Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2 История русской литературы и культуры рубежа XIX-XX веков (ДС. 04. 13-026) Для спец - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс: «Всемирная история. История средних... 1 28.24kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины иркутск 2008 Учебно методический... 1 91.83kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 02 «Гендерология и... 1 243.37kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине История новейшего времени... 1 208.09kb.
Владимиром Красное Солнышко о Крещении Руси (урок православной культуры... 1 61.13kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно-методический... 1 182.54kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины иркутск 2008 Учебно методический... 1 112.42kb.
«Романтизм и реализм: история развития русской литературы в первой... 1 118.94kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология молодёжи основной... 2 226.74kb.
Учебно-методический комплекс для специальности 270102 Промышленное... 7 1477.45kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине 5 571.05kb.
Духовно-нравственное воспитание российских школьников 1 39.91kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2 История русской литературы и культуры - страница №1/7

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ДС.2 История русской литературы и культуры рубежа XIX-XX веков

(ДС.04.13-026)
Для специальности Библиотечно-информационное дело

ОП-00.12

Составитель:

ассистент Хорошавина Т.В.

Уссурийск, 2008



СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА


  1. Аннотация ……………………………………………………………………………..…




  1. Выписка из ГОС ВПО (для дисциплин Федерального компонента) ………………..




  1. Рабочая учебная программа дисциплины (РУПД) …………………………….…..…




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины …………………………………….

а). Методические материалы к дисциплине (методические

рекомендации для преподавателя, методические указания

для студентов, практикум по дисциплине и т.п.) …………………………………..…

б). Карта обеспеченности литературой по дисциплине ……………………………..…..

в) Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов,

оборудования, компьютерных программ и т.д. …………………………………..…..

1. АННОТАЦИЯ
Содержание дисциплины.

Данная дисциплина входит в цикл дисциплин специализации. Цель изучаемой дисциплины заключается в формировании у студентов представления о многообразии литературных явлений, направлений, стилевых течений в контексте русской культуры рубежа XIX-XX веков; расширении и углублении знаний об особенностях русской философии и русского искусства серебряного века.

Дисциплина рассчитана на 14 часов освоения, включает проведение лекционных занятий. Основное содержание лекционного материала – обзор и анализ основных особенностей русского модернизма (в литературе и искусстве), взаимодействие классического и неклассического типов культур в пределах одного исторического этапа. В разделе «Формы контроля» представлены разные виды контроля за усвоением знаний.

Компетенции. В результате изучения дисциплины студент должен знать основные тенденции развития русской литературы и культуры рубежа XIX-XX веков, понимать значение данного периода для русского и мирового культурно-исторического процесса.

Связь с другими дисциплинами. Литературоведение, История русской литературы.

Специальность. Библиотечно-информационное дело

2. ВЫПИСКА ИЗ ГОС ВПО

(Для дисциплин Федерального компонента)
Данная дисциплина не является дисциплиной Федерального компонента ГОС ВПО.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы





РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ДС.2 ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ

РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ

(ДС.04.13-026)
Для специальности Библиотечно-информационное дело
ОП-00.12

Составитель:

ассистент Хорошавина Т.В.

Уссурийск, 2008



СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка .......................................................................................................

2. Тематический план дисциплины .......................................................................................

а) для очной формы обучения ..........................................................................................

б) для заочной формы обучения ......................................................................................

3. Содержание учебного материала .....................................................................................

4. Требования к знаниям и умениям (компетенциям) студентов ......................................

5. Формы контроля (очное и заочное обучение) .................................................................

а) рубежный (текущий) контроль ....................................................................................

б) итоговый контроль .......................................................................................................

6. Список литературы ............................................................................................................



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
История русской литературы и культуры рубежа XIX-XX веков представляет собой один из важнейших этапов на пути развития русской и мировой культуры. Социальные, политические, экономические потрясения конца XIX-начала XX века коснулись всех сфер общественной жизни страны. Расцвет культуры и искусства характерен для этого сложного исторического периода: смена типов культуры, зарождение модернистских течений и направлений в искусстве, многообразие эстетических концепций, постоянный диалог с классической традицией, всплеск религиозно-философской активности – всё это является важнейшими характеристиками культурно процесса данного отрезка истории.

Цель изучаемой дисциплины заключается в формировании у студентов представления о многообразии литературных явлений, направлений, стилевых течений в контексте русской культуры рубежа XIX-XX веков; расширении и углублении знаний об особенностях русской философии и русского искусства серебряного века.

Задачи изучения дисциплины определяются следующим образом:

- изучить историко-культурный процесс рубежа XIX-XX веков;

- развивать умение применять культурологический подход при анализе исторически и культурно значимых явлений.

Дисциплина рассчитана на 14 часов освоения, включает проведение лекционных занятий. Основное содержание лекционного материала – обзор и анализ основных особенностей русского модернизма (в литературе и искусстве), взаимодействие классического и неклассического типов культур в пределах одного исторического этапа.



Темы, предназначенные для самостоятельного изучения, содержат вопросы, связанные с освещением истории развития различного рода социально-культурных институтов, а также вопросы, предполагающие углублённое изучение отдельных историко-литературных фактов.


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
а) для заочной формы обучения





Наименование модулей, разделов, тем

( с указанием семестра)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего часов

Всего

Лекции

Практические занятия




5 курс,

14

14

0

86

100

1

Своеобразие культурно-исторического периода рубежа XIX-XX веков. Понятие «русский культурный ренессанс»

2

2

-

4

6

2

Книгоиздательство и журналистика на рубеже XIX-XX веков

-

-

-

6

6

3

Развитие науки и образования

-

-

-

6

6

4

Государственная политика в области культуры и искусства. Меценатство

-

-

-

6

6

5

Серебряный век русской философии

2

2

-

6

8

6

Классические традиции в литературе рубежа XIX-XX веков

-

-

-

8

8

7

Творчество И.А. Бунина

-

-

-

6

6

8

Литература русского модернизма

6

6

-

8

14

9

Творчество В.Я. Брюсова

-

-

-

6

6

10

Творчество А.А. Блока

-

-

-

6

6

11

Творчество А.А. Ахматовой

-

-

-

6

6

12

Творчество В.В. Маяковского

-

-

-

6

6

13

Предмодернизм в живописи

-

-

-

4

4

14

Модернистские течения в живописи

2

2

-

4

6

15

Музыкальная культура и театр

2

2

-

4

6

Всего за семестр

14

14

0

86

100


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА


  1. Своеобразие культурно-исторического периода рубежа XIX-XX веков. Понятие «русский культурный ренессанс».

Хронологические границы курса; ведущие тенденции общественного и художественного развития; понятие «русский культурный ренессанс»; соотнесённость классических традиций и модернистских течений; влияние западной философии на русскую художественную культуру; понятие серебряного века, художественного авангарда


  1. Серебряный век русской философии.

Русская религиозная философия как феномен культуры. Сочетание философской проблематики и литературной публицистики в работах русских философов. Философия «всеединства» Вл. Соловьёва и её влияние на развитие русской литературы. Деятельность московского и петербургского религиозно-философских обществ. Философские идеи Д.С. Мережковского и В.В. Розанова. Литературно-философский журнал «Вехи» (М.О.Гершензон, Н.А. Бердяев, С.Н.Булгаков, П.Б.Струве).


  1. Литература русского модернизма.

Русская классическая литература на рубеже XIX-XX веков (творчество Л.Н. Толстого и А.П. Чехова); реалистические традиции в творчестве И.А. Бунина («Деревня», «Суходол», «Сосны», «Мелитон», «Антоновские яблоки», «Сны Чанга», лирика); А.И. Куприна («Поединок», «Гранатовый браслет»); Л.Н. Андреева (рассказы разных лет).

Литература русского модернизма. Символизм: философские основания символизма, литературные манифесты символизма; «старшие» символисты: Д.С. Мережковский, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт (обзор творчества); «младосимволисты»: А.А. Блок, А. Белый (обзор творчества); кризис символизма (И.Ф. Анненский).



Акмеизм: эстетическая программа акмеистов (С. Городецкий); возникновение «Цеха поэтов» (Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, Г. Иванов, В. Нарбут); разнородность акмеистического движения. Установка на вещное восприятие мира. Ориентация на творчество поэтов «Парнаса» (Т. Готье).

Футуризм: Эстетические программы футуристов: «Пощёчина общественному вкусу», «Пролог эгофутуризма» (1911). Проблема синтеза искусств, протест против общественного миропорядка, проповедь индивидуализма, отталкивание культурной памяти. Проповедь «свободного» искусства, идея «естественного» человека. Эксперименты футуристов в области художественной формы. Группы футуристов (эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В.В. Маяковский, В.В. Хлебников)): обзор творчества.


  1. Эстетические течения русской живописи.

Эпоха модернизма в живописи. Развитие и смена художественных направлений. Интерес к славянской мифологии и фольклору в русской живописи. Творческое объединение «Мир искусства» как реализация идеи о синтезе искусств (А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, Б.М. Кустодиев); творчество М.А. Врубеля как выражение тенденций символизма и модерна в русской живописи; футуризм в русской живописи (В. Маяковский, Д. Бурлюк); примитивизм (Н. Пиросманишвили); абстракционизм (В. Кандинский, К. Малевич); лучизм М. Ларионов).


  1. Музыкальная культура и театр.

Новые тенденции развития музыкальной культуры. Идеи космизма в русской музыкальной культуре (А. Скрябин, М. Чюрлёнис); идеи «всеискусства» в творчестве А. Скрябина (синтез музыки, слова, театрального действа, живописи, архитектуры, пластики, жеста и реальной природы); светомузыкальная живопись и слухозрительная полифония в творчестве А. Скрябина.

Расцвет русского театра. Влияние литературы (драма) и музыки (опера и балет) на развитие театрального искусства; отказ от жизнеподобия и рождение нового сценического реализма; театральная школа В. Мейерхольда.



4. Требования к знаниям и умениям (компетенциям) студентов
Студенты должны знать:
- основные тенденции развития русской литературы и культуры рубежа XIX-XX веков;
Студенты должны уметь:
- ориентироваться в идейном и художественном многообразии культурных форм указанного периода

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
а) Рубежный (текущий) контроль
Письменная работа (реферат)

  1. Серебряный век русской культуры: общая характеристика

  2. Русская религиозная философия как феномен культуры

  3. Реалистические традиции в творчестве И.А. Бунина

  4. Литература русского модернизма

  5. Символизм в творчестве А.А. Блока

  6. Традиции акмеизма в творчестве А.А. Ахматовой

  7. Реализация эстетической программы футуристов в творчестве В.В. Хлебникова

  8. Эстетические течения русской живописи.

  9. Музыкальная культура и театр серебряного века


б) Итоговый контроль

Вопросы к зачёту

  1. Своеобразие культурно-исторического периода рубежа XIX-XX веков. Понятие «русский культурный ренессанс».

  2. Книгоиздательство и журналистика на рубеже XIX-XX веков

  3. Развитие науки и образования

  4. Государственная политика в области культуры и искусства. Меценатство

  5. Русская религиозная философия как феномен культуры. Философские идеи Вл. Соловьёва, Д.С. Мережковского, Н.А. Бердяева.

  6. Реалистические традиции в творчестве И.А. Бунина и А.И. Куприна

  7. Символизм как литературное направление.

  8. Акмеизм как литературное направление

  9. Футуризм как литературное направление

  10. История и поэзия в творчестве В.Я. Брюсова

  11. Творчество А.А. Блока

  12. Творчество А.А. Ахматовой

  13. Творчество В.В. Маяковского

  14. Импрессионизм как предмодернистское направление в живописи

  15. Модернистские течения в живописи

  16. Музыкальная культура и театр на рубеже XIX-XX веков

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература


    1. Волков А.А., Смирнова Л.А. История русской литературы XX века. - М., 1977.

    2. Георгиева Т.С. Русская культура: История и современность: Учебное пособие для вузов. – М., 2000. – 575 с.


Дополнительная литература


  1. Евангельские образы, мотивы, сюжеты в художественной культуре: Проблемы интерпретации. – М., 1998. – 101 с.

  2. Мир культуры: Литература. Живопись, Архитектура. Балет/ Авт.-сост. О.М. Чернякевич. – Смоленск, 2001. – 461 с.

  3. Мир русской культуры: Энциклопедический справочник/ Авт. А.В. Аграшенков, М.М. Шумилов. – М., 1997. – 618 с.

  4. Русская литература конца XIX-начала XX века/ Под. ред. Л.А. Смирновой. – М., 1993.

  5. Русская литература XX века. Хрестоматия. Составил Н.А. Трифонов.- М., 1970.

  6. Русская цивилизация и соборность/ Сост. Е. Троицкий. – М., 1994. – 250 с.

  7. Сапронов П.А. Русская культура IX-XX вв. Опыт осмысления/ П.А. Сапронов. – СПб., 2005. – 704

  8. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX-начала XX века. - М., 2001.


Тексты художественных произведений
Андреев Л. Баргамот и Гараська. Ангелочек. Большой шлем. Петька на даче. Жили-были. Рассказ о семи повешенных. Красный смех. Губернатор. Жизнь человека. Дни нашей жизни.

Ахматова А. Лирика. Поэма без героя. Реквием.

Бедный Д. Лапоть и сапог. Кларнет и рожок. Свеча. Дом. О Демьяне бедном, мужике вредном. Про землю, про волю, про рабочую долю. Мой стих.

Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. Фабрика. Барка жизни встала. Незнакомка. Митинг. О, весна, без конца и без краю. Сытые. О доблестях, о подвигах, о славе. На железной дороге. Ямбы. Родина. Страшный мир. Соловьиный сад. Возмездие. Балаганчик.

Брюсов А. Сонет к форме. Творчество. Юному поэту. Работа. Каменщик. Кинжал. Грядущие гунны. Довольным. Конь блед. Городу. Хвала человеку. Огненный ангел.

Бунин И. Стихотворения. Антоновские яблоки. Суходол. Деревня. Господин из Сан-Франциско. Сны Чанга. Легкое дыхание. Темные аллеи. Жизнь Арсеньева.

Вересаев В. Без дороги. Поветрие. На повороте. Лизар. Записки врача. На эстраде. Живая жизнь.

Горький М. Макар Чудра. Девушка и смерть. О Чиже, который лгал, и о Дятле, любителе истины. Старуха Изергиль. Челкаш. Коновалов. Супруги Орловы. Бывшие люди. Песня о Соколе. Песня о Буревестнике. Фома Гордеев. Трое. Мещане. На дне. Дачники. Дети солнца. Враги. Мать. Городок Окуров. Русские сказки. Сказки об Италии. По Руси. Детство. В людях. Поль Верлен и декаденты. Заметки о мещанстве. Разрушение личности.

Куприн А. Дознание. Молох. Олеся. Поединок. Гамбринус. Листригоны. Гранатовый браслет. Суламифь.

Маяковский В. Стихотворения 1912-1917 гг. Владимир Маяковский. Облако в штанах. Война и мир. Человек. Я сам.

Серафимович А. На льдине. Маленький шахтер. Стрелочник. На Пресне. Похоронный марш. Среди ночи. У обрыва. Пески. Город в степи.

4. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4-а. Методические материалы к дисциплине
Содержание лекционного курса

Лекция №1. Своеобразие культурно-исторического периода рубежа XIX-XX веков. Понятие «русский культурный ренессанс»

Цели: обозначить хронологические границы курса; раскрыть ведущие тенденции общественного и художественного развития; раскрыть понятия «русский культурный ренессанс», серебряный век, художественный авангард, декаданс

следующая страница >>