Тема: «Традиции и обычаи башкирской кухни» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Обычаи, традиции и обряды казахов 1 122.32kb.
Славянские обычаи и традиции 1 141.94kb.
Уважающим традиции, обычаи, национальные культурные особенности другого... 1 68.92kb.
Культура,традиции и обычаи народов Дагестана 1 185.53kb.
Свадебные обычаи и традиции села Тишанка 1 86.37kb.
Античный пир: блюда, обычаи, традиции 1 140.96kb.
Реферат по литературе «Традиции и обычаи народов Кавказа в романе М. 1 349.35kb.
«Поиск. Опыт. Традиции» №7- 2012 ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 5 1462.97kb.
Конференции: античность и христианство в литературах россии и запада. 1 13.98kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Истоки византийской... 1 185.83kb.
Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (ucp500) 1 491.1kb.
«Пасхальные традиции русского народа» Роспись «Крашенки» ( мастер... 1 32.86kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Тема: «Традиции и обычаи башкирской кухни» - страница №1/1



Районный отдел образования Республики Башкортостан

Подольская средняя общеобразовательная школа

Тема:

«Традиции и обычаи башкирской кухни»

(башкирские национальные блюда)
Научно-исследовательская работа


Выполнила: Салаватова Найля

ученица 11 класса
Научный консультант:

М.Р. Димухаметова

Подольск

2005



Оглавление



  1. У каждого народа своя специфика питания




  1. Мясные, молочные, мучные национальные блюда




  1. Принцип натурального питания в основе башкирских национальных блюд




  1. Секреты национальных блюд

(эремсек, корот, талкан, сэк-сэк, бэлеш, казы)


  1. «Арслан» - уникальное предприятие, изготавливающее продукцию по традициям башкирского народа




  1. «Мы есть то, что мы едим»


Цели и задачи:



    • На основе исследовательской работы с жителями села Подольск убедиться в их умении хранить и продолжать обычаи, традиции башкирской кухни;




    • изучить корни происхождение древних блюд и определить их место в современной кухне;




    • ознакомиться с технологией изготовление натуральной продукций заводом «Арслан» по традициям башкирского народа.

У каждого народа своя историческая сложившаяся специфика питания, связанная с географическим положением экономикой, культурой которые не всегда учитывают физиологические потребности человека значит, нужно активное вмешательство человека как строителя, строящего правильно свое питание. Так, например, в прошлом века Германия «славилась» тучными людьми, и они предпочитали болеть, объедаясь окороками, колбасами, торами. Но вряд ли они изменили своему стилю питания сегодня.

Мне кажется, что мы, башкиры, не забыли о нашей здоровой башкирской кухне.

Многие исследователи, путешественники отмечали, что башкиры питаются в основном мясными и молочными продуктами.

Еще в 1725 г., по сообщению Юхнева, южные башкиры совсем не употребляли в пищу хлеб. Он писал, что башкиры едят лошадиное мясо и пьют кумыс. Из молока делали творог, сыр, корот, масло (май), сметану (каймак), пахтовое масло (хары май), сухой творог бурого цвета (эжегэй), ок май, топливное масло с вишней (сейэ май), кислое молоко (катык).

Жительница с. Подольск Хасанова Гильминур апай рассказала мне о том, что эти вышеназванные молочные продукты полезны для организма, благотворно влияют на пищеварительный процесс в организме, продукт полностью усваивается.

Первые блюда башкиры готовят, в основном, мучные (тукмас, сумар, умас, бишбармак из свежей баранины), куллама (из конины, говядины), хурпа, халма, а также из разные круп (уря рисовая, пшенное и др.) и овощей (капуста, тыква). Мясные супы готовят из конины, говядины, баранины, домашней птицы и дичи.

Среди молочные блюд характерны для башкир суп с коротом, особенно в летнее время, суп с катыком, особенно в летнее время, суп с катыком (тукмас с катыком, уре с катыком). Это не только вкусно, но и полезно для растущего организма, так считает детский врач нашего села Таймасова Рамиля Хатиповна.

Всегда цениться среди первых блюд вкусный ароматный бульон приготовленный из костей конины, говядины, баранины, телятины или домашней птицы. Гадельшина Ханифа инэй, например, считает, что к бульону, вернее хурпа желательно подавать бэлеш или вак бэлеш, рецепт прилагается в «Приложении».

Если раньше башкиры употребляли в качестве холодных закусок домашнюю колбасу (казылык, кагит (вяленое мясо, кипкэн ит (сушеное мясо, отварное мясо конины), говядины, баранины, то сейчас на столе можно встретить богатый ассортимент из различных овощей. С появлением овощей в Башкирии население научилось готовить разнообразные салаты.

Кому же как не нам, хайбуллинсам, известно, как вкусна казы и как она безвредно полезна для живых клеток организма, в этом продукте отсутствует полностью холестерин, ненужный для организма человека. Но не в каждой семье этот продукт готовится. Секретами изготовления казы со мной поделилась недавно прибывшая из д. Урузбай в с. Подольск пенсионерка Хасби инэй, ее рецепт в «Приложении».

Нельзя и представить башкирскую кухню без молочных продуктов. Особенность национальных блюд в том, что к ним обязательно подают молочные продукты: сливки, сметану, катык, корот свежее пышное масло (кубэк май). Они придают особый аромат и вкус супам, бишбармаку, только что испеченным лепешкам. Не которые виды молочных блюд перечислены были мною уже выше: это катык, корот, эремсек, муйыл майы (черемуховое масло), свекольное кислое молоко, домашний сыр и т.д.). эти продукты являются как основными, так и дополнительными все четыре сезона года, - так считают уважаемые жительницы села Фатиха инэй, Гильминур инэй и т.д.

Для беседы по интересующим меня вопросам моей темы, мне пришлось быть гостьей во многих семьях, меня интересовали тех блюд, которые неотделимо от нашего образа жизни и образа питания.

Я убедилась, что пожилые хозяйки нашего села отличаются как гостеприимностью, так и умением передавать свои кулинарные способности молодым, и на каждом столе радует аппетит талкан, сия майы, муйыл майы, каймак ак май, эремсек.

Эй эремсек, эремсек

Ак эремсек яратам

Ак эремсек туйзырха

Кызылын да кайнатам

Эхем-эхем эремсек

Кызарзы бит эремсек

Хэзеп алдым киптердем

Сэй янына килтердем

Эремсек ирей телдэ

Сэй исергэ кил хин дэ

Вот такой простой поэтический рецепт дает поэтесса Расима Ураксина. А несколько с другим рецептом поделилась со мной уважаемая односельчанами жительница нашего села Абзалова Бибинур. Ее рецепт о том, как она готовит корот, эремсек даны в кулинарном «Предложении».

Возможно, многие из вас любят талкан, но не знаете, как его делать. Охотно делятся со своим умением Фаузия инэй. Попробуйте это сделать это сами. Это так вкусно! Эти белковые продукты обязательно нужно сочетать с сырыми овощами. Хочу сделать некоторые обобщения. Как уже было сказано, исследователь Юхнев отмечал еще в начале 18 века, что башкиры питаются мясными, молочными и мучными продуктами. Он был бы прав и сегодня.

Природа сама подсказывает нам, что каждому живому существу (животным, людям) соответствует определенный характер питания с природной программой его жизни. Перечитывая литературу о башкирской национальной кухни, знакомясь с рецептурой тех блюд, которые мы употребляем в пищу каждый день не по книгам, а из уст жителей села, а иногда из бесед со словоохотливыми главами семьи, я сделала важное ценное открытие: наши жители пользуются очень удачным кулинарным сочетанием продуктов. По моему мнению, принятие пищи должен быть торжественным, священным и приятным ритуалом.

Человек по своей природе запрограммирован, как считают сторонниками натурального питания Г.С. Шаталов, Г. Шелтон, Поль Брэгг, на потреблении плодов, семян, кореньев, меда, молоко. Исходя из вышеуказанной информации, я могу сказать, что башкирская национальная кухня придерживается принципов натурального питания.


В одной из этнографических заметок о башкирах, появившейся в начале 30 годов прошлого века в издаваемом Б. Полевым журнале «Московский телеграф» есть описание обычая прощания невесты перед отъездом в дом мужа с кумысом.. «… молодая подходит к кумысному мешку обнимает его, благодарит, что он так долго кормил ее и вешает на него подарок в виде кусочка холста, ниток». После этого родные, собравшись в круг, пьют кумыс с отъезжающей девушкой.

С секретами изготовления кумыса, его хранения со мной поделилась 87 летняя Аблаева Назира инэй. Она вспоминала, что для перевозки кумыса использовалась легкая посуда турсук (турхык). Он вмещал 2, 3 ведра напитка, сосуд шили из лошадиной шкуры. Кожаные подойники назывались «башкунэк». Кумыс обладает биологической ценностью и способствует, как говорят натуроплатой, сохранению «живой клетки» в организме человека, так как не подвергается ни термической, ни механической, ни химической обработке.

Никого не удивлю, если скажу, что башкиры любят чай – этот древнейший полезный напиток, способствующий кровообращению и снимающий головную боль. Но многие удивятся, особенно молодые, если скажу, что чай заваривать нужно по особому рецепту, как могут заваривать только наши милые мудрые бабушки. Я предлагаю рецепт заваривания чая моей бабушки Саймы.

К чаю подают баурсак, йыуса, сэксэк, колсэ, кыстыбый, ыуыз, коймагы (оладьи), пэрэмичи, асык ауыз и т.д. Не перечислить, по этому предлагаю рецепт национального блюда сэксэк, который готовят на все праздничные столы; ни один свадебный обряд не обходится без сэксэк, ни сабантуи, ни именины. Рецептом этого лакомства поделилась со мной Набиуллина Лена. Как это делает она больше никто не делает, можете сами убедиться.

Башкиры известны в литературе, исторических источниках как народ, занимавшийся в прошлом кочевым скотоводческим хозяйством. Однако с древнейших времен башкирскому народу были известны такие злаковые культуры как пшено, пшеница, ячмень. Как из пшена, размолотой пшеницы являлась ритуальным блюдом на празднике Воронья каша (карга буткахы). Народном эпосе сказках, легендах часто упоминается такое лакомство, как курмас – каленые пшеничные зерна. Из произведении народного творчества мы знаем и о таком кушанье как колкумэс или колсэ (его называли и коликмэк). Способ выпекания маленьких мучных лепешек в золе считается очень древнем.

Живет у нас в селе веселая, шустрая мастерица на все руки Бибинур инэй. Как бы в шутку я спросила: (А если в запасе нет мяса? Какое бы вкусное блюдо приготовили бы своей семье, чтоб было и сытно, и вкусно). Она сказала не задумываясь: «Ыумас». Вот как об этом написала Расима Ураксина:

Арыш оно ак кына

Илэп алдым хак кына

Ыумас ашы танхыкка

Килешэ ас корхакка

Ыузым, ыузым, ыуылды

Ыумасым аз тойолдо

Ыуылхын ул вагырак

В нашем селе действует завод «Арслан» - уникальное предприятие, не имеющее аналога на территории РФ. Это молодое предприятие, днем рождения которого считается 5 октября 2002 года, которое готовит высококачественные полуфабрикаты из натурального мяса, изготовленного по традициям башкирского народа. Основной отличительной особенностью является гуманный убой скота по традициям исламского шариата. Скот выращивается на экологически чистых пастбищах, что отличает мясо продукты особым вкусом и ароматом. Надеюсь, что здесь с сидящие продукцию этого завода уже пробовали. «Арслан» осуществляет производственный цикл от первичной обработке скота до производства мяса и мясопродуктов из говядины, баранины, конины.

В ассортименте есть полуфабрикаты натуральные, то есть современная продукция которая пополняет современную башкирскую кухню: тефтели, котлеты, люля-кебаб, бифштексы, субпродукты.

Мучные полуфабрикаты, выработка которых происходит по эксклюзивным техническим условиям (пельмени «Башкирские», «Адель», манты «Аркаим»).

Так же находятся в стадии разработки и изучения покупательского спроса национальные продукты: колбаса домашняя «Тултырма» м колбаса конская «Казы».

«Арслан» удостоен внимания Президента РБ М.Г. Рахимова и Председателя Духовного управления мусульман РБ Нурмухамета Хазрата. Продукция реализуется во многих районах, городах.

Я благодарна за данную информацию заместителю директора завода Рите Гиниятовна.



Беседуя с односельчанами, с молодыми и пожилыми хозяйками, знающими толк в приготовлении национальных блюд, и с работниками завода «Арслан», я убедилась, что их продукция заслуживает уважения, особенно среди пожилых, почитающих обычаи и традиции башкирского народа.

«Самое большое открытие современного человека – это умение омолодить себя физически, умственно, духовно»,- сказал Поль Брэгг. Я бы добавила: «- умение хранить и продолжать традиции национальной кухни», потому что «мы есть то, что мы едим».