Тема: Прошлое и настоящее глазами эколога - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Тема: Прошлое и настоящее глазами эколога - страница №1/1

Тема: Прошлое и настоящее глазами эколога

Цели: ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; развивать познавательную активность детей, чувство уважения к окружающему миру.

Оборудование: слайды и фотографии, иллюстрирующие жизнь первобытных людей и последствия деятельности человека; слайды на тему «Загрязнение океана», «Вырубка тропических лесов».

Ход урока

  1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Запись на доске «Прошлое и настоящее глазами эколога».

Дана нам возможность экологами стать,

Проблемы экологические решать.

Природа дарит людям чудеса,

Мы навечно стали должниками.

Долг природе мы обязаны отдать,

Ведь иначе мы не сможем выжить сами.

II. Проверка домашнего задания.

О чем мы с вами говорили на прошлом уроке? Сейчас мы проверим, как вы усвоили эту тему. Я вам раздам тесты, вы обведете правильный вариант ответа.



(Тестирование)

  • В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом? (Об этом нам рассказали ученые-историки.)

  • Давайте вспомним: первобытные люди жили в нашей эре или до нашей эры? (Первобытные люди жили до нашей эры, потому что отсчет времени в нашей эре идет от Рождества Христова.)

  • Молодцы! А ведь мы не случайно сегодня заговорили о первобытных людях.

Ш. Работа по теме.

1. Работа над изучением нового материала.

- Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы.


(Просмотр слайдов и картинок из жизни древних людей.)

  • Что использовали люди для строительства жилищ? (Ветки деревьев: их дома похожи на шалаши.)

  • Еще люди жили в пещерах. Чтобы жить, человеку необходима пища. Как добывали пищу? (Охотились, собирали съедобные плоды, коренья.)

  • А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. И поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только все самое необходимое для жизни. Но время не стоит на месте, оно неумолимо движется вперед.

Жизнь людей изменилась. У них появились поля, фермы, заводы. Были созданы разнообразные машины, построены дома. И людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее ее. Более того, человек решил покорить природу. Вооруженный техникой, он вообразил себя всемогущим, решил, что ему все на планете подвластно.

- Как вы думаете, к чему привело покорение природы? (Покорение природы привело к загрязнению воздуха и воды, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов животных и растений.)

- Люди стали понимать, что они не господствуют над природой, а попросту губят ее.

- Как вы думаете, что произойдет, если природа погибнет? (Человек связан с природой множеством нитей. Погубив природу, человек погибнет и сам.)

- Кем должен быть человек для природы: сыном или покорителем?


  • Правильно. Нельзя быть покорителями, т.к. мы сами - часть огромного и прекрасного мира Природы. А это значит, что заседание экологического совета четвертого класса сегодня состоится. На повестке нашего заседания три вопроса, три экологические проблемы, которые мы должны обсудить.

Как защитить океан от загрязнения?

Как спасти тропические леса?

Как избавиться от мусора?


  • Итак, первая проблема - «Как защитить океан от загрязнения?» Заслушаем докладчика.

  • 1-й ученик: Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы - бутылки, банки, сети -тоже серьезная опасность. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей. (Рассказ сопровождается показом слайдов или иллюстраций.)

- Каковы же основные причины загрязнения океана?

Слайд Причины Нефтепродукты

загрязнения Пластмассовые отходы

океана Сточные воды с полей и ферм

Бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества

Радиоактивные отходы

- Я хотела бы добавить, что 80 % загрязнений океана - результат деятельности

человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. Особенно тяжелая обстановка в Средиземноморье и на побережье Северного моря.

- А какие принимаются меры по охране океанов? Заслушаем следующего докладчика.



2-й ученик: Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные «суда-губки», они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. Создана «Красная книга Международного союза охраны природы» и «Красная книга СССР».

- О каких мерах защиты океана вы услышали в докладе товарища? (Созданы специальные «суда-губки». Используются химические пре­параты. Ограничен отлов рыбы и животных.)



- Какие меры для защиты океанов предложите вы? (Сконструировать суда, которым не нужен был бы мазут. Поставить фильтры на трубах слива у заводов и фабрики т.д.)

Меры для защиты океанов:

Эффективные химические препараты

«Суда-губки»

Ограничение отлова рыбы

Очистительные сооружения на предприятиях
- Переходим к обсуждению второго вопроса. Вторая проблема «Как спасти тропические леса?». Заслушаем доклад о проблемах тропических лесов.

3-й ученик: В жарких странах исчезают тропические леса. Эти леса – одно из чудес природы. Здесь обитают две трети всех видов растений и животных на Земле. Густая, пышная растительность джунглей выделяет в воздух особенно много кислорода. Именно эти леса называют легкими нашей планеты. В связи с вырубкой, выжиганием, вы­корчевыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получе­ния древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть свое определенное место в этой цепи. Это приведет к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, сниже­нию ее плодородия, вымиранию растений и животных.

- Какие проблемы возникли в тропических лесах? {Тропические леса безжалостно вырубают, выжигают, выкорчевывают.)

- С какой целью люди делают это? {Чтобы расширить поля, добыть больше древесины.)

- К чему это приводит? {Нарушаются цепи питания, уменьшается количество кислорода, разрушается почва, гибнут растения и животные?)

- Вырубка тропических лесов может привести к изменению климата, опустыниванию, нехватке продовольствия.


  • На нашей планете уже уничтожено больше 50 % тропических лесов. Что, по вашему мнению, нужно сделать для их спасения? (Запретить вырубку тропических лесов, создавать заповедники, национальные парки, брать территории лесов под охрану.)

  • Итак, подведем итог нашей работы. Какие же меры надо принимать для спасения тропических лесов?

Меры для защиты тропических лесов.

Запрещать вырубку тропических лесов.

Брать территории лесов под охрану.

Создавать на территории тропических лесов заповедники, национальные парки.




  • Ваши высказывания говорят о том, что вам небезразличны проблемы джунглей, и вы думаете о будущем нашей планеты. Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим экологических катастроф.




  • Переходим к обсуждению третьей проблемы: «Как избавиться от мусора?». Предлагаю вам изучить эту проблему самостоятельно, а затем приступить к обсуждению.

Дети читают про себя материал на с. 49, 50 учебника.

- Откуда появляется мусор? {Люди выбрасывают ненужный му­сор, пустые бутылки, пищевые отходы.)

- Как же избавиться от мусора? (Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. В Прибалтике уже существуют заводы по сортировке мусора. Некоторые предме­ты можно использовать вторично, например стеклянные банки и бу­тылки. Бумагу перерабатывают, а потом из нее изготавливают опять бумагу. Черные металлы перерабатывают.)
Как избавиться от мусора?

Сортировать отходы, а потом перерабатывать.

Вторичное использование отходов.
- Молодцы! Вы сегодня прекрасно выполнили трудную работу, разрешая экологические проблемы Земли.

2) Физкультминутка

Раз, два - выше голова,

Три, четыре - руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть.

Посидим и отдохнем,

А потом опять начнем.



3) Работа в рабочей тетради.

с. 15, №1 Прочитайте.

- Что такое экологическая проблема? (Загрязнение окружающей среды.)

-А какие экологические проблемы волнуют вас? Запишите.( Загрязнение воздуха, исчезновение видов растений и животных, загрязнение рек, загрязненные улицы нашего поселка, потепление климата, засуха, кислотные дожди, озоновые дыры.)


4. Закрепление.

- Как вы думаете, мои юные экологи, может ли планета заболеть? (Конечно, может. Мы уже сегодня говорили о том, к чему приво­дит загрязнение океана, вырубка леса.)



- А может ли один человек вылечить планету? (Нет, здесь надо по­трудиться всем людям.)

- Да, охрана окружающей среды - задача всего человечества. Как эту проблему решают люди, вы узнаете, прочитав статью «Лечить пла­нету сообща» на с. 50-52.

Прочитав, вы должны найти ответы на следующие вопросы:


  • Какие есть международные соглашения по охране окружающей среды?

  • Какие международные организации созданы для охраны природы?

  • Какие существуют международные экологические дни?

(Дети читают статью.)

- Отвечаем на вопросы. Заполняем задание №2 на стр. 15 в тетради.



V. Подведение итогов урока

- Если люди погубят окружающую природу, смогут ли сами выжить? (Если люди погубят окружающую среду, они и сами не выживут. Ведь человек и есть часть природы, он связан с природой невидимыми нитями. Загрязнение океана, уничтожение тропических лесов, растущие груды мусора – все это признаки грозной опасности.)



6. Домашнее задание

Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (с. 47-53).

Выполнить задания (с. 53).

Выполнить задание № 3 в рабочей тетради (с. 16).