Таблицы для планирования «кухарками» ивсеми желающими государственного бюджета в условиях пролетарского социализма, отчасти пояснени - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методология планирования доходов Федерального бюджета 1 30.25kb.
Фундаментальный анализ мировых валютных рынков 6 1086.01kb.
V. Разработка бюджета компании Виды бюджетов 2 504.49kb.
3 Содержание, задачи и методы бюджетного планирования. Основные этапы... 1 15.83kb.
Тема: «Униженность и бесправие» 1 78.29kb.
Лекция Диагностика кризисного состояния бюджета. Обобщенная модель... 1 82.88kb.
Фальсификация 29 3553.05kb.
Мониторинг и качество образования в условиях перехода Единого государственного... 3 987.43kb.
Вопросы к экзамену «Теория финансов» 1 16.77kb.
14. Содержание и взаимосвязь функций планирования, организации, мотивации... 1 415.45kb.
Главный источник доходов государственного бюджета налоги 1 31.3kb.
Трудовое становление личности глухого ребёнка является фундаментальной... 1 87.95kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
Таблицы для планирования «кухарками» ивсеми желающими государственного бюджета в - страница №1/1

В помощь «кухаркам»,

желающим заниматься нелегким делом

планирования государственного бюджета

в условиях пролетарского социализма




1. Общая часть
Данная статья является отчасти основанием, на котором были разработаны таблицы для планирования «кухарками» и всеми желающими государственного бюджета в условиях пролетарского социализма, отчасти – пояснением к этим таблицам. Она не была возможной до тех пор, пока автор не рассмотрел критически кругооборот общественного капитала, проанализированный некогда Марксом во 2-ом томе «Капитала». Именно в зависимости от этого оборота (см. лист 3 таблиц) выясняется в предлагаемых таблицах сумма государственного бюджета, идущего на поддержание и ОТНОСИТЕЛЬНОЕ развитие пролетарского государства. В свою очередь, оборот общественного капитала зависит там от планируемых в дополнительных таблицах (см. лист 2) величин налогов на заработную плату и прибыль, от процента на накопление и других планируемых величин (которые, заметим, при умении пользоваться Excel’ем можно свободно добавлять в таблицы и удалять). При этом все сложнейшие и трудоемкие расчеты оборота капитала в пролетарском социализме и образования его бюджета производятся автоматически, компьютером, по соответствующим формулам, учитывающим определенную пользователем капитализацию вырученных при реализации товаров денежных сумм (в предположении 100-процентной реализации произведенных товаров по их стоимости, складывающейся в условиях равновесных спроса и предложения). Человеку остается здесь лишь вводить в соответствующие ячейки таблиц НРАВЯЩИЕСЯ ЕМУ соответствующие величины налогов, капитализации и т.д. В результате человек («кухарка») получает удовлетворяющие его или нет величины госбюджета, из которых он может выбрать наилучшие варианты. Чтобы потом предложить лучшее для обсуждения «всем миром».

Но, спрашивается, почему для написания этой статьи возникла необходимость именно критического рассмотрения проанализированного Марксом во 2-ом томе «Капитала»? Дело в том, что автор попытался «подключить» к обороту (движению) товаров 1 и 2 подразделений общественного воспроизводства также и оборот (движение) денег. Но тут выяснилось, что Маркс фактически рассматривает лишь НАТУРАЛЬНЫЙ обмен товарами по их меновым стоимостям и что деньги КАК ТАКОВЫЕ в его схемах буквально некуда деть. И мы ввели поэтому в анализ для особенного товара – денег - дополнительное подразделение общественного воспроизводства – третье. В этом и заключалась наша критичность по отношению к Марксу в «Капитале».

Однако тут появился еще вопрос: 3 подразделение тоже производит деньги? Как может быть так, что сразу два или даже три подразделения производят один и тот же товар?

Мы ответили на этот вопрос следующим образом. Действительно, деньги производятся 1 и 2 подразделениями как обычный товар, т.е. еще не деньги, а сырое золото или «разрисованные» под деньги бумаги или золотые украшения. Но – в отличие от прочих товаров, производимых 1 и 2 подразделениями – деньги несут с собой еще и функцию обслуживания товарооборота, выступают уже не как простой товар, но как особенный товар, опосредующий оборот общественного капитала. Поэтому 3 подразделение не может заниматься производством золота; любые металлы, вообще продукты в вещественной форме, производит либо 1, либо 2 подразделение (производят либо как средства производства, либо как предметы индивидуального, или личностного, потребления). Но раз известно, что деньги не являются только золотом или только красивыми или некрасивыми бумажками, что природа их двойственна, причем эта последняя проявляется так, что определяющим в этой двойственности является не потребительная, а ЧИСТО меновая стоимость (особенно хорошо это видно на примере бумажных денег: они имеют потребительную стоимость, но отнюдь НЕ как бумага), значит, третьим подразделением производятся деньги КАК ЧИСТО МЕНОВАЯ стоимость. В качестве чистой меновой стоимости деньги производит для оборота, во-первых, государство, а во-вторых, частные банки. Последние, конечно, не печатают денег, но, принадлежа вместе с соответствующими государственными учреждениями к 3 подразделению, они регулируют вброс МАССЫ денег (КАК ЧИСТО МЕНОВЫХ стоимостей) в товарно-денежный оборот и изъятие их из этого оборота - посредством банковского процента или иначе. При этом деньги производятся 3 подразделением не как товар, но как ТОВАРНАЯ УСЛУГА. Как, например, производятся мультимедийные компакт-диски; здесь также материал диска совершенно «вторичен» относительно записанной на нем музыки, голосов или видео. Правда, компакт-диск является предметом личностного потребления (он кому-то нужен, а кому-то совершенно нет), тогда как деньги В ТОВАРНО-ДЕНЕЖНОМ хозяйстве с самого начала представляют собой «предмет» ОБЩЕСТВЕННОГО потребления, опосредующий кругооборот ОБЩЕСТВЕННОГО капитала.

После выяснения, где И КАК производятся деньги, автору стало ясно, что не только печатающие деньги станки, но и прочие государственные и частные учреждения, вообще существующие лишь постольку, поскольку работают на ОБЩЕСТВО в целом, оказывая ему различные специфические услуги, должны быть отнесены к 3 подразделению.

Однако продолжала существовать одна заковыка, которая не позволяла двигаться дальше, как бы парализовала дальнейшее исследование товарно-денежного оборота в максимально обобщенной форме. Было непонятно, почему в «Капитале» и в связанной с ним комментирующей литературе нет ни слова о 3 подразделении…

Лишь через несколько лет случайно обнаружилось, что у Маркса в его рассуждениях по поводу кругооборота общественного капитала все же присутствует 3 подразделение общественного производства. Почему же оно отсутствует у него во 2 томе «Капитала», изданном Энгельсом, об этом мы высказываем свои предположения далее.
* * *
Рассматривая процесс воспроизводства в общественном масштабе, Маркс фактически сводит функции государства к не очень завидной роли лишь непроизводительного работника, слуги?1 Спрашивается, может ли означать такое несколько пренебрежительное сведение, что роль государства никогда не должна быть активной, производящей, что у государства в собственности – в частности, у государства демократии и диктатуры пролетариата - никогда не должно быть предприятий, производящих меновые стоимости? А если «это не так», если опыт «реального социализма» заставляет утверждать обратное (ибо государство того же СССР имело производящую меновые стоимости собственность), то где тогда действительное место и какова действительная роль государства в обществе, воспроизводящемся на товарно-денежной основе?

В первом приближении ответ здесь, как правило, дается таким: Маркс, чтобы лучше разобраться самому и объяснить другим, желал рассматривать лишь «чистый капитализм»; факт существования государства, мол, вносит в рассмотрение излишние сложности, которые, в общем, несущественны и могут быть учтены в дальнейшем. Думается, однако, Маркс вполне осознанно «не замечал» возраставшую роль государства в буржуазном воспроизводстве. Во всяком случае и он, и Энгельс были свидетелями роста государственных железных дорог, а также государственных средств коммуникации и так называемых общественных работ, организуемых под началом государства…

На наш взгляд, Маркс «игнорировал» производящую роль государства потому, в первую очередь, что был коммунистом и в качестве такового, опять же в первую очередь, выступал за полное изъятие института государства из общественной жизни, а с этим - не за государственное, но за чисто общественное регулирование воспроизводства. Иначе говоря, Маркс, ставя государство на одну доску со слугами, обслуживающим персоналом, «агитировал» не за государственное правление, не за госкапитализм, при котором сохраняются как наемный труд, так и капитал – каким бы «социалистическим» это все ни называлось, - но за самоуправление объединившихся в коммунистическую ассоциацию производителей – бывших пролетариев.

С другой стороны. Маркс, как и его друг Энгельс, были такими коммунистами, которые ожидали (и делали все возможное для этого) установления собственно коммунистических общественно-экономических отношений если и не с этого дня на следующий, то уж точно в ближайшие несколько лет... Да к тому же - во всемирном масштабе, в котором зловредная буржуазия остается лишь внутри социализма и, стало быть, под полным контролем диктатуры пролетариата. При этом, писал Энгельс в «Анти-Дюринге», первым и последним государственным декретом после всемирной пролетарской революции будет декрет об упразднении государства… Как было классикам в то время говорить о важной роли государства в столь серьезном процессе как воспроизводство, если и без того до коммунизма, т.е. до общей собственности, до общества самоуправления во всемирном масштабе, «рукой подать»?.. А современное (классикам) общество, к тому же, заражено, с одной стороны, «государственным абсолютизмом», а с другой - желает государства в виде буржуазно-демократической республики, не оставляя места безгосударственной структуре, какой является коммунизм... Представляется, классики – особенно в лице Энгельса - попытались попросту навязать современному им обществу идею безгосударственного развития. Волевым путем.

Достоянием масс в кратчайший срок, по мысли классиков, должна была стать идея коммунизма, идея негосударственного управления, идея самоуправления. Диктатура и демократия пролетариата у классиков2 – лишь сравнительно небольшой переходный период революционного превращения капиталистического общества в коммунизм… Поэтому, на наш взгляд, классики и не пожелали показывать теоретически роль государства, государственного капитализма в воспроизводстве пролетариата большей, чем роль простого слуги. Больше того. Энгельс, публикуя 2 том «Капитала» после смерти Маркса, не счел необходимым заметить как-нибудь у него в рукописях III подразделение, заставляющее при соответствующем анализе ввести далее в воспроизводство и слугу-государство:

«Рассмотрим различные классы, - пишет Маркс: -



класс I, который производит жизненные средства [в «Капитале» стал II «подразделением», поскольку речь действительно не может идти об общественном «классе». - ASM];

класс II, который производит постоянный капитал для [производства] этих жизненных средств и постоянный капитал для [производства] этого постоянного капитала [превратился в I подразделение. - ASM];

класс III - торговый и денежный капитал, который лишь опосредствует движения между двумя первыми классами [это и есть у Маркса введенное нами по собственной внутренней необходимости 3 подразделение; оно опосредует движение между 1 и 2 подразделениями своими товарными услугами. - ASM]» (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., изд.2, т.48, с.238).

Однако жизнь, пролетарская революция, свершенная в очень слабо развитой для перехода к действительно коммунистическим отношениям стране, заставили иначе взглянуть на государство и его роль. – Именно отсюда, думается, проистекает жесткая дискуссия Ленина с «ренегатом» Каутским о государстве диктатуры пролетариата, вместо которой (заметим кстати) Каутский, оставляя существовать буржуазный парламентаризм, хотел видеть не коммунистическое самоуправление и даже не пролетарскую, но – всего лишь! – буржуазную демократию; которая, впрочем, не существует без диктатуры, в данном случае – без диктатуры буржуазии над пролетариатом. Ирония истории, тем не менее, заключается в том, что необходимое коммунистическое изъятие из жизни хотя бы части общества института государства, т.е. осознанная организация пролетарским государством на базе государственной собственности коммуны, вообще не признавалось и не признается до сих пор возникшим на месте ленинизма сталинизмом, а также маоизмом, чучхеизмом и т.п. более поздними социальными системами.3 Изъятие государства из жизни общества, провозглашенное классиками коммунизма в качестве первейшей революционной меры, как правило, вообще не рассматривается сегодня коммунистами как актуальное.

В завершение общей части статьи скажем так.

Маркс, Энгельс, Ленин были великими коммунистическими стратегами. Не учли они в силу недостаточного в их время уровня развития производительных сил4 одного: каждая желающая коммунизма «кухарка», прежде чем перейти к коммунистическому самоуправлению, должна сначала научиться управлять государством. Но для этого недостаточно объявить профсоюзы «школой коммунизма». Тем более, что профсоюзы являются не школой коммунизма, а всего лишь школой пролетарской борьбы за права наемного работника, школой минимизации произвола частных хозяев средств производства или назначаемых государством директоров и прочих чиновников от госкапитализма. Научиться «кухарка» сможет управлять своим государством лишь тогда, когда ей дадут необходимый для этого инструмент. Инструмент в виде достаточно наглядной теории регулирования общественного воспроизводства государством диктатуры и демократии пролетариата. Тогда «кухарка» через себя увидит, почувствует у государства – становящегося таким образом действительно пролетарским - не только роль пассивного слуги, «винтика», осуществляющего волю различного рода сталинов, кимирсенов и т.п., но и роль активного хозяина общественного воспроизводственного процесса. Такого хозяина, впрочем, который ведет дело не к усилению, но к постепенному «засыпанию» государства и, стало быть, к передаче государственных средств производства коммунарам, к возникновению и активному становлению коммунистического общества, коммунистического воспроизводства, коммунистического самоуправления.




  1. Государственное регулирование воспроизводства,

совершающегося на нормальной товарно-денежной основе
Схемы. Среди товаров, производимых предприятиями с полной и частичной госсобственностью, т.е. производимых государственным сектором народного хозяйства, так же, как и среди товаров, производимых традиционно частными предприятиями буржуазного сектора, остающимися и при пролетарском социализме, можно выделить и средства производства, и продукты личностного (индивидуального) потребления. Следовательно, государственный сектор народного хозяйства также дает нам знакомые по «Капиталу» I и II подразделения общественного воспроизводства. Хорошо сознавая сей факт, составим схему двухсекторного воспроизводства - наподобие тех, что у Маркса, но схему не стоимостную, представленную меновыми стоимостями, а схему, так сказать, in natura, в которой вместо меновых фигурируют потребительные стоимости или, иначе, «товарные кучи», произведенные соответствующими структурами подразделений для соответствующих потребителей. При этом можно даже предположить, чтобы не уходить далеко от времени Маркса, что госсектор не играет в данном общественном воспроизводстве главной роли, а лишь дополняет чисто буржуазное воспроизводство, преследуя все же свои собственные цели.5
Схема воспроизводимых обществом потребительных стоимостей

На этой схеме, являющейся, как и следующие, авторской оригинальной разработкой, можно увидеть не только знакомое, но и ранее большинству, в том числе и читавшему «Капитал», совершенно неизвестное. В частности, здесь у нас в обоих секторах фигурирует III подразделение, которого во 2 томе «Капитала» нет. И вот вопрос: что оно производит, какие такие потребительные стоимости, если известно, что средства производства как потребительные стоимости представлены I подразделением обоих секторов, а продукты личностного потребления - II подразделением обоих секторов; какими потребительными стоимостями на схеме и в жизни представлено III подразделение?

Будем пока говорить лишь о буржуазном секторе. Чтобы понять, что скрывается за различными индексами N в его III подразделении, увидим сначала, какие потребительные стоимости (товары в их натуральной форме, «товарные кучи») представлены соответствующими индексами в I и II подразделениях буржуазного сектора.

SB1 - средства производства, предназначенные для покрытия внутренних потребностей I подразделения буржуазного и госсектора (пролетарского сектора). В частности, SB1 необходимы, чтобы были удовлетворены производительные потребности в них у предприятий, производящих в буржуазном секторе -

SB2 - средства производства, предназначенные для удовлетворения производительных потребностей всех предприятий II подразделения, - и

SB3 - средства производства, предназначенные для удовлетворения производительных потребностей в них у пока не совсем известного нам III подразделения.

Кроме того, часть SB1 - это такие средства производства, с помощью которых производят сами эти средства производства SB1.

К примеру. Некое частное предприятие буржуазного сектора выпускает станки, с помощью которых на другом частном предприятии изготавливают станки, производящие ткань для личностного потребления. Данная ткань относится к товарам II подразделения, о них речь впереди; станки для ее производства скрыты индексом SB2; станки для производства станков SB2 и SB3 скрыты индексом SB1. А вот станки для производства станков SB1 - это как бы четвертая и последняя разновидность средств производства, далее которой можно обнаружить только сами различные средства производства SB1. Капиталисты I подразделения - владельцы SB1 продают SB1 капиталистам, владеющим другими SB1, т.е. друг другу, организуя тем самым замкнутый (внутренний, концевой) оборот средств производства одного и того же назначения.

Далее.


РB1 - это продукты личностного потребления (жизненные средства, по Марксу) всех рабочих и капиталистов I подразделения; продукты эти, существующие в форме товаров, например упомянутая выше ткань, продаются капиталистами II подразделения всем рабочим и капиталистам I подразделения, а на вырученные от продажи деньги - в результате их капитализации, т.е. образования из них фондов средств производства, заработной платы и прибыли - покупаются средства производства SB2, кое-что у III подразделения и

РB2 - продукты личностного потребления рабочих и капиталистов, производящих товары РB1. Кроме того, РB2 - это продукты личностного потребления тех из II подразделения, кто воспроизводит -

РB3 - продукты личностного потребления работников и хозяев все еще непонятного нам до конца III подразделения.

РB2, кроме указанного, это еще и продукты личностного потребления производителей (рабочих и капиталистов) самих РB2.

Например, фермер выращивает виноград и продает его в личностное потребление производителям уже известной нам ткани, идущей в личностное потребление I подразделению. Ткань в данном случае - это РB1; виноград - это РB2. Однако фермер продает свой виноград (помимо III подразделения) и своим рабочим, и фермерам и рабочим, производящим, скажем, апельсины как РB2; такой «виноград второго рода» составляет часть товаров РB2, которые также образуют замкнутый (концевой) оборот, но уже не средств производства, а продуктов личностного потребления.

Расшифрованное выше являет собой продукты (товары, потребительные стоимости, «товарные кучи»), уже произведенные in natura, но еще не обмененные (не проданные), а потому и не потребленные. Но без потребления нет воспроизводства как некоего целостного процесса; последний включает в себя не только собственно производство, но и обмен, в скрытом виде представляющий собой в товарно-денежном хозяйстве распределение, и потребление. Если есть товары, но нет продажи, реализации произведенного, то это называется кризисом воспроизводства, суть которого - прекращение или очень существенное замедление общественного кругооборота товаров и денег. Следовательно, чтобы процесс воспроизводства пролетарского социализма шел бескризисно, за фазой собственно производства должна последовать фаза обмена произведенными товарами между подразделениями, фаза рыночного (скрытного) распределения товаров между потребителями. – Распределения с помощью денег, конечно, платежеспособного спроса. Товары, поступающие в обмен, осуществляющийся при помощи денег, становятся меновыми стоимостями.

Но что или кто в обществе товарно-денежных отношений должен заниматься обменом непосредственно и опосредованно, т.е., в последнем случае, способствуя совершению обменных операций через создание для них внешних условий? Разумеется, в какой-то мере занятий обменом не избежать и самим непосредственным производителям перечисленных выше товаров - средств производства и продуктов личностного потребления: производители очень заинтересованы в скорейшем сбыте произведенных ими товаров, получении вместо товаров денег. Но в силу общественного разделения труда - в буржуазном обществе, как известно, развитого достаточно хорошо - обменом и скрытым за ним распределением занимаются главным образом специализированные на совершении этой фазы воспроизводства частные физические лица, частные учреждения и организации. Они закупают у производителей I и II подразделений их товар, транспортируют его в места хранения, находят других продавцов или непосредственно потребителей, а затем реализуют товары оптом или в розницу в производительное или личностное потребление (либо во вторичный и т.д. обмен).

Не следует, однако, думать, что речь здесь может идти лишь о торговцах товарами. Так или иначе в развитом обществе в обмене и распределении задействованы многие другие учреждения и организации, а первые среди них - рекламные агентства, частные коммерческие банки, организации, обеспечивающие транспортировку выработанной электроэнергии, товаров в жидком и газообразном состоянии, передачу нерекламной информации. Сюда же следует отнести самостоятельные организации ремонта, реставрации и утилизации средств и отходов производства, обмена и потребления и т.д., и т.п., что существует самостоятельно рядом с собственно производством товаров, с предприятиями I и II подразделений.

Имеет ли труд работников, занятых обеспечением нормального хода воспроизводственного процесса, общественную, пусть буржуазную, но потребительную стоимость? Иначе говоря, нужен ли, необходим ли данный труд в условиях товарно-денежного воспроизводства? Вряд ли в этом имеет резон сомневаться. Но если это так, то можно смело говорить, что III подразделение у нас на схеме - а также и в жизни - представляет хотя и не товары как некие материальные (вещественные) предметы, но - различные товарные услуги частных физических лиц и частных учреждений, занятых как организацией, так и собственно обменом и буржуазным распределением товаров; занятых подготовкой произведенных товаров к производительному и личностному потреблению, а вообще говоря - обеспечением субъективно-нормального, в том числе и объективно кризисного, хода капиталистического (товарно-денежного) воспроизводства. Причем эти товарные услуги могут быть по форме как чисто капиталистическими - предоставляемыми наемной рабочей силой и чужими для последней средствами производства, так и просто товарными, осуществляемыми – как и до возникновения капитализма - собственной рабочей силой, с помощью собственных же средств производства.

Вернемся, впрочем, к нашей схеме и рассмотрим теперь, что в частности производит III подразделение буржуазного сектора.

NB1 - это специализированные производительные товарные услуги, предоставляемые частными физическими лицами, буржуазными учреждениями и организациями рабочим и капиталистам I подразделения, а также всем желающим иным лицам; пример – платное обучение учащихся, студентов вольнослушателей производству средств производства SB1 или непосредственно сама продажа средств производства – скажем, SB2 - специализированной на этом торговой организацией какому-либо покупателю.

NB2 - то же, но производительные услуги, предоставляемые рабочим и капиталистам II подразделения (а также иным лицам); пример спецуслуг - операции частного банка по предоставлению кредита под производство продукции личностного потребления, профессиональное обучение производству товаров личностного потребления и т.д.

NB3 - товарные производительные услуги, предоставляемые работникам и капиталистам III подразделения; например, услуги связанные с обучением предоставлению товарных услуг. Здесь образуется третье замкнутое на себя обращение меновых стоимостей.

NB4 - товарные непроизводительные услуги общего характера как работникам и капиталистам, так и вообще всем людям. Это услуги средств массовой информации, так наз. шоу-бизнеса, частных преподавателей отвлеченного искусства, медиков, педагогов общего образования и т.д. Данные товарные услуги образуют еще одно, четвертое, замкнутое (концевое) обращение меновых стоимостей, при котором «на стороне» приобретаются средства производства, товары личностного потребления и производительные услуги, но не непроизводительные услуги.

С известной долей справедливости можно сказать, что III подразделение в целом своими товарными услугами формирует буржуазное воспроизводство, делает его именно буржуазным воспроизводством. В свою очередь, пролетарское воспроизводство может и будет формироваться III подразделением госсектора – но лишь тогда, когда пролетарским станет само государство.

Что касается госсектора в целом, то и здесь, как было сказано, все товары in natura являют собой средства производства и продукты личностного потребления. А также производительные и непроизводительные услуги. Но если в буржуазно организованном секторе все услуги производятся частно, исключительно как меновые стоимости, как товарные услуги, предоставляемые за деньги, то в госсекторе пролетарского социализма услуги производятся, или должны производиться, в качестве меновой стоимости, «за плату» лишь частично – только для физических и частных (буржуазных) юридических лиц. Для госпредприятий, госучреждений и госорганизаций пролетарского социализма госуслуги – как производительные, так и непроизводительные - должны производиться бесплатно, как нетоварные услуги, хотя и в счет выплачиваемой государством работнику сферы госуслуг заработной платы. Впрочем, наемные работники оказывают услуги «бесплатно», в смысле «за зарплату», как у государства, так и у традиционно частного буржуа (капиталиста). Лишь простая, а не чисто капиталистическая (предоставляемая наемным работником) товарная услуга оплачивается полностью тому, кто ее оказал (без учета налога, который платит государству не только капиталистический, но и простой товаропроизводитель).

Плата за госуслуги со стороны их потребителей, т.е. не госзарплата предоставляющего услуги работника, а меновая (полная) стоимость госуслуг, в которой помимо зарплаты «сидят» еще и прибыль (m) с амортизацией (c), являет собой госдоход, который целиком должен изыматься в госбюджет. - Чтобы потом пойти из госбюджета пролетарского социализма на образование госинвестиций, фонда зарплаты работникам III господразделения, госпенсий, госпособий, так называемого фонда призрения бедных, находящихся на попечении государства, и т.д. Именно потому, что весь госдоход поступает в госбюджет, никто из работников III подразделения госсектора в пролетарском социализме не должен платить налоги государству на зарплату (но это никак не касается III подразделения буржуазного сектора).

Однако госприбыль, образующаяся на госпредприятиях I и II подразделений госсектора в результате эксплуатации государством наемного труда пролетариев, не должна поступать в госбюджет пролетарского социализма иначе как в качестве налога на прибыль. Предприятия I и II подразделений госсектора отличаются от соответствующих предприятий буржуазного сектора только тем, во-первых, что высшее руководство госпредприятий (так называемая номенклатура) назначается и снимается с должности пролетарским государством. Во-вторых, тем, что из остатка прибыли госпредприятия (после выплаты налога на прибыль государству) фонды развития предприятия и накопления выделяются исключительно администрацией госпредприятия, хотя и не более оговоренного с профсоюзами процента. В-третьих, тем, что оставшееся и попавшее таким образом в фонды премий, социально-культурных и бытовых мероприятий может распределяться без участия назначенной администрации, т.е. исключительно профсоюзом. В условиях госвласти в руках пролетариата сфера производства остается за наемными госуправляющими, тогда как сфера дополнительного распределения (сверх заработной платы, распределения по стоимости рабочей силы) отдается наемным работникам пролетарского государства, объединенным в профсоюз. Кто из пролетариев не может согласиться с таким положением на госпредприятии, тот либо идет и нанимается к буржуазии (на частное предприятие буржуазного сектора), либо переходит в коммуну.

Теперь раскроем, что стоит за индексами «товарных куч» и услуг в госсекторе. Но не за всеми, поскольку за многими из них повторяется смысл, уже раскрытый при рассмотрении потребительных стоимостей буржуазного сектора, а лишь за некоторыми важнейшими.

SG3 – производимые I господразделением средства производства для служащих III подразделения госсектора, в том числе производимые в качестве сохраняющих и воспроизводящих государство как таковое: вооружения и спецсредства для армии, полиции, суда, прокуратуры и пр. вместе с казармами, тюрьмами и др. специализированными зданиями и сооружениями, произведенными взамен утраченных и как расширение госимущества; дороги, мосты, телебашни, космические системы и пр., произведенное как обычная госсобственность; здания и оборудование для государственных образования, медицины, фундаментальной науки, банковского дела, государственных информационных структур общего и специального назначения, не входящих в структуру госпредприятий I и II подразделений, и т.д. Как средства производства, эти производимые для известного «рынка» «не вполне товары» должны предоставляться в распоряжение III подразделения бесплатно, не через обмен на деньги, но через прямое распределение с помощью госснаба. Ибо совершенно незачем государству покупать у государства же. Но для учета износа, а также взыскания ущерба с нерадивых и воров рыночная или хотя бы расчетная меновая стоимость на момент приобретения этих средств производства должна учитываться.

РG3 – производимые II господразделением продукты личностного потребления работников (госслужащих) III господразделения, а также людей, живущих на государственные пенсии, пособия, стипендии и т.п.; личностное потребление за счет госбюджета солдат срочной службы, больных в бесплатных госбольницах, заключенных, детей и престарелых в государственных детских и домах престарелых, всех недееспособных, так или иначе призреваемых государством. На зарплаты, пенсии, пособия эти продукты покупаются лично, недееспособным и т.д. покупаются соответствующими госучреждениями-опекунами из III подразделения госсектора.

NG1 - специализированные по I подразделению производительные товарные госуслуги всем физическим лицам и частным предприятиям, учреждениям, организациям буржуазного сектора; специализированные нетоварные (бесплатные) производительные госуслуги госпредприятиям I подразделения.

NG2 - то же, что NG1, но относительно II подразделения.

NG3 - товарные и нетоварные производительные услуги III подразделению, а также физическим лицам.

NG4 – товарные и нетоварные непроизводительные госуслуги общевоспроизводственного назначения, предоставляемые всем личностям данного государства, в том числе пенсионерам, безработным, престарелым и т.д.; включают в себя работу в госнауке, образовании, медицине, государственных средствах массовой информации, в профессиональном госспорте, в заведениях отдыха и досуга и т.д. Сюда же должны быть отнесены ( в общем непроизводительные) услуги пролетарски-социалистического правительства, пролетарски-социалистического парламента, прокуроров, судей и адвокатов государства демократии и диктатуры пролетариата, наемных военных и полицейских и прочих госслужащих.

Что-то из приведенного выше перечня услуг может исчезать как потерявшее буржуазно- или пролетарско-общественную потребительную стоимость, а что-то добавляться. Однако сам труд по обеспечению нормального товарно-денежного (капиталистического) обращения при пролетарском социализме исчезнуть не может. Этот труд исчезает только с развитием коммунистического общества (первоначально коммуны), с развитием, следовательно, нетоварного и неденежного обращения продуктов и труда между подразделениями коммунистического воспроизводства. Однако на место этого обеспечивающего труда непременно встает хотя и принципиально иной, но также обеспечивающий нормальное – теперь коммунистическое - воспроизводство труд. III подразделение общественного воспроизводства будет существовать столь же «вечно», сколь и I со II подразделения.

Итак, теперь мы более или менее разобрались с производимыми общественными потребительными стоимостями. Но для удобства дальнейших рассуждений нам нужна еще одна схема. В ней в предельно обобщенном виде индексируются производители обозначенных выше в столь же предельно обобщенной форме товаров и товарных услуг (товарных куч).

Схема производителей

общественных потребительных (а также меновых; см. ниже) стоимостей6




Каждый индекс этой схемы производителей поставлен в соответствие каждому индексу представленной ранее схемы воспроизводимых обществом потребительных (а также представленной ниже схемы воспроизводимых меновых) стоимостей. Так что должно быть вполне ясно: структура 1а, обозначенная на данной схеме, производит средства производства SB1, структура 3’б - товарные и нетоварные услуги NG2 и т.д.

Но и двумя схемами мы не можем удовлетвориться, нам необходима еще и третья -



Схема воспроизводимых обществом меновых стоимостей



Буржуазный сектор Госсектор


I

C1

C2

C3










I

C’1

C’2

C’3




II

V1

V2

V3










II

V’1

V’2

V’3




III

M1

M2

M3

M4







III

M’1

M’2

M’3

M’4

Думается, нет необходимости в каких-либо особых комментариях и к этой схеме воспроизводимых меновых стоимостей, потому что и здесь индексы меновых стоимостей поставлены в соответствие индексам двух предыдущих схем. В результате получается так, что, к примеру, структура производит потребительные стоимости («товарную кучу») SB1, меновая стоимость которых C1, а структура 1’б производит потребительные стоимости («товарную кучу») SG2, меновая стоимость которых C2 и т.д.



Директивное планирование и государственные заказы. Очевидно, государственное планирование общественного воспроизводства в пролетарском социализме совершается, или должно совершаться, в первую очередь для того, чтобы в результате появилось возможно больше – в существующих условиях воспроизводства - меновых стоимостей, общественного богатства, способного максимально удовлетворить потребности как государства, так и призреваемых им граждан. Оно начинается с того момента, когда депутаты пролетарского парламента и члены пролетарского правительства, исходя из предполагаемого ими наполнения госбюджета, приступают к определению пропорций государственного инвестирования в народное хозяйство. О чем должна быть их первоочередная забота? Естественно о том, чтобы в первую очередь для государства в нужном объеме были произведены потребительные стоимости SG3 и РG3, выделены деньги на зарплату работникам III подразделения госсектора, а также пенсии пенсионерам, пособия безработным, фонды недееспособным и т.д. Требуется также запланировать ту госприбыль (госдоход), которая может быть получена в III подразделении госсектора за счет предоставления товарных (платных) производительных и непроизводительных услуг.

Товары SG3 и РG3 производят структуры госсектора 1’в и 2’в. Но их мощностей может не хватить для производства нужных государству товаров в полном объеме. Следовательно, первоочередной «головной болью» Госплана и парламента становятся и структуры буржуазного сектора 1в и 2в, производящие «параллельные товары», соответственно, SB3 и РB3. Однако если к государственным структурам 1’в и 2’в Госпланом пролетарского социализма применяется директивное планирование, то к параллельным буржуазным структурам - простым товарным ли, чисто капиталистическим ли, безразлично - госзаказ.

Нам трудно будет понять директивное планирование производства предприятиям госсектора и планирование покупок у предприятий буржуазного сектора (госзаказов), если мы не ознакомимся сначала со схемой движения спроса на средства производства, продукты личностного потребления и услуги, представленной ниже. Это движение являет собой нечто вроде цепной реакции деления ядер урана. Причем когда планирование совершается правильно, тогда это управляемая реакция, несущая тепло и свет, когда неправильно – это стихия, это испепеляющий «огнь» и разрушение, это кризис. (Учтем здесь, что на схеме обозначены лишь два пути движения денег: от государства и государству. Первый из них – движение денег от Госснаба к структурам 1в и 1’в, второй – красные пунктирные линии - движение госдохода от структур III господразделения, оказывающего платные и бесплатные услуги. На схеме не показаны движения в госбюджет налоговых денег – от прибыли и зарплат в буржуазном секторе и от 1 и 2 подразделений госсектора, - а также накопительных денег. Кроме того, не показаны движения денег из госбюджета структурам 2’в и 2в, а также структуре буржуазного сектора 3г, оказывающей платные непроизводительные услуги призреваемым государством недееспособным гражданам. Не показаны здесь и движения пенсий и пособий. Фактически, на данной схеме присутствуют лишь движения амортизационных отчислений, зарплат и прибылей, т.е. c+v+m. В комплексе все движения денег учтены в таблицах.)

Итак, Госплан, представляющий собой одну из организаций структуры 3’г госсектора, выявляет производительные потребности всех учреждений и организаций III подразделения госсектора и на этой базе директивно планирует выделение денег из бюджета государства для производства – под контролем Центробанка и пролетарского парламента – структуре 1’в. Параллельно он передает сведения о запланированном для III подразделения в денежном выражении Госснабу. Потребности, оплодотворенные деньгами, рождают у Госснаба платежеспособный спрос. Но – не только к структуре 1’в. Если не хватает мощности указанной госструктуре, то Госплан ходатайствует перед парламентом о выделении денег Госснабу на закупку потребного III подразделению госсектора не только в госсекторе, но и в структуре 1в буржуазного сектора. Понятно, что произведенные таким образом и закупленные средства производства концентрируются в Госснабе и именно к нему предъявляют нетоварный спрос все организации и учреждения III подразделения госсектора, в том числе и сами Госплан с Госснабом.

Далее Госплан должен директивно запланировать производство госструктурой 2’в продуктов личностного потребления граждан, так или иначе призреваемых государством, а также в неприкосновенный запас на случай форс-мажорных обстоятельств. Но, учтем, сюда не входят продукты личностного потребления живущих на пенсии и пособия. Последние покупают себе товары на пенсии и пособия лично, тогда как запланированное госструктуре 2’в директивно сначала приобретается, а затем распределяется между госучреждениями-опекунами все тем же госснабом. Если есть такая необходимость и деньги, госплан должен также запланировать деньги на покупку недееспособным и т.д. товаров в структуре 2в буржуазного сектора; платежеспособный спрос и в этом случае предъявляет госснаб, хотя и по заявке опекунов.

Теперь, что касается продуктов личностного потребления, покупаемых на часть выплачиваемой из госбюджета зарплаты госслужащих III подразделения госсектора и часть пенсий и пособий. Эти товары также производятся структурой 2’в, но их объем носит тот же характер, что и объем относительных неликвидов, планируемый госструктуре 1’в, так как свободный в своем выборе дееспособный потребитель может предпочесть либо произведенное государством, либо произведенное буржуазным сектором. И все же с помощью статистики средние предпочтения могут быть более или менее правильно выяснены. Следовательно, может быть окончательно выяснена как величина (меновая стоимость; см. схему меновых стоимостей выше) V3, так и величина V3.

Впрочем, сейчас самое время перейти к таблицам и попробовать поупражняться с ними.
х х х
Итак, указан путь к относительно бескризисному развитию пролетарского социализма на основе товарно-денежных отношений. Реален ли он? Реален, но не максимально эффективен. Поскольку слишком много, следуя им при осуществлении директивного планирования и госзаказывания, необходимо «допускать» и «предполагать», причем влияние частного (особенно буржуазного) производства «на свой страх и риск» постоянно грозит здесь полной разбалансировкой воспроизводства. Гораздо эффективнее будет переход от товарно-денежных к отношениям коммунистическим, исключающим из своей внутренней практики вместе с госуправлением и даже просто госвмешательством также и отношения мены: здесь уже господствует распределение, а обмен существует, как говорят философы, лишь в снятом виде. Впрочем, стоит, наверное, рассмотреть главные теоретические отличия коммунистического способа воспроизводства от буржуазного и пролетарского. Хотя бы вкратце.

Важнейшее мероприятие, которое необходимо осуществить до полноценного прихода компартии к государственной власти и, стало быть, до «включения зеленого света» организации в государстве самоуправляющегося коммунистического сектора народного хозяйства, это выработка целостного взгляда на то, как «по науке», т.е. системно - в целях весьма постепенного упразднения меновых отношений,7 - сначала выявлять производительные и личностные потребности членов коммуны самими коммунистическими предприятиями, затем доставлять силами III подразделения коммуны произведенное предприятиями по заказам к указанным потребителями-коммунарами местам потребления точно в срок. Без такой системы коммунисты «по науке», не «кавалерийским наскоком», рынок, рыночное выявление, а затем и удовлетворение потребностей не смогут упразднить никогда. Без этой системы, как показал опыт еще «военного коммунизма», а потом и всех бывших соцстран, победителем всегда - раньше или позже - будет выходить рынок, а с ним - меновые, а не коммунистические отношения. Сегодня эта задача решаема вполне. В помощь необходимо привлечь компьютерную технологию вообще и сетевую компьютерную технологию, оперирующую базами данных, в частности. К сожалению, мы не можем здесь вдаваться в подробности.

Далее. В условиях коммунистического способа воспроизводства даже первой фазы «бесплатно» (далее будет понятен смысл кавычек) коммунарами должны потребляться как специализированные и общие услуги, предоставляемые III подразделением коммуны, так и все средства производства: и доставляемые работой I подразделения коммуны, и покупаемые коммуной вне коммунистического сектора (покуда он не превратился во всемирное коммунистическое хозяйство). Что же касается продуктов личностного потребления - и производимых, и покупаемых вовне, - то в первой фазе коммунизма за них нужно платить. Но платить не деньгами как таковыми,8 а своим общественно необходимым трудом на коммуну. При этом труд и одного коммунара, и любого коллектива коммунаров, и коммуны в целом должен быть определен как именно в этом количестве необходимый коммуне, как общественно необходимый в данном количестве труд. Как определить трудовую «цену» произведенного общественно-коммунистически продукта личностного потребления? Чтобы ответить на этот вопрос, нарисуем сначала схему воспроизводимых трудовых стоимостей, которая в условиях коммунистического воспроизводства заменяет схему буржуазно и пролетарски воспроизводимых меновых стоимостей.
Коммунистический сектор
I TC1 + TC2 + TC3 = T1

II TV1 + TV2 + TV3 = T2

III TM1 + TM2 + TM3 + TM4 = T3
T1 - это общая трудовая, выражаемая в часах например, стоимость произведенных коммуной нетоварных средств производства и специально производимых для реализации вовне товаров;9

T2 - то же, но трудовая стоимость продуктов личностного потребления; последние в коммуне имеют исключительно нетоварную форму, т.е. не производятся для продажи буржуазии или государству;10

T3 - то же, но товарных (продаются буржуазии и государству) и нетоварных (предоставляются коммунарам) услуг, обеспечивающих, говоря субъективно, стабильное расширенное коммунистическое воспроизводство.

Отсюда трудовая «цена» реализации продуктов личностного потребления для коммунаров - и только для коммунаров, - допустим R, равна сумме трех Т:



R = T1 + T2 + T3

Спрашивается, почему сумме, а не одному только T2, «что естественнее»? Во-первых, потому что на совокупный коммунистический продукт личностного потребления претендуют все коммунары, из всех трех подразделений, а также пенсионеры, призреваемые и т.д. неработники коммуны. А прямого обмена между подразделениями при коммунизме существовать не может и не должно существовать: обмен здесь снят, существует лишь как скрытая форма распределения; при коммунизме господствует распределение, тогда как в буржуазном обществе - обмен.11 Поэтому весь этот общественно необходимый труд должен быть учтен, пропорционально ему должны быть каждому коммунару выданы трудовые удостоверения («трудовые деньги») и действительные - вне коммуны - деньги; на удостоверения (трудовые «деньги») приобретаются продукты коммуны, на собственно деньги - товары, производимые буржуазным и пролетарским окружением коммуны.12

Во-вторых. Такой учет полностью компенсирует в первой фазе коммунизма «бесплатность» получения средств производства и услуг. Ибо он осуществляет наиболее прямую материальную заинтересованность коммунаров в экономном отношении к получаемому в производительное потребление «бесплатно». Организуется таким образом и материальная заинтересованность в производстве и применении все более и более эффективных средств производства и услуг, в экономии труда во всех трех подразделениях коммунистического воспроизводства, по сути - в ускоренно идущем в коммуне научно-техническом и общем прогрессе. Если я вижу, что «цены» личностного потребления растут, и я хорошо знаю, как образуется общая «цена» потребления, то обязательно приму меры по экономному расходованию средств производства и продуктов личностного потребления, посмотрю, где и как можно усовершенствовать услуги, уменьшив количество идущего на них труда; я сделаю все, что необходимо, но - если увижу прямую связь моего энтузиазма с ростом качества моей и других жизней коммунаров.

На этом завершим, и пусть все возможные и невозможные выводы с картами, то бишь схемами, в руках делает коммунистический и буржуазный читатель.




1 «...30 ф. ст. прибыли и ренты частично потребляются... в виде расходов на непроизводительных работников (государство, слуги и т.д.)...» (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., изд.2, т.48, с.191).


2 «18-й вопрос: Каков будет ход этой революции?

Ответ: Прежде всего она создаст демократический строй и тем самым, прямо или косвенно, политическое господство пролетариата» (там же, т.4, с.332; Энгельс. «Принципы коммунизма»)


3 Это «изъятие» не шло дальше организации раз в год коммунистических субботников.


4 В меньшей степени Ленин; но он ошибался, когда считал, что капитализм уже в его время достаточно упростил учет и контроль воспроизводства. Между тем, без требуемого упрощения учета и контроля «первую скрипку» в пролетарском государстве объективно будут играть не «кухарки», но чиновники, бюрократия. В частности, в силу затрудненного контроля за всей этой необходимой государству рабочей силой бюрократии, оказывающей обществу услуги по, прежде всего, учету воспроизводимого.


5 К примеру: «4) Организация труда или предоставление занятий пролетариям в национальных имениях, фабриках и мастерских, благодаря чему будет устранена конкуренция рабочих между собой, и фабриканты, поскольку они еще останутся, будут вынуждены платить такую же высокую плату, как и государство» («Принципы коммунизма» Энгельса).

6 Стрелки на схеме указывают на производство части товаров или товарных услуг самим себе.


7


 Это, конечно, уже реформирование. А революция - коммунистическая революция - заключается, во-первых, в приходе к государственной власти коммунистов и, во-вторых, в отмене с сегодня на завтра меновых отношений в коммуне. Но продолжается Революция через реформирование, постепенность.

8


 Хотя, может быть, с помощью денежных знаков. Энгельс в «Анти-Дюринге», к примеру, не возражал «даже» против золотых монет у Оуэна. Но лучше всего подошли бы своеобразные кредитные корточки, оперирующие как действительными деньгами (распределяемыми в коммуне по труду), так и непосредственно рабочим временем.

9


 Они, будучи произведены по специальному плану, продаются затем соответствующей структурой III подразделения коммуны, в зависимости от спроса, буржуазии и государству. Полученные от продажи товаров деньги частью направляются - верховным советом коммуны - на покупку у буржуазии или государства недостающих коммуне средств производства, частью распределяются «по труду» между коммунарами, чтобы они самостоятельно могли купить у буржуазии или государства пока непроизводимые коммуной продукты личностного потребления и, если сочтут нужным, буржуазные товарные услуги. Часть денег, полученных от товарных продаж, на эти же цели должна выделяться и коммунарам-неработникам.

10


 В этом нет ничего особенного, если учесть, что, к примеру, картофель может выступать и средством производства - как семена, и продуктом личностного потребления. Здесь имеется в виду, что тот же картофель может продаваться из коммуны вовне, но не уменьшая того объема, который заказан коммунарами на личностное потребление.

11


 С этой точки зрения не совсем корректен вопрос Ленина Бухарину: «Даже в чистом коммунизме хотя бы (меновое!!! - АSМ) отношение Iv+m к IIc?» (Цит. по: Д.И.Розенберг, ук. соч., с.7). Ленин прав в своем сомнении относительно бухаринского «умерщвления» политической экономии - хозяйственный расчет будет необходим и во второй фазе коммунизма, - но эквивалентно-меновых отношений (можно даже сказать «анархо-синдикалистских отношений) на уровне I, II и III подразделений коммунистического воспроизводства» не может быть уже в первой фазе коммунизма. Некоторое представление о коммунистическом хозрасчете дают - с соответствующими корректировками - наши рассуждения о государственно-монополистическом планировании воспроизводства.

12


 Пенсионеры-коммунары и т.д. не трудятся, значит, им должна быть просто выделена часть продуктов личностного потребления из «продуктовой кучи», которую можно было бы обозначить РК3 (по аналогии с государственной «товарной кучей» РG3). В этом случае R будет стоить несколько меньшая продуктовая масса, произведенная II подразделением коммуны. Либо, через учет потребления неработающих по трудовой стоимости, R должна быть увеличена до R1 при той же продуктовой массе.