Тематика практических занятий по дисциплине «Основы нейропсихологии», заочное отделение 2012-2013 уч год, специальность: Логопедия - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тематика практических занятий по дисциплине «Дошкольная тифлопсихология»... 1 59kb.
Рабочая тетрадь для практических занятий по генетике человека с основами... 7 583.28kb.
Знаменательные даты 2012-2013 учебного года 2012/2013 год – год Германии... 1 127.62kb.
На 2013 год 2013 год Год духовной культуры 2013 год Год охраны окружающей... 8 1031.69kb.
Тематика практических занятий по элективному курсу ультразвуковая... 1 25.41kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы нейропсихологии» 1 37.2kb.
5 тм (заочное отделение ) 1 76.18kb.
Тематика выпускных квалификационных работ для студентов школьного... 1 77kb.
Учебным планом мкоу «сош №24» имрск на 2012/2013 учебный год 1 220.13kb.
Анализ работы системы образования за 2012 год 3 987.89kb.
Календарь знаменательных дат на 2012 – 2013 учебный год 1 71.89kb.
Философия как синтетический проект Глава 1 1 211.05kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Тематика практических занятий по дисциплине «Основы нейропсихологии», заочное отделение - страница №1/1

Тематика практических занятий по дисциплине

«Основы нейропсихологии», заочное отделение

2012-2013 уч. год, специальность: Логопедия,

5 курс, 10 семестр

Преподаватель: д.б.н., доцент Васильева Надежда Николаевна

Тема 1. Нейропсихология восприятия. Агнозии

Вопросы для обсуждения

  1. Принципы строения анализаторных систем.

  2. Понятие об элементарных сенсорных и гностических расстройствах.

  3. Зрительные агнозии.

  4. Слуховые агнозии.

  5. Тактильные агнозии.

Литература

  1. Корсакова, Н. К. Клиническая нейропсихология : учеб. пособие для вузов по направлению и спец. психологии / Н. К. Корсакова, Л. И. Московичюте. – М. : Academia, 2003. – 141 с.

  2. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для вузов по направлению и спец. психологии / А. Р. Лурия. – М. : Academia, 2003. – 381 с.

  3. Хомская, Е. Д. Нейропсихология : учеб. для вузов по направлению "Психология" и спец. "Психология" и "Клинич. психология" / Е. Д. Хомская. – 4-е изд. – СПб. : Питер, 2006. – 496 с.

Задания.

    1. Составьте таблицу:

Таблица 1

Характеристика гностических расстройств

Группа агнозий

Форма агнозии

Область

поражения



Характеристика

Зрительные агнозии

Предметная







Оптико-пространственная







Буквенная







Цветовая







Симультанная







Лицевая







Слуховые агнозии

Слуховая







Аритмия







Дефекты слуховой памяти







Амузия







Нарушение интонационной стороны речи







Тактильные агнозии

«Астереогноз» (тактильная предметная агнозия)







Агнозия текстуры объекта







Пальцевая агнозия







Тактильная алексия







«Соматоагнозия» (нарушение «схемы тела»






2. Определите форму гностического расстройства:



а) человек видит как будто бы все, он может описать отдельные признаки предмета, но не может сказать, что это такое. В повседневной жизни ведет себя почти как слепой, хотя не натыкается на предметы, но постоянно ощупывает их или ориентируется по звукам.

б) теряется возможность ориентации в пространственных признаках окружающей среды и изображений объектов, нарушается лево-правая ориентировка. Не может скопировать позу не понимает географическую карту. Копируя рисунок, человек изображает только одну сторону предмета или грубо искажает изображение с одной стороны…

в) Человек правильно различает отдельные цвета и правильно их называет, однако ему трудно сказать, к какому предмету данный цвет относится или ответить на вопрос: «какой цвет у моркови, травы?».

г) Человек не различает женские, мужские, детские лица. Людей узнает только по голосу.

д) Нарушена способность узнавать и воспроизводить знакомую мелодию, отличать одну мелодию от другой.

е) при способности различать звуко-высотные отношения человек не может выработать слуховые дифференцировки и запомнить два и более звуковых эталона.

ж) человек правильно воспринимает предмет зрительно, но не узнает его при ощупывании закрытыми глазами.

з) человек плохо ориентируется в «схеме своего тела», иногда игнорирует свои конечности, как бы «теряет» их.
Вопросы для самопроверки

  1. Объясните принцип параллельной многоканальной переработки информации в деятельности сенсорных систем.

  2. Что означает принцип последовательного усложнения переработки информации в сенсорной системе?

  3. В чем состоит нейропсихологический аспект изучения работы анализаторных систем.

  4. Что такое элементарные сенсорные расстройства? Приведите примеры.

  5. Что такое агнозии? Приведите пример.

  6. При поражении каких уровней анализаторной системы возникают элементарные сенсорные расстройства?

  7. При поражении каких уровней анализаторной системы возникают гностические расстройства?

  8. Назовите основные формы нарушений зрительного гнозиса.

  9. Дайте краткую характеристику предметной, оптико-пространственной, буквенной, цветовой, симультанной, лицевой агнозии.

  10. Перечислите основные формы гностических слуховых расстройств.

  11. Что такое амузия и аритмия?

  12. В чем проявляются дефекты слуховой памяти?

  13. Признаком каких расстройств являются нарушение интонационной стороны речи?

  14. Назовите основные синдромы поражения теменной области мозга.

  15. Дайте краткую характеристику тактильным агнозиям: тактильной предметной агнозии, агнозии текстуры объекта, пальцевой агнозии, тактильной алексии.

Тема 2. Нейропсихология речи. Афазии

Вопросы для обсуждения

  1. Психология речи.

  2. История развития учения об афазии.

  3. Классификация и характеристика афазий.


Литература

    1. Корсакова, Н. К. Клиническая нейропсихология : учеб. пособие для вузов по направлению и спец. психологии / Н. К. Корсакова, Л. И. Московичюте. – М. : Academia, 2003. – 141 с.

    2. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для вузов по направлению и спец. психологии / А. Р. Лурия. – М. : Academia, 2003. – 381 с.

    3. Лурия, А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования : учеб. пособие по направлению и спец. психологии / А. Р. Лурия. – М. : Academia, 2002. – 346 с.

    4. Хомская, Е. Д. Нейропсихология : учеб. для вузов по направлению "Психология" и спец. "Психология" и "Клинич. психология" / Е. Д. Хомская. – 4-е изд. – СПб. : Питер, 2006. – 496 с.


Задания.

1. Определите форму афазии:

а) Связана с поражением задней трети левой височной извилины, в основе лежит нарушение фонематического слуха. Дефект понимания устной речи является центральным. Речевое высказывание заменяется «словесной окрошкой», наблюдаются литеральные парафазии, резко нарушено письмо под диктовку.

б) Возникает при поражении средних отделов коры левой височной области, расположенных вне зоны слухового анализатора. Фонематический слух сохранен, понимается обращенная речь, однако больной не способен запомнить даже небольшой речевой материал вследствие нарушения слухоречевой памяти. Центральным симптомом является снижение запоминания.

в) Возникает при поражении задненижних отделов височной области. Распадается преимущественно зрительно-мнестическое звено речевой системы, связи между зрительным образом слов и их наименованием. Больные не могут назвать предметы и пытаются дать им словесное описание («ну это то чем пишут»).

г) Возникает при поражении нижних отделов теменной области мозга, связана с выпадением (ослаблением) кинестетического афферентного звена речевой системы. Возникают нарушения произношения слов, наблюдается замена одних звуков другими, больные смешивают близкие артикулемы.

д) Страдает понимание грамматических конструкций, когда для понимания какого-либо выражения, слов требуется одновременное представление нескольких явлений.

е) Возникает при поражении нижних отделов коры премоторной области. При полном разрушении этой зоны больные не могут произнести ни одного слова, понимая при этом обращенную к ним речь. При менее грубых поражениях центральным дефектом являются трудности переключения с одного движения на другое, поэтому характерны речевые персеверации.

ж) Страдает способность дать развернутое речевое высказывание. Характерны пропуски глаголов, опущение предлогов, местоимений, частое употребление существительных в именительном падеже.
2. Составьте таблицу:

Таблица 2



Характеристика форм афазий

Форма

Область поражения

Характеристика

Эфферентная моторная афазия







Афферентная моторная афазия







Динамическая афазия







Сенсорная афазия







Акустико-мнестическая афазия







Семантическая афазия







Оптико-мнестическая афазия








Вопросы для самопроверки

  1. Дайте определение речи.

  2. Почему речь считается главным фактором опосредования?

  3. Какую роль играет речь в психической сфере?

  4. Охарактеризуйте основные функции речи (коммуникативная функция, функция регулирования, обобщения, когнитивная функция, номинативная функция, эмоционально-выразительная функция).

  5. Что такое фонематический слух?

  6. Что такое произвольный и непроизвольный уровни реализации речи? Приведите примеры.

  7. Охарактеризуйте основные виды речи (устная, письменная, внутренняя).

  8. Какова мозговая основа речи и реализации всех ее функций?

  9. Что такое моторная афазия и кто впервые ее описал?

  10. Что такое сенсорная афазия и кто впервые ее описал?

  11. Объясните тезис: «Афазия рассматривается как причина дезинтеграции всей психической сферы человека».

  12. Раскройте классификацию афазий, предложенную А.Р. Лурией. Какой принцип был положен в основу этой классификации?

  13. Какие пути восстановления нарушенных речевых функций используются в настоящее время?

  14. Какова роль анализа механизмов нарушений речи и других высших психических функций в построении эффективного восстановительного и коррекционного обучения?