Тема опыта: Влияние проблемного обучения на повышение эффективности - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Долгосрочная целевая программа энергосбережение и повышение энергетической... 1 117.79kb.
Из опыта работы Самбуловой Т. А 1 95.28kb.
Конспект Урока по русскому языку в 11 классе Тема В. В. Маяковский... 1 107.66kb.
Ргоу нпо профессиональное училище №6 г. Шумерля Из опыта работы мастера... 1 33.76kb.
«Повышение эффективности управления персоналом на основе внедрения... 11 608.26kb.
Памятка для студента Повышение эффективности использования лесных... 1 27.66kb.
Влияние эмоций на нашу деятельность хорошо известно из повседневного... 1 344.59kb.
Открытый урок по умк «Сферы» в 6 классе 1 67.23kb.
Многие образовательные учреждения постоянно и целенаправленно изучают... 8 901.45kb.
Функции налогообложения в условиях 1 72.54kb.
Урок по истории по теме: «Экономические и политические преобразования... 1 49.6kb.
Планета Земля 2 487.37kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Тема опыта: Влияние проблемного обучения на повышение эффективности - страница №1/1



Отдел образования администрации Чернянского района

организационно методический информационный центр.

Тема опыта: Влияние проблемного обучения на повышение эффективности

уроков обществознания.

Автор опыта: Таможников Александр Николаевич

учитель обществознания муниципального

общеобразовательного учреждения «Средней

общеобразовательной школы №3» п.Чернянка

Белгородской области.

2008



Содержание
1 . Информация об опыте ……………………. 3

2 . Технология опыта ………………………… 10

3 . Результативность опыта…………………... 13

4 . Библиографический список ……………….17

5 . Приложение…………………………………18

Информация об опыте
Обучать ребенка – это, значит, не

давать ему нашей истины, но развивать

его собственную истину до нашей,

иными словами, не называть ему нашего

мира, созданного нашей мыслью, но

помогать ему перерабатывать мыслью

непосредственно очевидный чувственный

мир.


П.П.Блонский.
Центральной задач российского образования является модернизация образования, через внедрение в образовательный процесс новых технологий.

На современном этапе развития общества, необходимо формировать человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества.

Радикальные изменения в нашем обществе, начавшиеся в 1991 году, существенно изменили мотивацию получения образования. Сегодня большинство старшеклассников хочет приобрести гуманитарную, юридическую или экономическую специальность. Поэтому одна из важнейших задач современной школы готовить выпускников способных решать жизненные проблемы, с которыми им придется столкнуться после окончания школы в современном мире. Эти проблемы им необходимо будет решать самостоятельно. Чтобы повысить интерес к образованию, считаю, что нужно уходить от традиционных методов обучение к иновационным. Образовательная система на уроке должна быть ориентирована не на передачу готовых знаний, а на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

На уроках внедряю иновационные методы воздействия на учащихся. Среди многообразия и разносторонности этих воздействий особую актуальность приобрели методы проблемного обучения.

Результаты исследований свидетельствуют, что традиционная модель образовательного процесса в школах, основанная на объяснительно-иллюстративном подходе к обучению, не обеспечивает формирование, способной к творческому саморазвитию и творческой самореализации. Школьники часто оказывается неспособным творчески решать новые задачи, которые ставит перед ними современное общество.

Чтобы человек проявил познавательную активность, необходимо освободить от принуждения извне и поставить его в позицию субъекта деятельности во взаимодействии со значимым для него внешним миром.

Наиболее благоприятные условия для реализации данного положения создаются при проблемном обучении, в рамках которого не стихийно, а систематически и направленно функционируют элементы, обеспечивающие развитие познавательной деятельности обучаемых и формирование их личности. Снижение эффективности традиционного урока, качества знаний по предмету, снижение уровня мотивации к обучению, снижение интереса обществоведческим дисциплинам послужило причиной возникновения моего опыта.

Тема моего опыта «Влияние проблемного обучения на эффективность уроков обществознания».

Разработка и внедрение своего опыта направлена на достижение поставленных целей:


  • Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений

  • Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении

  • Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и решать нестандартные проблемы

Применение проблемного обучения повышает эффективность урока, вносит существенные изменения в качество усвоения знаний.

Считаю, что использование проблемной технологии на уроках актуально в современной системе образования, так как одна из задач современного образования является формирование творческой, всесторонне развитой личности. Которая способна адаптироваться к современным условиям жизни в современном обществе.

Применение проблем - это уже развитие, движение в перед. Реализация принципа проблемности в педагогическом взаимодействии ведет и к изменению ролей и функций учителя и ученика. Учитель не воспитывает, не дает готовые знания, но актуализирует, - извлекает из сознания ученика, стимулирует глубоко спрятанную тенденцию личностному росту, поощряет его исследовательскую активность, создает условия для совершенствования учения, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем и задач.

Проблемными мотивами проблемного обучения сегодня могут стать активизация развивающего паотенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, субъект-субъективные отношения, личностная включенность всех участников в процесс обучения, его практическая направленность. Уяснение сущности проблемности как закономерности познания, определения ее роли в обучении и введение в дидактику понятия «принцип проблемности» открыло новые возможности для теоретического объяснения учебно-познавательной деятельности учащихся.

Теория проблемного обучения имеет большую историю. Ещё в 335 году до нашей эры Аристотель использовал проблемные вопросы которые он называл эффектными. В настоящее время теория проблемного обучения достаточно хорошо разработана. Этой проблемой занимались многие психологи и педагоги, такие как М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, Н.М. Зверева, Р.И. Малафеев и другие. Исследования в этой области показали, что проблемное обучение будит и формирует интерес к учению, развивает инициативу ученика в познании, способствует пониманию внутренней сущности явлений и процессов, формирует умение видеть проблему. Технология проблемного обучения также основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи.. Модернизировала и адаптировала, к особенностям рос­сийской системы обучения эту технологию Ильина Т. А. Технология про­блемного обучения относится к технологиям, определяющим стратегию и стиль обучения. Ознакомившись с работами Махмутова, Матюшкона и других, я пришл к выводу, что на данном этапе развития человечества проблемное изучение просто необходимо. Так как проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым , войдя в жизнь ребенок будет более защищен от стрессов.

Сущность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это расширение углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Новое применение прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения. Умственный поиск - сложный процесс, он, как правило, начинается с проблемной ситуации, проблемы. Но не всякий поиск связан с возникновением проблемы? Если учитель дает задание ученикам, указав, как его выполнить, то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы. Подлинная активизация учащихся, характеризуется самостоятельным поиском не вообще, а поиском путем решения проблем. Если поиск имеет целью решение теоретической, технической, практической учебной проблемы или форм и методов художественного отображения, он превращается в проблемное учение. Основное различие между проблемным и традиционным обучением мы видим в двух моментах: они различаются по цели и принципам организации

педагогического процесса. Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей.

В основе процесса проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика, то есть принцип открытия им выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике. При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий,

систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы. В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое

воображение.

Проблемное преподавание - деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложение учебного материала с его объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний как традиционным путем, так и путем с самостоятельной постановки учебных проблем и их решение.

Проблемное учение - это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение по средствам выдвижения предложений, гипотез их обоснование и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ

действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности. Она обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем. Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

Проблемная ситуация , проблема , поиск способов ее решения , решение проблемы. Полый цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

- возникновение проблемной ситуации,

- осознание сущности затруднения и постановка проблемы,

- нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,

- доказательство гипотезы,

- проверка правильности решения проблем.

Общие функции проблемного обучения:

- усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;

- развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;

- формирование диалектико-материалистического мышления школьников (как основы).

Кроме того проблемное обучение имеет специальные функции:

- воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);

- воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;

- формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности).

Мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов.Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа. Проблемная задача, в отличии от обычных учебных задач, представляет не просто описание некоторой ситуации, включающей характеристику данных, составляющих условие задачи и указание на неизвестное которое должно быть раскрыто на основании этих условий. Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.

Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могу ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.

Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.

Четвертый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.

Теоретические основы проблемного обучения.

Первый способ - побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и проводит к активному усвоению новых знаний.

Второй способ - использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдения за природой и тому подобное. Проблемная ситуация возникает при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели.

Третий способ - расстановка учебных проблемных заданий на объяснение явлений или поиск путей практического решения.

Четвертый способ побуждения учащихся к анализу фактов и явлений действительности, поражающему противоречия между жизненными представлениямии научными понятиями об этих фактах.

Пятый способ выдвижение предположения (гипотез) формулировка выводов и их опытная проверка.

Шестой способ - побуждение учащихся к сравнению сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, в результате которых возникает проблемная ситуация.

Седьмой способ - побуждения учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащихся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.

Восьмой способ - ознакомление учащихся с фактами носящими как будто бы необъяснимый характер и приведенными в истории науки к постановке научной проблемы.

Девятый способ - организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации (при обработке навыков, повторения пройденного и тому подобное). В этом случае следует использовать факты и данные наук, имеющие связь с изучаемым материалом.

Десятый способ - варьированные задачи, переформулировка вопроса. Правила постановки учебной проблемы. Процесс постановки учебных проблем требует знания не только логико-психологических и лингвистических, но и дидактических правил постановки проблем. Учитель, зная уровень подготовленности своих учащихся и исходя из специфики обучения, может ставить перед ними уже встречавшиеся ранее проблемы. При этом он учитывает следующее:

а) алгоритм решения ранее решенных проблем можно использовать при решении новых трудных проблемных задач;

б) решение встречавшихся ранее, но не решенных из за отсутствия достаточных знаний проблем укрепляет интерес учащихся к предмету. Убеждает их в том, что практически одолимы не учебные проблемы - для этого надо иметь больше знаний;

в) постановка ранее решавшейся классом проблемы в иной формулировке обеспечивает возможность творческой работы при повторении пройденного материала;

г) ранее решенные коллективом проблемы можно использовать для вторичной постановки перед слабыми учащимися для самостоятельного решения.

При использовании проблемного обучения применяю систему методов,

представляющую собой органическое сочетание общих и бинарных методов. В целом можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения , представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся:

1) монологическом;

2) рассуждающем;

3) диалогическом;

4) эвристическом;

5) исследовательском;

6) методе программированных заданий.

Метод монологического изложения. При монологическом методе учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации форма изложения - рассказ, лекция.

Методы рассуждающего изложения. Первый вариант - создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.

Второй вариант - излагая тему, учитель пытается путем поиска и открытия ученого, то есть он как бы создает искусственную логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса. Форма - беседа лекция.

Метод диалогического изложения. Представляет диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез. Деятельности учащихся присуще сочетание репродуктивного и частично-поискового методов обучения. Основы формы преподавания - поисковая беседа, рассказ.

Метод эвристических заданий. Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем, при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.

Метод исследовательских заданий. Организуется учителем путем постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий имеющие высокий уровень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.

Метод программированных заданий. Это метод, при котором учащиеся с помощью, особым образом, подготовленных дидактических средств может приобретать новые знания и новые действия.

Проблемные уроки снова актуальны. В свое время о них много говорили и писали, вопросы проблемного урока были включены в планы научных исследований, методической работы. Но для практиков – школьных учителей сегодня этот вопрос, по-прежнему, является одним, из наиболее сложных. О необходимости проблемного обучения много пишут, значительно реже применяют. И не только потому, что оно не стало надежным инструментом деятельности учителя. Проблема в том, что проблемное обучение не стало частью педагогического сознания учителя. Однако проблемное обучение не может и не должно стать ни единственной, ни преобладающей системой обучения. Проблемное обучение строится в зависимости от того, на сколько допускает учебный материал.



Технология опыта

Использование технологии проблемного обучения на уроках обществознания в старших классах должно привести к формированию всесторонне развитой личности, адаптированной к современным условиям развития общества.

Цель проблемного обучения состоит в том, чтобы поднять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач. Чтобы достичь поставленных целей использую на своих уроках следующие методы и приемы обучения:

При использовании метода проблемного изложения знаний систематически создаю проблемные ситуации. Ставлю вопросы и указываю пути решения учебных проблем, постоянно побуждаю учащихся к самостоятельной познавательной деятельности. Показываю образцы научного решения учебных проблем, основные этапы этого процесса, а ученики контролируют убедительность моих доводов, следят за логикой изложения нового материала. При применении данного метода использую следующие приемы: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации, анализ полученного решения. Используя метод проблемного изложения знаний, ученики учатся выполнять логические операции, воспроизводить знания и способы деятельности, рассказывать, осмысливать учебный материал, составлять план, воспринимать информацию.

Когда применяю метод изложения с проблемным началом, создаю в начале изложения новых знаний проблемную ситуацию, дальше объясняю учебный материал традиционным, информационным способом. Этот метод является наиболее доступным.

Также использую метод поисковой (эвристической ) беседы. При использовании данного метода выстраиваю систему вопросов учителя и ответов учащихся. Мои объяснения сочетаются с поисковой деятельностью школьников на всех или на отдельных этапах урока. После постановки учебной задачи учащиеся сами ищут правильные решения и делают выводы, выполняют самостоятельные работы, устанавливают те или иные закономерности, мотивируют свои действия, систематизируют и творчески применяют полученные знания, используют их в практической деятельности и устных ответах. Основными приемами являются эвристическая беседа, самостоятельная работа с элементами исследования, игра. Учащиеся овладевают умениями самостоятельного общения по частным вопросам, составлению плана самостоятельной работы, участию в эвристической беседе.

Часто использую в своей практике исследовательский метод. При использовании этого метода ставлю перед учениками познавательные и практические задачи, требующие самостоятельного творческого решения.

Для достижения цели применяю такие приемы как; сопоставление с новыми фактами, консультации, анализ известных фактов, оценку, эксперимент, управление исследовательской деятельностью. При применении исследовательского метода учащиеся учатся, исследовать учебную проблему, самостоятельно выдвигать гипотезы по решению задачи, делать обобщения по проблеме в целом.

В своей практике применяю различные формы уроков; урок сообщения новых знаний, урок формирования умений и навыков, урок решения познавательных задач, урок решения проблем, урок защита рефератов, комбинированный урок, контрольный урок.

Кроме того ,что я использую проблемное обучение во время уроков. А также и во внеурочной деятельности. Ребята получают проблемное домашнее задание.

Применяю следующие виды проблемных уроков: Урок-дискуссия , во время дискуссии проблема должна соответствовать возрасту учащихся, накопленному ими опыту. Учащиеся должны владеть темой дискуссии , должна развиваться по главным вопросам. При подготовке урока дискуссий разрабатываю памятки, которые помогают учащимся во время урока. Например памятка «Как изучать дополнительную литературу при подготовке к дискуссии», памятка «Как вести дискуссию», памятка о порядке мыслительных действий». Дискуссию провожу по следующим правилам

1. Нельзя критиковать людей – только их мнения и позиции.

2. Цель дискуссии – не в победе, а в поиске согласия.

3. Все участники должны быть вовлечены в обсуждение.

4. Желающие взять слово должны попросить разрешение у ведущего.

5. Каждый участник имеет право и возможность высказаться.

7.Участники имеют право изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов.

8. Необходимо проводить промежуточные и окончательные выводы. При оценке дискуссии использую следующие критерии.

-Удовлетворение, получаемое учащимися после дискуссии.

-Умение школьников правильно, логично изложить свое и чужое мнение. -----Культура дискуссии.

-Умение школьниками пользоваться Приемами доказательства или опровержения. Получение новых знаний.

-Умение понять точку зрения другого.

-Живой обмен мнениями.

Во время урока в зависимости от темы можно применять различные виды дискуссий; интегрированный урок-дискуссия, структурированная дискуссия, оценочная дискуссия, дискуссия диалог, проблемно проектная дискуссия, урок диспут. А также можно использовать и другие виды дискуссий

( круглый стол, заседание экспертной группы, форум, симпозиум, дебаты, судебное заседание).

Применяю в свой практике урок – проблемная лекция. Лекции используются как в традиционном подходе, так и в проблемном подходе. Основные виды лекций которые я применяю в своей деятельности, ( водная лекция, обзорная лекция, инструктивная лекция, лекция диалог, обобщающая лекция – пресс- конференция). Как правило, урок лекция состоит из двух этапов. Подготовка к лекции и проведение лекции. Во время подготовительного этапа разрабатываю содержание – материал лекции должен дополнять содержание учебника, а не повторять его. Разрабатываю структуру лекции, формирую вопросы ответы ,на которые даются в лекции. Подготавливаю конспект лекции. Приступая к проведению лекции перед её началом формулирую вопросы,. ответы на которые дам в ходе лекции. Вопросы записываю на доске, чтобы учащимся было легче фиксироваться на главном, излагаю план изложения лекции. Учащиеся получают задание составить план прослушанной лекции, в конце лекции заполнить таблицу, составить схему по ходу изложения лекционного материала. Найти ответы на поставленные вопросы. Во время лекции необходимо контролировать темп изложения материала. Результативность лекции заключается в том что учащиеся в доступной форме получают знания по сложным теоретическим вопросам. Учащиеся вырабатывают навыки конспектирования при вербальном способе передачи информации.

При внедрении технологии проблемного обучения использую и такую форму работы как урок – семинар. Уроки семинары отличаются от обычных уроков прежде всего большой самостоятельностью при подготовке к семинару, изменением организации этапов обучения, изменением функций выполняемых учителем и учащимися. Обязательным элементом на семинаре коллективное обсуждение результатов самостоятельного изучения материала.

Методика подготовки и проведения семинара.

1. Определяю темы и задания для семинара.

2. Знакомлю учащихся с заданиями, при необходимости корректирую их.

3. Распределяю задания.

4. Самостоятельная работа учащихся.

5. Провожу консультации для всего класса.

6. Провожу занятие.

Как, правило ,семинар делю на три основных этапа: вступительное слово учителя, обсуждение пунктов плана и подведение итогов проделанной работы. В своей работе использую различные виды семинаров ( семинар по изучению нового материала, итоговые семинары, проблемные семинары, семинары дискуссии).

При проведении урока исследования использую следующий алгоритм: 1. Определяю тему или проблему. 2. Сбор библиографической информации. 3.Консультирование по вопросам порядка и последовательности выполнения, объема, содержания работы. 4. Определение методологического аппарата исследования. 5. Составление общего плана. 6. Анализ научной литературы. 7. осмысление и планирование экспериментальной работы. 8. Проверка полученных данных исследований. 9. Письменное оформление полученного исследования. 10. Составление рекомендаций по результатам исследования. 11. Рефлексия по итогам исследовательской работы.



Результативность опыта.
Использование технологии проблемного обучения пришёл к следующим выводам, мотивация учащихся к изучению обществоведческих дисциплин повысилась

Диагностика мотивации у учащихся в 2007-2008 учебном году

Результаты диагностики уровня мотивации свидетельствуют о том, что у выпускников произошли существенные изменения в личностном смысле учения: к 11 классу 67 % учащихся имеют высокий уровень мотивации, ведущими мотивами выпускников являются познавательные и учебные, внутренние мотивы выпускников школы преобладают над внешними.

Положительная динамика в развитии мотивации учения является свидетельством результативности образовательного процесса.

Анализируя результаты успеваемости за последние три года видно что качество знаний возросло, наблюдается стабильная динамика роста качества знаний что можно видеть из таблицы 1.


Таблица 1


Учебный год

Кол-во обучающихся

Детей



Успеваемость по предмету (в %)

Кол-во и % обучающихся, успевающих на «4» и «5»

Кол-во и % выпускников окончивших ОУ с золотой и серебряными медалями

Кол-во и % выпускников награжденных грамотами за успехи в изучении

Обществозна

ния


2004-2005

9-а


9-б

14

13


100%


100%

71%


92%

5 выпускников

12.5%


7 выпускников

17.5%



2005-2006

10

16

100%

100%


3 выпускника

8.8%


9 выпускников

26.4%


2006-2007

11

16

100%

100%


2 выпускника

12.5%


5 выпускников

31.3%

О высоком уровне мотивации к изучению обществознания свидетельствует и участие детей в олимпиаде и ежегодный выбор предмета для сдачи на итоговой аттестации. Способность учеников логически мыслить и раскрывать существенные связи между предметами и явлениями проверялась посредством тестирования интеллектуального потенциала (тест П.Ржичан). Диагностировались учащиеся 9, 11 классов.

Результативность участи в районных олимпиадах можно посмотреть в таблице 2

Таблица 2
Победители и призеры предметных олимпиад за последние 3 года



п/п


Ф.И.О.

Год

Класс

Название олимпиад

Занятое место

Уровень олимпиады

(муниципальный),



1

Перфешева Лилия

2003-2004

10

Олимпиада по праву

1

муниципальный

2

Чумак Артем

2004-2005

11

Олимпиада по основам потребительских знаний

3

муниципальный

3

Асеева Маргарита

2004-2005

10

Олимпиада по праву

3

муниципальный

4

Гопалова Екатерина

2004-2005

10

Олимпиада по экономике

2

муниципальный

5

Должиков Михаил

2005-

2006


10

Олимпиада по основам потребительских знаний

1

муниципальный

6

Асеева Маргарита

2005-

2006


11

Олимпиада по праву

2

муниципальный

7

Шевлякова Надежда

2005-2006

9

Олимпиада по праву

2

муниципальный

8

Чумак Никита

2006-2007

10

Олимпиада по потребительских знаний

3

муниципальный

9

Должиков Михаил

2006- 2007

11

Олимпиада по основам потребительских знаний

2

муниципальный

10


Ерещенко

Екатерина



2007-2008

10

Олимпиада по основам потребительских знаний

2

муниципальный

11

Ярных Сергей

2007-2008

11

Олимпиада по избирательному праву

1

муниципальный

Анализируя качество знаний в выпускных классах за последние три года можно сделать вывод, что качество знаний, на момент начала опыта горазда ниже чем результаты, показанные в последующие годы. На протяжении трёх лет наблюдалось увеличение качества знаний. В 2006-2007 году достигли 100%.Это можно увидеть на диаграммах.

Качество знаний в 11 классах за 2004-2005 учебный год.

Качество знаний в 11 классах за 2005-2006 учебный год.


Качество знаний в 11 классах за 2006-2007 учебный год.



Внедрение технологии проблемного обучения на уроках обществознания привело к повышению уровня мотивации к изучению обществоведческих дисциплин. Повысилась эффективность уроков обществознания. Повысился уровень качества знаний по предмету.



Библиографический список.



  1. Артемьева Г.В. Проблемное обучение в курсе обществознания. Г.В. Артемьева:-М. 1973.

  2. Андреев В.И Эвристика для творческого саморазвития. В.И.Андреев: - Казань 1994.-246с.

  3. Гончарова А.И. Диспут на уроке истории.// Преподавание истории в школе.1998.№5

  4. Давыдова В.В. Педагогическая психология. В.В. Давыдова: - М: - «Педагогика»,1991.-480с.

  5. Иванова О.В. Проблемное обучение в курсе истории //Преподавание истории в школе.1999.№8.

  6. Казарина Т.Э. Интегрированный урок // География в школе 1994. №3

  7. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. М.В. Кларин: -Рига, НЦП «Эксперимент»,1995.-176с.

  8. Кульневич С.В. Современный урок. С.В Кульневич: - Учитель 2006.

  9. Мачехина О.Н. Оценочная дискуссия на уроках обществознания // Преподавание истории и обществознания.2001.№1.

  10. Лакоценина Т.П. Современный урок. Т.П. Лакоценина: - Учитель 2007

  11. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе Методическое пособие по спецкурсу . В.Н Максимова: -Л.1973.

  12. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М.И Махмутов - М:. Педагогика 1977.

  13. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. А.М Матюшкин: - М. Педагогика 1972

  14. Муравьева Е.М. Психологические основы подготовки учителя к исследовательской деятельности // Завуч. 1998.№4.

  15. Полякова О.Б. Учебная дискуссия на уроках истории //Преподавание истории и обществознания в школе.2004.№10.

  16. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики М.Н Скаткин: -М. Педагогика 1980.

  17. Шаталов М.А. О способах решения учебных проблем // Химия в школе.2002.№8.

  18. Хоритонова Л.А. Проблемные ситуации на уроках природоведения //Начальная школа.1998.№5

  19. Электронный ресурс http://www.traktat.ru/