Тема Сущность морали - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Тема Сущность морали - страница №1/1

Тема 3. Сущность морали

  1. Мораль как регулятор поведения человека.

  2. Функции морали.

  3. Моральные качества человека.


Обязательные понятия темы: мораль, добро, зло, совесть, долг, вина


  1. Мораль как регулятор поведения человека.


Мораль — это совокупность правил поведения, которые формируются обществом в зависимости от представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости.

Каждый из нас является свободным человеком, и каждый из нас, словно витязь на распутье, каждый день, каждый час делает свой выбор – как ему поступить, что сделать для другого человека. В этом выборе нам помогает такая категория, как мораль

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

В центре моральной регуляции стоит соотношение должного и сущего. Это значит, что мораль постоянно сравнивает реальное положение дел (сущее), с тем, каким оно должно быть (должное). В этом плане мораль по своей природе выходит за пределы наличного бытия человека, мира его повседневности. Она ориентирована на моральные идеалы, которых нет и не может быть в реальности.

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Далеко не все моральные нормы и императивы осознаются каждым человеком, анализируются им и оцениваются. Многое человек выполняет автоматически, как сложившиеся стереотипы поведения, соответствующие традициям и обычаям. Это моральные привычки. (Человеку свойственно не раздумывая помогать слабому, уступить место старику, защитить ребенка и т.п. Такие моральные привычки в своих массовых проявлениях составляют основу моральной нравственности общества)

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Но для того чтобы нравственная культура была развитой, одних моральных привычек недостаточно. Общественная жизнь является слишком сложной, многообразной и противоречивой, чтобы ее можно было урегулировать только с помощью моральных привычек.

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Вы нашли кошелёк? Как быть?

Часто ситуации, в которые попадает человек, ставят перед ним сложные проблемы выбора между добром и реальной выгодой, самосохранением и нравственным поступком, между ни к чему ни обязывающей бездеятельностью и ответственностью за свой поступок.

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Решая эти проблемы, человек обязательно взвешивает «за» и «против», оценивает должное и сущее, возможное и действительное. Такое нравственное размышление называется моральной рефлексией. Она выходит за пределы моральных привычек, ибо требует для решения нравственных проблем знаний, нравственного опыта, нравственной интуиции, нравственных переживаний.

Однако зачастую не только этим определяется тот или иной нравственный поступок. Поступая морально, чаще всего человек поступает без всякой реальной пользы для себя; иногда даже во вред. Нравственный поступок не требует поощрения и награды. Он нравственен сам по себе. И человек поступает так, а не иначе лишь потому, что считает должным так поступить, потому что по-иному поступить не может, поскольку, если не поступит таким образом, то будет испытывать муки совести. Он поступает нравственным образом лишь потому, что руководствуется не внешними по отношению к нему моральными регулятивами, а собственным внутренним нравственным регулятивом, о котором великий немецкий философ Иммануил Кант писал, как о «нравственном законе внутри нас».

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Исполнение моральных норм обеспечивается:

(ЧЕРЕЗ ЩЕЛЧОК)

- общественным мнением;

- внутренним убеждением (совестью)




  1. Функции морали.

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Функции морали:



  1. регулятивная;

  2. воспитательная;

  3. коммуникативная

Регулятивная функция – мораль определяет поведение людей, ориентируя их на должное, одобряя или порицая человеческие поступки

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Мораль стремится ограничить агрессивные и эгоистические устремления людей, способствовать тому, чтобы они смогли выжить в условиях совместной жизни, но часто данные указания действуют лишь в рамках определённого сообщества.

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Гиммлер: честными, порядочными, верными мы обязаны быть по отношению только к представителям нашей расы. Меня ни в малейшей степени не интересует судьба русского или чеха. Живут ли другие народы в довольстве или они подыхают с голоду, интересует меня лишь постольку, поскольку они нужны нам как рабы для нашей культуры; в ином смысле это меня не интересует.

Можно ли сказать, что эти слова моральны?

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Итог всего этого – двойная мораль

Можете привести пример такой двойной морали в современное время? (у воров в тюрьмах, США – события в Южной Осетии и многое другое)

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА – истинные моральные ценности всегда универсальны, они должны применяться к каждому человеку
Воспитательная функция – заключается в приобщении подростающего поколения к ценностям и нормам, существующем в обществе.

Но сколько длится воспитание у человека? – всю жизнь – потому и воспитательная функция морали проявляется в течение всей жизни.


Коммуникативная функция – мораль помогает человеку в общении

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Немецкий философ И. Кант говорил:

1) относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе

2) к человеку нельзя относится как к средству

КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ЭТУ ФРАЗУ?


Познавательная функция – мораль позволяет человеку оценивать человеческие качества

Моральное знание -это знание о должном, справедливом, о том, что находится под абсолютным запретом. Если человек не знает этого, то и не является человеком (Homo sapiens — человек разумный), при всей похожести на человека остается животным, руководствуется только рефлексами и инстинктами.


  1. Моральные качества человека.

Добро и зло являются основными нравственными качествами человека

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА



Добро— это то, что является важным и значимым для жизни человека и общества, что позволяет ему жить, развиваться, достигать гармонии и совершенства.

Зло — это такие поступки, слова и мысли, которые являются деструктивными разрушительными, а не созидательными. Зло — всегда подавление, уничтожение, унижение, агрессия.

Деструктивное действие зла ведет к озлоблению людей, их отчуждению друг от друга, вражде, ненависти, эгоизму, осуществлению собственных целей за счет подавления другого.

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Виды зла:



Природное— все стихийные силы, которые нарушают благополучие человека (землетрясение, наводнение, ураган, извержение вулкана, эпидемия и т.п.). Такое зло — катастрофа, природный катаклизм.

Социально-природное. Это вид пагубных для человека последствий его масштабной техногенной деятельности. Таким последствием может быть таежный пожар, вызванный деятельностью человека, сель, являющийся следствием неправильного проектирования плотины, засуха как следствие непродуманной ирригации и любой другой вид экологической катастрофы.

Социальное — это проявления деструктивных процессов в обществе, классовый антагонизм, ставший результатом социального отчуждения и, как следствие этого, революционное потрясение и гражданская война. Это такие социальные катаклизмы, которые являются результатом наплевательского отношения к законам развития общества, к историческим законам.

Нравственное — совершается при непосредственном участии нравственного сознания человека: его совести, воли и сознания. Это зло, творимое по решению самого человека, связанное с его нравственным выбором.

Какое зло САМОЕ ОПАСНОЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА?

ЩЕЛЧОК СЛАЙДА

Нравственные качества человека:

Долг – осознание необходимости выполнять свои нравственные обязанности, подчиняться воле более значимой, чем собственная.

ЩЕЛЧОК


Долг становится нравственным требованием лишь тогда, когда следование ему является добровольным, нравственно осознанным, это действие, обусловленное не внешним принуждением, а внутренней добродетелью. Внешнее принуждение — не нравственный долг.

Совесть – это внутренний контроль человека («Совесть – глас Божий в душе человека»)

Совесть — специфический морально-психологический феномен, действующий внутри души человека. Этот феномен заключается в особом нравственном механизме, действие которого выражается в особой придирчивости к себе, в постоянном взвешивании на «весах» нравственного сознания должного и сущего, возможного и реального. Главная функция совести — рефлексия и самоконтроль. Совесть — такое внутреннее «Я» человека, которое постоянно напоминает ему о нравственных обязанностях.

Совестливый человек — это человек с обостренным чувством морального долга, предъявляющий к себе высокие нравственные требования. Совесть никогда не позволяет прощать себя, не уживается с двойной моралью (для себя и для других), она не совместима с ханжеством, повышенными требованиями к другим и снисходительными к себе.

Стыд— это внутреннее переживание своего несоответствия нравственным идеалам и моральным требованиям, это уязвленность Себя перед Другими. «Стыд — это гнев, обращенный внутрь».

Стыд — внутреннее человеческое качество. Когда человеку стыдно, его не спасают ни богатство, ни общественное положение, ни другие социальные достижения и достоинства.

Стыд как «пожар души» может возгореться, когда «Другие» об этом ничего не знают и даже не догадываются. Стыд— это не просто «упасть в чужих глазах». Главное качество стыда — это то, что человек падает в своих собственных глазах. И он уже стыдится не других, а самого себя.

Вина— следующее моральное качество, характеризующее чувство ответственности. В отличие от стыда, вина — это переживание несоответствия моральным нормам и невыполнения своего долга перед лицом высших моральных судей — перед собственным «Я», перед общечеловеческими ценностями или перед Богом.

Источником ее могут быть разные события, но это не причина, а лишь повод для вины. Главная причина вины в самом человеке: он не смог при каких-то обстоятельствах поступить так, как должно. Обстоятельства — лишь фон. Причина вины — в самом человеке, в несоответствии его характера, мужества, бескорыстности, дъбро-ты тому, чтобы он чувствовал себя человеком. Поэтому он и испытывает чувство вины.



Вина может быть искуплена или прощена. Искупление — акт самореализации, который характеризует выход человека за пределы своей нравственной ограниченности, прощение — внешняя форма устранения вины.