У каждого вопроса в скобках указана ссылка на страницы Учебного пособия Классификация инвестиций. Инвестиционный цикл (24, 42) - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
У каждого вопроса в скобках указана ссылка на страницы Учебного пособия Классификация - страница №1/1

У каждого вопроса в скобках указана ссылка на страницы Учебного пособия

Классификация инвестиций. Инвестиционный цикл (24, 42)

Инвестиции – вложения средств с целью получения дохода в будущем или принятие решений о долгосрочном вложении средств в активы предприятия.

Классификация:

  1. Финансовые инвестиции – приобретение ценных бумаг, акций, облигаций, вложение денег на депозитные счета в банках под проценты и др.

  2. Реальные инвестиции – вложение денег непосредственно в производственные мощности, недвижимость, строительство и предметы потребления.

  3. Интеллектуальные инвестиции – вложение капитала в производство путем покупки патентов, лицензий, ноу-хау, оплаты НИОКР, финансирования подготовки и переподготовки персонала.

  4. Прямые инвестиции – инвестиции в данное предприятие, объем которых составляет не менее 10% акционерного капитала этого предприятия.

  5. Портфельные инвестиции – инвестиции в ценные бумаги данного предприятия, объем которых составляет менее 10% акционерного капитала.

  6. Прочие инвестиции – инвестиции, не связанные с предприятием (вложения в ГКО, ОФЗ и пр.).

  7. По государственной принадлежности инвестора (внутренние и иностранные).

  8. По организационно-правовой форме инвестора (государственные, муниципальные, инвестиции юридических и физических лиц).

  9. По размещению объекта инвестирования (инвестиции в область, в экономику республики и т. п.).

  10. По характеру объекта инвестирования (инвестиции в здания, оборудование, нематериальные активы и т. п.).

  11. По степени влияния инвестирования на управление предприятием (полная собственность инвестора на объект инвестирования; частичная, но с полным контролем над объектом; не позволяющие контролировать управление объектом и т. п.).

Инвестиционный цикл – временной интервал от формирования идей (замысла) реального инвестиционного проекта до ликвидации объекта инвестирования. Включает в себя фазы: предынвестиционные исследования; технико-экономическое обоснование; рабочее проектирование; строительство объекта (объектов), включая пусконаладочные работы; эксплуатация объекта инвестирования; ликвидация объекта или его коренная модернизация с новым циклом инвестирования в нее.

Задачи экономической оценки инвестиций (95)


Экономическая оценка инвестиций – это корректное сопоставление понесенных затрат с полученными результатами. Под затратами понимаются в данном случае инвестиционные вложения, а под результатами – те доходы, которые появятся вследствие функционирования реализованного предпринимательского проекта. От того, насколько качественно выполнена такая оценка, зависит правильность принятия окончательного решения. Анализ эффективности позволяет в первую очередь предпринимательской фирме, а затем и внешнему инвестору оценить ожидаемую эффективность и целесообразность осуществления конкретных реальных инвестиций.

Задачи, решаемые в ходе оценки инвестиций, определяются оценкой собственного финансового состояния предприятия и целесообразности инвестирования, оценкой будущих поступлений от реализации проекта, множественностью доступных проектов, а также ограниченностью финансовых ресурсов различными источниками финансирования и др.


Инвестиционные риски. Сущность измерения (77, 88)


Любой проект рассматривается как сопряженный с риском, если он может быть реализован при разных сценариях (т. е. при разных сочетаниях внутренних и внешних условий), и мы не можем точно сказать, при каких именно, но знаем, что некоторые из возможных сценариев неблагоприятны. Таким образом, риск есть субъективная характеристика неопределенности сценария реализации проекта. Такая неопределенность может быть учтена двояко: оценкой проекта при каком-то одном, должным образом подобранном (базовом) сценарии или путем рассмотрения всех или всех наиболее возможных сценариев.

Говоря о риске ИП, следует отметить, что ему присущи риски чрезвычайно широкого круга сфер человеческой деятельности: экономические риски; политические риски; технические риски; юридические риски; природные риски; социальные риски; производственные риски и т.д.

Даже если рассматривать риски, связанные с реализацией только экономической составляющей проекта, перечень их будет весьма обширным: сегмент финансовых рисков, риски, связанные с колебаниями рыночной конъюнктуры, риски колебания деловых циклов.

Финансовые риски – риски, обусловленные вероятностью потерь вследствие осуществления финансовой деятельности в условиях неопределенности. К финансовым рискам относят риски колебаний покупательной способности денег (инфляционный, дефляционный, валютный).

Инфляционный риск ИП обусловлен, прежде всего, непредсказуемостью инфляции, поскольку ошибочный темп инфляции, заложенный в ставку дисконтирования может существенно исказить значение показателя эффективности ИП, не говоря уже о том, что условия функционирования субъектов народного хозяйства существенно различаются при темпе инфляции 1% в месяц (12,68% в год) и 5% в месяц (79,58% в год).

Говоря об инфляционном риске, следует отметить, что часто встречающиеся в литературе трактовки риска как того, что доходы будут обесцениваться быстрее, чем индексироваться, мягко говоря, некорректно, а по отношению к ИП неприемлема, т.к. основная опасность инфляции заключается не столько в ее величине, сколько в ее непредсказуемости.

При условии предсказуемости и определенности даже самую большую инфляцию можно легко учесть в ИП либо в ставке дисконтирования, либо индексируя величину денежных потоков, сведя тем самым элемент неопределенности, а значит и риск, к нулю.

Валютный риск – риск потерь финансовых ресурсов вследствие непредсказуемых колебаний валютных курсов. Валютный риск может сыграть злую шутку с разработчиками тех проектов, которые, стремясь уйти от риска непредсказуемости инфляции рассчитывают денежные потоки в «твердой» валюте, как правило, в американских долларах, т. к. даже самой твердой валюте присуща внутренняя инфляция, а динамика ее покупательной способности в отдельно взятой стране может быть весьма нестабильной.

Инвестиционная потребность полиграфических предприятий (41, 96)


При переходе от плановой к рыночной экономике резко сократился государственный бюджет и соответственно финансовые ресурсы, направляемые на инвестирование и производство продукции.

В полиграфической промышленности ситуация усугубляется еще и тем, что по уровню технической оснащенности, технологии производства и качеству выпускаемой продукции большинство отечественных предприятий существенно уступает полиграфическим предприятиям развитых стран. Это объясняется тем, что отечественное полиграфическое машиностроение в течение многих лет не удовлетворяло потребности полиграфической промышленности по номенклатуре оборудования, его техническому уровню и качеству изготовления. За рубежом в целях экономии валюты, как правило, закупалась не самая современная, но относительно дешевая техника. В условиях острого дефицита и невысокого требования к качеству полиграфической продукции серьезных требований к техническому уровню оборудования не предъявлялось. В результате сохранившаяся от плановой экономики невысокая конкурентоспособность полиграфических работ привела к тому, что многие заказчики предпочитают печатав продукцию за рубежом. Объем работ, выполняемых для России зарубежными полиграфическими предприятиями, приближается к сумме в полмиллиарда долларов. Это приводит к сокращению загрузки отечественных предприятий. Чтобы повысить конкурентоспособность и эффективность деятельности отечественных предприятий, необходимо провести их техническое перевооружение, что потребует инвестирования значительных средств.

Данные показывают, что цены на современную импортную и даже отечественную технику значительно превышают размеры годовой прибыли, остающейся в распоряжении подавляющего большинства полиграфических предприятий. Ухудшает ситуацию отмена с 2002 г. налоговых льгот, полученных полиграфическими предприятиями в 1995 г.

Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта (24-31)


Технико-экономическое обоснование (ТЭО) является необходимым для инвестора исследованием (документом), в ходе которого, проводится ряд работ по изучению и анализу всех параметров проекта (объекта и получателя инвестиций) и разработке схемы возврата вложенных средств и ресурсов.

Планирование проекта и подготовка ТЭО представляет собой междисциплинарную задачу, для выполнения которой необходима комплексная работа инженеров, экономистов, финансистов, юристов, социологов и т.д. Условно, реализацию инвестиционного проекта можно разделить на 3 фазы:



  1. Предынвестиционная фаза;

  2. Инвестиционная фаза (реализация проекта);

  3. Эксплуатационная фаза.

Основой успешной реализации любого проекта являются предынвестиционная (подготовка проектно-конструкторской документации, проведение переговоров и заключение контрактов) и инвестиционная (строительные работы, закупка оборудования и сырья, подготовка кадров и сдача в эксплуатацию) фазы. Именно поэтому, необходим экспертный подход к исследованиям, подготовке требуемой документации, обучению кадров и другим предшествующим эксплуатационной фазе работам.

Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта содержит подробную информацию обо всех аспектах проведения работ в ходе реализации инвестиционной и эксплутационной фаз. В соответствии со стандартами UNIDO, ТЭО должно содержать нижеследующую информацию, которую можно представить в виде основных разделов:



  • Структурный план (резюме всех основных положений каждой главы);

  • Общие условия осуществления проекта и его исходные данные (авторы проекта, исходные данные по проекту, уже проведенные исследования стоимости и капиталовложений и т.д.);

  • Рынок сбыта, мощности производства и производственная программа (спрос и рынок, прогноз продаж, производственная программа, определение мощности (максимальной загрузки) предприятия и многое и т.д.);

  • Материальные факторы производства (сырье и ресурсы, необходимые для производственного процесса) – (приблизительные потребности в факторах производства (наличие ресурсов и сырья), положение с их поставками в настоящем и будущем, приблизительный расчет годовых издержек на местные и иностранные материальные факторы производства и т.д.);

  • Места нахождения и территория (предварительный выбор места нахождения, включая, при необходимости, расчет стоимости аренды земельного участка или помещения и т.д.);

  • Проектно-конструкторская документация (предварительное определение рамок проекта, технология производства и оборудование, объекты гражданского строительства, необходимые для нормального функционирования предприятия и т.д.);

  • Организация предприятия и накладные расходы (приблизительная организационная структура, сметные накладные расходы и т. д.);

  • Трудовые ресурсы (предполагаемые потребности в ресурсах с разбивкой по категориям рабочих: ИТР, служащие, основные специалисты (местные / иностранные); предполагаемые ежегодные расходы на трудовые ресурсы в соответствии с вышеуказанной классификацией, включая накладные расходы на оклады и заработную плату и т.д.);

  • Планирование сроков осуществления проекта (предполагаемый примерный график осуществления проекта, смета расходов на осуществление проекта, размеры траншей и т. д.);

  • Финансовая и экономическая оценка (общие инвестиционные издержки, финансирование проекта, производственные издержки, финансовая оценка, национальная экономическая оценка и т. д.).

Однако, с учетом российской специфики, видится необходимым добавление таких разделов как:

  • Инвестиционный климат и риски (оценка инвестиционного климата в целом по стране и непосредственно в регионе, возможные риски и т. д.);

  • Достижение необходимого качества и обеспечение конкурентоспособности (конкурентные преимущества, система обеспечения мировых стандартов качества выпускаемой продукции и т. д.);

  • Эффективность бизнеса и возможные перспективы (оценка перспективности данного направления бизнеса, определение возможностей для развития данного вида бизнеса в выбранном регионе и т. д.).

Технико-экономическое обоснование является всесторонним исследованием и изучением инвестиционного проекта и, следовательно, должно содержать всю необходимую для российского и иностранного инвестора информацию с учетом возможности участия в проекте и нескольких участников с различными видами ресурсов (финансовые средства, оборудование и т. д.).

Налоговые льготы при инвестировании (19-49)


Налоговые льготы – частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов. Обычно налоговые льготы устанавливаются для благотворительных организаций, инвалидов, пенсионеров, детских и образовательных учреждений, предприятий, осуществляющих деятельность в интересах государства, предприятий и предпринимателей малого бизнеса, предприятий, оказавшихся в тяжелом финансовом положении по не зависящим от них причинам.

Для всех инвесторов, зарегистрированных в администрации Особой экономической зоны, снижается на 30% размер ставки подоходного налога с дивидендов, полученных от инвестирования более 1 млн долл. США в приоритетные проекты Особой экономической зоны.

Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации, а также представительные органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные налоговые льготы для инвесторов Особой экономической зоны в пределах своей компетенции.

Проблема привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ (65-67)

Какие условия складываются для инвестиций и инноваций? Во-первых, эта проблема находит высокий уровень понимания в руководстве страны. Что крайне важно. Во-вторых, инвесторы, в том числе крупные иностранные, проявляют реальный интерес к России. Они видят, что в России в течение ряда лет идет экономическая стабилизация, видят, что у нас огромный, перспективный внутренний рынок, видят интеллектуальные и трудовые ресурсы, которые могут быть задействованы в производстве. Мировые агропромышленный, химический комплексы находятся в стагнации, ищут новые области применения, этим обусловлен повышенный интерес к обороту сельскохозяйственных земель, к условиям инвестирования.

Кроме того, отечественные предприятия остро нуждаются в восстановлении своих основных фондов. Без масштабных инвестиций решить эту проблему достаточно сложно.

Привлечение инвестиций, в том числе иностранных, позволяет решить не только проблему финансового роста, создание новых рабочих мест, наполнение бюджета, но и дает возможность использовать мировой опыт в организации производства, в управлении, задействовать все возможные «ноу хау», технические решения. Это все в итоге поможет преодолеть технологическое отставание, которое мы имеем в некоторых областях.

Что мешает инвестициям? С одной стороны – несовершенство законодательной базы, с другой – преступность, коррупция, произвол чиновников, с третьей – нестыковка российских и западных стандартов бухгалтерского учета и отчетности, – продвижения инвестиционных проектов. Правовое обеспечение тоже должно двигаться в этом направлении.

Какие экономические механизмы могут быть задействованы для ускорения инвестиций и обеспечения инновационного процесса?

Это льготные режимы для инвестирования и восстановления основных фондов, внедрения новых технологий. Это упорядочение функций чиновников, отделение их от бизнеса, возможное сокращение количества ГУПов, чтобы была прозрачная рыночная экономика. Тогда коммерческие структуры будут иметь более честную конкуренцию. На примере строительного рынка понятно, что если унитарное предприятие поддержано субъектом Федерации, оно всегда имеет преимущество на рынке.

Нужна приоритетная поддержка основных областей, необходимо выделить государственные приоритеты, и в них давать точечную целевую поддержку нужным проектам, предприятиям. Без этого они не смогут подняться на общих основаниях.

В чем сложность обсуждаемой проблемы?

Во-первых, при привлечении инвестиций нужно думать о сочетании интересов иностранных инвесторов и защите отечественных предприятий. Эта проблема широко обсуждается по соглашениям внутри ВТО.

Во-вторых, в данной области применяют нормы разных областей права: гражданское, гражданско-процессуальное, земельное, финансовое, таможенное, предпринимательское, международное. Симбиоз этих различных областей права создает много проблем, коллизий, когда одна и та же деятельность по-разному регулируется в разных системах.

В-третьих, это соблюдение интересов безопасности государства. У нас есть концепция национальной безопасности, информационной, продовольственной и т.д. Важно, чтобы при осуществлении инвестиционной политики на государственном уровне все интересы государства отстаивались, защищались


Инвестиционный цикл. Структура. Содержание (24, 42)


Инвестиционный цикл – комплекс мероприятий от момента принятия решения об инвестировании до завершающей стадии инвестиционного проекта, в частности, например, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, принятие инвестиционных решений, планирование и проектирование, подготовка к строительству, строительство, выход на проектные показатели и режим окупаемости вложений.

Инвестиционный цикл состоит из трех основных периодов:

1. Предынвестиционная фаза.

2. Фаза инвестиций – собственно затраты, вложения средств.

3. Эксплутационная фаза – возмещение затраченных средств.

Преимущество лизинговых операций перед другими формами финансирования инвестиций (56, 62)

Инвестиционный лизинг является одной из наиболее перспективных форм привлечения заемных ресурсов. Он рассматривается как одна из разновидностей долгосрочного кредита, предоставляемого в натуральной форме и погашаемого в рассрочку. Острый дефицит инвестиционных ресурсов, с одной стороны, и значительное количество неиспользуемых производственных объектов и оборудования вследствие экономического спада, с другой, создают предпосылки для широкого использования инвестиционного лизинга в инвестиционной деятельности компаний и фирм. Инвестиционный лизинг – одна из разновидностей долгосрочного кредита, предоставляемого в натуральной форме и погашаемого в рассрочку. Мировой опыт свидетельствует, что на долю лизинга приходится 15–20% объема новых инвестиций, а в некоторых странах (США, Великобритания и Ирландия) – более 30%.

Лизинг позволяет смягчить проблему нехватки у предприятий оборотных средств. Для банков лизинговые операции привлекательны еще и потому, что объект лизинга является одновременно и залогом, значит, отпадают проблемы, связанные с оценкой и реализацией гарантирующего кредит имущества. Основные виды лизинга рассмотрены в таблице.

Основные виды лизинга


Признак лизинга

Характеристика лизинга

Количество участников сделки

Двусторонние лизинговые сделки Многосторонние лизинговые сделки

Тип имущества

Лизинг движимого имущества Лизинг недвижимого имущества

Сектор рынка

Внутренний Внешний

Форма лизинговых платежей

Лизинг с денежным платежом Лизинг с компенсационным платежом Лизинг со смешанным платежом

Объем обязанностей

«Чистый» «Мокрый»

Срок использования имущества

Оперативный Финансовый

Согласно Федеральному закону «О лизинге» участники лизинговых отношений сами определяют порядок расчета периодических лизинговых платежей, которые сводятся к двум вариантам:

  1. вначале рассчитываются величина возмещения стоимости имущества и комиссионное вознаграждение лизингодателя, а затем определяются периодические лизинговые платежи и их общая сумма;

  2. вычисляется величина лизинговых платежей в целом по периодам, которая в дальнейшем распределяется на сумму возмещения стоимости имущества и комиссионное вознаграждение лизингодателя.

При одних и тех же исходных данных общие величины лизинговых платежей, рассчитанных по этим двум подходам, могут различаться.

Общая формула лизинговых платежей (ЛП):

ЛП = А + ПК + ПКОМ + ПУ + НДС,

где А – сумма, возмещающая стоимость лизингового имущества (сумма амортизационных отчислений за период действия лизингового договора); ПК – сумма платы лизингодателю за взятый кредит для покупки имущества;

ПКОМ – сумма комиссионного вознаграждения лизингодателя;

ПУ – сумма платежей за дополнительные услуги лизингодателя;

НДС – сумма налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в бюджет.

Изменяя параметры лизинговых платежей, можно найти вариант лизинговой сделки, приемлемый для всех ее участников. Для снижения суммы лизинговых платежей лизингополучатель должен стремиться быстрее погасить стоимость лизингового имущества, а, следовательно, в его интересах использовать методы ускоренной амортизации. В данном случае к оттокам денежных средств относятся также лизинговые платежи, что влечет за собой значительное снижение потоков денежных средств.


Инвестиционная политика государства в развитых странах ()


Инвестиционная политика – часть экономической политики государства, определяющая объем, структуру, направление капитальных вложений, рост основного капитала (основных фондов) и их обновление на основе важнейших достижений науки и техники.

Согласно действующему законодательству, иностранным инвесторам предоставлены в полном объеме те же права, что и национальному капиталу. Долевое участие иностранных инвесторов не ограничивается ни в какой форме. Гарантируется перевод прибылей и репатриация капитала в случае продажи или ликвидации фирмы. Например, в Турции уже в течение нескольких десятилетий существует один из наиболее либеральных режимов регулирования деятельности иностранного капитала, который периодически дополняется и конкретизируется в соответствии с общим направлением экономического курса страны. Основные принципы деятельности иностранных инвесторов изложены в Законе Мо:б224 от 18.01.1954 г.; в 1986 г. этот закон был дополнен положениями Декрета Мо:8б-10353, а в 1995 г. инвестиционный кодекс Турции был окончательно сформулирован в Законе об иностранных инвестициях Мо:95-6990 от 07.06.95.

Руководство развитых государств применяет в отношении иностранных инвесторов комплекс стимулирующих и поощрительных мер, которые призваны способствовать такому размещению инвестиций в стране, которое бы отвечало общей стратегии ее экономического развития. Так, в том, что касается отраслевого распределения инвестиций, в первую очередь, поощряются инвестиции в экспорториентированные сферы промышленности и наукоемкие производства, а также в туризм, перевозки, строительство, образование, здравоохранение. Помимо этого, в соответствии с политикой выравнивания уровней экономического развития отдельных регионов страны, стимулирование иностранного капитала имеет выраженный территориальный характер.

К формам поощрения инвестиций относятся, в основном, частичное или полное освобождение от уплаты налогов и таможенных пошлин на определенном этапе развития производства, льготное кредитование, отсрочки в выплате налога на добавленную стоимость при импорте инвестиционных товаров и др. Подробно система поощрительных мер по отношению к иностранному капиталу, будет рассмотрена ниже.

Создание ТС с ЕС стало дополнительным стимулом для иностранных инвесторов. Так, крупные японские, южнокорейские и другие фирмы вкладывают инвестиции в страны Европы с тем, чтобы затем уже беспошлинно поставлять свою продукцию на рынки ЕС. В первую очередь – это автомобилестроительные компании, такие, как TOYOTA, HONDA, HYUNDAY, KIA.

Российские фирмы пока не проявляют себя на иностранном инвестиционном рынке. Вместе с тем, судя по тому интересу, который проявляют российские предприниматели к осуществлению совместных проектов и созданию смешанных компаний с зарубежными партнерами в сфере судостроения, транспорта, медицинской промышленности, туризма, деревообработки, торговли сотрудничество посредством объединения капиталов российских и европейских фирм может стать весьма перспективным и взаимовыгодным для обеих стран.

Основным критерием в оценке проектов инвестиций являются их технологический уровень, конкурентоспособность, экспортный потенциал, возможности вовлечения местных ресурсов для их реализации. Немаловажное значение, как уже говорилось, имеет географический аспект.

Территориальное расположение проектируемого объекта и объем инвестируемого капитала являются основными показателями для получения инвестором так называемого "поощрительного сертификата", что дает право на пользование льготами при осуществлении проекта, а именно: частичным или полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и иных налогов, доступом к льготным кредитам, правительственным дотациям и др.

При выдаче "поощрительного сертификата" учитывается, в какой степени при осуществлении проекта предполагается воспользоваться привлеченными источниками финансирования. Соотношение между собственным и привлеченным капиталом составляет норму самофинансирования; она может быть не более 40% для инвестиционных проектов в "приоритетных районах", 50% в "нормальных районах" и 60% в "развитых". Допускается льготная норма самофинансирования (15%) также для тех проектов, осуществление которых предполагается полностью финансировать из иностранных источников.

В целом система поощрений и льгот для инвесторов, в том числе иностранных, в развитых странах разработана очень детально.



ТАМОЖЕННЫЕ ЛЬГОТЫ. Система льгот для иностранных инвестиций, отмеченных "поощрительным сертификатом" Главного управления по вопросам иностранных инвестиций.

Участие государства в ТС отменяет таможенные пошлины на импорт подавляющего большинства товаров из стран ЕС, так что ниже речь пойдет о таможенном регулировании только касательно машин, оборудования, сырья и т.д., ввозимых для осуществления инвестиционных проектов, из третьих стран.



МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ. Практически все машины и оборудование, ввозимые в рамках осуществляемых иностранных капиталовложений, освобождаются от таможенных пошлин. Ввоз их может облагаться лишь 5%-ным налогом в пользу специализированных фондов. Полностью и безоговорочно освобождаются от таможенных пошлин машины и капитальное оборудование, импортируемые с целью осуществления инвестиционных проектов в следующих секторах экономики:

  • инвестиции в "приоритетные районы" (кроме инвестиций в инфраструктуру);

  • сырье, импортируемое для осуществления особо крупных инвестиционных проектов в "приоритетных районах";

  • инвестиции в строительство и оборудование госпиталей;

  • инвестиции в сферу образования;

  • строительство яхт и судов;

  • судоремонт, включая строительство плавучих доков;

  • инвестиции в импорт самолетов и судов;

  • распределение и транспортировка природного газа;

  • инвестиции в проекты, осуществляемые по модели "строй-эксплуатируй-передавай";

  • инвестиции в развитие туристического бизнеса;

  • инвестиции в сельское хозяйство и агропромышленные проекты;

  • инвестиции в электронное производство.

Запрещены к ввозу бывшие в употреблении машины и оборудование, если их "возраст" превышает 5 лет, кроме авиатехники и морских судов.

СЫРЬЕ И ПОЛУФАБРИКАТЫ. Импорт сырья и полуфабрикатов для вновь налаживаемого производства освобождается от таможенных пошлин лишь в ограниченном объеме и на ограниченный срок:

1. Для введения в действие совершенно новых производств и при условии внесения депозита в размере 10% капитала допускается беспошлинный импорт сырья и полуфабрикатов на сумму, не превышающую 20% от общей стоимости импортированных или приобретенных на месте машин и оборудования, на срок до 3 месяцев.

2. Для осуществления инвестиционных проектов в "приоритетных районах" при условии внесения депозита в размере 10% капитала допускается беспошлинный импорт сырья и полуфабрикатов на сумму, не превышающую 30% от общей стоимости импортированных или приобретенных на месте машин и оборудования, на срок до 4 месяцев.

3. Для осуществления особо крупных проектов возможен беспошлинный импорт сырья и полуфабрикатов на сумму, не превышающую 40% от общей стоимости импортированных или приобретенных на месте машин и оборудования, на срок до б месяцев. Внесение 10-процентного депозита является необходимым условием.



ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ. Допускается беспошлинный ввоз запасных частей к ввозимому оборудованию при условии, если стоимость их не превышает 5% от стоимости импортированных машин и оборудования (или 10%, в случае инвестиций в строительство и сферу услуг). В целом освобождение от таможенных пошлин импорта запасных частей регулируется теми же положениями, что импорт машин и оборудования.

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ НА ИНВЕСТИРОВАНИЕ КАПИТАЛА. Капитал, инвестируемый в осуществление проектов, обладающих "поощрительным сертификатом", может полностью или частично освобождаться от уплаты корпоративного налога. Скидка на выплату налога может составлять от 30 до 100% в зависимости от местоположения объекта, сектора экономики и размера инвестируемого капитала. 100-процентное освобождение от налога означает, что инвестор имеет право не выплачивать корпоративный налог до тех пор, пока он полностью не возместит основной капитал, авансированный на осуществление проекта (кроме расходов на приобретение земли и некоторых других затрат). Приоритетными секторами экономики в плане льгот для инвестируемого капитала являются: крупномасштабные капиталовложения в строительство и инфраструктуру районов активного развития туристического бизнеса; судостроение и судоремонт; кожевенное производство; интенсификация сельского хозяйства и агропромышленных отраслей; создание рыбных ферм; образование; здравоохранение; охрана окружающей среды; инвестиции в научно-исследовательскую деятельность; электроника; химическая промышленность; автомобилестроение и некоторые другие. Ежегодно список этих приоритетов подвергается пересмотру, дополняется и уточняется.

УСЛОВИЯ ЛЬГОТНОГО КРЕДИТОВАНИЯ. Условия предоставления государственных кредитов в местной валюте для осуществления тех или иных проектов зависят опять же от региона и сектора экономики, в котором предполагается инвестирование капитала. Сумма предоставляемого кредита определяется как процент от общей суммы инвестируемого капитала:

  • для инвестиций в "районы первой степени приоритетности" 60%

  • для инвестиции в "районы второй степени приоритетности" 50%

  • для инвестиций в "нормальные районы" 40%

  • для инвестиций в "развитые районы" 30%

  • для инвестиций в судостроение, новые технологии, проекты охраны окружающей среды 50%

  • для инвестиций в проекты поддержки ремесел 25%.

Особыми привилегиями пользуются инвесторы в так называемые организованные промышленные зоны (ОПЗ) и в свободные экономические зоны (СЭЗ). Для таких инвесторов указанный выше процент повышается на 10 пунктов.

ДРУГИЕ ЛЬГОТЫ. В целях стимулирования инвестиций и их рационального распределения правительство может брать на себя оплату 25% потребляемой электроэнергии, 50% выплат в фонд социального обеспечения, а также 100% необходимых отчислений в пенсионный фонд в течение 5-летнего периода. При этом речь идет только об инвестициях в осуществление особо крупномасштабных проектов в "приоритетных" и "нормальных" районах.

Еще раз подчеркнем, что приведенная выше система привилегий применяется только для тех проектов, которые отмечены "поощрительным инвестиционным сертификатом", т.е. которые могут внести вклад в развитие той или иной отрасли или региона государства, а значит, соответствуют основным направлениям ее экономической стратегии.


Анализ эффективности инвестиционного проекта (23)


Анализ эффективности инвестиционного проекта сводится, как правило, к построению и исследованию некоторой экономико-математической модели процесса реализации проекта. Необходимость моделирования обусловлена тем, что при оценке проекта сложный и многоплановый процесс реализации проекта приходится упрощать, отбрасывая малозначащие факторы и акцентируя внимание на наиболее существенных.

В результате объектом рассмотрения становится не сам проект, а связанные с ним материальные и денежные потоки (cash flow). Поэтому проблема сводится к тому, чтобы трансформировать проектную документацию клиента на язык денежных потоков, а интересы участников проекта отразить в расчетных формулах, позволяющих оценивать денежные потоки с точки зрения этих интересов.

При оценке эффективности исходят из той информации о проекте, которая содержится в проектных материалах, предоставленных клиентом, принимая её как исчерпывающую, точную и достоверную.

При экспертизе или анализе проекта задача обратная – выяснить, насколько полна, точна и достоверна приведенная в этих материалах информация (включая и информацию о параметрах проекта, его реализуемости и связанном с ним риске).

Все задачи, можно сгруппировать по трём основным направлениям. Во-первых, это комплексный анализ конкретного проекта. Во-вторых, обоснование целесообразности участия нашего клиента в конкретном проекте. И, в-третьих, сравнение (ранжирование) нескольких проектов (либо вариантов проекта) с последующим выбором наиболее приемлемого с точки зрения соответствия целям и задачам инвестора.

В свою очередь, анализ инвестиционного проекта включает в себя:



  • оценку финансовой реализуемости проекта;

  • оценку выгодности реализации проекта или участия в нем с точки зрения участников проекта, государства и общества;

  • выявление граничных условий эффективности реализации проекта;

  • оценку риска, связанного с реализацией проекта, и устойчивости проекта при случайных колебаниях рыночной конъюнктуры и других изменениях внешних условий реализации.

Этапы проведения:

  • Определяется величина затрат (издержки) по проекту

  • Оцениваются ожидаемые потоки денежных средств по проекту

  • Выбирается ставка дисконтирования ожидаемых оттоков и притоков денежных средств по проекту

  • Оценивается приведенная стоимость денежных поступлений по проекту с учетом коэффициента дисконтирования

  • Оценивается приведенная стоимость затрат по проекту с учетом коэффициента дисконтирования

  • Сравнивается приведенная стоимость ожидаемых денежных поступлений с необходимой суммой капиталовложений и приведенной стоимостью издержек по проекту

Основные критерии оценки эффективности инвестиционных проектов:

  • Срок окупаемости (РР)

  • Индекс рентабельности инвестиций (PI)

  • Чистый приведенный эффект (NPV)

  • Внутренний уровень доходности (IRR)

  • Модифицированный внутренний уровень доходности (МIRR)

Перспектива инвестиционной активности в РФ (12-16)


Прошло полгода с тех пор, как российское правительство начало применять в сфере инвестиционной политики такие инструменты, как концессионные и инвестиционные соглашения, а также создание особых экономических зон. Все эти соглашения связаны с реализацией проектов в сфере создания дорожно-транспортной инфраструктуры. Механизм таких соглашений действует следующим образом: государственные средства из инвестиционного фонда направляются инвесторам, которые, привлекая собственный капитал, реализуют проект на основе частно-государственного партнерства. Благодаря концессионному соглашению при реализации проекта достигаются сразу две цели: инвестор, во-первых, стремится создать инфраструктуру как можно более качественную, а во-вторых, минимизировать при этом расходы.

Вторым важным инструментом государственной инвестиционной политики являются особые экономические зоны, в частности два новых типа зон – туристско-рекреационных и портовых. Федеральная поддержка позволит таким субъектам РФ серьезно увеличить объем предоставляемых туристических услуг, что, в свою очередь, окажет большое влияние на увеличение ВРП.

Инвестиционный фонд РФ. На сегодняшний день сформирован первый пакет из 7 инфраструктурных проектов, претендующих на софинансирование из средств фонда. Общая стоимость этих проектов – около 667 млрд руб., государственные инвестиции составят 164 млрд руб., то есть 25% от всей суммы. По каждому из проектов будет сформировано инвестиционное соглашение, подчеркнул замминистра. Финансироваться проекты будут на паритетной основе одновременно государством и частным инвестором. В результате реализации всех проектов будет создано около 138 тыс. новых прямых рабочих мест, кроме того, планируется и значительный косвенный эффект, связанный, в частности, с созданием малых предприятий. Объем налоговых поступлений в федеральный бюджет за 10 лет, по предварительным подсчетам, составит около 364 млрд руб.

В 2006 г. общий объем инвестфонда составил 69,7 млрд руб., в IV квартале на финансирование семи одобренных проектов было выделено около 4 млрд рублей, весь оставшийся объем перешел в средства фонда на 2007 год. В 2007 г. объем средств инвестиционного фонда будет значительно выше изначально предусмотренного. Из федерального бюджета планируется выделить 90 млрд руб., однако к этой сумме прибавится около 60 млрд руб., оставшиеся в 2006 году, а также за счет досрочной выплаты долга Парижскому клубу может добавиться еще около 35 млрд руб. Таким образом объем инвестфонда в 2007 году составит 180–190 млрд рублей.



Основные задачи, решаемые при разработке бизнес-плана по разработке инвестиционного проекта (32-39)

Бизнес-план – форма представления инвестиционного проекта в виде компактного документа, составляемого, как правило на стадиях предварительного технико-экономического обоснования и содержащего основные сведения об условиях инвестирования, целях и масштабе проекта, объеме и номенклатуре намечаемой к производству продукции, потребных ресурсах, конкретную программу действий по его осуществлению, возможные экономические и финансовые результаты. Он представляет собой детальное изложение целей, условий путей и эффективности осуществления инвестиционных проектов.

Бизнес-план должен ответить на главный вопрос, который волнует инвестора: стоит ли вкладывать деньги в данный проект. Бизнес-план должен доказать, что предлагаемый проект жизнеспособен, и раскрыть следующие основные моменты: будет ли выпускаемая продукция или услуги иметь своего потребителя; какова емкость рынка сбыта и перспективы его расширения; оценить затраты, необходимые для изготовления продукции; обобщить результаты финансовых прогнозов по проекту; определить прибыль и показать его эффективность. Таким образом, основное назначение и задача бизнес-плана состоит в том, чтобы дать целостную системную оценку условиям, перспективным, экономическим и социальным результатам инвестиционного проекта

Бизнес-план представляет собой четко структурированную систему данных о коммерческом намерении в перспективах осуществления проекта, финансовом и организационном обеспечении программы мероприятий по его реализации. Для участников его реализации он выполняет также и функции рекламы.



Налоговая политика в области инвестиций в развитых странах (49)

Капитал, инвестируемый в осуществление проектов, обладающих "поощрительным сертификатом", может полностью или частично освобождаться от уплаты корпоративного налога. Скидка на выплату налога может составлять от 30 до 100% в зависимости от местоположения объекта, сектора экономики и размера инвестируемого капитала. 100-процентное освобождение от налога означает, что инвестор имеет право не выплачивать корпоративный налог до тех пор, пока он полностью не возместит основной капитал, авансированный на осуществление проекта (кроме расходов на приобретение земли и некоторых других затрат). Приоритетными секторами экономики в плане льгот для инвестируемого капитала являются: крупномасштабные капиталовложения в строительство и инфраструктуру районов активного развития туристического бизнеса; судостроение и судоремонт; кожевенное производство; интенсификация сельского хозяйства и агропромышленных отраслей; создание рыбных ферм; образование; здравоохранение; охрана окружающей среды; инвестиции в научно-исследовательскую деятельность; электроника; химическая промышленность; автомобилестроение и некоторые другие. Ежегодно список этих приоритетов подвергается пересмотру, дополняется и уточняется.



Иностранные инвестиции в РФ (65-76)

Этапы разработки инвестиционного проекта (24-26)

Сущность инвестирования (1)

Этапы определения экономической эффективности инвестиций (30)

Классификация инвестиций. Инвестиционный цикл (24, 42)

Методы определения экономической эффективности инвестиционного проекта ()

Структура бизнес-плана инвестиционного проекта (32-39)

Налоговая политика в области инвестиций в РФ (18, 49)

Роль лизинга в инвестиционной политике (56)

Эффективность инвестиций в малое предприятие

Особенности разработки бизнес-плана инвестиционного проекта в полиграфии (32-39)

Источники финансирования инвестиционного проекта (42-43)

Использование лизинга для активизации инвестиционного проекта в полиграфии (56, 62)

Инвестиционная политика государства в РФ (11-16)


Роль амортизации в инвестиционном проекте (44, 48)

Основа инвестиционной деятельности

Характеристика бизнес-плана инвестиционного проекта (32-39)

Эффективность инвестиций в малое предприятие

Виды инвестиций (4-7)

Методы оценки экономической эффективности инвестиций

Правила инвестирования (9)

Методы определения затрат при экономической оценке инвестирования (101)

Структура инвестиционного проекта (24-32)


Формы и методы финансирования инвестиционного проекта