Учебный курс «Социальная психология» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Учебный курс «Социальная психология» - страница №1/5



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МОСКОВЦЕВА О.В.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Омск, 2005

Рецензенты:

Е. С. Асмаковец, канд. психол. наук, доцент

И.Б. Гладкова, канд. фил. наук, доцент

Московцева О.В.

Социальная психология: Конспект лекций. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005, 59 с.


Предназначен для студентов дистанционного обучения по специальности 030301 - Психология труда и организационная психология. Цель данного методического пособия оказать помощь при дистанционном обучении и в самостоятельной подготовке студентов-психологов по учебному курсу «Социальная психология».

Содержание конспекта лекций позволит более точно и правильно сформировать понимание общих представлений о предмете социальной психологии и особенностях социальной психологии как науки, специфике социально-психологического подхода к пониманию личности, а также специфике прикладных проблем социальной психологии.


Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета.

О.В. Московцева, 2005

ОмГТУ, 2005


ВВЕДЕНИЕ

Учебный курс «Социальная психология» является одним из основных в подготовке профессиональных психологов. Сложность предмета данной науки и ее прикладной характер создают определенные трудности в изучении данной дисциплины и предъявляют высокие требования к знаниям студентов в данной области психологии.

Цель данного методического пособия оказать помощь в самостоятельной подготовке студентов-психологов изучающих учебный курс «Социальная психология», и способствовать формированию системного представления относительно основных теоретико-методологических вопросов социальной психологии, а также прикладных проблем, рассмотренных на примере психологии больших групп.

Конспект лекций состоит из четырех тем, включающих в себя 12 лекционных занятий:

1. Социальная психология как наука

Лекция 1. Проблема предмета социальной психологии.

Лекция 2. Социальное как специфический феномен.

Лекция 3. Общая специфика социальной психологии .

2. Основные этапы развития социальной психологии

Лекция 1. Научные и социальные предпосылки выделения социальной психологии как самостоятельной науки.

Лекция 2. Экспериментальный этап развития социальной психологии

Лекция 3. Теоретико - методологические основы прикладной зарубежной и отечественной социальной психологии на современном этапе развития.

3. Проблемы личности в социальной психологии

Лекция 1. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности.

Лекция 2. Представления о личности в зарубежной социальной психологии.

Лекция 3. Представления о личности в отечественной социальной психологии.

Лекция 4. Проблемы исследования личности в социальной психологии.

4. Общая характеристика больших групп и массовидных явлений

Лекция 1. Общая характеристика больших групп.

Лекция 2. Слухи и паника как массовидные явления.

Содержание конспекта лекций позволит более точно и правильно сформировать понимание представленных тем. Кроме того, работа с конспектом лекций определяет круг основных понятий по данной дисциплине, что позволяет более качественно их освоить и быть более успешными в подготовке к экзамену.

Тема 1. Социальная психология как наука

Лекция 1. Проблема предмета социальной психологии

По определению Г.М. Андреевой, социальная психология - это наука, изучающая закономерности поведения и деятельности, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики групп.

Из определения видно, что предмет социальной психологии сложный. Даже если мы посмотрим этимологически - на состав словосочетания, то в нем уже можно увидеть двойственность:

- социальный аспект - социальность, обращенность в общество;

- психологический аспект - обращенность к внутреннему, скрытому от общества, индивидуальному.

Отсюда и проблема: что должно исследоваться - внутреннее или внешнее? Внутреннее: психику как особый механизм изучает общая психология. А социальное (внешнее) - изучает социология.

Почему же необходима еще и отдельная наука - социальная психология? В чем отличие предмета социальной психологии от предмета общей психологии и социологии. Если такое отличие есть, то есть и основания для существования науки «социальная психология».

Отличия от предмета общей психологии

1. В общей психологии процессы, состояния, психические образования рассматриваются сами по себе как операции, формы отражения по своей внутренней структуре, как механизмы.

В социальной психологии психические процессы, состояния, психические образования наполняются конкретно-социальным содержанием, когда мы их рассматриваем не только как формы отражения, как мыслительные операции, но и как мир отношений человека (включение в сферу взаимодействия с людьми)

2. В общей психологии не рассматривается такое явление как общение, взаимодействие. А ведь человек всегда с кем-то взаимодействует, общается. Законы взаимодействия необходимо отдельно исследовать. И в этом необходимость в другой науке, но не в общей психологии.

Социальные психологи концентрируются на том, как в целом люди оценивают друг друга, как социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или жестоко, быть конформными или независимыми и т.д.

Итак, объект общей психологии - индивидуальное поведение и деятельность человека. Предмет - психические механизмы, обеспечивающие поведение и деятельность.

Объект социальной психологии - взаимодействие и общение человека. Предмет - психические механизмы поведения и деятельности, обусловленные ситуацией общения и взаимодействия.

Отличие социологического и социально-психологического подхода к исследованию явлений

Социолог любые явления объясняет объективными общественными законами, общественными и общими категориями, влиянием отношений между социальными группами.

Для социолога личность - это вывернутый "наизнанку" социум. Это персонифицированный представитель какой-то общественной группы, персонифицированная социальная единица. И все отношения между людьми рассматриваются как отношения общественных групп через отношения социальных единиц.

Социальный психолог видит личность не только как социум, но и нечто более конкретное. Отношения его с другими людьми - это не только отношения общественных позиций, ролей, но и индивидуализированное психологическое отношение (симпатии, восприятие другого, понимание, сочувствие и т.п.). Здесь важен иной уровень обобщения.

Конечно, социальный психолог учитывает, что общественные отношения выступают как макроусловия и влияют на изменения психики через микроусловия.

Но для социолога - это безлично-типологический подход. А для социального психолога - это конкретно-личностный подход.

Итак, проблема предмета социальной психологии являлась темой для обсуждения в науке на протяжении всего 20-го века.

В истории отечественной социальной психологии можно выделить два этапа этой дискуссии:

- 20-е гг. и

- конец 50-х - начало 60-х гг.

В результате дискуссии сложились три подхода к пониманию предмета социальной психологии.

Первый из них, получивший распространение среди социологов, понимал Социальная психология как науку о "массовых явлениях психики". В рамках этого подхода ставились различные акценты: изучение психологии классов, отдельных элементов общественной психологии групп таких, как традиции, нравы, обычаи и пр.; формирование общественного мнения; изучение коллектива.

Второй подход видит главным предметом исследования социальной психологии - личность. Здесь внимание уделяется, с одной стороны, психологическим чертам, особенностям личности, типологии личности. С другой стороны, выделялись положения личности в группе, межличностные отношения, вся система общения. Этот подход популярен среди психологов.

Третий подход синтезирует два предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Здесь проблематика социальной психологии представляется достаточно широко.

Были предприняты попытки дать полную схему проблем в рамках данного подхода.

Схема предложенная Б.Д. Парыгиным: 1) социальная психология личности; 2) социальная психология общностей и общения; 3) социальные отношения; 4) формы духовной деятельности.

Согласно В.Н. Мясищеву, социальная психология исследует: 1) изменение психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия, 2) особенности групп, 3) психическую сторону процессов общества.

Лекция 2. Социальное как специфический феномен
Одним из важнейших ключевых понятий социальной психологии является понятие “социальная ситуация”. Социальное, как специфический феномен рассматривался в концепциях многих авторов, таких как Анисимов О.С., Шихирев П.Н, Ковалев А.Г., Парыгин Б.Д. и др.

Ситуация - совокупность обстоятельств, положение, обстановка.

Обстоятельство - условия, определяющие положение, существование чего-нибудь. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка. - М., 1987. - С. 587).

По мнению Анисимова О.С., ситуация может рассматриваться как нечто созданное самим индивидом в процессе взаимодействия с другими людьми. С другой стороны, к ней можно относиться как существующей независимо от ее участника или участников.

В первом случае ситуация - это определенный сценарий, ждущий своего исполнения актерами. Приверженцы символического интеракционизма всегда подчеркивали, что внешнему наблюдению доступна только "актерская" интерпретация ситуации, имеющая последствия для поведения и опыта, а не ее объективные характеристики (например, званный обед для разных участников).

Когда мы считаем, что ситуация - это нечто, существующее только в "голове" индивида или это то, что создается во взаимодействии нескольких "действующих лиц", объективные и количественные черты ситуации перестают оказывать влияние на индивида.

Другой подход состоит в том, что ситуации на самом деле существуют независимо от индивидов “задействованных” в них, и их объективные характеристики ситуации действительно имеют важные последствия.

Никакие люди сами по себе не создают ситуаций обучения, продажи, тренировки и т.д., поэтому каждая из них имеет измеряемое влияние на то, как люди ведут себя в них и взаимодействуют друг с другом. Выражение эмоций, общее эмоциональное состояние, степень физического контакта зависят от ситуации, в которой оказывается индивид. Некоторые психологи считают, что повседневные ситуации насчитывают значительное количество черт, сами по себе определяющих, что люди думают, как чувствуют, как ведут себя. С этой точки зрения, субъективная природа определения ситуации неприемлема.

Классификация социально-психологических явлений

Широта и глубина взаимодействия человека с другими людьми различна, поэтому социально-психологические явления многообразны.

Б.Д.Парыгин первым в нашей стране предпринял попытку классифицировать социально-психологические явления. Он говорил о семи компонентах составляющих предмета социальной психологии.

1. Особенности проявления всех компонентов индивидуальной психологии - потребностей, интересов, воли и т.д. - в коллективе и массе людей. 2. Формы психической общности и структурно-психологические особенности различных социальных групп. 3. Способы общения и социально-психологического взаимодействия индивидов внутри группы и групп между собой. 4. Особенности механизмов мотивации поведения индивида в группе и в совокупной деятельности членов различных групп. 5. Особенности психологического механизма отражения социальной среды и ее воздействие членами различных социальных групп и массой людей. 6. Закономерности группового и коллективного поведения. 7. Законы динамики и формирования общественной психологии различных социальных групп, слоев и классов общества.

Ковалев А.Г. считает, что следует сначала определить объекты социально-психологического исследования (малые и большие группы, а также личности). Это будет основным критерием классификации феноменов общественной психики (то есть классифицировать через «носителей» явлений).

Автор приводит следующую классификацию:

1.Феномены общественной психики, которые свойственны малым группам и их характеризуют (групповые цели, мотивы, групповые мнения, психологический климат);

2. Феномены общественной психики, которые характеризуют личность как члена групп и коллективов (роль и статус личности в группе, ее ценностные ориентации, установки, уровень притязаний и т.д.);

3. Те явления общественной психики, которые присущи большим социальным группам (общественное мнение, умонастроение масс, национальный темперамент и характер, нравы и т.д.).

4. Как самостоятельная подструктура феноменов общественной психики выделяются явления общения и психологического воздействия (убеждения, внушения, подражания, конформизма и др.).

5. Все эти явления общественной психики, во-первых, направляют дела и поступки конкретных личностей (это потребности, интересы, взгляды, установки, традиции, обычаи и пр.), а, во-вторых, влияют на степень эффективности этих дел и поступков за счет использования потенциальных сил и способностей.

Лекция 3. Общая специфика социальной психологии (методология социальной психологии как науки)
В современном научном значении термин "методология" обозначает три различных уровня научного подхода к исследованию.

1. Общая методология - некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы, которые - осознанно или неосознанно - применяются в исследованиях. Так, для социальной психологии необходимо определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы человека. В качестве общей методологии различные исследователи принимают различные философские системы.

2.Частная или специальная методология - совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Частная методология есть реализация философских принципов применительно к специфическому объекту исследования. Это тоже определенный способ познания, но способ, адаптированный для более узкой сферы знаний. В социальной психологии в связи с ее двойственным происхождением специальная методология формируется при условии адаптации методологических принципов, как психологии, так и социологии. В качестве примера можно рассмотреть принцип деятельности, как он применяется в отечественной социальной психологии. В самом широком смысле слова философский принцип деятельности означает признание деятельности сущностью способа бытия человека.

Социальная психология, принимая принцип деятельности как один из принципов своей специальной методологии, адаптирует его к основному предмету своего исследования - группе. Поэтому в Социальная психология важнейшее содержание принципа деятельности раскрывается в следующих положениях: а) понимание деятельности как совместной социальной деятельности людей, в ходе которой возникают совершенно особые связи, например коммуникативные; б) понимание в качестве субъекта деятельности не только индивида, но и группу, общество, т.е. введение идеи коллективного субъекта деятельности; это позволяет исследовать социальные группы как определенные системы деятельности; в) при условии понимания группы как субъекта деятельности открывается возможность изучить все соответствующие атрибуты субъекта деятельности - потребности, мотивы, цели группы и т.д.; г) в качестве вывода следует недопустимость сведения любого исследования лишь к эмпирическому описанию, к простой констатации актов индивидуальной деятельности вне определенного "социального контекста" - данной системы общественных отношений. Принцип деятельности превращается, т.о., в своего рода норматив социально-психологического исследования, определяет исследовательскую стратегию. А это и есть функция специальной методологии.

3. Методология - как совокупность конкретных методических приемов исследования, что чаще в русском языке обозначается термином "методика".

Главная мысль заключается в том, что, какие бы эмпирические или экспериментальные методики ни применялись, они не могут рассматриваться изолированно от общей и специальной методологии. Это значит, что любой методический прием - анкета, тест, социометрия - всегда применяется в определенном "методологическом ключе".

Методы социальной психологии

Социальная психология рождалась на стыке наук. Это привело к тому, что ее методы сложились из разных областей.

Можно выделить следующие основные социально-психологические группы методов, опираясь на классификацию Семенова В.Е.

1. Методы эмпирического исследования:

1) метод наблюдения;

2) изучения документов;

3) опрос (интервью и анкетирование);

4) специализированные социально-психологические методы (социометрия, ГОЛ, полярные профили и т.п.);

5) тесты;

6) эксперимент.

2. Методы моделирования.

3. Управленческо-воспитательные методы (активные методы).

Направления исследований в социальной психологии

Взаимодействие и общение это система взаимоотношений, и рассматривать ее необходимо на следующих уровнях:

- как психологию личности;

- психология взаимоотношений в диаде (пара);

- психологию малых групп;

- психологию больших групп, общностей.

Соответственно этим уровням развернуты и 4 направления исследования:

1) социальная психология личности, где личность рассматривается как проекция групповых взаимоотношений.

Основные проблемы:

- социализация индивида и становления личности (усвоения социальных установок);

- социально-психологическая структура личности;

- отдельные элементы структуры личности, определяемые социализацией (самооценка, установки, ценности и направленность личности).

2) Исследования взаимотношений в диаде:

- типы межличностных отношений;

- психологические механизмы влечения (аттракции);

- психологические механизмы агрессии (отторжения).

3) Проблема исследования психологии малых групп.

- классификация и типология групп;

- проблема коллектива;

- групповые и межличностные отношения;

- проблема лидерства;

- психологическая сплоченность и совместимость группы;

- изучение специфических малых групп (семья, группы в экстремальных условиях, дивиантные группы и т.п.).

4) проблемы исследования больших групп и массовидных явлений:

- психология этнических групп;

- психология классов, социальных слоев, стратов;

- массовидные явления: слухи, мода, внушение, подражание, поклонение кумирам, средства массовой коммуникации.

Практические отрасли социальной психологии

Разработка этих проблем идет не только в теории, но и в практике - как прикладные исследования и решение социальных проблем. Это и есть основная задача социальной психологии.

В настоящее время сформировались такие прикладные области социальной психологии:

- промышленная социальная психология;

- социальная психология коммуникаций, пропаганды и рекламы;

- социальная психология спорта;

- социальная психология управления;

Многие отрасли психологии включают социально-психологический аспект в своей области проблем: юридическая психология, психология обучения и воспитания, психология искусства и т.д.

Отличия прикладной социальной психологии от других прикладных направлений психологии

В этом плане существует специфика социальной психологии по отношению к другим психологическим отраслям:

а) включенность в большей мере в социальные и политические проблемы общества (отношение социальных групп - это уже политика);

б) взаимосвязь с государственной идеологией (критика социальных и социально-психологических теорий - это уже идеологический фронт);

в) практическая работа требует не только профессионализма, но и общественной и политической позиции исследователя (не только профессиональная этика, но и политическая позиция может определять нормы работы).

Контрольные вопросы к теме 1

1. Раскройте объект и предмет социальной психологии.

2. Покажите на конкретных примерах отличие предмета социальной психологии от предмета общей психологии.

3. В чем заключалась дискуссия о предмете социальной психологии в отечественной психологии.

4. Раскройте сущность социального – как специфического феномена.

5. Назовите три уровня существования научного знания. Раскройте их сущность относительно специфики социальной психологии.

6. Раскройте иерархию и соотношение социально-психологических феноменов.

7. Перечислите методы социально-психологических исследований.

8. Назовите прикладные отрасли социальной психологии и обозначьте их отличие от других прикладных отраслей психологии.



следующая страница >>