Тема 12. Альтернативные теории фирмы Традиционная теория фирмы: теория максимизации прибыли - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Теория потребительского спроса. Спрос, предложение, рыночное равновесие 1 94.13kb.
Эссе: экономический анализ фирмы 1 10.5kb.
Природа эмоций. Теории эмоций Детерминистские теории 1 65.19kb.
Теория поведения производителя тема Теория производства 1 175.31kb.
Вопросы по то для собеседования (часть 1) 1 30.48kb.
Задания для выполнения контрольной работы по курсу «Экономическая... 1 74.54kb.
Сновные объемы работ, выполняемых на стадиях жизненного цикла товара 1 303.31kb.
1. Рыночная организация современной экономики 1 87.36kb.
Монополия как форма рыночной структуры несовершенной конкуренции... 1 295.52kb.
Теория как форма развития знания 1 11.51kb.
122. Среда функционирования предприятия: внешняя и внутренняя 1 15.92kb.
1. Понятие маркетинговых коммуникаций с внешней и внутренней средой... 5 547.41kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Тема 12. Альтернативные теории фирмы Традиционная теория фирмы: теория максимизации - страница №1/1

Тема 12. Альтернативные теории фирмы

Традиционная теория фирмы:

теория максимизации прибыли
При данном подходе фирма сопоставляет, сколько каждая дополнительно произведенная единица продукта добавляет к ее валовому доходу и общим издержкам. Иначе говоря, фирма сравнивает предельный доход (MR) и предельные издержки (MC)

производства каждой последующей единицы продукции. Любую единицу продукта, предельный доход от которой превышает связанные с ней предельные издержки, следует производить, поскольку от выпуска и продажи каждой такой единицы доход фирмы возрастает больше, чем увеличиваются ее общие издержки. Напротив, если предельные затраты производства единицы продукта превышают предельный доход от продажи, фирма должна отказаться от его производства, поскольку это уменьшит общую прибыль либо принесет убытки. Производство и продажа такой единицы будет больше увеличивать издержки, чем выручку, то есть её выпуск себя не окупит, следовательно, единственным вариантом является равенство предельных издержек предельным доходам. В формульном виде это будет выглядеть так:

MR = MC (предельный доход равен предельным издержкам)

Равновесие фирмы в краткосрочном периоде.

Пересечение кривых спроса и предложения покажет равновесие фирмы (рис.1).



Рис. 1. Равновесие фирмы


При анализе поведения фирмы используется важное теорети­ческое допущение, что производитель ведет себя рационально. Прин­цип рациональности поведения производителя аналогичен прин­ципу, используемому потребителем. Полезный результат (в данном случае это прибыль производителя) достигается, когда предель­ный выигрыш от производства еще одной единицы продукта пре­вышает предельные затраты на производство этой дополнительной единицы. Положительная разница между предельным доходом и предельными издержками составит предельную прибыль фирмы.
Другими словами, производитель будет наращивать объем про­изводства до тех пор, пока его предельный доход не сравняется с предельными издержками. В случае когда MR = МС, производитель уже не может ничего более прибавить к своей прибыли и размер последней достигает своего максимума. Если продолжать производ­ство далее, то предельный доход окажется меньше предельных из­держек, а прибыль начнет падать.

Следовательно, МР = МС является условием максимизации при­были, а точка пересечения кривых МР и МС является точкой рав­новесия фирмы (точка Е на рис.1).


Поскольку при совершенной конкуренции Р=MR, можно записать, что фирма максимизирует прибыль при Р=МС, это обеспечивает аллокативную эффектив­ность (ресурсы распределяются соответственно общественным по­требностям).

Равновесие фирмы характеризуется равновесной ценой РЕ и рав­новесным объемом производства QE, при которых прибыль фирмы достигает максимума.
Условия максимизации прибыли фирмы

Доминирующая концепция поведения фирмы исходит из по­сылки, что основной целью фирмы является прибыль. Стремление максимизировать прибыль пронизывает все помыслы и действия предпринимателя.

Существуют два подхода к изучению проблемы. Первый основан на совокупных показателях, второй — на предельных и средних.
Метод совокупных показателей. Совокупная прибыль фирмы пред­ставляет собой разницу между совокупным доходом (выручкой) и совокупными издержками
ТП= TR — ТС.
Очевидно, что прибыль будет максимальной в том случае, когда разность между совокупной выручкой и совокупными издержками достигает наибольшей величины. Графически это проиллюстрирова­но на рис 2, где интервал АВ— наибольшее вертикальное расхож­дение между кривыми TR и ТСозначает величину прибыли.

Рис.2. Совокупные выручка, издержки и прибыль фирмы.


Данный график позволяет наглядно показать, что фирма заин­тересована сокращать свои издержки и наращивать выпуск продук­ции, т.е. совокупную выручку.
Метод средних и предельных показателей.

Теоретический анализ позволяет не только определить объем производства, при котором прибыль максимизируется, но и уста­новить величину этой прибыли. Для этого найдем величину сред­ней прибыли, получаемой на единицу продукции:


АП = AR — АС.

В условиях совершенной конкуренции средняя прибыль равна раз­ности между ценой и средними издержками:

АП = Р— АС.
В таком случае совокупная прибыль определяется умножением средней при­были на количество выпущенной продукции:

ТП= АП • Q.
Проиллюстрируем это графически. На рис.3 изображены кри­вые предельных издержек (характеризуют предложение фирмы), средних общих издержек и средних переменных издержек. Рыноч­ная цена продукта Р показывает, на каком уровне проходит гори­зонтальная линия спроса на продукцию фирмы, она же — кривая предельного и среднего дохода фирмы. Точка пересечения этой горизонтальной линии с кривой предельных издержек — это точка равновесия фирмы (Е), а соответствующий этой точке выпуск продукции QE максимизирует прибыль. Точка равновесия Е на рис.3 расположена по вертикали выше кривой средних издержек, что означает, что AR, или Р, выше средних издержек. Следовательно, вертикальный отрезок ЕК между кривой АТС и точкой равновесия и будет соответствовать величине средней прибыли. Что же касается величины совокупной прибыли, то ее нетрудно определить, умножив среднюю прибыль на выпуск продукции: это площадь прямоугольника PEKN.

Рис.3 Максимизация прибыли фирмы.

***

Было бы ошибочным полагать, что фирма всегда получает эко­номическую прибыль. Более того, далеко не всегда фирма может получить нормальную прибыль. Ситуация на рынке может оказать­ся неблагоприятной, а рыночная цена может опуститься настолько низко, что общие средние издержки не будут целиком компенси­роваться, следовательно, не будет и нормальной прибыли. Данная ситуация отображена графически на рис.4. Рыночная цена Р и соответствующая ей кривая спроса на продукцию фирмы располо­жена ниже всей кривой средних издержек. Поэтому в точке равно­весия, равно как и при любом другом объеме производства, фирма будет нести экономические убытки. Величина убытков на единицу продукта составляет разность между средними издержками и ры­ночной ценой продукта. На рис.4 это соответствует интервалу СЕ. Общая величина убытков равна площади прямоугольника ВСЕРЕ , или произведению средних убытков на объем выпуска продукта.






Рис.4. Минимизация убытков фирмы.


Как бы ни была неприятна ситуация с экономическими убытками, это не означает, что предприятию следует немедленно прекращать производство, что фирма должна уходить с рынка. В некоторых условиях целесообразно продолжать производство, несмотря на убытки.
Рассмотрим подробнее подобную ситуацию. Если фирма закрывает производство, это не означает, что она освобождается от потерь. Существуют постоянные издержки, которые не зависят от объема выпускаемой продукции. Это платежи, которые необходимо осуществлять, даже если фирма вообще ничего в данный момент не производит. Поэтому при закрытии фирма несет убытки (в краткосрочном периоде), равные постоянным издержкам (площадь прямоугольника BCFA).
Однако помимо постоянных издержек существуют еще и пере­менные издержки. Если цена достаточно высока, чтобы покрыть этот вид издержек, то рациональным для фирмы будет решение продолжать производство, чтобы получить операционную прибыль и минимизировать убытки. На рис.4 показано, что линия спро­са проходит ниже кривой средних издержек, но в точке равновесия — выше кривой средних переменных издержек. В силу этого данная цена позволяет фирме получить операционную прибыль (избыток цены над средними переменными издержками, умноженный на объем выпуска продукции), равную площади прямоугольника PЕEFA. Эта прибыль позволяет уменьшить экономические потери фирмы до величины, равной площади прямоугольника ВСЕРЕ. Реальные убытки составят в этом случае величину, равную разности посто­янных издержек и операционной прибыли.
Таким образом, при цене, которая ниже средних, но выше сред­них переменных издержек, фирма не может получать прибыль в точке равновесия, но она может минимизировать свои экономи­ческие потери. В краткосрочном периоде рациональным будет ре­шение продолжать производство.
Если же рыночная цена спускается настолько низко, что она не может покрыть не только средние издержки в целом, но даже и средние переменные издержки (рис.5), производство становит­ся нецелесообразным даже в краткосрочном периоде. При этом точ­кой закрытия фирмы будет самая нижняя точка кривой средних переменных издержек.


Рис.5 Точка закрытия фирмы.


Отсюда можно сделать важное наблюдение. Не вся кривая дельных издержек олицетворяет собой кривую предложения фирмы, а только та ее часть, которая лежит выше кривой ее средних переменных издержек.

Равновесие фирмы в долгосрочном периоде

Если типичная фирма в отрасли получает экономическую прибыль, то в долгосрочном периоде это привлечет в отрасль новые капиталы, откроются новые фирмы, а существующие в отрасли предприятия будут расширять производство.


Если в краткосрочном периоде фирма терпит убытки, но полу­чает операционную прибыль, то рациональным долгосрочным ре­шением было бы сокращение объема производства и последующий уход из отрасли. Естественно, таким же будет долгосрочное реше­ние и при убытках, равных величине фиксированных издержек, т.е когда нет операционной прибыли в краткосрочном периоде. В этом случае и краткосрочное и долгосрочное решение будет однознач­ным: закрыть производство.
Подобные решения принимает обычно не единичная фирма, а все их множество. В результате массовых аналогичных, хотя и не согласованных друг с другом, действий рынок преодолевает экст­ремальные ситуации убыточного или сверхприбыльного производ­ства и возвращает все "на круги своя", т.е. к условиям получения всеми только нормальной прибыли.
Это происходит следующим образом. Если сверхнормальная прибыль побуждает предприятия расширять производство и привлекает в отрасль новые фирмы, ра­стут масштабы отраслевого производства и предложения. Кривая предложения отрасли сдвигается вправо, что ведет к понижению рыночной цены. Если цена опускается до такого уровня, что фир­мы принимают решение закрыть производство и покинуть отрасль, отраслевое предложение сокращается и при прежней величине от­раслевого спроса это приведет к повышению цены. Такие процессы будут протекать до тех пор, пока цена не установится на уровне, достаточном лишь для получения всеми фирмами отрасли нормаль­ной прибыли. Этот механизм характеризует "невидимую руку рын­ка", о которой говорил Смит. Свободная совершенная конкурен­ция выравнивает позиции всех производителей и обеспечивает им только нормальную прибыль (в долгосрочном периоде).
Графичес­ки это соответствует случаю касания кривой спроса фирмы ниж­ней точки долгосрочной кривой средних издержек. В этой точке
Р = SRMC = SRAC = LRMC.
Это будет точка равновесия фирмы в долгосрочном периоде (рис. 6).

Одновременно данная цена будет и равновесной ценой рынка (фирмы не проходят в отрасль и не уходят из нее).

Рис.6. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.


В точке долгосрочного равновесия фирма имеет наиболее эф­фективные масштабы производства и минимизирует долгосрочные средние издержки. Равенство
Р = LRACmin
характеризует так назы­ваемую производственную эффективность фирмы.
Масштаб производства может иметь положительные и отрица­тельные последствия для фирмы.
Эффект масштаба может, в свою очередь, быть:

  • внутренним

  • внешним.


Внутренний эффект масш­таба обусловлен изменением размеров производства самой фирмы.

Внешний эффект масштаба для фирмы связан не с ее собственным уровнем производства, а с отраслевым. Так, если отрасль расширя­ется, сокращается и цена, а значит, долгосрочные средние издер­жки фирмы падают. Для фирмы это означает внешний положитель­ный эффект масштаба.
* * *
Традиционная теория фирмы основывается на двух допущениях:

  • собственники осуществляют ежедневный операционный контроль и управление делами фирмы;

  • единственное их желание - максимизировать прибыль.


Теория основывает тезис о максимизации прибыли при равенстве предельных издержек и предельного дохода:
MC=MR
Однако, на практике эта теория сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, фирмы не используют маржинальный анализ для оценки или прогнозирования своей деятельности. Действительно, подсчет предельных издержек и особенно предельного дохода довольно труден и осложняется незнанием действительной кривой спроса на продукцию фирмы, эластичности этого спроса по ценам и доходам. Несмотря на то, что многие крупные фирмы организуют дорогостоящие рыночные исследования, полученную информацию нельзя считать на 100% достоверной и достаточной. Такую же сложность представляет и оценка будущих доходов и затрат. Наконец, практически невозможно предугадать действия и противодействия других фирм и оценить последствия их активности.

Необходимо обратить внимание и на то обстоятельство, что в современной рыночной экономике наблюдается глубокое отделение права собственности от права управления, и, за исключением мелкого единоличного предпринимательства, собственники не осуществляют оперативное управление, привлекая для этого профессиональных менеджеров.

Но традиционная теория не лучшим образом объясняет поведение фирмы, из-за чего многие экономисты предложили альтернативные теории, выводящие поведение фирмы совсем из других предпосылок и объясняющие его иными целевыми установками.
Менеджериальная теория фирмы:

теория максимизации дохода от продаж
Эта концепция исходит из предпосылок, что:


  • оперативное управление осуществляют не собственники, а профессиональные менеджеры;

  • цель менеджеров состоит в максимизации объема продаж и поступающего в результате дохода.

Данные предпосылки имеют под собой реальное основание, поскольку в связи с доминированием в современных условиях акционерной формы собственности, владельцы акций являются лишь формальными собственниками, уступив свои права управления профессионалам. Разумеется, а данном случае речь идет не о малочисленной прослойке владельцев контрольного пакета акций, которые сохраняют за собой стратегический контроль за деятельностью фирмы. Речь идет о миллионах мелких, средних и даже крупных вкладчиков, подчас находящихся очень далеко (в прямом и переносном смысле) от дел корпорации.

Что касается второй предпосылки, она также очень реалистична. Один из авторов этой концепции, У. Дж. Баумол, отмечал в 1959 г., что есть ряд причин, по которым менеджеры действительно заинтересованы в максимизации объема продаж. Прежде всего это объясняется прямой зависимостью жалованья и всех дополнительных льгот и выплат, получаемых менеджерами, от торговой выручки.
Разрабатывая далее менеджериальную концепцию, Уильямсон в 1963 г. в качестве дополнительных обоснований отметил, что рост торговой выручки позволяет расширить штат, внедрить новые проекты. Это, в свою очередь, повышает статус менеджера: в его подчинении находится больше работников. Растет его ранг в служебной иерархии.
График на рис.7 демонстрирует степень возможного расхождения в объемах выпуска продукции фирмы при максимизации прибыли и максимизации торговой выручки.

В последнем случае объем производства и реализации увеличивается вплоть до того момента, пока предельный доход от продажи Qs-й единицы не станет равен нулю. Это значит, что совокупный доход более не может увеличиваться, следовательно, достиг максимума. При максимизации прибыли объем производства устанавливался на уровне Qp, поскольку именно в этой точке достигалась наибольшая разница между совокупным доходом и совокупными издержками, т.е. прибыль была максимальной.

Рис.7. Степень возможного расхождения в объемах выпуска продукции при максимизации прибыли и торговой выручки.


При максимизации торговой выручки прибыль фирмы понижается по сравнению с вариантом максимизации прибыли. Это обстоятельство обычно вызывает недовольство акционеров, которые могут установить менеджерам минимально допустимый уровень прибыли.

В этом случае, если такой ограничитель снижения прибыли установлен на уровне Рr, менеджеры будут наращивать объем продаж до тех пор, пока это не станет угрожать падением прибыли ниже допустимых пределов. Новый объем продаж будет установлен на уровне Q's, соответствующий точке пересечения прямой Рr и кривой совокупной прибыли.


Социологические исследования, проведенные английским экономистом Шипли в 1981г., показывают, что практически половина всех британских фирм называют максимизацию продаж одной из наиболее важных своих задач.

При этом крупные компании придают этой цели большее значение, чем мелкие: из компаний с числом занятых свыше 3000 человек каждая седьмая назвала максимизацию продаж своей главной целью, тогда как среди всех компаний - лишь каждая четырнадцатая.

Результаты исследований Институт стратегического планирования США (1974г.) выявили, что в краткосрочном аспекте фирмы предпочитают максимизировать объем продаж, тогда как в долгосрочном периоде их более волнует максимизация прибыли.

Теория максимизации роста

Некоторые экономисты, в частности Маррис (1964г.), полагают, что собственники и менеджеры имеют общую к этому цель, а именно максимизацию роста фирмы. Менеджеры стремятся к этому, чтобы повысить свой личный статус и жалование. Владельцы предприятия стремятся к увеличению его активов, преследуя цели личного обогащения. При этом Маррис отмечает, что менеджеры всегда предпочтут растущую фирму просто крупной фирме.

Центральным звеном теории Марриса является показатель, называемый нормой нераспределенной прибыли.
Вся прибыль корпорации распадается на две части: одна часть выплачивается в виде дивидентов по акциям, другая остается нераспределенной и образует фонд развития производства.
Отношение нераспределенной части прибыли к распределенной образует норму нераспределенной прибыли или норму удержания прибыли.

Если менеджеры будут распределять львиную часть прибыли в качестве дивидендов, акционеры в высшей степени довольны, а рыночный курс акций станет расти. Высокий рыночный курс предохранит фирму от возможной скупки ее акций конкурентами и от поглощения. Вместе с тем, низкая норма накопления не будет давать возможности для развития производства и роста фирмы.


Возможна иная ситуация. Менеджеры оставляют основную часть прибыли нераспределенной, что хорошо для производства и роста фирмы. Однако акционеры недовольны низкими дивидендами, они могут начать продавать акции, курс которых начнет падать. Появится угроза поглощения фирмы конкурентами, поскольку при низком курсе акции достаточно легко поддаются скупке.

Таким образом, распределение прибыли на две части и определение нормы удержания прибыли не простое дело и сопряжено с рядом трудностей и противоречий. При решении этой проблемы обычно придерживаются принципа "сбалансированного роста", т.е. выбор темпов роста капитала фирмы и объема ее продаж осуществляется с учетом нормы удержания прибыли и, следовательно, с оглядкой на средний уровень прибыли в целом (рис. 8). Очевидно, что при увеличении капитала и объема продаж фирмы средний уровень прибыли понижается вследствие действия закона убывающей полезности (в данном случае доходности от дополнительных инвестиций).



Рис.8. Средний уровень прибыли.


В каждом конкретном случае фирма выбирает требуемую комбинацию прибыльности и роста.

Чтобы выжить, фирмы должна расти, наращивать объем продаж. Для этого ей следует увеличивать производственные мощности и осуществлять инвестиции. Все это требует финансирования.


Каким же образом может происходить рост фирмы?
Первый путь к росту можно охарактеризовать как внутренний рост фирмы, концентрацию производства и капитала.
Источниками внутреннего роста фирмы служат:

  • собственные ресурсы фирмы, в первую очередь нераспределенная часть прибыли, в некоторой степени - амортизационный фонд;

  • заемные средства, полученные от банков и иных кредитно-финансовых институтов;

  • средства от дополнительной эмиссии ценных бумаг.

Роль и значение различных источников внутреннего роста фирмы не одинаковы и меняются в зависимости от ситуации. Таблица №1 дает представления о значении и динамике отдельных источников внутреннего роста британских фирм в период с 1970г. по 1989г.





Год

Собственные

Заемные средства

Доходы от эмиссии




средства




акций

1970

60,7

22,4

3,2

1975

73,5

7,1

8,8

1980

66,1

22,3

4,9

1982

62,1

26,9

4,7

1984

83,5

20,7

3,7

1986

58,5

21,6

12,5

1987

52,2

20,8

19,4

1988

45,1

41,2

7,1

1989

35,1

47,3

6,2

Как видно из таблицы, доля внутренних ресурсов неуклонно повышалась до середины 80-х годов, когда она составила 83,5% всех источников финансирования, но затем стала резко снижаться и к концу 80-х годов равнялась лишь 35,1%. Напротив, доля заемных средств выросла за этот период более чем вдвое и достигла 47,3%. Доходы от выпуска акций традиционно были несущественным источником внутреннего роста. В 1986-87 годах их значение резко возросло, однако после кризиса на фондовом рынке в октябре 1987г. вновь упало до 6%. (Обратим внимание, что погодовая сумма всех источников финансирования внутреннего роста не равна 100%. Это объясняется традиционно большим значением для Великобритании "заморских" источников финансирования, на которые и приходятся недостающие проценты).


Второй способ роста фирмы связан с централизацией производства и капитала в результате слияний и поглощений. Практика показывает, что весьма распространенный способ роста, он обеспечивает до 50% всего прироста активов фирмы и около 60% всей промышленной концентрации. Динамика слияний и поглощений неравномерна: наблюдается пики слияний и последующие периоды затишья. Последняя высокая волна слияний была во второй половине 80-х годов, что и обусловило снижение роли собственных источников роста фирмы, показанное в предыдущей таблице. Бум слияний 1984-89 годов отличается от предшествовавших пиков 1968г. и 1972г. тем, что, по сравнению с числом слияний, сумма связанных с ними расходов была необыкновенно высока: сливались преимущественно очень крупные фирмы.

Формально слияние отличается от поглощения, хотя на практике не всегда бывает легко отделить одно от другого.


Слияние означает обоюдный договор руководства двух компаний об объединении. Обычный механизм слияния - замена акций сливающихся корпораций на новые акции единого образца. Имя совместного предприятия чаще всего включает названия прежних фирм. Для осуществления слияния, как правило, не требуются специальные фонды финансирования.
Поглощение происходит, когда одна фирма приобретает другую. При этом руководство фирмы А делает прямое предложение акционерам фирмы В выкупить у них контрольный пакет акций. Предлагаемая цена, как правило, существенно выше рыночного курса. На операцию поглощения покупающей фирме требуется значительный специальный фонд для оплаты контрольного пакета акций. В результате поглощения фирма и ее название перестают существовать как самостоятельное юридическое лицо.
Слияния (поглощения) бывают нескольких типов. Основными являются горизонтальная интеграция, вертикальная интеграция и конгломерация.
Горизонтальная интеграция наблюдается при объединении фирм, выпускающих однотипную продукцию или осуществляют одинаковую стадию некоторого технологического процесса. Горизонтальную интеграцию можно охарактеризовать как внутриотраслевую концентрацию и централизацию производства. Примером может служить объединение фирм, производящих шарикоподшипники, или компаний, выпускающих швейные машины, или поглощение супермаркетом мелких зеленных магазинчиков. Начиная с 60-х годов и по настоящее время, в Великобритании, например, свыше 80% всех поглощений и слияний относились к типу горизонтальной интеграции. Подобные объединения дают экономию за счет масштаба на уровне производства и на уровне управления.
Вертикальная интеграция происходит при объединении фирм, осуществляющих разные стадии некоторого единого технологического процесса. По сути - это межотраслевая концентрация и централизация производства. Примером может служить приобретение нефтедобывающими компаниями предприятий нефтепереработки, химических заводов, нефтепроводов и танкеров, бензозаправочных станций и т.д. Другим примером является приобретение торговой фирмой текстильных и швейных предприятий. Вертикальная интеграция позволяет снизить издержки, поскольку продукт переходит из одной стадии воспроизводства в другую, минуя рынок: расчет между подразделениями фирмы ведется не по рыночным, а по транспортным, более низким ценам. Вертикальная интеграция помогает расширить рыночные позиции и усилить контроль над рынком. Однако этот тип слияния дает лишь около 5% их общего числа.
Конгломерат образуется в результате объединения фирм, чьи технологические процессы никак не связаны. Так, например, англо-голландский концерн "Юнилевер" имеет многочисленные предприятия в пищевой, бумажной, химической промышленности, в производстве моющих средств, в транспорте, в парфюмерии, изготовлении питания для животных, тропическом плантационном хозяйстве и т.д. Конгломераты образуются либо путем диверсификации производства, либо путем приобретения "по случаю" чужих фирм.
При диверсификации слияния и поглощения преследуют цель рассредоточить риск, распределив капитал по разным отраслям; освоить новые рынки, образующиеся "на стыке" прежних видов производства; занять даже самые мелкие ниши на рынке; максимально эффективно использовать достижения науки и техники, применяя их одновременно в разных областях (так называемое "перекрестное опыление технологии"). В результате приобретенные компании вписываются в общую структуру фирмы и образуют с ней единую систему, устойчивость которой зависит от эффективности управления. Основной организационной формой таких объединений является концерн.

Если же конгломерат образуется в спекулятивных целях, когда предприятия приобретаются и продаются лишь на том основании, что конъюнктура на фондовом рынке обеспечивает выигрыш при, соответственно, покупке или продаже, такие объединения не являются устойчивыми, носят амфорный характер, легко распадаются. В 60-е годы наблюдался бум объединений конгломеративного типа, однако уже в 70-е годы многие из них показали себя "колоссами на глиняных ногах" и распались. В начале 90-х годов около 10% новых слияний и объединений можно было отнести к категории конгломеративных.

Одна из важнейших тенденций последнего десятилетия - это тенденция к деконцентрации и децентрализации. В условиях быстро меняющейся рыночной конъюнктуры, обострившейся конкуренции, принявшей и на внутренних рынках международный характер, в условиях динамично обновляющейся технологии выживание фирмы зависит от ее маневренности, гибкости, адаптивности. Добиться этого легче при децентрализации производства и управления. В связи с этим наблюдается процесс распада крупных фирм на более мелкие составляющие, каждая из которых становится независимым юридическим лицом и самостоятельно регистрирует свои акции на фондовой бирже. Характерной чертой последних лет становится выкуп отдельных структурных подразделений фирмы их менеджерами. Наиболее свежими и значительным примером может служить объявление в 1992 году о выделении из структуры британского концерна "Империал кемикл Индастриз" ряда подразделений в целях освоения новых рынков сбыта.Современный менеджмент делает ставке на качество и гибкость.
Поведенческие теории фирмы:

теории множественности целей

Рассмотренные выше теории предполагали, что у фирмы существует лишь одна цель (прибыль, объем продаж, рост), которая максимизируется.



Другая группа теорий, - поведенческие, - исходят из посылки, что у фирмы существует множество целей. Эта посылка опирается на трактовку корпораций как сложной системы, в которой иерархии субъектов и объектов управления соответствует и иерархии интересов и целей.
Эта совокупность интересов и целей включает в себя:

  • интересы рабочих, стремящихся к высокой заработной плате, хорошим условиям труда технике безопасности, интересному содержанию труда, повышению квалификации и профессиональному росту и т.д.;

  • интересы менеджеров, стремящихся к власти, повышению своего социального статуса, карьере, росту доходов;

  • интересы акционеров, желающие получить высокие дивиденды;

  • интересы высшего руководства фирмы, которое стремится улучшить экономические показатели функционирования компании, повысить престиж фирмы.

Чтобы фирма могла существовать как единое целое, быть устойчивым и жизнеспособным организмом, высшее руководство должно уметь согласовывать эти частные интересы и общие стратегические интересы фирмы как таковой. От умения администрации гасить разногласия интересов, разрешать наиболее безболезненным образом конфликты интересов, поддерживать стабильную социальную обстановку в коллективе зависит процветание фирмы.

Поведенческие теории (данное направление называется "бихевиоризм") получили большое применение в практике японских фирм.
Кредо японских менеджеров состоит в следующем: "Залог успеха - высокий моральный дух работников фирмы. Высокий моральный дух - результат удовлетворенности работника. Заинтересованный и удовлетворенный работник - хороший работник. Не может быть хорошей фирмы, у которой есть плохие, т.е. незаинтересованные и неудовлетворенные работники. Задачи администрации - гармонизировать интересы работников и фирмы".
Существует множество частных вариантов поведенческих теорий, предлагающих разные рецепты согласования частных и общих интересов в рамках корпорации. Многие из них уже достаточно апробированы практикой и показали высокую результативность.
Один из рекомендуемых способов, предложенный Х.А.Саймоном в 1959 году, состоит в искусстве компромисса. Невозможно одновременно максимизировать все цели: прибыль, объем продаж, рост, заработную плату и прочее. Необходимо выбрать такую комбинацию целевых установок, которая, не будучи максимальной по каждой цели в отдельности, тем не менее удовлетворяла бы все заинтересованные стороны. Рекомендуемая техника выработки такого компромисса состоит в ведении переговоров и в постоянном отслеживании процесса реализации каждой цели. В случае возникновения на каком-либо этапе конфликтов, сбоев и разногласий, администрация должна активно вмешиваться и урегулировать конфликт наименее болезненным способом.
К числу предлагаемых советов относятся такие, как:


  • установление временных ограничителей для выработки компромисса;

  • установление бюджетных ограничителей для каждой заинтересованной группы;

  • четкое распределение обязанностей и прав каждой структурной группе и другие.

Большое внимание в поведенческих теориях отводится учету влияния внешней среды, в которой существует и функционирует фирма. Один из теоретиков бихевиоризма, Ансофф, отмечал в 1984 г., что существует более 2000 различных стратегических образцов поведения фирмы, позволяющих ей быстро приспособиться к меняющемуся окружающему миру. К внешней среде относятся как экономические, политические, экологические условия, так и социальные условия, общественное мнение и т.д. Внутренняя структура фирмы должна быть адекватна ее внешнему окружению и гибко реагировать на его изменения.


Ни одна из существующих теорий не может претендовать на исчерпывающее объяснение данной проблемы, каждая имеет свои слабые стороны и внутренние противоречия. Тем не менее, в каждой теории содержится рациональный анализ, помогающий понять действия современных компаний на рынке, прогнозировать их будущее поведение, оценивать последствия.