Учебная программа по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения» Направление подготовки: Экономика - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к экзамену по дисциплине «Международные экономические отношения» 1 21.27kb.
Наш анализ мы начинаем с рассмотрения сущности, общих черт и характеристик... 12 4797.9kb.
Мировая экономика для факультета международных экономических отношений 1 261.71kb.
Календарно-тематический план по магистерской программе «Мировая экономика»... 1 125.2kb.
Учебная программа дисциплины (силлабус) Наименование дисциплины:... 1 203.91kb.
По своей сути, мэо являются механизмом функционирования мэ (мировая... 1 73.12kb.
Г. В. Плеханова Центр дистанционного обучения мировая экономика москва... 8 3087.65kb.
Вопросы по курсу «Международные экономические отношения» 1 34.94kb.
Рабочая программа дисциплины политология направление подготовки ... 1 232.27kb.
Гаврилов Леонид Петрович, д т. н 9 2252.75kb.
Программа замены капитализма обществом, основанным на началах ассоциации 1 103.7kb.
Были использованы законы 1 128.96kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Учебная программа по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические - страница №1/1



Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета финансов

_____________

Кафедра «Международных экономических отношений»



Учебная программа

по дисциплине

«Мировая экономика и международные экономические отношения»

Направление подготовки: Экономика

Профиль подготовки: Финансы

Квалификация выпускника: бакалавр



Программа одобрена на заседании кафедры

«__»______________________ 201_ г.

Протокол № __

Москва

2012


Содержание

I. Аннотация к дисциплине 2

II. Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины 3

III. Образовательные технологии 4

IV. Структура учебной дисциплины 4

V. Содержание программы 6

VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение 8

VII. Материально-техническое обеспечение 9

VIII. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 9

Контрольные вопросы 9

Типовые задания 10

IX. Автор(ы) учебной программы 11




I. Аннотация к дисциплине


Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Целями изучения дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» являются:

  • приобретение студентами знаний о мировой экономике как системе;

  • усвоение принципов, форм и методов взаимодействия хозяйственных субъектов, правительств различных стран;

  • освоение закономерностей развития мировой торговли, международного движения капитала, международных валютно-расчетных отношений;

  • овладение закономерностями формирования международного рынка рабочей силы;

Задачи изучения дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения»:

  • помочь студентам познать действия рыночных законов в сфере мировой экономики;

  • помочь студентам понять тесную связь успешного экономического развития страны и степени ее включения в мировое хозяйство;

  • проанализировать необходимость протекционизма во внешней торговле и его методы;

  • усвоить основы международных валютно-расчетных отношений;

  • определить особенности международного движения капиталов и рабочей силы на современном этапе;

  • определить место и роль России в мировой экономике.

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Для успешного освоения настоящей дисциплины необходимо предварительно завершить изучение следующих дисциплин:



  • Основы бизнеса;

  • История экономических учений;

  • Микроэкономика;

  • Макроэкономика.

II. Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины


В результате обучения выпускник:

  • способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

  • способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

  • способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

  • способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

  • способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

  • способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:



знать:

  • методы протекционизма и либерализма во внешней торговле;

  • закономерности международного движения факторов производства;

  • проблемы и перспективы интеграционных процессов в мировой экономике;

  • тенденции интернационализации и глобализации хозяйственной жизни стран в современную эпоху.

  • преимущества международной торговли товарами и услугами;

  • причины и формы международного движения капиталов;

  • основы международных валютных отношений;

  • структуру и принципы построения платежного баланса страны;

  • причины, формы и последствия международной миграции рабочей силы;

  • причины возникновения, цели и результаты деятельности международных экономических организаций;

  • место и роль России в мировом хозяйстве.


уметь:

  • пользоваться классификациями природных ресурсов мировой экономики и давать им сравнительную характеристику;

  • рассчитывать выгоды от внешней торговли для стран на основе абсолютных или сравнительных преимуществ, оценивать последствия протекционизма во внешней торговле;

  • анализировать причины и последствия международного движения факторов производства;

  • анализировать факторы, влияющие на валютные курсы и оценивать влияние динамики валютных курсов на экономическую ситуацию в стране и в мировом хозяйстве;

  • определять степень конвертируемости национальных валют

приобрести навыки:

  • определения и анализа различных форм международного движения капитала, их преимуществ и недостатков;

  • оценки роли и места России в мировой экономике.



III. Образовательные технологии


В процессе преподавания данной дисциплины используются как классические методы обучения (лекции, традиционные семинары), так и различные виды самостоятельной работы студентов по заданию преподавателя, которые направлены на развитие творческих качеств студентов и на поощрение их интеллектуальных инициатив.

В рамках данного курса используются такие активные формы работы, как:



  • практикум по решению задач;

  • ситуационный практикум

IV. Структура учебной дисциплины



Дневная форма обучения

Наименование тем

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу (в часах)

Форма ТКУ1

Форма ПА2

Лекции

Самостоятельная работа

Активные и интерактивные занятия

Семинары

Мастер-класс

Ситуационный (кейс-стадии)

Практикум по решению задач

Лабораторный практикум

тренинг

Дидактическая игра

Очная форма

1. Современные международные экономические отношения

2

10

2

 

 

 

 

 

 

12,5

2. Международная торговля

4

30

1

 

1

2

 

 

 

25

3. Валютные отношения в мировой экономике

4

38

1

 

1

 2

 

 

 

25

4. Международное движение капитала

2

30

1




1













12,5

5. Международный рынок рабочей силы. Международная миграция рабочей силы.

2

20










2










12,5

6. Международные экономические, валютно-финансовые и кредитные организации

2

20







2













12,5

Всего:

16

148

5

 

5

6










100 баллов

Общая трудоемкость дисциплины (в часах)

180 часов

Экзамен

Общая трудоемкость дисциплины (в зачетных единицах)

5


Вечерняя и заочная формы обучения

Наименование тем

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу (в часах)

Форма ТКУ3

Форма ПА4

Лекции

Самостоятельная работа

Активные и интерактивные занятия

Семинары

Мастер-класс

Ситуационный (кейс-стадии)

Практикум по решению задач

Лабораторный практикум

тренинг

Дидактическая игра

Очная форма

1. Современные международные экономические отношения

2

10













 

 

 

12,5

2. Международная торговля

4

10













 

 

 

25

3. Валютные отношения в мировой экономике

4

20













 

 

 

25

4. Международное движение капитала

2

10






















12,5

5. Международный рынок рабочей силы. Международная миграция рабочей силы.

2

20






















12,5

6. Международные экономические, валютно-финансовые и кредитные организации

4

20






















12,5

Всего:

18

90




 
















108 часов/100 баллов

Общая трудоемкость дисциплины (в часах)

108 часов

Экзамен

Общая трудоемкость дисциплины (в зачетных единицах)

5


V. Содержание программы




Тема 1. Современные международные экономические отношения.

Основные формы современных международных экономических отношений: международное движение товаров, услуг и факторов производства; мировой рынок и его конъюнктура; причины развития международной торговли. Современные теории международной торговли: теория факторных пропорций Э.Хекшера и Б.Олина. Кратко- и долгосрочные эффекты вступления в торговые отношения. Теорема Столпера-Самуэльсона. Теорема Рыбчинского. «Голландская» болезнь. Парадокс В.Леонтьева, теория П. Кругмана




Тема 2. Международная торговля.


Международная торговля: структура, динамика, ценообразование. Основные особенности ценообразования в международной торговле. Тенденции развития мировой торговли. Этапы развития мировой торговли. Показатели мировой торговли и внешнеторгового оборота. Товарная структура мировой торговли. Международный рынок услуг: его структура и особенности. Участие стран в мировой торговле.

Государственное регулирование внешней торговли. Цели регулирования; основные методы регулирования. Тарифные методы протекционизма. Таможенная пошлина.

Нетарифные методы протекционизма: лицензирование, квотирование, государственное регулирование экспорта, добровольное ограничение экспорта. Экспортные кредиты. Демпинг и антидемпинговые меры.

Международное регулирование внешней торговли; причины возникновения ГАТТ/ВТО – основного органа международного регулирования внешней торговли. Проблемы взаимоотношений России и ВТО.

Внешняя торговля России: структура, динамика, механизм регулирования.


Тема 3 . Валютные отношения в мировой экономике.


Понятие мировой валютной системы. Эволюция мировой валютной системы. Парижская валютная система – система золотого стандарта. Бреттон-Вудская система фиксированных валютных курсов. Ямайская система плавающих валютных курсов. Европейская валютная система и ее особенности.

Понятие валюты. Виды валют. Классификация валют в зависимости от режима использования. Валютный рынок. Валютный курс. Виды валютных курсов в зависимости от механизма его установления. Факторы, влияющие на валютные курсы.

Государственное регулирование величины валютного курса. Девальвация и ревальвация. Комплекс мер государственного регулирования валютных курсов.



Платежный баланс страны: определение, принципы построения, основные статьи. Сальдо платежного баланса. Активный и пассивный платежный баланс. Факторы, влияющие на платежный баланс. Методы государственного регулирования платежного баланса.

Тема 4 Международное движение капитала.


Международное движение капитала: сущность, формы. Причины международного движения капитала. Классификация видов МДК.

Мировой рынок ссудных капиталов: сущность, особенности институциональной структуры. Основные виды кредитных операций на мировом рынке.



Особенности прямых зарубежных инвестиций. Принципы прямого иностранного инвестирования. Формы ПИИ. Факторы, влияющие на ПИИ. Динамика и география ПИИ.

Портфельные инвестиции. Формы портфельных инвестиций.

Регулирование международного движения предпринимательского капитала. Национально-правовое регулирование. Международно-правовое регулирование.



Транснациональные корпорации – наиболее активные участники международного движения предпринимательского капитала.

Положительные и отрицательные последствия иностранных инвестиций предпринимательского капитала для экономики стран базирования и принимающих стран.

Россия на мировом рынке капиталов.


Тема 5. Международный рынок рабочей силы. Международная миграция рабочей силы.


Трудовые ресурсы мировой экономики. Безработица: причины, виды, методики подсчета.

Международная миграция населения: причины, виды миграции – переселенческая, трудовая. Международная трудовая миграция – основа международного рынка рабочей силы. Основные миграционные потоки.



Государственное регулирование международной трудовой миграции. Последствия международной трудовой миграции для стран-доноров и стран-реципиентов.

Россия и мировой рынок труда.
Тема 6. Международные экономические, валютно-финансовые и кредитные организации.

Причины появления международных экономических организаций (МЭОР). Их роль в международных экономических отношениях. Методы взаимодействия государств и характеристика системы международного экономического регулирования. Классификация МЭОР. Основные задачи МЭОР.

Организации, входящие в систему ООН по регулированию различных отраслей: ПРОООН, ЮНИДО, ФАО, ЮНВТО, ИСО, ВОИС. Международная торговля. ЮНКТАД, МТЦ, ЮНСИТРАЛ. Ведущие организации общеэкономического характера: ОЭСР. Группа восьми. Международные финансы и мировая экономика: Всемирный банк, МВФ. Банк международных расчетов. МБРР, ЕБРР. Группа двадцати.




VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение




Основная литература:





  1. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: ЮРИСТ, 2008.

  2. Пашковская М.В., Господарик Ю.П. Мировая экономика: Учебное пособие. – М.: Market DS, 2008.



Дополнительная литература:


  1. Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации: Учебник. – М.: Экономика, 2007.

  2. Киреев А.П. Международная экономика: Учебное пособие для вузов. – Т. 1- 2. – М.: 2005-2006.

  3. Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика. – М.: ИНФРА-М, 2011.

  4. Кругман П. Великая ложь (Сбиваясь с пути на рубеже нового века). – М.: АСТ, 2004.

  5. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. - М.: прогресс,1992.

  6. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. / Под ред. Л.Н. Красавиной.- М.: Финансы и статистика, 2005.

  7. Миклашевская Н.А. Международная экономика. – М.: Дело и сервис, 2008.

  8. Мировая экономика и международные экономические отношения. / Под ред. Булатова А.С и Ливенцева Н.Н. – М.: Магистр, 2011.

  9. Смитиенко Б.М. Мировая экономика. – М.: Юрайт, 2010.

  10. Обстфельд М., Кругман П. Международная экономика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004.

  11. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. – М., 1994.

  12. Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ. – М.: Международные отношения, 1993.

  13. Пугель Т.А., Линдерт П.Х. Международная экономика: Учебник. – М.: Дело и Сервис, 2003.

  14. Рязанцев С. Мировой рынок труда и международная миграция. – М.: Экономика, 2010.

  15. Суэтин А. С. Международные экономические отношения. Глобалистика. - М.: Кнорус, 2008.

  16. Суэтин А.С. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения. – М.: Феникс, 2010.

  17. Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Магистр, 2009.

  18. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт-Издат, 2012.

  19. Глобальное экономическое регулирование, отв. ред. Зуев В.Н. - М.: Магистр, 2009.

  20. Бородулина Л.П. Международные экономические организации: учеб. пособие / Бородулина Л.П., Кудряшова И.А., Юрга В.А. - М.: Экономистъ, 2005.
Адреса Интернет

Всемирная торговая организация (ВТО)

http://www.wto.org

ВТО (Россия)

http://www.wto.ru/ru/newsmain.asp

Всемирный банк

http://www.worldbank.org

Европейский Союз

http://www.europa.eu.int

Международный валютный фонд (МВФ)

http://www.imf.org

Центр новостей ООН

http://www.un.org/russian/news/index.asp

Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО)

http://www.unido.org

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

http://www.oecd.org/

Западные СМИ о мировой экономике

http://www.worldeconomy.ru/




VII. Материально-техническое обеспечение


Требования к аудиториям (помещениям) для проведения занятий:

  • лекционные аудитории с компьютерным и видеопроекционным оборудованием для презентаций с выходом в Интернет, средствами звуковоспроизведения.

Требования к программному обеспечению.

Специализированное оборудование и специализированное программное обеспечение при изучении дисциплины не используется.



VIII. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации




Контрольные вопросы


  1. Мировая экономика: ее сущность и тенденции развития.

  2. Международные экономические отношения: сущность и формы.

  3. Международный рынок рабочей силы и тенденции его развития.

  4. Государственное регулирование международной миграции рабочей силы.

  5. Международная торговля. Динамика и структура международного обмена.

  6. Тарифное регулирование международной торговли.

  7. Нетарифное регулирование международной торговли.

  8. Протекционизм и свобода торговли в современной мировой экономике.

  9. Межгосударственное регулирование мировой торговли. Роль ГАТТ/ВТО.

  10. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ)

  11. Портфельные инвестиции: сущность и причины эволюция.

  12. Последствия ПИИ для стран-доноров и стран-реципиентов.

  13. Международный рынок ссудного капитала.

  14. Государственное регулирование международного движения капитала.

  15. Валюта: понятия, классификация .

  16. Валютный рынок: сущность и структура.

  17. Валютный курс. Виды валютных курсов.

  18. Место России на мировом рынке капитала.

  19. Причины мировой торговли: основные теории.

  20. Современные тенденции развития мировой торговли.

  21. Роль международных экономических, валютно-финансовых и кредитных организаций в мировой экономике.

  22. Функции Всемирного банка в международных финансах.



Типовые задания


Задание №1

Фирма "Западный берег" продала фирме "Восточный берег" оборудование на сумму 200 млн. евро. Обе фирмы являются резидентами Франции, а сделка была заключена на территории Германии. Объясните, в какой (или каких) статьях платежного баланса Франции должна быть отражена данная сделка.



Задание №2

На основании каких показателей Кувейт, имеющий ВВП на душу населения выше, чем в Греции, относят к развивающимся странам, а Грецию — к промышленно развитым?



Задание №3

Фирма из Германии в процессе приватизации российских предприятий купила 34% акций целлюлозно-бумажного комбината в Нижегородской области. В какой форме осуществлено вложение капитала?

Свой выбор объясните.

Задание №4

Россия купила в Польше картофель, произведенный совместным российско-польским предприятием, взяв для этого кредит в банке Германии. Какие формы международного разделения труда задействованы в этой сделке?



Задание №5.

Можно ли считать верным утверждение, что в международной статистике уровень развития страны измеряется таким показателем, как ВВП и почему?



Задание №9.

Ряд ученых-экономистов утверждают, что, несмотря на продолжающийся количественный рост показателей мировой торговли, ее роль и значимость по сравнению с другими формами международных экономических отношений снижается. Выскажите свою точку зрения по данной проблеме.



Задание №10.

Правительство Украины рассматривает вопрос об установлении 40% адвалорной пошлины на импортные шины, которых в стране остро не хватает. Правительство хочет оградить свою национальную шинную промышленность от иностранной конкуренции, поскольку считает, что у этой отрасли большое экспортное будущее. Каков наиболее разумный способ поддержать данную отрасль?


Примеры тестовых заданий:
1. Режим наибольшего благоприятствования в торговле – это:

  1. Национальный режим внешней торговли

  2. Льготный режим международной торговли

  3. Режим, при котором государства предоставляют друг другу условия внешнеторговых операций, применяемые к третьим странам

  4. Режим, при котором государства вводят особые виды пошлин друг по отношению к другу

2. В группу Всемирного банка входят:

а) Организация экономического сотрудничества и развития, ВТО;

б) Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития;

в) ЮНИДО, Всемирная туристская организация;

г) продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, банк международных расчетов (БМР).


3. Портфельные инвестиции осуществляются в виде передачи:

а) капитала в денежной форме;

б) технологии;

в) квалифицированных кадров;

г) рынков
4. Плавающие валютные курсы были узаконены:

а) Системой золотого стандарта (Парижской валютной системой)

б) Бреттон-Вудской валютной системой

в) Ямайской валютной системой.

г) Генуэзской валютной системой.
5. Квота страны в капитале МВФ:

а) одинакова для всех членов

б) зависит от масштабов экономики страны

в) определяется в зависимости от золотого запаса страны



г) определяется в результате переговоров со страной, желающей вступить в МВФ.

IX. Автор(ы) учебной программы





Фамилия, имя, отчество автора(-ов)

Учёная
степень


Учёное
звание


Должность

Контактная информация
(служебный адрес электронной почты, служебный телефон)


Пашковская Маргарита Васильевна

кэн

 доцент

Зав.кафедрой

MPashkovskaya@mfpa.ru

Господарик Юрий Петрович

кин

Ст.н.с.

доцент

Ismo05.56@mail.ru




1 ТКУ – текущий контроль успеваемости

2 ПА – промежуточная аттестация

3 ТКУ – текущий контроль успеваемости

4 ПА – промежуточная аттестация