Тема § 6 (часть2). Наше государство - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Тема § 6 (часть2). Наше государство - страница №1/1

9* класс.

Обществоведение

Тема § 6 (часть2). Наше государство

Основы Конституционного строя Республики Беларусь

В настоящее время государственное устройство нашей страны определяется Конституцией Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.).

Слово „Конституция" в переводе с латыни означает „устройство", „Уста­новление". Конституция определяет субъекта, т. е. носителя государственной власти, ее источник, процедуры и условия ее осуществления. В Конституции на государственную власть возлагается обязанность защищать права и свобо­ды личности.

Конституция 1994 г. установила в Республике Беларусь президентскую форму государственного управления, согласно которой руководителем государства является Президент. Пер­вым Президентом в истории нашего государства стал Алек­сандр Григорьевич Лукашенко.

В соответствии с Конституцией высшей целью нашего государства является обеспе­чение прав и свобод граждан. При этом государство ответ­ственно перед гражданами за создание условий для свобод­ного и достойного развития их личности. Граждане же ответственны перед государ­ством за неукоснительное ис­полнение обязанностей, воз­ложенных на них Конститу­цией.

Республика Беларусь в статье 1 Конституции опреде­ляется как „унитарное демо­кратическое социальное правовое государство". Давайте рассмотрим этот вопрос по по­рядку.

Прежде всего, наша страна — унитарное государство. Уни­тарность означает, что территория Беларуси в отличие, на­пример, от Российской Федерации (включающей в себя авто­номные республики), США (штаты), ФРГ (земли) не имеет в своем составе каких-либо самостоятельных образований.

Республика Беларусь — государство демократическое. В буквальном переводе демократия — власть народа. В демо­кратическом государстве власть осуществляется самим наро­дом в его интересах через свободно избранных представи­телей.

Демократия как форма власти народа возникла и суще­ствовала еще во времена греко-римской античности. Но ан­тичная демократия была демократией рабовладельческой. Здесь народом считались только свободные граждане. Рабы гражданами не являлись и поэтому исключались из политиче­ской жизни государства.

В наши дни демократией называют такой механизм вла­сти, который исходит из равенства всех граждан и соучастия их в ее осуществлении. В демократическом государстве реше­ния принимаются большинством граждан с учетом необходи­мости соблюдения прав меньшинства. Установлен контроль над властью со стороны общества. Демократия предполагает также разделение властей, всеобщность выборов в органы власти, гласность, последовательную защиту прав и свобод граждан.

Демократический характер государства Беларусь базиру­ется на многообразии политических институтов, идеологий и мнений. Различные политические силы принимают участие в формировании органов власти посредством выборов на аль­тернативной основе.

Во всех сферах общественной жизни созданы добровольные неправительственные организации (общественные объедине­ния). Основные направления их деятельности: защита интере­сов трудящихся, материнства, детства, прав покупателей, экология, наука и научное обслуживание, предприниматель­ство, развитие малого и среднего бизнеса, банковская сфера, правоведение, страхование жизни и имущества. Они выступа­ют инициаторами и координаторами различных проектов, учредителями коммерческих предприятий, проводят нацио­нальные и международные семинары, разрабатывают про­екты законов, указов и распоряжений Президента, поста­новлений и распоряжений Правительства Республики Бела­русь.

В этой связи заметим, что вопрос о демократии касается каждого гражданина, а не просто связан с характером госу­дарственной власти. Для современного цивилизованного чело­века демократия — естественный образ мысли и личного дей­ствия. Поступает демократично тот, кто:


  1. проявляет инициативу в общественных делах, не может мириться с несправедливостью и ущемлением достоинства личности;

  2. активно обсуждает проблемы общества и государства, вы­сказывает свое мнение, вступает в дискуссию;

  3. участвует в принятии важных решений, в референдумах, в выборах представительных органов;

  4. выполняет выработанные в совместном обсуждении реше­ния, соблюдает законы, уважает права человека.

Формы демократического государственного устройства мо­гут быть различными: конституционно-представительная де­мократия, плюралистическая, советская власть и др. Однако общей для всех разновидностей демократической власти явля­ется форма правового государства. Республика Беларусь — правовое демократическое государство. Это подтверждено в статьях 3, 4 нашей Конституции. Каждому гражданину га­рантируется „создание условий для свободного и достойного развития личности".

Это означает, что наше государство не только провозглашает в Конституции, но и осуществляет защиту прав личности через свою экономическую и социальную полити­ку. Тем самым Республика Беларусь характеризуется как социальное государство. В таком государстве человеку гаран­тируются права на труд, на защиту экономических и социаль­ных интересов, на отдых, на собственность, на охрану здоровья и т. д. (статьи Конституции 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47 и др.).



Народ — единственный источник власти

Статья 3 Конституции Республики Беларусь устанавлива­ет, что единственным источником государственной власти в нашем обществе является народ. Он осуществляет свою власть непосредственно — через всеобщие прямые выборы и всенародные референдумы, а также опосредованно — через представительные органы.

Политическая воля народа выражается участием граждан в выборах, через партии, политические и другие обществен­ные объединения. Статьи 37, 38, 40 Конституции гарантиру­ют всем гражданам право участия в управлении делами общества через референдумы, обсуждения проектов законов и т. п. Каждый имеет право быть избранным в государствен­ные органы власти. Конституция обеспечивает всем гражда­нам в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой право равного доступа к любым должностям в органах управления обществом и государством (статьи 39, 40).

Важную роль в политической жизни общества и устрой­стве государства играют партии. Многообразие и различие партий отражает плюрализм общества, то есть наличие в нем разных социальных групп и классов со своими особыми политическими требованиями и интересами. В условиях со­временной плюралистической демократии от партий в их соперничестве за осуществление власти требуется уважать законы государства. Поэтому нашей Конституцией запреща­ется создание и деятельность тех партий и других обществен­ных объединений, которые ориентируются на насильственное изменение конституционного строя или пропагандируют вой­ну, национальную, расовую или религиозную вражду. Пред­ставим, что государство мирилось бы с беспрепятственной деятельностью таких партий и организаций. Оно тем самым способствовало бы грубому нарушению прав и свобод граж­дан той или другой национальности или расы, а также граж­дан, придерживающихся иных религиозных или политиче­ских взглядов. Такое государство не могло бы быть ни право­вым, ни демократическим!



Верховенство права

В нашей республике Конституция обладает высшей юриди­ческой силой. Это означает, что все принимаемые законы и правовые акты не должны противоречить Конституции как Основному закону государства.

Провозглашая в статье 8 приоритет общепризнанных прин­ципов международного права, Конституция Республики Бела­русь тем самым последовательно проводит фундаментальный демократический принцип верховенства права.

Верховенство права означает, что в стране:



  • имеется правительство народа, управляемое народом и су­ществующее для народа;

  • проводится разделение властей и взаимосвязь между законодательной, исполнительной и судебной властями;

  • обеспечиваются представительная демократия, процедур­ные и существенные ограничения в отношении действий вла­стей, направленных против частных лиц (защита их личной свободы и личного достоинства);

  • правительство действует только в рамках Закона;

  • гарантируется судебное разбирательство независимой си­стемой судебных органов как центрального механизма прове­дения конституционных законов в жизнь.

Только осуществление в совокупности названных условий выражает подлинно правовой характер государства, в кото­ром только и могут быть обеспечены права и свободы лич­ности.

Союз Беларуси и России

Народы Республики Беларусь и Российской Федера­ции, руководствуясь своей волей к единению и опираясь на общность исторических судеб, заключили в декабре 1999 г. договор о создании Союзного государства. Союз Беларуси и России ставит целью мирное и демократиче­ское развитие обоих суверенных государств, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни своих народов.

Союзное государство народов Беларуси и России основыва­ется на принципах их суверенного равенства и добровольно­сти. По мере становления Союзного государства в целях образования единого экономического пространства, проведе­ния согласованной внешней политики в области оборо­ны и т. д. будет рассмотрен вопрос о принятии его Консти­туции.

Вывод. 1. Республика Беларусь — унитарное демократи­ческое социальное правовое государство. 2. В соответст­вии с Конституцией Республики Беларусь белорусский на­род — единственный источник власти, наше государство осу­ществляет его волю. 3. Союзное государство Беларуси и России — выражение исторических, духовных, экономических и геополитических связей белорусского и русского народов; их стремление преодолеть кризисные последствия распа­да СССР.



Словарь

Демократия — форма государственно-политического устройства общества, при котором народ является источником власти, а лич­ность обладает широким кругом гражданских прав и свобод.

Законность — точное и неуклонное осуществление нормативных положений Конституции и соответствующих ей законов всеми орга­нами государства, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Конституция — Основной закон государства (от лат. constitucio — устройство), определяющий общественное и государственное устрой­ство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Правопорядок — общественный порядок, закрепленный юридиче­скими нормами.

Французский социолог Р. Арон утверждает: „Первая вели­чина, которой занимаются правоведы,— сама Конституция, ин­терпретируемая политиками как Основной Закон. Различают Конституции президентского и парламентского типов. Почти в чистом виде их можно обнаружить, соответственно, в США и в Великобритании".

2В случае прямого нарушения ваших гражданских прав каким-либо должностным лицом или еще кем-то, куда бы вы обратились за помощью в восстановлении своих прав, если бы вам отказали в этом представители исполнительной власти?

Благополучие народа да будет высшим Законом. Цицерон

Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от Законов. Вольтер

Счастье человеческого общества зависит от точного сохранения законов. Казимир Нарбут

Где кончаются законы, там начинается тирания. У. Питт

Про всякий закон можно сказать, что он касается общегосударственных потребностей. Ленин



Законы — разум страны. О. Бальзак