Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов в общеобразовательных - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с... 1 230.48kb.
Об оплате труда работников муниципального образовательного учреждения 1 160.07kb.
2 Организация питания в общеобразовательных учреждениях возлагается... 1 75.89kb.
Пояснительная записка к учебному плану 1-2-х классов 1 95.09kb.
Осмысление всеми участниками образовательного процесса основных задач... 7 1702.71kb.
Муниципальное 4 806.99kb.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного... 1 332.64kb.
Министерство культуры московской области администрация городского... 1 77.31kb.
Хоровая музыка. Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме 1 29.48kb.
В настоящее время приоритетной задачей образовательного процесса... 1 84.14kb.
2 требования к размещению общеобразовательных учреждений 4 4 1060.75kb.
Вопросы для подготовки к экзамену И. Т. Затонских 1 14.25kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным - страница №1/1

Требования

к оснащению образовательного процесса

в соответствии с содержательным наполнением

учебных предметов В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ АСБЕСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУЗЫКА
Основание и цели разработки требований. Данные требования разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по музыке и представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях введения государственного стандарта по музыке.

Широкое привлечение современных технических средств обучения будет способствовать повышению качества музыкального образования, развитию интереса к музыке и музыкальным занятиям, более глубокому восприятию детьми явлений искусства, вовлечению в активную музыкально-творческую деятельность, формированию многообразных представлений о различных гранях музыкального искусства, расширению художественного кругозора школьников, созданию ярких эмоциональных впечатлений.



Новизна разработанных требований. В состав требований включены объекты и средства материально-технического обеспечения, выпускаемые не только в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для внедрения стандарта. В требованиях представлены не конкретные названия объектов и средств материально-технического обеспечения, а их общая номенклатура.

Современные подходы к преподаванию музыки предполагают актуализацию, в числе других, следующих направлений деятельности учителя-музыканта:

– организация проектной – музыкально-творческой и исследовательской деятельности учащихся;

– использование информационно-коммуникационных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;

– формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области музыкального искусства.

Сказанное требует, помимо применения традиционного оборудования и традиционных музыкальных инструментов и демонстрационных материалов, введения современного инструментария (детские клавишные синтезаторы) и в связи с этим компьютеризации процесса обучения (компьютер со звуковой картой и музыкально-программным обеспечением).



Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения.

Специфика подхода к отбору объектов и средств материально-технического обеспечения определяется особенностями урока музыки. То, в каких условиях проводится урок музыки как урок искусства, налагает отпечаток на характер музыкальной деятельности учащихся, восприятия произведений искусства, на развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы школьников. Это обусловливает необходимость обеспечения урока качественными музыкальными инструментами, современной аудио/видео-аппаратурой, мультимедийным оборудованием, наглядными пособиями, дидактическими материалами.



Характеристика учебного кабинета. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Учащиеся класса становятся участниками хора, вокального или инструментального ансамбля, музыкально-театрализованного действия, слушателями музыки. Все это требует особого подхода к подбору специализированного оборудования и оформлению интерьера кабинета. Кабинет музыки должен быть полифункциональным и обеспечивать атмосферу концертного зала как для слушания музыки, так и для исполнительского и художественного творчества учащихся: наличие мини-сцены (подиума), подставок (пюпитров) для игры на музыкальных инструментах и выполнения творческих заданий (выражения своего отношения к музыке в рисунке, слове и др.). В нем должны быть индивидуальные столы и стулья для учащихся, стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др., настенные планшеты.

Специфика урока музыки предъявляет особые требования к рабочему месту учителя: оно должно быть укомплектовано техническими средствами, отвечающими современным требованиям музыкальной педагогики, иметь стационарно смонтированный пульт дистанционного управления. Кабинет оборудуется средством для зашторивания окон с автоматическим и ручным приводом.

Выбор помещения и его рациональная организация (планировка) определяются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.4.2. 178-02).

Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования; учет внутрипредметных и межпредметных связей.

Подача объектов и средств материально-технического обеспечения в виде номенклатуры позволяет учителю применять на музыкальных занятиях самые различные программно-методические и дидактические материалы.

Специфика урока искусства заключается и в том, что не существует каких-либо проблем, к которым учитель и учащиеся не обращались бы на протяжении всего обучения в школе. В искусстве нет пройденных тем, так же как и пройденных произведений. Как творческий читатель обращается к одному литературному произведению в разные периоды своей жизни, так и наиболее значительные музыкальные произведения нередко повторяются и в начальной, и в основной школе. Каждая новая встреча со знакомым произведением должна обогащаться новыми впечатлениями: живое звучание музыки – аудиозаписи – привлечение произведений пластических/изобразительных искусств – видеофрагменты музыкальных спектаклей, концертов ведущих исполнителей и др. Таким образом, сохраняется преемственность с начальной школой и восприятие школьников обогащается от класса к классу. Включение учащихся начальной школы в активное музицирование на детских музыкальных инструментах находит свое развитие и в основной школе, однако здесь целесообразно обучение игре на клавишных синтезаторах.

Драматургия урока искусства предполагает наличие яркого кульминационного момента, который нередко возникает благодаря синтезу искусств. Наличие слайдов и соответствующих проекторов, репродукций, альбомов по искусству обеспечивает связи урока музыки с другими школьными предметами (изобразительное искусство, мировая художественная культура, литература и др.).



Характеристика количественных показателей материально-технического обеспечения. В таблице введены символические обозначения: Д – демонстрационный экземпляр (один экземпляр, кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для постоянной экспозиции; К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса); Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся); П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.), или для использования несколькими учащимися поочередно.



Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необх. кол-во

Примечания

ОШ




1

2

3

4

I. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)




Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

1

Стандарт по музыке, примерная программа, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета музыки




Примерная программа основного общего образования по музыке

1




Авторские программы по музыке







Хрестоматии с нотным материалом

1

Для каждого года обучения




Сборники песен и хоров

1

Для хорового пения в классе и школьном хоре (с учетом разных возрастных составов)




Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки)

1

Пособия могут входить в УМК по музыке, а также освещать различные разделы и темы курса, в том числе проблемы электронного музыкального творчества




Методические журналы по искусству




Федерального значения (в первую очередь учрежденные Минобразования России)




Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.

Учебники по музыке:

1 — 4 классы

5 — 7 классы




100

75

При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете музыки, по несколько экземпляров учебников из других УМК по музыке. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.




Рабочие / творческие тетради /
блокноты:

1 — 4 классы

5 — 7 классы




100

75

В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников




Учебное пособие по
электронному музицированию


13

В перспективе






Книги о музыке и музыкантах.

Научно-популярная литература по искусству


6


Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки




Справочные пособия,
энциклопедии

1

Музыкальная энциклопедия, музыкальный энциклопедический словарь, Энциклопедический словарь юного музыканта, Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства («В мире искусства»)

II. Печатные пособия

Таблицы:

– нотные примеры;


– признаки характера звучания

– средства музыкальной выразительности



1

1

1

Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях


Схемы:

– расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров;


– расположение партий в хоре;


– графические партитуры

1

1

Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России

1





Портреты композиторов

1

Комплекты. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях




Портреты исполнителей

1




Атласы музыкальных инструментов

1







Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы

1







Дидактический раздаточный материал:










Карточки с признаками характера звучания

25

Комплект




Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств

25



Комплект





Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности

25

Комплект

Игры и игрушки




Театральные куклы

6


Для театрализованных форм работы на уроках музыки и во внеклассной деятельности

III. Информационно-коммуникационные средства





Мультимедийные обучающие
программы

1


Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).

Электронные учебники

1


Возможно использование следующих программ:

Программы – музыкальные конструкторы:

Dance Machine,

ACID, Music Generator,

Программы-автоаранжировщики: Visual Aranger, The Gammer, Band-in-a-Box$

Midi-секвенсеры: Cakewalk Pro Audio,

Cubase Audio VST

Аудио-редакторы: Sound Forge, WaveLab, Cool Edit Pro

Нотный редакторы: NoteWorthiComposer, Finale и др.





Электронные библиотеки
по искусству

1


Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству, (музыка, изобразительное искусство), аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация. А также должны быть представлены электронные учебники, используемые в учебном процессе.

Электронные библиотеки могут размещаться на CD-ROM, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).






Игровые компьютерные
программы по музыкальной
тематике

1


Рекомендуются для внеклассной работы

IV. Технические средства обучения (ТСО)




Музыкальный центр

1


аудиоцентр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD RW, MP 3, а также магнитных записей




Видеомагнитофон

1








CD / DVD-проигрыватели

1








Мультимедийный компьютер со звуковой картой

1

Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном, наушниками, соединен с клавишным синтезатором. С пакетом прикладных программ (текстовых, графических, нотных и аудио-редакторов и др.).

Индивидуальная работа учащихся возможна в классе информатики.






Телевизор с универсальной подставкой

1

Телевизор не менее 72 см диагональ




Мультимедиапроектор




Мультимедиапроектор может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения




Слайд-проектор

1







Экран (на штативе или навесной)

1

Минимальные размеры 1,25х 1,25

V. Экранно-звуковые пособия





Аудиозаписи и
фонохрестоматии по музыке

3


Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал для слушания и исполнения.

Песенный материал может быть представлен в виде инструментального сопровождения, специально аранжированного для учащихся основной школы






Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов

3








Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей

1








Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей

1








Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов

1








Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов

1








Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов

1








Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов

1








Слайды (диапозитивы):

– произведения пластических искусств различных исторических стилей и направлений


1










– эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений)

1







– нотный и поэтический текст песен;

– изображения музыкантов, играющих на различных инструментах;

– фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры


1
1

1



Учебно-практическое оборудование




Музыкальные инструменты:

Фортепиано (пианино, рояль)


Баян /аккордеон

Скрипка


Гитара

Клавишный синтезатор




2
1

1

1

1

Два инструмента – для кабинета музыки и школьного зала


Для учителя






Детские клавишные
синтезаторы


13







Комплект детских музыкальных инструментов:

– блок-флейта,

– глокеншпиль /колокольчик,

– бубен


– барабан

– треугольник

– румба,

– маракасы,

– кастаньетты

– металлофоны

– ксилофоны;

– народные инструменты:

свистульки,

деревянные ложки,

трещотки и др.;

– дирижерская палочка





6

6

6

6

6

6

6

6

6

6
6

6

6

6

Набор народных инструментов определяется содержанием регионального компонента и может быть значительно расширен.

Комплектация инструментов производится учителем.





Аудиторная доска с магнитной поверхностью, и приспособлений для крепления таблиц, репродукций

1







Комплект знаков нотного письма (на магнитной основе)

1







Расходные материалы:

– нотная бумага

– цветные фломастеры

– цветные мелки




25

1

1

Для оформления музыкально-графических схем






Специализированная учебная мебель:

индивидуальные столы и стулья для учащихся




13

Комплект (13 столов, 25 стульев)




Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.










Станки для школьного хора




В комплекте (для школьного зала)




Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики)




В комплекте: не менее трех микрофонов и двух динамиков




Музыкальные инструменты для эстрадного ансамбля




В комплекте: не менее двух электрогитар и ударной установки




ИТОГО:

639