Тематическое планирование по Мировой художественной культуре в 9 классе - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект урока в 7 классе по мировой художественной культуре 1 59.13kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре 1 194.77kb.
Урок практикум по мировой художественной культуре в 9-ом классе «Художественная... 1 139.01kb.
Количество часов 1 152.39kb.
Тематическое планирование учебного материала по физике в 11 классе... 3 611.43kb.
Стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественой... 1 82.69kb.
Стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественой... 1 48.39kb.
Календарно-тематическое планирование уроковлитературыв 5 классе 1 145.54kb.
Тематическое планирование по литературе 10 класс № Уро ка Тема урока Кол 1 350.4kb.
Тематическое планирование по литературе в 9 классе 1 353.84kb.
Тематическое планирование курса литературы в 5 классе 1 107.77kb.
Из воспоминаний сторожила села Гончарова Михаила Петровича 1903 года... 1 68.19kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Тематическое планирование по Мировой художественной культуре в 9 классе - страница №1/1

Тематическое планирование по Мировой художественной культуре в 9 классе


Дата


Тема

Познавательные сведения


Содержание практических работ

ВИДЫ ИСКУССТВА 34 часа

I. Художественные представления о мире

сентябрь

  1. Понятие о видах искусства.

1 час


Античный бог Аполлон — покровитель искусства. Семья муз Аполлона (обобщение ранее изученного). Интерес к проблеме разделения искусств на виды в эпоху античности.

Современные классификации видов искусства. Разделение искусств на пространственные, или плас­тические (архитектура, живопись, графика, фотогра­фия, скульптура, декоративно-прикладное искусст­во), временные (музыка) и пространственно-времен­ные, или синтетические (литература, театр, опера, ба­лет, телевидение, кино, эстрада, цирк). Подвижность и гибкость границ между искусствами.




Составление схем по видам искусства

сентябрь

2. Тайны художественного образа. 2 часа


«Искусство — это мышление в образах» (В. Г. Бе­линский). Особенность художественного мышления. Реальный мир — основа для художественного творчества. Художественное и научное постижение действи­тельности. Роль творческой фантазии художника.

Художественный образ как особый способ отраже­ния жизни, в котором преломляется собственный мир чувств и переживаний художника. Художественный образ — «знакомый незнакомец» (В. Г. Белинский). Художественный образ как единство изображения и выражения. Особенности образного языка в различ­ных видах искусства.

Понятие условности в искусстве на примере раз­личных его видов (литература, живопись, театр, ба­лет). ­ Условность как средство для передачи чувств и мыслей автора.



Тесты на развитие художественного образа

сентябрь

  1. Художник и окружающий мир.

1 час

Многозначность понятия «художник». Худож­ник-творец, преобразующий мир и открывающий в нем «невидимое» посредством видимого». Мир матери­альный и духовный, особенности его отражения в произведениях искусства.

Как рождается художник и что питает его вдохно­вение. От античного мифа о Пигмалионе к скульптуре Родена «Поэт и муза». Процесс творчества: от наблю­дения и накопления жизненных впечатлений к их ос­мыслению и художественному воплощению. А. С. Пуш­кин о процессе художественного творчества. Судьбы великих мастеров: становление таланта, творческая индивидуальность и неповторимость стиля.

Особенности восприятия окружающего мира в зри­тельных и звуковых образах. Стремление художни­ков к точному воспроизведению окружающего мира, попытки увидеть в нем рациональное начало. Окру­жающий мир сквозь призму фантастического и ирре­ального.


Исследовательская работа.

октябрь

4. Возвышенное и низменное в искусстве.

1 час


Эстетика — наука о прекрасном в искусстве и жиз­ни. Искусство как высшая форма эстетического ос­воения мира. Основные эстетические категории, их роль и значение для восприятия и оценки произведе­ний искусства

Безмерность, безграничность возвышенного, его устремленность к достижению идеальных целей и за­дач. Возвышенное и его связь с всемирно-историче­скими поворотами в развитии человечества, с пере­ломными моментами в судьбах людей. Первые сведе­ния о возвышенном в трактате античного философа Псевдо-Лонгина «О возвышенном». Эволюция трак­товки данного понятия в трудах немецких философов и поэтов И. Канта и Ф. Шиллера. Статья Н. Г. Черны­шевского «Возвышенное и комическое».

Грандиозность, масштабность, монументальность' как наиболее яркие формы отражения возвышенного в искусстве. Возвышенное в архитектуре (пирамиды Древнего Египта, Парфенон). Возвышенность героев и событий античной трагедии и произведений У. Шекс­пира (царь Эдип и Антигона, Агамемнон и Андрома­ха, король Лир и Гамлет — по выбору). Возвышенный характер музыки Бетховена (финал. Третьей («Геро­ической») симфонии). Использование особых средств художественной выразительности для создания воз­вышенных образов и событий.

Категория низменного и ее противопоставление возвышенному. Проявления низменного в искусстве и жизни. Пергамский алтарь Зевса, рельеф Микеланд-жело «Битва кентавров», рисунки Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари», картины И. Босха .



Исследовательская работа.

октябрь

5. Трагическое в искусстве. 1 час


Проявления трагического в жизни и искусстве, общность и различия. Специфические законы его проявления в произведениях искусства. Неразреши­мость конфликтов, непримиримое противоречие между идеалом и реальностью, новым и старым — основа трагического в искусстве. Категория трагического как одно из проявлений возвышенного.

Истоки трагического в искусстве античности. Миф о Дионисе и рождение трагедии. Дифирамбы и их роль в организации дионисийских праздников. Уче­ние Аристотеля о трагедии. Развитие понятия о ка­тарсисе.

Противоречивость и сложность характера трагиче­ского героя, осознание им личной «вины» за невоз­можность изменения жизни. Понятия рока и судьбы в произведениях древнегреческой трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид — по выбору).

История трагической и возвышенной любви Фран­чески да Римини и Паоло в «Божественной комедии» Данте («Ад», песнь пятая). Художественные интер­претации сюжета в картине Ж. Д. Энгра «Паоло и Франческа» и симфонической фантазии П. И. Чай­ковского «Франческа да Римини».

«Реквием» Моцарта как образец трагической му­зыки, проникнутой трепетным волнением и просвет­ленной печалью (по выбору).


Исследовательская работа.

Слушание музыки. Анализ произведения



октябрь

6. Комическое в искусстве. 1 час


Смех — важнейшее условие нравственного воспи­тания человека. Эстетическая природа комического в искусстве и жизни. Разграничение понятий «смешно­го» и «комического». Социальный, общественно-зна­чимый характер комического. Противоречия между внешними поступками и поведением человека с его истинной, внутренней сущностью — источник коми­ческого в искусстве.

Чарли Чаплин — выдающийся комик немого ки­нематографа. Актерская маска Чаплина, контраст внешнего облика и характера героя. Образ бедного и бродяги, выдающего себя за джентльмена, его внут­реннее благородство и душевная щедрость. Лучшие фильмы и роли («Малыш», «Золотая лихорадка», «Новые времена» — по выбору).

Градации комического: от дружественной улыбки и иронии до явной неприязни и сарказма. «Тайна» юмора. Остроумие великих людей планеты. Комиче­ское в музыке (Ж. Ф. Рамо «Курица», Д.Россини «Севильский цирюльник», М. П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» из «Картинок с выстав­ки» — по выбору). Непримиримый и обличительный характер сатиры, ее тяготение к гротеску и фантасти­ке. Живописные произведения У. Хогарта («Триумф избранных в парламент») и литографии О. Домье.

Понятие о трагикомическом в искусстве. Трагико­медия как жанр искусства театра и кино (по выбору).




Исследовательская работа.

Слушание музыки. Анализ произведения



II. Литература


октябрь

7. Литература как искусство слова.

1 час


Литература как вид искусства и форма обществен­ного самосознания. Роль литературы в духовной жиз­ни человека. Правда в жизни и в литературе. Вымы­сел и художественное творчество. Понятие о литера­туре научно-популярной и художественной, их общ­ность и различие.

Место литературы среди других видов искусства. Литература как универсальная и всеобщая форма по­знания и отражения действительности. Особенности восприятия художественного произведения.

Слово — «первоэлемент» литературы. Слово как условный знак предметов и понятий. Многозначность и метафоричность слова в художественном тексте. Выразительность словесных образов в произведениях японской лирики. Словесные эксперименты поэтов начала XX в.





октябрь

8. Художественный образ в литературе.

1 час


Художественный образ и образность в литературе. Единство общего и индивидуального — основа созда­ния художественного образа.

Основные средства художественной выразитель­ности: метафора, эпитет, сравнение (обобщение ранее изученного). Синтаксические и лексические средства создания образности. Звуковая организация художе­ственной речи.

Деталь как средство художественной выразитель­ности, ее роль детали в создании литературного образа (на примере шедевров отечественной и зарубежной классики). Деталь — символ, знак исторической эпо­хи и средство выражения авторской позиции. Мастер­ство детали как выражение общих, наиболее типич­ных характеристик предмета или явления.

Художественное время и пространство в литерату­ре. «Вечные образы» литературы (на примере шедев­ров мировой классики). Художественный образ в ли­тературе и его зримое воплощение в произведениях книжной иллюстрации (по выбору).

Особенности создания художественного образа в эпическом, драматическом и лирическом произведе­ниях.


Исследовательская работа.

Анализ произведений (притчи Леонардо да Винчи, сонеты Шекспира, Петрарки…)



III. Архитектура


ноябрь

9. Азбука архитектуры. 1 час


Архитектура — «каменная летопись мира». Про­изведения архитектуры — памятники материальной и духовной жизни общества. Создание искусственной среды для жизни и деятельности человека — главное назначение архитектуры. Создание среды обитания человека с помощью материально-технических и ху­дожественных средств — ее основная цель.

«Польза, прочность, красота». Витрувий об основ­ных свойствах архитектуры («Десять книг об архи­тектуре»). Функциональные, технические и эстетиче­ские начала архитектуры. Пространство — язык ар­хитектуры. Понятие о тектонике.

Место архитектуры среди других видов искусства. Взаимопроникновение изобразительного искусства и

архитектуры. Скульптура и живопись как компози­ционные элементы архитектуры.

Несколько слов о профессии архитектора. Первые зодчие. Русские мастера-умельцы. Выдающиеся ар­хитекторы современности.




Исследовательская работа.


ноябрь

10. Художественный образ в архитектуре.

2 часа


Архитектура — «застывшая музыка». Специфика художественного образа в архитектуре. Архитектура как выражение основных идей своего времени.

Единство внешней и внутренней формы в архитек­туре. Особенности восприятия и воздействия архитек­турных сооружений на чувства и поведение человека (осознание тяжести или легкости сводов, протяжен­ности или замкнутости пространства, высоты стен, характера оконных проемов, движение потоков света и др.).

Художественные средства и приемы создания ар­хитектурного образа: симметрия, ритм, пропорции, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб). По­нятие об архитектурном ансамбле (Дворцовая пло­щадь Санкт-Петербурга, площадь Святого Петра в Ри­ме, площадь Сан-Марко в Венеции, площадь Согла­сия в Париже — по выбору).

Связь архитектурных сооружений с окружающей природой (храмовое зодчество Японии или Китая, «органическая» архитектура XX в. — по выбору). За­висимость архитектуры от географических и клима­тических условий.

В мастерской архитектора.


Исследовательская работа.

Просмотр видеосюжетов (Санкт-Петербург, Париж …)



Ноя-брь

11. Понятие об архитектурных стилях.

2 часа

Архитектурный стиль — устойчивое единство функционального содержания и художественного об­раза. Рождение архитектурных стилей и их последо­вательная смена в истории человечества. Идея преем­ственности архитектурных стилей.

Канонический стиль архитектуры Древнего Егип­та, его основные отличительные признаки.

Классический стиль архитектуры Древних Греции и Рима. Создание греческой ордерной системы — ос­нова для дальнейшего развития архитектуры. Гармо­ния, простота и легкость, соразмерность человеку, практичность и торжественность.

Романский стиль западноевропейской архитекту­ры средних веков. Основные типы сооружений, их на­значение. Характерные особенности стиля.

Готический стиль архитектуры. Каркасное пере­крытие зданий — главная конструктивная особен­ность готических сооружений. Преобладание верти­кальных линий, ажурность, легкость и динамичность внешнего облика, пучки тонких колонн, стрельчатые арки, богатство и пышность интерьеров.

Архитектурный стиль эпохи Возрождения. Следо­вание идеям гармонии и симметрии античного зодче­ства. Преобладание спокойных горизонтальных чле­нений, геометрическая правильность форм, уравнове­шенность, согласованность целого и частей, матема­тически выверенные пропорции.

Стиль барокко. Стремление к пластичной вырази­тельности архитектурных сооружений. Обилие пыш­ных декоративных украшений. Искажение классиче­ских пропорций, оптический обман, игра света и те­ни, преобладание сложных криволинейных форм. Диссонанс и асимметрия — основные принципы оформления фасадов.

Стиль классицизма в архитектуре. Ориентация на лучшие достижения античного зодчества, реальное воплощение представлений об «идеальном городе», сложившихся в эпоху Возрождения. Практичность и целесообразность, простота и строгость форм, спокой­ная гармония пропорций, скромный декор.

Ампир как стиль эпохи Наполеона. Следование архитектурным традициям императорского Рима. Выражение идей государственного могущества и во­инской силы. Холодное величие и подчеркнутая мо­нументальность форм, академизм.

Стиль модерн — качественно новая ступень в развитии архитектуры. Роль декоративного оформления фасадов и интерьеров зданий, асимметрия. Органиче­ское единство архитектуры с окружающей средой.



Архитектурный конструктивизм. Использование новых материалов и технологий. Стремление под­черкнуть интернациональный характер и функци­ональное назначение архитектурного сооружения. Абстракция геометрических форм, резкие контрасты композиционных решений, использование стилевых реминисценций

Исследовательская работа.

Сравнительный анализ.



Декабрь

12. Виды архитектуры.

2 часа


Архитектура объемных сооружений. Понятие об общественной, жилой и промышленной архитектуре.

Общественная архитектура. Храмы, дворцы и зам­ки. Административные здания. Крупнейший деловой центр планеты — Рокфеллер-центр в Нью-Йорке. Зре­лищные и выставочные сооружения: театры, концерт­ные и выставочные залы, стадионы и спорткомплек­сы, магазины и супермаркеты, вокзалы и аэропорты.

Жилая архитектура. Древнейшие дома человека (Месопотамия, Древний Египет, Греция). Инсулы — первые многоэтажные дома и роскошные виллы в ар­хитектуре Древнего Рима. Жилые дома различных народов мира (обобщение ранее изученного). Жилые дома А. Гауди и Л. Корбюзье. Высотки Чикаго. Дом Билла Гейтса — жилище XXI в.

Промышленная архитектура. Заводы, фабрики, электростанции, мосты, тоннели, каналы, водопрово­ды и акведуки.



Ландшафтная архитектура. Зарождение садо­во-паркового искусства. Садово-парковое искусство Японии и Китая. Бульвары, скверы и парки больших городов (парки Версаля и Фонтенбло, Петродворца, Центральный парк Нью-Йорка — по выбору). Идея синтеза искусств в оформлении парка Гюэль А. Гауди. Архитектура парижского парка «Дисней-Европа».

Архитектура малых форм: павильоны, беседки, фонтаны, мостики, лестницы, гроты (пекинский парк Вэйхай, парки и фонтаны Рима и Петродворца — по иыбору).



Градостроительство. Из истории градостроитель­ного искусства. Города-музеи (Венеция, Париж, Суз­даль — по выбору). Крупнейшие мегаполисы мира (Сан-Паулу, Токио, Рио-де-Жанейро, Мехико, Нью-Йорк, Москва — по выбору). Джайпур (Индия) как образец города-ансамбля. Создание новых поселков и городов.

Реконструкция старых районов и городов. Рекон­струкция городов Мохенджо-Даро, Помпеи, Москвы (но выбору).




Исследовательская работа.

Создание презентаций, буклетов о видах архитектуры.



IV. Изобразительное искусство

Декабрь

13. Язык изобразительного искусства. 2 часа


Изображение предметов и явлений окружающего мира в зримых образах. Роль творческого воображе­ния в создании произведений изобразительного ис­кусства. Что значит «понимать» изображение? Про­блема условности в изобразительном искусстве.

Живопись, скульптура, графика — древнейшие ви­ды изобразительного искусства. Их роль и место в жиз­ни человека. Выразительное богатство способов изобра­жения. Специфика художественных средств (линия, пятно, силуэт, ритм, цвет, пропорции, светотень).

Понятие о монументальных и станковых видах изобразительного искусства. Рассчитанность на массовое восприятие и теснейшая связь с архитектурой — важнейшие признаки монументального искусства. Основные виды монументального искусства: скульп­турные памятники, панно, мозаики, фрески, плака­ты, вывески. Станковое искусство и его предназна­ченность для музеев, выставочных залов и частных коллекций. Основные виды станкового искусства: картины, статуи, бюсты, станковые рельефы, эстам­пы, станковые рисунки. Материалы и инструменты художника. Вырази­тельность и многообразие видов художественной тех­ники (техника живописи маслом, лаковыми краска­ми, техника гравюры на дереве, техника мозаики или фрески). В мастерской живописца


Исследовательская работа.





14. Художественные средства и жанры живописи. 2часа


Важнейшие средства создания художественного образа в произведениях живописи: композиция, ко­лорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма.

Понятие о жанровом многообразии живописи. Лю­бимые жанры великих художников.

Исторический жанр живописи. Изображение важ­нейших исторических событий прошлого и современ­ности. Обращение к мифологическим и библейским сюжетам и образам.

Бытовой жанр живописи. Изображение событий и сцен повседневной жизни. Национальные особеннос­ти бытовой живописи.

Батальная живопись как составная часть историче­ского жанра, его сближение с бытовым жанром. Обра­щение к военной тематике. Идея прославления воин­ской доблести и народного героизма. Морские баталии.

Портрет. Истоки портретной живописи, ее основ­ные виды: парадный и камерный, парные и группо­вые портреты. Автопортрет. Передача индивидуаль­ного сходства и внутреннего мира портретируемого — важнейшее требование портретного жанра.

Пейзаж. Изображение естественной или изменен­ной человеком природы. Специфика пейзажной жи­вописи народов различных стран. Городские и сель­ские пейзажи. Марины. Индустриальные пейзажи современности.

Натюрморт. Изображение предметов «мертвой на­туры». Натюрморт как отражение человеческих чувств и эмоций. Парадные и камерные натюрморты. Обманки-натюрморты.

Интерьер. Близость к натюрморту и бытовому жанру. Красота жизни в разумно и гармонично орга­низованном пространстве. Человек как органическая часть созданной среды.


Творческая работа

январь

15. Искусство графики. 2 часа


Графика как один из древнейших видов изобрази­тельного искусства. Изобразительно-выразительные средства графики: рисунок, линия, штрих, черные и полые пятна. Проблема цвета, плоскости и простран­ства в искусстве графики.

Виды графики по технике исполнения. Уникаль­ная, или рукотворная, графика (рисунки, наброски, зарисовки, шаржи, карикатуры, выполненные в од­ном экземпляре). Печатная графика, или эстамп. Гравюра — основной вид печатной графики. Разновид­ности гравюры: ксилография, литография, литография и офорт.

Виды графики по целевому назначению. Станко­вая графика (рисунки и эстампы, имеющие самостоя­тельное художественное значение). Книжная графи­ка (иллюстрации, виньетки в заставках книги, орна­мент, шрифт, лубок, каллиграфия, миниатюра, экс­либрис). Прикладная, или промышленная, графика (художественное проектирование почтовых, товар­ных и денежных знаков, эмблем, этикеток, товарных упаковок). Монументальная графика (плакат, афи­ша, реклама, вывеска). Понятие о компьютерной гра­фике.

В мастерской художника-графика.




Творческая работа

январь

16. Художественная фотография. 1час


Фотография — зрительная память человечества. Рождение фотографии как выдающегося научно-тех­нического изобретения. Первые дагерротипы. Фото­портреты Ф. Надара — первые образцы художествен­ной фотографии.

Искусство фотографии, его связь с живописью и отличия. Понятие о фотореализме. Документальная и

художественная фотография. Выразительные средст­ва и художественные возможности фотографии.

Выдающиеся мастера и их достижения в области художественной фотографии. В лаборатории фотогра­фа. Фотобиеннале последних лет.

Фотография — зрительная память человечества. Рождение фотографии как выдающегося научно-тех­нического изобретения. Первые дагерротипы. Фото­портреты Ф. Надара — первые образцы художествен­ной фотографии.


Творческая, проектная работа.

февраль

17. Язык скульптуры. 2 часа


Скульптура как один из древнейших видов изобра­зительного искусства. Ее отличие и связь с другими видами искусства.

Скульптура в архитектуре, ее основные виды. Роль монументальной скульптуры (памятники, обелиски, алтари, надгробия, колонны) в художественном оформлении городских и дворцовых ансамблей. Мо­нументально-декоративная скульптура и ее роль в ук­рашении внешнего облика зданий, интерьеров, садов и парков.

Станковая скульптура музеев и частных коллек­ций. Виды станковой скульптуры: круглая (голова, бюст, торс, статуя), рельефная, или плоскостная (ба­рельеф, горельеф и контррельеф).

Материалы и техника их обработки в скульптуре. Лепка из глины, пластилина, воска или гипса. Высе­кание из камня. Вырезание из дерева. Отлив, ковка, чеканка из металла.

В мастерской скульптора. Талант творца и мастер­ство ремесленника.





февраль

18. Декоративно-прикладное искусство.
2 часа



Декоративно-прикладное искусство — составная часть народного творчества. Сохранение и развитие национальных традиций, освоение новых промыш­ленных технологий. Понятие о прикладном и декора­тивном искусстве.

Практическая и эстетическая направленность про­изведений декоративно-прикладного искусства. Польза, прочность и красота — важнейший критерий их значимости.

Классификация декоративно-прикладного искус­ства по функциональному признаку, материалу и тех­нике выполнения.

Наиболее популярные виды декоративно-приклад­ного искусства в России: керамика, резьба и роспись ПО дереву, ткачество, кружевоплетение, вышивка, ковка и литье, резьба по камню и кости, изготовление изделий из стекла. Крупнейшие народные промыслы России (обобщение ранее изученного).




Творческая, проектная работа.

март

19. Искусство дизайна. 1 час


Дизайн как искусство организации среды, служа­щее человеку и украшающее его быт. Дизайн и его от­личие от декоративно-прикладного искусства. Ди­зайн как символ современной цивилизации. Констру­ирование предметного мира по законам пользы, про­чности и красоты. Искусство дизайна и его влияние па общественную, научную и художественную жизнь человека.

Художественные и научные основы дизайна. Осо­бенности профессии дизайнера сегодня (художник, социолог, психолог, инженер). Роль человеческого фактора в проектировании и создании предметов ок­ружающей среды. Выдающиеся мастера дизайна.

Сферы дизайна. Бытовой (мебель, предметы быто­вой техники, кухонная утварь, одежда) и промыш­ленный (оборудование, станки, средства передвиже­ния) дизайн.





V. Музыка


март

20. Музыка как вид искусства. 2 часа


Музыка как один из древнейших видов искусства. Античные мифы о происхождении музыки (мифы об Орфее и Эвридике, Пане и Сиринге — обобщение ранее изученного).

Музыка и ее место в ряду других искусств. Краски слов на палитре музыки. Понятие о музыкальной живописи и живописной музыке. Музыка вокальная инструментальная, народная и профессиональная.

Музыка и характер ее воздействия на мир чувств эмоций человека. Основные функции музыки: отраже­ние идей, эмоций человека и предметного мира. Моно­опера Ф. Пуленка «Человеческий голос». Глубина про­никновения в мир человеческих чувств и эмоций.

Музыка как часть культуры разных народов. Сво­еобразие воплощения в музыкальных произведениях народного характера и образа жизни в различных странах мира.





Прослушивание мифов с последующим анализом произведений.

апрель

21. Художественный образ в музыке. 2часа


Условный характер музыкального художественно­го образа, противоречивость и неоднозначность его интерпретации.

Временной характер музыки. Существование во времени — главная особенность художественного об­раза в музыке. Способность музыкального художест­венного образа отражать действительность по зако­нам реального времени. Музыка Г. В. Свиридова из кинофильма «Время, вперед». Особенности «звуча­ния времени» в музыке композитора.

Проблема музыкального времени в различные культурно-исторические эпохи. Плавность и неспеш­ность средневекового григорианского хорала и стре­мительные ритмы современности.

Зримость и пластичность музыкального образа. Про­граммная музыка композиторов-романтиков XIX в. Фортепианные сочинения Р. Шумана и Э. Грига (по выбору). Конкретная музыка XX в. Звуковой мир сов­ременного города в оркестровой пьесе А. Онеггера «Пасифик-231».







май

22. Язык и форма музыкального произведения. Понятие о музыкальных жанрах

1 час


Роль композитора в создании музыкального произ­ведения. Понятие о музыкальной форме как о компо­зиционном строении музыкального произведения.

Многообразие музыкальных жанров и сложность их современной классификации.

Жанровое разделение музыкальных произведений по функциональному признаку. Бытовые (первич­ные) жанры музыкальных произведений: песня, та­нец, марш. Музыка для слушания — вторичные, от­влеченные жанры: прелюдия, фуга, соната, симфо­ния, оратория, опера и др. Связь и взаимопроникновение первичных и вторичных жанров.

Классификация жанров по месту исполнения музыки. Понятие о камерных жанрах (романс, соната, квартет). Монументальные жанры музыки (симфо­ния, оратория, опера, балет).

Классификация жанров по типу создания: эпиче­ский, лирический, драматический, комический и тра­гический жанры.

Классификация жанров по способу исполнения музыки. Вокальные жанры (народная песня и хоровая музыка без сопровождения). Инструментальные оперы (прелюдия, соната, симфония, концерт). Вокально-инструментальные жанры (песня или романс с со­провождением, опера, оратория).



Симфония как высшее достижение музыкального искусства. Составные части классической симфонии: аллегро, анданте (адажио, ларго), менуэт пни скерцо, рондо.


Исследовательская работа.




Обобщающий урок