Технологии обучения и воспитания детей - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Игровые интенсивные технологии обучения 2 360.21kb.
Лекция №1 от 22. 01. 03. Педагогика п наука о законах и закономерностях... 1 217.21kb.
Педагогика Глава Педагогика как наука 3 691.93kb.
Познавательно-речевое и социально-личностное развитие 1 60.52kb.
Государство уделяет большое внимание устройству детей-сирот и детей... 1 93.38kb.
Урок-это основная организационная форма обучения в школе. Он является... 1 91.76kb.
Родительское собрание 1 кл. Умный ребенок – прилежный ребенок. 1 53.82kb.
Программа воспитания и обучения в детском саду 1 109.66kb.
В настоящее время, когда Россия переживает глубокий кризис в социальной... 1 72.35kb.
Кастовость наложила специфический отпечаток на развитие воспитания... 1 21.93kb.
Программа экологического воспитания учащихся моусош №2 на 2006-2007... 1 59.4kb.
Духовно нравственное воспитание и художественно эстетическое образование 1 53.42kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Технологии обучения и воспитания детей - страница №1/5

Технологии обучения и воспитания детей


Создание условий для развития способностей личности является приоритетным направлением государственной политики. Внедрение в практику новых технологий позволит решить ряд задач в этом направлении.

Учебный и воспитательный процессы – это практическая реализация модели обучения и воспитания, где ведущее значение отводится педагогическим технологиям.

В практику теория внедряется с помощью технологии. Технология – это и способ, и результат внедрения научных достижений. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно они уступают место «коллективному мастерству», концентрированным выражением которого и является технология.

Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путём учёта человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех. Специфика педагогической технологии в том, что учебный процесс гарантирует достижение поставленных ею образовательных целей.

Выбирая технологию, следует провести её предварительную экспертизу, установить пригодность для решения ваших задач в ваших условиях. Ведь с помощью новой технологии вы надеетесь получить обещанный прирост эффективности учено-воспитательного процесса. Без специальной подготовки провести экспертизу невозможно.

Технологий предлагается много – хороших и разных. Не всегда удаётся обеспечить процедуру экспертизы и аттестации технологии. Чтобы свести к минимуму риск ошибки и выбрать ту, что вам нужна:


  • постарайтесь понять прежде всего идеологию технологии. Определите социальную группу, которую она призвана обслуживать. Для элитарных учебных заведений и для простых школ одинаковые технологии не подойдут;

  • чётко определитесь с тем, что вы будете заимствовать – технологию целиком или понравившиеся вам элементы. Обычно технология составлена так, что эффект достигается только при полной реализации всего комплекса действий и в определённых условиях. Элементы помогают мало;

  • взвесьте свои возможности. Сопоставьте их с тем, что требуется для должной реализации технологии. Обычно сопоставление желаемого и действительного служит хорошим охлаждающим душем. Уповать на то, что всё со временем утрясётся, станет как нужно, не стоит. Обычно всё скорее ухудшается, чем само собой улучшается;

  • технологию реализуют учителя. И тут возникает целый букет «если». Если они имеют необходимую подготовку, если хотят и умеют работать именно так, как нужно по технологии, если способны к перестройке взаимоотношений с детьми, если согласны пожертвовать своим временем для овладения новыми подходами, если…

Обычно подготовка команды, персонала – важнейшая часть технологической перестройки, требующая затрат; а потому взвесьте, что вы затратите и что получите.

Технология обучения должна:

  • обеспечить безусловную реализацию целей обучения с наивысшей эффективностью;

  • быть посильной для осуществления в любом учебном заведении любым педагогом;

  • психологической сущностью новых технологий обучения должно стать планирование учебного процесса «от ученика», то есть психологически ориентированное обучение.



Краткая характеристика технологий учебно-воспитательного процесса


Названия технологий

Целевые установки и средства достижения целей

Литература

Технология вероятностного образования

(для начальной школы)

Формирование авторской позиции ребёнка в культуре, помощь ребёнку в обретении способности заявить себя в мире культуры и вести диалог с культурой, развитие потребности самореализации, формирование письма у школьников как авторского самовыражения. Это достигается посредством особых уроков: урок-событие, урок-акт культуры; особой атмосферы занятий; восприятия ошибки как нормы; безотметочного обучения; культа черновика и т.п.

Лобок А.

Вероятностное образование: екатеринбургский вариант.


Школьные технологии. 1997. № 3

Технология вальдорфской школы

Воспитание целостной личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях; развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия. Перечисленные цели достигаются за счёт педагогики отношений, а не требований; метода погружения, индивидуализация; обучения без учебников; коллективного познавательного; отрицания отметки; свободы выбора и др.

Гейдебрандт К.

Учебный план свободной вальдорфской школы. Частная школа. 1997. № 2.

Штейнер Р.

Методика обучения и предпосылки воспитания М., Пасифаль.1994.



Вузовская технология обучения в школе

Усвоение программных знаний и умений и подготовка к поступлению в высшее учебное заведение. В основе лежит лекционно-семинарская организация обучения, используется зачётная система учёта знаний.

Левитес Д

Современные образовательные технологии. Новосибирск, 1999.



Дальтон технология

Усвоение знаний и способов деятельности, формирование общеучебных умений, воспитание ответственности и самостоятельности, развитие коммуникативных способностей. Цели достигаются посредством обеспечения свободного самоопределения учащихся на деятельность, их самостоятельности и сотрудничества с соучениками.

Загуменнов Ю. Личностно-ориентированная технология Дальтон. МН., АСАР, 1998.

Шамова Т. Дальтон технология. Завуч. 2001. № 1.



Технология диалога культур

Усвоение знаний межкультурного характера, разнообразных смысловых спектров и способов деятельности; формирование диалогического сознания, освобождение его от плоского рационализма с помощью создания ситуаций диалога; проявление точек удивления, загадок бытия (слова, числа, явлений природы, Я-сознания, моментов истории); игровых ситуаций; специальных уроков-диалогов.

Школа диалога культур. Кемерово, 1993.

Селеменов С. Школа диалога культур. Школьные технологии. 1996. № 3



Интегральная технология

Усвоение учащимися содержания учебных программ, развитие творческих способностей, развитие интеллектуальных, коммуникативных, информационных и управленческих компетенций; формирование критичности мышления. Цели достигаются на основе сочетания технологического подхода к проектированию и осуществлению учебно-воспитательного процесса и организации на уроке развивающих образовательных ситуаций.

Гузеев В.

Интегральная образовательная технология М. 1999.

Запрудский Н. Технологический подход к учебному процессу.

Фізіка: праблемы выкладання. 1998.

№ 1, 2.


Технология индивидуализации обучения

Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка и его способностей; выполнение учебных программ каждым учащимся; формирование общеучебных умений и навыков; улучшение учебной мотивации и развитие познавательного интереса; формирование самостоятельности, трудолюбия, творчества посредством индивидуальных учебных заданий; руководства индивидуальной самостоятельной работой учащихся, выбора уровня сложности заданий учащимися, работы в парах сменного состава и др.

Границкая А.

Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. М., 1991.

Унт И.

Индивидуализация идифференциация обучения. М., 1990.



Технология коллективной мыслительной деятельности

Развитие потребностей и способностей человека на основе проблемных ситуаций, разрешение которых осуществляется в четыре такта: ввод в ситуацию, работа по микрогруппам, обсуждение, защита позиций, определение новой проблемы.

Левис Д.

Современные образовательные технологии. Новосибирск, 1999.



Технология коллективного способа обучения

Усвоение знаний, умений и навыков, развитие коммуникативных качеств личности достигаются взаимообучением школьников, поабзацной проработкой текстов, обмена мнениями и др.

Дьяченко В.

Новая дидактика. М., 2000.



Компьютерная (информационная) технология

Усвоение знаний, овладение учебными умениями и навыками, способами умственной деятельности, специальными умениями по работе с информацией. Цели достигаются посредством исполнения компьютером многих функций учителя – функций рабочего инструмента, объекта обучения, досуговой среды, сотрудничающего коллектива.

Новые педагогические и информационные технологии в средней школе. М., 1999.

Технология концентрирован

ного обучения

Овладение учебным материалом и способами деятельности на повышенном и углубленном уровнях. Средства достижения целей: объединение уроков в блоки, сокращение числа параллельно изучаемых предметов в течение учебного дня, недели, погружения учащихся в учебный материал.

Ибрагимов Г.

К вопросу о технологии концентрированного обучения. Специальный лист. 1995. № 1.

Левис Д.

Современные образовательные технологии. Новосибирск, 1999.



Технология оперативного обучения

Усвоение учебного материала; развитие коммуникативных способностей; формирование активности и интереса учащихся к познавательной деятельности. Цели достигаются путём совместного решения учащимися учебных проблем, создания проектов, взаимообучения.

Новые педагогические и информационные технологии в средней школе. М., 1999.

Технология критического мышления

Усвоение учебного материала; развитие критического мышления, творческих способностей учащихся. Реализуется по трёхэтапной схеме: 1) вызов, 2) реализация, 3) рефлексия.

Шамова Т.И.

Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М., 2000.



Модульная технология

Усвоение учебного материала; развитие умений самоконтроля; формирование коммуникативных способностей. В основе лежат самостоятельная и парная деятельности учащихся по освоению учебного материала, представленного в модульной программе, в соответствии с индивидуальным темпом работы обучаемых; самоконтроль и коррекция знаний и умений учащихся; рефлексия их деятельности и т.п.

Юцявичене П.

Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.

Слесарь И.

Модульная технология обучения. Фізіка: праблемы выкладання.

1998. № 1.


Технология педагогических мастерских

Саморазвитие; осознание учащимися самих себя и своего места в мире, закономерностей мира, в котором они живут, перспектив своего будущего; освоение самоуправлением личности; овладение знаниями и способами умственной деятельности. Цели достигаются посредством осуществления алгоритма поисковой деятельности учащихся, который в обобщённом виде выглядит так: проблематизация; индивидуальный поиск; работа в парах, работа в четвёрках; представление результатов работы всему классу; обсуждение работы.

Окунев А.

Как учить не уча. СПб, 1996.

Белова Н.

Урок-мастерская: приглашение к поиску. Частная школа.

1997. № 1


Технология полного усвоения

Усвоение знаний, овладение умениями и навыками посредством такой организации работы в классе, когда каждый ученик имеет столько учебного времени, сколько ему потребуется для полного усвоения данного материала.

Кларин М.

Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.

М., 1994.


Технология проблемно-модульного обучения

Обеспечение мобильности знания; формирование у школьников гибкости метода, критичности мышления. Цели достигаются путём сжатия учебной информации, построения учебных модулей, проблемности обучения на основе использования гносеологических, методических и учебных ошибок.

Чошанов М.А.

Гибкая технология проблемно-модульного обучения.

М., 1996.


Технология программированного обучения

Овладение знаниями, умениями и навыками, которое достигается путём эффективного управления индивидуальной работой учащихся (машинного или безмашинного); использования обратной связи, позволяющей корректировать деятельность учащихся.

Беспалько В. П Программированное обучение. М., 1971.

Новые педагогические и информационные технологии в средней школе.

М. 1999.


Технология проектного обучения

Получение углубленных знаний по отдельным темам; формирование общеучебных умений учащихся; развитие творческой самостоятельности; формирование интереса к учебной деятельности, что достигается на основе целенаправленной, управляемой деятельности учащихся по изучению той или иной проблемы, которая осуществляется в несколько этапов:1) определение темы и цели проекта, 2) планирование работы, 3) сбор необходимой информации, 4) анализ информации, 5) представление и оценка результатов.

Гузев В.

Образовательная технология: от приёма до философии. М., 1996.

Новые педагогические и информационные технологии в средней школе. М. 1999.


Технология развивающего обучения

(по В.В. Давыдову)

Формирование теоретического сознания и мышления; передача детям не столько знания, сколько способов умственной деятельности; воспроизведение в учебной деятельности учащихся логики научного познания. Цели достигаются на основе целенаправленной учебной деятельности учащихся, проблематизации знаний, метода учебных задач, коллективно-распределенной деятельности, иного характера оценивания.

Давыдов В.В.

Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.



Технология самоопределения

Развитие личности к наивысшему индивидуальному потенциалу; формирование способ умственной деятельности, эстетических и нравственных качеств, практических действий. В основе лежит погружение в предмет, отсутствие балльной системы оценивания, завершение учебного года творческими экзаменами.

Школа самоопределения: первый шаг. Часть 1 и 2. М..1991.

Шаг второй. М., 1994.



Технология саморазвивающего обучения

Формирование самосовершенствующего человека; формирование самоуправляющих механизмов личности; воспитание доминанты саморазвития; формирование индивидуального стиля учебной деятельности. Цели достигаются за счёт переноса акцента с преподавания на учение, взаимосогласованного просвещения учеников и родителей, самообразования учащихся и др.

Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. Ярославль: ИПК, 1996.

Технология саморазвития

(М. Монтессори - для начальной школы.)

Всестороннее развитие, воспитание самостоятельности; соединение в сознании ребёнка предметного мира и мыслительной деятельности; формирование способов умственной и практической деятельности. Достижение целей становится возможным на основе свободы детей, погружения в предмет, отсутствия заданий учащимся, самостоятельного поиска, безурочного и безотметочного обучения и др.

Корнетов Г.

Метод Монтессори. Частная школа. 1995,

№ 4.


Технология обучения в школе

С. Френе

Всестороннее воспитание; развитие способов умственной деятельности; формирование знаний, умений и навыков; формирование способов трудовой и практической деятельности. Цели достигаются при использовании метода проектов, самоуправления детей, культа информации, самостоятельного планирования работы детьми, культа труда и здоровья.

Степихова В.

Педагога Френе в Швейцарии. Частная школа. 1995, № 3.



Технология обучения как учебного исследования

Формирование у обучаемых процедур учебного исследования, подготовка к последующей исследовательской деятельности. Основой является использование и усвоение учащимися следующих процедур: знакомство с литературой, выявление проблем, формулировка проблем, прояснение неясных вопросов, формулировка гипотезы, планирование учебных действий, сбор данных, анализ и синтез данных, выводы, обобщение, оформление и представление результатов, переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы.

Кларин М.В.

Инновации в мировой педагогике. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1995.



Технология уровневой дифференциации

Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей; адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся; обеспечение овладения знаниями, умениями и навыками; развитие способов умственной деятельности. Основа для достижения целей: система внешней и внутриклассной (дидактической) дифференциации обучения.

Унт И.

Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.



Технология «Шаг за шагом» (для начальной школы)

Учить делать выбор; отдавать отчёт своим действиям; влиять на процесс своего обучения; руководствоваться демократическими принципами; совершенствовать свои знания на протяжении всей жизни. Перечисленные цели достигаются за счёт организации ситуаций, в которых учащиеся овладевают культурой общения, социальными навыками, объединения усилий семьи и школы.

Уолш Кейт

Создание классов ориентации на ребёнка: Практическое пособие. МН.,2001.

Создание классов для 8-10 летних детей: Практическое пособие. Мн., 2002.


следующая страница >>