«Творчество М. Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Проблематика романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» 1 88.94kb.
Уроков по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (11 класс) 1 235.9kb.
Текст дипломной работы 60 с., 26 источников.(16 609 слов) 2 688.56kb.
Исследовательская работа Тема: Значение имен в романе М. А. 5 628.52kb.
Повелитель тьмы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 1 148.53kb.
«диалог культур» как прием реализации принципа историзма на уроках... 1 100.44kb.
Мастер спорта, директор гуо сош №223 г. Минска 1 349.1kb.
Роман «Что делать?»(1863) читая роман «что делать?» Н. Г. Чернышевского 1 110.49kb.
Главмастер Проданов Дмитрий Владимирович (Мандер), г. Казань Мастер... 1 40.23kb.
Вопрос Творчество Феофана Грека. Творчество Андрея Рублева 1 129.96kb.
Урок по литературе в 11 классе. 22. 12. 2009 г 1 86.53kb.
Государственный стандарт общего образования и его назначение Государственный... 1 393.21kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
«Творчество М. Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита» - страница №1/1

Автором разработаны технологические карты занятий по теме « Творчество М. Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита».

Отличительные признаки – сочетание планирования педагогического результата, использование нравственного и социального опыта учащихся, выделение возможностей личностной значимости изучаемого для школьника. Учебный материал в технологических картах структурирован. Предлагаются варианты познавательных заданий. В картах спланирована деятельность учителя, а работа ученика направлена на развитие коммуникативной компетентности.

Данные карты помогут реализовать главную цель на уровне профильного обучения – научить учиться.

Технологические карты

уроков литературы

в профильном социально-гуманитарном (11) классе (№1-6)

по теме «Творчество М. Булгакова

Роман «Мастер и Маргарита»


Автор:

Попова Ольга Ивановна,

учитель русского языка

и литературы

высшей категории



с. Донское
2011 г.

Технологическая карта №1


Тема урока.

Жизнь, личность, творчество М.А. Булгакова.

Планируемые результаты.

Учащиеся познакомятся с творческой биографией, особенностями художественного мира; выявят принципы конкретики и фантастики.

Личностная значимость изучаемого для школьников (связь).

Выяснить, как семейная атмосфера повлияла на формирование характера Булгакова; чувство ответственности за тех, кто рядом.

План урока.

  1. Своеобразие личности и творческий путь писателя.

  2. Начало творческого пути.

  3. Первая пьеса о судьбе русской интеллигенции.

  4. «Собачье сердце» и тема ответственности науки перед жизнью.

  5. Деятельность Булгакова в театре Сатиры.

Методы обучения.

Лекция с элементами беседы –методический приём.

Формы организации учебной деятельности.

Сообщение учителя.

Приёмы деятельности учителя.

Лекция с элементами беседы, обобщение изученного, работа с текстом.

Познавательные задания.

  1. По лекции учителя составить таблицу об особенностях художественного мира.

  2. Ответить на проблемный вопрос. Кто несёт ответственность за содеянное?

Организация деятельности учащихся.

Отвечают на вопросы учебника, составляют таблицу, фиксируют ключевые положения, обобщают услышанное.

Развитие умений учащихся.

Работать в заданном темпе, адекватно воспринимать информацию, развитие умений работать с текстом.

Основные понятия и термины урока.

Литературный процесс; особенности, художественный мир, повесть, сатира.

Источники информации.

Основные: стр. учеб. 54-69.

Дополнительные: теория литературы – справочник.



Домашнее задание.

Подготовить сообщение об истории сатирических произведений. Индивидуальное задание по сатире; чтение и план к страницам учебника.

Оценки.





Технологическая карта №2


Тема урока.

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». История, жанр и композиция.

Планируемые результаты.

Донести до учащихся значение романа, его судьбу; показать особенности жанра и композиции.

Личностная значимость изучаемого материала.

Работая с романом, читатель учится исследовать творчество автора, анализировать, пытается ответить на вопрос: «А как бы поступил я?».

План урока.

  1. Роман – главный в творчестве.

  2. Жанр романа.

  3. Композиция романа.

  4. Какое время охватывают события романа.

  5. Кто является повествователем в истории Понтия Пилата и Иешуа?

Методы обучения.

Лекция с элементами беседы. (Частично поисковый)

Формы организации учебной деятельности.

Интегрированный. Работа с текстом.

Приёмы деятельности.

Подготовка к восприятию московских событий, организация работы в группах по проблемному вопросу.

Познавательные задания.

  1. Работа со 2-й главой романа.

  2. События 16-й главы.

  3. Проблемный вопрос: Почему Иван Бездомный оказался в сумасшедшем доме?

Организация деятельности учащихся.

Отвечают на вопросы ко 2-й главе, 16 и 19 главам. Ключевые цитаты фиксируют в тетрадь; отвечают на проблемный вопрос, делают выводы.

Развитие умений.

Развитие умений сравнивать евангельские и московские главы; определять особенности стиля.

Основные понятия и термины.

Реминисценция, роман, гротескность, авторская позиция.

Источники.

Основные: роман М. Булгакова. Дополнительные: стр. учебника 72-76.

Домашнее задание:

Составить таблицу сравнительной характеристики московских и евангельских глав (стр. 72-76 учебника).


Технологическая карта №3


Тема урока.

Три мира в романе «Мастер и Маргарита».

Планируемые результаты.

Понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа.

Личностная значимость изучаемого для школьника.

Каждый человек несёт ответственность в этом мире за свои слова, поступки; призыв к милосердию, всепрощению.

План урока.

  1. Обсуждение вопросов домашнего задания.

  2. Анализ 3-х миров романа:

а) ради чего писатель делает столь сложным построение?;

б) что говорит о Берлиозе Мастер?

3. Над чем потешается нечистая сила?

4. Что за человек Пилат?



Методы обучения.

Проблемный.

Приёмы: работа с текстом, анализ стилевых особенностей.

Формы организации учебной деятельности.

Контрольно-учётный урок.

Познавательные задания.

  1. Проблемный вопрос урока. В чём вы видите отличие московских от евангельских глав?

  2. Сделать вывод: что за человек Пилат, в изображении Булгакова?

  3. За что Пилат наказан?

Организация деятельности учащихся.

Отвечают на проблемные вопросы, делают вывод, работают с деталями текста

Развитие умений учащихся.

Работать с ключевыми эпизодами, уметь вычленять ключевые цитаты, обобщать сказанное

Основные понятия и термины.

Характеристика героя, фанаты-иудеи, смысл, эстетическое потрясение, фантастика

Источники информации.

Гл. 32, сцена допроса 2 гл. стр. учебника 72-76

Домашнее задание.

Индивидуальная работа:

  1. Москва и москвичи в романе.

  2. Символика романа.

  3. Автор и рассказчик в романе.

  4. Иениза и Воланд в романе.


Технологическая карта №4


Тема урока.

«Мастер и Маргарита». Интерпретация библейского сюжета. Философско-эстетическая проблематика романа

Планируемые результаты.

Уяснить специфику булгаковской интерпретации библейского сюжета, очертить круг этих проблем романа

Личностная значимость изучаемого для школьника.

«Трусость – самый страшный порок». Именно это должны уяснить учащиеся. «Каждому будет дано по его вере» - центр разговора

План урока.

  1. Анализ восприятия романа и самостоятельных наблюдений учащихся над композиционной структурой

  2. Интерпретация библейского сюжета

  3. Философско-эстетическая проблематика

  4. Проекция этических проблем на события современности

Методы обучения.

Проблемный.


Формы организации учебной деятельности.

Комбинированный

Познавательные задания.

Проблемный вопрос.

Как и зачем автор соединяет библейское предание, история 2х влюблённых и московские сатирико-бытовые темы




Организация деятельности учащихся.

Ответ на проблемный вопрос, обобщают изученное на основе сравнительного анализа

Развитие умений учащихся.

Адекватно воспринимать информацию, умение анализировать отдельные главы, умение быстро находить нужные цитаты в тексте

Основные понятия и термины.

Этика, философия, проблема, интерпретация, нравственность

Источники информации.

Роман гл. 26, 31, гл 23.

Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос: «Какую силу воплощает в романе Волану? Какова функция этого образа?»


Технологическая карта №5


Тема урока.

Мастерство Булгакова – сатирика. Роль фантастической условности в романе. Литературный мир на страницах


Планируемые результаты.

Выявить художественное своеобразие сатиры, определить функции фантастической условности, сформировать первоначальные представления о карнавализации


Личностная значимость изучаемого для школьника.

Тема самопожертвования человека.

Что можно сделать ради любимого?



Тема милосердия и всё прощения


План урока.

  1. Образ Воланда в контексте литературных традиций

  2. Сатирические главы романа

  3. Литературный мир на страницах романа




Методы обучения.

Проблемный. Частично поисковый


Формы организации учебной деятельности.

Интегрированный


Познавательные задания.

Почему мастер отказывается именоваться писателем? Коллективный анализ сцены в варьете (12гл)


Организация деятельности учащихся.

Коллективный анализ, ответы на вопросы, составление таблицы, обобщение


Развитие умений учащихся.

Развитие умений анализа текста, выразительное чтение ключевых эпизодов


Основные понятия и термины.

Карнавализация, эстетика, образ огня, ирония, сарказм


Источники информации.

Роман гл.28, гл.27, 29, гл.12, стр. учебника


Домашнее задание.

Развёрнутый ответ на вопрос: « Какова судьба мастера и его романа?»


Технологическая карта №6


Тема урока.

Судьба художника. Тема любви.

Планируемые результаты.

Раскрыть булгаковское понимание художественного творчества, взгляд писателя на международные литературы. Положение художника в мире

Личностная значимость изучаемого для школьника.

Назначение человека. поиск ответа на вопрос: «как жить и каким быть в этом мире?»

План урока.

  1. Тема творчества в романе

  2. Тема любви в романе

  3. Обобщение (бессмертие любви и творчества как высших проявлений свободного человеческого духа)

Методы обучения.

Проблемный.

Формы организации учебной деятельности.

Контрольно-учётный урок.

Познавательные задания.

  1. Что проповедует роман мастера?

  2. Какие христианские ценности воскрешает?

  3. Факторы, сломившие мастера?

  4. Каков приговор мастеру?

  5. Проблема личной ответственности

Организация деятельности учащихся.

Анализ глав, сравнительная характеристика, беседа, проблемный вопрос

Развитие умений учащихся.

Развитие умений анализа текста, выразительное чтение ключевых эпизодов


Основные понятия и термины.

Контекст, антагонизм, символика, нравственные ценности, любовь, судьба романа

Источники информации.

Роман гл.31, гл.29, гл.25, эпилог

Домашнее задание.

Творческое задание

Что роднит мастера и Булгакова? Что общего между мастером и ученицей?










Используемая литература:


  1. Нянковский М.Л. Уроки литературы в 11 классе. Развёрнутое планирование.- Ярославль. Академия развития. Академия Холдинг. – 2003г.

  2. И.В. Егорова. И.В. Золотарёва. Поурочные разработки

по русской литературе XX в. – Москва. «Вако» 2003.

  1. Уроки литературы в 11 классе. Книга для учителя. Под редакцией В.П. Журавлёва.- Москва. Просвещение. 2000.




Попова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы,

МОУ «Красногвардейская гимназия», Красногвардейский район