Технология изучения музыкальных произведений крупной формы как средство развития творческой личности - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Развитие творческих музыкальных способностей старших дошкольников... 1 226.84kb.
Межпредметная связь на уроках химии как средство формирования экологически... 1 42.09kb.
Урок как основная форма обучения в школе 1 16.82kb.
Организация работы над ошибками как средство развития орфографического... 1 204.15kb.
К наиболее существенным признакам дидактических технологий и технологий... 1 143.65kb.
Физическая культура 1 178.83kb.
Tvorchestvo Проблемная ситуация и задачи 1 92.01kb.
Технология реферирования предполагает прохождение следующих этапов 1 76.22kb.
«Учебная деятельность младших школьников как средство воспитания... 1 301.46kb.
Технология формирования информационной культуры личности в условиях... 1 63.43kb.
Педагогический совет по теме: сл. 1 «Воспитательный потенциал урока... 1 90.31kb.
Вот уже три года в Бубинской школе работает интеллектуально- компьютерный... 1 24.38kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Технология изучения музыкальных произведений крупной формы как средство развития - страница №1/1

Технология изучения музыкальных произведений крупной формы как средство развития творческой личности.

Важнейшая цель эстетического воспитания в школе - гармоничное развитие средствами музыки творческого потенциала каждого школьника, его эвристического мышления, познавательной деятельности; развитие в учащихся творческого начала, в чем бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе или в шефстве над первоклассниками.



Задачи:

  1. приблизить уровень музыкального образования в школе к современному уровню развития музыкального искусства за счёт освоения шедевров мировой и отечественной классики, включая наиболее развитые жанры и формы;

  2. интенсифицировать развитие музыкального, творческого мышления школьников;

  3. развивать самостоятельность интонационно-музыкального мышления;

  4. создавать приоритет творческого начала во всех формах общения ребёнка с музыкой;

  5. обогащать музыкально-творческий и познавательный опыт детей;

  6. расширять музыкальный кругозор через более глубокое проникновение в процесс музыкального творчества и содержание музыкальных произведений;

  7. формировать способности к продуктивному мышлению, воображению, фантазии, интуиции, музыкально-слуховым представлениям.

Основные принципы.

1.«Диалогизация». Диалог как вид сотрудничества создает новый тип познавательного развития, который характеризуется повышением уровня мотивации учебной деятельности, а главное - психическими новообразованиями личности учащихся: изменения памяти, мышления и речи. Совместные действия позволяют каждой стороне - и учителю, и учащемуся - выступить принципиально равными друг другу, а учебный процесс превратить в подлинный диалог, связанный с совершенствованием себя. Саморазвитие и самовоспитание здесь становятся неотъемлемой частью учебной деятельности.

2.«Проблематизация» означает создание условий для самостоятельного обнаружения и постижения учащимися познавательных задач и проблем. Учащийся оперирует фактическим материалом так, чтобы получить из него новую информацию. Педагог должен передавать не готовые знания, а методические рекомендации для их получения.

3.«Персонификация» - принцип организации личностно-ориентированного педагогического взаимодействия. Этот принцип требует большего самопринятия человека, отказа от ролевых масок и включения во взаимодействие таких элементов личностного опыта, как чувства, переживания, эмоции и сообразных им действий и поступков.

4. «Индивидуализация». Этот принцип означает выявление и взращивание в каждом учащемся индивидуально специфических элементов одарённости, разработку такого содержания и методов обучения, которые были бы адекватны возрастным и индивидуально-личностным особенностям всех воспитанников.

Музыкальная деятельность учащихся на уроке



ученик-композитор ученик-слушатель
ученик-исполнитель

Концепция реализуется в трёх методических подходах (по М.С. Красильниковой):



  1. Развитие музыкального мышления школьников.

- Метод «создания шедевров» направлен на постижение учащимися логики музыкальных композиций и возможность «сочинения» музыкальных произведений крупной формы, исходя из неё. Один из приёмов этого метода – моделирование. Приём моделирования позволяет самостоятельно выстраивать ход развития событий, предполагать дальнейшее взаимоотношение героев, сочинять конец истории или домысливать, чем же закончится. Часто он бывает правильным, «почти таким же, как задумал композитор». Дети непосредственно участвуют в творческом процессе размышления над проблемой, ищут и обсуждают различные варианты её решения, что подогревает интерес к произведению. Практикуется проведение нестандартных авторских уроков с использованием группового метода, уроков - исследований, игровых уроков, уроков-диспутов. Так же активно используются межпредметные связи с литературой, историей, мировой художественной культурой, изобразительным искусством.

На уроках в 1 классе при изучении тем «Легко ли стать музыкантом?», «На концерте» ребята знакомятся с темами экспозиции 4 части 5 симфонии Л. Бетховена. Они не догадываются, что это темы из одного произведения. Им предлагается выстроить темы логически друг за другом. Затем дети прослушивают экспозицию целиком. Они чувствуют себя настоящими композиторами, потому что у них получилось так же, как у Людвига Бетховена.

В 3 классе при изучении тем «Струнные смычковые инструменты», «С. С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» дети сочиняют темы героев сказки в стиле С.С. Прокофьева. Эта работа позволяет лучше усвоить стилевые особенности композитора, почувствовать себя творцами музыки, ближе познакомиться с инструментами симфонического оркестра. Затем ученики слушают симфоническую сказку «Петя и волк». Они понимают, что звучит «сочинённая» ими музыка, ощущают себя настоящими композиторами. Чтобы облегчить запоминание музыкальных тем, мы с учениками сочиняем текст. Например, на тему птички:

Чи-рик-чик, прыгаю на ветке, нет, не хочу сидеть я в клетке.

Чи-рик-чик-чик, пою я звонко, всем передаю привет!

на тему кошки:

Мяу, Мяу, Мяу, Мяу, Мяу, Мяу,

Рыжая я кошка. Я сижу в траве, за птичкой я гляжу.

Мяу, Мяу, Мяу, Мяу, Мяу, Мяу,

Подкрадусь немножко. Может прыгнуть? Нет, ещё я послежу.

В 4 классе при изучении тем «Музыкальная Австрия. Венские классики», «Знаменитая сороковая», «Симфонический оркестр» ребята знакомятся с сороковой симфонией В. Моцарта. Слушают заключительную тему экспозиции, выделяют зерно-интонацию и из этих трёх нот сочиняют всю симфонию.

Ребёнок по отдельным «несущим» элементам музыкальной формы в процессе размышлений, порождающего анализа, вокальной импровизации, графического и пластического моделирования воссоздаёт образно-тематическую ткань, драматургию и концепцию всего произведения.



Реализация этого метода опирается на жизненный и музыкальный опыт ребёнка, его воображение, интуицию и фантазию, и главное, ставит его в позицию исследователя, «первооткрывателя», обеспечивая эмоционально-личностное, творческое присвоение духовных богатств отечественного и мирового музыкального искусства.

- Метод порождающего анализа формирует у школьников способность проектировать, моделировать стратегию драматургического развития как «музыкальной истории» в целом, так и отдельных её «героев». Метод помогает перенести акцент с услышанного на моделирование последующего развития и не только на вербальном, но и на интонационно-звуковом уровне; активно включать в этот процесс способность ребёнка предчувствовать, предвосхищать события, на основе его интуиции и фантазии. Эффективность и результативность творческой деятельности достигается посредством активного применения современных образовательных технологий – использования ИКТ, проектного метода, компетентностно-ориентированного образования, в сочетании с использованием традиционных методик.

В 3 классе ребята изучают темы «М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки», «Что такое патриотизм?», «Русский национальный герой – Иван Сусанин», «Бег по кругу: рондо», «Какими бывают музыкальные интонации?» на примере оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». В III действии в сцене поляков и Ивана Сусанина они моделируют поведение героев, изменение тем- лейтмотивов.

При изучении тем в 7 классе «Каким бывает музыкальное содержание?», «Музыкальный образ» ребята знакомятся с оперой Д. Шостаковича «Катерина Измайлова». В процессе изучения учащиеся постоянно моделируют поведение героев, продумывают интонационное изменение тем-лейтмотивов. Перед изучением 9 картины (каторга) задаётся вопрос: «Что будет с героями дальше?» Ребята сочиняют свою историю. Практика показывает, что дети безошибочно отправляют Катерину с Сергеем на каторгу, точно описывают предательство Сергея, создают музыкальный материал, интонационно очень схожий с материалом Шостаковича. Придумывая музыкальный интонационно-звуковой материал, каждый ребёнок пропускает через себя данную жизненную ситуацию, окунается в её чувственную сферу, ставит себя на место героев. Это заставляет ребёнка быть активным участником урока, а не пассивным зрителем.

Взаимодействие различных сенсорных каналов ребёнка (зрение, слух, осязание) при постижении опер, симфоний и балетов обеспечивает удобство вхождения каждого ребёнка (визуала, аудиала, кинестета) в художественный мир произведения, эффективность усвоения, на первый взгляд, недоступного ему материала, комплексность развития сенсорно-чувственной сферы.



  1. Освоение симфонической музыки.

-Метод симфонической полмофонии (звучащая рука) позволяет исполнять школьникам симфоническую музыку. Мысленно обобщая («свёртывая») многоголосную музыкальную фактуру в мелодическую линию, дети в пластическом интонировании предают не только общий характер звучания, но и особенности звуковысотности, ритма, динамики, штрихов, тембров, фразировок и т.п.

Этот метод применяется при изучении 40 симфонии В. Моцарта в 4 классе, 5 симфонии Л. Бетховена в 1 классе, «Камаринской» М. Глинки во 2 классе (при изучении тем: «Ноты долгие и короткие», «Озорные частушки», «Мелодия – душа музыки»), «Богатырской симфонии» А. Бородина в 5 классе (при изучении тем «Сказочные герои в музыке», «Тема богатырей в музыке»).

Для ребёнка это увлекательная форма деятельности, позволяющая руководить развёрнутыми симфоническими полотнами не на уровне импровизации, а на уровне интерпретации. Для учителя – это уникальная возможность «заглянуть» в наиболее закрытую для него область восприятия детьми симфонической музыки, проанализировать глубину постижения музыки всеми детьми вместе и каждым в отдельности и при необходимости скорректировать понимание произведения.

- Метод симфонической полмографии (записывающая рука) создаёт возможность письменной фиксации школьниками музыкальных произведений крупной формы. Последовательный перенос движения «поющей» в воздухе руки на плоскость рождает графическую запись произведения.

В данной записи через линию, штрих, точку отражается не общее впечатление от музыки, а последовательное развитие-развёртывание музыкальной мысли. Эта запись позволяет быстро и просто фиксировать не только основные темы произведения, но и большие развёрнутые построения, вплоть до создания партитуры целой симфонии, помогает удерживать в памяти музыкальных произведений крупной формы, целиком, позволяя более детально вглядываться в музыкальное произведение: читать его от начала к концу и наоборот, останавливаться, петь вслух или про себя, пропевать с ускорением или замедлением…



3 Освоение оперной и балетной музыки.

- Метод действенного анализа направлен на обнаружение жизненных обстоятельств героев оперы, воссоздание по музыкально-интонационному языку их внешних и внутренних характеристик, включая жест, мимику, пластику. В процессе первоначального знакомства с музыкальным образом (в вокальной музыке - без слов) учащиеся пропевают мелодию, подбирают ключевые слова к его характеристике, осмысляют образ движением тела. При этом слово, движение не привносится извне учителем, а рождаются ребёнком из самой музыки, становясь действенным анализом образа. Широко применяются на уроках ролевые игры, мини-диспуты.

В 3 классе дети изучают темы «М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки», «Что такое патриотизм?», «Русский национальный герой – Иван Сусанин», «Бег по кругу: рондо», «Какими бывают музыкальные интонации?». Все они раскрываются на примере оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». В III действии ребята знакомятся с приёмным сыном И. Сусанина Ваней. Прослушав мелодию, выучив её вокализом, ребята по музыкально-интонационному языку определяют, что эту песню в опере может петь ребёнок, у которого что-то случилось, например, умерла мама. Также создаётся характеристика поляков во II действии на музыкальном материале польских танцев.

Рождение образа в движении, слове, пении вынуждает ребёнка глубже «вживаться» в музыку. Это обуславливает психологизм метода действенного анализа, органично соединяет глубину психологического анализа и анализа собственно средств музыкального языка, не исключая осмысления отдельных его элементов.

- Метод инсценировок позволяет на качественно новом уровне пережить уже знакомые фрагменты музыкальной истории. Этот метод я применяю в 6 классе. При изучении тем «Ритм», «Мелодия», «Гармония» ребята знакомятся с оперой А.П. Бородина «Князь Игорь» (изучив оперу до конца, ребята инсценируют в сокращении интродукцию, I и II действие); в 5 классе при изучении тем «Музыка рассказывает обо всём», «Древний союз», «Слово и музыка» дети инсценируют сцены из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин»; в 7 классе при изучении тем «Что такое музыкальная форма», «Музыкальная композиция», «Музыкальная драматургия» учащиеся исполняют фрагменты из оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского.

Процесс разыгрывания непростых ситуаций, «проживание» их знакомит детей с линией поведения людей разного социального положения, возраста, темперамента. Это самый творческий момент в деятельности учащихся. Всё это формирует собственную жизненную позицию ребёнка, а с другой стороны, учит «считывать» мотивацию поведения других людей.



Ребёнок выступает перед своими сверстниками или на сцене. После таких выступлений ребёнок не испытывает стресса и комплекса неполноценности.



Таким образом, системные методические подходы к музыкальному образованию, использование современных образовательных методов и приемов, является наиболее эффективной моделью для развития творческой личности в рамках общеобразовательной школы.