Тема «маленького человека» в литературе XIX века (по произведениям Пушкина, Гоголя, Достоевского) Многие писатели–классики обращалис - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века» 1 59.77kb.
«маленького человека» (По повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». 1 51.19kb.
Урока: "Петербургские повести" 1 52.18kb.
Овцынова О. В., учитель начальных классов маоу «сош №2 с уиоп» Задачи... 1 24.63kb.
Русская культура конца XIX – начала XX века. Цель урока: познакомить... 1 192.95kb.
Урок литературы времена года поэтическое лото по теме «Родная природа... 1 43.03kb.
Образ купца в русской литературе XIX века 1 335.61kb.
Урок по обществознанию для учащихся 8 класса по теме «Права человека»... 1 33.26kb.
В русской литературе XIX в. Тютчев занимает особенное место, да и... 1 19.05kb.
Проблемы прав человека 5 794.53kb.
26. Права человека как международно-политическая проблема. Права... 1 43.32kb.
Для подготовки к олимпиаде по литературе 10 класс Какое из приведенных... 1 31.17kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Тема «маленького человека» в литературе XIX века (по произведениям Пушкина, Гоголя - страница №1/1

Тема «маленького человека» в литературе XIX века (по произведениям Пушкина, Гоголя, Достоевского)

Многие писатели–классики обращались к теме «маленького человека». В их произведениях это не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, доведенный до отчаянья человек. Это социально–психологический тип, то есть человек, ощущающий своё бессилие перед жизнью. Иногда он способен на протест. К бунту «маленького человека» всегда ведет жизненная катастрофа, но исход протеста - безумие, смерть. Именно так изображает его А.С.Пушкин в произведениях «Медный всадник» и «Станционный смотритель», где в бедном чиновнике автору удалось открыть новый драматический характер. Несколько позже Гоголь продолжил развитие этой темы в «петербургских повестях» («Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Шинель»). Но в отличие от Пушкина продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт. Петербург поразил Гоголя картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. По Гоголю, Петербург-город, где человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут. Это город, где, «...кроме фонаря, все дышит обманом». Именно в этом страшном, безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным. Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности. Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия - главный конфликт, лежащий в основе «петербургских повестей».

Герой «Записок сумасшедшего» - Аксентий Иванович Поприщин, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претендует. С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перья «его высокопревосходительству», преисполненный величайшего уважения к нему. По мнению Поприщина, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убог; но не посмеяться над ним хотел Гоголь. Размышляя над жизнью, Поприщин постепенно теряет рассудок, в нём просыпается оскорблённое человеческое достоинство: «Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною!.. Что я сделал им? За что они мучают меня?». Блок заметил, что в вопле Поприщина слышен «крик самого Гоголя». «Записки сумасшедшего» - вопль протеста против несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где попраны разум и справедливость. Поприщин - порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все обиды и страдания «маленького человека».

Жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести «Шинель». «Он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться», - так говорит о Башмачкине Гоголь. Автор не скрывает ироничной усмешки, когда описывает ограниченность и убожество своего героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: «В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин - робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев». Жалость и сострадание вызывает этот человек, который ни одного слова не отвечает и ведёт себя так, «как будто бы никого и не было перед ним», когда сослуживцы сыпали на голову ему бумажки. И вот таким человеком овладела всепожирающая страсть обзавестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее предмет несоизмеримы. В этом ирония Гоголя: ведь решение простой житейской задачи вознесено на высокий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к «значительному лицу», обобщенному образу представителя власти. Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию «маленького человека». Из кабинета Акакия Акакиевича «вынесли почти без движения». Гоголь подчеркивает общественный смысл конфликта, когда бессловесный и робкий Башмачкин только в предсмертном бреду начинает «сквернохульничать, произнося самые страшные слова». И только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть. Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели «со всех плеч, не разбирая чина и звания».

Мнение критиков и современников Гоголя об этом герое разошлось. Достоевский увидел в «Шинели» «безжалостное издевательство над человеком». Критик Аполлон Григорьев - «любовь общую, мировую, христианскую». И в «Записках», и в «Шинели» мы видим не просто «маленького человека», а человека вообще. Перед нами люди одинокие, неуверенные, лишенные надежной опоры, нуждающиеся в сочувствии. Поэтому мы не можем ни беспощадно судить «маленького человека», ни оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку.

Социальное достоинство «маленького человека» защищает и Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание». Мир отверженных здесь представлен Раскольниковым, его сестрой и матерью, семьёй Мармеладовых, безгласной и подчиняющейся Лизаветой и другими обитателями этого бедного района Петербурга. Автор показывает, что герои ждут от общества сочувствия и справедливости. Они выше окружающих по уму, культуре, образованию и хотят занять в обществе достойное положение, чтобы уважать себя. Но бедность, которая их окружает, таит в себе угрозу окончательно превратить человека в вещь.



Достоевский никогда раньше так широко не изображал нищету и страдания обездоленных, униженных и оскорблённых людей, бесчеловечие и жестокость современной жизни. Его по праву называют певцом «бедных людей», «униженных и оскорблённых». Выступая против социальной несправедливости, против унижения человека, они верят в его высокое призвание. Даже тяжёлые условия жизни не сломили души «бедных людей»; в изображении Достоевского они прекрасны, полны душевной щедрости и красоты.

И Пушкин, и Лермонтов, и Гоголь, и Достоевский в своих произведениях доказали, что всякий человек, кто бы он ни был и как бы низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание. «Все люди перед Богом равны, нет «маленьких» и «великих», каждый человек – личность», - к такому выводу приходит каждый, кто знакомится с произведениями писателей-классиков.