«Традиции или пережитки прошлого?» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Традиции или пережитки прошлого?» - страница №1/1

Игра-путешествие

«Традиции или пережитки прошлого?»

Выбирается жюри в составе 3 человек. Класс разбивается на 2 команды. Оборудование: название станций, бумага для эскизов плакатов, фломастеры, высказывания о наркотиках. Цели:

1.Дать учащимся понятие традиции.

2.Убедить учащихся в том, что курение, алкоголизм, наркомания-вредные привычки, а не традиции.

3.Показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье человека.

1. Станция «Традиции и курение»

Ведущий 1. Ежегодно за несколько дней до 1 января в каждом доме наряжают ёлку. Перед приходом весны мы празднуем масленицу: печём блины, устраиваем гулянья, сжигаем соломенное чучело. Почётных гостей встречаем хлебом-солью. Возлагаем цветы к подножию памятников, отдавая дань уважения героям войны. Всё это можно назвать одним словом-традиции.

Ведущий 2. В переводе с латинского языка слово традиция означает передача. Традиция – один из элементов культурного наследия, которые живут у народов и передаются из поколения в поколение, сохраняются в течение длительного времени. Традицией могут быть нормы поведения, обычаи, обряды, традиции проявляются в одежде, в народном творчестве. А сейчас каждая группа попытается вспомнить, какие традиции есть в нашем классе, в нашем городе, в нашей стране, у народов других стран.

Ведущий 1. Многие традиции существовали с давних времён. Например, у христиан существует традиция крестить новорождённых младенцев. Но бывает так, что традиции исчезают, появляются новые. Например, у наших космонавтов есть замечательная традиция – после возвращения на землю сажать дерево. Такие традиции объединяют людей, дают им силы, укрепляют дух.

Ведущий 2.А теперь давайте вспомним, как европейцы приобщались к курению. Табак получил своё название от провинции Табаго острова Гаити. После второго похода Христофора Колумба в 1493- 1496 годах семена табака были завезены в Испанию, затем они попали в соседние европейские страны. В период великих географических открытий морскими и караванными путями семена табака были доставлены во все уголки земного шара. Широкому распространению табака способствовало его специфическое свойство – быстро наступала тяга к курению, с которой человеку было трудно бороться. Раньше не было известно о наркотических свойствах никотина, поэтому табаку приписывали необыкновенные действия, считали, что табак отпугивает болезни, злых духов, является успокаивающим средством. В Россию табак был завезён английскими купцами в 1585 году.

Ведущий 1. Курение табака, а также его применение в качестве лекарства часто вызывало тяжёлые отравления, нередко кончавшиеся смертью. Это заставляло правительства разных стран вести борьбу с курением. Во время царствования Михаила Фёдоровича первого царя из рода Романовых уличённых в курении в первый раз наказывали 60 ударами палки по стопам, во второй раз – отрезали нос или уши. При царе Алексее Михайловиче, сыне Михаила Фёдоровича, торговцев табаком пороли, ссылали в дальние города. До 19 века фабриканты и купцы от торговли сигаретами и папиросами получали огромные прибыли, а вредные свойства табака практически не были изучены. Торговля табаком расширялась, росли доходы казны. Правительство изменило своё отношение к табаку, использовало его как источник прибыли.



Ведущий 2. В России торговля табаком и курение были разрешены в 1697 году во время царствования Петра 1. Пётр 1 был заядлым курильщиком, склонял к курению своих приближённых. Как вы думаете, можно ли курение отнести к традициям? Почему?

Ведущий 2. К сожалению, и сегодня отношение к курению у людей различно. Одни считают, что курение – пережиток прошлого, что оно причиняет огромный вред здоровью, у курящего человека могут появиться тяжёлые заболевания лёгких. Другие считают, что в курении нет ничего плохого.

Что же думают о курении старшеклассники нашей школы? (Результаты анкетирования). На вопрос «Как вы относитесь к курению?» отвечали 68 учащихся 9, 10, 11 классов. Вариант «Мне всё равно» выбрали 11 человек, вариант «Это не для меня» выбрали тоже 11 человек. Категорически против курения высказались 23 учащихся. Вариант «Я курю» выбрали 2человека.20 человек ответили, что сами не курят, но не против, если рядом курят другие. 1 ученик выбрал ответ «Свой вариант».


2 станция « Похититель рассудка»
Ведущий 2.похититель рассудка – так называют алкоголь с давних времен. Широкое распространение в древности нашло виноградное вино. В древней Греции вино считалось даром богов. Покровителем виноделия считали Диониса, сына Зевса. Его другое имя на латыни – Бахус. В честь Диониса проводились праздники- дионисии или вакханалии. Устраивались торжественные процессии, игры, состязания поэтов, приглашались гости из других стран. Позднее эти праздники превратились в оголтелые пьянки, вакханалии воспринимаются сейчас, как синоним пьяного разгула. Чистый спирт начали получать арабы в 6-7 веке и назвали его « аль коголь», что означает «одурманивающий».

Ведущий 1. Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Появилось мнение, что пьянство – это старинная традиция русского народа. Русский историк и этнограф профессор Н.И. Костомаров полностью опроверг это мнение. Он доказал, что на Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышал 5-10 градусов. Чара пускалась по кругу, из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, пьянство считалось величайшим позором и грехом. Правительство, начиная с Ивана 3, стремилось сохранить за собой право по изготовлению и продаже водки в кабаках. На протяжении столетий в народе насаждалось пьянство, правящие круги заботились о том, чтобы получать больше дохода от продажи водки. Не принималось никаких мер, направленных на защиту здоровья народа, его нравственности.

Результаты анкетирования. Учащимся старших классов был задан вопрос «Как вы относитесь к спиртному?» Вариант «Никогда не пробовал» выбрали только 4 человека. Большинство старшеклассников выбрали ответ «Пью с друзьями»- 36 чел. Дома на праздники пьют 13 чел. Категорически против спиртного высказались всего 8 чел. Ответ «Свой вариант» дали 7 чел.

Задание группам: Нарисуйте эскиз плаката на тему: «Пить или жить?»
3 станция «Мифы о наркотиках»

Высказывания:



  1. «Конопля - не наркотик, от нее не бывает зависимости»

  2. «Прием наркотиков – обязательный атрибут красивой жизни»

  3. «Чтобы завязать с употреблением наркотиков, надо постепенно снижать дозу»




  1. «Все современные музыканты сидят на наркотиках и ничего»

  2. «Наркотиками являются только вещества синтетического происхождения»


Ведущий 2. Прочитайте эти высказывания. Вы согласны с ними? Почему?

А сейчас выполните такое задание. Одна из групп мимикой, жестами изображает какое – нибудь чувство, а остальные группы должны его отгадать.



Ведущий 1. Органы чувств нужны человеку для получения информации об окружающем мире. В зависимости от получаемых впечатлений чувства у человека постоянно меняются: радость сменяется негодованием, страх – чувством симпатии. Но бывает так, что человеку всегда грустно, он постоянно испытывает чувство усталости, тревоги, всё время находится в состоянии депрессии, у него всё болит. Такое состояние характерно для человека, употребляющего наркотики или токсические вещества. Сначала наркотики как бы подстёгивают чувства, а после того, как организм перевозбуждается, он теряет силы. Вот почему после употребления алкоголя, наркотиков человек чувствует себя разбитым, уставшим, теряет интерес ко всему окружающему.

Ведущий 2. Вы знаете, что наркоманы вводят внутривенно наркотик, пользуясь при этом грязными шприцами. Среди наркоманов многие больны СПИДом или ВИЧ – инфицированы. Вирус этого заболевания попадает в кровь и повреждает лимфоциты, которые являются важным звеном защитной (иммунной) системы организма, заражённый становится беззащитным перед микробами, опухолями. СПИД развивается медленно, в течение нескольких лет у больных нет никаких признаков болезни, только увеличены некоторые лимфоузлы. Затем у больного поднимается температура, наблюдается расстройство желудка, похудание, развивается воспаление лёгких, поражается кожа, может возникнуть заражение крови, злокачественная опухоль. Всё это приводит к смерти человека.



Ведущий 1. Наркотик, попадая в организм человека, разрушает его, подчиняет себе мысли человека, расслабляет мышцы, нарушает его внутренний мир. Наркоман, сам того не желая, становится рабом наркотика.

Человек становится опустошённым, не способным трезво мыслить, перестаёт быть самим собой.

А сейчас послушайте результаты анкетирования. Учащимся 9,10,11 классов был задан вопрос «Как вы относитесь к наркотикам?» Вариант «Никогда не пробовал и не буду» выбрали 61 чел. Считают, что всё надо в жизни попробовать 4 чел. 1ученик считает, что их употребление нормально в наше время.2 человека выбрали свой вариант. На вопрос «Почему молодёжь начинает курить, пить, употреблять наркотики?» 5 человек считает, что к этому их толкает любопытство, 20 думают, что подростки таким образом стремятся доказать свою взрослость, 5 человек видят причину в том, что подростки не хотят выделяться среди сверстников, 12 видят причину в том, что молодёжь пытается уйти от своих проблем, 18 думают, что подростки таким способом расслабляются, 8 учащихся выбрали свой вариант (от дурости, от нечего делать)

Давайте проверим, всегда ли человек может выполнить какое – либо действие, используя силу воли.

2 человека садятся на стул, ноги ставят перпендикулярно полу. Надо встать, держа корпус прямо, не помогая себе руками. Нельзя отрывать ноги от пола.

( Это упражнение выполнить нельзя).



4 станция «Выбираю жизнь»


Без чего (кого) нельзя прожить.


Без чего прожить трудно, но можно.







Ведущий 1. Каждая группа по очереди называет то, без чего человек не может прожить и без чего прожить трудно, но можно. В какой столбик вы бы отнесли сигареты, спиртное, наркотики? Есть ли такие люди, которые не могут прожить без спиртного, наркотиков? Говорят, что у них существует химическая зависимость. Такая зависимость отнимает у человека силы, здоровье. Исследования показывают, что только 15% россиян умирают от старости. Биологическая старость наступает к 75 годам. 85% жителей умирают преждевременно, из них 56% умирают из – за неправильного образа жизни: курения, злоупотребления алкоголем, неправильного питания, к врачам обращаются лишь тогда, когда болезни зашли слишком далеко.

Ведущий 2.Вредные вещества вызывают отравление организма, проникают в клетки, разрушая их. Наркотики, алкоголь порождают преступность, ломают жизнь людей. Наркотики представляют серьёзную опасность для здоровья и благополучия всего человечества. В анкете учащимся был задан вопрос «Что для вас является главным в жизни?» 33 чел. Назвали главным в своей жизни семью, 10 считают более важным здоровье, 5 человек главным в жизни назвали материальное благополучие, профессиональную карьеру выбрали 12 человек, свой вариант выбрали 8 учащихся (они не определились или выбрали вариант, что для человека важно всё).

На вопрос «Кто является для вас авторитетом?» 23человека ответили, что родители, 6 ответили, что друзья, для 34 человек никто не является авторитетом. Ни один из учащихся не считает авторитетом учителей. Свой вариант указали 5 учеников.



Ведущий 1. Старшеклассники считают, что для защиты от вредных привычек необходимо разработать наглядные материалы (13 человек), организовать психологическую взаимопомощь (23 человека), уроки по профилактике вредных привычек (15 человек), свой вариант выбрали 17 человек (организовать кружки и секции по интересам, ужесточить контроль за продажей сигарет и спиртного несовершеннолетним, 2 человека одним из способов борьбы с вредными привычками назвали ремень отца)

Жюри подводит итоги конкурсов, отмечает лучших.

Предлагает высказать своё мнение о проведённом мероприятии: если вы считаете такое мероприятие нужным, то опустите в коробку зелёную карточку, если считаете, что оно вам безразлично, то жёлтую карточку, если не нужным, то красную карточку. Жюри подсчитывает карточки и делает вывод.