и тактики разрешения конфликта

Задание 1

Обсуждение докладов:

1. Конфликтные личности в коллективе.

2. Причины «трудного общения» в трудовом коллективе.

3. Методы снятия напряжения в конфликте.

Задание 2

Составить памятку для работников и руководителей «Как вести себя в конфликтной ситуации».


Перечень вопросов для подготовки к семинарскому занятию


  1. Перечислите основные стратегии регулирования конфликтов.

  2. На каких двух противоположных подходах к разрешению конфликтов основываются тактики разрешения конфликта?

  3. Каковы особенности стратегии ухода от конфликта, ее предпосылки, формы проявления, достоинства и недостатки?

  4. Покажите характерные черты силового метода разрешения конфликта, формы его проявления и степень эффективности.

  5. В чем причины широкого применения стратегий ухода и применения силы, несмотря на их явные слабости?

  6. Раскройте особенности регулирования конфликта методом односторонних уступок, покажите достоинства и недостатки этой тактики.

  7. Проанализируйте стратегию компромисса как классический метод регулирования конфликтов в условиях демократических, стран. В чем состоят его основные достоинства и трудности применения?

  8. Каковы предпосылки применения метода скрытых действий и его результаты?

  9. Охарактеризуйте универсальные, общеприменимые средства регулирования конфликта.

  10. Раскройте содержание негативной и позитивной тактики регулирования конфликтных взаимоотношений.

  11. Что означает стиль поведения в конфликтах?

  12. Охарактеризуйте стили поведения в конфликтных ситуациях: уклонение, приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс.

  13. Какие обстоятельства следует учитывать при определении стратегии разрешения конфликтного противоборства?

  14. В чем заключаются рекомендации относительно поведения в конфликтной ситуации?

  15. Раскройте содержание методов снятия психологического напряжения в условиях конфликта.

  16. Каковы причины «трудного» общения?

Литература:


  1. Аминов И.И. Психология делового общения. М.: Омега-Л, 2005.

  2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2008.

  3. Основы теории коммуникации: учеб. для студентов вузов. / под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2006.

Базаров, Т. Ю. Управление персоналом: практикум : учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ, 2009.
Тема 7. Конфликты и стрессы
Задание 1
Разработайте в группах памятку по антистрессовому руководству (для руководителей) и антистрессовому подчинению (для работников).

Задание 2

Обсуждение доклада на тему «Стресс и дистресс».


Перечень вопросов для подготовки к семинарскому занятию


  1. Раскройте содержание понятия «стресс».

  2. Охарактеризуйте фазы стрессового реагирования.

  3. Перечислите причины и источники стрессов.

  4. К каким последствиям приводят стрессы?

  5. Раскройте содержание методов нейтрализации стрессов.

  6. В чем отличие стресса от дистресса?

  7. Что представляет собой концепция «поисковой активности» и какую роль она играет в динамике стрессов?

Контрольный опрос (тестирование) по темам «Управление конфликтами», «Предупреждение и профилактика конфлитков», «Стратегии и тактики разрешения конфликта» и «Конфликты и стрессы».

Список литературы

Обязательная


  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: 3-е изд. Спб.: Питер, 2008. 490 с.;

  2. Кильмашкина, Т. Н. Конфликтология: социальные конфликты: учебник для студентов вузов. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2009. 286 с;


Дополнительная


  1. Андреев, В. И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. М.: Нар. образование, 1995. 126 с.;

  2. Ахмадинуров Р. М., Испулова С. Н. Социальное партнерство на промышленных предприятиях // Социологические исследования (СоцИс). 2008. № 3;

  3. Виноградова Е. В., Козина И. М. Отношения сотрудничества и конфликта в представлениях российских работников // Социологические исследования (СоцИс). 2011. № 9;

  4. Волков, Б. С., Волкова Н. В. Конфликтология: учеб. пособие для вузов. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Альма Матер: Академический Проект, 2006. 381 с.;

  5. Гришина, Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000. 464 с.;

  6. Громов, И. А., Лукьянов, В. Т. Методология научного познания и теория ценностей Э. Дюркгейма // Социологические исследования (СоцИс). 2010. № 8;

  7. Громова, О. Н. Конфликтология: Курс лекций. М.: ЭКМОС, 2000. 318 с.

  8. Грошев, И. В. Гендерные особенности конфликтности на предприятиях и в организациях // Социологические исследования (СоцИс). 2007. № 6;

  9. Дарендорф, Р. Современный социальный конфликт: очерк политики свободы. М.: Российская политическая энциклопедия, 2002. 284 с;

  10. Дмитриев, А. В. Конфликтология: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Гардарики, 2000. 318 с.;

  11. Дмитриев, А. В. Конфликтология: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Альфа-М, 2003. 335 с;

  12. Дмитриев, А. В. Социальный конфликт: общее и особенное. М.: Гардарики, 2002. 524 с.;

  13. Емельянов, С. М. Практикум по конфликтологии. СПб. и др.: Питер, 2001. 360 с.;

  14. Зафировский, М. Парсонс и Сорокин. Сравнение вклада в создание социологической теории // Социологические исследования (СоцИс). 2011. № 3-4;

  15. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. М.: Аспект-пресс, 1995. 317 с.;

  16. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии: (Курс лекций). Ростов н/Д: Феникс, 1998. 469 с.;

  17. Клейберг, Ю. А. Конфликты и отклонения в социальных системах. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. 140 с.;

  18. Климова, С. Г. Региональный контекст проблемной ситуации на предприятии: опыт анализа // Социологические исследования (СоцИс). 2011. № 12

  19. Козер, Л. Функции социального конфликта. М.: Идея-Пресс: Дом интеллектуал. кн., 2000. 205 с.;

  20. Кокорев, А. С. Проблемы общества и государства в социологии Б.Н. Чичерина и М. Вебера // Социологические исследования (СоцИс). 2009. № 2;

  21. Конфликтология: вопросы — ответы: учеб. пособие для студентов вузов; под ред. В. П. Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2004. 239 с.;

  22. Коузер, Л. А. Основы конфликтологии: Учеб. пособие. СПб.: Светлячок, 1999. 189 с;

  23. Лукин, Ю. Ф. Конфликтология: управление конфликтами: учеб. для студентов вузов. М.: Трикста: Акад. Проект, 2007. 798 с.;

  24. Мастенбрук, У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: ИНФРА-М, 1996. 253 с.;

  25. Новиков Я. А. Социальный дарвинизм // Социологические исследования (СоцИс). 2011. № 6;

  26. Олимпиева, И. Б. Коллективные переговоры на предприятиях: от «трудового картеля» к социальному партнерству // Социологические исследования (СоцИс). 2010. № 4;

  27. Пономаренко, В. В. Управление конфликтами. М.: АСТ: Олимп, 2008. 379 с.;

  28. Прошанов, С. Л. Социальный конфликт в трудах российских социологов начала XX века // Социологические исследования (СоцИс). 2007. № 12;

  29. Регнет, Э. Конфликты в организациях: формы, функции и способы преодоления. Харьков: Гуманитарный Центр, 2005. 394 с.;

  30. Рубин, Дж. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. 352 с

  31. Светлов, В. А. Конфликт: модели, решения, менеджмент: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. Спб.: Питер, 2005. 539 с.;

  32. Соколов, С. В. Социальная конфликтология: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ, 2001. 322 с.;

  33. Соломатина, Е. Н. Становление и развитие социологии конфликта в России // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2011. № 2;

  34. Соломатина, Е. Н. Теоретико-методологические подходы к исследованию социального конфликта // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2012. № 4;

  35. Социальные конфликты и партнерство. Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2004. 368 с;

  36. Сулимова, Т С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М.: Ин-т практ. психологии, 1996. 168 с;

  37. Уизерс, Б. Управление конфликтом. Спб.: Питер, 2004. 173 с.;

  38. Уткин, Э. А. Конфликтология: Теория и практика. М.: ЭКМОС, 1998. 263 с;

  39. Фролов, С. Ф. Социология: сотрудничество и конфликты: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 1997. 238 с;


Методические рекомендации для организации
самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов по курсу включает в себя подготовку к мероприятиям рубежного контроля, усвоение понятийного аппарата дисциплины, изучение основной и дополнительной литературы, написание реферата, рецензии на одну из книг перечня дополнительной литературы и самостоятельная работа студента при подготовке к зачету.

Тема реферата выбирается студентами самостоятельно из предложенного списка. При написании реферата студент должен опираться на источники и литературу по тематике курса.

Содержательную часть реферата следует разбить на три самостоятельных смысловых блока, логически связанных между собой, которые в совокупности характеризуют содержание проведенного исследования.

В рамках первого блока автор обосновывает актуальность исследования, дает характеристику используемых им источников и литературы, ставит цель работы.

Во втором блоке автор излагает сущность рассматриваемого им вопроса. Изложение должно строиться на основе проблемно-хронологического подхода к представлению исторического материала. При этом в реферате необходимо ссылаться на текст используемых источников/историографические концепции по теме исследования.

Реферат завершается заключительной частью, в которой содержатся выводы по проведенному исследованию в соответствии с поставленной целью.

Объем реферата — 15-20 страниц.

Книга для рецензии из раздела «Дополнительная литература» выбирается студентом самостоятельно. Объем рецензии — 7-10 страниц.



При подготовке к мероприятиям рубежного контроля, а также к зачету студент должен освоить материал лекций и соответствующие разделы книг из списка обязательной литературы.
Перечень основных терминов и понятий:
конфликт, конфликтология, социальная конфликтоолия, конфликтная ситуация, конфликтогены, управление конфликтом, прогнозирование конфликта, внутригрупповой конфликт, внутриличностный конфликт, коллективный трудовой спор, стресс, социальная напряженность, необходимые и достаточные условия конфликта, поведение конфликтное, стресс, дистресс.

Образцы проверочных работ для рубежного
(модульного) контроля


  1. Перечислите основные типы конфликтов в организациях?

    1. Конфликты с внешней средой.

    2. Внутренние конфликты.

    3. Межорганизационные.




  1. Перечислите характерные признаки возникновения конфликтной ситуации в организации.

    1. Наличие фактов унижения достоинства личности в официальной или неофициальной обстановке.

    2. Резкое изменение в отношении к работе.

    3. Наличие фактов уклонения от выполнения указаний, распоряжений начальников.

    4. Наличие обоюдных или односторонних словесных или физических ос­корблений.

    5. Замкнутость, уединение, подавленность отдельных членов трудового коллектива.

    6. Наличие формальной постановки работы по управлению персоналом.

    7. Наличие негативных суждений об окружающей обстановке, о жизни и деятельности сослуживцев и должностных лиц.




  1. Перечислите, как делятся работники по приверженности к конфликтам.

    1. Устойчивые к конфликтам.

    2. Удерживающиеся от конфликтов.

    3. Конфликтные.




  1. Перечислите системы, функционирующие в трудовой организации, которые в дальнейшем дают название типам конфликта.

    1. Организационно-техническая.

    2. Социально-экономическая.

    3. Административно-управленческая.

    4. Внеформальная.

    5. Социально-психологическая.

    6. Социально-культурная.




  1. Укажите, что является предтечей конфликта в организации?

    1. Социальная напряженность.

    2. Действия руководителя.

    3. Общественная разобщенность.




  1. Перечислите основные причины субъективного характера, приводящие к трудовым конфликтам.

    1. Сознательное нарушение работодателем или наемным работником трудового законодательства.

    2. Незнание или неверное толкование норм трудового права.

    3. Небрежное отношение работников к выполнению своих обязанностей.

    4. Заблуждение сторон о наличии или отсутствии того или иного права у них по действующему законодательству.

    5. Отсутствие трудового законодательства.


Требования к рейтинг-контролю
Учебная нагрузка по дисциплине на 1 курсе ДО разделена на два модуля. Общее количество баллов за семестр — 100: I модуль — 40 б., II модуль — 60 б.

Вид учебной нагрузки

Кол-во баллов

за единицу

вида учебной нагрузки

Максимальный

суммарный балл

Семинарское занятие

(2 академических часа)



3

27

Рубежный контроль

20

20

Реферат

30

30

Рецензия

20

20

Премиальные баллы

3

3

ИТОГО




100


Критерии оценки рецензии


Наименование критерия

Максимальное количество баллов

Полнота представления работы в рецензии

10

(рассчитывается по формуле x=10n/m, где x — количество баллов, n — число разделов рецензии, в которых анализируются главы монографии; m – количество глав рецензируемой книги).

Использование в рецензии источников, а также работ других авторов

5

(1 балл за каждую ссылку)

Соблюдение правил ГОСТа при оформлении библиографических ссылок

1

Последовательность изложения (соответствие тематики раздела рецензии с порядком размещения глав монографии)

1

Соблюдение научного стиля

1

Наличие вывода (ов) к рецензии

1

Отсутствие грамматических и орфографических ошибок

1




Итого:

20

Максимальная оценка за реферат составляет 30 баллов.

Критерии оценки реферат сгруппированы по трем категориям: содержательный аспект выступления, приемы и способы изложения материала, степень раскрытия сущности проблемы.



№п/п

Категория

критерия


Вид критерия

Расшифровка критерия

Кол-во баллов

1.

Содержатель­ный аспект

Наличие структур­ных частей реферата

Обоснование актуальности

0 – 1

Характеристика используемых источников

0 – 1

Обзор историографии по теме исследования (анализ работ отечест­венных исследователей; зарубеж­ных авторов, труды которых переведены на русский язык)

0 – 5


Постановка цели реферата

0 – 1

Соответствие заключения реферата поставленной цели

0 – 1

Соразмерность смысловых частей реферата (архитектоника)

0 – 1

2.

Приемы и спо­собы из­ложе­ния ма­териала

Аппеляция к ис­точникам и исто­графи­ческим кон­цепциям

Включение в тест реферата цитат — фрагментов найден­ных источни­ков, ссылка на мнение отечественных или зарубежных авторов по рас­крываемому в реферате вопросу или его аспекту(ам).

0 – 10

(1 балл за каждую ссылку)



Использова­ние исторических методов исследования

Изложение материала на основе проблемно-хронологического и историко-генетических методов

0 – 2

Стиль изложения

Логическая последовательностью изложения, отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей, опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых

0 – 2

Оформление списка использованных источников и литературы

В соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008

0 – 1

3.

Степень раскрытия сущности проблемы




соответствие содержания теме и плану реферата, полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы, умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы

0 – 5














ИТОГО: 0 – 30

Перечень вопросов для подготовки к зачету

  1. Формирование основ конфликтологии до XIX века.

  2. Развитие конфликтологии в XIX веке.

  3. Современные концепции конфликта в психологии.

  4. Современные концепции конфликта в социологии.

  5. Конфликт: понятие и классификация.

  6. Основные характеристики конфликта.

  7. Функции и последствия конфликта для организации.

  8. Структура конфликта.

  9. Динамика конфликта и содержание управления им.

  10. Источники прогнозирования конфликта

  11. Персонал организации как источник конфликта.

  12. Причины и предпосылки возникновения внутриличностного и межличностного конфликта в организации.

  13. Социальные группы в организации как источники конфликтов.

  14. Предпосылки и причины и возникновения внутригруппового и межгруппового конфликта в организации.

  15. Организация как источник конфликта.

  16. Причины и предпосылки возникновения конфликта в организации.

  17. Управление конфликтами как элемент управления персоналом.

  18. Методы изучения конфликтов.

  19. Методы управления конфликтами: внутриличностные, межличностные и структурные.

  20. Способы управления конфликтом: уход, подавление и управление.

  21. Роль руководителя — субъекта конфликта в управлении конфликтами.

  22. Роль руководителя — посредника в управлении конфликтами.

  23. Профилактика конфликтов в организации.

  24. Социально-психологические методы урегулирования конфликтов.

  25. Примирительные процедуры как инструмент разрешения социально-трудовых конфликтов.

  26. Переговорный процесс, его функции и основное содержание.

  27. Нормативное регулирование конфликтов.

  28. Уклонение и приспособление как стили поведения в конфликтной ситуации.

  29. Компромисс и конфронтация как стили поведения в конфликтной ситуации.

  30. Сотрудничество как эффективный стиль поведения при разрешении конфликтов.

  31. Стили разрешения конфликта.

  32. Сотрудничество при преодолении конфликта.

  33. Социальное партнерство как форма сотрудничества в условиях конфликта.

  34. Стресс: причины, источники, динамика развития.

  35. Методы нейтрализации стресса.

  36. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения.

Тематика курсовых работ по дисциплине
«Управление конфликтами в коллективе»



  1. Развитие конфликтологических идей в философской мысли Древнего Востока.

  2. Эволюция конфликтологических идей в античной философии.

  3. Проблема конфликта в средневековой философии и в философии эпохи Возрождения.

  4. Проблема конфликта в философии Нового времени.

  5. Проблема конфликта в классической немецкой философии.

  6. Особенности развития теории конфликта в марксистской философии.

  7. Современные проблемы развития конфликтологии.

  8. Современные конфликты в обществе: сущность, содержание и формы проявления.

  9. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте

  10. Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов.

  11. Движущие силы и мотивация конфликтов в обществе.

  12. Профилактика конфликтов на национальной основе.

  13. Религиозный конфликт: сущность и основные признаки, источники
    и причины.

  14. Причины межличностных конфликтов в различных видах профессиональной деятельности и пути их разрешения.

  15. Девиантное поведение как фактор конфликтности.

  16. Конфликты в процессе разработки управленческих решений

  17. Юридические способы разрешения конфликтов

  18. Пути предупреждения и формы разрешения семейных конфликтов.

  19. Конфликтогенные факторы взаимоотношений граждан с чиновниками.

  20. Основные направления предотвращения межгосударственных конфликтов.