Трудные дети это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Такое поведение называют девиантным. Для то - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Трудные дети это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов - страница №1/1

Трудные дети – это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Такое поведение называют девиантным. Для того чтобы знать как исправлять его, необходимо вначале понять ч т о исправлять, т.е. причины девиантного поведения.

Существует много классификаций причин отклоняющегося от норм поведения, но основные причины две:



  1. причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;

  2. причины социального и психологического характера.

Наиболее общей причиной социального характера является отношение общества к подростку. Проблемы подросткового возраста трудных подростков возникли только тогда, когда общество стало рассматривать подростков как особую группу людей и наделять их особыми правами. Данные исторических исследований доказывают, что вплоть до ХУ111 века проблемы трудных подростков, детского и подросткового возраста вообще не существовало ни в медицине, ни в философии, ни в педагогике. В средние века дети включались во взрослый мир начиная с семилетнего возраста, и переходного, трудного возраста не существовало. Только в ХУ111 веке были сформулированы основные особенности детей как особой группы, требующей специального внимания. В этот период в обществе были определены обязанности родителей по отношению к духовному и физическому благосостоянию своих детей и, как следствие, развился особый тип эмоциональных отношений в семье. Для детей было введении обязательное посещение школы. В последующем веке термин «контроль» по отношению к подросткам постепенно сменился на термин «социализация», и были определены ее основные направления и критерии. Только после первой мировой войны сформировался взгляд на родителей как на помощников и «слуг» детей. Как ни парадоксально, чем больше внимания общество уделяло подросткам и чем больше особых прав им предоставляло, тем острее становилась проблема трудного возраста.

Среди причин психологического и социального характера традиционно выделяют:



  1. дефекты правового и нравственного сознания;

  2. содержание потребностей личности;

  3. особенности характера;

  4. особенности социально-волевой сферы.

Как правило , трудности в поведении подростка объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания. В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин девиантности ряд ученых называют :

- незавершенность процесса формирования личности;

-отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения;

-зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит.

Кроме того, отклоняющееся от нормы поведение у подростков зачастую является средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых.

Следует отметить, что агрессивное противостояние «взрослым» нормам и ценностям и требованиям со стороны взрослых, а также следование нормам и правилам своей группы- наиболее распространенные причины кратковременного трудного поведения. Они же находятся в числе наиболее легко преодолеваемых. ВЗРОСЛЫМ СТОИТ ЛИШЬ ПЕРЕСМОТРЕТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОДРОСШИМ ДЕТЯМ, И ПРОБЛЕМА РЕШИТСЯ САМА СОБОЙ.

Одной из основных причин психологического характера многие исследователи называют низкую самооценку детей, особенно подростков. Самооценка, является важным регулятором поведения. От самооценки прежде всего зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Расхождения между притязаниями человека и его возможностями ведут к психологическим срывам, повышенной конфликтности подростка , особенно со взрослыми, эмоциональным срывам. Подросткам, в силу возрастных особенностей в некоторые периоды, присуща неадекватная оценка своих возможностей и собственной ценности как личности. Кроме поведенческих и эмоциональных срывов такая ситуация может приводить к депрессии и, как следствие, нежелание посещать школу, снижение успеваемости, употребление табака, алкоголя, наркотиков, поиску поддержки среди «сомнительных» друзей и иным отклонениям в поведении.

Среди причин социального характера одной из самых распространенных является влияние социального окружения, в котором живет и развивается ребенок. Развиваясь в социально неблагополучной среде, подросток усваивает ее нормы и ценности. Даже если они противоречат принятым в обществе, для ребенка они – наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.

Причиной может быть и социально- и материально благополучная среда. При несформированности моральных норм, отклонениях в развитии, конфликтах со взрослыми ребенок, воспитывающийся в благополучной атмосфере, может пуститься на поиски приключений или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать ее законам и нормам.

Причины , связанные с возрастными кризисами. В возрасте от 7 до 17 лет подрастающий человек проходит несколько стадий возрастного развития, на каждой из которых происходят значительные изменения физического и психологического состояний, меняются эмоциональные и коммуникативные восприятия. Далеко не все дети при этом хорошо владеют своими мыслями, чувствами и поступками. Часто ломка представлений и установок, изменение желаний и привычек происходит быстро. Ребенок не успевает осознать происходящие изменения и адаптироваться к ним, результатом чего становиться появление неуверенности в себе, уменьшение доверия к другим людям, повышенная конфликтность или склонность к депрессиям. Таким образом дети и подростки в течение школьного периода несколько раз оказываются в кризисных ситуациях. Соответственно, многие из них в эти периоды оказываются в разряде трудных детей.

Какое поведение считается отклоняющимся от нормы и какие формы данного поведения распространены в молодежной среде? Исследования показали, что молодые люди считают отклоняющимся от нормы поведение такое, за которое можно получить юридическое наказание. А вот неуважение к педагогам, неповиновение, отказ от учебной и трудовой деятельности, конфликты считали нормой, которая обусловливается складывающимися со взрослыми отношениями.

Девушки в качестве критерия отклоняющегося от нормы поведения называли оценку этого поведения взрослыми. Различные виды девиантного поведения могут быть нормой в одной ситуации и отклонением от нее в другой.

Виды девиантного поведения (юноши):


  1. прием алкоголя и курение в общественных местах;

  2. нарушение общественного порядка;

  3. хулиганство;

  4. токсикомания;

  5. мелкое воровство.

Девушки:

  1. нарушение правил поведения в школе, прогулы, отказ от выполнения заданий;

  2. прием алкоголя и курение в общественных местах;

  3. раннее начало половой жизни;

  4. нарушение общественного порядка.

На вопрос о причинах девиантного поведения ответы были таковы:

- желание обратить на себя внимание;

- желание завоевать авторитет;

- просто так от скуки;

- масса свободного времени;

- отсутствие значительных материальных возможностей родителей.

Группа вопросов, касающаяся родителей, еще раз подтвердила нерешенность на современном этапе развития общества проблемы отношений «отцов» и «детей», нежелание большей части родителей заниматься проблемами своих детей и большую самостоятельность и практически полную бесконтрольность, которую получают очень многие дети в своих семьях. Поэтому прослеживается явная тенденция к росту девиантного поведения и его омоложение. Незанятость детей и подростков, наличие у них массы свободного времени, с одной стороны, и материальные проблемы родителей, с другой, - вот те основные причины, которые и провоцируют порой наших детей на девиацию.

Однако большая часть специалистов: психологов, социальных педагогов, врачей, воспитателей детских домов и интернатов считают несущественными отдельные виды отклоняющегося от нормы поведения:

- лживость,табакокурение, раннее начало половой жизни, срыв уроков, прогулы, побег из дома.принятие алкоголя, неуважение к педагогам, нанесение телесных повреждений, кражи, хулиганство, инфальтивность суждений, которые настолько распространены в современных образовательных учреждениях, что перестают служить критериями отклонения поведения от нормы.

Только по отдельным признакам мнение специалистов можно считать единодушным.Это – отрицательное отношение к учебе, неподчинение требованиям, конфликтность, грубость, сквернословие, унижение других людей, т.е. такие формы поведения, корни которых лежат в ошибках воспитания, а следовательно, при правильной организации могут быть скорректированы.

Среди конкретных причин возникновения отклонений в поведении наибольшее значение имеют проблемы в семье ребенка: неблагополучие, разлад в семье, педагогическая некомпетентность родителей, нарекания, брань, наказание по пустякам, непонимание или незнание родителями трудностей детей, алкоголизм родителей. Не менее важное значение имеют и проблемы самого ребенка: болезни, отставания в учебе, недостаточная уверенность в себе, одиночество, непонятость другими, повышенная возбудимость, расторможенность влечений, низкий уровень эмоционально-волевого контроля. К числу важных причин относят также саму государственную политику по отношению к проблемам детства, семьи, отсутствие позитивных образцов в средствах массовой информации, ослабление воспитательной работы, что также подчеркивает необходимость принятие серьезных мер на уровне государственных решений.

Причины собственных затруднений специалисты видят как в себе самих( отсутствие необходимых знаний, неумение установить контакт с детьми и их родителями, неумение разговаривать с подростками о сложных социальных вопросах – сексуальной жизни, использовании нецензурных выражений, наркомании, - так, чтобы они понимали), так и в организации жизни (плохое влияние семьи и близкого социального окружения, нехватка в учебных заведениях специалистов узкого профиля: детских психиатров, специальных психологов). Тем не менее работу в области воспитания и профилактики девиантного поведения детей и подростков нужно проводить используя следующие формы работы:

- работа с семьей, беседы с родителями с целью изменения условий жизни ребенка и улучшения внутрисемейных отношений;

- проведение консилиумов, посвященных проблеме девиантного поведения;

- информационно-просветительская работа с педагогами, детьми, родителями;

- включение трудных детей в работу дополнительных объединений;

- психологические консультирования для детей и родителей;

- групповые занятия в форме тренингов, игр;



- Включение детей в интересную напряженную деятельность;

- создание групп взаимопомощи из самих подростков.