Тема: А. Ахматова «Реквием». «Я голос ваш, жар вашего дыханья, я отраженье вашего лица» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Тема: А. Ахматова «Реквием». «Я голос ваш, жар вашего дыханья, я отраженье вашего - страница №1/1

Тема: А. Ахматова «Реквием».

«Я голос ваш, жар вашего дыханья,

Я отраженье вашего лица».

Учитель русского языка и литературы

Тюкова Нина Михайловна

МОУ «Умыганская средняя общеобразовательная школа»



Цели урока:

  1. познакомить с поэмой А.Ахматовой «Реквием», историей ее создания и публикации;

  2. проанализировать название поэмы;

  3. проанализировать поэму, пытаясь услышать голос поэта и матери;

  4. развивать речь, мышление, умение анализировать произведение;

  5. развивать чувство патриотизма и сострадания.


Методы и приемы: поисковые методы, словесные (беседа), постановка учебных (проблемных) задач, рефлексия.
Оборудование: карточки «Динамика удовлетворенности», мультимедийное оформление.
ХОД УРОКА

  1. Организационный этап.

Заполнение карточки удовлетворенности.

  1. Вводная часть.

Звучит «Реквием» Моцарта и «Посвящение» из «Реквиема» Ахматовой».

- Здесь и сейчас слились воедино, гармонично переплелись два гениальных по своей трагичности произведения: музыкальное и литературное. «Реквием» Моцарта и «Реквием» Ахматовой. Боль, утрата, смерть, безысходность и … надежда объединяет их.

3. Сообщение темы урока.

- Сегодня предметом нашего внимания будет поэма «Реквием» Анны Андреевны Ахматовой, написанная в период 1935 – 1940 г.г.

4. Анализ названия поэмы.

- Чтобы говорить о «Реквиеме», надо знать определение понятие «реквием»



- Что такое реквием? (ответы учащихся)

- В своих записных книжках Ахматова называет поэму по-латыни «Regueim». Латинское название наталкивает на мысль, что ее жанровая природа связана с музыкальной формой «Реквиема» Моцарта. Это предположение доказывает многочисленное варьирование в поэме сходных мотивов, напоминающих музыкальные лейтмотивы, и то, что в 30-40 годы Ахматова серьезно занималась изучением личности Моцарта и его творчества, в особенности «Реквиема».



5. История создания и публикации поэмы.

- Начнем знакомство с «Реквиемом» с истории создания и публикации поэмы.



Проблемное задание: выделите, на ваш взгляд, самые важные мысли.

Впервые поэма опубликована в журнале «Октябрь» в №3 1987 года. Над лирическим циклом «Реквием», позднее названном ею поэмой, Ахматова работала в 1935-1940 годах и в начале 60-х годов. По словам, Л. Чуковской, «Реквием» заучивался людьми, которым Ахматова доверяла, а таких было не более десятка. Рукописи, как правило, сжигались, и только в 1962 году Ахматова передала «Реквием» в редакцию «Нового мира», но по понятным причинам он не был опубликован. К этому времени поэма имела уже широкое хождение среди читателей в списках. Один из списков попал за границу, и впервые полностью (без ведома автора) «Реквием» был опубликован отдельной книгой в Мюнхене в 1963 году. При жизни Ахматовой «Реквием» в России не был напечатан. С публикацией «Реквиема» творчество Ахматовой обретает новый историко-литературный и общественный смысл.



  1. Анализ эпиграфа.

- Поэма писалась в период 1935-1940 годы. Прошел 21 год, и Ахматова дополняет поэму эпиграфом, датированным 1961 годом. Эпиграф взят из стихотворения Ахматовой «Так не зря мы вместе бедовали» - это третья, последняя строфа.

Чтение эпиграфа.



- Какие слова являются ключевыми?

(Слово «чуждый» является ключевым в первых двух стихах, но затем как бы перечерчивается словами «мой народ», подчеркивая прочность слияния судьбы народа и его поэта, и эта прочность проверяется общим несчастьем)



- Какое звучание он придал содержанию поэмы?

(Строки его прямо указывают на то, что это народная поэма, историческая. Об этом есть запись в «Листках из дневника»: «13 декабря 1962. (Ордынка). Давала читать «Regueim». Реакция почти у всех одна и та же. Я таких слов о своих стихах никогда не слыхала. «Народные». И говорят самые разные люди»).



  1. Анализ произведения.

- Обратимся к первой части поэмы «Вместо предисловия»

Проблемный вопрос: что отличает эту часть от других частей. Какова его роль в системе поэмы?

Чтение предисловия.

(Написано прозой и значительно позже всех частей. Почему прозой? Приковывает к себе внимание, так как обычно при чтении предисловие пропускается. Это своего рода клятва, данная народу. Текст «Реквиема» – это осуществленная клятва, реализация высочайшей миссии, взятой на себя поэтессой).

- Сегодня перед нами стоит цель: услышать голоса, звучащие в поэме: голос матери и голос поэта. На этот счет исследователями творчества Ахматовой высказаны различные точки зрения. Одни, такие как Н. Скатов, утверждают, что «… при необычайной конкретности переживаний это не только человек конкретной судьбы и биографии, вернее, это носитель бесконечного множества биографий и судеб… то есть голос поэта». Другие, например, А. Солженицын, говорят о том, что «Это была трагедия народа. А у вас – только трагедия матери и сына».



Проблемное задание: К какой точке зрения склоняетесь вы?

- В каких главах вы услышали голос поэта?

Гневный голос поэта слышится в 6 главах поэмы плюс эпиграф и «Вместо предисловия». Ахматова уже в эпиграфе заявляет о своей позиции, о своей главной роли в жизни – роли поэта, который разделил со своим народом трагедию страны. «Я была тогда с моим народом,// Там, где мой народ, к несчастью, был». Она не конкретизирует, где это «там» - в лагере, за колючей проволокой, в ссылке, в тюрьме; «там» - это значит вместе, в широком смысле слова. Она не говорит «была на родине», просто не может выговорить в этом контексте, поэтому использует свой любимый прием – создание образа через отрицание: «не под чуждым небосводом».

Сразу после эпиграфа мы слышим голос поэта в «Вместо предисловия» и в «Посвящении» - очень важных для понимания текста.

Первые строки «Посвящения» - знак апокалипсического мира. Сравним, «И небо скрылось, свившись как свиток: и всякая гора и остров двинулись с мест своих…» (Откровение Иоанна Богослова). Конечно, в строках «Реквиема» нет дословного следования евангельскому тексту, но параллель действительно существует. Библейские мотивы пронизывают всю поэму. Сама Ахматова дает этому такое объяснение: «… В 1936 году я снова начинаю писать, но почерк у меня изменился, но голос звучит по-другому. А жизнь приводит под уздцы такого Пегаса, который чем-то напоминает апокалипсического Бледного коня или Черного коня из тогда еще не рожденных стихов…».

Для поэтессы мир как бы разделился надвое. И если «Для кого-то веет ветер свежий,// Для кого-то нежится закат» то, для нее такого мира уже не существует.

Вообще, в «Посвящении» сфокусированы многие мотивы, которые будут развиваться в поэме далее. Сравним:



«а надежда все поет вдали – ни отдаленный легкий звук// слова последних утешений»;

«но крепки тюремные затворы – где для меня не открыли засов»;

« подымались как к обедне ранней – уводили тебя на рассвете»;

«по столице одичалой шли – и мне не разобрать теперь//кто зверь, кто человек»;

«приговор – и упало каменное слово»;

«одна..- эта женщина больна, эта женщина одна»;

«но идет … шатается – и ту, что едва до окна довели»;

«где теперь невольные подруги – я вижу, я слышу, я чувствую вас».

Вновь голос поэта становится слышным в 3 и 4 главах. Только поэт может так почувствовать и сказать «Нет, это не я, это кто-то другой страдает.// Я бы так не могла».

Поэтическая партия вновь звучит в 10 главе и первой части «Эпилога». Опять мы видим обращение к библейской теме. 10 глава – поэтическая метафора, с помощью которой поэт, увидев как бы со стороны, передает всю трагедию, происходящую с Матерью. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери. Обратим внимание, что поэт слышит только голос сына, речь Иисуса, но не слышит голос Матери. Нет таких слов, которые способны передать ее страдания при виде страданий и смерти сына. Если продолжим проводить параллель, то увидим следующее: Иисус, Богоматерь – сын, которого уводили на рассвете, и мать, кричащая семнадцать месяцев подряд. Возникает вопрос: если Иисус погиб во имя человечества, искупив все грехи мира, то ради чего погибает сын, чьи грехи он должен искупить? Ответа найти невозможно, так как туда, «где молча Мать стояла,//так никто взглянуть и не посмел». В образе Богоматери сливаются все матери мира, детей которых убивают во имя чужой идеи. И вот постепенно к «Эпилогу», его первой части, голоса сливаются: голос матери и поэта начинают звучать воедино «И я молюсь не о себе одной,//А обо всех, кто там стоял со мною».

Давайте отметим в композиционной схеме главы, в которых мы услышали голос поэта.







Эпиграф

Вместо

предисловия



Пролог




Сюжетный центр




Эпилог

№ главы

Х

Х

Посвящение




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2


- В каких главах мы слышим голос матери?

Голос матери мы слышим в семи главах: 1,2 и с 5 по 9. Во всех главах голос матери – монотонный, как молитва, - он едва слышен. Голос матери – это рассказ о происшедшем, о своей судьбе, о судьбе сына. Очень личный. По жанру – не то молитва, не то причитание. Последнее подтверждает историческая аналогия: «Буду я, как стрелецкие женки,//Под кремлевскими башнями выть». В то же время меняется и облик лирической героини. Мать воплощает в себе облик женщины русского средневековья. Во все времена судьба сыновей и мужей – погибать, матерей и жен – их оплакивать. Во второй главе следует отметить много повторов: тихо – тихий, желтый месяц – желтый месяц, входит – входит, эта женщина – эта женщина. Повторы напоминают песенный мотив. В поисках спасения женщина, которая не может больше страдать, видит себя отстраненно глазами месяца – как бы из другого мира. Здесь же мы видим осознание приговора судьбы «Муж в могиле, сын в тюрьме». В чем видит героиня спасение и счастье? В смерти и безумии. 8 и 9 главы. Но смерть не приходит, хотя мать молится о смерти, так как не может снова научиться жить. Невыносимее и страшнее всего лаконизм 9 главы. Смерть не приходит. Память жива. Значит, только безумие может спасти, но лишь отняв все, что осталось – память. Память – это главный враг. И вот здесь следует обратить внимание на мотив «окаменелости», который встречается в «Реквиеме» неоднократно: «И упало каменное слов», «Надо чтоб душа окаменела», «окаменелое страданье», «Ученик любимый каменел». Этот мотив может быть многозначным, но вместе с тем можно выделить основные значения:



  1. «Каменный» в значении тяжелый, страшный, невыносимый.

  2. многозначным, но вместе с тем можно выделить основные значения:

а научится жить. как ья. ь иисуса, Страдание, лишающее жизни, повергающее в состояние бесчувствия. Не случайно слову «каменный» в этом контексте противопоставлено слово «живой».

  1. Выход человека за пределы своих физических и духовных возможностей. Преодоление своих страданий поднимает человека над ситуацией, дает ему возможность и право говорить об общей судьбе. Именно в таком слове видит назначение своей поэзии Ахматова.

В композиционной схеме можно отметить главы, в которых звучит голос матери.





Эпиграф

Вместо

предисловия



Пролог




Сюжетный центр




Эпилог

№ главы

Х

Х

Посвящение

Х

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

Мы видим, что количество глав, в которых звучит голос матери и голос поэта, одинаково.Выход человека за пределы своих



  1. Решение проблемной ситуации.

- Вернемся к позициям, высказанным Скатовым и Солженицыным. К какой точке зрения склоняетесь вы?

Общий вывод: Замысел Ахматовой был значительно шире, чем личная трагедия матери и сына. В основе поэмы лежит метафора: мать и сын как Иисус и Богородица. Страдания матери и страдания сына через искупление вины всего народа. Почему только один палач назван в поэме? Почему нет проклятий, осуждений? Почему все так отстраненно, когда речь идет о возмездии?

Почти две тысячи лет тому назад весь народ осудил на казнь сына божьего. Предав его. А теперь весь народ, предавая друг друга, спешит друг друга казнить. По-сути палачи – сами люди. Они молчат, они терпят, они страдают, они предают, они казнят. Поэт описывает происходящее, постоянно испытывая чувство вины за весь народ, за всю безвинную Русь.

Слова «Реквиема» обращены ко всем умершим на семьдесят лет согражданам. Тем, кто сажал, и тем, кто сидел, тем, кто мучил, и тем, кто был замучен. И в этом смысле это глубоко народное произведение. В небольшой по объему поэме показана очень горькая и страшная страница жизни всего народа. Два голоса сплетаются с голосами целого поколения, всего народа. Автобиографическая линия только делает картины всеобщей глобальной трагедии более проникновенными и личными.


  1. Итог урока.

- Итак, мы закончили разговор. И я предлагаю почтить память всех безвинно убиенных в годы репрессий минутой молчания. Спасибо!

Оцените, пожалуйста, свое настроение на конец урока.

Выставление оценок.

Д/З Написать письменный отзыв на поэму.