Тарасова Л. Д. учитель нач кл. Вкк моу танцырейская сош борисоглебский район Воронежская область Проектно – исследовательская деятел - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Проектно-исследовательская работа учащаяся 7 класса 1 225.84kb.
Долгова С. Л. учитель географии моу сош №289 Заозерск Мурманская... 1 87.33kb.
Уч г. Исследование, исследовательское поведение 1 223.2kb.
Урок русского языка в 11 классе (Проектно исследовательская деятельность... 1 90.43kb.
Моу средне-Муйская сош, Усть -удинский район, Иркутская область. 1 140.73kb.
Из опыта работы учителя немецкого языка моу «сош с углубленным изучением... 2 395.44kb.
Программа курса составлена 1 53.71kb.
Публичный доклад директора моу «сош №1» с п. В. Куркужин по результатам... 4 699.89kb.
Публичный доклад дивеев-усадской средней общеобразовательной школы 7 1008.84kb.
Сети Интернет через ресурсы моу «сош №1» (далее Школа) учащимися... 1 84.79kb.
Моу «Солонцинская сош» крещение. Час доброты. Классный час в 1,3... 1 67.71kb.
Учебник для молодых людей, озадаченных и измученных странностями... 6 1011.23kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Тарасова Л. Д. учитель нач кл. Вкк моу танцырейская сош борисоглебский район Воронежская - страница №1/1

Тарасова Л.Д.

учитель нач. кл. ВКК

МОУ Танцырейская СОШ

Борисоглебский район

Воронежская область
Проектно – исследовательская деятельность в объединённых

классах малокомплектной сельской школы.
Долгое время в советской и российской школе преобладала технология классно – урочной системы. Основой такого обучения была передача знаний, умений и навыков подрастающему поколению. А вот умению применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, школьников не учили.

Изменения, происходящие в обществе, требуют новых способов образования, новых педагогических технологий, которые способствуют развитию личности, творческой инициативы, формируют у учащихся умения ставить и решать задачи. В современных условиях особое значение приобретают умения находить необходимую информацию в огромных информационных потоках, целесообразно её использовать, анализировать, выдвигать гипотезы, делать сообщения, умозаключения и т. п.

Данную проблему позволяет решать система развивающего обучения, которая сейчас взята на вооружение многими педагогами. Но в рамках урока нашим детям – ученикам объединённых классов сельской малокомплектной школы не всегда удаётся показать многогранность своей личности, все свои таланты и способности, особенно, если ребёнок стеснителен, замкнут. И тут помогает проектно – исследовательская деятельность во внеурочное время, которая формирует у учащихся познавательную активность, развивает логическое мышление, творческие способности, расширяет кругозор и, возможно самое главное, - способствует приобретению навыков коммуникативного общения и публичного выступления перед аудиторией. Опыт такой работы помогает социальной адаптации школьника в среде сверстников, позволяет почувствовать собственную значимость.

Немаловажную роль в организации и выполнении исследовательской деятельности учащихся младших классов играет учитель. Главное, чтобы работа была нацелена не на результат, а на процесс. Важно заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, ввести в проблемную ситуацию, доступную для понимания.

В своей педагогической деятельности я часто использую индивидуальную и групповую исследовательскую деятельность во внеурочное время. Каждый участник исследования выполняет в своей группе посильную и интересную для него работу.

Остановлюсь на некоторых из них.

Например, была проведена проектно-исследовательская работа на тему: «Словарные слова русского языка». Ребята искали в толковых словарях значение слова, подбирали загадки, пословицы, поговорки с этим словом и рисовали рисунки. Работа была интересна и посильна каждому участнику исследования. Поработав таким образом над словарным словом, ученик осознанно и надолго запоминает слово, его значение и написание.

Другая исследовательская работа была посвящена лекарственным растениям родного края. Начиналась она с экскурсии. Использование растений с лечебной целью известно с глубокой древности. Знания, практический опыт, накопленные человеком, дошли до наших дней. Сведения сохранились не только в живой передаче из поколения в поколение, но и накапливались в рукописях и печатной литературе. Поэтому ребята искали информацию о лекарственных растениях как в книгах, так и просили поделиться опытом своих мам и бабушек. Каждый ребёнок собрал много интересных и полезных рецептов, где использовались растения нашего края. По итогам данной исследовательской работы была создана (напечатана) книга «Помощь рядом» о лекарственных растениях с рисунками и характеристикой, а так же способы применение его в народной медицине.

Особенность исследовательской работы «Наши деды и прадеды в годы Великой Отечественной войны» заключалась в том, что изучать события детям предлагалось на истории жизни их семей. Такая работа предусматривала изучение событий войны, знакомство с наградами участников войны; развитие творческих способностей детей и умение пользоваться разными источниками информации; воспитание чувства гордости за свою Родину, за свою семью. Данная исследовательская работа позволила привлечь к творчеству ребят их родителей, бабушек и дедушек, дала возможность по-новому взглянуть на старшее поколение своей семьи, гордиться ими.

Работая вот уже несколько лет в условиях малокомплектной школы, приходится организовывать учебный процесс таким образом, чтобы изучаемые в разных классах темы уроков перекликались, были близки по содержанию. Так как построение учебного материала носит циклический характер, это позволяет учителю планировать и проводить однотемные уроки и внеурочные мероприятия, организовывать совместную проектно – исследовательскую деятельность.

Особенно интересны для детей младшего школьного возраста исследовательские работы на экспериментальные темы. Они дают возможность наглядно, в результате проведения опытов, наблюдать за происходящими изменениями. Так в 1 классе по программе А.А.Плешакова есть уроки на темы: «Что растёт на подоконнике?» и «Как живут растения?», а в 3 классе целый ряд уроков, посвящённых растениям.

Учащимися 1-го и 3-го классов во внеурочное время была проведена исследовательская работа на экспериментальную тему: (Слайд 1.)

«Влияние света, воды, тепла и воздуха на рост и развитие комнатных растений».

Цель этой работы: Выяснить, каким образом влияют на рост и развитие комнатных растений свет, вода, тепло и воздух.

Задачи: На примере проведённых опытов и наблюдений доказать, что для полноценного роста и развития комнатных растений необходимы свет, вода, тепло и воздух одновременно. (Слайд 2.)

Гипотеза: Предположим, что при отсутствии одного из условий растения будут плохо расти, болеть, а, возможно, и погибнут.

(Свои предположения дети изобразили в виде рисунков. Какими они видят будущее своих растений.) (Слайд 3.)



Организация исследования или план работы:

  1. Выбрать комнатное растение для исследования.

  2. Найти в справочниках, энциклопедиях, в интернете сведения о выбранных растениях.

  3. Провести опыты в группах:

I группа – наблюдает за комнатным растением лишённым воздуха; (Слайд 4.)

(Сенполия (фиалка). Семейство геснериевых. Родина – Узамбарские горы Африки. Отличаются разнообразием окраски цветков и листьев.

Советы по уходу: температура – умеренная; освещение – яркий свет, без прямых солнечных лучей; полив – по мере подсыхания, земля должна быть влажной, но не залитой.

Сенполии любят влажный воздух.)

II группа – наблюдает за комнатным растением лишённым воды; (Слайд 5.)

(Молочай гребенчатый. Родина – Мадагаскар. По внешнему виду напоминает пальму. Листья удлинённые, цельные, тёмно-зелёные. Стебель толстый, состоит из 4-5 рёбер. По мере роста стебля листья опадают, а молодые отрастают только на макушке. Цветёт невзрачно. Размножается только семенами.)

III группа – наблюдает за комнатным растением лишённым света; (Слайд 6.)

(Эухарис (Амазонская лилия). Это декоративное луковичное растение. Родина – тропики Южной Америки. Листья крупные, широкие, тёмно-зелёные, блестящие. Эухарис цветёт один, а иногда и два раза в год. Цветы крупные, до 10 см диаметром, похожие на нарцисс. Растение теплолюбиво. Увлажнять надо редко, но обильно. Освещение – яркий свет. Влажность воздуха умеренная.)

IV группа – наблюдает за комнатным растением лишённым тепла. (Слайд 7.)

(Каллизия изящная. Родина – тропические районы Центральной Америки. Это многолетнее травянистое растение с ползучими приподнимающимися стеблями. Листья яйцевидные, 2 см длиной, 0,5-1см шириной, сверху бархатисто-зелёные, снизу фиолетово-зелёные или фиолетовые. Любит полутень или яркий рассеянный свет. Хорошо переносит недостаточную влажность воздуха. Почва должна быть равномерно влажной.)



  1. Фиксировать через каждые 10 дней происходящие изменения. (Слайд 8.)

В результате проведённых опытов и наблюдений (которые длились около 30 дней) ребята пришли к выводу, что для полноценного роста и развития комнатных растений необходимы воздух, вода, тепло и свет одновременно.

Учащиеся сделали вывод: «Будем правильно ухаживать за комнатными растениями, чтобы наш класс был цветущим садом в любое время года!» (Слайд 9.)

Итоги исследовательской работы были подведены в виде презентации.

Сейчас в классе растут более 60 комнатных растений, за которыми ребята с удовольствием ухаживают. Исследовательская работа, посвящённая комнатным растениям, не прошла бесследно. Дети и дома у себя развели комнатные растения. Многие из них принесли в школу фотографии со своими любимыми комнатными растениями и написали о них мини-сочинения. (Слайд 10.)

( «Дома у меня растёт прекрасный цветок. Его называют «зигокактус» или в народе «декабрист». Его стебли состоят из плоских члеников. Этот цветок принёс мне сюрприз к Новому году. За две недели я увидела маленькие бутончики. А к Новому году он расцвёл ярко-розовыми цветами, которые напоминают украшенную ёлку. Очень мне нравится мой цветок! С ним я сфотографировалась у новогодней ёлки.» Пирожкова Алина. 3кл.

« Тропическое растение – Антуриум. Оно отличается исключительной красотой цветков, пышностью и нарядностью. Стоит бросить один взгляд на цветок и сразу поднимается настроение. На улице снег и мороз, а в доме яркая зелень и цветы. К каждому растению, как и к каждому человеку, нужен свой подход. Тогда и комнатное растение будет радовать нас круглый год своей дивной красотой. » Кремнев Алёша. 3кл.

« У нас дома много цветов. Я люблю помогать маме сажать и поливать их. У меня в комнате есть только одно растение. У него полосатые листья. Оно никогда не цветёт. Я не знаю его название, но оно мне очень нравится.» Белова Настя. 1кл.)



Подобные исследовательские работы, доступные для учеников младших классов, позволяют достичь следующих результатов:

  1. Сплачивается коллектив, который видит результаты своего труда.

  2. Ученики овладевают культурой делового сотрудничества.

  3. Развиваются индивидуальные познавательные способности.

  4. Каждый участник обучается исследовательским навыкам.

  5. Формируется способность к самообучению, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.

  6. Развиваются коммуникативные навыки.

  7. Привлекаются к сотрудничеству родители.

Таким образом, метод проектно – исследовательской деятельности способствует формированию самостоятельности познавательной деятельности младших школьников.