Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки педагога профессионального обучения - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Индекс Дидактические единицы 1 218.38kb.
Выписка из гос спо 2-го поколения Требования к минимуму содержания... 1 11.99kb.
Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки... 3 709.05kb.
1. совершенствование содержания и качества подготовки квалифицированных... 1 171.34kb.
Ы основной образовательной программы гбоу сош с. Рождествено 4 1759.17kb.
I. требования к обязательному минимуму содержания дисциплины 4 403.55kb.
Пояснительная записка Программа составлена на основе временных требований... 1 150.47kb.
3 Система условий реализации основной образовательной программы 6 1140.19kb.
Программа составлена на основе фгос впо по направлению подготовки... 1 128.71kb.
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального... 11 2643.75kb.
Зав кафедрой З. А. Шогенов Директор Х. Б. Мамсиров рабочая программа... 1 172.29kb.
Учебный проект автоматизированной системы обработки 3 261.99kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы - страница №1/1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

Профессионально-педагогический институт

Кафедра экономики и управления

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

18/03/2009 г.

Зав. кафедрой

___________ А.А.Саламатов


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕНУ

ПО ЭКОНОМИКЕ

(Специальности 050501.15 – Профессиональное обучение (Автомобили и автомобильное хозяйство); 050501.04 – Профессиональное обучение (Дизайн); 050501.06 – Профессиональное обучение (Информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии))

Челябинск 2009

СОДЕРЖАНИЕ





I. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 3

ii. программа 4

2.1. Пояснительная записка 4

2.2. Содержание курса 5

2.3. Бибилиографический список 6

III. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 8

3.1. Инструкция по работе с программой интернет-тестирования 8

3.2. Типы вопросов, встречающихся в тестах 10

3.3. Примерные задания для текущего контроля 11

11


3.3. Словарь основных терминов и понятий 16


I. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ

СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ


Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

ГСЭ.Ф.09

ЭКОНОМИКА

Введение в экономическую теорию. Блага, потребности ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Макроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос и факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВНП и способы его изменения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индекс цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности перехода экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурный сдвиг в экономике. Формирование открытой экономики. Экономические аспекты социальной работы.


80


ii. программа




2.1. Пояснительная записка


В целях оказания помощи вузам при создании систем управления качеством подготовки специалистов на основе независимой внешней оценки Национальное аккредитационное агентство в сфере образования проводит эксперимент по введению Федерального экзамена в сфере высшего профессионального образования (ФЭПО). Содержанием эксперимента является проведение компьютерного Интернет-тестирования в части внешней оценки уровня подготовки студентов на соответствие требованиям государственных образовательных стандартов.

Интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО) проводится в форме компьютерного тестирования студентов и направлен на проверку выполнения требований Государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Целью ФЭПО является формирование единых требований к оценке качества подготовки специалистов.

Принципы ФЭПО:

  • принцип добровольности участия вузов

  • принцип полного доверия вузам по вопросам соблюдения технологии проведения экзамена

  • проведение экзамена в единое время по единым измерительным материалам

  • два режима проведения экзамена: on-line off-line

ФЭПО – это тестирование студентов совокупности образовательных программ или одной образовательной программе всех вузов Российской Федерации с использованием среды Интернет в режиме off-line или в режиме on-line.

ФЭПО позволит объективно оценить степень соответствия содержания и уровня подготовки студентов требованиям государственных образовательных стандартов.

ФЭПО позволит сравнить результаты освоения стандарта студентами данного вуза с результатами других вузов.

Результаты ФЭПО оформляются в виде информационно-аналитической карты, содержащей материалы, предназначенные для принятия решений в системе внутривузовского управления качеством подготовки.



ФЭПО позволит эффективно использовать результаты экзамена при самообследовании для комплексной оценки вуза.

Участие вузов в ФЭПО будет способствовать созданию системы обеспечения качества подготовки студентов на основе независимой внешней оценки.

При проведении интернет-экзамена подразумевается, что выпускники Профессионально-педагогического института, изучив курс «Экономика», должны владеть следующими знаниями и навыками:

- отчетливо представлять сущность экономики рыночного типа;

- знать законы, аксиомы и принципы, определяющие содержание, структуру и особенности функционирования экономических систем;

- применять в практической деятельности знания о функционировании экономики;

- твердо ориентироваться в компетенции субъектов экономической жизни и активно использовать эти знания на практике.

В результате изучения дисциплины «Экономика» студенты должны:



Знать:

- основные направления и особенности экономической системы, ее роль и место в развитии страны;

- роль, место и взаимосвязь экономики и правовой сферы;

- правовые основы функционирования рыночной системы хозяйствования Российской Федерации;



Уметь:

- анализировать предоставленный материал;

- находить и использовать необходимую экономическую информацию;

- участвовать в дискуссии по экономическим вопросам;

- отстаивать свое мнение по поставленному вопросу;

Владеть:

- навыками работы с экономической литературой, отражающей особенности функционирования экономических систем.



Нормативно-методические материалы:

Содержание тестовых материалов соответствует стандарту, утвержденному Министерством общего и профессионального образования РФ, а также программе курса «Экономика», принятой на кафедре «Подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик» ППИ ЧГПУ и реализуемой на экономических и неэкономических специальностях в последние годы. В содержании экзаменационных материалов по дисциплине «Экономика», учитываются особенности студентов неэкономических специальностей, в частности хорошая математическую подготовка, строгое логическое мышление, способность воспринимать логические построения, функциональные зависимости.



2.2. Содержание курса



Введение в экономическую теорию.

Экономическая теория: предмет, методы и этапы развития. Структура экономической теории. Становление и развитие экономической теории. Понятие экономической системы и ее структура. Потребности и их виды. Экономические ресурсы и факторы производства. Кривая производственных возможностей. Экономические блага. Классификация благ. Типы экономических систем. Проблемы теории собственности. Сущность собственности.

Сущность рынка и его основные черты. Основные принципы рыночной экономики. Рынок как экономическая система институтов.

Микроэкономика.

Основы теории спроса и предложения.

Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения. Теория потребительского поведения. Теория предельной полезности. Кривые безразличия. Предельная норма замещения. Линии бюджетного ограничения. Эффект замещения, эффект дохода. Теория производства и издержек. Издержки и прибыль. Фирма в условиях совершенной конкуренции. Модель рынка совершенной конкуренции. Доходы и прибыль. Деятельность фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде. Фирма в условиях несовершенной конкуренции. Факторы влияющие на рыночную структуру. Чистая монополия. Цена в условиях чистой монополии. Сущность и черты монополистической конкуренции. Олигополия: причины возникновения и сущность.

Основы теории ценообразования на факторы производства. Рынки экономических ресурсов.

Заработная плата и ее формирование на конкурентных рынках, рынках труда. Рента, процент и прибыль как цены экономических ресурсов.

Общее равновесие: функционирование рыночной системы.

Понятие равновесия. Общее равновесие и эффективность. Анализ взаимодействия различных рынков на основе теории общего равновесия.

Экономическая роль государства. Необходимость государственного регулирования экономики. Внешние эффекты. Общественные блага. Функции государства в рыночной экономике.



Макроэкономика.

Национальная экономика: концепции развития и основные макроэкономические показатели.

Система национальных счетов. Принцип равенства потоков расходов и доходов. Основные показатели системы национальных счетов. Номинальный и реальный валовой внутренний продукт. Индекс цен(дефлятор ВНП).

Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Совокупный спрос. Совокупное предложение. Влияние совокупного спроса и совокупного предложения на макроэкономическое равновесие.

Потребление, сбережения, инвестиции. Равновесие по классической и кейнсианской теории. Эффект мультипликатора. Доходы. Социальная политика государства. Безработица. Кривая Лоренца. Уровень жизни и его характеристики. Прожиточный минимум. Государственная система поддержания уровня дохода. Занятость и безработица. Естественная норма безработицы. Формы безработицы. Закон Оукена. Особенности рынка труда в России.

Денежно- кредитная система и методы денежного регулирования.

Сущность и функции денег. Понятия денежной системы и денежной массы. Виды денежных агрегатов. Спрос на деньги, предложение денег. Различие доходов. Предложение денег и банковская система. Функции центрального и коммерческих банков. Равновесие на денежном рынке. Основные инструменты денежного макрорегулирования. Выбор целей денежно- кредитной политики.

Определение инфляции. Теории инфляции. Причины возникновения инфляции. Разновидность инфляции. Социально- экономические последствия инфляции. Инфляция и безработица. Антиинфляционная политика. Особенности инфляционного процесса в России.

Финансовая система и финансовая политика. Необходимость и сущность финансов. Функции финансов. Система финансов. Управление финансами. Финансовая политика.

Экономический рост. Циклические колебания. Факторы экономического роста. Теория экономического роста. Экономические кризисы. Фазы экономического цикла. Виды колебательных процессов. Взаимодействие экономического роста и циклов.

Основы государственного макрорегулирования и управления в смешанной экономике.

Опыт и основные направления государственного регулирования экономик в промышленно развитых странах Запада. Основные подходы и методы управления государственной собственностью в России. Система и условия социально- экономической безопасности РФ.



Переходная экономика.

Переходная экономика: основные признаки и закономерности функционирования. Концепции переходной экономики. Способы и формы осуществления переходных процессов в экономике. Эволюционный путь. Вариант радикального перехода. Финансовая стабилизация.

Государственное регулирование переходной экономики. Стабилизационная политика. Структурная политика. Перестройка отношений собственности.

Особенности переходной экономики России. Особенности и пути приватизации. Варианты выхода России из кризиса.



2.3. Бибилиографический список



Основная литература

  1. Абалкин Л. Стратегия России: взгляд в завтрашний день (методологические размышления) // Экономист. 2003. № 7.

  2. Артемова Л., Назарова А. Состояние экономики и краткосрочный прогноз // Экономист. 2002. № 11.

  3. Астапов К. Инновации промышленных предприятий и экономический рост // Экономист. 2002. № 6.

  4. Астапов К. Приоритеты налоговой реформы в Российской Федерации // Экономист. 2003. № 2.

  5. Балацкий Е. Недостатки антимонопольного регулирования // Экономист. 2003. № 5.

  6. Бобков В. Анализ социально-экономической дифференциации // Экономист. 2003. № 7.

  7. Виссарионов А., Федорова И. Государственный сектор: границы, контроль, управление // Экономист. 2003. № 6.

  8. Воронин Ю. От дефицита начала реформ к профициту «дерегулирования» // Экономист. 2002. № 12.

  9. Гаврилова Н. К вопросу о государственном долге // Экономист. 2003. № 4.

  10. Глазьев С., Жукова М. Бюджет 2003: очередной выбор социально-экономической политики // Рос. экон. журн. 2002. № 9.

  11. Губанов С. Производительные силы: переход к технократической эпохе // Экономист. 2002. № 7.

  12. Губанов С. Темпы роста и воздействие на них государства // Экономист. 2003. № 6.

  13. Дахин В. Глобализация: социальные и политические последствия // Свободная мысль. 2002. № 12.

  14. Живалов В. О комплексном регулировании финансовых потоков // Экономист. 2002. № 12.

  15. Заика И., Крюков А. Национальная экономика и инвестиции // Экономист. 2003. № 7.

  16. Зуев А., Мясникова Л. Состоится ли капиталистическая революция // Свободная мысль. 2002. № 7.

  17. Конкурентоспособность экономики – функция системы воспроизводства (экономический обзор) // Экономист. 2003. № 4.

  18. Кузьмин С. Сдвиги и проблемы в социально-экономическом развитии России // Экономист. 2002. № 7.

  19. Куликов В. Достигнут ли баланс интересов работников и работодателей? (К оценке принятого Трудового Кодекса) // Рос. экон. журн. 2002. № 2.

  20. Курдявый В. Об альтернативе проектируемому варианту реформирования отечественной энергетики // Рос. экон. журн. 2002. № 10.

  21. Кушлин В. Движущие силы эволюции национальной экономики // Экономист. 2003. № 8.

  22. Лебедев В.Г. Государственный заказ как система устойчивого развития // Экономист. 2003. № 5.

  23. Липатова Л. Оплата труда на российских предприятиях // Экономист. 2003. № 3.

  24. Лучко М. Прямые инвестиции: движение и значение // Экономист. 2003. № 3.

  25. Львов Д. Какая экономика нужна России? // Рос. экон. журн. 2002. № 11—12.

  26. Любимцева С. Потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке // Экономист. 2002. № 5.

  27. Любимцева С. Структурная модернизация экономики // Экономист. 2003. № 2.

  28. Мазин А. Что цикл грядущий нам готовит? // Свободная мысль. 2003. № 5.

  29. Макаров В. Контуры экономики знаний // Экономист. 2003. № 3.

  30. Никитин С. Прибыль и зарплата в развитой рыночной экономике // МЭМО. 2000. № 7.

  31. Николаева М., Махотаева М. Концепция реформирования налоговой системы // Экономист. 2003. № 4.

  32. Новосельский В., Торон В. Энергосбережение как фактор экономического роста // Экономист. 2003. № 4.

  33. Олейник Ю. Природный фактор хозяйственно-экономической деятельности // Свободная мысль. 2002. № 11.

  34. Орлов А. Развитие экономики зависит от человеческого фактора // Экономист. 2002. № 12.

  35. Плышевский Б. Показатели результативности рыночных реформ // Экономист. 2002. № 7.

  36. Плышевский Б. Факторы послекризисного восстановления экономики // Экономист. 2002. № 4.

  37. Пороховский А. Рыночный курс: противоречия и перспективы // Экономист. 2002. № 8.

  38. Райская Н. и др. Ценовая политика и экономический рост // Экономист. 2003. № 5.

  39. Рубанов В. Субъект технологической модернизации // Свободная мысль. 2002. № 11.

  40. Рудык Э. Управление трудом в России: к вопросу о применении японского опыта // Рос. экон. журн. 2002. № 1.

  41. Савчук Н. Приоритеты воспроизводства прогрессивных технологий (теория и методология) // Экономист. 2003. № 4.

  42. Слипенчук М. Структурные особенности источников инвестиций // Экономист. 2002. № 10.

  43. Спицын А. Воспроизводство и развитие экономического потенциала // Экономист. 2002. № 5.

  44. Тарануха Ю. Рабочая акционерная собственность, ее потенциал // Экономист. 2003. № 3.

  45. Теории больших циклов конъюнктуры и исследования циклической динамики (цикл статей): Материалы к Международному научному симпозиуму, посвященному 110-летию со дня рождения Н.Д. Кондратьева. М., 2002.

Дополнительная литература

  1. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. М., 2003.

  2. Курс экономической теории: Учебник / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров, 2001.

  3. Новая экономика: Учебное пособие / Под ред. С. Меньшикова. М., 1999.

  4. Современная экономика: Учебное пособие / Под ред. О.Ю. Мамедова. Ростов-на-Дону, 1996.

  5. Экономика (экономическая теория): Учебное пособие / Под ред. Б.Д. Бабаева. Иваново, 2002.

  6. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. М. (последнее издание).

  7. Экономическая теория. Политэкономия: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. М. (последнее издание).

  8. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. М., 1999.

  9. Экономическая теория: Учебник / Под ред. С.С. Носовой. М., 1999.



III. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

3.1. Инструкция по работе с программой интернет-тестирования



ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ТЕСТИРОВАНИЯ



После окончания тестирования необходимо результаты Вашего теста показать преподавателю

(это необходимо для получения Вами отметки о сдаче зачета/экзамена по дисциплине)



Памятка по проведению тестирования в рамках эксперимента по Федеральному Интернет-экзамену

  1. При загрузке компьютера введите

имя пользователя: test

пароль: test test



  1. Запустить Internet Explorer

  2. В адресную строку ввести адрес сетевого ресурса







  1. В открывшемся окне выбрать «Репетиционное вузам» или «Контрольное»




  1. Выбрать специальность и дисциплину (в случае репетиционного тестирования – Рис.1) либо ввести логин и пароль, который Вам выдает преподаватель (в случае контрольного тестирования – Рис.2)


Рис.1

Рис.2


3.2. Типы вопросов, встречающихся в тестах


Задания делятся на 3 типа, перед каждым ответом из предложенного набора стоит один из знаков: ( здесь и далее в скобках показан выбранный вариант), ( ) или ( )

Знак предполагает выбор одного ответа из предложенных.

Например:



ЗАДАНИЕ N 9.

Принцип «невидимой руки» сформулирован



ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Аристотелем

А. Смитом

К. Марксом

И. Посошковым

Знак предполагает выбор нескольких ответов из предложенных.
Например:

ЗАДАНИЕ N 8.

Что из перечисленного относится к факторам производства?



ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

амортизация

земля

образование

капитал

Знак предполагает указание последовательности или соответствия.

Первое нажатие левой кнопки мыши приводит к появлению цифры 1 в соответствующем квадратике. Второе нажатие – к появлению цифры 2 и т.д. Для изменения ответа необходимо повторно нажать на квадратик с цифрой 1.

Пример задания на последовательность:

ЗАДАНИЕ N 5.

Укажите правильную последовательность фаз экономического цикла



ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

пик

подъем

спад
Пример задания на соответствие:

ЗАДАНИЕ N 22.

Установите соответствие между названием экономического течения и фамилией его основоположников:



  1. маржинализм

  2. меркантилизм

  3. институционализм

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Т. Веблен

К. Менгер

А. де Монкретьен

3.3. Примерные задания для текущего контроля


Варианты вопросов для тестирования:


  1. Как называется современная экономика?

1.рыночная экономика.

2.экономика ограниченных ресурсов

3.политическая экономика.

4.теория трудовой стоимости.

5.маржинализм.


  1. Отношение людей по поводу потребностей есть …

1.экономическая сфера общества.

2.политическая сфера общества.

3.духовная сфера общества.

4.социальная сфера общества

5.ноосфера.


  1. Объект экономики:

1.экономическая сфера общества

2.ограниченные ресурсы.

3.рост потребностей.

4.НТР.


5.глобальные проблемы человечества.

  1. Максимальное удовлетворение потребностей при ограниченных ресурсах есть …

1.предмет экономики

2.объект экономики.

3.метод экономики.

4.особенности экономики.

5.верно 1 и 2.


  1. Что отражает график производственных возможностей?

1.использование ресурсов на 100%

2.частичное использование ресурсов.

3.дефицит ресурсов.

4.избыток ресурсов.

5.нет правильного ответа.


  1. Стоимость товара, измеренная потерянной возможностью есть…

1.рыночная стоимость.

2.меновая стоимость.

3.потребительская стоимость.

4.альтернативная стоимость

5.прибавочная стоимость.


  1. Часть денежного дохода, которую люди откладывают для будущего?

1.сбережения

2.инвестиции.

3.потребление.

4.верно 2и3.

5.нет правильного ответа.


  1. Ввоз товаров и услуг из других стран?

1.чистый импорт.

2.чистый экспорт.

3.импорт

4.экспорт.

5.нет правильного ответа.


  1. Ввоз товаров и услуг в другую страну?

1.чистый импорт.

2.чистый экспорт.

3.импорт.

4.экспорт

5.нет правильного ответа.


  1. Макроэкономика отражает…

1.рынок, интересы частника, капиталистическую тенденцию.

2.государство, интересы всех, коммунистическую тенденцию

3.Верно 1 и 2 вариант.

4.нет правильного ответа.

5.рынок


  1. Микроэкономика отражает…

1.рынок, интересы частника, капиталистическую тенденцию

2.государство, интересы всех, коммунистическую тенденцию.

3.верно 1 и 2.

4.нет правильного ответа.

5.все варианты верны.


  1. Экономический рост означает, что:

1.кривая производственных возможностей смещается вправо

2.кривая производственных возможностей смещается влево.

3.кривая производственных возможностей не изменяется.

4.нет правильного ответа.

5.верно 1 и 3


  1. Что относится к факторам экономического роста:

1.прирост капитала.

2.рост образовательного уровня.

3.улучшение распределенных ресурсов.

4.совершенствование технологии на основе НТП.

5.все ответы верны


  1. Что не относится к факторам экстенсивного экономического роста:

1.рост производительности труда

2.открытие основных месторождений.

3.увеличение числа занятых работников.

4.строительство новых заводов.

5.нет правильного ответа.


  1. Что не относится к факторам интенсивного экономического роста:

1.рост производительности труда.

2.более рациональное использование природных ресурсов.

3.использование достижений НТР.

4.строительство новых заводов

5.нет правильного ответа.


  1. Основная причина безработицы, следующая из рыночного механизма

1.уровень зарплаты

2.недостаток рабочей силы.

3.недостаток рабочих мест.

4.повышение инфляции.

5.объем производства.


  1. Максимальная отдача от каждой единицы ресурсов:

1.экономическая эффективность

2.экономический рост.

3.справедливое распределение.

4.торговый баланс.

5.полная занятость.


  1. Экономическая свобода- это свобода решения…

1.вопроса что производить?.

2.как производить?.

3.для кого производить?.

4.верно1 2 и3

5.нет правильного ответа.


  1. Совокупность отношений между людьми:

1.благо.

2.проблема.

3.общество

4.герменевтика.

5.объект.


  1. Отношение людей по поводу власти:

1.экономическая сфера.

2.духовная сфера.

3.социальная сфера.

4.политическая сфера

5.ноосфера.


  1. Какие вопросы являются главными вопросами экономики?

1.что производить.

2.для кого производить.

3.как производить.

4.1 и 2.


5.1, 2 и 3

  1. Историческая форма присвоения материальных благ:

1.сбережения.

2.собственность

3.микроэкономика.

4.теория монетаризма.

5.макроэкономика.


  1. На какие два раздела делится экономика:

1.микроэкономика.

2.монополия.

3.макроэкономика.

4.верны 1 и 2.

5.верны 1 и 3


  1. Через что связано правительство с экономической системой:

1.через чистые налоги.

2.через государственный займ.

3.через государственные закупки.

4.верно 1 и 3.

5.верно 1, 2 и 3


  1. На каком рынке семейные хозяйства продают предпринимателям принадлежащие им факторы производства:

1.рынок товаров.

2.финансовый рынок.

3.рынок ресурсов

4.экономический рынок.

5.нет правильного ответа.


  1. Что означает TR:

1.общий доход

2.колличественный доход.

3.национальный доход.

4.семейный доход.

5.государственный доход.


  1. Политика высоких цен означает, что рост общих доходов происходит за счёт:

1.повышения качества.

2.повышения цены

3.понижения цены.

4.увеличения количества товара или услуги.

5.нет верного ответа.


  1. Политика стабильных цен осуществляется при коэффициенте эластичности:

1.больше 1.

2.меньше 1.

3.равном 1

4.равном 0.

5.больше 0.


  1. В зоне, когда товар и услуга не эластичны, необходимо (политика низких цен):

1.повышать цену.

2.снижать цену

3.повышать количество товара и услуг.

4.понижать количество товара и услуг.

5.верно 1 и 3.


  1. Товары, которые люди потребляют независимо от дохода:

1.товары роскоши.

2.товары низкого качества.

3.нормальный товар.

4.взаимозаменяемый товар.

5.товары первой необходимости


  1. При взаимозаменяемых товарах коэффициент эластичности:

1.больше 1

2.меньше 1.

3.равно 1.

4.равно 0.

5.больше 0.


  1. К товарам роскоши относятся:

1.машина.

2.круиз по морю на лайнере.

3.драгоценности.

4.верно 1 и 2.

5.верно 2 и 3


  1. Блага, которые не имеют ограничения в колличестве:

1.экономические блага.

2.свободные блага

3.государственные блага.

4.культурные блага.

5.финансовые блага.


  1. Потребителю безразлично, какой набор он будет потреблять, т.к. полезность одна и таже - это...

1.кривая спроса.

2.кривая производственных возможностей.

3.кривая предложения.

4.кривая безразличия

5.кривая эластичности.


  1. Дешёвый товар X начинает вытеснять дорогой товар Y - это...

1.эффект повышения цены.

2.эФфект снижения цены.

3.эффект распределения.

4.эффект дохода.

5.эффект замещения


  1. Буквами МС обозначается:

1.предельный доход.

2.предельные издержки

3.общий доход.

4.равенство.

5.нет правильного ответа.


  1. Доля изменения величины спроса на данный товар, вызванная изменением реального дохода - это...

1.эффект дохода

2.эффект замещения.

3.эффект распределения.

4.эффект снижения цены.

5.эффект повышения цены.


  1. Способность блага удовлетворять потребность - это...

1.равновесие потребителя.

2.предельная полезность.

3.полезность

4.набор безразличия.

5.карта безразличия.
Варианты задач:
Задача № 1.

Экономика страны характеризуется следующими данными: ВВП (Q) = 100 млрд. долл., бюджетный дефицит – 5 млрд. долл., денежная масса в обращении (М) – 20 млрд. долл., скорость обращения одной денежной единицы (V) постоянная. При данных условиях бюджетный дефицит может быть покрыт за счет дополнительной денежной эмиссии. Какие последствия для экономики будет иметь данный вариант покрытия дефицита?



Задача № 2.

Спрос на товар определен следующим уравнением: Qd=-0,5P+4. Абсолютная эластичность спроса по цене равна 3. Определите цену данного товара. Постройте график спроса на данный товар.



Задача № 3.

На конкурентном тынке бензина в США можно было ежегодно продавать 100 млрд. галлонов бензина по цене 1 доллар за галлон. Когда мировая цена бензина упала до 0,5 долларов за галлон, правительство США установило квоту на импорт бензина в размере 20 млрд. галлонов в год. Каков ежегодный дефицит бензина в США, если эластичность спроса равна 0,5, а эластичность предложения равна 0,4?



Задача № 4.

Функции спроса и предложения для некоторого товара имеют вид: Qd=50-0,3P, Qs=-40+20,7P. Правительство установила фиксированную цену на данный товар, в результате чего величина спроса упала на 3 тыс. шт. Определите фиксированную цену, установленную правительством, а также найдите величину правительственных расходов, необходимых для поддержания равновесия на рынке при фиксированной цене.



Задача № 5.

Спрос и предложение на некоторый товар имеют вид: Qd=2500-200P,

Qs=1000+100P. Вычислите параметры равновесия на рынке данного товара. Если государство установит на данный товар фиксированную цену в 3 ден. ед., каковы будут последствия этого решения?

Задача № 6.

Имеются следующие данные о деятельности фирмы.



P

Q

TR

TC

FC

AC

AVC

MC




1000

5000




15000




5,5

5

Количество выпускаемого продукта таково, что при его увеличении предельные издержки фирмы возрастут. Заполните таблицу и определите, должна ли фирма увеличить выпуск продукции, уменьшить выпуск продукции, закрыться, ничего не менять.

Задача № 7.

Фирма производит 100 тыс. ед. продукции по 20 долларов за единицу. Затраты на покупку сырья составили 400 тыс. долларов. Заработная плата наемных работников – 400 тыс. долларов. Оплата энергоресурсов – 100 тыс. долларов. Амортизация составляет 200 тыс. долларов. Заработная плата управляющих – 300 тыс. долларов. Выплата процентов на наемные средства составляет 100 тыс. долларов. Свой риск предприятие оценивает в 300 тыс. долларов. Определите средние переменные и постоянные издержки, общие издержки, общую выручку, экономическую прибыль.



Задача № 8.

Заполните таблицу:



Q

TFC

TVC

AFC

AVC

TC

MC

0

110

0













1

110

60













2

110

110













3

110

150













4

110

210













5

110

320













6

110

420













Задача № 9.

Предприятие работает в условиях совершенной конкуренции. Выпуск продукции за некоторый период времени и общие издержки предприятия представлены в таблице. Определите оптимальный объем выпуска продукции для данного предприятия, если цена товара на рынке установилась на уровне 125 тыс. рублей.



Объем выпуска (шт.)

Общие издержки (тыс. руб.)

0

900

2

1060

4

1260

6

1490

8

1740

10

2000

Задача № 10.

В таблице приведены данные о рыночном спросе на продукцию, выпускаемую фирмой-монополистом, а также зависимость общих издержек монополиста от выпуска продукции. Какой объем производства установит монополист? При какой цене? Каковы его средние издержки? Какова будет его прибыль?



Цена (ден.ед.)

Объем спроса (шт.)

Объем издержек (ден.ед)

20

0

2

18

1

18

16

2

26

14

3

36

12

4

48

10

5

62


3.3. Словарь основных терминов и понятий


Абстракция - метод научного исследования, исключающий из анализа все случайное (частное, второстепенное) и находящий в исследуемом объекте сущностное, постоянное.

Акселератор - коэффициент, противоположный мультипликатору; характеризует влияние прироста национального дохода на прирост инвестиций (см. Мультипликатор).

Бюджетный дефицит - сумма превышения расходов государства над его доходами.

Государственное регулирование экономики - вмешательство государства в экономические процессы посредством воздействия на функционирование рыночных механизмов административными (законодательными), экономическими (валютно - финансовыми, денежно-кредитными, бюджетно-налоговыми и др.) методами и рычагами.

Демонополизация - устранение государственной или иной монополии, диктующей свои условия рынку.

«Догма Смита» - оценка теории воспроизводства А. Марксом в связи с тем, что смитовская «цена годичного продукта труда» сводится целиком к доходам, т.е. исключает накопление, связанное с необходимостью возобновления воспроизводственного процесса и расширением его масштаба.

«Железный закон заработной платы» - вытекает из теории народонаселения Т.Р. Мальтуса и означает, что в силу естественного роста численности населения (соответственно опережающего прироста предложения рабочей силы) и убывающего плодородия земли уровень заработной платы в обществе якобы не сможет расти, неизменно оставаясь на низком уровне.

«Закон Кларка» - оценка концепции Дж. Б. Кларка о распределении доходов на основе принципов предельного анализа цен факторов производства; в соответствии с этим «законом» стимул увеличения фактора производства исчерпывается по мере того, как цена этого фактора начинает превышать возможные доходы предпринимателя.

«Закон Сэя» - концепция Ж.Б. Сэя о беспрепятственной и полной реализации общественного продукта, т.е. бескризисном экономическом росте; в соответствии с этим «законом» при достижении и соблюдении обществом принципов «laissez faire» производство (предложение) будет порождать адекватное потребление (спрос), т.е. производство товаров и услуг обязательно порождает доходы, на которые эти товары и услуги свободно реализуются благодаря гибкому и свободному ценообразованию на рынке.

«Закон Госсена» - главные теоретические принципы маржинализма, одним из предшественников которого являлся Г. Госсен; различают два «закона Госсена», из которых первый гласит, что с увеличением наличия данного блага его предельная полезность уменьшается, а в соответствии со вторым оптимальная структура потребления (спроса) достигается при равенстве предельных полезностей всех потребляемых благ.

Институционализм - одно из современных направлений экономической мысли, которое сформировалось в 20-30-е гг. XX в. в качестве альтернативы неоклассическому направлению экономической мысли; главной особенностью его является исследование всей совокупности социально-экономических факторов (институтов), рассматриваемых во взаимосвязи и взаимообусловленности и в историческом контексте, а также идея социального контроля общества над экономикой.

Кейнсианство - экономическое учение о необходимости и значимости государственного регулирования экономики посредством широкого использования государством фискальной, денежно-кредитной политики и других активных мер воздействия на рыночный механизм.

Классическая политическая экономия - направление экономической мысли (период с конца XVIII по вторую половину XIX в.), представители которого развенчали протекционистские идеи меркантилизма и заложили научную базу методологических и теоретических исследований рыночных экономических отношений; главной особенностью направления является пропаганда идей «чистой» экономической теории и целесообразности «полного laissez faire», т.е. абсолютного невмешательства государства в деловую жизнь и механизм саморегулируемой экономики.

Количественная теория денег - теория, доказывающая:

а) по ортодоксальной версии «классиков» зависимость изменения цен на товары исключительно от количества денег в обращении;



б) по версии «неоклассиков» возможность корректировки цен на товары в связи со стоимостью денежного материала, непостоянным уровнем скорости обращения денег и количества товарной массы, а также с учетом степени ликвидности денег.

Конкуренция монополистическая - рыночная ситуация, при которой степень усиления взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. «дифференциация продукта», позволяет продавцу контролировать уровень предложения и цены и достичь абсолютной монополии на собственный продукт, но при этом он (продавец) продолжает подвергаться конкуренции других продавцов, обладающих более или менее несовершенными заменителями.

Конкуренция несовершенная - рыночная ситуация, при которой малое количество крупных производителей (продавцов) получает возможность влиять на уровень рыночной цены.

Конкуренция совершенная (свободная, чистая или полная) - рыночная ситуация со многими продавцами и покупателями однородной продукции, которые не могут влиять на уровень цены на рынке.

«Крест Маршалла» - графическое изображение пересечения кривой спроса и кривой предложения, в точке пересечения которых устанавливается равновесие между ними, а также равновесная, т.е. устойчивая цена.

«Кривая Филлипса» - эмпирическая кривая, характеризующая связь между ежегодным процентным изменением заработной платы в денежном выражении и уровнем (долей) безработицы.

«Кривые безразличия» - эмпирические кривые, отражающие сохранение суммарных полезностей потребляемых товаров в различных комбинациях их сочетания и предпочтение одних комбинаций перед другими.

Ликвидность - способность материальных средств, других ресурсов быстро обращаться в деньги; способность предприятия вовремя оплачивать свои обязательства, превращать статьи актива баланса в деньги.

Макроэкономика - экономика как целое или её важнейшие составляющие; раздел экономической теории, изучающей экономику в целом или её основные составляющие.

Маржинализм (маржинальная экономическая теория) - обобщение идей и концепций, в основе которого лежит исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы на микро- и макроуровне.

«Маржинальная революция» - произошедший в последней трети XIX в. переход от ценностей «классической школы» к ценностям (теоретико-методологическим принципам) маржинализма.

Меркантилизм - направление экономической мысли (период XVI - XVIII вв.), представители которого отождествляли богатство страны с деньгами и рассматривали их как важнейшее средство экономического роста, а источник богатства видели во внешней торговле, в обеспечении активного торгового баланса; главной особенностью направления является пропаганда идей протекционистской экономической политики государства, т.е. его участия в управлении хозяйственной системой.

Металлическая теория денег - теория, трактующая обусловленность ценности денег весом подлежащей государством чеканке монеты.

Микроэкономика - раздел экономической теории, изучающий экономические единицы, например фирмы, какие-либо отдельные экономические объекты или явления.

Монетаризм - экономическая теория, основанная на определяющей роли денежной массы, находящейся в обращении, в осуществлении политики стабилизации экономики, её функционирования и развития.

Монополия - предприятие или группа предприятий, занимающая доминирующее положение на рынке, что позволяет им контролировать и определять цены; форма рынка, контролируемого одним или несколькими предприятиями.

Монопольная цена - вид цены, устанавливаемой монополией. В зависимости от целей монополия может устанавливать монопольно высокие и монопольно низкие цены.

Монопсония - ситуация, когда на рынке действует масса мелких продавцов и один единственный покупатель.

Мультипликатор - множитель; категория, используемая в экономической теории для характеристики и определения различных взаимосвязей, где имеет место мультипликационный эффект. В частности, в кейнсианстве под мультипликатором понимается коэффициент, характеризующий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций.

«Невидимая рука» - понятие, введенное в научный оборот А. Смитом, в соответствии с которым предполагается такое соотношение во взаимодействии хозяйствующих субъектов и государства, когда последнее, не противодействуя объективным экономическим законам, не вмешивается в процесс «естественного», т.е. свободного функционирования рыночного механизма.

Нейтральность денег - теоретическое положение «классиков», упрощающее суть денежного товара до некоего технического средства, удобного для обмена, и приводящее к ортодоксальной версии количественной теории денег.

«Неоклассический синтез» - термин П. Самуэльсона, используемый «для обозначения ... синтеза тех истин, которые были установлены классической политической экономией, и положений, доказанных современными теориями формирования доходов»; более широкая смысловая нагрузка этого термина в экономической литературе свидетельствует о формировании новой универсальной доктрины современной экономической науки.

Неоклассическая теория - одно из современных направлений экономической мысли, которое сформировалось в 90-е гг. XIX в. на базе как идей экономического либерализма и «чистой теории», так и принципов системного анализа маржинальных (предельных) показателей и микроэкономического исследования, явившись альтернативой классической политической экономии; с 30-х гг. XX в. теоретико-методологические задачи «неоклассиков» дополнились макроэкономическими исследованиями и проблематикой социальной направленности и государственного регулирования экономики.

Неолиберализм - экономическая концепция государственного регулирования хозяйственных процессов на принципах достижения свободной («чистой») конкуренции предпринимателей, свободы рынков и других элементов экономического либерализма; альтернативная кейнсианству концепция государственного регулирования экономики.

Номиналистическая теория денег - теория, трактующая обусловленность ценности подлежащих чеканке денег тем номиналом оценки монеты, который устанавливается государством.

Общее равновесие - устойчивое состояние конкурентной экономики, при котором потребитель максимизирует значение функции полезности, а конкурирующие производители максимизируют получаемую прибыль при ценах, обеспечивающих равенство спроса и предложения.

Олигополия - господство нескольких крупнейших фирм на рынке.

«Оптимум Парето» (общественная максимальная полезность) - понятие, предназначенное для оценки таких изменений, которые либо улучшают благосостояние всех, либо не ухудшают благосостояния всех с улучшением благосостояния по крайней мере одного человека; концепция, позволяющая принять оптимальное решение по максимизации прибыли.

Политика конкуренции - совокупность законов и государственных мер, направленных на максимально возможную реализацию на практике идеала полной (свободной, чистой) конкуренции.

Политическая экономия - термин, введённый в научный оборот А. Монкретьеном, издавшим в 1615 г. «Трактат политической экономии»; наименование экономической науки, призванной решать проблемы:

а) государственного хозяйства (меркантилистская версия);



б) свободного частного предпринимательства (версия классической политической экономии).

Предельная полезность - способность удовлетворять наименее интенсивную потребность; дополнительная полезность, которую получает потребитель от дополнительной единицы товара или услуги.

Протекционизм - политика, направленная на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции путем прямого или косвенного ограничения импорта товаров.

«Психологический закон» - положение Дж. М. Кейнса, в соответствии с которым «по мере того, как реальный доход возрастает, общество желает потреблять постоянно уменьшающуюся его часть».

Равновесная цена - цена товара при равенстве спроса и предложения.

Склонность к ликвидности - стремление откладывать часть денег в запас в виде банковских или ценных бумаг.

Способ определения суммарной полезности - способ оценки предельной полезности потребляемых благ; способ называется аддиктивным, если предельная полезность однородных благ с каждой последующей единицей характеризуется с убывающей тенденцией, и мультипликативным, если предельная полезность однородных благ умножается на их количество.

«Справедливая цена» - категория экономического учения канонистов, «объяснявшая» правомерность административного (нерыночного) ценообразования и возможности «продавать вещь дороже» во избежание нанесения ущерба как её «владельцу», так и всей «общественной жизни».

«Теория вменения» - теория ценообразования «австрийской школы», суть которой сводится к процессу последовательного вмешательства доли стоимости (ценности) блага «первого порядка» благам «последующих порядков», использованных при его производстве.

Теория издержек производства - одна из затратных трактовок теории стоимости, в соответствии с которой ценность товара обусловлена издержками в процессе производства на факторы «труд», «капитал», «земля».

«Теория ожидания» - теория Е. Бем - Баверка о механизме происхождения процента на капитал благодаря производительной сущности фактора времени; специфический ресурс «капитал» в зависимости от его размера и времени функционирования, т.е. «ожидания», обеспечивает большой или меньший процент на капитал.

Трудовая теория стоимости - один из затратных вариантов теории стоимости, согласно которому ценность товара создается определенным количеством затраченного труда.

«Феномен избытка мощности» - положение, выдвинутое Э. Чемберлином в теории монополистической конкуренции; возникает в процессе деятельности продавца - монополиста, стремящегося овладеть «известными частями общего рынка», и поддерживается его патентами, фабричными марками, мастерством, особыми дарованиями.

Физиократия - в переводе с греческого «власть природы»; течение классической политической экономии (вторая половина XYIII в.) во Франции, представители которого исходили из определяющей роли в экономике и сознании национального богатства земли, сельскохозяйственного производства.

Хозяйственная (экономическая) система - концепция В. Ойкена о двух «идеальных типах» экономических систем: централизованно управляемой экономики (экономическая жизнь регулируется исходящими из одного центра планами) и меновой экономики (каждый субъект хозяйства руководствуется собственными планами).

«Хозяйство Робинзона» - термин, введенный в научный оборот К. Менгером, используемый для анализа экономических отношений и показателей на уровне отдельного хозяйствующего субъекта (индивида), т.е. на микроуровне, с учетом феномена собственности и обусловленного относительной редкостью благ человеческого эгоизма.

Хрематистика - термин, использованный Аристотелем при обозначении неестественной сферы деятельности людей; беспечное искусство наживать состояние посредством крупных торговых сделок и ростовщических операций.

Чистая экономическая теория - теоретико-методологическая позиция «классиков» и «неоклассиков», свидетельствующая об их приверженности «держаться чистого знания», «чистой теории», т.е. без субъективистских, психологических и прочих неэкономических наслоений в экономическом анализе.

Экономикс - термин, введённый в научный оборот А. Маршаллом в работе «Принципы экономикс» (1890); наименование экономической науки, которая, по словам П. Самуэльсона, «подразумевает экономию или максимизацию» и посвящена «проблеме оптимального объёма, при котором прибыль достигает максимума».

Экономический либерализм (политика laissez faire) - политика невмешательства государства в экономику; совокупность экономических свобод; свободная конкуренция, свободное предпринимательство, свободные цены, свободная торговля и т.д.

Эластичность предложения - реакция предложения на изменение цены.

Эластичность спроса - реакция спроса на изменение цены.

«Эффект Веблена» - характеристика ситуации, при которой снижение цены на товар воспринимается покупателем как ухудшение его качества или утрата его «активности» либо «престижность» среди населения, и тогда товар перестаёт пользоваться покупательским спросом, а в обратной ситуации, напротив, объём покупок с ростом цены может возрасти.

Эффективный спрос - термин из концепции Дж. М. Кейнса о потенциально возможном и стимулируемом государством спросе на инвестиции и средства производства.