Тема III. Выбор супруга и факторы риска при вступлении в брак 40 - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конвенция о правах ребенка Права, обязанности и ответственность родителей 1 445.56kb.
Факторы, оказывающие воздействие на цены 1 53.46kb.
Урок 3 как наилучшим способом общаться с моим спутником жизни? 1 83.75kb.
Формы социальной работы с детьми группы риска и их семьями 1 26.6kb.
87. Управление рисками 1 30.84kb.
Краткое содержание курса Тема Цели и задачи тэо тема Факторы, определяющие... 1 63.84kb.
Аксиомы здоровья школьников и школьные факторы риска Специалисты... 1 57.46kb.
Выбор способа оценки доходности и риска фондового индекса и реализация... 1 34.79kb.
Исторически цена всегда была основным фактором, определяю­щим выбор... 1 323.15kb.
Краткое содержание курса Тема №1 Понятийный аппарат логистики и факторы... 1 52.62kb.
Лекция Ценные бумаги 1 131.64kb.
Учебное пособие содержание часть I. Исторические книги ветхого завета 13 3386.66kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Тема III. Выбор супруга и факторы риска при вступлении в брак 40 - страница №19/20


Вопросы для самопроверки

  1. Понятие репродуктивной установки.

  2. Факторы, влияющие на репродуктивные установки.

  3. Позиция ребенка в семье и ее влияние на особенности воспи-

тания.

Темы семинарских занятий

  1. Проблемы любви и брака.

  2. Выбор супруга и факторы риска при вступлении в брак.

  3. Проблемы молодой семьи.

  4. Распределение ролей в семье.

  5. Совместимость супругов в браке.

  6. Супружеские конфликты и их разрешение.

  7. Проблемы ревности и супружеских измен.

  8. Потребность в детях и проблемы воспроизводства населе­ния.

Основная литература

Андреева Т. В. Социальная психология семейных отношений. СПб.: СПбГУ, 1998. Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988. Сысенко В. А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. М., 1981. Харли У. Законы семейной жизни. М., 1992.

Дополнительная литература



Адлер А. Наука жить. Киев, 1997.

Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994.

Алешина Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Дис. ...канд. Психол. Наук. М., 1985.

Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследование и проблемы // Вестник Моск. Ун­та. Сер. 14. Психология. 1987. № 2.

Андреева Т. В., Бакулина Ю. А. Представления молодых супругов (с ребенком-первен­цем) о распределении семейных ролей и удовлетворенность браком // Психология: итоги и перспективы: Тез. конф. СПб., 1996.

Ароне К. Развод: крах или новая жизнь? М., 1995.

Вейнингер О. Пол и характер. М., 1991.

Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988.

ГолодС. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984.

Дементьева И. Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. М., 1991.

Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи: Дис.... канд. психол. наук. М., 1993.

Каган В. £. Воспитателю о сексологии. М., 1991.

Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1988.

Лофас Ж., Сова Д. Повторный брак: дети и родители. СПб., 1996.

НикитинаЛ. А. Наши уроки. СПб., 1992.

Обозов Н. Н. Мужчина женщина. СПб., 1995.

Обозов Н. Н., ОбозоваА. Н. Факторы устойчивости брака//Семья и личность. М., 1979.

ОбозоваА. Н. Супружеская совместимость — фактор устойчивости брака//Личность в системе общественных отношений. Ч. 4. М., 1983.

Ричардсон Р. Силы семейных уз. СПб., 1994.

Скиннер Р., КлиизД. Семья и как в ней уцелеть. М., 1995.

Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1989.

Трапезникова Т. М. Этика и психология семейных отношений. Л., 1988.

Фотеева Е. В. Семья в современном буржуазном мире. М., 1988.

Фромм Э. Искусство любить. М., 1990.

ХарчевА. Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978.

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990.

Юркевич Н. Г. Советская семья: функции и условия стабильности. Минск, 1970.

ЯффеМ., ФенвикЭ. Секс в жизни женщины. М., 1991.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Тест-опросник удовлетворенности браком (В. В. Сталин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко)

Тест предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетво­ренности-неудовлетворенности браком. Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к раз­личным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, уста­новки и т. д. Каждому утверждению соответствуют три варианта отве­та: а — верно; б — трудно сказать; в — неверно. Испытуемым предла­гается внимательно прочитать каждое утверждение и выбрать один из вариантов ответа. При выбранном испытуемым варианте ответа (а, б или в) начисляется определенное количество баллон (2; 1; 0). Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам.

Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.

0—16 баллов — абсолютно неблагополучные;

17-22 — неблагополучные;

23—26 — скорее неблагополучные;

27—29 — переходные;

30-32 — скорее благополучные;

33- 38 — благополучные;

39— 48 — абсолютно благополучные.

Данная методика не только констатирует картину существующих супружеских отношений, но и дает возможность понимания субъек­тивного мира, исследуемого во всей его сложности.

Текст методики

1. Когда люди живут близко, как это происходит в семейной жизни,
они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия друго­го человека:

а) верно;

б) не уверен;

в) неверно.

2. Ваши супружеские отношения приносят вам:

а) скорее беспокойство и страдания;

б) затрудняюсь ответить;

в) скорее радость и удовлетворение. i

3. Родственники и друзья оценивают ваш брак:

а) как удавшийся;

б) нечто среднее;

в) как неудавшийся. «

4. Если бы Вы могли, то:

а) Вы бы многое изменили в характере Вашего супруга; ,

б) трудно сказать;

в) Вы бы не стали ничего менять.

5. Одна из проблем современного брака в том, что все «приедает­ся», в том числе и сексуальные отношения:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

6. Когда Вы сравниваете Вашу семейную жизнь с семейной жиз­нью Ваших друзей и знакомых, Вам кажется:

а) что Вы несчастнее других;

б) трудно сказать;

в) что Вы счастливее других.

7. Жизнь без семьи, близкого человека — слишком дорогая цена за
полную самостоятельность:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

8. Вы считаете, что без Вас жизнь Вашего супруга была бы непол­
ноценной:

а) да, считаю;

б) трудно сказать;

в) нет, не считаю.

9. Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожи­
даниях относительно брака:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

10. Только множество различных обстоятельств мешает подумать
Вам о разводе:

а) верно;

б) не могу сказать;

в) неверно.

11. Если бы вернулось время, когда Вы вступали в брак, то Вашим
мужем мог бы стать:

а) кто угодно, только не теперешний супруг;

б) трудно сказать;

в) возможно, что именно теперешний супруг.

12. Вы гордитесь, что такой человек, как Ваш супруг, — рядом с Вами:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

13. К сожалению, недостатки Вашего супруга часто перевешивают
его достоинства:

а) верно;

б) затрудняюсь ответить;

в) неверно.

14. Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются:

а) скорее всего, в характере Вашего супруга;

б) трудно сказать;

в) скорее в Вас самих.

15. Чувства, с которыми Вы вступали в брак:

а) усилились;

б) трудно сказать;


в)ослабли

16. Брак притупляет творческие возможности человека:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

17. Можно сказать, что Ваш супруг обладает такими достоинства­


ми, которые компенсируют его недостатки:

а) согласен;

б) нечто среднее;

в) нет, не согласен.

18. К сожалению, в Вашем браке не все обстоит благополучно с
эмоциональной поддержкой друг друга:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

19. Вам кажется, что Ваш супруг часто делает глупости, говорит
невпопад, неуместно шутит:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

20. Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и
организованности, которых Вы ожидали:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

22. Не правы те, кто считает, что именно в семье человек меньше
всего может рассчитывать на уважение:

а) согласен;

б) трудно сказать;

в) не согласен.

23. Как правило, общество Вашего супруга доставляет Вам удоволь­ствие:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

24. По правде сказать, в Вашей супружеской жизни нет и не было
ни одного светлого момента:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

Обработка данных

Ключ: 1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, Юв, 11,12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21 в, 22а, 23а, 24в.

Насчитывается два балла при совпадении с ключом; один балл — при выборе варианта б.

Источник: Столин В. В. и др. Опросник удовлетворенности браком // Вестник Московского университета. Психология. 1984. № 2.

Тест на уровень удовлетворенности браком

Текст методики

1. Как изменилось Ваше чувство к жене (мужу) за время семейной
жизни? Предполагается, что в начале брака чувства позитивны друг к
другу):

а) усилилось;

б) осталось прежним;

в) уменьшилось;

г) исчезло.

2. Если бы можно было вернуть прошлое, то Вы:

а) не женились бы — не выходили бы замуж совсем;

б) выбрали бы совсем другого человека;

в) отдали бы предпочтение человеку, похожему на Вашу супругу
(на Вашего супруга);

г) выбрали бы опять своего супруга.

3. Можно ли сказать, что у Вас дружная семья:

а) нет;


б) скорее нет, чем да;

в) скорее да, чем нет;

г) да.

4. Можно ли сказать, что Вы всегда согласны с женой (мужем) в


оценке большинства Ваших друзей:

а) да;


б) скорее да, чем нет;

в) скорее нет, чем да; .

г) нет.

5. Как часто Вы соглашаетесь с женой (мужем) в том, какие отно­шения поддерживать с Вашими или ее (его) родственниками:



а) никогда не соглашаемся;

б) довольно редко соглашаемся;

в) достаточно часто соглашаемся;

г) всегда.

6. Бывали ли у Вас конфликты, имевшие серьезные и длительные
последствия для семьи (уход одного из супругов и т. д.):

а) никогда;

б) 1 раз;

в) 2 раза;

г) 3 раза и более.

7. Как часто Вы бываете недовольны тем, как Ваша жена (муж) вы­полняет свои домашние обязанности:

а) никогда;

б) редко;

в) часто;

г) всегда доволен(льна).

8. Как часто Вы не соглашаетесь друг с другом, когда и на что тра­тить деньги:

а) всегда;

б) достаточно часто;

в) довольно редко;

г) никогда не соглашаемся.

9. Как часто Вы «действуете друг другу на нервы» дома:

а) никогда;

б) достаточно редко;


в)довольно часто;

г) всегда.

10. Часто ли Вам не хочется возвращаться домой после работы:

а) почти каждый день;

б) достаточно часто;

в) довольно редко;

г) такого практически не бывает.

11. Как Вы оцениваете количество времени, которое Вы проводите


вместе с женой (мужем):

а) слишком много;

б) больше, чем хотелось бы;

в) меньше, чем хотелось бы;

г) слишком мало.

12. Появляются ли у Вас когда-нибудь мысли о разводе:

а) никогда;

б) довольно редко;

в) достаточно часто;

г) постоянно.

13. Можно ли сказать, что Вы чувствуете себя дома спокойно, уютно:

а) нет;


б) скорее нет, чем да;

в) скорее да, чем нет;

г) да.

14. Часто ли Вы проявляете нежность, ласку по отношению к жене


(мужу):

а) постоянно; n ■■>

б) довольно часто;

в) достаточно редко;

г) никогда.

15. Часто ли Ваша жена (муж) проявляет нежность, ласку по отно­шению к Вам:

а) никогда;

б) достаточно редко;


в)довольно часто;
г) постоянно.

16. Хочется ли Вам уехать куда-нибудь одному (одной) на какое-то


время:

а) нет; -

б) достаточно редко;

в) довольно часто;

г) постоянно.

17. Как Вы оцениваете свой брак:

а) неудачный;

б) скорее неудачный, чем удачный;

в) скорее удачный, чем неудачный;
; г) удачный.

Обработка данных

При суммировании ответов варианту а приписывается 0, б — 1, в — 2, г— 3. В вопросах№№ 1,4,6, 8,9, 12, 14, 16 баллы приписываются в обратном порядке. Уровень удовлетворен мости варьирует от 0 до 51 (средний балл по выборке 60 испытуемых в возрасте от 21 до 54 лет составил 29).

Источник: ГозманЛ. Я., Алешина Ю. Е., Еремичева О. О. Методоло­гические программы и методики исследований брака и семьи. М., 1986. С. 18-21.

Тест на супружескую совместимость

Тест опубликован А. Добровичем. Позволяет определить характе­рологический аспект совместимости. Его целесообразно рекомендо­вать старшеклассникам на факультативных занятиях, а еще лучше — в качестве домашнего задания. В последнем случае можно не сомне­ваться, что найдется немало желающих узнать, как совмещаются ха­рактеры в их складывающейся паре.



Текст методики

Обработка данных




Высказывания

Ответ, баллы

Верно

По-разному

Неверно

1. Для меня легче спросить дорогу у прохожего, чем искать ее на схеме

2

1

0

2. Люблю выбирать и покупать цветы

2

1

0

3. Я стараюсь заводить знакомства, которые могут принести практическую пользу

2

1

0

4. По-моему, лучше действовать, чем размышлять

2

1

0

5. Меня раздражает неряшливый почерк или небрежно выполненная работа

2

1

0

6. По-моему, лучше смена горестей и радостей, чем однообразная жизнь

2

1

0

7. Думаю, нет такого, о чем нельзя было бы рассказать близкому человеку

2

1

0

8. Считаю, что если у человека есть доброта и такт, значит, есть самое главное

2

1

0

9. Мне нравится подшутить над тем, кто кажется не очень умным

2

1

0

10. Люблю лыжные прогулки (или заплывы летом) на достаточно длинную дистанцию

2

1

0

11. Думаю, что человек, не умеющий солидно держаться, вряд ли наделен большим умом

2

1

0

12. По-моему, чистая совесть важнее, чем материальные выгоды

2

1

0

13. Думаю, что, если с людьми обходиться мягко, они теряют чувство ответственности

2

1

0

14. В пище мне нравятся изысканность и разнообразие

2

1

0

15. Мне важно, что обо мне думают близкие, а мнение остальных меня мало волнует

2

1

0

16. Мне нравится обсуждать прочитанную книгу, просмотренный фильм

2

1

0

Что делать порознь:

A. На отдельном листке выпишите в столбик номера высказыва­ний от 1 до 16. Проставьте против каждого номера набранный Вами


балл.

Б. Подчеркните четные номера на Вашем листке и отдельно под­считайте свою сумму баллов по четным высказываниям.

B. Отдельно подсчитайте свою сумму баллов по нечетным выска­зываниям.

Что делать вместе:

A. Сопоставьте свою сумму с аналогичной суммой невесты или су­пруги (жениха или супруга). Запишите разность между этими числами
в виде значения М.

Б. Точно так же сопоставьте нечетные суммы обоих. Запишите раз­ность между ними в виде значения К.

B. Загляните в таблицу ответов и обсудите полученные результаты.

Таблица интерпретаций f



Значение М

Значение К

Интерпретация

От 0 до 5

а) От 0 до 5 б) От 6 до 10 в) 11 и выше

Вы — гармоничная пара и схожи характерами Вы — гармоничная пара и дополняете друг друга по характеру Вы — гармоничная пара, но между вами неизбежны выяснения отношений из-за различий н характерах

От 6 да 10

а) От 0 до 5

б) От 6 до 10 в) 11 и выше



У вас возможны определенные фудности во взаимоотношениях, но они легко преодолимы Трудности преодолимы, но лишь со временем Трудности могут принять затяжной характер

11 и выше

а) От 0 до 5 б) От 6 до 10

в) 11 и выше



Вы — разные люди, но умеете быстро приходить к согласию Вы — трудная пара, но внушает надежду ваша взаимодополняемость во взглядах и интересах Вы — трудная пара

Цитируется по: Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к се­мейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. М.: Просвещение, 1991.


<< предыдущая страница   следующая страница >>