Теория литературы - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Теория литературы - страница №1/1


дата



Тема урока

Теория литературы

Внеклассное чтение

Развитие речи

контроль




1

Введение. Значение литературы в развитии общества и в жизни человека. Общее понятие об историко-литературном процессе. Литература как художественное отражение жизни человека и народа с древнейших времён.

Фольклор.



Жанры фольклора,

Историко-литератур-

ный процесс


В.И. Даль. «Пословицы русского народа». Сборники пословиц и песен народов СССР

Импровизация в стиле народной песни или былины. Сочинение: «Древние песни моего края. «Предисловие к сборнику «Древний и современный фольклор».

Домашнее сочинение «Какая из прочитанных за лето книг заставила по-новому взглянуть на мир и на себя»




2

Античность (обзор)



















Эсхил, «Прометей Прикованный», или Софокл, «Антигона»

Драма и лирика в их художественном своеобразии

М.Карим, «Не бросай огонь, Прометей!». Ж.Ануй, «Антигона»

Сочинение: «Где и как поставил бы я «Прометея» Эсхила».

Письменный ответ на вопрос «За что наказан Прометей и что вызывает наше сочувствие к нему?»







Катулл. Лирика




А.Ахматова, «Нам встречи нет…». «Заплаканная осень». И.Бродский, «Письмо римскому другу».

Составление радиомонтажа «Поэзия Катулла»







3

Средневековье (обзор)



















Дж. Боккаччо «Декамерон»

новелла













4
5

6-9


История русской литературы.

Древнерусская литература. «Повесть временных лет».


«Слово о полку Игореве»-величайший памятник древнерусской литературы.



Понятие об эпической поэме

Современные переложения «Слова…» (В.Соснора, О.Чухонцев, А.Чернов и др.)


Собственные вариации на темы «Слова…». Сравнение и оценка переводов


Сложный цитатный план;

Наизусть отрывок из «Слова..»

Сочинение по «Слову..»






3

Данте «Божественная комедия»




В.Шаламов. «Колымские рассказы










10

Возрождение (обзор)



















Петрарка, Сонеты

Понятие о сонете, новелле

К.Д. Бальмонт. Сонеты Солнца, меда и Луны

Сочинение сонета или новеллы. Рецензия «Лучший из сонетов xx века»; «Лучшая новелла последних лет»







11

В.Шекспир. Сонеты, «Гамлет»

Понятие о трагедии или комедии

А.Блок, «Я-Гамлет…». М.Цветаева, «Диалог Гамлета с совестью». Б.Пастернак, «Гамлет». В.Высоцкий «Мой Гамлет»

Сочинение на тему: «Как я сыграл роль…«Лучшая постановка «Гамлета»»; «Мой Гамлет» (составление сценария и выразительное чтение монологов)







12

Классицизм (обзор)

Понятие о художественном методе-классицизм













13

Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве», или «Скупой», или «Тартюф»

Принципы создания характера в драматургии классицизма

М.Булгаков. «Жизнь господина Мольера»

Сочинение публицистического очерка: «Современные Журдены (Тартюфы)»







14

Литература 18 века.

Русский классицизм (обзор)


















15

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны 1747 года». «Ода на взятие Хотина». «Разговор с Анакреонтом»

Понятие о жанре оды

Современная гражданская лирика

Сочинение типа художественного очерка: «Мои любимые произведения эпохи классицизма» (архитектура, живопись, скульптура, театр)

Тезисы статьи учебника о Ломоносове




16

Г.Р.Державин. «Фелица». «Властителям и судиям». «На смерть князя Мещёрского». «Памятник». «Река времён…»

Эволюция жанра оды в русской поэзии

Поэзия Велимира Хлебникова

Сочинение оды или эссе на тему: «О ничтожности и величии человека»







17

Просвещение
















18,

19,


20


Д.И.Фонвизин. «Недоросль»

Конфликт в комедии

Образ учителя в русской литературе:

Л.Разумовская. «Дорогая Елена Сергеевна»;

Алексин «Безумная Евдокия»



Письмо Правдина о событиях комедии

Д/с «Чем сегодня интересна комедия для читателя»

Сочинение-отзыв






21

Ф.Шиллер. «Коварство и любовь», «Вильгельм Телль» или «Разбойники»

Конфликт в драме. Жизнь художественных образов в искусстве

Т.Манн. «Лотта в Веймаре»










22-



Сентиментализм (обзор)


















Ж.Ж.Руссо. «Новая Элоиза» (обзор)


















23

А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»



Жанр путевого очерка



К.Паустовский, «Северная повесть», «Телеграмма». Ю.Казаков, «Голубое и зеленое»



Сочинение типа: «Мое путешествие в…». Сочинение типа повествования от первого лица: «Милосердие и жестокость»



План ответа «Жизненный подвиг Радищева






24-25

Н.М.Карамзин – историк и писатель.»История государства Российского».

«Бедная Лиза»



Понятие о зависимости стиля от идеи произведения




Устные сообщения о писателе







26

Романтизм (обзор)
















27

Дж.Г.Байрон. Лирика. «Корсар» или «Паломничество Чайлд Гарольда»

Композиция романтической поэмы.













28

29


30

Литература 1 половины 19 века.

Общая характеристика литературы. Судьба русской литературы в преддекабристский и декабристский период.


В.Жуковский. «Вечер». «Море». «Светлана».
К.Рылеев. «Я ль буду в роковое время…». Дума «Иван Сусанин»

Баллада как жанр романтизма

элегия

Н.Тихонов. Стихотворения


Словесные этюды – пейзажи: «Утро», «Полдень», «Вечер».



Сообщения учащихся о писателях

Письменный ответ на вопрос «Чем отличается романтизм Жуковского от романтизма Рылеева»






31

Переход от романтизма к реализму (обзор)



















А.С.Грибоедов .

Очерк жизни и творчества.






Ю.Тынянов «Смерть Вазир Мухтара»




Сложный план по теме урока




32

Комедия «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.

Система образов комедии.



Комедия, сюжет и его элементы,

Конфликт,

интрига














33

Своеобразие композиции в комедии

композиция




Выписать крылатые выражения







34

Защитники моральных устоев «века минувшего» в комедии

Литературный герой,

Образность и афористичность языка






План-характеристика Фамусова







35-36

Молодое поколение в комедии:Чацкий, Молчалин, Софья.

Чацкий как выразитель мировоззрения декабристов



Общая позиция писателя в худ. Произведении

Развитие понятия о литературном характере

Черты классицизма и реализма в комедии





План-харктеристика Чацкого

Письменный ответ на ?: какая жизненная философия раскрывается в монологах «Вкус, батюшка» «А судьи кто»




37

«Горе…» в оценке А.С.Пушкина.

Статья Гончарова «Мильон терзаний».

Злободневное звучание комедии в 19 веке и в наши дни.


Критическая статья (критический этюд)




Тезисы статьи Гончарова







38-39














Классное сочинение по комедии






40







Поэты пушкинской поры (Батюшков,

Дельвиг,


Баратынский

Выступления учащихся







41

А.С.Пушкин-

Великий русский

Национальный поэт.

Основные этапы его жизненного и творческого пути.






Произведения русских прозаиков и поэтов о Пушкине.

План лекции







42

Начало поэтической деятельности.

Лицей.


Жизнь в Петербурге.
















43

Южная ссылка.

Южные романтические поэмы. Начало работы над романом «Евгений Онегин»



Развитие понятия о романтизме




План анализа одной из южных поэм

Какое сходство и различие в изображении характеров и героев поэм «Цыганы и «Кавказский пленник»




44

Период Михайловкой ссылки.

Становление реализма.

«Борис Годунов»


реализм













45

Жизнь и творчество Пушкина после ссылки.

Утверждение реализма в его творчестве.

Пушкин и декабристы

















46


30-е годы в жизни Пушкина.

Расцвет реализма в творчестве и его углубление.

Болдинская осень.

«Маленькие трагедии».

«Повести Белкина»



Традиции и новаторство в литературном творчестве






Какая тема поставлена и как освещена автором в повести

«Станционный смотритель»

Какова основная проблема «Медного всадника» и как она освещена автором












Лирика Пушкина
















47

Вольнолюбивые мотивы лирики

Развитие понятия о лирике, стих,ИВС













48

Философская лирика Пушкина







Каковы темы философской лирики и какое настроение в ней преобладает?







49

Тема дружбы и любви в лирике










Доклады о друзьях Пушкина




50

Стихи А.С.Пушкина о роли поэта и назначении поэзии







Сравнительная характеристика стихотворений Державина и Пушкина «Памятник»







51

Картины природы в лирике Пушкина







Цитатный план по теме







53-54










Сочинение по лирике Пушкина







55







Стихи поэтов, павших на фронтах Великой Отечественной войны или



















Поэты Урала о Великой Отечественной войне













Роман «Евгений Онегин»
















56

Творческая история, жанровое своеобразие. Пушкинская эпоха в романе.

Жанр,композиция, онегинская строфа,сюжетная линия, проблематика













57-58

Композиция романа

композиция




Цитатный план «День Евг. Онегина»







59

Образ Евгения Онегина в романе

Понятие о литературном типе







План-характеристика Онегина




60

Татьяна Ларина – любимая героиня А.С.Пушкина










Письменный анализ одного из эпизодов




61

Картины столичного и поместного дворянства







План групповой характеристики героев







62

Автор в системе художественных обрядов романа










План «Темы лиричесих отступлений»




63

Пейзаж в романе, его функции
















64

Критическая статья Белинского В.Г. об А.С. Пушкине и его романе










Конспект статьи( тезисы)




65-66










Сочинение по роману







67







Кондратьев «Сашка»,



















Воробьёв «Убиты под Москвой»













М.Ю.Лермонтов (1814-1841)















68

Очерк жизни и творчества




Стихи современников Лермонтова и современных поэтов о Лермонтове












69

Мотивы гордого одиночества в лирике. Пафос вольности и протеста

Развитие6 понятия о романтизме и реализме,

Строфика стиха















70

Высшее общество в лирических произведениях Лермонтова
















71

Тема любви к Родине в лирике










Самостоятельный анализ одного из стихов




72

Стихи Лермонтова о роли поэта и назначении поэзии
















73

Тема судьбы поколения в лирике поэта










Домашнее сочинение по лирике Лермонтова







«Герой нашего времени»
















74

Первый психологический роман в русской литературе, роман о трагедии незаурядного человека в условиях «железного века»

Психологический роман













75-76

Композиция романа «Герой нашего романа»

композиция













77-78-
79

Роль отдельных глав в композициях романа







Особенности портрета Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

Роль главы «Тамань» в идейно-художественном замысле романа

Функции пейзажа








80

Критическая статья В.Г.Белинского о М.Ю.Лермонтова в его романе







Конспект статьи







81-82













Сочинение по роману




83







А.Вампилов «Утиная охота» («Старший сын»)

Что связывае6т произведения Вампилова и Лермонтова?










Н.В. Гоголь
















84

Очерк поэзии и творчества
















85

Общая характеристика раннего творчества Гоголя

Реализм, сатира

-эпос и лирика в их взаимодействии















86

Повесть Гоголя «Шинель»



















«Мертвые души»
















87

История создания. Особенности жанра композиции.

Литературный тип













88

Манилов и Коробочка в поэме «Мертвые души»







План «Приёмы характеристики Манилова»







89

Ноздрев и Собакевич







Сравнительная характеристика помещиков







90

Образ Плюшкина в поэме







План главы

Сочинение-эссе «Всё может статься с человеком»




91

Помещики и народ в поэме







Групповая характеристика помещиков







92

Образы чиновников в поэме
















93

Чичиков – новый «герой» эпохи







План характеристики героя







94

Образ автора в поэме . Пафос лирических отступлений
















95-96













Классное сочинение




97







Шукшин «Калина красная» или рассказы Шукшина или

Ильф,Петров «Двенадцать стульев»












98

В.Г.Белинский. Его роль в становлении русской литературной критики и формировании читателя










План лекции учителя




99

Итоговое повторение теории литературы
















100

Читательская конференция по рефератам учащихся «Мое любимое внепрограммное произведение»
















101

Рекомендация книг на лето или

Урок-представление автора (по книгам 2 пол.19 века)


















102

Урок-игра (или контрольная работа в виде ЕГЭ)













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Литература 9 класс

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации (М. «Просвещение», 2010 г.)

На изучение курса отводится 102 часов из расчета 3 часа в неделю.

При разработке программы учитывались специфичность контингента школы, а также низкая мотивация к обучению у учащихся. Учащиеся приходят в школу с очень слабой подготовкой. У них, как правило, большие пробелы в знаниях.

Характерная черта программы – снижение нагрузки на память учащихся, уменьшение номенклатуры исторических терминов и понятий.

В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры и практически отсутствуют: анализировать и прогнозировать.

В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им в последствии существенную помощь.

Дети данного класса характеризуются ослабленным интеллектуальным и речевым развитием, у них недостаточно развиты навыки чтения, письма, основных форм мышления – сравнения, обобщения, классификации явлений, они с трудом воспринимают переносное значение слова, затрудняются объяснить смысл пословиц, поговорок, определить главную мысль. Поэтому главное внимание следует уделять развитию основных видов речевой деятельности, систематическому проведению творческих небольших работ, составлению предложений, улучшению техники чтения, работе по осмыслению прочитанного.

Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Данная возрастная группа находится внутри первого концентра. Дети недостаточно владеют техникой чтения, но активно воспринимают прочитанный текст. Именно поэтому на уроках важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, толкованию художественных произведений. В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе – подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения из биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, привлекается критическая и мемуарная литература.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.

В задачи курса входит изучение художественной литературы Урала, для чего отводится 5% учебного времени. Цели изучения литературы:

- приобщение к духовным ценностям народов Урала;

- развитие личности ученика как представителя и умелого хранителя социально-культурных ценностей Уральского края;

- овладение знаниями о направлениях, художественных особенностях литературы Урала;

- воспитание гуманного отношения к людям разных национальностей, пробуждение интереса к культуре малой Родины.

Основные содержательные линии:

- знакомство с личностью писателя;

- определение художественных особенностей произведений;

- установление взаимосвязей теории литературы Урала с теорией русской литературы.

В связи с тем, что в современной литературе появляются новые и возвращаются забытые имена, учитель вместе с учащимися может вносить в программу необходимые изменения.

Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс IХ класса.
Учащиеся должны знать:

1. Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.

2. Тексты художественных произведений.

3. Сюжет, особенности композиции.

4. Типическое значение характеров главных героев произведений.

5. Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.

6. Изобразительно-выразительные средства языка.

7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).



Учащиеся должны уметь:

1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

2. Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.

3.Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

4. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

5. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

6. Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

7. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

8.Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

9. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).

10.Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

11. Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

12. Пользоваться словарями различных типов и справочниками.

Рабочая программа


по литературе
в 9 классе

Разработала Юдина Е.Н.,



учитель русского языка и литературы.

2011