Тема четверти: «Человек и пространство. Пейзаж». Тема урока: «Урок 30. Пейзаж – большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Жанры в изобразительном искусстве 1 84.75kb.
Вопрос 18. Китайский пейзаж 1 64.66kb.
Человек и природа у Есенина 1 38.15kb.
Урок литературы в 9 классе Тема И. А. Бунин. Рассказы о любви Цель... 1 118.46kb.
Урок-практикум Учитель: Ганиева Гульсина Аюповна Нижнекамск, 2009 г. 1 94.71kb.
Урок по литературе и истории в 11 классе тема урока «Судьбы людей... 1 127.14kb.
Урок обществознания в 6 классе. Тема урока: «Человек и его деятельность» 1 66.23kb.
Тема урока: Наследственные болезни человека Цели урока: Учебная цель 1 164.74kb.
Методические рекомендации Творческий центр Москва 2008 примерный... 1 509.71kb.
Урок № Тема. Мифологические представления народов в древности 1 140.59kb.
Урок №8 Тема урока: Перспектива в изобразительном искусстве 1 27.2kb.
Щество учащихся муниципального образовательного учреждения средней... 1 175.76kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Тема четверти: «Человек и пространство. Пейзаж». Тема урока: «Урок 30. Пейзаж – большой - страница №1/1

Тема четверти: «Человек и пространство.Пейзаж».

Тема урока: «Урок 30. Пейзаж – большой мир.Пейзаж настроения. Природа и художник».


Работаем по программе Б.М.Неменского.

Третий урок в 4 четверти. 6 класс.

Тип урока: урок освоения нового материала.

Провела Марина О.Н.

Цели:

1.рассказать учащимся о пейзаже как самостоятельном жанре искусства;

2.познакомить учеников с пейзажами таких художников, как К.Моне, Э.Мане, Эль Греко; 3.раскрыть творческий потенциал учащихся.

Оборудование: репродукции картин художников (К. Моне «Скалы в Этрета», «Поле маков», Э. Греко «Вид Толедо»); бумага, кисти, акварель ,зубочистки,ухочистки,трубочка..
Ход урока


  1. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

  1. Беседа учителя

  1. Введение в тему

Я пишу пейзаж

С натуры.

Под кустами

Мокнут куры,

И лохматый

Пес Барбос

Спрятал в будку

Мокрый нос…

Небо,

Словно хмурый дед, -



Ни одной улыбки

Нет!..


Надоела мне

Тоска.


Взял я чистых

Два листка:

Солнце

Выпустил я сразу,



Чтоб не кучно

Было глазу!

Появилось

Столько света,

Что ко мне

Вернулось лето!

И под елкою,

Гляди-ка,

Раскраснелась

Земляника!



Г. Новицкая

На прошлых занятиях мы говорили с вами о различных жанрах изобразительного искусства. Помимо изображения людей, животных и предметов художник нередко обращается к природе. Изображая природу, мастер старается перенести на полотно ту реальную действительность, которая окружает его в тот или иной момент жизни. Сегодня мы поговорим именно об этом жанре в изобразительном искусстве – пейзаж. Поговорим об истории пейзажа, его видах, а также узнаем, какую роль он играет в развитии мирового искусства.



Пейзаж (от фр. рaysage – вид страны, вид местности) – особый жанр искусства, образ природы, в котором выражено отношение к ней человека, его настроение и чувства. (Пейзаж. Образец детского рисунка см. в приложении.)

  1. Виды пейзажа

Пейзажи бывают чрезвычайно разнообразными, их разделяют по сюжетам, и эту систему называют мотивом пейзажа. Слово «мотив» в переводе с французского означает «побуждение». Существует несколько видов пейзажа.

Временные пейзажи разделяют на сезонные – весенний, летний, осенний, зимний, по времени суток – на дневной, вечерний, утренний, ночной. Выбор того или иного времени года и суток зависит главным образом от замысла художника.

Детальный пейзаж представляет собой изображение картины природы в определенный момент, однако с соблюдением всех подробностей и тонкостей состояния, растительности, условий погоды и т.д. Подразумевает полную идентичность.

Ландшафтный пейзаж разделяется на несколько видов: горный, долинный, лесной (к данному виду относится творчество И. Шишкина); морской (марина); пустынный пейзаж.

Импрессионистический пейзаж изображает природу в момент ее изменения. Его основными выразительными средствами являются цвет и свет, как наиболее изменчивые элементы. В таких пейзажах наиболее полно передается световоздушная среда, отсутствует четкий контур и используется гамма сдержанных цветов.

Лирический пейзаж дает ясное представление о внутреннем состоянии художника, в нем отражается чувство единения, согласия, гармонии с природой.

Мифологический пейзаж – изображение фантастической природы, выдуманных образов. Картина чаще всего строится по мотивам различных мифов.

Пейзаж – панорама – изображение большого пространства с расположенными там природными объектами. Обычно воспроизводится с высоты птичьего полета.

  1. История пейзажа

К изображению природы художники впервые обратились еще в эпоху неолита.

Именно тогда начали проявляться первобытные представления людей о природных закономерностях, появились первые представления – композиции, включавшие условные обозначения небесных светил, сторон света, отдельных растений, животных. До нас дошли изображения природы, запечатленные в сценах охоты, рыбалки, войны, относящиеся к культуре Древнего Египта и Двуречья. Причем на картинах изображались не просто деревья, но и их виды. Пейзаж нередко выступал в качестве росписи и рельефа – так древние люди выражали свое отношение к природе.

Пейзажная живопись получила большое распространение в Древнем Китае. Важно отметить, что китайские художники изображали природу не с целью создания украшения, а с целью навести зрителей на глубокие размышления. Картины на шелках хранились в драгоценных шкатулках и извлекались оттуда только для того, чтобы окунуться в мир размышлений. Древние китайцы с глубоким трепетом относились к природе и ее силам. Художники уделяли большое внимание изучению природных форм. Духовными силами становились горы, цветы, травы, деревья. Картины не являлись видами какой-то конкретной местности. Мастер писал пейзаж не с натуры, а создавал обобщенные образы. Для изображения природных форм китайские мастера использовали черную тушь, работая в технике мягких размывов.

В эпоху Средневековья в произведениях восточного искусства все чаще встречаются элементы пейзажа. Уже с 13-14 вв. пейзаж начинает занимать значительное место в книжном деле (различные иллюстрации). Пейзажные образы постепенно приобретают поэтический подтекст. В искусстве Италии нашла отражение эмоциональная сила природы, ее обновление. Появляются символические мотивы – изображение горной сосны, бамбука, человеческих фигур на фон природы.

В западноевропейском искусстве 13-15 вв. пейзаж проникает в духовный мир людей. Наиболее известны произведения таких мастеров, как Джотто, А. Лоренцетти, братьев ван Эйк, и многих других. Художники эпохи Возрождения обращались к чистому изучению натуры, стараясь перенести на полотно неподдельную реальность. Они создавали наброски, акварельные этюды, разрабатывали принципы построения пейзажного пространства. Огромную роль в развитии пейзажа сыграли такие художники, как Франчески, Перуджино, Леонардо да Винчи, Беллини, Джорджоне, Тициан, Давид, Дюрер. Художник представал архитектором, который самостоятельно строил образ природы. Представители романтизма отражали в пейзаже свои порывы и страсти, природа воспринималась в синтезе с духовными исканиями человека.

Пейзаж – это искусство, в котором наиболее полно отражаются эмоции. В этом смысле пейзаж можно сравнить с музыкой. Цветовые оттенки красочной палитры передают в картине гамму чувств даже без ясно обозначенного сюжета. Поэтому в пейзаже особенно важна поэтичность восприятия. Чувственное выражение мысли – вот в чем сила и причина воздействия пейзажа на зрителя.

Свет солнца, туман, восход - это главные темы пейзажа. В спорах о творчестве в искусстве родилось новое направление под названием импрессионизм. Импрессионизм в переводе с французского означает «впечатление». Такое название носит одна из картин Клода Моне, который работал над пейзажами на открытом воздухе. Его кисти принадлежат целые живописные циклы – серии картин, на которых он отобразил природу в самых разных погодных условиях. К. Моне, французский живописец, родился в 1840 г., он является одним из основоположников импрессионизма. В своих работах он старался передать всю красоту и изменчивость световоздушной среды. Пейзажные композиции В. Моне «Поле маков» (рис. 1), «Скалы в Этрета» наполнены вибрацией света и воздуха. Пейзажи художника отобразили различные состояния природы.


Рис. 1. К. Моне «Поле маков»
Другим представителем импрессионизма является великий пейзажист Эдуард Мане. Его работы также были выполнены на пленэре, что подчеркивало истинное отражение мимолетного впечатления от существующего мира.

Э. Мане создает обобщенное представление об увиденном – чистое впечатление, лишенное ненужных подробностей, выражение радости ощущения («На берегу моря»). Художник неоднократно работал на берегах Сены, где основным мотивом его картин становится ярко-синяя вода реки («В лодке»). Э. Мане любил рисовать человека на фоне пейзажа, передавая ощущение свежести природы мимикой, жестами и выразительными позами людей («Аржантей»).

Художник Э. Греко, знаменитый испанский живописец, прославился благодаря своей прекрасной картине «Вид Толедо» (рис. 2). Этот пейзаж поражает своей красотой.

На картине мы видим угрюмое грозовое небо, которое возвышается над лугами и лесами испанского города Толедо. На переднем плане картины изображен мост Алькантара, проходящий через реку Тахо. Королевский дворец Алькасар и Толедский собор будто главенствуют над городом. Замок Сан Сервандо расположен на левом берегу реки. Этот пейзаж сыграл огромную роль в развитии мирового искусства. Изображение неба считается по праву грандиозным творением испанского художника.




Рис. 2. Э. Греко «Вид Толедо»
Художники – пейзажисты открыли, что при наблюдении природы на свежем воздухе мы не видим отдельных предметов, обладающих определенным цветом, но видим красочную смесь всех предметов природной красоты, контуры нечеткие, тени не выглядят черными или коричневыми. Художник, работающий на открытом воздухе, создает, таким образом, пейзаж настроения. В творчестве постимпрессионистов воплотилось стремление передать личностное восприятие природы. Представьте каждый из вас в какой технике. с использованием каких материалов вам удобнее передать свое воображение. перенести на «полотно» услышанное.

  1. Творческое задание

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное…


Час от часу жар сильней,

Тень ушла к немым дубровам,

И с белеющих полей

Веет запахом медовым.


Чудный день! Пройдут века –

Так же будут, в вечном строе,

Течь и искриться река

И поля дышать на зное.



Ф. Тютчев

Сегодня я предлагаю вам нарисовать небольшой пейзаж на тему «Путь реки», в котором вы смогли бы отразить всю красоту русской природы. Для работы используйте акварель светлых тонов. Постарайтесь, чтобы ваш рисунок был правдивым, с точностью отражающим многообразие родного пейзажа. При выполнении работы используйте технику «Монотипия»; «Кляксография» и другие.



  1. Подведение итогов урока

(Учащиеся демонстрируют свои работы).

- Что такое пейзаж?



- Назовите основные виды пейзажа.

- Расскажите о пейзажных мотивах в различных произведениях искусства.