Тема 1 Религия, ее сущность и структура - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Тема 1 Религия, ее сущность и структура - страница №1/2

История религии: Краткий (Учебное пособие, часть 1)

ТЕМА 1 Религия, ее сущность и структура

    1. Библия и теология о религии.

1.2. Ложные верования

1.3. Магия и первоначальные верования

1.4. Структура религиеведения

1.5. Понятие об авраамовой, ветхозаветной традиции и сравнительный анализ религий основанных на ней.


Пособие предусмотрено для преподавателей и слушателей курса «История и теория религии», а также широкого круга интересующихся вопросами религии.

Оно состоит из входящих в Темы 1 «Религия ее сущность и структура» и Темы 2 «Христианство в системе мировых религий и цивилизации» лекций – занятий с их планами и краткими конспектами.

Планы излагаются курсивом после названия лекций.

ТЕМА 1 Религия, ее сущность и структура


    1. Библия и теология о религии.


Слово “reli” по итальянски означает поклоняться Богу, смиренно служить Ему, то есть выполнять Божью волю. На том же языке “religion” истолковывается как путь к Богу, путь к духовному спасения.

Как и армянское «ÏñáÝ» и китайское «дао» это определение указывает на источник истинной веры – Единого и Истинного Бога, данный Им путь спасения, формы познания и методы выполнения Его воли.

В теологии верования подразделяются на Истинную религию, Богоданную веру, то есть путь к Богу и ложные верований, цель которых - оторвать человека от Бога и подчинить темным силам.

Слово «ÏñáÝ» будучи армянским эквивалетном итальянских ¦reli¦ и §religion¦ также выражает суть и структуру данного феномена(религии – К.Д.) в неразрывной и взаимной связи своих составляющих(об этом подробнее в разделе 1.3. и главе 2).

Армянское §Ïñáݦ означает верить в Бога, выполнять Его волю и законы и с Его помощью побеждать зло в духовной борьбе. Он показывает как постигать Слово Божие и Истинную религию, защищаться от лжи, заблуждений, клеветы. А поскольку единственным путем к Богу является Христос, то термин §Ïñáݦ приобретает и другой смысл – следовать по пути Распятого, идти за Христом(путем Христа).

В Истинных, Богоданных религиях всегда приводятся четкие доказательства своего божественного происхожения. В них излагаются также принципы богослужения, религиозной морали и т.п..

Лучшим воплощением образа христианина и выражением богоданности христианства является образ Христа, Его проповеди и деяния.(см. Матф.4:1-12). Истинная религия основана на вере в Бога как творца неба и земли, видимого(материального) и невидимого(не-материального, духовного) мира, в Его ангелов(бестелесных посланников и верных слуг), в пророков и откровениях переданных через них, а также в боговдохновенность Священнего Писания и его принятие как источника веры.

Основные положения христианской веры в целостном и обобщенном виде представлены §Символе Веры¦, утвержденном на 1-ом Никейском Вселенском Соборе в 325г.(Об этом подробнее в разделах 2.2.1 “Семь вселенские соборов” и 2.2.2. “Символ Веры”).

В Истиной религии особое место уделяется источнику Веры, той Книге, в которой через пророков, ангелов и святых передается Слово и Воля Божья.

В 5-ой главе Евангелия от Матфея Иисус Христос объясняет и суть Моисеева Закона, и христианского учения, как продолжения и исполнения Божиего обетования данного своему народа, верующим в Него и живущим по Его закона о пришествии в мир Мессии- Спасителя из рода Давидова, говорит роли святых как «соли земли» для спасения человечества и мира, объясняет суть милосердия и принципы христианской морали – золотой закон(золотое правило)(см. Матф. 5: 1- 4 и Матф.7: 12).

Иисус Христос учит, что не может быть ничего общего между Богом, Христом и сатаной, ложью.(см. Матф.15: 22- 42).

А апостол Павел проповедовал, что ничего общего не может быть между последователями Иисуса Христа и Веельзевула, делами верующих в Христа и делами служащих злу или введенных им в заблуждение также, как ничего общего не может быть между светом и тьмой (см. 2-ое Коринф. 7).



В этих источниках излагаются заповеди, составляющие краеугольный камень утвержденного Богом вероучения, правила богоугодной жизни и богослужения, выявления ложных верований и духовных предводителей, защиты от зла.

Иисус Христос являетс воплощением Истинной веры и богоугодной жизни в миру. В Нем соединены божественное и человеческое.



Как человек Христос выступает идеальный верующий и благочестивый человек, как Бог – Он утверждает Новый Завет – Новый Союз между Богом и человеком, который как говорил Сам Господь союз, образованный на духовности и любви, или истине и Духе.

Часто люди ошибочно считают верующими тех, кто только признает существование Бога как Единого и Безначального Творцы мира, или просто на просто считает, что в космосе есть некая сверхъестественная сила, управляющая им.

В этом смысле сатану и бесов следует считать более последовательными и совершенными «верующими», поскольку в отличие от многих людей они не только в совершенстве знают Священное Писание(Библию), но и духовный мир и его законы.

Искушая в пустыне Иисуса, сатана цитирует Библию(Матф. 5: 1- 11), при изгнании бесов из одержимого бес обращается к Христу как Сыну Божиему. Даже совершенная вера без дел не может привести ко спасению, вспомним христианское изречение о том, что «… вера без дел мертва», также как и «дела без веры слепы», то есть не могут привести ко спасению.

В притче о сеятеле Иисус Христос сравнивает подобных верующих с зерном, которое упало на обочину и «небесные птицы склевали его».

Объясняя эту притчу Иисус говорит, что речь о том человеке, который слушает Слово Божие, но не понимает(см. Матф. 13: 1-4 и в той же книги гл. 18-19).

Кроме вероучения, важнейшими составляющими Истинной религии является духовное служение и религиозная мораль, свод общественных, семейных, гражданских обязанностей предписаний и правил поведения верующего(или взаимоотношений членов религиозной общины).

В христианстве Бог выступает как Вездесущий Дух, Святой, Милосердный и Всемогущий Творец, который будучи необъяснимым(«неисследимым»), недоступным для человеческого разума, Единым по природе, выступает в трех Лицах: Отца – Творца неба и земли, видимого и невидимого мира, Сына - как Воплощенного Слова Божия, того Слова- Закона, по которому все создано и существует в мире, Святой Дух, который как и Отец и Сын несотворен(безначален) Единосущен Им и соучастен в творении.

Как воплощение неизреченной божественной милости и проявление Его любви, Дух говорил «в заповедях, пророках и Евангелии. Сошел на Иордан и прововедовал чрез апостолов и жил в святых».(см. 2.2.2. «Символ Веры»).

Из заповедей* относящихся к вере, отношений между Богом и человеком выводятся религиозно-нравственные заповеди, принципы взаимоотношений человек – человек, то есть между людьми(верующими). Последние являются продолжением отношений между Творцом и человеком.

Заповеди являются выражением вечных Божественных законов духовного и материального мира в душе, духовной и общественно-нравственной жизни человека, как пишут святые отцы дела есть продолжение веры, а вера воплощение и отражение дел.

Кратким и обобщенным выражением духовно-нравственной доктрины христианства является Нагорная проповедь, в которой также изложены 9 блаженств.

В этих заповедях отражаются особенности и основные черты христианской веры и дается идеальный образ христианина.(см. Матф.5: 1-12).

Очень часто такие «учения» выступают в форме индифферентных в конфессиональном отношении, и даже атеистических теорий.

(Указанные “культы” также имеют свою систему служения и обрядность, которая обусловлена их природой, отношением к Богоданной религии и другими особенностями).

Зло или ложь пытается завлечь человека в свои сети двумя следующими способами, и множеством их разновидностей, то выявляя свою подлинную суть и выступая как богоборческое учение или сила, то – в образе святого и мудрого, друга и спасителя человека, объявляя себя Истинной религией, неким «высшим», «сверхзнанием», новым мировозрением.

Представ перед человеком в образе друга, показывающего путь к овладению сверхзнанием и чуть ли не божественными способностями(соверщенством) зло, воплощенное в змея ввело его в заблуждение и стало причиной смерти первых людей.

Как пишет Г.Нерсисян в разделе §öáñÓáõÃÛáõÝ ¨ ³ÝÏáõÙ¦ (“Искушение и падение”) своей брошюры §²ëïáõ³Í³ßáõÝã Ù³ï۳ݦ, §¶Çñù ÍÝݹáó¦ (ËáñÑñ¹³ÍáõÃÛáõÝÝ»ñ)¦ (“Манускрипт Библия”, “Книга бытия”(размышления)): “Змею удалось обмануть женщину и убедить в том, что причина запрета в чудесной способности плода давать мудрость и силу. Не желая делить свою власть Бог , якобы пытается, таким способом воспрепятствовать умственному развитию человека и осуществлению его чаяния об абсолютной свободе“.

Характеризуя состояние первых людей сразу после того как они вкусили запретный плод, он пишет: “Адам и его помощница сразу поняли, что до того мига, как они смиренно и покорно следовали Божьей воле клеветник был не в силах причинить им зла(бы бессилен против них)”(там же с.14).

Поколебав святую и чистую веру первых людей, сатана вселил в их сердца семена сомнения и страха. Движимая суетным любопытством и соблазном “стать такими как боги” женщина согрешила, отведав запретный плод. Согрешив, она заставила согрешить и своего мужа - Адама.

До грехопадения человек воспринимал Бога как любящего родителя, поэтому и, созерцая свою безгрешную душу мог видеть Его, и познавая Его волю общаться в душе с Творцом.

После грехопадения человек не только потерял внутреннюю невинность, но и стал чуждым(имеется в виду и для самого себя и для ближнего - Евы).

Он отдалился от своего ближнего – жены и собственной природы, поскольку в отношениях с Богом, ближним и самим собой возникло разрушительное явление – грех. Освобождение грешных душ, как и в случае с нашим праотцом и праматерью возможно только Божей силой и верой в Него.

**Прим. Эта заповедь излагается в Исходе (10) и Второзаконии(2:5): (см. ÎñáÝÇ ¹³ë³·Çñù §øñÇëïáÝ»³Ï³Ý¦ Å ï³ñÇ §¶³ÝÓ³ë³ñ¦ سï»Ý³ß³ñ ë.¾çÙdzÓÇÝ - 2002Ã. с.78:




    1. Ложные верования

В Послании к христианской общине Рима апостол Павел объясняет причины возникновения и сущность этих культов, рассказывая также о происхождении человеческих пороков и извращений. Апостол говорит: «22. Называя себя мудрыми обезумели;

23 И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, -

24 То и передал их Бог в похотях их сердец нечистоте, так- что они осквернили сами свои тела;

25 Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благославен во веки, аминь» (см. К Римл. 22- 26).

Церковная традиция считает отделение творения от Творца и поклонение ему святотатством - следствие разрушения внутренней целостности и искажения природы человека грехом.

Поклоняться и считать источником веры, кого-либо кроме Творца считалось тяжким грехом, порождающим более страшные грехи, приводящие к преступлениям и нравственному и физическому падению, превращающие человека в орудие зла.

Об этом в том же Послании красноречиво говорят следующие слова: «28. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства,

29. Так - что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,

30. Злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, не послушны родителям,

31. Безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостливы.

32. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти, однако не только их делают, но и делающих одобряют» ( К Римл.29- 32).




    1. Магия и первоначальные верования

Известный английский этнограф и атрополог Тэйлор ввел научный термин “первых”, “первоначальных” или “начальных” религий для характеристики верований первобытного человека.

Эти верования еще не обладали элементами религий, появившихся в более поздние исторические периоды. Русский теолог Лопухин подразделял первобытные ложные верования на три группы: поклонение животным(зоолатрия), человеку() и природе.

Сейчас рассмотрим их разновидности: поклонение духам, анимизм(от лат. “анима” – душа, жизнь), в ее основе вера в одушевленность живой и неживой природы и духов управляющих ее, и в частности, различными природными явлениями(дождем, снегом, ветром).

Поклонение небесным телам, наделение их особыми, сверхестественными свойствами, вера в их одушевленность или управление некими силами – сабеизм.

Еврейский сабеизм отличается от культа небесных тел в примитивных религиях, а также вере в некие духовные сущности управляющие Солнцем( древнегреческой мифологии - Гелиос), Луной(- Селена), Землей(- Гера) и пр., он представляет причудливую смесь элементов иудаизма, мистики, языческих верований, эзотерики.

Астрология - учение о влиянии расположения и движения звезд, планет и других тел на судьбы людей, природные явления и исторические события является проявлением этого культа.

Поклонение животным – тотемизм. Известный этнограф м антрополог Фрейзэр в своей работе «Золотая ветвь», посвященной анализу «первобытных религий» обуславливает возникновение тотемизма верой в особую связь между родом и тотемом, который является его покровителем и вместилищем духов умерших предков членов данного рода.

Таким образом, тотем выступает и как покровитель, и как связующее звено между родом и потусторонним, миром духов, и как вместилище духов умерших членов рода.

В последующем культ тотема трансформировался на культ природы.

Поклонение естественным и искусственным, созданным человеком предметам – фетишизм( фетиш - по французски идол, предмет поклонения).

В наши дни проявлениями фетишизма являются вера в свойства камней, клыков животных и других предметов защитить человека, его семью и близких от невзгод и приносить ему удачу.

В современной жизни проявлениями фетишизма является применение талисманов, оберегов, вывешивание чертополоха как средства защиты от дурного глаза и пр..

У первобытных народов считалось, что фетиш выступает в качестве агента – представителя потусторонних сил и неучтивое обращение с фетишем может вызвать их гнев.

В Древней Греции и Риме проявлениями «первоначальных религий» было поклонение гробницам(курганам, усыпальницам), культ мертвых, деревьям, например, дубу, который считался деревом, посвященным Юпитеру, называемого в древнеримской мифологии Флавином( дословно - человеком дуба).

В средневекой и современной Японии воплощением культа природы является почитание Фудзиямы как священной горы. На этой горе, согласно японским верованиям живут боги. Перед восхождением на нее принято омывать ноги.

В Индии священными считаются реки Инд и Ганг.

Часто проявления фетишизма и других видов «первобытных религий» являются последствиями слабоверия и заблуждения. Например, в Арцахе руинам, лесам и отдельным растениям находящимся на местах, где раньше были церкви и монастыри иногда приписываются сверхъестественные свойства.

Сравнивая магию с религией Гегель в своей работе «Философия религии» указал, что даже языческие верования предполагают поклонение и служение некой силе или силам, в то время как в магии человек возвеличивает сам себя, стремясь использовать потусторонние силы для решения собственных проблем и расширения(продолжения) своих естественных способностей.

В язычестве же верующий относится к идолу с почтением.

Поэтому, согласно Гегелю слова «маг», «магия», «колдун» употребляются Гегелем для обозначения всех вышеназванных культов и их служителей. Ложные культы условно можно разделить на следующие группы: первую - атеистические культы (а – в греч. отрицательная частница, Теос- Бог, дословно отрицающие Бога или Его существование), которые, выступая в качестве «исключительно научного, индиффирентного в религиозном отношении мировоззрения» на деле направлено на отторжение человека от Бога(и его последующее подчинение силам зла).

Подобные культы, например, марксистско-ленинский атеизм выступают как элементы антихристианских- антирелигиозных идеологий. Отрицая религию, марксизм и сходные идеологии сами стремяться стать религиями, и подчеркивать свою «мессианскую» роль.

Слова апостола Павла: «И сказал безумец в сердце своем: нет Бога» показывают корни атеизма как мировоззрения, являющегося с одной стороны следствием неверия или слабоверия, с другой - воздействия темных сил.

Так например, в учебниках по обществоведению бывшей СССР и других так называемых стран народной демократии, то есть социалистических стран, вера в Бога и религия определяется как искаженная, фантастическая форма представлений о мире(мировоззрения) при помощи которых правящий класс(сословие) якобы стремится отвлечь трудящихся от политической борьбы и держать их повиновении.

Это является свидетельством вероотступничества, более того, связи с темными силами многих руководителей этих стран.

Доказательствами такой связи являются: обращению к главам и лидерам правящих партий как к «вождями», что было элементом сакрализации главы родов у языческих племен Америки и Африки; посмертное бальзамирование и строительство для мавзолеев вышеназванных «вождей», на пример, Советского Союза Ленина и Сталина, вьетнамского - Хо Ши Мина, Китая – Мао Дзе Дуна, наподобии египетских пирамид-усыпальниц или курганов, также является скрытой формой язычески-мистических инициаций.

Культ фараона или царя в древневосточных религиях также, как и культ вождя был проявлением магии и культа человека, согласно которым вождь - обладатель особых мистических свойств устанавливал связь между родом и потусторонними силами или являлся их представителем(агентом).

Коммунисты также любили называть своих вождей по язычески: отцами(Сталина «отцом народов»), дедами («дедушка Ленин» и «дедушка Хо»), наделять сверхчеловеческими чертами – Ленина «живее всех живых», Сталина всеведением и всезнанием.

Атеистические по форме, но дьявольские по своей сути мероприятия, проводимые коммунистическими режимами сопровождались открытым или скрытым поруганием христианских символов или обрядов, являющимся неразрывной частью черного служения или черной мессы – ритуала поклонению злу.

В день распятия Христа – пятницу в Советском Союзе было принято проводить «атеистические чтения», к дням рождениям «вождей» - Ленина и Сталина приурачивались месячники.

В каждое субботу и воскресение месячников, также как и в предверие больших праздников проводились субботники и воскресники – формы коллективного служения Родине.

Месячники проводились в период Великого и других постов, предшествующих Великим христианским праздникам, а субботники и воскресники в дни, когда в храмах проводились литургии( по греч. «литургия» - общественное служение).

Друг и учитель Иосифа Сталина известный армянский оккультист Георгий Иванович Гюрджиев периодически совершал экспедиции на Тибет, в Индию и Египет в крупнейшие центры тайноведения, магии и экстрасенсорики, якобы с научно-исследовательской целью.



Вторую группу таких культов составляют религиозно-философские или религиозно-этические течения, якобы стремящиеся защитить «Истинную религию», полностью или частично дополнив или изъяснив ее.

Им свойственно выступать с так называемыми нетрадиционными толкованиями Библии и христианства, выявлять в толкованиях и решениях ортодоксальной церкви(Соборных определениях) «ошибок», «пробелов» и пытаться их исправить.

Под видом исправления или нового нетрадицонного истолкования библейских текстов, христианства и других религий эти течения стремятся выдать свои вымыслы за некие до этого не правильно истолкованные или непонятые Церковью «истины», а также ввести нововведения церковный канон.

В действительности, они искажают сущность Истинной религии и выдвигая собственное «вероучение», и заменяют почитание Бога и церкви культом своих предводителей, требуя выполнения обрядов не только противоречающих христианству, но и являющихся открытым поруганием над св.таинствами и Каноном.

Так например, в 1954г. в прошлом адепт «братской церкви» кореец Сан Сен Мун во всеуслышание заявил, что изменения, произошедшие за 2000 лет после пришествия Христа в Космосе и в развитии человечества требуют «создания новой – спасительной религии».

Человек, провозгласивший себя «третьим Адамом» под прикрытием дополнения христианства практиковал сатанинский культ и обряды: многократное крещение, в частности, и во имя искупления грехов усопших, причащение кровью самого же Муна и признание последнего пророком.

В секте культивировалось почитание своего предводителя и членов его семьи – сына и второй жены Муны, которым также как и ему приписывались почти божественные свойства.

Для наиболее рьяных последователей Муна, за особую плату организовывались экскурсии в потусторонний мир( см. http:\\ www.religion.irk.ru/perc/m/mun.htm).

Отметим, что в свое время Мун, осужденный на родине и в США за многоженство, сексуальные и множество других преступлений явно не соответствовал образу праведника или пророка.

К третьей группе ложных культов относятся культы и религиозные течения предлагающие в качестве пути постижения Бога эклектические теории, сочетающие элементы традиционных и нетрадиционных религий, науки(философии, психологии, социологии), мистики и современных манипулятивных технологий.

К ним, относятся сайентология (дословно – наукоучение) и теософия( от слов Теос – Бог и софия – мудрость, познание). На деле они являются культом темных сил, облеченным в наукообразную оболочку, не имеющим ничего общего ни с наукой, ни с религией.

Основоположник сайентологии – отставной морской офицер, писатель-неудачник Рон Лафайет Хаббард, которого сайентологии часто называли “РЛФ”(аббревиатура его имени, фамилии и отчества) признавался, что основной причина создания им “собственной религии” заключается в том, что это более выгодный и надежный бизнес, чем “переводить текст за несколько долларов за строку”.

О сущности и подлинных целях сайетнологии (или так называемой Церкви сайентологии) более чем красноречиво свидетельствует последнее послание “РЛФ”, восьмистраничное письмо, к своим последователям.

В нем Хаббард называет себя сыном сатаны, что говорит о том, что подлинная мишень “спасителя человечества” и его учения - христианство.

Венцом его умопосторений является идея о том, что его миссия заключается в подготовке к отпору нашествия инопланетян, ошибочно принимаемое людьми за Второе пришествие Христа и Страшный Суд. Согласитесь логика достойна человека с расстроенной психикой

На вопрос о том, почему силы, защищающие Землю от инопланетян должны преследовать святых, под видом ложных пророков соблазнять людей и выступать, именно как христиане, он не отвечал.

Впрочем «спаситель» оставлял без ответа и вопросы о том, почему мертвые должны воскреснуть и быть судимыми Христом, почему, именно после Страшного Суда, а не поражения хаббардовских “добрых сил” в бесславной борьбе с “инопланетянами” наступит тысячелетнее царство.

До “спасения” земли от нашествия инопланетян члены Церкви сайентологии в США, бывшем СССР и других странах отличились открытой преступной деятельностью.

О ряде наиболее крупных и тяжких преступлений совершенным сайентологами часто рассказывалось в криминальной хронике ряда независимых российских телеканалов.

Об антихристианской и сатанинской природе теософии говорится в опубликованной в 1991г. книге предводителя Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви Паргева архиепископа Мартиросяна “Богопознание”.



Четвертую группу лжеверований составляет откровенно богоборческий, антихристианский и антирелигиозный культ – сатанизм. Его главной особенностью ялвляется открытое поругание христианской символики, например, изображение креста наоборот, окропление алтаря человеческой кровью и разрывание Библии во время служения(которое называется антибогослужением или черной мессой).

Пятую группу составляют культы внешне индиффирентные к религии, рассматриваемые многими как “невинное” развлечение(забава), “больше наука, чем верование”, такие как астрология, физиогномия, нумерология, гадание, магия и другие.

Многие ученые склоны относить физиогномию к прикладной психологии.

На самом деле подобные “развлечения” направлены против веры и оставляют неизгладимые последствия на занимающихся ими. Опасность этой “забавы”, являющейся проявлением магии и культа природы подчеркивается в 1-ой и 2-ой Книгах Закона (Второзаконии), в которых колдовство называется враждой с Богом, а колдун и участвующий в колдовстве врагами Бога.

Моисеев закон требовал уничтожать колдунов и орудия колдовства. (Ветхий Завет изобилует примерами уничтожения не только служителей языческих культов, магов, колдунов, чревовещателей и заклинателей, мест(дубрав, деревьев) и орудий их культа, но и обращающихся к ним и участвующих в совершаемых ими обрядах. Вероотступников подвергали казни – рубили мечами, сжигали и пр.).

Уличенного в первый раз в обращении к гадателям, ворожеям и пр. по традиции Армянской Апостольской Церкви отлучались от церкви на 20 дней.

Интересно, что в советское время магия считалась заблуждением, тогда как за веру Христа подвергались жестоким преследованиям. Более того, в годы горбачевской “перестройки” в крупных городах России открылись салоны и школы гадания и магии, в частности, школа астрологии Глобы, экстрасенсорные центры Джуны Давиташвили, Алана Чумака и Анатолия Кашпировского.

Средства массовой информации бывшего СССР не только рекламировали их деятельность на страницах прессы, не только печатающей гороскопы и нумерологические прогнозы, но и популяризирующий знания об оккультизме и экстрасенсорике. Газеты и многие телепередачи, печатая прогнозы знакомили читателя и зрителя с азами составления гороскопов, снятия порчи и т.м..

Во многом благодаря вышеназванным деятелям Горбачеву и его “единомышленником” удалось без больших коллизий и практически бескровно разрушить Советский Союз.

Сказанное об официальной идеологии и руководителях Советского Союза можно с некоторыми оговорками распространить на другие тоталитарные системы, идеологии и лидеров.



    1. следующая страница >>