Тема 4 мировые религии христианство учебные вопросы - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Тема 4 мировые религии христианство учебные вопросы - страница №1/1

Тема 4

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

3. ХРИСТИАНСТВО
Учебные вопросы:

1. Происхождение и распространение.

2. Иисус Христос

3. Основные источники вероучения христианство

4. Основное содержание христианского вероучения и культа

5. Христианские обряды и праздники

6. Эволюция и раскол христианства

7. Распространение христианства
1. Происхождение и распространение
(Слайд 1) Время возникновения христианства около середины I в. н.э., т.е. в период ранней Римской империи. Первые христиане по национальности были евреями, по прошлому религиозному мировоззрению - иудеями. Но уже во второй половине I века христианство стало интернациональной религией. Языком интернационального общения у первоначальных христиан стал греческий язык (как и в государстве того времени).

(Слайд 3) В настоящее время число приверженцев христианства во всём мире превышает 2 млрд чел. Приблизительное число приверженцев различных христианских конфессий: католиков - более 1 млрд, протестантов - около 400 млн, православных и приверженцев Древневосточных церквей - около 240 млн, англикан - около 70 млн, а последователей Армянской Апостольской церкви - 10 млн.

(Слайд 4) С богословской точки зрения, главной и единственной причиной возникновения христианства была проповедническая деятельность Иисуса Христа, который был одновременно и Богом, и человеком. Иисус Христос, согласно Священного Предания, в образе человека пришёл на землю и принёс людям истину. О его пришествии на землю (это состоявшееся пришествие называют первым, в отличие от второго, будущего) рассказывается в четырёх священных книгах, которые называются Евангелиями.

С точки зрения историков, главной причиной возникновения христианства были тяжелые условия жизни народных масс, которые в новой религии искали для себя утешение. В то же время современные историки не отрицают того, что существовал Иисус - проповедник и что его проповедническая деятельность была одним из факторов формирования новой религии.

Если сравнить христианскую религию с религиями и философскими учениями, которые уже существовали в Римской империи, то в ряде случаев можно увидеть нечто общее. Историки считают, что эти общие моменты говорят о том, что у христианской религии были идейные источники.

(Слайд 5) Наиболее важным из них является иудаизм. Христианство возникло как ответвление от иудаизма кончательный разрыв с иудаизмом произошел к середине II в.). Священную книгу иудеев Танах христиане считают и своей Священной книгой, но называют её иначе - Ветхим Заветом. Ветхий Завет христиане дополнили Новым Заветом, а вместе они составили Библию. Из иудейской религии христиане приняли идею Мессии. Само слово Христос есть не что иное как перевод еврейского слова Мессия на греческий язык.

Ряд положений, вошедших в систему христианских религиозных и нравственных взглядов, высказал александрийский философ Филон: о прирождённой греховности людей, об аскетизме и страданиях как о средствах спасения души, о том, что Мессия - тоже Бог и что его имя - Логос (это имя в христианстве стало вторым именем Христа, в переводе с греческого на русский Логос - это Слово). У римлянина Сенеки христиане позаимствовали этические идеи о равенстве всех людей перед Богом, о спасении души как цели жизни, о презрении к земной жизни, о любви к врагам, о покорности судьбе.



(Слайд 6) В I в. н.э. на территории Римской империи существовало много национальных религий. К концу V в. эти религии или отступили на второй план (как, например, иудаизм), или сошли с исторической сцены (как, например, древнегреческая религия). Христианство же, напротив, из небольшого религиозного движения превратилось в главную, наиболее многочисленную религию в империи.

По мнению историков, победа христианства над другими религиями объясняется следующими его особенностями.

Во-первых, его монотеизмом. Все остальные религии в империи, кроме христианства и иудаизма, были политеистическими. В условиях империи (монархии) монотеизм выглядел более привлекательно.

Во-вторых, его гуманистическим нравственным содержанием. В христианстве они были выражены более полно и более ярко, поскольку основными авторами этой религии (по мнению историков) были трудящиеся; а для тружеников труд и быт без взаимоуважения и взаимопомощи были просто невозможны.

В-третьих, картина загробной жизни в христианстве выглядела для низов общества более привлекательно, чем в любой другой религии. Христианство обещало небесную награду в первую очередь и главным образом всем страдающим в этой жизни, всем униженным и оскорблённым.

В-четвёртых, только христианство отказалось от национальных перегородок, пообещав спасение всем, независимо от национальной принадлежности.

В-пятых, обряды в существовавших тогда религиях были сложными и дорогостоящими, а христианство упростило и удешевило обряды.

В-шестых, только христианство критиковало рабство тем, что признавало раба, равным перед Богом со всеми другими людьми.

К концу II – началу III вв. христианские общины превратились из небольших сектантских групп в мощную общественную силу, что заставило правителей Римской империи обратить самое серьезное внимание на взаимоотношение власти и религиозных христианских объединений. Римские императоры, рассматривая христианскую церковь как возможную политическую соперницу в условиях острого кризиса III в., жестоко преследовали христиан: они привлекались по обвинениям в безбожии, так как отказывались принимать участие в официальных культах, в оскорблении власти, поскольку не приносили жертв перед статуей императора, а также в тайных преступлениях, приписываемых молвой.

Но не все было так плохо в развитии христианства, периоды гонений чередовались со временем относительной веротерпимости. В III в. и в начале IV в. жестокие преследования христиан возникали лишь время от времени, и открытое следование христианскому культу стало самым распространенным явлением.



В конце концов, распознав сущность идеологии, характер и значение деятельности христианской церкви, императоры стали опираться на нее. Церковная реформа в Риме проходила поэтапно. В 313 г. эдиктом императора Константина I было официально прекращено преследование христиан и признана свобода вероисповедания в Римской империи. Это был первый, но решающий шаг к превращению христианства в государственную религию. Завершил этот процесс в 392 г. император Феодосий I. Он официально запретил языческие культы. Христианство стало единственной государственной религией Рима.

(Слайд 7) В истории развития и становления христианства можно выделить пять основных событий, пять основных исторических вех, которые существенно повлияли на процесс становления и распространения христианства в мире. Вот как они выглядят в хронологическом порядке.

Первая веха - 325 год . В этом году в городе Никее состоялся Первый Вселенский церковный собор. Созыв этого собора означал ряд важных изменений в судьбах христианства. Во-первых, получила окончательное организационное оформление главная конфессия того времени - христианство. Во-вторых, созыв этого собора императором Константином и проведение в жизнь решений собора силой императорской власти означали, что официальное христианство стало не просто разрешённой религией в пределах империи, но и религией государственной. В-третьих, собор, приняв документ, названный «Символом веры». Тем самым, был сделан крупный шаг вперёд по пути оформления вероучения христианства.

Вторая веха - 381 год . В этом году в Константинополе состоялся Второй Вселенский церковный собор. На этом соборе Символ веры был дополнен, были осуждены многие ереси. Всё это означало продолжение формирования вероучения.

Третья веха - 419 год. В городе Карфагене был созван Поместный церковный собор (поместными называют соборы духовенства в отдельных странах или регионах), одно из решений которого имело общехристианское значение – был утверждён канон (т.е. точный список книг) Нового Завета, той части Библии, которую написали христианские авторы.

Четвертая веха - 431 год. В Эфесе собрался Третий Вселенский церковный собор. Собор осудил взгляды несториан (от имени Несторий, так звали константинопольского патриарха, пропагандировавшего эти идеи), назвав их ересью (несторианство сохранилось до наших дней, общины несториан существуют в Индии, Ираке, Иране, Сирии, Турции, сегодня в мире около 200 тысяч несториан).

Пятая веха - 451 год . В этом году состоялся Четвёртый Вселенский церковный собор в Халкидоне. Собор осудил взгляды монофизитов («одноприродников», от греческих слов «моно» - «один» и «физик» - «природа»). Монофизиты, как и несториане, вынуждены были бежать на окраины империи (монофизитские общины сегодня существуют там же, где и несториане, т.е. в Индии, Ираке, Иране, Сирии, Турции, но больше всего их в Египте, Эфиопии и Армении. Сегодня в мире насчитывается около 36 миллионов монофизитов).

В дальнейшем на 5,6 и 7 Вселенских Соборах были также канонизированы основные церковные догматы и проделжена разработка вероучения.


2. Иисус Христос
(Слайд 8) Сколько существует христианство, столько продолжаются споры о личности его основа­теля. Насколько же исторической является фигура Иисуса Христа? Иисус – имя, достаточно распространенное у древних евреев. Христос – греческий перевод еврейского слова «машиах», «мессия», что означает «помазанник». У древних евреев помазанником считался царь, который при восшествии на престол помазывался священным елеем, посредством которого, по представлению того времени, ему таинственным образом сообщалась особая сила от Бога.

Жизнь Иисуса, чудеса – Им совершенные, слова – Им ска­занные. Его смерть на кресте, Его воскресение,– все указывает на факт, что Он был не просто обычный человек. Он был больше, чем человек. Иисус утверждал: «Я и Отец – одно» (Ион. 10:30) «... Видевший Меня видел Отца...» (Ион 14:9) и «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ион. 14:6).

Согласно христианскому преданию об Иисусе Христе историю его появления можно изложить следующим образом. После гибели Еврейского государства в VI в. до н.э. возникает ожидание грядущего мессии, который спасет свой народ от порабощения. В связи с этим святые пророки, ниспосланные богом сынам Израиля (так называли себя древние евреи), предсказывали скорое пришествие божественного спасителя, мессии. Он должен спасти человечество от всех грехов и принести богу великую искупительную жертву. Он пока­рает злых и несправедливых, даст людям новые законы, установит царство Божие, царство справедливости на земле. Грозный мессия станет во главе избранного народа Израиля и навсегда освободит его от иноземных поработителей.

И вот, наконец, предсказанное пророками чудо сверши­лось. Бедной девушке Марии явился архангел Гавриил и сообщил ей, что она избрана богом, чтобы стать матерью ожидаемого мессии. На деву Марию снизошел святой дух, и она, оставаясь непорочной, целомудренной, зачала святого младенца. Ее муж, благочестивый старец Иосиф, также предупрежденный архангелом Гавриилом о непорочном зачатии божественного младенца от святого духа, принял все как должное. Вскоре святая дева Мария родила в пещере недалеко от города Вифлеема спасителя рода человеческого, получившего имя Иисус.

Жестокий Правитель Иудеи – Ирод, узнав о рожде­нии предсказанного пророками царя Израиля, приказал своим воинам убить всех младенцев, родившихся в Вифлееме в это время. Но ангел Господень спас святое семейство и помог ему бежать от преследований Ирода в Египет.

(Слайд 9) В последующие годы Иисус ничем не проявил себя, и лишь по достижении 30-летнего возраста сын божий и вместе с тем сам бог Иисус Христос присту­пил к своей проповеднической деятельности. Он собрал несколько верных учеников, апостолов, и вместе с ними отправился с проповедью новой религии по стране.

В это же время, как гласит предание, пророк Иоанн (родившийся, кстати говоря, таким же чудесным способом) стал возве­щать о скором пришествии спасителя. Встретившись с Иоанном близ реки Иордан, Иисус Христос и его ученики приняли водное крещение.

Как рассказывается в хри­стианских Священных кни­гах, когда креститель Иоанн совершал этот обряд, отверз­лись небеса и на Иисуса со­шел святой дух в виде го­лубя и голос с неба сказал: «Сей есть сын мой возлюб­ленный, и котором мое бла­говоление» (Матф. III, 17).

Христос приступил к пропо­веди нового учения. Путеше­ствуя по стране, он, согласно евангелиям, совершил множество невероятных чу­дес: оживлял мертвых, изле­чивал калек, слепых, хро­мых, изгонял нечистую силу из людей, одержимых бесом (то есть сумасшедших), ходил по волнам разбушевавшегося Тевериадского озера и т.д. И повсюду он выступал с отрицанием традицион­ной, поддерживаемой жрецами израильской религии.

Основные идеи, приписываемые Иисусу Христу, со­стоят в следующем: скоро наступит царство Божие, в него попадут не все, а лишь те, кто уверует в божественность Иисуса, кто признает его сыном Божиим и будет во всем следовать его указаниям.

Проповедническая деятельность Христа, согласно евангелия, продолжалась около трех лет. Перед еврейской Пасхой Иисус, сопровождаемый учениками, вошел в Иерусалим. Сидя на ослице, он ехал по улицам древнего города, приветствуемый людьми. В течение последней (страстной) недели земной жизни Иисуса Христа происходили ежедневно очень важные события, которые и по сей день, вспоминаются и почитаются верующими. В пятницу во время пасхального ужина с учениками - Тайной Вечери - Иисус предсказал предательство одного из них, а также свои земные страдания и смерть. Он подал своим ученикам хлеб и вино, олицетворяя ими свое тело и кровь. Отсюда в большинстве христианских церквей берет свое начало таинство евхаристии, или причащения. Затем Иисус провел ночь с учениками в Гефсиманском саду, куда пришли вооруженные стражники, и по указанию Иуды Искариота, поцеловавшего Иисуса, схватили Его, и Он был предан суду высшего иудейского священства Синедриону. Ученики же Христа проявили слабость и разбежались. Суд приговорил Иисуса к смерти за провозглашение себя Мессией. Однако этот приговор должен был быть утвержден наместником римского императора - прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. Пилат, сомневаясь в виновности Христа, обратился к народу с просьбой помиловать подсудимого в честь праздника, но толпа закричала: «Распни его!» и потребовала по наущению иудейских первосвященников отпустить не Иисуса, а убийцу Варавву. Так сам народ, точнее толпа, приговорила Иисуса к смерти.

Иисус был распят на кресте на горе Голгофа в окружении двух разбойников. Окружающие издевались над ним, крича: «Если ты Бог, сойди с креста!». Однако он страдает и умирает как человек. Смерть Иисуса сопровождалось затмением Солнца и землетрясением. В этом важнейшем эпизоде жизнеописания Христа заключен глубочайший смысл: своим страданием на кресте он искупил «первородный грех». Страдания Христа открыли путь человечеству к спасению, который был закрыт Богом со времен грехопадения Адама и Евы.

По древнееврейскому обычаю Иисус был погребен в пещере, вход в которую прикрывал камень. В воскресенье утром женщины, пришедшие помазать его тело благовониями, обнаружили, что камень у входа был отвален, а гроб Господень пуст. Ангел сообщил, что Иисус воскрес. После воскрешения Иисус явился Марии и ученикам. Они узнали его не сразу, а один из учеников - Фома даже потребовал разрешения ощупать раны от гвоздей на теле Христа, чтобы убедиться в том, что их не обманывают. Отправив своих учеников проповедовать по всему миру, Иисус Христос вознесся на небеса, предварительно предсказав свое «второе пришествие», чтобы «судить живых и мертвых». На 50-й день воскрешения Христа на его учеников-апостолов во время молитвы сошел Дух Святой в виде огня. Таким образом, завершилось явление миру Троицы: Бог-Отец, создавая мир, положил основание Церкви, Бог-Сын, явившись на Землю, создал Церковь, а Бог-Дух Святой вошел в нее и продолжает в ней действовать.

Сегодня большинство современных исследований признают историчность Иисуса. Так как в первой половине I в. н.э. в Палестине, преимущественно в Галилее, странствовал «учитель» по имени Иисус, образ жизни которого и общественный статус имел много общего с раввинами и аскетами той эпохи, хотя он сам в их круг не входил. Среда, из которой вышел Иисус, первая приняла его проповедь. Это галилейские бедняки, из среды которых в I в. н.э. вышло множество свободолюбцев и бунтарей.
3. Основные источники вероучения христианство
(Слайд 10) Основные положения христианского вероучения сформулированы в Библии и в постановлениях Вселенских Соборов, сочинениях отцов церкви и других документах христианской церкви.

Основой христианского вероучения является Библия, которая по убеждению приверженцев, есть Слово Божие (иначе «Священное Писание»). Слово «Библия» происходит от греческого слова «Книги» и представляет собой два сборника книг, называемых Ветхий Завет, воспринятый от иудаизма, и Новый Завет, сложившийся в недрах самого христианства. Слово, которое переводится, как «завет», первоначально значило «договор», или «соглашение», то есть обещание Бога благословить избранный Им народ.



Как христиане, так и евреи считают ее записью договора (завета), заключенного Богом с человеком и открытого Моисею на горе Синай.

Если исследовать содержание Библии, то сжато содержание учения можно изложить в виде шести основных истин:



Бог добр, и Он любит всех людей. Грех отделяет каждого человека от Бога. Иисус Христос есть путь к Богу. Для получения спасения необходимо полное раскаяние. Вера – ключ к вечной жизни. В самые тревожные времена у нас есть все основания иметь внутренний мир.

Ветхий Завет. Это часть Библии, комплект иудейских священных книг. Название Ветхого Завета дано этим книгам христианскими церковниками в отличие от Нового Завета, состоящего из сочинений, написанных идеологами христианства. Иудейские богословы именуют Ветхий Завет – Танахом. Ветхий Завет канонизирован христианством с момента возникновения последнего, так как христианство базировалось на иудаизме.

В Ветхом Завете собраны разнообразные по форме и содержанию религиозные произведения, создававшиеся на протяжении огромного исторического периода, ориентировочно с XIII по II в. до н.э.

О количестве книг в Ветхом Завете шли долгие споры. Одни конфессии в современном христианстве включают в Ветхий Завет 39 книг (например, лютеранство), другие - 47 (например, католицизм), третьи - 50 (например, православие) Поэтому и полное количество книг в Библии в конфессиях разное: 66, 74 и 77.

Во взглядах на Ветхий Завет у христиан есть крупные разногласия.



Православные включают 11 неканонических книг и вставки в остальные книги в Ветхий Завет, но с примечанием, что они «дошли до нас на греческом языке» и не являются каноническими. Вставки в канонические книги они ставят в скобки и оговаривают примечаниями.

Католики же, доверившись Септуагинте (собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык), приняли эти тексты в свою Вульгату - раннесредневековый латинский перевод Библии, канонизированный западными вселенскими соборами, и приравняли их к остальным каноническим текстам и книгам Ветхого Завета, признав в равной с ними степени «богодухновенными».

Протестантские вероучения основывают свои тезисы на канонической Библии. Отсутствующие 11 книг из неканонической Библии поощряются к прочтению, хотя они и не считаются вдохновлёнными самим Богом. Англикане также печатают часть неканонических книг в Библиях для чтения верующими.

Новый Завет. Новый Завет – основной (наряду с Ветхим Заветом) литературный источник христианства, который составляет вторую часть христианской Библии. Христиане верят, что Иисус Христос возвестил о Новом Завете, который является исполнением Завета, данного в Откровении Моисею, но вместе с тем заменяет его. Поэтому книги, повествующие о деятельности Иисуса и его учеников, называют Новым Заветом.

Писания Нового Завета включают 27 книг, принадлежащих перу не менее чем восьми различных авторов. Более половины всех текстов Нового Завета написано четырьмя апостолами (апостолами назывались ученики Иисуса, избранные Им, чтобы быть Его представителями и помощниками). В Новом Завете описаны важнейшие эпизоды земной жизни Иисуса Христа, его учение и чудеса, его крестная смерть, воскресение и вознесение на небо. Рассказывается также о проповеди христианской истины и подвигах его учеников – апостолов.

В Новый Завет входят (в последовательности канонизации церковью): Евангелия; Деяния апостолов; 21 послание апостолов; Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова.

Священное Предание (лат. Traditio) - в православии и католицизме один из источников вероучения и церковного права, наряду со Священным Писанием.

Под Священным Преданием подразумеваются те сведения и канонические положения, исповедуемые Кафолической Церковью, которые прямо не содержатся в Ветхом или Новом завете. Священное Предание включает в себя каноны, авторизованные Церковью литургические тексты, творения Отцов Церкви, Жития Святых, а также обычаи Церкви.

В состав Священного Предания входит: Правило Веры (базовые догматические положения, изложенные в Символе Веры и в решениях Вселенских соборов); Литургическое предание (вероучительное содержание чинопоследований церковных таинств и священнодействий, молитв и песнопений); Правила Вселенских соборов; Творения святых отцов и учителей Церкви.
4. Основное содержание христианского вероучения и культа
(Слайд 11) Основу христианского вероучения составляет Символ веры, составленный «Отцами церкви» и утвержденный на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) Вселенских соборах. Название «Символ веры» в древности церковью не применялось. Вообще, обычай называть «исповедания веры» символами - обычай западный, и само слово «Символ веры» вошло в употребление в применении к тому, что на греческом Востоке носило название «учения веры».

Самым ранним символом веры, которому было дано собственное название, был Апостольский символ веры. Христианское предание приписывает его всем двенадцати апостолам: якобы каждый из них сказал одно предложение этого символа веры. Само такое приписывание вряд ли верно, но апостольский символ веры сам собой довольно старый.

В вероучении официального античного христианства можно выделить девять основных положений (или можно сказать: девять основных религиозных учений). Это учения: о Библии, о сверхъестественных существах, о почитании пророков, апостолов и евангелистов, о душе, о загробной жизни, о природе Иисуса Христа, о первом пришествии Иисуса Христа, о втором пришествии Иисуса Христа, об искуплении. Усвоить основные идеи христианской церкви можно только верой, полное постижение разумом догматических истин невозможно.

Учение о Библии. Главным автором Библии является Бог. Ему помогали люди: около 40 человек. Бог создавал Библию через людей: он внушал им, что именно надо писать. Библия - книга боговдохновенная.

Учение о сверхъестественных существах. Согласно вероучению существуют три группы сверхъестественных существ: Троица, ангелы и бесы.

Троица. По мнению христианских богословов, главная идея учения о Троице состоит в утверждении, что один Бог существует сразу же в трёх лицах (ипостасях) как Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Все лица Троицы могут явиться людям и в телах физических, материальных. Так, на католических и православных иконах Троица изображается следующим образом: первое лицо в образе человека, второе лицо - тоже в образе человека, а третье лицо - в образе голубя. Христианское богословие считает учение о Троице одним из самых непостижимых для человеческого разума. На вопрос, «Почему надо представлять три отдельных тела, но полагать, что это не три бога, а один Бог?» христианское богословие отвечает, что это тайна, которую Бог не пожелал раскрыть людям.

Ангелы. Ангелов в христианстве называют «чистыми духами» и «добрыми духами». Ангелов сотворил Бог, их много и они имеют задачи творить добро, помогать Богу, помогать людям. У ангелов нет плоти. Христиане считали, что ангелы, по воле Божией, могут на короткое время эту плоть приобретать, для того чтобы общаться с людьми. Раз нет плоти, то нет и пола. Христианство всех ангелов считает бессмертными. Как правило, органами чувств они не воспринимаются.

Все ангелы делятся на старших и младших. Старших ангелов называют архангелами, а самых старших среди архангелов серафимами. В трудах христианских богословов, которые жили на рубеже античного времени и средних веков, появилось разделение ангелов на 9 чинов: ангелы, архангелы, начала, власти, силы, господства престолы, херувимы и серафимы. Это разделение ангелов на чины восприняли в дальнейшем православные и католические богословы.

Главного ангела зовут Михаил (евр. «Подобный Богу»). Михаил, кроме того, что он именуется архангелом и серафимом, носит ещё и особый титул, который выражает его верховенство среди ангелов: архистратиг.

Бесы. Для обозначения злых духов в русскоязычном богословии чаще всего применяется термин «бесы». Но греческое слово «демоны» тоже считается правильным, а, следовательно, является синонимом слова «бесы» По учению античных христиан, перешедшему в другие христианские конфессии, бесы сотворили себя сами из ангелов. Бог, сотворив ангелов, объяснил им, что, если кто-либо из них совершит тот или иной грех, то тем самым он превратит себя из чистого духа в нечистого. Несмотря на это предупреждение, одна третья часть ангелов согрешили. И тем самым они превратились из ангелов в бесов, из чистых духов в нечистых духов. Бесы делятся на старших и младших. Главного беса зовут Сатана (евр. «Сатан») или Дьявол (греч. «Диаболис»: «Клеветник»). Сатана в прошлом был ангелом, причём он был первым творением Божиим. Тогда он носил имя Люцифер (лат. «Светоносный»).

Учение о почитании пророков, апостолов и евангелистов. Это учение стало развитием иудейского учения о пророках. Как и в иудаизме, так и в христианстве верующие должны были почитать пророков. Пророками назывались люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии (как надо верить в Бога) и истина о правильной жизни (как надо жить).

Христиане, как и иудеи, почитали всех пророков, упоминаемых в Танахе (Ветхом Завете), но в дополнение к ним они почитали и пророков Нового Завета: Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Античные христиане дополнили почитание пророков почитанием апостолов и евангелистов (авторов Евангелий). Причём два евангелиста (Матфей и Иоанн) были одновременно и апостолами. Иоанн, к тому же, по взглядам античных христиан, считался одновременно и пророком. В таких христианских конфессиях, как православие, католицизм и лютеранство учение о почитании пророков, апостолов и евангелистов стало частью учения о святых.



Учение о душе. Душа - сверхъестественная часть человека, в отличие от тела, не подчиняется законам природы и не зависит от тела, а значит, может существовать и без тела. Душа существует как целостное образование или как совокупность мельчайших частиц - целостное образование. Душа каждого человека сотворена Богом и она бессмертна.

Учение о загробной жизни. Главной идеей этого учения является идея о существовании в загробной жизни рая и ада. Христиане считают, что рай находится на небе (отсюда синонимом рая стало выражение «царство небесное»), а ад - во внутренностях земли. Современные христианские служители культа добавляют к этому, что и рай, и ад находятся в особом сверхъестественном пространстве: они недоступны людям при земной жизни.

К главной идее примыкает несколько других. Так в частности, по христианскому учению, Бог праведников направляет в рай, а грешников - в ад. Другая идея учения о загробной жизни говорит, о том, что загробная жизнь имеет два этапа. Первый от смерти тела до второго пришествия Иисуса Христа. Второй этап начнётся со вторым пришествием Иисуса Христа, а конца он не имеет. На первом этапе в раю и аду находятся только души людей, на втором души соединятся с воскресшими телами. Ад на обоих этапах находится на одном и том же месте, а рай на втором этапе переместится с неба на землю.



Учение о двойной природе Иисуса Христа. Иисус Христос, согласно вероучению, Бог и человек – одновременно, т.е. Богочеловек.

Учение о первом пришествии Иисуса Христа. Это религиозное учение рассказывает о том, когда было первое пришествие Иисуса Христа, каким способом он пришёл на землю, с какими целями, какими событиями в его жизни закончилось первое пришествие. Иисус Христос, говорили античные богословы, приходил на землю в 753-м году от основания города Рима. Позднее, когда возникло понятие «нашей эры» (летоисчисление от Рождества Христова), на вопрос, когда было первое пришествие, стали отвечать так: в каком году живём, столько лет назад оно и было. Но во второй половине ХХ века выяснилось, что в расчёт времени рождения Иисуса Христа (он был сделан в VI в. католическим монахом Дионисием Малым) вкралась ошибка. Поэтому сейчас большинство христианских служителей культа на этот вопрос отвечают иначе: он приходил примерно две тысячи лет назад.

Учение о втором пришествии Иисуса Христа. Согласно вероучению, время второго пришествия - божественная тайна. Иисус Христос прилетит на облаке. А целью является осуществление конца света. Конец света включает в себя воскрешение мертвых, обновление тел живых, страшный суд над живыми и мертвыми и установление счастливой жизни для праведников на земле.

Учение об искуплении. Согласно главной идее христианства, Иисус Христос своими страданиями и своей смертью искупил грехи всех людей. Это означает, что он дал верующим возможность попасть в рай, освободил их от угрозы быть в аду (или ещё говорят: от угрозы вечной смерти). До его смерти рай был закрыт. После смерти своего земного тела Иисус Христос сошёл в ад и перевёл находившихся там праведников в рай. А новые праведники стали прямо поступать в рай.

Вероучение официального античного христианства сложилось к концу V века, было воспринято полностью или частично всеми возникшими впоследствии христианскими конфессиями.

Все девять основных положений вероучения античных христиан унаследовали православие, лютеранство, баптизм, пятидесятничество.

Восемь из девяти названных положений воспринял католицизм (кроме учения античных христиан о загробной жизни).

Шесть из девяти воспринял адвентизм (о Библии, о сверхъестественных существах, о почитании пророков, апостолов и евангелистов, о природе Иисуса Христа, о первом пришествии Иисуса Христа, об искуплении).

Все христианские конфессии дополнили воспринятые ими вероучения своими специфическими религиозными учениями.


5. Христианские обряды и праздники
(Слайд 12) Как и в любой религии, в христианстве сформировался свой особый культ. Он включает в себя богослужения, таинства, обряды, посты, праздники, культ креста, святых и мощей. Каждый из этих элементов культа имеет особое назначение и выполняет свою функцию. На каждый из дней недели предназначены особые богослужения. В субботние и воскресные дни они проводятся торжественно, в праздничной обстановке. В среды же и пятницы службы носят печальный характер. В эти дни верующим предписывается поститься и молиться о прощении своих грехов. Только раз в году, во время «сплошных» недель, связанных с особыми событиями церковной истории, этот порядок меняется. Так образуется круг седмичного богослужения в церкви.

(Слайд 13) Большую роль в христианском культе играют таинства. Таинства, так или иначе, берут начало от различных событий священной истории. По мнению светских религиоведов, таинства коренятся в дохристианских культах, откуда были восприняты и переработаны последователями христианской религии. Причём первоначально христианская церковь ввела в свой культ всего два таинства - крещение и причащение. Ведь именно о них (и только о них) мы находим упоминания в тексте канонизированных Евангелий. Только впоследствии среди христианских обрядов появляются остальные пять таинств.

Крещение символизирует принятие человека в лоно христианской церкви. По христианскому вероучению, в таинстве крещения «прощается человеку первородный грех». Сам ритуал совершается в храме посредством погружения в воду или обливания.

Чтобы сохранить душевную чистоту, полученную в крещении, чтобы возрастать и укрепляться в жизни духовной, нужна особая помощь Божия, которая, как считают христиане, подается в таинстве миропомазания. Заключается это таинство в том, что тело человека смазывают особым ароматическим маслом (миро). Перед миропомазанием священник читает молитву о ниспослании на человека Духа Святого, а затем смазывает ему крестообразно лоб, глаза, ноздри, губы, уши, грудь, руки и ноги.

Таинство причащения, или святой евхаристии (что означает «благодарственная жертва»), занимает важное место в христианском культе. Это таинство состоит в том, что верующие вкушают так называемое причастие, состоящее из хлеба и вина, веря в то, что они вкусили тела и крови Христовой и тем самым как бы приблизились к божеству.

Православным и католикам вменяется в обязанность периодически исповедовать свои грехи перед священником, что является непременным условием для отпущения грехов, прощения виновного церковью от имени Иисуса Христа. Ритуал исповедования и отпущения грехов составляет основу таинства покаяния. Первоначально исповедь была публичной. Верующие, нарушившие церковные предписания, должны были предстать перед судом своих собратьев по вере и священнослужителей и во всеуслышание покаяться в прегрешениях. Позже вводится тайная исповедь. Верующий исповедуется в грехах своему «духовнику», одному священнику. При этом церковь гарантирует тайну исповеди.

В число семи таинств христианской церкви входит и таинство брака, во время которого молодожены напутствуются на совместную жизнь от имени Иисуса Христа. Освящая брачный союз людей, христианская церковь как бы берет новую семью под свое покровительство. Она поучает, как должны вести себя в семье муж и жена, как они должны воспитывать детей и т.д.

Таинство елеосвящения совершается над больным человеком и состоит в смазывании его деревянным маслом елеем. Считается, что при елеосвящении на человека сходит божественная благодать, исцеляющая его от болезней телесных и душевных.

При посвящения в духовный сан совершается таинство священства, во время которого епископ передает чудесным образом посвящаемому особого рода благодать, которой с этого момента новый священнослужитель будет обладать всю свою жизнь.

Православная и католическая церкви признают все семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние (исповедь), брака, священство, елеосвящение. Однако практика их проведения в каждой конфессии имеет свои особенности.

Наряду с почитанием Бога, Святой Троицы, Девы Марии в христианстве сложился культ святых, почитание лиц, угодивших Богу и отмеченных им «даром чудотворения». Христиане верят, что святые - это посредники между Богом и людьми, небесные покровители живущих на земле, и обращаются к ним с просьбой о помощи в земных делах. Среди святых выделяют ангелов, апостолов, пророков, святителей, мучеников, преподобных, праведных.

Важную роль играет в христианстве культ креста, который является символом христианской веры. Крестом увенчаны христианские храмы, одежды священнослужителей. Его носят на теле верующие, без креста не обходится ни один христианский обряд. Этот символ принят христианской церковью в память о мученической смерти Христа, который, по свидетельству Евангелия, был распят на кресте. Католики признают кресты четырехконечные, православные – шести- и восьмиконечные.

Католическая и православная церкви большое значение придают культу икон. Поклоняясь изображенным на иконах Иисусу, Богородице, святым, верующие стремятся облегчить свои невзгоды, достичь в жизни желаемого.

Объектом поклонения верующих являются также святые места, связанные с различными событиями церковной истории, деяниями Иисуса Христа, Богородицы, святых. Особым почитанием пользуются святыни в Палестине, связанные с жизнью, проповеднической деятельностью, мученической смертью и воскресением Иисуса Христа. В православии почитаются места, где хранятся чудотворные иконы, мощи божьих угодников, а также источники, горы, холмы, где людям являлась какая-либо икона.



(Слайд 14) Важной составной частью христианского культа являются праздники. Однако в евангельской истории мы не находим каких-либо указаний на то, чтобы Иисус Христос дал Своим ученикам предписания относительно праздников. Сам Он пользовался иудейскими праздниками, особенно субботой и Пасхой, как временами наиболее удобными для проповеди по причине большого стечения народа. Однако Он не вменил в обязанность Своим последователям празднование иудейских праздников.

Сегодня в православном и католическом церковных календарях на каждый день года выпадает тот или иной праздник. Праздничные дни установлены в ознаменование действительных событий священной истории, знаменитых дат в истории христианства. К главным, наиболее почитаемым общехристианским праздникам относятся Пасха и так называемые двунадесятые праздники: Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Благовещение Богородицы, Успение Богородицы, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Сошествие Святого Духа на апостолов или Троица, Воздвижение Креста Господня.

«Праздников праздник и торжество из торжеств» называется Пасха. Этот праздник установлен в память воскресения распятого на кресте Христа. Пасхе предшествует Великий пост, который длится семь недель. Делится он на две части: Священную четыредесятницу и страстную седмицу. Четыредесятница установлена в честь 40-летнего блуждания израильского народа по пустыне после выхода из Египта, 40-дневного поста пророка Моисея на горе Синай и также 40-дневного поста Иисуса Христа в пустыне. Вторая часть - страстная седмица - посвящена памяти о страданиях Иисуса Христа перед казнью.

Праздник Пасха не имеет строго фиксированной даты празднования, это решение было принято на первом Вселенском соборе 325 г. Христианская Пасха приходится на первое воскресение первого полнолуния после весеннего равноденствия. Пасхой открывается богослужебный год в православии, и Пасха является первым из 12-ти наиболее важных православных праздников. Их называют двунадесятыми праздниками (происхождение названия от числа 12), которые состоят из «преходящих» и «непреходящих».



Рождество Христово - общехристианский праздник, когда отмечается рождение сына Божьего Иисуса Христа. Это событие церковь именует «матерью всех праздников». Рождественскому празднику, как и Пасхе, предшествует многодневный пост.

Троица или Пятидесятница - один из важнейших христианских праздников, который отмечается на 50-й день после Пасхи. Он установлен в память сошествия Духа Святого на апостолов. Характерной для этого праздника является проповедь особой, исключительной роли христианской церкви как хранительницы заветов Христовых и наставницы верующих.

Праздник Сретения Господня посвящен описанному в Евангелиях представлению родителями Иисуса Христа Иосифом и Марией своего божественного младенца Богу. Священнослужители, говоря о смысле Сретения именуют его праздником «встречи Человека и Бога».

Одним из наиболее значительных у христиан считается праздник Крещения. Он установлен в память крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан. Этот праздник носит и другое название - Богоявление, так как в момент крещения Иисуса Христа «Бог-Отец свидетельствовал с неба и Бог-Дух Святой сошел в виде голубя». В праздничный день главным обрядом является освящение воды в церкви и в проруби, где служится торжественный молебен.

В основе праздника Преображения Господня лежит евангельский рассказ о преображении Иисуса Христа в присутствии верных его учеников. В Евангелии от Матфея об этом говорится так. Однажды Иисус Христос в сопровождении своих учеников Петра, Иакова и Иоанна поднялся на гору и вдруг неожиданно для них преобразился: «И просияло лице его, как солнце, одежды же его сделались белыми, как свет». А затем раздался «глас из облака глаголющий: Сей есть сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение; его слушайте». В день праздника в храмах происходит торжественное богослужение с принесенными верующими плодами. После освящения и благословения овощей и фруктов их разрешалось употреблять в пищу. На Руси этот праздник назывался яблочным Спасом.

В последнее воскресенье перед Пасхой в память «входа Господня в Иерусалим» христиане отмечают специальный праздник, носящий еще название Вербного воскресенья. В праздничный день в храмах совершается обряд освящения вербы, которую верующие хранят в домах в течение целого года. Этот праздник напоминает верующим, что именно Иисус Христос есть мессия, спаситель человечества, предсказанный ветхозаветными пророками.

В память вознесения Иисуса Христа на небо также установлен специальный праздник. Согласно евангельским повествованиям, после мученической смерти Христос воскрес чудесным способом и вознесся на небо. Событие это совершилось на 40-й день после воскресения Христа. Священнослужители называют праздник Вознесения праздником завершенного спасения, ибо все дело спасения: рождество, страсти, смерть и воскресение завершаются вознесением.

Культу креста - символа христианской веры - посвящен праздник Воздвижения Креста Господня. С крестом церковь связывает несколько знаменательных событий. Об одном из них всегда вспоминают в праздничных проповедях. Согласно преданию, римский император Константин, который разрешил свободное исповедание христианства, еще, будучи язычником, перед одним из крупнейших своих сражений имел чудесное видение. Перед ним на небе явился озаренный сиянием крест с надписью «Сим побеждай!». Той же ночью императору явился во сне сам Иисус Христос и посоветовал взять в сражение знамя с изображением креста. Константин сделал все, как велел Христос. В сражении Константин одержал победу и с тех пор уверовал в чудодейственную силу креста.

Видное место в христианстве занимает культ Богородицы. В ее честь воздвигнуто множество храмов, ее изображение встречается на многих иконах, ей посвящены четыре из всех двунадесятых праздников: Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Благовещение Богородицы и Успение Богородицы.


6. Эволюция и раскол христианства
(Слайд 15) В своих официальных документах Западная и Восточная церкви именуют себя вселенскими. До XI в. существовала единая христианская вселенская церковь, однако в дальнейшем в христианстве можно наблюдать несколько расколов.

С конца IV в., когда Римская империя распалась на Восточную и Западную, восточная ее часть становится сильным единым государственным образованием, а западная - раздробленным конгломератом княжеств.

К середине VII в. сама Византия подверглась нападению Арабского Халифата, которому удалось захватить Антиохию, Александрию, Иерусалим, Сирию. В этих условиях Италия стала освобождаться от зависимости Византии и создала Папскую область (756-1870 гг.), которая занимала всю центральную часть Апеннинского полуострова, как результат возросла впасть пап.

С разделением Римской империи на два самостоятельных государства образовались и два центра христианства – в Риме и в Константинополе (Византия). Вокруг каждого из них стали формироваться поместные церкви.

С середины IX в. происходила упорная борьба между папством и патриархией за господство в христианском мире. В 857 г. император Византии Михаил III низложил патриарха Игнатия и возвел на патриарший престол угодного ему Фотия. Папа Николай I счел это поводом для вмешательства и для укрепления своего влияния над восточной церковью. Он потребовал восстановить Игнатия, а заодно предъявил ряд территориальных претензий (в частности, по отношению к Болгарии). Византийский император не пошел на уступки, и папа объявил Игнатия истинным патриархом, а Фотия – низложенным.

С этого времени начинается активное противостояние двух церквей, поиски обвинений в адрес соперника. Догматические разногласия сводились к следующим главным вопросам:



восточная церковь признавала происхождение святого духа только от бога-отца, а западная – от бога-отца и бога-сына;

каждая из церквей оспаривает легитимность соборов, которые происходили на территории противника (например, Константинопольский собор 381 г.).

Обрядовые разногласия сводились к тому, что восточная церковь отрицала необходимость поста в субботу, т.к. это имело место в западной церкви, безбрачие западного духовенства, возведения диаконов прямо в епископы и др.

Канонические разногласия выражались в том, что римский папа присвоил себе права быть главой и судьей всей христианской церкви. Учение о главенстве папы сделало его выше вселенских соборов. Восточная церковь занимала подчиненное положение по отношению к государственной власти, западная церковь поставила себя в независимое состояние от светской власти, пытаясь усилить свое влияние на общество и государство.

В середине XI в. папство вытеснило греков из южной Италии. В ответ на это патриарх Михаил Керуларий распорядился, чтобы богослужение в латинских церквах Константинополя велось по греческому образцу, а также закрыл латинские монастыри. В 1054 г. обе церкви предали друг друга анафеме. Раскол окончательно оформился. Западная церковь со временем получила название католической (вселенской), а за восточной христианской церковью закрепилось название православной (т.е. правильно славящей Бога).

Так, под влиянием вполне конкретных исторических обстоятельств, сформировались две характерные особенности восточного и западного христианства. У западной церкви – гибкость, быстрая приспособляемость, у восточной консерватизм, тяготение к традициям, к обычаям, овеянным и освященным стариной.

В первое время после раскола обе церкви предпринимали попытки к объединению. В конце XI в. папа Урбан II призвал верующих к первому крестовому походу, который имел своей целью освобождение «гроба Господня» и одновременно обогащение и рост могущества католической церкви. Многочисленные крестовые походы проходили с 1095 г. по 1270 г. Во время четвертого крестового похода (1202-1204 гг.) крестоносцы штурмом взяли Константинополь, осуществив вооруженное подчинение православной церкви Риму. Образованная Латинская империя существовала недолго, в 1261 г. она пала.

Попытки воссоединения церквей предпринимались и в последующее время. В 1965 г. папа Павел VI и патриарх Афинагор I сняли взаимные анафемы с обеих церквей, но воссоединения не произошло. Слишком много обид накопилось.

Последний, раскол христианства произошел в период Реформации XVI в., когда из недр католицизма выделилось новое крупное направление в христианстве - протестантизм. В результате широкого антикатолического движения в Европе, явившегося одним из этапов борьбы нарождающейся буржуазии против феодализма - от католицизма откололось несколько европейских церквей получивших независимость.

Таким образом, с XVI в. в христианстве существуют три основных направления: католицизм, православие и протестантизм.


7. Распространение христианства
(Слайд 16) В первые три века христианская церковь только отчасти проникала за пределы Римской империи. Когда христианство стало государственной религией в Риме, оно получило возможность широкого распространения за пределами империи. Пути, которыми новая религия попадала в языческие страны, были разнообразными.

Купцы, посещавшие языческие страны по торговым делам, заносили туда и христианство. Пленники, попавшие к язычникам, просвещали их. Язычники, попавшие в плен к христианам, знакомились с христианством и, возвращаясь домой, становились распространителями его среди своих соотечественников. Проповедники специально отправлялись к варварам и устраивали там миссии для обращения язычников, уговаривая их принять христианство.

Первыми приняли христианство жители стран, примыкавших к границам империи. В Африке христианство начало распространяться в среде абиссинцев (эфиопов). Абиссинская церковь подчинялась александрийскому патриарху.

В Азии обитатели Кавказа приняли христианство в IV в., отчасти в VI в. В 457 г. Константинопольский патриарх Анатолий назначил архиепископа в Грузию. Им стал грек Петр, получивший титул католикоса всей Иверии. Апостолом Армении был Григорий, который получил за свою проповедническую деятельность звание Просветителя. За все время борьбы с ересью армянская церковь оставалась верной христианскому учению.

В Персию христианство проникло во II в. из пограничных областей империи. В IV-V вв. в стране шла ожесточенная борьба христианства и язычества, закончившаяся упрочением христианства.

Начало христианства в Аравии относится к апостольским временам. В IV в. среди кочующих племен Аравии некоторые были уже вполне христианскими.

В Европе христианство начало распространяться среди германских племён. В IV – начале V вв. приняли христианство готы, вандалы, бургунды и другие народы.

Франки приняли крещение в конце V в., но с приходом христианства еще долгие годы многие оставались язычниками. Только с появлением монастырей и школ христианство окончательно закрепило свою победу во Франции.

На юг Великобритании вместе с римским господством христианство проникло еще в III в., однако, в IV в. Великобританию захватили язычники-англосаксы и христианство было остановлено. Только в конце VI в. началась новая волна христианизации Англии.

С VII в христианство стало проникать на земли славянских народов. Первыми христианами среди них стали хорваты и сербы. В 988 г. князь Владимир крестил Киевскую Русь.

Одновременно с распространением христианства среди славянских народов христианство появилось в странах Скандинавии. В первой половине XI в. христианской страной стала Дания, а во второй половине XI в. – Швеция и Норвегия.
Резюме
Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.

Корни христианского вероучения связаны с иудаизмом и учением Ветхого Завета.

Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, благодаря проповедям апостола Павла оно приобрело множество последователей среди других народов («язычников»).

До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-ой половине 1-го тысячелетия) - среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) - также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.