Учебник для вузов. Днепропетровск: Пороги, 2003. 502 с - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Приложения степенных рядов к приближенным вычислениям 1 311.2kb.
Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В. Н. Дружини­на. 1 326.43kb.
Учебник для вузов. М.: Норма-инфра-м, 2002. Гл. Экономическая теория... 1 321.89kb.
Учебник для вузов / Под ред студ. J. Smita. Web 1 99.46kb.
Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В. Н. Дружини­на. 1 313.95kb.
Вопросы для подготовки к зачету для 1 курса заочного обучения по... 1 114.25kb.
Философия: Учебник для вузов 53 11834.73kb.
Особенная учебник для вузов 36 12518.04kb.
Сандулов Ю. А. К 17 Философия для аспирантов: Учебник / Под ред. 25 5977.97kb.
Учебник / Под ред. А. В. Торкунова. М.: «Российская политическая... 30 7275kb.
Тематика практических занятий по дисциплине «Основы нейропсихологии»... 1 92.74kb.
Эвристический метод обучения в работе с одарёнными детьми 1 83.34kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Учебник для вузов. Днепропетровск: Пороги, 2003. 502 с - страница №1/1



ББК я 73 C.J К 79

Пигоров Г.С., Козинец В.П., Махмудов А.Г., Антоненко В.В., Козинец В.В., Резник Н.А.

"Креатология и интеллектуальные технологии инновационного развития. Учебник для вузов. - Днепропетровск: Пороги, 2003.- 502 с.

В данном учебно-научном издании впервые достаточно полно систематизированы знания и методы, относящиеся к креатологии- новой, формирующейся науки о творчестве, его процессах и методических инструментах решения проблем и создания качественно новых объектов в технике, науке, бизнесе и т.п.

В I части учебника - "Теоретической креатологии" - описаны разработанный новый комплекс научных представлений креатологии и ее понятийный аппарат. В ней также изложены основы теоретических знаний об объектах и субъектах творчества. Во II части "Практической креатологии" - представлены сведения о приемах, методах и других инструментах активизации творческого поиска и даны методические рекомендации по практике их применения.

В III части - " Специальной креатологии профессионалов-поисковиков и новаторов» описаны основные интеллектуально-творческие технологии сложного умственного труда (ученых, конструкторов, руководителей и т.п.) и инновационной деятельности, а также программы (в том числе компьютерные) практического применения этих технологий. Показано место креатологии среди смежных наук и ее роль в творческой подготовке специалистов, особенно - по инновационной деятельности, а также описаны рекомендуемые типовые учебные программы такой подготовки.

Весь учебник предназначен для осуществления вузовской инновационно- творческой готовки на трех уровнях: общем- всех студентов, углубленном- будущих специалистов, особенно по инновационной деятельности (по специальностям типа "Управление проектами", Интеллектуальная собственность" и др.), и преподавательском -для ФПК и самоподготовки будущих преподавателей креатологии. Эта книга может быть полезна также широкому кругу специалистов для активизации их творчества и инноваций.



Рецензента:

Б.В. Новиков - зав. кафедрою фшософп, декан факультету соцюлогн НТ д.ф.н., професор.

В.О. Моляко - зав. лаборатор1ею 1нституту психологи АПН, д.п.н., професо

В.П. Гондюл - проректор з науковоТработи КиУвського нацюнального ушве Т.Г. Шевченка, професор.

Л.В. Камкша -декан металурпйного факультету, зав. кафедрою НМетАУ, д.' сор.

Кафедра економжи тдприемств Нацюнального прничого ужверситету.

Науковий редактор - академж НАНУ Ю.Н. Таран-Жовжр.

Видано за кошти автор1в та при сприянш Нацюнально'! металурпйнои академп Укражи

ISBN'966-525-386-7 О Пигоров Г.С., Козинець В.:

Махмудов А.Г., Антоненк

О 1нститут IHOP, 2003

Dmeti@dmeti.dp.ua Пигоров Г.С, (0562)410-938, 410-028
L0944 Креатология и интеллектуальные технологии инновационного развития.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.................................................................................................. 8

Введение.......................................................................................................... 10

ЧАСТЫ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КРЕАТОЛОГИЯ............................. 15

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КРЕАТОЛОГИИ... 17 1.1. Истоки креатологии: уроки истории развития знаний творчества............ 17

1.2.0риентиры креатологии: потребности, цели и инструменты творчества....... 21

Новые потребности. Новые цели. Новые инструменты творчества. Традиционные и новые потребители знаний творчества



1.3. Категорийно-понятийный аппарат креатологии: сущность и определения 27 творчества.....................................................................................................

Отличительные признаки творчества. Три формы проявления сущности ("лика") творчества. Итоговые - рабочие определения творчества. Творчество в разных ви­дах умственного труда. Важнейшие смежные понятия



1.4. Креатология - "внешняя оболочка": система и функции активных знаний творчества.................................................................................................... 40

Условия и пути формирования системы. Состав системы знаний творчества и их функции



1.5. Креатология - "внутренняя оболочка": процесс и уровни творчества........... 45

Временная структура творчества. Уровни задач, процесса и результатов творче­ства



1.6. Основной инструмент креатологии - современная методология творче­ства............................................................................................................... 50

Эволюция методологии творчества. Принципы современной методологии творче­ства Общая характеристика и классификация методов творчества



1.7. "Смысловое ядро" креатологии - её модели, постулаты и характеристики сильного мышления...................................................................................... 56

Модели креатологии. Ключевые положения - постулаты теории творчества. Ха­рактеристики сильного мышления



ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ОБ ОБЪЕКТАХ ТВОР­ЧЕСТВА И ЗАКОНАХ ИХ РАЗВИТИЯ.............................................................. 64

2.1. Характеристики систем - объектов творческого преобразования............... 64

Определение, свойства и классификации систем. Описание системы. Отношения в системе - объекте творческого преобразования



2.2. Выявление тенденций, механизмов и законов развития систем.................. 72

Техносфера и тенденции её развития. Выявление механизмов и законов развития систем



2.3. Законы строения и развития систем.......................................................... 78

Закон s-образного развития технических систем. Другие законы ТРИЗ. ЗРТС в ра­ботах по поисковому конструированию



2.4. Общие закономерности и картина эволюции технических систем............. 87

Истоки системы развития законов техники. Развитие орудий производства. Про­цессы развертывания-свертывания ТС. Элементы знаний о создании и/или раз­вертывании ТС. Механизмы и модели развертывания-свертывания ТС. Идеализа­ция ТС - главный вектор их эволюции



2.5. Взаимосвязь базисных изобретений и макроэкономики ........................... 99

Предыстория - волны Кондратьева. Новое понимание причины - базисные изобретения. Рассмотренная взаимосвязь - как ориентир макрокреатологии



2.6. Креатологическая характеристика объектов творчества в описаниях его за­дач...............................................................................................................

Выбор состава описания творческой задачи. Противоречие - "ядро" содержания задачи и характеристики объекта поиска. Специфика задач созидания, понимания и её следствия



ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О СУБЪЕКТАХ ТВОРЧЕ­СТВА .............................................................................................

3.1. Мышление и интуиция...............................................................................

Мозг и мышление. Сознание, подсознание, интуиция



3.2. Творческие способности и одарённость.....................................................

Состав и содержание способностей. Диагностика и развитие способностей. Ода­рённость и гениальность



3.3. Творческие качества, культура и стратегии саморазвития........................

Творческие качества человека и коллектива. Основные составляющие культуры

творчества. Стратегии творческого саморазвития

ЧАСТЬ П. ПРАКТИЧЕСКАЯ КРЕАТОЛОГИЯ ...............................

ГЛАВА 4. ПРОСТЫЕ ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ТВОРЧЕСТВА..........................

4.1. Предпосылки и логика использования простых методов...........................

4.2. Типовые приёмы разрешения противоречий ............................................

4.3. Универсальные приёмы разрешения противоречий..................................

4.4. Приёмы преодоления психологической инерции ......................................

4.5. Приемы развития творческого воображения............................................

Сущность воображения. Оператор РВС. Системный оператор - полиэкранное мыш­ление. Метод ММЧ. Методы развития фантазии



4.6. Систематизирующие методы творчества..............................................

Метод контрольных вопросов (МКВ). Метод морфологического анализа (МА)



4.7. Ассоциативные методы творчества.........................................................

Мозговой штурм и его разновидности. Синектика. Эвристические приёмы ассоци­ативного мышления. Методы каталога и фокальных объектов. Метод гирлянд слу­чайностей и ассоциаций



ГЛАВА 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ТВОРЧЕ­СКОГО ПОИСКА................................................................................

5.1. Создание алгоритмов творческого поиска................................................

Предпосылки программирования творчества. Создание и развитие алгоритмов по­иска



5.2. Базовый алгоритм решения изобретательских задач, АРИЗ.....................

Состав АРИЗ-85. Анализ задачи и разбор её решения по АРИЗ



5.3. Модификации алгоритмов поиска.............................................................

"Аризёнок" Б. Л. Злотина. Алгоритм решения проблемных ситуаций (АРПС). Схема анализа и разрешения противоречий



5.4. Полисистема мини-программ: изобретательские "стандарты".................

Моделирование - язык частичной "стандартизации" поиска. Вепольный анализ и его применение. Стандарты на решение изобретательских задач



5.5. Вещественно-полевые ресурсы и их использование..................................

Предпосылки востребования ВПР и их сущность. Виды ресурсов и их использова­ние. Алгоритм выбора ресурсов. ВПР и ресурсосберегающие технологии



5.6. Сильный методинструмент поиска: описание и использование физических и иных изобретательских эффектов ...........................................................

Сущность изобретательских эффектов и подготовки их к использованию. Физи­ческие эффекты и их применение. Применение химических эффектов. Геометри­ческие эффекты и их применение. Биологические и экологические эффекты 5.7. Функционально-системный анализ (ФСА)................................................ 235

Назначение и становление ФСА. Методические основы ФСА. Программа, органи­зация и метод инструменты ФСА. Креатологические методрекомендации по про­ведению ФСА

ЧАСТЬ III. СПЕЦИАЛЬНАЯ КРЕАТОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНА­ЛОВ-ПОИСКОВИКОВ И НОВАТОРОВ.........................................

ГЛАВА 6. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ КРЕАТИВНЫХ ЗНАНИЙ, МЕТОДИНСТРУМЕНТОВ И ТЕХНОЛОГИЙ................................................... 255

6.1. Характеристики и специфика креативных знаний, методинструментов и технологий умственного труда...................................................................... 257

Понятие "технология" и расширение его использования. Эволюция теоретичес­ких представлений о технологиях творчества. Новое представление: система креа­тивных знаний и технологий, КЗТ. Характеристики используемых интеллекту­альных технологий труда. Специфика и значение КЗТ



6.2. ТРИЗ - ведущая специализированная система креативных знаний, техно­логий и их инструментов.............................................................................. 268

Общая характеристика ТРИЗ и ее структуры. Развитие понимания ключевых эле­ментов креативных знаний. Картина эволюции креативных знаний, технологий и инструментов. Внешние взаимодействия КЗТ и развитие ТРИЗ



6.3. Сильный инструмент системы КЗТ: функционально-идеальное моделиро­вание ........................................................................................................... 276

Истоки и сущность этого инструмента. Развитие методинструментов ФИМ. Функ­ционально-системный синтез



6.4. ЗРТС как инструмент инжиниринговой системы креативных знаний и тех­нологии......................................................................................................... 285

Развитие и инструментальное обеспечение ЗРТС-анализа. Законы развития и ме­ханизмы их реализации - как инструменты поиска. Анализ и реализация линии развития ТС на основе ЗРТС. Пример из области металлургии



6.5. Креатология - науке и управлению: креативные знания, технологии и метод-инструменты высокопрофессионального умственного труда.......................... 297

Творческие функции фундаментальных знаний и конструктивный подход к их использованию. Объекты творчества в науке. Специфика мышления высоких про­фессионалов умственного труда. Научные аксиомы как инструменты творчества. Законы термодинамики и их следствия. Творческие приёмы открывательства. Модели, приемы и механизмы развития научных систем. Приемы "обращения задачи", "диверсионного анализа" и поиска объясняющих гипотез. "Семь нот" и "Машина открытий" В.В.Митрофанова



6.6. Методизация творчества в бизнесе: формирующаяся система креативных знаний, технологий и методинструментов бизнес-консультирования и предпри­нимательства............................................................................................. 317

Бизнес как объект творчества. Бизнес-системы КЗТ: ТРИЗ + ФСА + ... Методика адаптации инноваций к среде, МАИС. Интеллектуальная технология фирмы "Ре­зультат" В.П.Юшина. Другие бизнес-центры системы КЗТ и их развитие



6.7. Креативные знания и технологии информатизации творчества............... 334

Предпосылки формирования информатизационных КЗТ. Система КЗТ "Изобре­тающая машина" и особенности ее применения. Креативная система компьютерного комплекса "Кассандра" и особенности его применения. Системы информа-тизационных КЗТ новых целевых назначений. "Интеллектуальный партнер", ИП. Система "корпоративного менеджмента". Система "Дельта". Практика примене­ния информатизационных КЗТ



ГЛАВА 7. МЕСТО КРЕАТОЛОГИИ СРЕДИ СМЕЖНЫХ НАУК И СПЕЦИ­АЛЬНОСТЕЙ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ОСВОЕНИЮ. ............................. 331

7.1 Креатология и смежные науки................................................................... 33t

Что характеризует науку. Характеристики креатологии как науки. Ключевые эле­менты инноватики. Характеристика акмеологии. Характеристика и специфика науковедения. Сопоставление креатологии и смежных наук



7.2. Креатология - инновационным специальностям и видам деятельности...... 36:

Потребность в креатизации инновационной деятельности. Характеристики ин­новационных специальностей. Роль креатологии в инновационной деятель­ности



7.3. Рекомендуемые учебные курсы и программы инновационно-творческого образования.................................................................................................. 37

Основные общие подходы. Общий и углубленный курсы креатологии Преподавательский курс и направления самообразования ГЛАВА 8. ТВОРЧЕСТВО, ЭКОНОМИКА, ИННОВАТИЗАЦИЯ: АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ........................................................................... 38



8.1. Творчество, экономика и инновации: макро- и микроуровни взаимовлия­ния ............................................................................................................... 38

Творчество и макроуровень экономики. Проблемы и факторы инновационной по­литики. Творчество, микроуровень экономики и креативные организации



8.2. Креативно-инновационное моделирование управления предприятием....... 39

Системные основы модели. Новая творческая интерпретация старой модели Заключение..................................................................................................... 4С

Приложения................................................................................................... 41

1. В. Кремень, Ю. Таран, Г.Пигоров. Готовить элиту технологического проры­ва/Доклад на научно-практической конференции Международной Ассоциации ТРИЗ "Творчество во имя достойной жизни". Великий Новгород, 11-12 июля 2001 г...................................................................................... 4]

2. А.Величко, Ю.Таран, Г.Пигоров. Учитесь на менеджеров успеха/ Статья в газете "Днепр вечерний" от 12.06.01 г. ........................................................... 4^

3. Приемы, методы, технологии и специальные информационные фонды творче­ских поиска и проектирования.......... 4^

4. Классификация техники по Ю.С. Мелещенко ............................................... 4'.

5. Типовые приемы разрешения технических противоречий и примеры их исполь­зования. б. Таблица выбора приемов устранения технических противоречий ...... 4^

7. Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ-82 ....................................

8. Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ-85 ....................................

9. Перечень "стандартов" ТРИЗ ......................................................................... 4i

10. Перечень применений физических эффектов............................................... 4

11. Применение некоторых физических эффектов и явлений при решении изобре- 4 тательских задач...........................................................................................

12. Указатель химических эффектов................................................................. 4

13. Применение некоторых геометрических эффектов для решения изобретатель­ских задач ................................................................................................... 4

14.Типовая учебная программа общего курса "Креатологии".......................... 4





Пигоров Г.С., Козинец В.П., Махмудов А.Г., Антоненко В.В., Козинец В.В., Резник Н.А. "Креатология и интеллектуальные технологии инновационного развития. Учебник для вузов. - Днепропетровск: Пороги, 2003.- 502 с.