Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательная функция библиотеки и формирование информационной... 1 120.43kb.
Дидактические основы формирования информационной культуры личности 1 87.61kb.
Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры... 1 95.79kb.
Гендина Н. И. Формирование информационно культуры личности: идеи... 1 210.92kb.
«основы информационной культуры личности» 1 323.92kb.
Мбоу дод «сюн» «Современная концепция формирования и развития экологической... 1 72.5kb.
Гендина, Н. И. Деятельность учителей и школьных библиотекарей по... 1 131.61kb.
Развитие речевых способностей, воспитание языковой культуры учащихся... 1 52.45kb.
Урок как основная форма обучения в школе 1 16.82kb.
Межпредметная связь на уроках химии как средство формирования экологически... 1 42.09kb.
«Основы правовых знаний» в 9 классе 1 48.74kb.
А. Е. Личко. Психопатии и акцентуации характера у подростков 24 3513.98kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки - страница №1/1

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ
Стародубова Г.А., Уленко Ю.В.
Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. Технология формирования информационной культуры личности в условиях современной библиотеки (2001).

Проблема подготовки грамотных пользователей информации была актуальна всегда, но не имела такого значения, которое она приобретает в XXI в., в обществе, доминантами развития которого являются знания и информация. Становление информационного общества требует информационной подготовки и уровня информационной культуры личности, адекватной возросшему социальному значению информации и ее объему, интенсивному и массовому внедрению информационных и коммуникационных технологий. Информационная культура является не только условием самореализации личности, но и экономического, социального развития информационного общества. Программа ЮНЕСКО "Информация для всех" ориентируя международное сообщество на решение глобальных целей, связанных с построением информационного общества, выделяет в их числе повышение информационной культуры личности. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования, обеспечивающего повышение информационной культуры в обществе вообще и отдельной личности в частности. Важная роль в решении этой проблемы отводится библиотекам, которые всегда занимались, как свидетельствует история, специальной подготовкой своих читателей. Эта деятельность библиотеки была изначально связана с пропагандой среди читателей библиотечно-библиографических знаний. Наряду с библиотечно-библиографическими знаниями в центре внимания библиотек находились вопросы формирования умений рациональной работы с книгой и культуры чтения. С появлением новых информационных технологий библиотеки начинают уделять внимание формированию умений, связанных с использованием компьютерных технологий при поиске информации.

Изучению опыта работы отечественных библиотек по формированию информационной культуры личности было посвящено специальное комплексное исследование, проведенное на факультете информационных технологий Кемеровской государственной академии культуры и искусств в 2000-2004 гг. Оно включало анкетный опрос библиотекарей Кузбасса, анализ планов и отчетов работы библиотек региона за последние 5 лет и изучение отражения в профессиональном потоке документов деятельности библиотек других регионов по обучению пользователей информации. Выявление форм и методов работы, используемых в работе библиотек по формированию информационной культуры личности, осуществлялось на основе анализа публикаций в таких профессиональных журналах, как "Библиотека", "Библиография", "Библиотековедение", "Научно-технические библиотеки", "Научно-техническая информация. Сер.1", "Мир библиографии", "Школьная библиотека", "Библиотека в школе", "Библиотечный вестник", а также материалы международных научных конференций по библиотечному делу и информационной культуре.

Следует отметить, что определенные затруднения в отборе публикаций из названных изданий были связаны с неустоявшейся терминологией в данной предметной области, существующим терминологическим "разноголосием" в интерпретации этой деятельности, в частности, имеющей место в практике работы библиотек подмене понятия "информационная культура" различными понятиями такими как "информационная грамотность", "компьютерная грамотность", "библиотечная грамотность", "библиотечно-библиографические знания". Между тем, каждое из этих понятий затрагивает ту или иную сторону понятия "информационная культура". С учетом этого первый этап исследования заключался в отборе из названных источников документов, публикаций, отражающих опыт работы библиотек по формированию информационной культуры личности в различных его проявлениях. Второй этап предполагал выделение из текстов отобранных документов элементов фактографической информации, характеризующей следующие реквизиты проведенных мероприятий по формированию информационной культуры пользователей: город и название информационно-библиотечного учреждения, вид мероприятия, форма проводимых занятий, особенности контингента обучаемых, наличие методического материала.

Исследование показало, что работа библиотек по формированию информационной культуры личности весьма слабо отражена в профессиональной печати, хотя опыт библиотек в этой сфере деятельности весьма значителен. По количеству публикаций в данной сфере лидирует журнал "Библиотека(рь)" - 44% публикаций. Статьи в данном периодическом издании, чаще всего носящие публицистический характер, как правило, содержат описание практического опыта без его анализа и обобщения с различных точек зрения, в том числе в зависимости от контингента обучающихся, типа библиотеки, ее материально технической базы и т.д. На остальные издания приходится 56% статей. Следует отметить, что научные статьи имеют, как правило, постановочный или дискуссионный характер и редко содержат практические рекомендации по организации деятельности, связанной с формированием информационной культуры личности в условиях библиотеки.

В публикациях главным образом представлен опыт работы городских библиотек из разных регионов России.

Анализ публикаций свидетельствует, что и сегодня работа библиотек в значительной мере направлена на формирование библиотечно-библиографических знаний: правила пользования каталогом (как традиционным, так и электронным), составление библиографических списков литературы к рефератам и курсовым работам, использование справочной литературы. Отдельное направление этой работы в современных условиях составляет формирование знаний пользователей в области новых информационных технологий. Тематическая структура таких занятий весьма разнородна. Она варьируется от обучения владению пользоваться компьютером до аналитических процедур, связанных с тематическим поиском в Интернет.

Формирование информационной культуры пользователей в условиях библиотеки осуществляется, как правило, в форме уроков, консультаций, экскурсий и игр, что позволяет сделать вывод о существенной ограниченности и однообразии используемых форм и методов работы. Как свидетельствуют публикации, работа в данном направлении ведется в школьных, детских, юношеских, публичных библиотеках, а также в библиотеках высших учебных заведений. Соответственно основной контингент обучающихся составляют школьники и студенты.

С этими данными совпадают и результаты анкетного опроса библиотекарей на областных курсах повышения квалификации (г. Кемерово), анализа планов и отчетов о работе библиотек региона. В практике работы библиотек региона используются те же самые формы и методы формирования информационной культуры (библиотечные уроки, беседы, консультации, экскурсии лекции, обзоры, игры), при доминировании библиотечных уроков, бесед, экскурсий.

В детских библиотеках особое внимание уделяется активным формам работы. Здесь используются викторины, конкурсы, КВН, игры-путешествия, турниры, рулетка. Однако практика показывает что, они, как правило, используются главным образом в режиме итогового занятия или мероприятия развлекательного характера (а не обучающего, познавательного).

То обстоятельство, что методы и формы работы при переходе от возраста к возрасту не претерпевают необходимых изменений, отнюдь не способствуют действенности усилий библиотекаря. Большинство опрошенных нами библиотекарей, не удовлетворены работой своей библиотеки. Беспокойство практиков вызывает следующее: эпизодический характер деятельности библиотеки в данном направлении, отсутствие планирования, недостаточное разнообразие форм и методов работы библиотеки и устаревшие методики, отсутствие целостности и преемственности в работе с разными группами пользователей.

Методическими материалами обеспечены в основном занятия по обучению компьютерной грамотности. Содержание и структура занятий по формированию информационной культуры пользователей библиотек определяются, как правило, личным практическим опытом и уровнем знаний обучающих. Разрозненность усилий в этом направлении различных библиотек усугубляет сложившуюся ситуацию.



В целом можно сделать следующие выводы:

  1. Библиотеками осознана общественная потребность и социальная значимость деятельности по формированию информационной культуры личности. При отсутствии четкой государственной политики в сфере информационного образования, специально подготовленных кадров, недостаточной концептуальной разработанности теории информационной культуры, дефиците методических разработок библиотеки, тем не менее, приступили к деятельности по повышению уровня информационной культуры читателей.

  2. Реализуемая на инициативной основе деятельность, за счет усилий отдельных энтузиастов, не имеет системного характера; содержание работы по этому направлению не входит в состав показателей, характеризующих работу библиотеки. Проводимые занятия носят чисто прикладной характер, не формируют целостного представления о сложном и многозначном феномене информационной культуры, ядром которого являются знания и умения, связанные со смысловой (семантической) обработкой информации. В результате не формируется информационное мировоззрение личности, разрозненные знания не позволяют обучаемым эффективно использовать накопленные в обществе информационные ресурсы.

  3. Кардинальное улучшение деятельности библиотек по формированию информационной культуры читателей требует, прежде всего, государственного подхода: перехода от эпизодической, несистемной работы к деятельности в рамках специальной государственной программы, предусматривающей подготовку кадров, решение проблем координации работы библиотек и образовательных учреждений, разработку методического обеспечения, создания необходимой материальной базы.

Успех деятельности библиотекаря во многом зависит от профессионально грамотного выбора форм и методов, адекватных и осваиваемой теме, и группе обучаемых. При этом библиотекарю важно иметь представление не только о конкретных формах, методах, средствах, но и учитывать тенденции в развитии современных обучающих технологий.