Тем больше, чем меньше угол есте­ственного откоса и угол трения - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Тем больше, чем меньше угол есте­ственного откоса и угол трения - страница №1/1

Свойства зерновых грузов.

  1. Сыпучесть зерновой массы. (Тем больше, чем меньше угол есте­ственного откоса и угол трения. Углом трения называется наименьший угол, при котором зер­новая масса начинает скользить по какой-либо поверхности)

Средние показатели сыпучести хлебных грузов даны в табл. 3.

Та6лица 3



  1. Скважистость — объем промежутков между зернами, или межзерновое пространство, заполненное воздухом.

Скважистость (С) выражается отношением объема, занятого воздухом (VVi), к общему объему, занятому зерновой массой, и определяется формулой

где V—общий объем зерновой массы; Vj— объем, занятый только зерном.

Скважистость зерновой массы влияет на плотность ее укладки в грузовые помещения при погрузке, степень оседания и образова­ния свободного пространства над поверхностью груза при транспор­тировании зерна насыпью, благодаря чему зерно может в пути пе­ремещаться и оказывать влияние на остойчивость судна.

На величину скважистости влияет ряд факторов: форма, размер, характер и состояние поверхности зерна, влажность, натурный вес, сыпучесть и др.

Скважистость способствует газопроницаемости и увеличению общей поглотительной поверхности зерновой массы.

Скважистость и натурный вес хлебных грузов даны в табл. 4.



Таблица 4



  1. Сорбционная емкость — способность зерновой массы поглощать пары воды и газы.

Все явления сорбционного порядка, наблюдаемые в зерновой массе при ее транспортировании и храпении, с точки зрения влия­ния их на качество и сохранность зерновой массы делятся на две группы: сорбция различных газов и паров, кроме паров воды, сорбция и десорбция паров воды, получившая название гигроско­пичности.

Сорбция паров и газов. Зерно, а также продукты его переработки (мука, крупа) обладают активной способностью поглощать из окружающей среды пары и газы различных пахну­щих веществ и прочно удерживать их. Это свойство зерна и продук­тов его переработки необходимо строго учитывать при подготовке транспортных средств под погрузку хлебных грузов, а также при их размещении в трюмах судов, в вагонах, автогрузовых площадках и хранении на складах.

Трюмы судов, вагоны, площадки грузовиков и складочные по­мещения, предназначенные для перевозки или хранения хлебных грузов и продуктов переработки зерна, не должны издавать ка­кого-либо постороннего запаха, оставшегося от предыдущего паху­чего груза, например рыбы, кожсырья, нефтепродуктов, живот­ных и др.


  1. Гигроскопичность — свойство зерна поглощать пары воды из окружающей среды (сорбция), а в сухом воздухе отдавать излишнюю влагу до установления равновесия между упругостью паров воды в зерне и относительной влажностью воздуха (десорб­ция). Показателем количественного содержания гигроскопической влаги, механически связанной с веществом зерна, является его влажность. Излишек влаги переводит зерно из сухого во влажное и сырое состояние.

Влажность зерна увеличивается с повышением относительной влажности воздуха.

Влажность является важным фактором, оказывающим суще­ственное влияние на количественные и качественные изменения зерна в процессе его транспортирования и хранения.

Повышенная влажность зерна очень вредна и опасна тем, что вызывает активное развитие микроорганизмов и вредителей зерна, а также способствует проявлению физиологических процессов зер­на, выражающихся в усиленном его дыхании.


  1. Дыхание. В нормальном здоровом зерне при определен­ных условиях протекают различные физиологические и биологи­ческие процессы, в частности процесс дыхания.

Дыхание является процессом энергетическим, протекающим при участии ферментов. При дыхании клетки семян получают необходимое для их жизнедеятельности тепло за счет окисления и распада органических веществ, содержащихся в зерне.

При свободном доступе кислорода воздуха происходит аэробное дыхание, в условиях недостатка или отсутствия кислорода воздуха — анаэробное дыхание.

Процесс дыхания протекает более интенсивно при повышен­ной температуре и влажности зерна.

О степени интенсивности дыхания судят по количеству выделяе­мого газа, выраженному в мг на 1 кг или 100 г зерна за 24 часа.





Рисунок 1

Комплексное влияние тем­пературы и влажности на энергию дыхания зерен ржи видно из диаграммы (рис, 1). Предельной температурой, выше которой активность фер­ментов падает и интенсив­ность процессов дыхания ослабевает, является темпе­ратура 55°.

Рис. 11. Комплексное влияние влаж­ности ii температуры на энергию дыха­ния зерна ржи.

Следствием интенсивного
дыхания зерновых масс при
их транспортировании или
хранении являются: потеря
веса сухого вещества зерна,
увеличение влажности и на­копление тепла в зерновой
массе.

Энергия дыхания сухих зерен влажностью до 12% ничтожна и практически равна нулю.




  1. Самосогревание. Интенсивность дыхания зерновой массы, наличие в ней различных микроорганизмов, насекомых и клещей, выделяющих в результате своей жизнедеятельности не­которое количество тепла, при отсутствии достаточной вентиля­ции и плохой теплопроводности зерновой массы, способствуют на­коплению тепла и повышению в ней температуры.

Это явление носит название самосогревания зерна. Интенсив­ность самосогревания повышается при увеличении влажности зерна.

При температуре зерна 50° и более значительно снижается сы­пучесть и наблюдается затхлый, гнилостный запах; у зерен пше­ницы и ржи — потемнение оболочек.

Самосогревание может возникнуть в отдельных местах, когда в партию зерна попадает часть влажного зерна; это так называе­мое гнездовое или местное самосогревание, оно может перейти и в общее, когда самосогревание наблюдается по всей массе зерна.

Предупредить или остановить начавшийся процесс самосогрева­ния можно путем снижения температуры и влажности зерновой .массы, для чего рекомендуется усиленная вентиляция, проветрива­ние, провеивание или перелопачивание.

Предупредительными мерами являются: очистка от примесей, насекомых и клещей, снижение влажности зерна до 14—15,5%, Перед закладкой на хранение — максимальное понижение темпе­ратуры зерна, правильное размещение в хранилище и др.
УПАКОВКА ЗЕРНА И ПРОДУКТОВ ПЕРЕРАБОТКИ

Хлеб в зерне в основной своей массе предъявляется к перевозке насыпью, кроме элитных семян зерновых и зёрно-бобовых культур, выращиваемых государственными селекционными станциями и другими научно-исследовательскими и опытными учреждениями и используемых для посева. Мешки с элитными семенами должны предъявляться за пломбами указанных учреждений; кроме того, на каждый мешок наклеивается соответствующая этикетка.

Зерно, мука и крупа упаковываются в тканевые мешки. Мешки для упаковки хлебных грузов должны быть чистыми, плотными, крепкими, без посторонних запахов и не зараженными амбарными вредителями.

Мешки для затаривания зерна, муки и крупы могут быть ис­пользованы новые и бывшие в употреблении разных категорий.

Мука, крупа и зерно, отгружаемые в отдаленные районы, в рай­оны Арктики и Крайнего Севера, должны затариваться в одинар­ные новые мешки повышенной прочности с двойной ушивкой.

Все мешки с хлебными продуктами и семенами должны иметь два ушка для удобства захвата мешков при грузовых работах, а отгружаемые в отдаленные районы и районы Арктики и Край­него Севера, кроме ушков, должны иметь двойную ушивку шпа­гатом.

Каждый мешок маркируется наклейкой бумажной этикетки, на которой четко обозначается: наименование и местонахождение изготовителя, название товара, сорт, вес и прочие реквизиты.

При отгрузке муки в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении отправитель обязан произвести маркировку груза путем, наклейки на каждом мешке двух бумажных ярлыков,


УСЛОВИЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ЗЕРНА И ЗЕРНОПРОДУКТОВ

Согласно правилам, к перевозкам водным и железнодорожным транспортом не допускаются зерно и зернопродукты:

а) находящиеся в состоянии самосогревания;

б) влажностью выше 16%;

в) зараженные амбарными вредителями: клещом выше первой степени, долгоносиком и др. - независимо от степени заражен­ности;

г) недегазированпые после проведенной дезинсекции;

д) семенные карантинированные по сорнякам, не допускаемые к вывозу из данного района по правилам, устанавливаемым Ми­нистерством сельского хозяйства Росии;

е) товарное зерно с содержанием карантинированных сорняков, перевозимое для семенных целей.

Зерно с влажностью свыше 16%, а также зерно и маслосемена, зараженные клещом выше первой степени, долгоносиком и другими зерновыми вредителями первой степени, допускаются к перевозке по особому разрешению Министерства заготовок.

Прием к перевозке зараженных зерна и зериопродуктов, а также отдельно предъявляемой тары, независимо от степени их за­раженности на грузо-пассажирских судах запрещается.

Семена злаков, зерно-бобовых, а также бобовых и злаковых трав, предназначенные для посева, и отгружаемые с предъявлением документа «свидетельство на семена» (сортовое свидетельство), а на тот же посевной материал элитный — «аттестат на семена», должны иметь влажность не более следующих, установленных ГОСТ 651-41 и 817-41, норм (табл. 7).

Влажность при транспортировании и хранении семян бобовых и злаковых трав, предназначенных для посева дана в табл. 8.

Каждая отгружаемая партия хлебных грузов должна сопровож­даться сертификатом или качественным удостоверением,1 отража­ющими качественное состояние груза:


  1. в момент предъявления заявки на подачу тоннажа;

  2. после погрузки на основании взятых проб;

  3. в момент сдачи груза получателю.

В удостоверении о качестве, помимо прочих сведений, должны особо указываться влажность и натурный вес, а при перевозке влажного и сырого зерна — также и температура зерна.

1 Сертификаты выдаются Государственной хлебной инспекцией (ГХИ) на зерно и продукты переработки, отгружаемые на экспорт. Удостоверения о качестве выдаются ГХИ, а также могут выдаваться отправителем (Загот-зерио, Главмука, Гдавкрула). Формы — см. приложения.






Прием к перевозке зерна и зернопродуктов без сертификатов или качественных удостоверений, а семенных культур — без сви­детельств или аттестатов воспрещается.

Перевозка зерна и зернопродуктов речным флотом производится, на самоходных — грузовых и грузо-пассажирских судах и на не­самоходных металлических и деревянных баржах. На грузо-пас­сажирских судах перевозка зерна и зернопродуктов производится, только в таре, а на остальных — как в таре, так и насыпью._

При приемке к перевозке зерна и зернопродуктов в таре сле­дует обращать особое внимание на соответствие тары предъявляемым к ней требованиям и степень ее наполнения.

Упаковка и ушивка мешков должны вполне обеспечивать сохранность груза при транспортировании и хранении. Семена мелкие и обладающие большой текучестью, как, например, семена льна, сурепы, рапса, мака и горчицы, должны предъявляться к пере­возке в двойных мешках.

Трюмы судов, предназначенные для перевозки зерна и зернопродуктов, должны быть в полной исправности, чистые, сухие, не зараженные амбарными вредителями, без постороннего запаха, передающегося хлебным грузам.

Все металлические части трюма должны быть изолированы от груза чистой сухой мешковиной или брезентом.

Если под погрузку зерна или зернопродуктов приходится ис­пользовать суда, в которых до этого перевозились пылеобразующпе или загрязняющие грузы (например уголь, цемент, апатитовый концентрат, лесные и тому подобные материалы), или зараженные от предыдущей перевозки амбарными вредителями, то они могут быть использованы для перевозки только после соответствующей их обработки (мойки, дезинсекции и т. п.) и приведения их в состоя­ние, отвечающее техническим требованиям.

Пригодность судов под погрузку и перевозку зерна и хлебных продуктов должна быть удостоверена ГХИ или группой по ка­честву конторы Заготзерно с выдачей качественного удостоверения.

Прием и сдача зерна и зернопродуктов должна производиться транспортными организациями путем фактического их взвешивания, а в таре принимаются к перевозке и сдаются получателю по числу мест и по весу.

Взвешивание хлебных грузов может производиться на передвиж­ных и стационарных весах всех систем, принадлежащих порту-при­стани или станции железной дороги или на приписанных к ним ве­сах грузовладельца.

Весы, независимо от того, какой организации они принадлежат, должны быть исправны и иметь клеймо проверки органов Комитета по делам мер и измерительных приборов при Совете Министров России.

При механизированной погрузке-выгрузке зерна насыпью взве­шивание может производиться на стационарных автоматических весах (например, на элеваторе), установленных в цепи погрузочно-разгрузочных механизмов, или с помощью крановых весов.

Независимо от взвешивания, перевозка зерна и зернопродуктов может производиться в запломбированных трюмах и в сопровожде­нии проводника отправителя. В этих случаях сдача груза получа­телю производится совместно.

Погрузка-выгрузка зерна и зернопродуктов производится строго по отдельным партиям, согласно грузовым документам.

Причалы, на которых производится погрузка-выгрузка, должны содержаться в полной чистоте.

Производить на причалах одновременно грузовые работы с хлебными грузами и грузами распыляющимися, например, углем, песком, цементом и т. д., воспрещается.

Погрузка и смешение в одном трюме зерна и зернопродуктов разных видов, типов, классов или кондиций, различных по каче­ству, или степени зараженности не допускаются.

При погрузке в один трюм разных партий зерна и зернопро­дуктов в таре, отправляемых по разным накладным (коносамен­там), каждая партия должна быть плотно уложена и отсепарирована. Мешки с зерном и зернопродуктами в трюме следует укладывать плотно друг к другу на сухие чистые доски или сухую слань.

При дальних морских перевозках, в целях предупреждения возможного перемещения зерновой массы в пути, в грузовых по­мещениях должны быть устроены прочные, хорошо закрепленные, продольные переборки, которые должны простираться от палубы до пайола и быть непроницаемыми для зерна.

Перевозка зерна и зернопродуктов в одном трюме или вагоне с грузами, издающими запахи (рыба, нефтепродукты и т. п.), пылеобразующими (уголь, руда, цемент и т. п.), ядовитыми или выде­ляющими влагу (фрукты, овощи и т. п.), запрещается.

По окончании грузовых работ суда должны быть тщательно за­чищены, а все сметки, собранные в трюмах, под еланью и на палубе, затарены и сданы клиенту.



В пути капитан (шкипер) должен следить, чтобы в трюм, за­груженный хлебным грузом, не попадала через палубу или люк вода, а также вести наблюдение за состоянием температуры зерна.

Температура зерна должна определяться с помощью термометра, заключенного в металлическую трубку (термоштангу), вставляемую в зерновую массу на разную глубину в шахматном порядке.

Определение температуры зерна стальными прутьями наощупь является методом субъективным и не может служить точным по­казателем. Вместе с температурой зерна рекомендуется опреде­лять и относительную влажность воздуха для решения вопроса о необходимости или возможности вентиляции грузовых помещений.

Температура зерна 25— 40° является оптимальной, при которой значительно возрастает энергия дыхания зерна и связанные с ним значительные потери в весе и снижение его качества.

Относительная влажность воздуха определяется психрометром. Проверка температуры и влажности воздуха должна производиться при каждой смене вахт и результаты заносятся в специальный журнал наблюдений за состоянием груза. Если в пути будет обна­ружено самосогревание зерна, следует немедленно принять меры по охлаждению согревшегося зерна путем просушки, которая мо­жет быть достигнута вентиляцией трюма; при перевозках речным флотом для охлаждения зерна может быть применено перелопа­чивание, а при частичном согревании — просушка зерна на палубе.

Вентиляция трюма может производиться только лишь в том случае, если относительная влажность и температура наружного воздуха ниже относительной влажности и температуры воздуха в трюме.

Если не представляется возможным применить воздушную сушку, или, несмотря на принятые меры, температура зерна не снижается, а, наоборот, начинается массовое согревание зерна, с появлением затхлого или солодового запаха, капитан (шкипер) судна обязан в ближайшем пункте вызвать инспектора ГХИ или специалиста Заготзерно для определения возможности дальнейшего следования.

УСЛОВИЯ ХРАНЕНИЯ ЗЕРНА И ЗЕРНОПРОДУКТОВ

Хранение зерна и зернопродуктов производится в обычных необорудованных крытых помещениях — амбарах, оборудован­ных складах и специальных складах, оборудованных особыми устройствами, элеваторах, представляющих собой наиболее со­вершенный тип складов.

Элеваторы имеют значительные преимущества перед другими типами складов. При той же емкости, что и амбары, элеваторы за­нимают площадь примерно в 6—8 раз меньшую. Значительно повы­шается скорость разгрузки и погрузки, сокращаются простои судов

Благодаря механизации значительно удешевляется стоимость грузовых работ; упраздняется необходимость в таре, уменьшаются потери от истребления хлеба грызунами, облегчается борьба с ам­барными вредителями и упрощается вообще борьба за качество и сохранность хлеба.

Б тех случаях, когда зерно и зернопродукты до погрузки сда­ются на временное хранение на склады порта, ответственность за их качественную и количественную сохранность несет порт (при­стань). В большинстве случаев транспортные организации не имеют в своем ведении специализированных складов для хранения хлеб­ных грузов.

Склады портов-пристаней по основному своему назначению от­носятся к транзитно-перевалочным, универсальным, с меняющимся в них ассортиментом грузов. Временное хранение хлебных грузов в таких складах иногда может вызвать некоторые затруднения, что обязывает транспортные организации особо тщательно выпол­нять основные требования специальных инструкций по организа­ции хранения хлебных грузов.

Склад для хранения зерна и продуктов его переработки должен быть сухим, не зараженным амбарными вредителями, без посторон­него запаха. Крыша и стены склада должны быть исправными, не иметь щелей и течи, а каменные и кирпичные стены должны быть побелены.

Полы склада должны быть гладкими, без щелей, и не повреж­дены грызунами. Окна — застекленные; на окнах, открываемых для проветривания, должна устанавливаться с наружной стороны металлическая сетка для предохранения от проникновения птиц. Двери должны быть исправные, плотно прилегающие к полу, без щелей, исключающие возможность проникновения грызунов и птиц.

При приеме на хранение зерна и зернопродуктов в упаковке следует произвести наружный осмотр упаковки для установления состояния тары и ушивки, правильности маркировки, наличия на таре подмочек и т. д.

Зерно и зернопродукты, зараженные амбарными вредителями, на хранение в склады транспортных организаций не принимаются.

Размещение муки и крупы в складах вместе с зерном воспре­щается. Мука и крупа складываются в штабели отдельно по пар­тиям.

Наиболее рациональными видами укладки мешков с мукой и крупой является укладка «тройником».



Для хранения продукции с повышенной влажностью рекомен­дуется сквозная укладка. При сквозной укладке мешки кладутся на ребро.

Сквозная укладка штабелей допускается не выше 6 рядов. Укладка в штабели разорванных и загрязненных мешков не до­пускается.